Научная статья на тему 'Государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ в современных условиях'

Государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
575
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / МОЛОКО / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ПОГОЛОВЬЕ / НАДОИ / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / GOVERNMENT SUPPORT / AGRICULTURAL PRODUCERS / MILK / PRODUCTIVITY / LIVESTOCK / FEED / DAIRY CATTLE BREEDING

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Чекунов А.С.

Государственная поддержка сельского хозяйства РФ в современных условиях является необходимым условием его существования и эффективного развития. Развитые страны активно применяют инструменты государственной поддержки не только для развития внутреннего сельскохозяйственного производства, но и для активного проникновения на продовольственные рынки других стран. Введенные в отношении РФ США и европейскими странами экономические санкции обозначили необходимость проведения ускоренного импортозамещения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Молочное скотоводство в настоящее время определено государством как одно из приоритетных направлений отрасли, которое должно обеспечить независимость от зарубежных поставок молочной продукции в долгосрочной перспективе. Статья посвящена государственной поддержке повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. Методологическая основа исследования представлена методом табличной интерпретации данных, сравнительным методом, методами анализа и синтеза, логическим и историческим методами. Целью статьи является определение эффективности государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. В статье рассматриваются требования к получателям соответствующей поддержки, ее влияние на отечественных сельскохозяйственных производителей молочной отрасли, результативность и эффективность. В статье осуществлена оценка государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. Господдержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве в настоящее время не обеспечивает необходимые для развития молочной отрасли и достижения продовольственной безопасности объем производства молока и поголовье молочного стада. Предложены меры по совершенствованию соответствующей формы господдержки в целях повышения ее результативности в современных условиях. Основные выводы и рекомендации статьи могут быть применены при совершенствовании государственной поддержки повышения продуктивности отечественного молочного скотоводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF INCREASING DAIRY CATTLE PRODUCTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE MODERN CONDITIONS

State support of agriculture of the Russian Federation under the modern conditions is a prerequisite for its existence and effective development. Developed countries are actively using state support instruments not only to develop domestic agricultural production, but also to penetrate the food markets of other countries actively. The economic sanctions imposed by the United States and European countries on the Russian Federation indicated the need for accelerated import substitution for certain types of agricultural products. Dairy cattle are currently defined by the state as one of the priority areas of the industry, which should ensure independence from foreign supplies of dairy products in the long term. The article is devoted to state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The methodological basis of the study is represented by the method of tabular interpretation of data, a comparative method, methods of analysis and synthesis, logical and historical methods. The purpose of the article is to determine the effectiveness of state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The article discusses the requirements for recipients of relevant support, its impact on domestic agricultural producers of the dairy industry, effectiveness and efficiency. The article assesses the state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The state support for increasing productivity in dairy cattle breeding does not currently provide the milk production and the number of dairy herds necessary for the development of the dairy industry and the achievement of food security. The measures to improve the relevant form of state support in order to improve its performance in modern conditions were offered. The main conclusions and recommendations of the article can be applied when improving state support for increasing the productivity of domestic dairy cattle breeding.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ в современных условиях»

УДК / UDC 338.246.027:631.14:636.2.034

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ В МОЛОЧНОМ СКОТОВОДСТВЕ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

STATE SUPPORT OF INCREASING DAIRY CATTLE PRODUCTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER THE MODERN CONDITIONS

Чекунов A.C., кандидат экономических наук, главный специалист-эксперт по развитию кооперации

Chekunov A.S., Candidate of Economic Sciences, Chief Specialist-Expert on the Development of Cooperation Ростовский областной союз потребительских обществ, Ростов-на-Дону, Россия Rostov Regional Union of Consumer Societies, Rostov-on-Don, Russia E-mail: chekunovandrey61@mail.ru

Государственная поддержка сельского хозяйства РФ в современных условиях является необходимым условием его существования и эффективного развития. Развитые страны активно применяют инструменты государственной поддержки не только для развития внутреннего сельскохозяйственного производства, но и для активного проникновения на продовольственные рынки других стран. Введенные в отношении РФ США и европейскими странами экономические санкции обозначили необходимость проведения ускоренного импортозамещения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Молочное скотоводство в настоящее время определено государством как одно из приоритетных направлений отрасли, которое должно обеспечить независимость от зарубежных поставок молочной продукции в долгосрочной перспективе. Статья посвящена государственной поддержке повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. Методологическая основа исследования представлена методом табличной интерпретации данных, сравнительным методом, методами анализа и синтеза, логическим и историческим методами. Целью статьи является определение эффективности государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. В статье рассматриваются требования к получателям соответствующей поддержки, ее влияние на отечественных сельскохозяйственных производителей молочной отрасли, результативность и эффективность. В статье осуществлена оценка государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве РФ. Господдержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве в настоящее время не обеспечивает необходимые для развития молочной отрасли и достижения продовольственной безопасности объем производства молока и поголовье молочного стада. Предложены меры по совершенствованию соответствующей формы господдержки в целях повышения ее результативности в современных условиях. Основные выводы и рекомендации статьи могут быть применены при совершенствовании государственной поддержки повышения продуктивности отечественного молочного скотоводства.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители, молоко, продуктивность, поголовье, надои, молочное скотоводство.

State support of agriculture of the Russian Federation under the modern conditions is a prerequisite for its existence and effective development. Developed countries are actively using state support instruments not only to develop domestic agricultural production, but also to penetrate the food markets of other countries actively. The economic sanctions imposed by the United States and European countries on the Russian Federation indicated the need for accelerated import substitution for certain types of agricultural products. Dairy cattle are currently defined by the state as one of the priority areas of the industry, which should ensure independence from foreign supplies of dairy products in the long term. The article is devoted to state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The methodological basis of the study is represented by the method of tabular interpretation of data, a comparative method, methods of analysis and synthesis, logical and historical

methods. The purpose of the article is to determine the effectiveness of state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The article discusses the requirements for recipients of relevant support, its impact on domestic agricultural producers of the dairy industry, effectiveness and efficiency. The article assesses the state support for increasing productivity in dairy cattle breeding in the Russian Federation. The state support for increasing productivity in dairy cattle breeding does not currently provide the milk production and the number of dairy herds necessary for the development of the dairy industry and the achievement of food security. The measures to improve the relevant form of state support in order to improve its performance in modern conditions were offered. The main conclusions and recommendations of the article can be applied when improving state support for increasing the productivity of domestic dairy cattle breeding.

Key words: government support, agricultural producers, milk; productivity, livestock, feed, dairy cattle breeding.

Введение. Молочная отрасль сельского хозяйства РФ оказывает существенное влияние на развитие не только национальной экономики, но и обеспечивает здоровье российских граждан. По данным Всемирной организации здравоохранения ООН, необходимый уровень производства молочных продуктов на 1 человека составляет 360 кг в год [1]. В то же время современный уровень производства молока в мире не достигает соответствующего значения, поскольку необходимо производить более 2,5 млрд. т молока (рис. 1). Таким образом, у всех участников мирового рынка молока имеется потенциал для развития национального производства. Россия входит в число крупнейших мировых производителей молока с объемом производства в среднем более 30 млн. т молока в год. ЕС, Индия и США являются мировыми лидерами по производству молока. По итогам 2016 года их доля в мировом производстве молока в совокупности составила более 52%. Наиболее интенсивно производство молока за рассматриваемый период наращивала Индия (более 21 % к 2012 году). Темпы роста молока остальных мировых лидеров были не такими существенными. Так, рост производства молока в ЕС в 2016 году по сравнению с 2012 годом составил 7,3%, в США 7,1%.

