Научная статья на тему 'Импортозамещение как важнейший фактор обеспечения экономического развития садоводства'

Импортозамещение как важнейший фактор обеспечения экономического развития садоводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ФРУКТЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / FRUIT-AND-BERRY SUB-COMPLEX / IMPORT SUBSTITUTION / SUPPORT / AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова И.А., Сушков А.А.

Предмет. В настоящее время население Российской Федерации не в полной мере обеспечено плодами и ягодами отечественного производства. Это связано с недостаточным уровнем государственной поддержки садоводства, отсутствием инвестиций в отрасль при одновременном увеличении капитальных затрат на закладку многолетних насаждений, а также со слабым развитием рыночной инфраструктуры. Цели. Изучение процессов импортозамещения в садоводстве, научное обоснование предложений по совершенствованию государственной поддержки отрасли. Методология. Методологической основой исследования послужили научные труды российских ученых по проблемам политики импортозамещения и ее реализации в аграрно-промышленном комплексе и в отрасли садоводства. В работе использованы абстрактно-логический и сравнительный методы исследования. Результаты. Проанализированы нормативная правовая база, состояние и тенденции производства плодово-ягодной продукции в Российской Федерации и в Саратовской области. Выявлены проблемы в действующем механизме государственной поддержки садоводства, предложены направления его совершенствования и оптимального сбалансированного развития. Обоснованы направления совершенствования государственной поддержки садоводства на основе развития подотрасли питомниководства, создания прививочных комплексов, обеспечения закладки и ухода за многолетними насаждениями, проведения мероприятий по реконструкции существующих насаждений и раскорчевки непродуктивных насаждений, проведения реконструкции существующих и строительства готовых фруктохранилищ, обеспечения первичной переработки плодово-ягодной продукции. Выводы. Сформулированные предложения могут быть использованы органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими регулирование развития отрасли садоводства и поддержку отечественных производителей, а также руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций в ходе анализа рынка и разработки стратегий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import substitution as a major factor in ensuring the economic development of gardening

Subject The article deals with the issues of supply of the population of the Russian Federation with domestic fruit-and-berry products. Objectives The paper aims to study the import substitution problems in horticulture and provide a scientific substantiation of proposals on improving State support to the industry. Methods Scientific works by domestic scholars on issues of import substitution policy and its implementation in the agro-industrial complex and the horticultural industry are the methodological basis of the research. In the work, we used the abstract-logical and comparative research methods. Results We analyzed the legal and regulatory framework, the status and trends of fruit production in the Russian Federation and in the Saratov oblast. We show the problems in the existing mechanism of State support to horticulture, and specify the directions of its improvement and optimal balanced development. We also justify the directions of perfection of the State support to horticulture. Relevance Our proposals can be used by the executive authorities of the Russian Federation, involved in regulation of the horticulture's development and domestic producers support, as well as by managers and specialists of agricultural organizations in the market analysis and development of strategies.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как важнейший фактор обеспечения экономического развития садоводства»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Агропромышленный комплекс

импортозамещение как важнейший фактор обеспечения экономического развития садоводства

Ирина Анатольевна РоДИоновА"*, Антон Алексеевич сушковь

a доктор экономических наук, доцент кафедры организации производства и управления бизнесом в АПК, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов, Российская Федерация rodionov56@yandex.ru

b аспирант кафедры организации производства и управления бизнесом в АПК,

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов, Российская Федерация syshkov@mail.ru

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 10.03.2015 Одобрена 24.03.2015

удк 332.1(634)

ключевые слова: плодово-ягодный подкомплекс, фрукты, импортозамещение, поддержка, сельскохозяйственные товаропроизводители

Аннотация

предмет. В настоящее время население Российской Федерации не в полной мере обеспечено плодами и ягодами отечественного производства. Это связано с недостаточным уровнем государственной поддержки садоводства, отсутствием инвестиций в отрасль при одновременном увеличении капитальных затрат на закладку многолетних насаждений, а также со слабым развитием рыночной инфраструктуры.

