Научная статья на тему 'Государственная поддержка молочного скотоводства Нижегородской области'

Государственная поддержка молочного скотоводства Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТ / СУБСИДИИ / ПОГОЛОВЬЕ КОРОВ / ПЛЕМЕННЫЕ ЗАВОДЫ / ПЛЕМЕННЫЕ РЕПРОДУКТОРЫ / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ДОХОДНОСТЬ / STATE SUPPORT / BUDGET / SUBSIDY / THE TOTAL NUMBER OF COWS / PEDIGREE PLANTS / PEDIGREE REPRODUCTORS / ECONOMY SUBJECTS / INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Надежда Владимировна

В данной статье рассмотрены основные методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области, а также сформулированы предложения по совершенствованию механизма поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SUPPORT OF THE MILK BREEDING IN NIZHNIY NOVGOROD AREA

In the given article the general methods of the state support of the agricultural producers of the Nizhniy Novgorod area are considered. The proposals for the improvement of the mechanism of the support native agricultural producers is formulated.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка молочного скотоводства Нижегородской области»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. В. Денисова,ст. преподаватель кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные методы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области, а также сформулированы предложения по совершенствованию механизма поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Ключевые слова: государственная поддержка, бюджет,

субсидии, поголовье коров, племенные заводы, племенные репродукторы, субъекты хозяйствования, доходность.

С вхождением агропромышленного комплекса в число социально-экономических приоритетов развития государства особенно актуальными являются вопросы не только обеспечения государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, но и эффективного использования выделяемых бюджетных ассигнований, особенно в период финансового кризиса.

На современном этапе развития экономики России аграрный сектор занимает особое положение и не может участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство страны выделяется низкой доходностью, зависит от природно-климатических факторов, имеет сезонный характер производства, медленнее, чем другие отрасли, адаптируется к быстро изменяющейся экономической ситуации.

Сельскохозяйственные организации функционируют при недостаточном развитии системы банковского кредитования, отличаются существенным износом основных средств.

Помимо традиционных форм эффективного управления производством особое значение придаётся инновационным подходам в хозяйствовании, но для их применения необходима финансовая поддержка государства.

Механизмы господдержки можно дифференцировать следующим образом:

• в зависимости от источников финансирования выделяют бюджетный механизм поддержки, когда за счет бюджетов всех уровней предоставляются бюджетные услуги, а также разрабатываются и реализуются программы регулирования отрасли сельского хозяйства и

внебюджетный вид господдержки, представляющий собой меры экономической политики, которые не требуют расходования средств федерального или региональных бюджетов;

• в зависимости от периода действия мер, направленных на устойчивое развитие сельского хозяйства, различают краткосрочный -до одного года и долгосрочный механизм государственной поддержки

- более одного года;

• по уровням выделяют два вида государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: региональный, когда меры господдержки агрокомплекса распространяются только внутри отдельного региона или субъекта федерации (например, Программа по развитию животноводства в Нижегородской области в 2010-2012 годах), и федеральный, если меры повышения эффективности сельскохозяйственного производства действуют на территории всейстраны (к примеру, Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденная по-становлениемПравительства Российской Федерации).

В современных условиях эффективная работа аграрного сектора возможна только при активной государственной поддержке из бюджетов всех уровней.

При анализе направлений и величины государственной поддержки важно рассматривать влияние изменений размеров бюджетного финансирования на показатели, отражающие эффективность развития отраслей, получающих государственную помощь [1].

Реализация Г осударственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Из общего бюджета Министерства сельского хозяйства России в 2009 году, который составил 191,8 млрд руб., на реализацию государственной программы было предусмотрено 157,8 млрд руб., что составляет 82,3 % от общего бюджета.

В Нижегородской области разработана и утверждена законом Нижегородской области от 08.04.2008 года № 40-з программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2007-2010 годы».

На 2009 год на финансовую поддержку организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области из средств феде-

рального бюджета без учета капвложений выделено 1442,5 млн руб. (в том числе остаток 2008 года 177,7 млн руб.).

По всем направлениям финансовых поддержек в полном объеме выполнены условия софинансирования, определенные для Нижегородской области Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Всего из областного бюджета на эти цели выделено 1825,26 млн руб.

Из-за сокращения поголовья коров в настоящее время в Нижегородской области не удается преодолеть отрицательную динамику производства молока, сложившуюся за последние годы, хотя рост продуктивности молочных коров указывает на возможность изменения данной ситуации в ближайшие годы. За 2009 год валовой надой молока составил 602,1 тыс. тонн (снижение 4,4 % к 2008 году).

Таблица 1

Г осударственная поддержка субъектов хозяйствования АПК Нижегородской области из бюджетов всех уровней в 2008 и 2009 гг., тыс. руб.