900 ^ 783,7 SOT^ 806,4

300 7S3.fi _fobА_

700 Н И Ш Ш =

400 | S S —В-Щ-

300 1527 = 153.9 Щ 159.8 = 162 9 = 163,9

200 132 4160.4_S —

100-

о + 2012 2013 2014 2015 2016

у ЕС и Индия а США ¿I Россия а Пакистан Ш! Китай ^Мир

Рисунок 1 - Динамика производства молока в мире, млн. т [2, 37]

Существенный рост производства молока в Индии за рассматриваемый период отразился на структуре мирового производства молока. Так, соответствующая доля Индии увеличилась с 17,57% в 2012 году до 19,89% в 2016 году. Доля ЕС в мировом производстве молока за аналогичный период показала незначительный рост с 20,26% до 20,32%, США осталась практически неизменной (11,94% в 2012 году и 11,95% в 2016 году), Китая сократилась с 5,6% в 2012 году до 4,9% в 2016 году, Пакистана выросла с 4,87% до 5,08%. Доля России в мировом производстве молока за соответствующий период сократилась с 4,22% до 3,81 %.

-152.7— _132,4

7fi3.fi

766,2

788,7

153,9

_—159.8

102.9

801,9

806,

-46-3:9-

JL6.CL4_

Наибольшую долю в структуре мирового производства молока занимает коровье молоко (около 83%). Следовательно, размер коровьего стада играет важную роль при определении производственного потенциала молочной отрасли соответствующего государства. Мировое поголовье коров за анализируемый период возросло на 5,94%. Наибольшее увеличение поголовья коров имело место в Индии (+17,46% к 2012 году). Второе место по приросту поголовья коров с существенным отрывом занимает Бразилия (+5,5% к 2012 году). Незначительное увеличение поголовья коров в рассматриваемый период наблюдалось в ЕС и США, соответственно, +2,2% и +1,09% к 2012 году. В то же время поголовье коров в Китае осталось прежним. Россия на протяжении всего периода 2012-2016 гг. последовательно сокращала поголовье коров. По сравнению с 2012 годом в 2016 году поголовье коров сократилось на 6,77% и достигло наименьшего значения за рассматриваемый период.

В структуре мирового поголовья коров по итогам 2016 года доминирует Индия (38,65%), ЕС (16,74%) и Бразилия (12,34%). Доля России является незначительной и составляет всего 5,86% от мирового поголовья коров (рис. 2). В условиях введенных в отношении РФ экономических санкций и обострения конкуренции на мировом рынке молока государственная поддержка молочной отрасли становится необходимым условием для достижения самообеспеченности в качественной, конкурентоспособной и безопасной молочной продукции. Государственная поддержка в данном случае не идет в разрез с рыночным механизмом, а является проявлением государственного регулирования в соответствующей сфере, которое его дополняет.

150

133,1 135 -137,6 139,7 141

46,4 48,3 50,5 52,5 = 54,5 п =

23^,2 8,86^8 = 23,2 16,6 = Ц 9,2 8,66 8,4— 23,5 9,3 Истин 16,8 = 8,53 8,4 23,6 17,4 = 9,3 8,41 8,4 23,6 17,4 9,3 8,26 8 ■ЧЯНШИ^^Мс: 1

100

50

0

2012 2013 2014 2015 2016

ЕС Индия IIIСША .V'Россия ^Бразилия Китай Мир

Рисунок 2 - Поголовье коров в некоторых странах (на конец года), млн. голов [2, 37]

Инструменты государственного регулирования АПК присутствуют во всех развитых странах и дополняют там действие рыночного механизма [3]. В целях ускоренного импортозамещения молочной продукции на национальном агропродовольственном рынке государство предусмотрело оказание поддержки развития молочного направления отечественного сельскохозяйственного производства. Приложение № 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, установило правила предоставления и распределения федеральных субсидий бюджетам российских регионов на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. Субсидия предусматривает возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 кг реализованного (отгруженного) на собственную переработку коровьего (козьего) молока и предоставляется для софинансирования осуществления расходов по реализации региональных (муниципальных) программ поддержки собственного производства молока. Для получения субсидий субъектом РФ необходимо наличие на его

территории сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством, реализацией (отгрузкой) на собственную переработку молока, поголовья коров (коз). Кроме того, от него также требуется принятие нормативного правового акта, определяющего порядок и условия финансирования соответствующей поддержки при обязательной дифференциации ее оказания, исходя из показателя молочной продуктивности коров. Непосредственно для сельскохозяйственного производителя главным условием получения государственной поддержки является недопустимость сокращения поголовья коров по отношению к предшествующему году.

Целью исследования является определение эффективности государственной поддержки повышения продуктивности в отечественном молочном скотоводстве.

Условия, материалы и методы. Данная мера поддержки молочной отрасли является актуальной и соответствует современным экономическим условиям производства и реализации соответствующей продукции, поскольку на протяжении длительного периода времени имел место существенный рост импорта. Так, за период 2006-2015 гг. рост зарубежных поставок молока и сливок составил 37,6%, а нехватка жиров животного происхождения на национальном рынке способствовала росту в 1,7 раза импорта пальмового масла за данный период [4]. Рост производства молока может быть достигнут как за счет повышения продуктивности, так и посредством увеличения поголовья. Предусмотренная государством поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве, несмотря на очевидную ориентированность на увеличение удоя, также содействует стабилизации поголовья молочного стада, при этом, не ограничивая возможность его расширения, что согласуется с существующими тенденциями в мировом производстве молока в настоящее время (рис. 3).

Продуктивность

(т/голова) 16

0,5

0,25

0,125

\ США ЕС

Новая 5пдндия| \ 4 Китаи X

, БразйМста'нЧЧ, 256 .млн.тн Индия \

'64 млн.тн

- \ Эфиопия \

ч>- 4 млн.тн 16 млн.тн

Пэсдуктувноаь (т/голова) 16

0,5

0,25

0,125

2026

2000

США

ЕС

2026

2000

Пакистан

2026

000

2000

Инди я

16 32 64 128 256 Поголовье (млн. голов)

16

32

64 128 256 Поголовье (млн.голов)

Рисунок 3 - Производство молока в отдельных странах: продуктивность и размер стада в 2016 году (слева) и эволюция во времени для главных

производителей (справа) [5]

Левая часть рис. 3 свидетельствует о том, что производители молока имеют одинаковую возможность достичь определенного уровня производства при различных его способах. Индия и ЕС в 2016 году произвели более 160 млн. т молока, но Индия достигла этого уровня со средней продуктивностью 1,3 т и поголовьем в 122,5 млн. голов, в то время как в ЕС аналогичный результат был достигнут при всего 23 млн. голов и средней продуктивности в 7 т с головы. Точно также производство молока в Китае более интенсивное, чем в Пакистане, но оба государства показывают