Цели. Изучение процессов импортозамещения в садоводстве, научное обоснование предложений по совершенствованию государственной поддержки отрасли. методология. Методологической основой исследования послужили научные труды российских ученых по проблемам политики импортозамещения и ее реализации в аграрно-промышленном комплексе и в отрасли садоводства. В работе использованы абстрактно-логический и сравнительный методы исследования.

результаты. Проанализированы нормативная правовая база, состояние и тенденции производства плодово-ягодной продукции в Российской Федерации и в Саратовской области. Выявлены проблемы в действующем механизме государственной поддержки садоводства, предложены направления его совершенствования и оптимального сбалансированного развития. Обоснованы направления совершенствования государственной поддержки садоводства на основе развития подотрасли питомниководства, создания прививочных комплексов, обеспечения закладки и ухода за многолетними насаждениями, проведения мероприятий по реконструкции существующих насаждений и раскорчевки непродуктивных насаждений, проведения реконструкции существующих и строительства готовых фруктохранилищ, обеспечения первичной переработки плодово-ягодной продукции. выводы. Сформулированные предложения могут быть использованы органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими регулирование развития отрасли садоводства и поддержку отечественных производителей, а также руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций в ходе анализа рынка и разработки стратегий развития.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

На экономическое развитие агропромышленного комплекса самое непосредственное влияние в настоящее время оказывают санкции, введенные торговыми партнерами Российской Федерации. Ответные российские меры и применение стратегии импортозамещения должны придать импульс развитию сельскохозяйственных организаций, способствовать улучшению доступа отечественных товаров на региональные рынки, увеличению спроса на сырье со стороны перерабатывающих предприятий.

Проблема импортозамещения не является новой для экономики агропромышленного комплекса современной России. Свое отражение она нашла в ряде положений, которые содержатся в различных указах Президента Российской Федерации и федеральных законах, регулирующих вопросы национальной безопасности, а также в многочисленных научных публикациях. Существенный вклад в развитие теории импортозамещения продовольственной продукции внесли многие отечественные ученые, в частности А.И. Алтухов [1], И.Н. Буздалов [2],

И.Г. Ушачев [3, 4], И.Л. Воротников, И.Ф. Суханова [5]. Вопросы импортозамещения продукции отрасли садоводства освещены в трудах Е.А. Егорова [6], И.М. Куликова [7-9]. Актуализация проблемы импортозамещения вызвана необходимостью обеспечения продовольственной безопасности и повышения конкурентоспособности российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. Несмотря на то, что отдельные вопросы нашли свое отражение в научных публикациях, проблема импортозамещения продукции садоводства недостаточно изучена. Этим объясняется необходимость проведения комплексного исследования.

Известно, что садоводство - это одна из высокотоварных и высокодоходных отраслей сельского хозяйства. Однако уровень производства плодов и ягод в Российской Федерации пока значительно отстает от потребностей населения. В стране в расчете на одного жителя выращивается всего 20-25 кг плодов и ягод в год, что составляет лишь 1/4 часть минимальной нормы потребления. По потреблению свежих фруктов наша страна значительно уступает развитым странам:

в Италии потребление составляет 149 кг; - в Нидерландах - 167 кг;

- в Австрии - 152 кг;

- в Великобритании - 128 кг;

- в США - 99 кг.

По этому показателю Россия находится на одном уровне с Узбекистаном, Киргизией и Казахстаном. При этом в Казахстане серьезно наращивают производство собственной плодово-ягодной продукции, и в 2013 г. по данному показателю он догнал Россию.

Анализ потребления фруктов по некоторым странам мира приведен на рис. 1.

Российская Федерация занимает лишь 6-е место по импорту фруктов. В структуре импорта 34% занимают яблоки, груши, виноград, т.е. то, что мы можем выращивать сами, при этом 18% отечественных фруктов идет на переработку.

С 2000 по 2013 г. импорт фруктов вырос в 2,73 раза (рис. 2).

Доля импортируемых яблок возросла с 6 до 26,9%. Согласно официальной статистике, объем рынка свежих фруктов в Российской Федерации составлял в 2012 г. порядка 11,9 млрд долл. и продолжает расти. На долю фруктов приходится 13% общих расходов россиян. Рост потребления обеспечивается за счет наращивания импорта фруктов, на долю которого приходится 70-80% рынка, а также за счет

Рисунок 1

потребление фруктов и ягод по отдельным странам мира на душу населения в 2013 г., кг

Киргизия Узбекистан

Армения Италия Великобритания Нидерладны Германия Австрия Россия

Источник: данные Росстата.

