Научная статья на тему 'Анализ эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области'

Анализ эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / БЮДЖЕТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Нина Александровна, Кутаева Татьяна Николаевна

В виду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время актуальность предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям очень значима. Необходимо отметить, что эффект, получаемый от государственных субсидий, зависит не только от их объема, но и от структуры распределения средств по мероприятиям в рамках государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Семенова Н.А.1, Кутаева Т.Н.2

1Семенова Нина Александровна - магистрант, экономический факультет;

2Кутаева Татьяна Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

г. Княгинино

Аннотация: в виду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. В настоящее время актуальность предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям очень значима. Необходимо отметить, что эффект, получаемый от государственных субсидий, зависит не только от их объема, но и от структуры распределения средств по мероприятиям в рамках государственной программы. Ключевые слова: государственная поддержка, эффективность государственной поддержки, бюджет, сельское хозяйство, субсидии.

Сельское хозяйство в силу своих особенностей является одной из немногих отраслей экономики, как в развитых странах, так и в развивающихся, которая подвержена усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка сельскохозяйственных организаций является одним из приоритетных направлений экономической политики любой страны.

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций, осуществляемая в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, предоставляется в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

1. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;

2. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.

3. Государственная поддержка отраслей животноводства.

4. Государственная поддержка отраслей растениеводства.

5. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

6. Государственная поддержка малых форм хозяйствования.

7. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

8. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» [4].

Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Нижегородской области осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов. Таким образом, финансирование в Нижегородской области за 2016 год составило 4 301,1 млн рублей, из них: федеральный бюджет - 1637,2 млн рублей или 38,1% от общей суммы финансирования, региональный бюджет -2663,9 млн рублей или 61,9% [2].

млн руб. 4000

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3133,3 3565,5 3487,9

1824,3 2170,1

3105,2

3311,7

2056,65

2663,9

2193,1

1637,2

2011 2012 2013 2014 2015

■ областной бюджет - федеральный бюджет

2016

Годы

Рис. 1. Объем финансирования и распределения средств на государственную поддержку сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, млн руб.

Рассмотрев рисунок 1, можно сделать вывод, что наблюдается тенденция сокращение выделения объемов государственной поддержки сельскохозяйственным организациям Нижегородской области как на региональном, так и на федеральном уровне.

Основные направления финансирования из федерального бюджета, рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1. Основные направления финансирования сельскохозяйственных организаций Нижегородской области из федерального бюджета за 2016 год

№ Основные направления финансирования Сумма, тыс. руб- %

1 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на растениеводства 165077,7 10,1

2 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на животноводство 182803,2 11,1

3 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства 182552,7 11,1

4 Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства 42943,4 2,6

5 Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства 13513,3 0,8

6 Поддержка племенного животноводства 2713,90 0,1

7 Поддержка племенного крупного рогатого скота молочного направления 65456,6 3,9

8 Поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления 472,8 0,1

9 Возмещение части затрат на приобретение элитных семян 16318,7 0,9

10 Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям 315793 19,2

11 Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ и прочие направления 649648,1 38,6

Итого финансирование из федерального бюджета 1637293,4 100

В качестве основных направлений финансирования из областного бюджета Нижегородской области в 2016 году, составляющей около 61% от общей суммы средств, можно выделить следующие (таблица 2).

Таблица 2. Основные направления финансирования сельскохозяйственных организаций Нижегородской области из областного бюджета за 2016 год

№ Основные направления финансирования Сумма %

1 Поддержка животноводства 730327681,0 27,4

2 Поддержка растениеводства 520268406,0 19,5

3 Субсидии и субвенции на возмещение процентной ставки по кредитам 494614056,0 18,5

4 Прочие направления 85081875,0 3,1

5 Капитальные вложения 226472000,0 8,5

Итого финансирование из областного бюджета 2663901215,0 100

В Нижегородской области в 2016 году государственную поддержку получили 521 сельскохозяйственная организация на общую сумму в 4,3 млрд руб. Из 521 организации 478 (95,4%) получают государственную поддержку в отрасли растениеводства, 334 (64,7%) - государственную поддержку в области животноводства, 215 (40,9%) - субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие, переработку и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции, 128 (25,5%) -субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие, переработку и реализацию продукции, 308 (61,4%) - средства по федеральным целевым программам, 50 (10%) - субсидии на непрограммные инвестиции в основные фонды [6].

С использованием государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области в 2016 году в регионе было произведено продукции на сумму в 74,5 млрд руб. (1,5% от общероссийского объема сельхозпродукции, 27-е место среди регионов РФ) [2].

млрд руб.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Годы

Рис. 2. Динамика производства продукции сельского хозяйства в Нижегородской области

в фактических ценах, млрд руб.

