Научная статья
Original article
УДК 338.436.33:634.1
DOI 10.55186/25876740_2022_6_5_49
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО
Терновых Константин Семенович, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» г. Воронеж, e-mail: [email protected]
Запорожцева Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и прикладной математики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Россия, г. Воронеж, e-mail: [email protected].
Маркова Алена Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж, e-mail: [email protected]
Леонова Наталья Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж, e-mail: [email protected]
ПОДКОМПЛЕКСА
STATE SUPPORT OF THE FRUIT AND BERRY SUBCOMPLEX
Агеева Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», г. Воронеж, e-mail: [email protected]
Ternovykh Konstantin S., Doctor of Economic Sciences, Professor, Meritorious Scientist of the Russian Federation, Head of the Dept. of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, e-mail: [email protected].
Zaporozhtseva Lyudmila A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Economic Analysis, Statistics and Applied Mathematics Dept., Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Russia, Voronezh, е -mail: [email protected].
Markova Alena L., Candidate of Economic Sciences, Docent, the Dept. of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, email: malena 1411 @mail .ru
Leonova Natalia V., Candidate of Economic Sciences, Docent, the Dept. of Economics in Agro-Industrial Complex, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, e-mail: [email protected]
Ageeva Olga Yu., Candidate of Economic Sciences, Docent, the Dept. Dept. of Economic Theory and World Economy, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, e-mail: [email protected]
Аннотация. Проведенные исследования позволяют говорить о том, что применении стратегии импортозамещения в условиях эмбарго придало импульс развитию плодово-ягодного подкомплекса, что способствует улучшению доступа отечественных фруктов и ягод на региональные рынки, увеличивает спрос на сырье со стороны перерабатывающих предприятий. Развитие отечественного плодово-ягодного подкомплекса относится к приоритетам государственной
аграрной политики. Стратегической целью развития плодово-ягодного подкомплекса является преодоление дефицита в отечественном производстве свежих плодов и ягод. Производство продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал, закладку и уход за многолетними насаждениями является приоритетной подотраслью агропромышленного комплекса в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Исследования позволили определить направления государственной поддержки, был проведен анализ расчета ставок на 1 га площади закладки многолетних насаждений при субсидировании на федеральном и региональном уровнях. Более подробно механизм предоставления государственной поддержки для получения субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, и раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений рассмотрен на примере Воронежской области. Проведена оценка подпрограммы «Развитие садоводства и питомниководства в Российской Федерации», предусматривающая совершенствование и внедрение научно-обоснованной системы ведения питомниководства, которая будет являться базой для интенсификации садоводства, способствующей сокращению зависимости от импорта.
Abstract. The conducted studies suggest that the application of the import substitution strategy under the embargo gave impetus to the development of the fruit and berry sub-complex, which improves the access of domestic fruits and berries to regional markets, and increases the demand for raw materials from processing enterprises. The development of the domestic fruit and berry sub-complex is one of the priorities of the state agrarian policy. The strategic goal of the development of the fruit and berry sub-complex is to overcome the shortage in the domestic production of fresh fruits and berries. The production of fruit and berry plantations, including planting material, laying and caring for perennial plantations, is a priority sub-sector of the agro-industrial complex within the framework of the state program for the development of agriculture and the regulation of agricultural products, raw materials and food markets.
The research made it possible to determine the directions of state support. An analysis of the calculation of rates per 1 hectare of area for laying perennial plantations with subsidies at the federal and regional levels was carried out. In more detail, the mechanism for providing state support for obtaining subsidies for reimbursement of part of the costs of establishing and caring for perennial plantations, including nurseries, and uprooting decommissioned perennial plantations is considered on the example of the Voronezh region. The subprogram "Development of horticulture and nursery farming in the Russian Federation" was evaluated, which provides for the improvement and implementation of a science-based nursery management system, which will be the basis for intensifying horticulture, contributing to a reduction in dependence on imports.
