Научная статья на тему 'Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей'

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кали А.

Для повышения эффективности выделяемых субсидий, а также обеспечения прозрачности и упрощения их выплаты, планируется автоматизировать процесс выдачи субсидий. Сейчас Министерство изучает мировой опыт автоматизации распределения субсидий сельхозтоваропроизводителям. Одновременно прорабатывается вопрос финансирования проекта через Европейский банк реконструкции и развития. В статье автором рассмотрены меры по государственной поддержке сельскохозяйственных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of agricultural producers

To improve the efficiency of subsidy and transparency and facilitate their payments, it is planned to automate the process of granting subsidies. Now the Ministry is studying world experience of automation of distribution of subsidies to agricultural producers. At the same time, the issue of financing the project through the European Bank of reconstruction and development. In the article the author considers the measures of state support of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей»

УДК 338. 436.33

Кали А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан

Министерство сельского хозяйства РК уже начало работу по совершенствованию мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей [1]. По официальным данным объем субсидий за последние пять лет вырос в 2 раза (с 43,2 млрд. тенге до 88,7 млрд. тенге), а объем валового выпуска сельского хозяйства увеличился в 1,5 раза. В текущем году объем субсидий составил 156,6 млрд. тенге, что в 1,8 раза больше чем в 2013 году (88,7 млрд. тенге). Отрадно, что данные меры должны коснуться, прежде всего, действий по повышению эффективности выделяемых субсидий и обеспечению прозрачности, упрощению их выплаты.

Для того чтобы государство добилось подлинного эффекта от денежных вливаний в любую отрасль, в том числе и сельскохозяйственную, работу необходимо оценивать по конечному результату. Но так как результаты производства безызвестны, нужно запрашивать у предпринимателей конкретных планов - какое производство, где, в какие сроки, какие кадры, с помощью каких технологий будет реализовано производство и приблизительная сумма на конкретный проект и на возможные издержки и убытки. В процессе начисления предпринимателю финансовых ресурсов, государство должно четко проследить и проконтролировать за тем, дошло ли своевременно запланированные им средства. В 2014 году в рамках направления субсидирования селекционной и племенной работы крупного рогатого скота не были охвачены субсидиями более 100 тыс. голов крупного рогатого скота, большая часть которых приходится на Алматинскую и Восточно-Казахстанскую области. Причина - отказ в принятии заявок от товаропроизводителей. При этом, согласно правилам, данное направление должно субсидироваться приоритетном порядке. Однако эти же области охватили в полном объеме всю потребность в субсидировании животноводческой продукции производимых крупными предприятиями. В целях оправдания своих действий акиматом Восточно-Казахстанской области была распространена в ряде СМИ информация о неэффективности субсидирования данного направления. Тем самым чиновники акимата активно показывают свою незаинтересованность в развитии малого и среднего предпринимательства в животноводстве.

В рамках программно-целевого финансирования на 2015-2017 годы в ноябре 2014 года впервые был проведен конкурс на проведение научных исследований. Для участия в конкурсе поступило 44 заявки от

22 потенциальных исполнителей, как от НИО, входящих в систему КАИ, так и внешних организаций (МОН, частные организации). В декабре 2014 г. все поступившие 44 научно-технические программы по приоритетным направлениям АПК направлены на государственную научно-техническую экспертизу. Проблемным является вопрос - когда будет завершена процедура рассмотрения вышеуказанных заявок на ГНТЭ/ННС. Заключения будут получены ориентировочно к апрелю 2015 г. после чего будет рассмотрена на ННС и вынесено на рассмотрение ВНТК. Это означает, что договора будут заключены лишь в июне, соответственно и финансирование начнется лишь во втором полугодии. Это неприемлемо для аграрной науки, т.к. опыты и исследования по растениеводству и животноводству непрерывные, связаны с сезонными мероприятиями (например, посев, отел и т.д.). Возникает вопрос - когда и какими средствами будет эта работа проведена? Это повлияет в текущем 2015 году на объем выполненных мероприятий и качество.

В отличие от других отраслей экономики, сельское хозяйство наиболее подвержено высокому риску, который непосредственно связан с неблагоприятным воздействием погодных условий, стихийных бедствий, рыночной конъюнктуры. Для формирования устойчивой основы сельского хозяйственного производства в таких условиях особая роль отводится формированию стабильно-функционирующей системы страхования доходов.

Система страхования, существовавшая в Казахстане до 1990-х годов, основывалась на исключительно государственном страховании. Резкий переход к рыночной экономике ознаменовалось формированием в стране коммерческих страховых (перестраховочных) организаций, основной ориентир которых был направлен на предоставление услуг, возмещение имущественных потерь лишь крупным и платежеспособным сельхозпроизводителям. Данное положение в результате привело к стремительному снижению объемов всех видов сельскохозяйственного страхования, причиной чему также послужили высокопроцентные взносы (2-8% стоимости производства), которых подавляющее большинство сельхозформирований не имели возможности уплачивать. Необеспеченность и негарантированность имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, как со стороны государства, так и коммерческих организаций повлияло на резкое ухудшение финансового состояния хозяйств, которые до настоящего времени либо все еще пытаются норма-

Научные стремления. Выпуск 21

лизовать свое положение, либо больше не занимаются сельскохозяйственной деятельностью.

References:

1. Minsel'hoz sovershenstvuet mekhanizm subsidirovaniya sel'hoztovaroproizvoditelej / Oficial'nyj

internet-resurs Ministerstva sel'skogo hozyajstva Respubliki Kazahstan. http://mgov.kz. 23.09.2014.

2. Prikaz MSKH ot 4 noyabrya 2014 g. №8-1/568. Poruchenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 15 sentyabrya 2014 g.

Cali A.

STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Kazakhstan

Summary

To improve the efficiency of subsidy, its transparency and facilitate the payments, it is planned to automate the process of granting subsidies. Now the Ministry is studying the world experience of automation of subsidies distribution to agricultural producers. At the same time, the issue of financing the project through the European Bank of reconstruction and development is being worked out. In the article the author considers the measures of state support of agricultural producers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.