практически аналогичные уровни производства (40 млн. т в Китае и 42 млн. т в Пакистане в 2016 году). Молочное поголовье Эфиопии (16 млн. голов) значительно больше, чем в США, но производство молока в Эфиопии составило 4 млн. т, что является малой частью американского производства в размере 96 млн. т [6, с. 38]. В РФ производство молока в 2016 году составило более 30 млн. т при средней продуктивности 3,69 т с головы животного, которая выше чем у Китая (2,71 т), но ниже, чем в Новой Зеландии (4,18 т), Аргентине (4,28 т) и США (10,33 т). Как следует из второй части рис. 3, различные страны показывают разнонаправленную динамику производства молока. Во всех государствах продуктивность увеличивается на протяжении всего рассматриваемого периода. В то же время многие развивающиеся страны изначально показывают низкий уровень продуктивности, поэтому абсолютное ее увеличение, по данным ОЭСР и ФАО, будет оставаться небольшим. В США молочное поголовье остается примерно стабильным, в то время как в ЕС наблюдается его сокращение. При этом Индия и Пакистан показывают существенный рост, как поголовья, так и продуктивности, что предопределяет значительный рост общего производства. В первой четверти XXI в. производство молока в Индии увеличится почти в 3 раза. Только в течение 2017-2026 гг. производство молока в Индии вырастет на 49%; в 2026 году по прогнозу ОЭСР и ФАО Индия станет крупнейшим производителем молока в мире, объем производства которого на 1/3 превысит показатель второго по величине производителя ЕС. Однако этот значительный рост достигается с продуктивностью менее 2 т с головы, что намного ниже уровня ЕС или США. В 2017-2026 гг. рост производства молока в ЕС составит 0,8% в год, что медленнее, чем 1,2% в период 2007-2016 гг., несмотря на окончание квоты на молоко в 2015 году.

Согласно данным ОЭСР и ФАО, в период 2017-2026 гг. производство переработанных молочных продуктов вырастет на 1,4% в год для сыра и 2,3% для обезжиренного сухого молока. Хотя основная часть производства обезжиренного сухого молока и сыра будет осуществляться в развитых странах, Индия сохранит за собой статус ведущего производителя сливочного масла. Однако, по мнению ОЭСР и ФАО, учитывая ее большой и расширяющийся внутренний рынок, Индия не станет важным игроком на экспортном рынке [6, с. 39]. В РФ к 2026 году производство молока будет соответствовать уровню 2016 года при сокращении поголовья на 11% и повышении продуктивности на 12%. Учитывая глобальные тенденции в производстве молока, для обеспечения роста производства молока и достижения полной независимости по нему и продуктам его переработки от зарубежных поставок в долгосрочной перспективе, необходимо существенно увеличить размер оказываемой государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве. Вместе с тем, объем соответствующей государственной поддержки сокращается (табл. 1).

Таблица 1 - Финансирование оказания поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве, млрд. руб. [7, 53]_

Финансирование 2013 2014 2015 2016 2017

Средства федерального бюджета 12,748 8,417 8,093 12,665 8,073

Средства региональных бюджетов 7,895 8,097 8,724 7,340 4,552

Всего 20,643 16,514 16,817 20,005 12,625

Так, в 2017 году ее уровень составил всего 61,15% показателя 2013 года. Кроме того, даже объем финансирования соответствующего направления в 2013 году не обеспечивал потребности отрасли в государственной поддержке. На данное обстоятельство обращали внимания представители молокопроизводителей. Подчеркивалось, что предусмотренные в 2013 году

средства федерального бюджета учитывают средний размер субсидии 1,2 руб. на 1 л, в то время как необходимый для развития отрасли уровень составляет 3-5 руб. [8]. Даже с учетом средств региональных бюджетов в 2013 году для достижения минимально необходимого уровня субсидирования в целях развития производства товарного молока требовалось дополнительно еще около 16 млрд. руб. В 2013 году более чем на 30% выросла цена на сырое молоко, что поставило молокопереработчиков в затруднительное положение, поскольку их рентабельность вследствие высокой себестоимости сырья стала стремиться к нулю, вынуждая предпринимать меры экономии [9]. Данное обстоятельство в совокупности с недофинансированием поддержки реализации молока способствовали сокращению производства молока по сравнению с 2012 годом.

Рост закупочной цены на молоко, в свою очередь, поставил государство перед необходимостью совершенствования поддержки отрасли в целях повышения эффективности ее регулирования в части системности принимаемых соответствующих мер. Первоначально субсидии распространялись только на реализованное молоко. Но в 2014 году сфера действия соответствующей формы государственной поддержки расширилась и стала распространяться, в том числе, на молоко, отгруженное на собственную переработку [10]. Таким образом, производственный сектор также получил возможность пользоваться данной формой поддержки молочной отрасли РФ.

В то же время расширение сферы применения рассматриваемой господдержки не способствовало значительному росту производства отечественного молока. По сравнению с 2013 годом, рост производства молока в 2014 году составил всего 1%, а в целом за период 2010-2014 гг. имело место сокращение объемов производства (-0,9%). Россия была единственной страной из ЕАЭС, где отмечалось сокращение поголовья молочного стада за период 2010-2014 гг. (-4,5%) при самом высоком росте продуктивности коров (+6,5%) [11]. Для расширения производства необходимо повышение уровня рентабельности в молочной отрасли, которая определяется ценой реализации молочной продукции и величиной соответствующих издержек. Большую часть затрат в себестоимости произведенного молока составляют корм, расходы на оплату труда с отчислениями во внебюджетные фонды, ГСМ, электроэнергия, ветобслуживание, проценты по кредитам. В то же время у эффективных производителей, не обремененных долгами, рентабельность обладает широкой вариативностью и составляет 12-102% [12].

Однако, в целом по отрасли рентабельность может принимать и более низкие значения. Например, в 2015 году рентабельность производства молока составила 5%, что более чем в 3,5 раза ниже соответствующего показателя по свиноводству и птицеводству [13]. Государственная поддержка оказывает непосредственное действие на рентабельность в молочной отрасли. Это обусловлено спецификой отрасли, которую определяют значительное число факторов (от цикличности производства до погодных условий), что существенно увеличивает риск осуществления соответствующей деятельности.

Проблеме повышения рентабельности уделяется пристальное внимание в экономической науке, что привело к выработке конкретных рекомендаций по результатам ее исследования. В частности, было установлено, что повысить рентабельность возможно посредством: 1) улучшения генетического потенциала стада; 2) небольшого увеличения продаж; 3) увеличения дойного стада; 4) увеличения площади сельскохозяйственных угодий [14]. Но для реализации вышеперечисленных мер как в отдельности, так и в совокупности требуется государственная поддержка. При этом государственные дотации на молоко, выделяемые по направлению повышения продуктивности, имеют решающее

значение для обеспечения рентабельности его производства в РФ. Например, финансовый результат от реализации 1 кг молока его производителями в 2014 году составил -0,80 руб., с дотациями +0,76 руб., в 2015 году —2,42 руб., с дотациями - -1,24 руб. [15]. Фактически за счет соответствующих субсидий обеспечивается минимальная рентабельность производства молока. Так, при отпускной цене на сырое молоко в 2014 году в размере 18 руб. субсидии занимали до 12% себестоимости [16]. В 2016 году благоприятная рыночная конъюнктура обеспечила высокую доходность производства молока. На современных модернизированных комплексах рентабельность была на уровне 20% [17]. Вместе с тем, Россия является частью мирового рынка молока и надеяться на сохранение благоприятной экономической конъюнктуры в долгосрочной перспективе не приходится (рис. 4).