27 1 29

2

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180

6 780

6 971

7085 7201

5 502

5 806 5 698

6 024

Рисунок 2

Динамика импорта фруктов в Российской Федерации за 2000-2013 гг., тыс. т

8 000

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

4 613

4 211

3 844

3 545

3 141

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: авторская разработка.

сегмента продукции, которая может выращиваться в Российской Федерации [10].

За последние 5 лет наблюдается устойчивая тенденция роста рынка фруктов (в среднем на 12% в год). При этом лишь каждый пятый фрукт, потребляемый в России, выращен в стране. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность Российской Федерации, которая предусматривает наиболее полное обеспечение населения страны отечественными продуктами питания.

Одно из главных направлений импортозамещения -замена иностранных продуктов питания отечественными. В сельском хозяйстве есть почти идеальные предпосылки для обеспечения страны продуктами питания. Население страны составляет лишь 2% от общей численности людей на планете. При этом Российская Федерация располагает 9% всех сельскохозяйственных площадей, 20% глобальных запасов пресной воды и 40% особо плодородного чернозема.

В выступлениях официальных лиц, а также министра сельского хозяйства звучало, что для решения проблем импортозамещения на развитие сельского хозяйства будут выделяться значительные дополнительные суммы в пределах 100 млрд руб.,

однако в бюджете на 2015-2017 гг. и в последующих документах, а также в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. таких средств не предусмотрено.

Анализ расходов федерального бюджета показывает, что средства для сельского хозяйства в планируемом объеме не только не выделены, но даже сокращены (рис. 3).

Есть проблемы и с установлением новых мировых финансово-торговых правил, в том числе и по замене доллара на российский рубль в международных расчетах. Официальная инфляция в 2013 г. составила порядка 6,5%. Между тем в Евросоюзе этот показатель составил 1% (в Германии - 1,43%, в США - 1,5%). В Российской Федерации Росстат подтвердил оценку инфляции за 2014 г. на уровне 11,4%.

Анализируя меры Правительства Российской Федерации по импортозамещению за прошедший период, авторы пришли к следующим выводам:

- введение эмбарго на поставки продовольствия спровоцировало инфляцию;

Рисунок 3

финансирование государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., млрд руб.

2016 2017 2018

■ Плановые расходы ■ Скорректированные расходы Источник: авторская разработка.

финансирование агропромышленного комплекса осталось на досанкционном уровне, а в связи с девальвацией рубля оно даже существенно уменьшилось;

выросли бюрократические барьеры в части выплаты субсидий всех уровней, а также административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства;

увеличились страховые взносы в пенсионный фонд в 2015 г. с 16 до 22% (на 37,5%);

выросли страховые взносы в фонд социального страхования в 2015 г. с 1,9 до 2,9% (на 52,6%);

значительно повысились ставки земельного налога;

увеличилась государственная пошлина за регистрационные действия по оформлению недвижимости;

выросли процентные ставки банков на льготные кредитные ресурсы сельскохозяйственных товаропроизводителей для проведения сезонных работ на уровне 24% годовых при ограничении доходности банков по этим видам кредитования на уровне 2-3%;

введение так называемого налогового маневра в отношении нефтяных продуктов с 01.02.2015

неминуемо приведет к росту цен на дизельное топливо и бензин на 50%, что может негативно отразиться на проведении сезонных работ в сельском хозяйстве.

Определенным положительным моментом в новом бюджете является отказ властей вводить налог на прибыль сельскохозяйственных предприятий. Поддержка сельскохозяйственных производителей должна рассматриваться в рамках простого понимания: чтобы развивать любое производство на новом технологическом уровне ускоренными темпами в условиях сложной экономической и международной ситуации, нужны дополнительные вложения. Существует простой и всем понятный логический принцип: вложил рубль - получил что-то дополнительно, не вложил - ничего не изменится [11].

Общее состояние развития плодово-ягодного подкомплекса зависит от продуктивности садов и ягодников, а также от валового сбора продукции в регионах, где в больших масштабах возделывают эту продукцию. В Российской Федерации - это Южный, Центральный и Приволжский федеральные округа [12].