Ключевые слова: плодово-ягодный подкомплекс, государственная поддержка, импортозамещение, субсидии, механизм предоставления государственной поддержки
Keywords: fruit and berry subcomplex, governmental support, import substitution, subsidies, mechanism for providing state support
В сложившихся в последние годы экономических, социальных и политических условиях особое значение приобретают проблемы продовольственной безопасности страны. Особо уязвимым среди отраслей агропромышленного комплекса оказался плодово-ягодный подкомплекс. И хотя производство свежих фруктов и ягод, включая виноград, в России за пять лет возросло более чем на 40% и в 2021 г. составило 4,7 млн т. (против 3,3 млн т. в 2017 г.), самообеспеченность плодово-ягодной продукцией составляет всего лишь 44,4% [6, 12]. При этом в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента № 20 от 21 января 2020 г. , предельные пороговые значения в отношении фруктов и ягод составляют 60% [5], а по медицинским нормам потребления из расчета 100 кг на человека - 13,8 млн т. При этом потребление на душу населения составило в 2021 г. 63 кг, т.е. за последние 30 лет оно возросло в 2 раза (в 1990 г. - 35 кг), тогда как производство на душу населения составляет 32 кг (в 1990 г. - 16 кг) (рис. 1). По
данным Министерства сельского хозяйства потребность в садах для самообеспечения населения фруктами типичными для страны составляет 242,4 тыс. га, в частности яблоневых - 139,5 тыс. га, ягодниках - 18,4 тыс. га, косточковых - 60,3 тыс. га, грушевых садах - 24,2 тыс. га [7].
Производство, кг ■ Потребление, кг -Линейная (Производство, кг)
Рис. 1. Производство и потребление плодов и ягод в РФ, кг на душу
населения [6]
Применение стратегии импортозамещения в условиях эмбарго придало импульс развитию плодово-ягодного подкомплекса, что способствовало улучшению доступа отечественных фруктов и ягод на региональные рынки, увеличению спроса на сырье со стороны перерабатывающих предприятий. Развитие отечественного плодово-ягодного подкомплекса относится к приоритетам государственной аграрной политики [4], а стратегической целью его является преодоление дефицита в отечественном производстве свежих плодов и ягод. Производство продукции плодово-ягодных насаждений, включая посадочный материал, закладку и уход за многолетними насаждениями является приоритетной подотраслью агропромышленного комплекса в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции 19 апреля 2022 г.). В рамках Государственной программы с 2 013 г. в России ежегодно закладывается более 8 тыс. га садов интенсивного т ипа. В целом за период действия Государственной программы в стране заложено более 80 тыс. га многолетних плодовых садов и питомников.
Государственная поддержка плодово-ягодного подкомплекса главным образом направлена на [1, 2]:
- субсидирование части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями до вступления в товарное плодоношение, но не более 3 лет с момента закладки для садов интенсивного типа, включая питомники, в том числе на установку шпалеры и противоградовой сетки, раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений в возрасте 20 лет и более начиная с года закладки;
- поддержку льготного инвестиционного и краткосрочного кредитования и компенсацию прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК.
Следует отметить и то, что при расчете ставок на 1 га площади закладки многолетних насаждений при субсидировании государственной программой рекомендовано применять следующие повышающие коэффициенты:
- для садов интенсивного типа с плотностью посадки свыше 1250 растений на 1 га - не менее 1,4, свыше 2500 растений на 1 га - не менее 1,7, свыше 3500 растений на 1 га - не менее 3;
- для плодовых питомников - не менее 3;
- для маточных насаждений, заложенных базисными растениями, - не менее
4;
- для ягодных кустарниковых насаждений - не менее 1,1;
- для ягодных кустарниковых насаждений с установкой шпалерных конструкций - не менее 1,4.
В 2020 г. в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия предоставлялис ь субсидии [12]:
- на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации м ноголетних насаждений;
- на развитие садоводства;
- на стимулирование производства плодово-ягодной продукции;
- на возмещение части затрат на закладку виноградников и уход за
ними;
- на развитие подотрасли виноградарства;
- на возмещение части затрат на 1 единицу объема винограда и (или) виноматериала, реализованного и (или) отгруженного на переработку.
Кроме того, в 2020 г. в десяти регионах России предоставляли гранты на закладку садов интенсивного типа, а также субсидии: на возмещение части затрат, связанных с выращиванием посадочного материала плодовых и ягодных насаждений; на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования систем мелиоративного орошения сада, ягодных культур, питомника.
Действенным инструментом государственной поддержки стало принятое Правительством РФ решение о снижении ставки НДС с 20 до 10% на плодово-ягодную продукцию.
С 2021 г. в РФ предусмотрено возмещение сельхозтоваропроизводителям 30% стоимости на создание селекционно-семеноводческих центров по производству сертифицированного посадочного материала плодовых культур в основных садоводческих регионах страны, что будет способствовать постепенному исключению импорта посадочного материала.