-Сливочное масло---Сыр — --Обезжиренное сухое молоко — — — . Молоко сухое цельное

Согласно данным ОЭСР и ФАО, мировые цены на молочные продукты показали рост во 2-ой половине 2016 года, в особенности, на продукты на основе жира, после резкого снижения их максимумов в 2013-2014 гг., что было вызвано сокращением спроса и избыточным предложением [19, с. 166]. Китай, являясь крупнейшим импортером молока сухого цельного (МСЦ) и обезжиренного сухого молока (ОСМ), увеличил свой импорт в 2017 году, в то время как РФ продлила запрет на несколько молочных продуктов для ряда крупных экспортеров (включая ЕС и США). Неблагоприятные погодные условия ограничили увеличение поставок молока в 2017 году для некоторых крупных экспортеров, тем самым повысив давление на цены. Как в 2016 году, так и в 2017 году рост мировых поставок, по мнению ОЭСР и ФАО, отставал от роста спроса. В течение 2017-2027 гг. реальная цена на сливочное масло снизится по сравнению с его пиковым значением в 2017 году. Как отмечают ОЭСР и ФАО, в краткосрочной перспективе, по мере того, как мыльный пузырь для сливочного масла 2017 года рассеивается, цены на масло снижаются по сравнению с другими молочными продуктами, хотя ожидается, что они останутся на более высоком уровне, чем раньше из-за структурных изменений спроса на молочные жиры. Цена ОСМ начинается с низкого уровня в 2017 году и, как ожидается, будет крайне медленно восстанавливаться в течение ближайших лет, поскольку уровни запасов в ЕС (и в меньшей степени в США) высоки [19, с. 166]. В течение периода 2017-2027 гг. цена ОСМ останется единственной ценой на молочные продукты, которая будет расти в реальных условиях. По прогнозу ОЭСР и ФАО, номинальные цены будут увеличиваться для всех продуктов, кроме сливочного масла, но ожидается, что они не достигнут прежних максимумов (при этом сыр будет наиболее близок к этому). Снижение цен на молочные продукты способствует более низкому увеличению производства для крупных экспортеров.

Следовательно, значение субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в долгосрочной перспективе будет только возрастать.

Вместе с тем, некоторые условия получения соответствующей государственной поддержки существенно ограничивают возможности ее использования. Например, норма выхода телят. Еще в 2013 году Минсельхоз РФ планировал ввести обязательные требования по норме выхода телят на 100 коров. В частности, предполагалось, что сельхозтоваропроизводитель должен обеспечить выполнение показателя по производству телят в 2013 году в количестве 76 голов, в 2014 - 76 голов, в 2015 - 78 голов, с 2016 по 2020 гг. - по 80 голов [20]. Однако представители отрасли оказались категорически против введения данного требования в отношении получателей поддержки по направлению повышения продуктивности в молочном скотоводстве. Подобная категоричность была обусловлена тем, что рост количества телят снижает надои, а также невозможностью выполнения соответствующих показателей значительным числом представителей отрасли, в том числе, начинающими хозяйствами. Даже отдельные представители молочной отрасли, обеспечившие выполнение ранее предусмотренных Минсельхозом РФ показателей по выходу телят за соответствующие периоды, в 2016 году не показали необходимого роста производства телят, остановившись на уровне предыдущего года (рис. 5).

2013 2014 2015 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 5 - Выход телят на 100 коров в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, головы [21, 54]

Следует отметить, в племенных хозяйствах РФ в 2012-2016 гг. выход телят на 100 коров не превышал 70 голов [22]. В результате было принято решение отказаться от введения соответствующего показателя для целей получения государственной поддержки на федеральном уровне. В то же время в некоторых регионах РФ предъявлялось требование по выходу телят на 100 коров для получения поддержки, несмотря на его отсутствие на федеральном уровне [23]. Фактором, определяющим выход телят на 100 коров, является продуктивное хозяйственное использование коров (ПХИ). ПХИ и продуктивность влияют на рентабельность отрасли. Наивысшая рентабельность отрасли обеспечивается при периоде продуктивного хозяйственного использования в 5,5 лет и молочной продуктивности в 11500 кг [24]. Существующие показатели ПХИ и выхода телят на 100 коров не обеспечивают расширенное воспроизводство в отрасли. В настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей молочной отрасли не обеспечивают показателя воспроизводства телят даже в 80 голов, т.е. минимального значения, которое стабилизирует численность молочного стада. При этом в РФ продолжительность ПХИ составляет 3,3-3,7 лактации (4-4,4 лет) при необходимом уровне для достижения высокой продуктивности 4-6 лактации (5-7 лет) [25].

Недостаток племенного молодняка восполняется за счет импорта. Так, из 101,5 тыс. голов племенного скота, полученных российскими аграриями в 20062007 гг. 54% составляли зарубежные животные [26]. На сегодняшний день также сохраняется высокая зависимость от импорта племенного КРС молочного

направления (табл. 2). По сравнению с 2016 годом, в 2017 году импорт молодняка вырос практически в 2 раза при снижении реализации отечественного поголовья на более чем 18%. Доля импорта достигла рекордного за последние 5 лет значения в 43,7%. Кроме того, данное значение даже превысило общую ежегодную потребность племенного молодняка молочных пород, которая сейчас составляет 59,4 тыс. голов. Основными причинами роста импорта являются: 1) отсутствие устойчивой рентабельности у племенных заводов и репродукторов; 2) отсутствие информации о преимуществах той или иной породы в аспекте влияния ее индивидуальных качеств на конечный продукт; 3) недостаточный уровень защиты внутреннего рынка от проникновения на него зарубежного молодняка.

Таблица 2 - Поставки племенного молодняка сельскохозяйственных животных, тыс. голов [27, 54-58]_

Показатель Крупный рогатый скот молочной продуктивности

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Реализация отечественного поголовья 63,9 75,1 78,7 88 99,4 78 81 75 99 81,1

Импорт 49 40,1 29,8 55 55,9 39,1 39 30 33 62,9

По некоторым данным, система воспроизводства элитных генетических ресурсов появится в России не ранее, чем через 7-10 лет [28]. Таким образом, требование по последовательному увеличению выхода телят на 100 коров для целей получения соответствующей государственной поддержки в современных условиях практически невыполнимо. Более того, в среднесрочной перспективе обеспечение увеличения (стабилизации) численности поголовья не будет оказывать существенного влияния на рост производства молока в мире. Об этом свидетельствуют данные ОЭСР и ФАО. Согласно их прогнозу, рост мирового производства молока составит в среднем 1,8% ежегодно в течение 2018-2027 гг., по сравнению с 2,1% ежегодного роста в 2008-2017 гг. Увеличение производства молока на 22% прогнозируется к 2027 году по сравнению с 2015-2017 гг. Развитые и развивающиеся страны будут соответственно производить дополнительно 9% и 33% молочной продукции к 2027 году. Доля развитых стран в производстве молока снизится с 48% до 43% в 2027 году. Хотя молочные стада в развитых странах, по прогнозу ОЭСР и ФАО, будут уменьшаться на 0,2% ежегодно, выход молока на корову ежегодно будет расти на 1,0% в среднесрочной перспективе.