Доля федеральных округов в выращивании яблок и производстве продуктов их переработки в

Российской Федерации в 2012-2014 гг., по данным USDA1 и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, составляла:

- в Северо-Кавказском федеральном округе - 15%;

- в Северо-Западном федеральном округе - 15%;

- в Центральном федеральном округе - 16%; в Южном федеральном округе - 29%;

в Приволжском федеральном округе - 25%.

Согласно официальным данным в последнее десятилетие Саратовская область является крупнейшим производителем в отрасли садоводства. Она занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе по валовому производству плодов и ягод, а по урожайности - одно из первых мест в Российской Федерации.

В Саратовской области в 2014 г. в хозяйствах всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства) произведено 81,5 тыс. т, плодово-ягодной продукции или 102% по отношению к 2013 г. Анализ статистических данных показывает, что основными производителями плодово-ягодной продукции являются хозяйства населения, а не крупные садоводческие предприятия.

Современное состояние отрасли садоводства знают и ученые и производственники. В связи с этим еще в 2010 г. Всероссийским селекционно-технологическим институтом садоводства и питомниководства Россельхозакадемии были разработаны Концепция и стратегия развития садоводства в Российской Федерации, а также разработана Программа развития садоводства и питомниководства на период 2011-2020 гг., основные положения которой отражены в Программе развития сельского хозяйства Российской Федерации на 2012-2015 гг. и период до 2020 г. [13].

В отличие от Евросоюза, где солидная государственная поддержка садоводства осуществляется на всех этапах от закладки сада до хранения и реализации товара, в Российской Федерации она в разы меньше. Государственная поддержка садоводства в 2013 г. снижена по сравнению с 2012 г. на 45%. В планах на 2015 г. этот перекос устранен, однако государственная поддержка в области садоводства носит несистемный характер: субсидии представляются на закладку, уход за многолетними насаждениями, виноградниками, раскорчевку садов в

1 USDA (United States Department ofAgriculture) - министерство сельского хозяйства США.

возрасте свыше 30 лет. Финансирование, обещанное первыми лицами страны, в том числе и российским Минсельхозом, на реконструкцию фруктохранилищ и переработку фруктов не состоялось и про него уже никто не вспоминает.

Полную неразбериху в реальную ситуацию вносят данные, представленные Росстатом, которыми оперируют региональные и федеральные власти. При фактическом производстве в стране плодов в пределах 580-620 тыс. т показатели составляют почти 3 млн т., так как считается, что 2 млн 300 тыс. т плодов выращивается в личных подсобных хозяйствах (см. таблицу).

Учитывая, что площади под садами, по данным из регионов, не увеличиваются, а часто уменьшаются, то объяснить такой рост с научной точки зрения невозможно, можно только «гордиться нашими успехами».

Особенно остро стоит вопрос с так называемым соковым яблоком, т.е. продуктом, который идет на переработку. Переработчики поставили производителей плодов и ягод в невыгодные условия, когда производители вынуждены были отдавать продукцию по ценам в два с лишним раза меньше себестоимости. Кроме того, расчеты за полученный товар осуществлялись с большой отсрочкой [14].

Аналогичная ситуация складывается с так называемыми ритейлерами - крупными торговыми сетями. Основное достоинство отечественных фруктов - их свежесть. Они, как правило, сочные, хрустящие и приятно пахнут. А вот внешний вид у них далеко не всегда отвечает требованиям закупщиков из крупных торговых сетей. Фрукты имеют разную форму и размеры, очень часто в партии одного сорта встречаются плоды совсем другого сорта, поэтому такой товар не годится для супермаркетов - ему место на рынках и в палатках.

В хо жд е н и е с е л ь с ко хо з я й с тв е н н ы х товаропроизводителей в торговые сети связано со многими трудностями, к основным из которых можно отнести:

- плату ритейлеру за вхождение в сеть;

всевозможные санкции за недопоставку продукции, качество, срок хранения и т.д.;

- наличие упаковки продукции;

- своевременность доставки продукции и др.

Деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей отрасли садоводства связана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство плодов в Российской Федерации и Саратовской области в 2011-2014 гг.