Показатель Всего по Нижегородской области Племенные хозяйства и племенные репродукторы

2008 2009 2008 2009

Г осударственная помощь, тыс. руб. в том числе: - федеральный бюджет - бюджет субъектов РФ - местный бюджет 2400118 1033653 1330060 36405 2644902 1065002 1535058 44842 495770 208148 283916 3706 666669 314602 346468 5599

Таким образом, можно сказать, что в целом на развитие сельского хозяйства Нижегородской области из бюджетов всех уровней Российской Федерации в отчётном году было выделено 2644902 тыс. руб. бюджетных средств, что на 244784 тыс. руб. больше уровня

2008 года.

На финансирование деятельности племенных заводов и племенных репродукторов в 2009 году было выделено 666 669 тыс. руб., что на 34,5 % или 170 899 тыс. руб. больше чем в 2008 году.

В Нижегородской области основная часть денежных потоков поступает из областного бюджета и распределяется по статьям неравномерно.

Рассмотрим распределение бюджетных средств на развитие животноводства по статьям затрат в Нижегородской области за период с 2007 по 2009 годы.

Таблица 2

Направления государственной поддержки животноводства из бюджетов различного уровня в Нижегородской области

Показатель 2007 2008 2009 Отклонение, (+,-), тыс. руб.

Г осударственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства - всего, тыс. руб. 314410 389795 487537 173127

в том числе - субсидии на поддержку племенного животноводства 88963 90333 164564 75601

-субсидии на продукцию животноводства (безпереработки) 220201 210037 421 -219780

из них на молоко 207581 198389 271 -207310

-другие субсидии наподдержку животноводства 5246 89425 322552 317306

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях -всего 262782 978333 367401 790419

Итого государственной поддержки 2189912 1568128 1158098 -1031814

Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод, что за период с 2007 по 2009 гг. произошло сокращение выделяемых средств государства на развитие сельского хозяйства Нижегородской области и в отчётном году данный показатель составил 1158098 тыс. руб., что на 1031814 тыс. руб. меньше уровня 2007 года, из которых 854 938 тыс. руб. или 38,9 % приходится на финансирование отрасли животноводства.

Эффективность бюджетных средств, выделяемых на поддержку АПК, определяется достижением поставленных задач, а главной задачей является наращивание объёмов производства сельскохо-

зяйственной продукции, а также сохранение поголовья крупного рогатого скота. Рассмотрим динамику этих показателей в Нижегородской области (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей в Нижегородской области

Показатель 2007 2008 2009 Темп роста, %

Поголовье крупного рогатого скота, гол. 295516 282248 256860 86,9

Валовое производство молока, ц 4148442 4215759 3997323 96,4

Полная себестоимость молока, тыс. руб. 3031301 3751655 3676575 121,3

Себестоимость 1 ц молока, руб. 730,71 889,91 919,76 135,9

Выручка от реализации молока, тыс. руб. 3343139 3826100 3654074 109,3

Прибыль (+), убыток (-) от производства молока, тыс. руб. 311838 74445 -22501

Рентабельность производства, % 10,3 1,98 -0,6 -

По данным таблицы видно, что за исследуемый период наблюдается сокращение валового производства молока в Нижегородской области на 3,6 % или 151 119 ц и в отчётном году показатель составил 3 997 323 ц. Это главным образом произошло за счёт сокращения численности крупного рогатого скота на 13,1 % или 38656 гол. и в

2009 году показатель составил 256 860 гол.

Выравнивание динамического ряда поголовья крупного рогатого скота в Нижегородской области по уравнению прямой выразилось уравнением: у = 73 861 - 36,60х означающее, что поголовье скота в области ежегодно сокращается на 36,60 тыс. голов.

В Нижегородской области наблюдается тенденция к увеличению себестоимости продукции. Так за период с 2007 по 2009 гг. полная себестоимость молока увеличилась на 21,3 % и в отчётном году составила 3 676 575 тыс. руб., себестоимость 1 ц молока в 2009 году составила 919,76 руб., что на 35,9 % или 189,05 руб. больше уровня 2007 года. В отчётном году производство молока в целом по области является убыточным. Так убыток от производства молока составил 22 501 тыс. руб.

Это главным образом произошло из-за сокращения государственной поддержки на субсидирование продукции животноводства (без переработки) на 219780 тыс. руб., а также за счёт сокращения раз-

личного вида субсидий выделяемых государством на поддержку отрасли растениеводства и животноводства (табл. 2).

В 2009 году на 1 рубль субсидий, полученных сельскохозяй-

ственными организациями Нижегородской области из бюджетов всех уровней, на производство молока было получено 68,6 руб. убытка.