Рост производства в развивающихся странах будет основываться на ежегодном увеличении количества молочных стад на 1,1% и повышении продуктивности на 1,6% [19, с. 167]. Для большинства стран, по мнению ОЭСР и ФАО, увеличение производства молока в среднесрочной перспективе будет происходить за счет роста продуктивности, а не из-за большего стада (рис. 6). Около 70% прироста мирового производства молока будет происходить в Азии, а Индия и Пакистан обеспечат большую часть роста производства. Индия займет место крупнейшего производителя молока с долей в 25% в 2027 году, за ней следует Пакистан со средним темпом ежегодного роста в 2,5% и долей в 7% в 2027 году. В обеих странах подавляющее большинство продукции потребляется на внутреннем рынке в качестве свежих продуктов [19, с. 167]. Доли ЕС и США в мировом производстве молока согласно прогнозу ОЭСР и ФАО сократятся с 20% до 18% и 12% до 11% соответственно. Тем не менее, они останутся основными игроками на экспортных рынках переработанных молочных продуктов. Рост производства молока в ЕС связан с увеличением продуктивности молока, которая растет на 1,2% в год в течение 2018-2027 гг., в то время как молочное стадо

сокращается (-0,5% в год) после более раннего увеличения в ответ на отмену квоты на молоко. Производство молока в США будет увеличиваться на 0,7% ежегодно в течение следующего десятилетия за счет увеличения выработки молока (0,8% ежегодно). Китай будет увеличивать свое производство на 1,5% ежегодно, его доля в мировом производстве останется на уровне 2015-2017 гг. - 5% в 2027 году. Китай по данным ОЭСР и ФАО будет оставаться основным импортером молочных продуктов и прогнозируется дальнейшее увеличение его импорта в течение 20182027 гг., но медленными темпами.

% Изменение в

-,--,-,-,-

- 2,0 - 1,0 0,0 1,0 2,0 3,0 4,0

% Изменение в поголовье

Рисунок 6 - Ежегодные изменения в поголовье молочного стада и продуктивности в период с 2018 по 2027 гг. [29]

Производство молока в странах Латинской Америки и Карибского бассейна увеличится на 18% по сравнению с периодом 2015-2017 гг., а их доля в мировом производстве останется на уровне 9% [19, с. 168]. Доля Океании в мировом производстве молока составляет всего 3,8% в течение периода 2015-2017 гг. и, по прогнозу ОЭСР и ФАО, к 2027 году снизится до 3,6%. Вместе с тем, регион является крупнейшим в мире экспортером молочных продуктов. ОЭСР и ФАО ожидают, что рост производства молока в Новой Зеландии будет ниже по сравнению с периодом 2008-2017 гг., с замедлением роста с 3,3% в год в течение предыдущего десятилетия до 1,5% ежегодно за период 2018-2027 гг. В развитых странах большая часть производства молока трансформируется в сливочное масло, сыр, обезжиренное сухое молоко и молоко сухое цельное [19, с. 169]. В перерасчете на молоко, развитые страны увеличат производство молока на 9%, при этом 37% этого увеличения пойдет на производство сыра, около 23% - на обезжиренное сухое молоко, 20% - на сливочное масло, 10,5% - на молоко сухое цельное и 8,5% - на свежие молочные продукты. В развивающихся странах увеличение производства молока составит 33% в 2027 году, 85% роста пойдет на производство свежей молочной продукции, 7% - на сливочное масло, 4% - на молоко сухое цельное, 3% - на сыр и 0,6% - на обезжиренное сухое молоко.

В России по прогнозу ОЭСР и ФАО рост продуктивности за период 2018-2027 гг. не сможет компенсировать сокращения молочного поголовья, что не позволит увеличить ее долю в мировом производстве молока. Это приведет к сокращению доли РФ в мировом производстве молока примерно на 0,7% к 2027 году. Становится очевидным, что необходимо совершенствование государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве, поскольку она не обеспечивает как надлежащий уровень производительности молочного скота, так и его поголовья в целях расширения отечественного молочного производства. Как отмечают некоторые представители отрасли, соответствующая субсидия позволяет лишь сводить концы с концами, но не способна стимулировать рост производства, а

нерегулярность ее выплаты обуславливает основные потери в молочном стаде [30]. В дальнейшем последовательное сокращение поголовья молочного стада при незначительном увеличении его продуктивности приведет к росту дефицита производства молока на внутреннем рынке, который будет покрываться за счет увеличения зарубежных поставок. Уже сейчас дефицит производства сырого молока является фактором, оказывающим влияние на отрасль, а совокупный среднегодовой темп роста производства молока в период 2016-2020 гг. в РФ, который по некоторым данным составит 2%, не сможет удовлетворить аналогичное увеличение спроса в размере 2,3% за данный период [31].

В 2017 году Правительство РФ в целях повышения эффективности соответствующей господдержки внесло изменения в правила ее предоставления. Первые существенные коррективы были внесены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 396. В дальнейшем правила предоставления и распределения субсидий по направлению повышения продуктивности в молочном скотоводстве были дополнены другими важными изменениями, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2017 № 902 и вступили в силу 12.08.2017 [32]. Документы предусматривали ряд нововведений. Во-первых, на 2017 год был установлен уровень софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии в размере 95% [33]. Во-вторых, появилась возможность не выполнять требование о сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году. Для этого необходимо предоставление сельхозтоваропроизводителями документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы [34]. В-третьих, расширилась сфера применения соответствующей формы государственной поддержки. Право на получение субсидий получили производители козьего молока, которые до этого не имели такой возможности [35]. В-четвертых, предусматривается возможность дополнительного финансирования для регионов, обеспечивающих самые высокие показатели продуктивности. Для субъектов РФ, в которых средняя молочная продуктивность коров по сельскохозяйственным предприятиям составляет 5 тыс. в год и выше, Минсельхоз РФ ежегодно дополнительно утверждает повышающий коэффициент [36]. В-пятых, для некоторых территорий вводится повышающий коэффициент 1,2 (Крым, Дальний Восток и регионы Нечерноземья, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга). Предпринятые Правительством РФ меры по повышению эффективности государственной поддержки повышения продуктивности в молочном скотоводстве не привели к стабилизации поголовья молочного стада (табл. 3).