Анализируя рисунок 2, в последние годы можно наблюдать тенденцию к увеличению производства продукции, но если рассматривать процент от общероссийского объема сельхозпродукции, можно сделать вывод, что 27 место среди регионов это низкий показатель. Стоит так же отметить, что производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в Нижегородской области в 2015 году составило 22,5 тыс. руб. (62-е место в рейтинге российских регионов). В среднем по России данный показатель находился на отметке 34,4 тыс. руб.

Сельское хозяйство области в примерно равной степени специализировалось на производстве продукции животноводства и растениеводства. Доля растениеводства в производстве продукции в сельском хозяйстве Нижегородской области в стоимостном выражении составила 49,3%, доля животноводства - 50,7%.

Отрасль животноводства Нижегородской области в 2016 году, по предварительным данным Росстата, обеспечила объем производства продукции на сумму 37,3 млрд руб. В общей стоимости всей продукции животноводства, произведенной в России, доля Нижегородской области составила 1,6% (25-е место в общероссийском рейтинге). За последнее десятилетие животноводство в регионе характеризовалось: сокращением стада КРС, в том числе коров, объемов производства говядины и относительно стабильными объемами производства молока; ростом производства мяса домашней птицы и яиц; сокращением стада свиней и объемов производства свинины, однако начиная с 2013 года отмечается некоторое восстановление показателей; сокращением поголовья овец и коз и объемов производства баранины и козлятины [3]. Рассмотрим данные животноводства Нижегородской области по данным Росстата (по всем категориям) в таблице 3.

Таблица 3. Динамика поголовья скота в Нижегородской области, тыс. голов

Вид скота 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Место и доля региона в 2016 году

Место среди регионов РФ Доля по РФ в целом, %

Крупный рогатый скот, 324,5 314,3 310,6 299,4 290,6 281,2 21 1,5

в том числе коровы 136,7 133,8 134,6 130,5 127,4 122,4 25 1,5

Свиньи 267,6 135,5 130,1 152,6 161,4 243,3 31 1,1

Овцы и козы 80,3 78,0 78,9 78,5 77,3 77,4 38 0,3

Анализируя таблицу 3, можно сделать вывод, что в Нижегородской области, за последние 6 лет преобладает такой вид скота, как крупный рогатый скот, в том числе коровы. За отчетный год, сумма данных показателей составил 403,6 тыс. голов. Овцы и козы занимают на отчетную дату наименьшее количество голов в размере 77,4 тыс. Также, стоит отметить, что в 2016 году, рассматриваемая область по размеру стада крупного рогатого скота (КРС) заняла 21 -е место среди регионов РФ, в том числе по размеру стада коров - 25-е место, по числу свиней -31 место, по размеру стада овец и коз - 38 место.

Молочное скотоводство представляет собой, наиболее трудоемкую, сложную по технологии и важную в социальном плане отрасль животноводства. Молочное скотоводство во все времена давало прибыль. Убыточное оно только в тех странах, где неэквивалентные цены на промышленные товары и энергоносители по сравнению с прибылями животноводства и сельского хозяйства вообще.

млрд руб.

650 640 630 620 610 600 590 580

у = -2,3682х + 631,95

Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 3. Динамика производство молока во всех категориях хозяйств в Нижегородской области

В результате выравнивания производства молока во всех категориях хозяйств по Нижегородской области по линейному тренду получаем следующее уравнение: у = -2,368х + 631,9, которое говорит, о том, что с каждым годом происходит сокращение производства молока в среднем на 2 тонны. Точность данного предположения составляет D = R2 *100 % = 23,4 %.

Снижение объемов производства молока служит свидетельством того, что за весь переходный период так и не был разработан и предложен механизм развития отрасли в условиях рыночной экономики. Попытки реанимировать отрасль не привели к положительному эффекту. Потому что не затрагивают основ кризиса, лежащих не только в сфере рыночного обмена результатами производственной деятельности, сколько в проблемах структурной организации всей отрасли. Следовательно, сложившаяся ситуация обусловила необходимость восстановления и развития животноводства в новых экономических условиях.

Сельское хозяйство Нижегородской области в 2016 году обеспечило объем производства продукции растениеводства на сумму 36,2 млрд руб. (1,4% от общей стоимости произведенной растениеводческой продукции в РФ, 26-е место среди российских регионов). Общий размер посевных площадей в Нижегородской области в 2016 году составил 1096,9 тыс. га. Рациональное использование площадей области имеет большое значение в повышении эффективности сельскохозяйственных организаций. В связи с продолжающимся сокращением посевных площадей наиболее важно становится найти те возможности и те ресурсы, при которых они стали бы использоваться наиболее максимально с наибольшей отдачей [3].