Наглядно государственная поддержка программ и меро-

приятий по развитию отрасли животноводства Нижегородской области представлена на рис. 1.

При выравнивании ряда динамики государственной под-

держки программ и мероприятий отрасли животноводства в хозяйствах Нижегородской области за период с 2000 по 2009 гг. нами было получено следующее уравнение: у = 28 791х -6907, которое показывает, что в среднем государственная поддержка отрасли животноводства в этих хозяйствах с каждым годом увеличивается на 28791 тыс. руб., государственная поддержка программ и мероприятий в целом по Нижегородской области в среднем с каждым годом также увеличивается на 87724 тыс. руб.

1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010

Государственная поддержка программ и мероприятий на поддержку отрасли животноводства, тыс. руб.

-И-Государственная поддержка программ и мероприятий -всего, тыс. руб.

----Линейная (Г осударственная поддержка программ и мероприятий

на поддержку отрасли животноводства, тыс. руб.)

----Линейная (Г осударственная поддержка программ и мероприятий

- всего, тыс. руб.)

Рис. 1. Государственная поддержка программ и мероприятий по развитию отрасли животноводства за период с 2000 по 2009 гг. в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области

2000000

1600000

1200000

800000

400000

0

В отличие от растениеводства, животноводство не имеет сезонного характера производства и в меньшей степени подвержено по-

годным колебаниям. Поэтому средства, вложенные в него, приносят отдачу в более короткий срок, а бюджетополучатели могут рассчитывать на государственную поддержку в течение всего года по мере реализации молока и молочной продукции.

В качестве перспективных мер государственной поддержки, способных оказать реальное положительное влияние на экономическую эффективность в сфере производства молочной продукции, необходимо отметить следующие:

• разработка программы льготного приобретения горючесмазочных материалов для сельскохозяйственных предприятий, так как это является одной из главных проблем;

• увеличение дотаций на развитие сельского хозяйства, а в частности отрасли молочного скотоводства (так в настоящее время дотации на молоко в Нижегородской области составляют 5 рублей за

1 кг. продукции);

Несмотря на некоторую ограниченность уровня государственной поддержки деятельности в сфере производства животноводческой продукции, а также на высокий уровень ставки рефинансирования, сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекают кредитные ресурсы на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств. Объемы кредитования по сравнению с предыдущим годом в Нижегородской области увеличились на 14,3 %.

Грядет вступление России в ВТО, которое, возможно, не совсем благоприятно может отразиться на агропромышленном комплексе. Предпосылками могут стать сокращение государственной поддержки в период 2012-2017 годы, это может создать худшие условия для отечественных агропродовольственных товаров.

Вступление в ВТО также может повлечь ряд проблем: «западная еда» станет проникать к нам в еще больших количествах, будет нарушен потребительский баланс в пользу импортной продукции. Поэтому, по-нашему мнению, наша страна еще долгое время не сможет выйти на уровень стран-экспортеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коваленко, Е. Государственная поддержка молочного скотоводства в Красноярском крае // Экономика сельского хозяйства России № 6, 2010 с. 54-54.

2. Михайлюк, О. Н. Планирование и эффективность использования бюджетных субсидий в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий № 5, 2009 с. 28-30.

3. Борхунов, Н. А. Государственная поддержка и механизмы её реализации в АПК. - М.: Восход-А, 2008. - 224 с.

4. Сёмин, А. Н. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства: вопросы теории и практики. - М.: Урал (ГСХА), 2007. - 200 с.

THE STATE SUPPORT OF THE MILK BREEDING IN NIZHNIY NOVGOROD AREA.

N. V.Denisova, the senior teacher of the chair «Economics and Statistics», NGIEI

Annotation. In the given article the general methods of the state support of the agricultural producers of the Nizhniy Novgorod area are considered. The proposals for the improvement of the mechanism of the support native agricultural producers is formulated.

The keywords. State support, budget, subsidy, the total number of cows, pedigree plants, pedigree reproductors, economy subjects, income.

РОЛЬ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. В. Тюрина, ст. преподаватель кафедры«Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние личных подсобных хозяйств на многоукладную экономику Нижегородской области, сформулированы мероприятия по поддержке ЛПХ, исходя из особенностей региона, на 2012-2014 года.

Ключевые слова: многоукладная экономика, сельское хо-

зяйство, личные подсобные хозяйства, государственная поддержка.

Формирование агропромышленного комплекса началось в связи с развитием экономики страны, углублением специализации в ее отдельных отраслях, усилением связей сельского хозяйства и промышленности, ориентированных на рост эффективности общественного производства. Агропромышленный комплекс является составной частью единого народнохозяйственного комплекса страны. Главная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.