Таблица 3 - Поголовье некоторых сельскохозяйственных животных, тыс. голов в хозяйствах всех категорий [37] ____

Вид животных 2013 2014 2015 2016 2017

Коровы 8661 8530,8 8408,1 8263,7 8226

Козы 2090,6 2104,5 2168,1 2099,4 2088,4

С 2013 по 2016 годы имела место разнонаправленная его динамика по рассматриваемым сельскохозяйственным животным. В среднем за анализируемый период поголовье коров уменьшалось примерно на 1,55% в год, в то время как коз росло на 0,51% в год (даже несмотря на сокращение их численности в 2016 году). В 2016-2017 гг. наблюдалось сокращение поголовья, как коров, так и коз. За период 2013-2017 гг. снижение численности молочного стада коров составило 1,3%, коз - 0,03%. Таким образом, в настоящее время требование об обеспечении сохранности поголовья коров по отношению к уровню предшествующего года, которое является одним из основных условий получения соответствующей поддержки, в масштабе государства не выполняется. Снижение

поголовья коров в хозяйствах всех категорий является одним из сдерживающих факторов развития молочного скотоводства РФ [38, с. 13-14]. Сокращение поголовья вызвано различными причинами. Выделяются следующие основные причины снижения численности поголовья коров в РФ: 1) интенсификация производства; 2) обновление стада на более продуктивный скот; 3) оформление части хозяйств населения в КФХ и ИП; 4) общая тенденция к урбанизации; 5) сложное экономическое положение хозяйств населения [39, с. 20].

Результаты и обсуждение. Уровень продуктивности коров в РФ все еще существенно уступает соответствующему показателю развитых стран и не позволяет снизить зависимость производства молока от их поголовья в долгосрочной перспективе. Следовательно, помимо роста продуктивности коров необходимо принимать меры по стабилизации (росту) их поголовья. Так, по мнению А. Г. Аганбегяна и Б.Н. Порфирьева, проблема обеспечения населения молоком решалась бы более эффективно при одновременном увеличении поголовья и надоя [40, с. 44]. Еще одним фактором, сдерживающим развитие российского молочного скотоводства, является низкая товарность производства молока. Товарность молока характеризует ресурсную базу промышленного производства молочной продукции, т.е. представляет собой ключевой индикатор развития молочного скотоводства. Данный показатель определяет необходимость увеличения объемов производства молока. В то же время значение показателя товарности в настоящее время не стимулирует рост производства молока. Россия по показателю товарности значительно уступает ведущим развитым странам-производителям молока. Например, в США, Германии и Франции данный показатель составляет более 90%, а в Новой Зеландии - 100% [41]. Несмотря на оказание государственной поддержки реализации молока, начиная с 2013 года, показатель его товарности не достигает и 69% (табл. 4). За период 2013-2017 гг. рост товарности молока составил 3,67 п.п. Низкий показатель товарности российского молока сдерживает рост внутреннего производства. Основными производителями товарного молока в РФ являются сельскохозяйственные организации. На протяжении ряда последних лет их доля в общем объеме производства товарного молока остается неизменной.

Таблица 4 - Реализация молока и его товарность% [37]

Показатель 2013 2014 2015 2016 2017

Объем реализации, т 18893938 19695132 20097335 20616388 21384163

В % от общего объема производства 59,5 63,9 65,3 67,1 68,7

Например, по итогам 2015 и 2016 гг. их доля составила 69% [42]. В 2017 год доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства товарного молока также не изменилась по отношению к предыдущему году. При этом дефицит товарного молока в РФ, по некоторым данным, составляет не менее 8 млн. т [43]. Этот дефицит покрывается импортными поставками. Низкая товарность молока в РФ негативно отражается на его общем объеме производства. Объем производства молока в РФ на протяжении последних 5 лет находится вокруг отметки в 31 млн. т в год (рис. 7). С 2013 по 2017 годы объем производства отечественного молока в хозяйствах всех категорий вырос всего на 0,53%. В то же рост продуктивности за аналогичный период составил 2,92%, т.е. опережает соответствующий рост производства молока более чем в 5 раз. При сохранении существующей динамики товарности произведенного молока не следует ожидать роста общего объема его производства. Производитель не будет производить молока больше, чем сможет реализовать на рынке. С 2015 по 2017 гг. объем реализации молока колеблется вокруг одного и того же значения - 21 млн. т. Соответственно, существенно

увеличивать производство молока в условиях, сложившихся на протяжении последних лет на рынке объемах его реализации и тенденции снижения покупательной способности населения, становится экономически нецелесообразно.

30790,9-1 30796,9-1 30758,5- 31183,5-,

30528,8

2013 2014 2015

я Производство молока всех видов; тыс. тн

2016

о Надой на 1 корову, кг

2017

Рисунок 7 - Производство и продуктивность молока в хозяйствах всех

категорий [37]

Дальнейшее наращивание продуктивности без отсутствия экономических стимулов также нецелесообразно. Следует в данном случае согласиться с точкой зрения академика РАН А. И. Костяева, что в основе стратегии развития молочных хозяйств должны лежать экономические показатели, а не погоня за увеличением удоев [44]. Повышение продуктивности молочного стада должно обеспечиваться за счет роста эффективности осуществления соответствующей деятельности. Например, путем преодоления технологической отсталости средств производства, используемых в молочной отрасли РФ. Существующий уровень производства молока не обеспечивает выполнения соответствующих целевых показателей, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства 2013-2020 гг. Так, в 2013 году было предусмотрено производство молока в объеме 32,5 млн. т (фактически выполнено 93,85%), в 2014 году - 32,9 млн. т (фактически выполнено 93,62%), в 2015 году - 33,6 млн. т (фактически выполнено 91,67%), в 2016 году - 34,35 млн. т (фактически выполнено 89,43%), в 2017 году - 35,15 млн. т (фактически выполнено 88,71%). Кроме того, объем производства молока в РФ не соответствует нормам его потребления, установленным Минздравом, согласно которым соответствующий уровень должен составлять примерно 47 млн. т [45]. Медленный рост отечественного производства молока отражается на уровне самообеспеченности по нему (рис. 8).

10000

8000 6000

2013 2014 2015 2016 2017

аИмпорттыс.тн »Уровеньсамообеспеченностипо молоку, %

Рисунок 8 - Импорт молока и уровень самообеспеченности по нему [46]

За 5 лет так и не удалось достигнуть предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности уровня самообеспеченности по молоку в 90%. Так, для выполнения показателя Доктрины в 2014 году необходимо было увеличить производство молока до 34876 тыс. т [47]. В то же время увеличить уровень самообеспеченности по молоку вполне возможно из-за растущего

потребления молочной продукции на национальном рынке. Потребление молочной продукции в России увеличивается в среднем на 9,1% в год, делая ее одной из наиболее перспективных стран по данному направлению [48]. Современная ситуация на национальном рынке молочной продукции свидетельствует о наличии потенциала к импортозамещению в отрасли (табл. 5). По большинству наименований продукции импорт продолжает наращивает свое присутствие на внутреннем рынке. Это происходит на фоне снижения производства по соответствующим позициям национальными производителями. По мнению некоторых экспертов, для успешной реализации кампании по импортозамещению в молочной отрасли необходимо нарастить объемы производства сырого молока, что в современных экономических условиях возможно только при оказании государственной поддержки [49]. Отечественное молочное скотоводство является конкурентоспособным и имеет возможности для существенного увеличения экспортных поставок молока и молочной продукции в зарубежные страны. Девальвация национальной валюты обеспечила преимущество в цене на молоко перед основными конкурентами на мировом рынке. По уровню производственной себестоимости молока Россия проигрывает только США, опережая производителей из Европы и Канады [50].