Вид продукции 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Место и доля региона в 2016 году

Место среди регионов РФ Доля по РФ в целом, %

Растениеводческие культуры, всего 1119,7 1144,9 1145,7 1118,9 1111 1096,9 24 1,4

Пшеница (озимая и яровая) 328,2 348,9 257,7 247,5 235,8 290,7 27 1,1

Рожь (озимая и яровая) 28,9 37,9 28,9 32,6 26,4 28,4 12 2,2

Тритикале 1,0 3,1 1,4 2,1 0,7 1,0 46 0,4

Ячмень (озимый и яровой) 116,3 124,9 142,1 128,6 151,8 127,8 29 1,4

Овес 68,1 71,5 79,5 76,2 79,2 72,3 17 2,4

Кукуруза(на зерно) 5,2 7,6 1,9 7,0 9,6 14,0 27 0,5

Просо 0,3 0,9 0,3 0 1,0 0,6 24 0,1

Гречиха 0,6 0,2 0,5 0,3 0,3 0,6 37 0,1

Зернобобовые культуры 13,8 17,4 23,7 22,9 24,2 26,6 19 1,7

Горох 8,7 12,9 17,5 18,9 20,4 21,8 14 2,3

Сахарная свекла 9,4 10,6 10,0 8,9 7,5 12,7 16 1,2

Подсолнечник 24,1 15,6 16,8 6,2 17,9 - - -

Соя 6,5 0,4 - - 0,6 0,7 33 0,03

Рапс (озимый и яровой) 23,6 16,1 69,3 85,7 44,8 27,4 13 2,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыжик - 0,2 0,1 3,3 7,4 3,2 11 1,5

Горчица 0,2 0,5 1,1 1,6 2,9 4,3 11 2,3

Картофель 21,8 23,0 20,6 16,4 14,7 15,9 3 4,4

Овощи открытого грунта 0,9 1,4 1,0 0,9 1,1 0,9 41 0,5

Кормовые культуры 462,1 451,8 473,3 459,8 464,7 448,0 10 2,6

Анализируя таблицу 4, можно сделать вывод, что общий размер растениеводческих культур за анализируемый период сократился на 22,8 тыс. га. Данное сокращение вызвано уменьшением пшеницы на 37,5 тыс. га, сои на 5,8 тыс. га, картофеля на 5,9 тыс. га, кормовых культур на 14,1 тыс. га. В свою очередь наблюдается динамика увеличения таких культур, как озимый и яровой ячмень на 11,5 тыс. га, кукуруза на 8,8 тыс. га, зернобобовые культуры на 12,8 тыс. га, горох 13,1 тыс. га и др.

Исследовав направления финансирования государственной поддержки и государственные программы развития сельского хозяйства, а также проанализировав производство и реализацию продукции сельского хозяйства с использованием государственной поддержки области, проведем оценку эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области.

Фролова О.А. в своей статье говорит, что эффективность государственной финансовой поддержки - это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджета разных уровней, а так же от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе [5].

Изучив методики разных ученых, в области государственной поддержки, мы воспользуемся методикой Беспахотного Г.В. [1] и определим эффективность поддержки

сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области через финансовый результат поддержки на основании показателя выхода валовой продукции на рубль затрат по ее производству и объему поддержки.

Таблица 5. Анализ эффективности бюджетного финансирования сельскохозяйственных организаций Нижегородской области

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Отклонением/о

Объем государственной поддержки АПК, млн. руб. 4,51 5,39 5,65 5,16 5,50 4,30 95,34

Валовая продукция сельского хозяйства, млрд. РУ6. 36,1 51,6 47,9 52,9 54,7 74,50 206,37

Затраты на производство валовой продукции, млрд. ру6. 33,5 47,1 41,2 48,7 48,1 59,2 176,71

Финансовый результат поддержки, млрд. руб. 4,86 5,91 6,56 5,60 6,25 5,41 111,31

Эффективность поддержки 1,07 1,09 1,16 1,08 1,13 1,25 116,82

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Нижегородской области увеличилась на 0,18 или на 16,82%. В целом, за 5 лет объем государственной поддержки сократился на 4,7%, был получен прирост валовой продукции в 2 раза, затраты на производство валовой продукции также увеличились на 76,71%. Анализ ситуации в агропромышленном комплексе Нижегородской области показывает, что в настоящее время сельское хозяйство лишено эффективной государственной поддержки. Реализуемые мероприятия государственной поддержки на сегодняшний момент не являются столь результативными и действенными. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельностью организаций, которые получают бюджетную помощь. В связи с чем необходимо искать пути совершенствования бюджетного финансирования на поддержку сельскохозяйственных организаций и товаропроизводителей.

Список литературы

1. Беспахотный Г.В. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. Екатеринбург: УрГСХА, 2005. 59 с.

2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 01.06.2017).

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.06.2017).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» от 14.07.2012. № 717.

5. Фролова О.А. Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций // Вестник НГИЭИ, 2011. № 5. С. 92-109.

6. Шанцев В.П. Состояние и перспективы социально-экономического развития Нижегородской области 2016 года. Вестник НГИЭИ, 2016. № 23. С. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.