Следует отметить, что на государственную поддержку для производства плодов и ягод не могут претендовать граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы,
индивидуальны е предпринимателям, занимающиеся производством, первичной или последующей переработкой сельскохозяйственной продукции.
По результатам реализации Государственной программы в 2020 г. были перевыполнены показатели по площади закладки многолетних насаждений в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на 39,9%. Так было заложено 16 тыс. га, при целевом ориентире 11,4 тыс. га. Лидерами по закладке многолетних насаждений стали Республика Крым, где в 2020 г. заложено 2000 га, Краснодарский край - 1731 га, Кабардино-Балкарская Республика - 1380 га. При этом снизили темпы закладки многолетних насаждений по отношению к уровню 2019 г. в Кабардино-Балкарской Республике, Воронежской области, Новосибирской области [0].
Более подробно механизм предоставления государственной поддержки для получения субсидий на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, включая питомники, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений нами рассмотрен на примере Воронежской области (рис. 2).
Рис. 2. Механизм предоставления государственной поддержки для получения субсидий на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, включая питомники, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений [0].
Информирование о получении субсидии происходит в течение 5 дней со дня принятия решения. При отказе предоставления субсидии в журнале регистрации делается соответствующая запись и направляется письменное уведомление с указанием причины принятия соответствующего решения.
Предоставление субсидий осуществляется в очередности регистрации заявлений в журнале регистрации, а ответственность за достоверность предоставляемых данных и соблюдение условий лежит на получателе субсидий.
В случае если получателем субсидий не достигнуты значения показателей результатов предоставления субсидий, установленные в соглашении, субсидии подлежат возврату в бюджет в срок до 1 мая года, следующего за отчетным. Размер денежных средств, подлежащих возврату, равен проценту невыполнения показателя результативности.
При нарушении условий, целей и порядка предоставления субсидий, они подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней.
Предприятия, претендующие на получение государственной поддержки должны соответствовать определенным требованиям:
- отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов;
- отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иных просроченных задолженностей перед бюджетом Воронежской области;
- отсутствие процессов реорганизации, ликвидации (не ведется процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ);
- получатели субсидий стоят на учете в налоговых органах Воронежской области и осуществляют свою деятельность на территории региона.
В Воронежской области объем субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, включая питомники, и раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений
рассчитывается по ставкам на 1 гектар, утвержденным приказом департамента аграрной политики Воронежской области от 20.03.2020 №60-01-10/41 «Об утверждении ставок для предоставления в 2020 г. субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями, включая питомники, и (или) раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений» (в ред. от 10.12.2020 №60-01-10/193) (табл. 1).
Таблица 1. Ставки для расчета объема субсидий для предприятий плодово-ягодного подкомплекса Воронежской области
№ п/п Наименование работ Ставка субсидии, руб. на 1 га
2019 г. 2020 г.
1. Закладка многолетних насаждений
плодовых 41 000 15 000
ягодных 298 400 255 000
орехоплодных 41 000 41 000
садов интенсивного типа:
с размещением от 800 до 1250 саженцев на 1 га 111 500 50 000
с размещением от 1251 до 2500 саженцев на 1 га 275 800 193 000
с размещением от 2501 до 3500 саженцев на 1 га 598 400 300 000
с размещением более 3500 саженцев на 1 га 909 760 800 000
2. Закладка питомников
плодовых 441 780 4000 000
ягодных 286 560 270 000
маточника вегетативных подвоев 358 200 300 000
маточника плодовых привоев 179 100 70 000
3 Уход за многолетними насаждениями, включая питомники 18 471 18 471
4 Раскорчевка выбывших из эксплуатации многолетних насаждений 8 000 8 000
Источник [0]
При расчете ставок на 1 га закладки садов интенсивного типа (семечковые, косточковые с соблюдением сорто-подвойных комбинаций) применяются повышающие коэффициенты: для садов с плотностью посадки свыше 1250 растений на 1 га - не менее 1,4, свыше 2500 растений на 1 га - не менее 1,7, свыше 3500 растений на 1 га - не менее 3,0.
Бесспорным является то, что эффективность плодово-ягодного подкомплекса напрямую зависит от качества закупаемого посадочного материала. Для производства оздоровленных саженцев необходимо постоянное селекционное обновление, максимально реализующих продукционный потенциал. Мы разделяем точку зрения многих экспертов, которые считают, что быстро решить данный вопрос не удастся.