Таблица 5 - Потенциал импортозамещения в молочной отрасли РФ в современных условиях, тыс. т [51]_

Вид молочной продукции Производство Потребление Импорт

2016 2017 2016 2017 2016 2017

Творог и творожные продукты 785 728 806 795 29,2 32,9

Кисломолочная продукция 3,095 2,914 3,107 2,977 96 127

Сыры и сырные продукты 605 644 830 895 257 302

Сливочное масло 250,9 268,9 347,7 345,6 97 90

Сухое молоко 116 149 285 268 182 165

Мороженое 407 377 407 370 9,75 11,2

Питьевое молоко 5,589 5,415 5,754 5,658 230 293

По мнению большинства экспертов молочной отрасли РФ, в 2018 году неблагоприятная ценовая конъюнктура не позволит увеличить объем производства молока национальными производителями. Низкая платежеспособность населения мешает росту потребления отечественной молочной продукции на внутреннем рынке, способствуя росту спроса на более дешевую импортную продукцию. По итогам 2018 года ожидалось снижение производства товарного молока на 300-400 тыс. т [52].

Выводы. Таким образом, государственная поддержка повышения продуктивности в молочном скотоводстве не обеспечила как необходимый рост производства молока, так и стабилизацию поголовья молочного стада. Соответственно, необходимо принятие мер, направленных на совершенствование соответствующей формы господдержки в целях повышения ее результативности. Во-первых, требуется значительно увеличить объемы финансовой поддержки по соответствующему направлению. Во-вторых, необходимо исключить элемент софинансирования из данной поддержки для выравнивания возможностей субъектов РФ по доступу к ней. В-третьих, следует обеспечить регулярность соответствующих выплат и закрепить объемы финансирования господдержки повышения продуктивности на несколько лет вперед, что позволит сельхозтоваропроизводителям обеспечить долгосрочное

планирование производства молока. В-четвертых, необходимо установление предельной наценки торговой сети на молоко и молочные продукты. В-пятых, исключить требование о выходе телят при предоставлении соответствующей поддержки на региональном уровне. В-шестых, стимулировать получателей господдержки к технологической модернизации производственного процесса посредством увеличения финансирования наиболее высокотехнологичным хозяйствам. В-седьмых, существенно ограничить импорт молочной продукции из стран СНГ и усилить борьбу с фальсификатом. В-восьмых, использовать механизм интервенций на внутреннем рынке молока в целях поддержания цены на него. Перечисленные мероприятия будут способствовать росту внутреннего производства молока и позволят обеспечить необходимый уровень самообеспеченности по нему за счет увеличения потребления и повышения технологического уровня производства в отрасли.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Кутяева Т.Е. Современное состояние молочной отрасли РФ // Вестник НГИЗИ. 2014. № 9(40). С. 76-81.

2. Обзор молочной отрасли государств-членов Евразийского экономического союза за 2012-2016 гг. (проект) // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru /act/promJ_agroprom/dep_agroprom/sensitive_products/Documents/npoeKT%20 ОБЗОРА%20по%20молоку^ (дата обращения 27.08.2018).

3. Янё B.C. Государственная поддержка и регулирование молочного производства // Вестник Удмуртского университета. 2016.Т. 26. № 4. С. 92-97.

4. Чекавинский А.Н. Как увеличить производство молока в России // Проблемы развития территории. 2017. № 3 (89). С. 145-155.

5. Данные ОЭСР и ФАО //URL: http://dx.doi.org/10.1787/888933521275 (дата обращения 01.08.2018).

6. OECD/FAO (2017), OECD-FAO Agricultural Outlook 2017-2026, OECD Publishing, Paris.

7. Молочная отрасль России - 2017 год // URL: https://agrovesti.net/lib/industries/ dairy-farming/molochnaya-otrasl-rossii-2017-god.html (дата обращения: 01.09.2018).

8. Господдержка производителей молока должна быть увеличена в 5-6 раз -глава «Союзмолоко» // URL: https://tass.ru/ekonomika/547259 (дата обращения 13.09.2018).

9. Заложники молока // URL: http://www.agroinvestor.ru/technologies/article/ 15312-zalozhniki-moloka/ (дата обращения 13.09.2018).

10. Субсидии - на молоко для собственной переработки // URL: http://www.akkor.ru/ statya/361 -subsidii-na-moloko-dlya-sobstvennoy-pererabotki.html (дата обращения: 13.09.2018).

11. Анализ ситуации на рынке молока государств-членов Евразийского экономического союза за 2010-2014 годы // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/mon itoring/Documents/MOЛOKO.pdf (дата обращения 15.09.2018).

12. Молочная недорентабельность // URL: http://www.agroinvestor.ru/analytics/ article/11718-molochnaya-nedorentabelnost/ (дата обращения 17.09.2018).

13. Молочное производство показывает низкую рентабельность в России // URL: https://riamo.ru/article/146176/molochnoe-proizvodstvo-pokazyvaet-nizkuyu-rentabelnost-v-rossii.xl?mTitle=&mDesc=&mImg= (дата обращения 17.09.2018).

14. Простыми словами: рентабельность производства молока // URL: https://milknews.ru/ spetsproekti/prostymi-slovami/novosti-milk-news_8812.html#KaK%20pacc4HTaTb%20 рентабельность%20производства%20молока (дата обращения 17.09.2018).

15. Рентабельность производства молока в России // URL: http://www3.delaval. com/ImageVaultFiles/id_29996/cf_5/5_--.PDF (дата обращения 17.09.2018).

16. Правительство подогреет молоко // URL: https://www.kommersant.ru/DOC/2584606 (дата обращения 18.09.2018).

17. Рентабельность производства молока доходит до 20% // URL: http://www.agroinvestor.ru/markets/news/28631-rentabelnost-proizvodstva-moloka-dokhodit-do-20/ (дата обращения 17.09.2018).

18. Данные ОЭСР и ФАО // URL: http://dx.doi.org/10.1787/888933743461 (дата обращения 05.09.2018).

19. OECD/FAO (2018), OECD-FAO Agricultural Outlook 2018-2027, OECD Publishing, Paris/Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome.

20. Норма выхода телят лишит субсидий 60% ферм // URL: https://agrobook.ru/blog/user/aleksandra-koreneva/norma-po-vyhodu-telyat-lishit-subsidiy-60-ferm (дата обращения 20.09.2018).

21. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» // URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения 20.09.2018).

22. Эффективность разных способов проведения отела коров и содержания телят в период выращивания // URL: http://agbz.ru/articles/effektivnost-raznyih-sposobov-provedeniya-otela-korov-i-soderjaniya-telyat-v-period-vyiraschivaniya(flaTa обращения 20.09.2018).

23. Простыми словами: Субсидии-5. Субсидии на литр реализованного товарного молока // URL: https://milknews.ru/index/Prostymi_slovami_Subsidii-5_Subsidii-na_litr_realizovannogo_tovarnogo_moloka.html (дата обращения 20.09.2018).