Российская Федерация Саратовская область

2011 2012 2013 2014 2011 2012 2013 2014

Общая площадь многолетних насаждений, га 511 507,4 499,3 480 9,5 9,5 9,4 9,5

В том числе в плодоносящем возрасте 422 410 381,6 398,7 8,4 8,4 8,3 8,1

Валовый сбор, тыс. т 2 514 2 663,8 2 942 2 979 64,6 81,7 80,1 81,5

Урожайность, ц/га 58,7 64,6 77,1 74,7 76,9 104,1 103,8 105,7

Общая площадь многолетних насаждений 152,0 142,7 140 136 3,2 3,2 3,1 2,9

в сельскохозяйственных организациях и

крестьянских (фермерских) хозяйствах, га

В том числе в плодоносящем возрасте 99,3 99,1 98,6 96,8 2,4 2,4 2,2 2

Валовый сбор в сельскохозяйственных 497,4 581,6 666,8 679 4,6 11,4 15,9 13,9

организациях и крестьянских (фермерских)

хозяйствах, тыс. т

Урожайность в сельскохозяйственных 50,1 56,3 67,6 70,1 19,2 47,5 72,2 69,5

организациях и крестьянских (фермерских)

хозяйствах, ц/га

Площадь многолетних насаждений в 359,3 364,7 359,3 344 6,3 6,3 6,3 6,6

хозяйствах населения, га

В том числе в плодоносящем возрасте 322,7 310,9 283 301,9 6,0 6 6,1 6,1

Валовый сбор в хозяйствах населения, тыс. т 2 016,6 2 082,2 2 275,2 2 300 60 70,3 64,2 67,6

Урожайность в хозяйствах населения, ц/га 62,5 66,9 80,3 76,2 100 117,2 105,2 110,9

Источник: авторская разработка.

с определенными трудностями. При этом отсутствие фруктохранилищ и первичной переработки приводит к большим потерям. Заместитель Минсельхоза России Д. Юрьев сказал, что в России ежегодно пропадает 55% фруктов и ягод из-за несовершенства оптово-распределительной системы для плодоовощной продукции [15].

Иностранные корпорации, которые доминируют на российском соковом рынке, предпочитают концентрат из-за рубежа, мотивируя это тем, что российские яблоки не отвечают технологическим требованиям. Правительство Российской Федерации официально заявляет о том, что потребитель от сложившейся ситуации не должен пострадать, т.е. его нужно защитить от дефицита и роста цен. Если ограничиваться только этим, то можно понять, что вся история с эффектом от незапланированных контрсанкций может быть сведена исключительно к смене стран-поставщиков [16].

В результате одной из основных проблем импортозамещения в ближайшие годы в Российской Федерации будет оставаться замена импорта товаров из стран, из которых Российской Федерацией запрещен ввоз, на импорт из «разрешенных» стран. А это приведет к обычному в торговой практике реэкспорту. Например, нередко под видом сербских и израильских яблок в Россию идут все те же польские фрукты, которые стоят дороже.

Всем известно, что импортные яблоки покрываются

химическими составами, обеспечивающими надежную транспортировку и длительное хранение. Да, они не гниют, но по большому счету этим их достоинства и ограничиваются [17].

Любому экономисту понятно, что как только были приняты ответные российские санкции, тут же должна была появиться утвержденная на высоком уровне программа, в которой было бы указано, какой регион в силу своей сельскохозяйственной специфики закрывает конкретный сегмент возникшего дефицита продуктов с учетом региональных, межрегиональных экономических и макроэкономических связей.

Программа по импортозамещению должна быть направлена на товаропроизводителей России, где природно-климатические условия позволяют выращивать плоды и ягоды с минимальным применением пестицидов, что делает их полезным органическим продуктом с высоким содержанием биологически активных веществ. Плодородные почвы страны, ее умеренный климат позволяют полностью обеспечить население продукцией садоводства. По мнению экспертов, Россия может производить 5-7 млн т плодов в год. Но для того, чтобы наполнить отечественный рынок отечественными яблоками, надо восстанавливать свои сады. А на это уйдет минимум 10-15 лет. В связи с этим программа по импортозамещению должна быть долгосрочной, рассчитанной на

" 2 плановый период2.