В настоящий момент в Центральном Черноземье насчитывается 103 питомника, в частности в Белгородской области - 22, Воронежской области - 24, Курской области - 18, Липецкой области - 15, Тамбовской области - 24.
В связи с этим еще одним инструментов для развития плодово-ягодного подкомплекса Российской Федерации стала федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства, утвержденная в 2017 г., подпрограммой которой является «Развитие питомниководства и садоводства в Российской Федерации», реализация которой рассчитана до 2030 г. [0]. Данная подпрограмма предусматривает совершенствование и внедрение научно-обоснованной системы ведения питомниководства, которая будет являться базой для интенсификации садоводства. Кроме того высокотехнологичные и конкурентоспособные отечественные разработки должны обеспечить увеличение производства свободного от вредоносных вирусов посадочного материала плодовых и ягодных
культур, сокращение зависимости от импорта. В документе отмечается, что строительство в научных центрах фитотронов и организация базовых питомников (общей площадью не менее 500 га) с современным защищённым грунтом даст возможность довести ежегодный выпуск посадочного материала плодовых и ягодных культур перспективных отечественных сортов до 23-24 млн шт. в год. Достижение целевых показателей планируется осуществлять за счет селекции таких культур как яблоня, груша, вишня, слива, черешня, персик, смородина черная, малина, земляника, крыжовник, жимолость. Кроме того, подпрограмма призвана решить задачи по разработке средств диагностики патогенов для этих видов растений, производству химических средств и агрохимикатов биологического происхождения по защите плодовых и ягодных растений, разработке технологий производства и послеуборочного хранения плодов и ягод. На реализацию подпрограммы на период с 2021-2025 гг. планируется потратить более 2 млрд руб. Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются: уровень инновационной активности предприятий, занимающихся селекцией, садоводством и питомниководством плодовых и ягодных культур, который в разные годы составит от 23 до 30%; объем привлеченных инвестиций в селекцию, садоводство и питомниководство плодовых и ягодных культур в рамках реализации подпрограммы (в отрасль будет привлечено не менее 3 млрд руб. инвестиций) (табл. 2); темп прироста количества объектов инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданных в организациях, занимающихся садоводством и питомниководством плодовых и ягодных культур в рамках реализации подпрограммы, по отношению к предшествующему году, которые составит ежегодно 10%; количество дополнительных профессиональных образовательных программ по подготовке и переподготовке кадров, разработанных по перспективным направлениям развития генетики, биотехнологии, селекции плодовых и ягодных культур, садоводства и питомниководства в рамках реализации подпрограммы (к 2030 г. составит 9 шт.).
В результате по прогнозам, уровень зависимости плодово-ягодного подкомплекса от импортного посадочного материала снизится на 25%, будут
разработаны отечественные технологии, способствующие повышению эффективности селекции, питомниководства и садоводства плодовых и ягодных культур, перера ботки и хранения плодовой и ягодной продукции.
Таблица 2. Целевые индикаторы подпрограммы «Развитие садоводства и питомниководства в Российской Федерации»
Показатели 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029 г. 2030 г.
Уровень инновационной активности предприятий, занимающихся селекцией, садоводством и питомниководств ом плодовых и ягодных культур, % 23 24 25 26 27 28 29 30
Объем привлеченных инвестиций в селекцию, садоводство и питомниководств о плодовых и ягодных культур в рамках реализации подпрограммы, млн руб. 424,2 835,0 1205,8 1576,7 1947,5 2318,3 2689,2 3060,0
Источник: [10]
Таким образом, при значительной государственной поддержке плодово-ягодного подкомплекса в последние годы отрасль сталкивается с большим количеством проблем. Так, отечественные производители сталкиваются с
высокой конкуренцией в цене с импортной продукцией, поступающей на российский рынок по демпинговым ценам, что обуславливает необходимость применения инструментов государственного регулирования рынка плодовой продукции. При применении инновационных технологий в садоводстве острым остается вопрос технического оснащения, т. к. более 75% используемой техники, инструментов, материалов импортные [9]. Так же требует решения проблема значительного увеличения мощностей круглогодичных плодохранилищ с регулируемой газовой средой и заводов шоковой заморозки ягод, что будет способствовать решению задач импортозамешения плодово-ягодной продукции.
Список литературы
1. Вестник агропромышленного комплекса. URL: https://vestnikapk.ru/ (дата обращения 20.09.2022).