24. Продуктивное долголетие молочных коров - условие конкурентоспособности производства молока // URL: http://www3.delaval.com/IMAGEVAULTFILES/ ID_33559/CF_5/-_-_-_-_-.PDF (дата обращения 20.09.2018).

25. Продуктивное долголетие коров и анализ причин их выбытия / И.А. Тихомиров, В.К. Скоркин, В.П. Аксенова, О.Л. Андрюхина // Вестник ВНИИМЖ. 2016. № 1 (21). С. 64-72.

26. Дефицит племени // URL: http://www.agroinvestor.ru/technologies/article/14772-defitsit-plemeni/(flaTa обращения 20.09.2018).

27. Резервы повышения экономической эффективности молочного животноводства» // URL: http://fs-1.5mpublishing.com/agritimes/cowlongevity2014/B.B. %20Лабинов %20-%20Резервы%20повышения%20экономической%20эффективности%20 молочного %2C^HBOTHOBOflCTBa.pdf (дата обращения 21.09.2018).

28. Исчезающая генетика: зарубежные молочные породы КРС продолжают вытеснять российские // URL: http://www.agroinvestor.ru/technologies/article/ 27548-ischezayushchaya-genetika/(flaTa обращения 21.09.2018).

29. Данные ОЭСР и ФАО // URL: http://dx.doi.org/10.1787/888933743480 (дата обращения 06.09.2018).

30. Чем больше господдержка, тем меньше надои // URL: http://www.ng.ru/ economics/2016-11 -29/5_6871 _nadoi.html (дата обращения 24.09.2018).

31. Тенденции развития производства молока в России // URL: http://delaval.usloviyatruda.ru/opencms-8.5.2/export/sites/delaval/.content/ images/tendencii.pdf (дата обращения 24.09.2018).

32. Правительство скорректировало правила субсидирования в молочном скотоводстве // URL: https://milknews.ru/index/novosti-moloko_13340.html (дата обращения 24.09.2018).

33. Изменены правила выдачи субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве // URL: http://foods.media/2017/08/IZMENENY-PRAVILA-NA-VYDACHU-SUBSIDIJ-NA-POVYSHENIE-PRODUKTIVNOSTI-V-MOLOCHNOM-SKOTOVODSTVE/ (дата обращения 24.09.2018).

34. Субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве будут выдаваться по новым правилам // URL: http://www.dairynews.ru/news/subsidii-na-povyshenie-produktivnosti-v-molochnom-.html (дата обращения 24.09.2018).

35. Простыми словами: что поменялось в субсидиях в 2017 году // URL: https://milknews.ru/spetsproekti/prostymi-slovami/novosti-milk-news_9099.html# Единая%20субсидия%20(постановление%2050) (дата обращения 24.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Утверждены новые правила «молочных» субсидий // URL: http://www.agroinvestor.ru/investments/news/25709-utverzhdeny-novye-pravila-molochnykh-subsidiy/ (дата обращения 24.09.2018).

37. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publication s/catalog/doc_1265196018516 (дата обращения 24.09.2018).

38. Ушачев И.Г. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции // Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы: материалы Международной научной конференции. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. С. 9-25.

39. Молочная отрасль-2017 / сост.: А. С. Белов, А. А. Воронин, М. Э. Жебит [и др.]. М.: Национальный союз производителей молока, 2017. 380 с.

40. Аганбегян А.Г., Порфирьев Б.Н. Замещение импорта продовольствия и развитие «зеленой» агроэкономики как стратегические ответы на антироссийские секторальные санкции // Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы: материалы Международной научной конференции. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. С. 26-56.

41. Бумажное молоко // URL: https://www.retail.ru/articles/79018/ (дата обращения 27.09.2018).

42. Эффективность государственной поддержки молочной отрасли в Российской Федерации // URL: http://souzmoloko.ru/netcat_files/386/600/ h_3315dcf508b040c4f9fe3bc137aba371 (дата обращения 27.09.2018).

43. Дефицит товарного молока в России составляет не менее 8 млн. тонн // URL: https://www.liveinternet.ru/community/furazh/post279587641/ (дата обращения 27.09.2018).

44. Ручьи ускоряют бег // URL: https://www.sgazeta.ru/page3336121.html (дата обращения 27.09.2018).

45. Продвижение молока от производителя в продажу добавляет к его стоимости более 100% // URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/28779 (дата обращения 27.09.2018).

46. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-

2020 годы» // URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения 27.09.2018).

47. Логанцова Н.В. Оценка самообеспеченности населения регионов России молочной продукции // Экономика и менеджмент: от теории к практике: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2015. С. 36-39.

48. Ильматов А.Р., Каулов P.M., Зубкова С.А. Влияние санкций на аграрный сектор России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Электронный сборник статей по материалам XXXIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2016. № 2 (39). С. 90-94.

49. Уровень самообеспеченности молоком и «молочкой» в России растет за счет снижения платежеспособного спроса // URL: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rastet_samoobespechennost_molokom.html (дата обращения 05.09.2018).

50. Основные тенденции и факторы развития экспорта животноводческой продукции (экспорт молока и себестоимость) // URL: http://www.dai17news.ru/news/osnovnye-tendentsii-i-faktory-razvitiya-eksporta-zh.html?sphrase_id=898623 (дата обращения 29.09.2018).

51. Бремя Большого Молока // URL: https://www.pressreader.com/russia/ ekspert/20180514/281964608364500(дата обращения 05.09.2018).

52. Молочная отрасль в 2018 году: взгляд бизнеса и аналитиков // URL: https://milknews.ru/longridy/molochnaja-otrasl-vzgljad-biznesa.html (дата обращения 29.09.2018).

53. Средства господдержки по направлению «молочное скотоводство» за 8 месяцев 2017 года освоены на 85% // URL: http://www.dairynews.ru/news/sredstva-gospodderzhki-po-napravleniyu-molochnoe-s.html(flaTa обращения 04.09.2018).

54. Племенное животноводство России: пути развития // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/acti ons/Documents/Плeмeннoe%20живoтнoвoдcтвo%20Poccии_пyти%20paзвити я.pdf (дата обращения 21.09.2018).

55. Результаты и основные направления совершенствования селекционно-племенной работы в молочном скотоводстве Российской Федерации // URL: www.dairyunion.ru/wp-content/uploads/Лaбинoв_12.08.2015плeмДeлoГЦB.ppt (дата обращения 21.09.2018).

56. Состояние развития молочного скотоводства в Российской Федерации и меры государственной поддержки // URL: http://www3.delaval.com/ ImageVaultFiles/id_29993/cf_5/1_-_-.PDF (дата обращения 21.09.2018).

57. Ученый взгляд: почему племенное животноводство на импортной игле? // URL: http://www.dairynews.ru/news/uchenyy-vzglyad-pochemu-plemennoe-zhivotnovodstvo-.html (дата обращения 21.09.2018).

58. Племенное животноводство: на пороге нового этапа // URL: http://svetich.info/publikacii/zoovetsnab/plemennoe-zhivotnovodstvo-na-poroge-novo.html(flaTa обращения 21.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.