Выполнение программы по импортозамещению должно обеспечить на федеральном и на региональном уровнях:

развитие подотрасли питомниководства для снабжения хозяйств посадочным материалом, районированным, адаптированным к местным условиям на основе закладки маточно-черенковых садов, маточников клоновых подвоев, маточников ягодников, закладки полей плодово-ягодных питомников, создания теплиц и парников для размножения;

создание прививочных комплексов;

закладку и уход за многолетними насаждениями на основе перспективного плана;

проведение мероприятий по реконструкции существующих насаждений и раскорчевке непродуктивных насаждений;

проведение реконструкции существующих фруктохранилищ и строительство новых;

первичную переработку плодово-ягодной продукции.

Кроме того, производство и переработку плодов и ягод в качестве первичного сырья следует рассматривать как предпринимательскую деятельность для малого бизнеса, включающую:

промышленное выращивание яблок и их оптовую (розничную) реализацию;

переработку, нарезку и консервацию свежих фруктов;

переработку консервированных фруктов, изготовление соков, повидла, варенья, джемов и т.д.;

изготовление яблочных чипсов, детского питания на основе яблок, а также сухофруктов, их фасовку и реализацию в торговых сетях;

2 Белоусов С. Импортозамещение по-чиновничьи. URL: //http:// www.russia-today.ru/article.php?i=1193.

изготовление яблочных уксусов и соусов, а также спиртосодержащих напитков;

обработку свежих фруктов и их квашение (моченые и квашеные яблоки);

переработку жмыха в комбикорм для скота и изготовление удобрений;

глубокую заморозку свежих фруктов;

логистические услуги и перевозку в специализированных термобудках;

- оптовую закупку, фасовку и розничную продажу яблок.

По мнению многих экономистов [18-20], для развития малого предпринимательства со стороны Правительства Российской Федерации должны быть решены следующие вопросы:

- введены трехлетние налоговые каникулы для существующего бизнеса;

- ликвидированы административные барьеры в развитии бизнеса;

- введены налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий;

- применено льготное кредитование;

осуществлена активная грантовая поддержка инновационных предприятий.

Таким образом, в настоящее время импортозамещение плодово-ягодной продукции на деле сводится к замене импорта товаров из стран, откуда Российской Федерацией запрещен ввоз, на импорт из государств «разрешенных». Работа по проведению мероприятий по импортозамещению продовольственной продукции только начата, и она не будет легкой и быстрой. Для производства своей конкурентоспособной и качественной продукции потребуется минимум пять лет и большие капиталовложения как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей.

Список литературы

1. Алтухов А. Продовольственная безопасность России в условиях зарубежных санкций // АПК: экономика, управление. 2014. № 14. С. 19-30.

2. Буздалов И.Н. Об интенсификации сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2013. № 4. С. 141-152.

3. Ушачев И.Г. Социально-экономические исследования в аграрном секторе экономики России: основные направления // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С. 5-8.

4. Ушачев И. Стратегические подходы к развитию АПК России в контексте межгосударственной интеграции // АПК: экономика, управление. 2015. № 1. С. 3-17.

5. Воротников И., Суханова И. Совершенствовать механизмы импортозамещения аграрной продукции // АПК: экономика, управление. 2015. № 4. С. 16-26.

6. Егоров Е.А., Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А. Развитие промышленного садоводства на основе ресурсосберегающих технологий // Плодоводство и виноградарство Юга России. 2014. № 30. С. 179-193. URL: http://journal.kubansad.ru/pdf/14/06/16.pdf.

7. Куликов И.М., Воробьев В.Ф., Косякин А.С. Стратегия развития садоводства и питомниководства РФ до 2020 г. // Садоводство и виноградарство. 2011. № 1. С. 10-13.

8. Куликов И.М. Повысить роль государства в интенсификации садоводства // Садоводство и виноградарство. 2013. № 5. С. 6-13.

9. Куликов И. Отечественное садоводство: ресурсный потенциал, господдержка, прогнозы развития // АПК: экономика, управление. 2011. № 5. С. 10-23.