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от 14 июля 2012 г. №717 (пролонгирована 19 апреля 2022 г.) URL:http://govemment.ru/rugovclassifier/815/events/ (дата обращения 4.09.2022).
3. Департамента аграрной политики Воронежской области URL: https://www.govvrn.ru (дата обращения 22.09.2022).
4. Меделяева З.П., Широбоков В.Г., Ноздрачева Р.Г., Шилова Н.П., Леонова Н.В. Государственная поддержка и развитие учетно-информационного обеспечения в садоводстве // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2021. Т. 14. № 3 (70). С. 147-161.
5. О ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // Аналитический вестник. №9 (769). Москва. 2021. 176с.
6. Потребление основных продуктов питания населения Российской Федерации. Москва. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 03.08.2022).
7. Слинько О.В., Кондратьева, О.В., Федоров А.Д., Войтюк В.А. Импортозависимость в садоводстве // Агрофорум. №7. 2019. С. 26-28.
8. Справочник субсидий. URL: https://gp.specagro.ru/ (дата обращения 31.08.2022).
9. Терновых К.С., Леонова Н.В., Золотарева Н.А., Маркова А.Л. Опыт внедрения инновационных технологий в садоводстве ЦЧР // Новые векторы развития АПК и сельских территорий. Материалы национальной научно-практической конференции, посвященной 90-летию института. 2021. С. 233-238.
10. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства. URL:http://government.ru (дата обращения 28.08.2022).
11. Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/news/5429381 (дата обращения 05.09.2022).
12. Центр агроаналитики. URL: https://specagro.ru (дата обращения: 15.09.2022).
Spisok literatury
1. Vestnik agropromishlennogo kompleksa/ URL: https://vestnikapk.ru/ (data obracheni 20.09.2022).
2. Gosudarstvenna programma razvitia selscogo hozaistva i regulirovania rinkov selskohozaistvennoi produkts, siria I prodovolstvia 14, 2012 No. 717 (prolongirovanna April 19, 2022) URL:http://government.ru/rugovclassifier/815/events/ (data obracheni 4.09.2022).
3. Department agrarnoy politiki Voronezh oblasti. URL: https://www.govvrn.ru (data obracheni 22.09.2022).
4. Medelaeva Z.P., Shirobokov V.G., Nozdracheva R.G., Shilova N.P., Leonova N.V. Gosudarstvenna podderzhka i razvitie uchetno-information obespecheniy v sadovodstva // Vestnik Voronezh gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021. Т. 14. № 3 (70). С. 147-161.
5. O hode realizati gosudarstvennoy programmi rasviti selscogo i regulirovani rihcov selscohozastvennoi product, siriy I prodovolstviy // Analytic vestnic. №9 (769). Moscova. 2021. 176p.
6. Potreblenie jsnovnih prodectov pitani naseleni Rossiyska Federaciy. Moscva. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru (data obracheni_03.08.2022).
7. Slinko O.V., Kondratieva O.V., Fedorov A.D., Voityuk V.A. Importozavisimost v sadovodstve // Agroforum. №7. 2019. P. 26-28.
8. Spravochnik subsidies. URL: https://gp.specagro.ru/ (data obracheni 31.08.2022).
9. Ternovykh K.S., Leonova N.V., Zolotareva N.A., Markova A.L. Opit vnedreni innovachion tehnolog v sadovodstve CChR // Novie vector razvitia APK I selskih territorie/ Material nawionalno nauchno-practichtskoy konferencii? Posvaoennoy 90-leti instinuta. 2021. P. 233-238.
10. Federalna nauhno-prakticheskoy programma razvitia selskogo hozaystva URL:http://government.ru (data obracheni 28.08.2022).
11. Finmarket. URL: http://www.finmarket.ru/news/5429381 (data obracheni 05.09.2022).
12. Centr agroanalitiki. URL: https://specagro.ru (data obracheni 15.09.2022).
© Терновых К.С., Запорожцева Л.А., Маркова А.Л., Леонова Н.В., Агеева О.Ю., 2022. International agricultural journal, 2022, № 5, 779-795.
Для цитирования: Терновых К.С., Запорожцева Л.А., Маркова А.Л., Леонова Н.В., Агева О.Ю. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПЛОДОВО-ЯГОДНОГО ПОДКОМПЛЕКСА / International agricultural journal. 2022. № 5, 779795.