10. Климкина Е. В., Светашова Л.А. Современное состояние и приоритетные направления повышения эффективности садоводства и виноградарства в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 199-206.

11. Ермаков И.Л., Соколов О.В. Современные тенденции развития садоводства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2010. № 2. С. 171-173.

12. Сушков А.А. Развитие садоводства в Саратовской области // Садоводство и виноградарство. 2012. № 4. С. 9-12.

13. Урусов В. Ф. Прогноз развития садоводства и механизмы государственной поддержки в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 12. С. 23-29.

14. Кравцов С.А. Роль государства в развитии садоводства в России // Садоводство и виноградарство. 2010. № 5. С. 14-19.

15. Акимова Ю.А. Импортозамещение продовольственных товаров // Экономика и социум. 2014. № 4-1. С. 286-289. URL: http://urlid.ru/akkg.

16. Киселев С., Строков А., Жорова М., Белугин А. Агропромышленный комплекс России в условиях санкций и необходимости обеспечения продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 2015. № 2. С. 12-19.

17. Дядченко Д.Г. Организационно-экономические проблемы развития товарного садоводства // Достижения науки и техники АПК. 2009. № 2. С. 6-7.

18. ГабуевМ.Т. Инновационное развитие садоводства - стратегическая альтернатива будущего //Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2014. № 5. С. 22-24.

19. Кузичева Н.Ю. Обоснование оценки стратегической устойчивости развития садоводства: методологический аспект // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 1. С.119-122.

20. Ефремов И.А. Главный путь развития садоводства в России // Агропродовольственная политика в России. 2013. № 5. С. 25-31.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Agro-Industrial Complex

IMPORT SUBSTITUTION AS A MAJOR FACTOR IN ENSURING THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF GARDENING

Irina A. RODIONOVAa*, Anton A. SUSHKOVb

a Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russian Federation rodionov56@yandex.ru

b Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russian Federation syshkov@mail.ru

* Corresponding author

Article history:

Received 10 March 2015 Accepted 24 March 2015

Keywords: fruit-and-berry sub-complex, import substitution, support, agricultural producers

Abstract

Subject The article deals with the issues of supply of the population of the Russian Federation with domestic fruit-and-berry products.

Objectives The paper aims to study the import substitution problems in horticulture and provide a scientific substantiation of proposals on improving State support to the industry. Methods Scientific works by domestic scholars on issues of import substitution policy and its implementation in the agro-industrial complex and the horticultural industry are the methodological basis of the research. In the work, we used the abstract-logical and comparative research methods.

Results We analyzed the legal and regulatory framework, the status and trends of fruit production in the Russian Federation and in the Saratov oblast. We show the problems in the existing mechanism of State support to horticulture, and specify the directions of its improvement and optimal balanced development. We also justify the directions of perfection of the State support to horticulture. Relevance Our proposals can be used by the executive authorities of the Russian Federation, involved in regulation of the horticulture's development and domestic producers support, as well as by managers and specialists of agricultural organizations in the market analysis and development of strategies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Altukhov A. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii v usloviyakh zarubezhnykh sanktsii [The food safety of Russia in the face of foreign sanctions]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2014, no. 14, pp. 19-30.

2. Buzdalov I.N. Ob intensifikatsii sel'skogo khozyaistva [On agricultural intensification]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2013, no. 4, pp. 141-152.

3. Ushachev I.G. Sotsial'no-ekonomicheskie issledovaniya v agrarnom sektore ekonomiki Rossii: osnovnye napravleniya [Socio-economic research in the agricultural sector of the Russian economy: the main directions].

Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2014, no. 4, pp. 5-8.

4. Ushachev I.G. Strategicheskie podkhody k razvitiyu APK Rossii v kontekste mezhgosudarstvennoi integratsii [Strategic approaches to the RF AIC development in the context of interstate integration]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 1, pp. 3-17.

5. Vorotnikov I., Sukhanova I. Sovershenstvovat' mekhanizmy importozameshcheniya agrarnoi produktsii [Improving the mechanisms for import substitution of agricultural products]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 4, pp. 16-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Egorov E.A., Shadrina Zh.A., Koch'yan G.A. [Development of industrial horticulture on the basis of resource-saving technologies]. Plodovodstvo i Vinogradarstvo Yuga Rossii, 2014, no. 30(06), pp. 179-193. (In Russ.) Available at: http://journal.kubansad.ru/pdf/14/06/16.pdf.

7. Kulikov I.M., Vorob'ev V.F., Kosyakin A.S. Strategiya razvitiya sadovodstva i pitomnikovodstva RF do 2020 g [Horticultural and nursery development strategy of Russia till 2020]. Sadovodstvo i vinogradarstvo = Horticulture and Viticulture, 2011, no. 1, pp. 10-13.

8. Kulikov I.M. Povysit' rol' gosudarstva v intensifikatsii sadovodstva [Enhancing the role of the State in the intensification of horticulture]. Sadovodstvo i vinogradarstvo = Horticulture and Viticulture, 2013, no. 5, pp.6-13.

9. Kulikov I. Otechestvennoe sadovodstvo: resursnyi potentsial, gospodderzhka, prognozy razvitiya [Domestic gardening: resource potential, support, forecast of development]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2011, no. 5, pp. 10-23.

10. Klimkina E.V., Svetashova L.A. Sovremennoe sostoyanie i prioritetnye napravleniya povysheniya effektivnosti sadovodstva i vinogradarstva v Rossiiskoi Federatsii [The current status and priority directions of increase of the efficiency of horticulture and viticulture in the Russian Federation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Vestnik of Voronezh State Agricultural University, 2014, no. 4, pp. 199-206.

11. Ermakov I.L., Sokolov O.V. Sovremennye tendentsii razvitiya sadovodstva [Modern trends in gardening].

VestnikMichurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Michurinsk State Agrarian University, 2010, no. 2, pp. 171-173.

12. Sushkov A.A. Razvitie sadovodstva v Saratovskoi oblasti [Development of horticulture in the Saratov oblast].

Sadovodstvo i vinogradarstvo = Horticulture and Viticulture, 2012, no. 4, pp. 9-12.

13. Urusov V.F. Prognoz razvitiya sadovodstva i mekhanizmy gosudarstvennoi podderzhki v APK Rossii [Prediction for development of horticulture and the mechanisms of State support in the agrarian and industrial complex of Russia]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh ipererabatyvayushchikhpredpriyatii = Economy of Agricultural and Processing Enterprises, 2014, no. 12, pp. 23-29.

14. Kravtsov S.A. Rol' gosudarstva v razvitii sadovodstva v Rossii [The role of the State in the development of gardening in Russia]. Sadovodstvo i vinogradarstvo = Horticulture and Viticulture, 2010, no. 5, pp. 14-19.

15. Akimova Yu.A. [Import substitution of foodstuffs]. Ekonomika i Sotsium, 2014, no. 4-1, pp. 286-289. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/akkg.

16. Kiselev S., Strokov A., Zhorova M., Belugin A. Agropromyshlennyi kompleks Rossii v usloviyakh sanktsii i neobkhodimosti obespecheniya prodovol'stvennoi bezopasnosti [Agriculture of Russia under sanctions and the need to ensure the food security]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2015, no. 2, pp. 12-19.

17. Dyadchenko D.G. Organizatsionno-ekonomicheskie problemy razvitiya tovarnogo sadovodstva [Organizational and economic problems of the development of commercial horticulture]. Dostizheniya nauki i tekhniki APK = Achievements of Science and Technology of AIC, 2009, no. 2, pp. 6-7.

18. Gabuev M.T. Innovatsionnoe razvitie sadovodstva - strategicheskaya al'ternativa budushchego [The innovative development of horticulture is a strategic alternative to the future]. Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Michurinsk State Agrarian University, 2014, no. 5, pp.22-24.

19. Kuzicheva N.Yu. Obosnovanie otsenki strategicheskoi ustoichivosti razvitiya sadovodstva: metodologicheskii aspect [Justification of the evaluation of the strategic sustainability of gardening: a methodological aspect].

Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Michurinsk State Agrarian University, 2013, no. 1, pp. 119-122.

20. Efremov I.A. Glavnyi put' razvitiya sadovodstva v Rossii [The main way of the development of gardening in Russia]. Agroprodovol 'stvennaya politika v Rossii = Agri-food Policy in Russia, 2013, no. 5, pp. 25-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.