УДК 338.436.33(571.56)
Езепчук Любовь Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Горюнова Анна Дмитриевна - аспирант Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). Email: [email protected]
Л.А. Езепчук А.Д. Горюнова
L.A. Ezepchuk A.D. Goryunova
Опыт развития агропромышленного комплекса региона на основе программно-целевого метода (на примере Республики Саха (Якутия))
В статье рассмотрены особенности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Дальневосточного региона на примере Республики Саха (Якутия). Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) в последние годы отмечено не только относительной стабильностью, но и ростом производства, при этом, на территории Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее активно участвующих субъектов в реализации программ по поддержке сельскохозяйственной отрасли. Авторами статьи ставится задача определения направлений и путей, обеспечивающих поступательный, сбалансированный рост агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия). В качестве решения этой задачи рассматривается системный подход на основе программно-целевого метода. В статье определены основные направления поддержки сельхозтоваропроизводителей Республики Саха (Якутия) и проанализированы показатели сельскохозяйственной деятельности на данной территории.
The experience of development of the agricultural sector in the region, based on the program and target-oriented method (Republic Sakha (Yakutia))
The article is devoted to the problem of the state support of the agricultural producers in the Far East of Russia (Republic Sakha (Yakutia)).Not only relational stability was noted during the recent years in the agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia), but also an increase in production, thus the territory of the Far-Eastern federal district of the Republic of Sakha (Yakutia) is one of the most
actively participating subjects in implementation of the agricultural branch support programs. The authors set a task of determination of the directives and the ways, which provide progressive, balanced growth of the agro-industrial complex of the Republic of Sakha (Yakutia). As the solution of this task the system approach is used, with the basis of a program and target method. The author identified the main aspects of the state’s support, and analyzed the indexes of agricultural activities in the territory of the Republic of Sakha (Yakutia).
Ключевые слова: сельское хозяйство, сельхозтоваропроизводители, государственная поддержка, программно-целевой метод, оленеводство, коневодство.
Keywords: agriculture, government support, program-target method, reindeer husbandry, horse herd farming.
Развитие сельского хозяйства имеет большое значение для стабилизации социально-экономической ситуации и формирования комфортной среды обитания на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Реабилитация и развитие агропромышленного комплекса составляют основу обеспечения продовольственной безопасности на Востоке России [1].
Основной стратегической целью функционирования
агропромышленного комплекса Дальнего Востока России и Байкальского региона является обеспечение продовольственными ресурсами населения, проживающего на территории региона [2]. Развитие сельскохозяйственного производства Дальнего Востока и Байкальского региона направлено на: обеспечение устойчивого развития сельских территорий; рост занятости и повышение уровня жизни сельского населения; рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации. Активизация приоритетных для Дальнего Востока и Байкальского региона подотраслей сельского хозяйства, восстановление и сохранение качества, используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и прочих природных ресурсов, позволят создать условия для стабильного развития отрасли. Однако в связи с суровыми климатическими условиями на большей части территории Дальнего Востока и Байкальского региона и связанными с этим сложностями в ведении сельского хозяйства самостоятельное развитие отрасли затруднено, и возникает необходимость всесторонней поддержки развития производства сельскохозяйственной продукции на основе стимулирования сельскохозяйственных организаций и личных подсобных, специализирующихся на наиболее конкурентоспособных направлениях сельскохозяйственного производства либо осуществляющих жизнеобеспечение населения [3].
Сельское хозяйство Дальнего Востока (вопреки многочисленным пессимистичным прогнозам) отмечено не только относительной стабильностью, но и демонстрировало все последние годы явный рост
производства [4]. Стабильность в развитии данной отрасли возможна во многом благодаря наличию в Дальневосточном федеральном округе, во всех субъектах региональных программ по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Данные программы направлены на развитие производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также на развитие традиционной для субъекта Российской Федерации подотрасли - сельского хозяйства - с целью обеспечения населения безопасной и качественной сельскохозяйственной продукцией, эффективного использования сельскохозяйственных угодий, повышения их плодородия, а также создания условий для инновационного развития сельскохозяйственного производства и, как следствие, устойчивого развития сельских территорий субъекта [5].
Первым этапом апробации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия стал период 2008 - 2012 гг., особенности реализации и её результаты будут рассмотрены на примере субъекта Дальневосточного федерального округа - Республики Саха (Якутия).
Республика Саха (Якутия) - крупнейший в территориальном и экономическом отношениях регион Дальневосточного федерального округа. Площадь республики составляет 3083,5 тыс. кв. км, из которых 24631,1 тыс. га (8%) используются землепользователями, занимающимися
сельхозпроизводством [4]. В российской сетке разделения регионов по специфике существования и развитию отраслей народного хозяйства Республика Саха (Якутия) отнесена к сельскохозяйственным регионам. Более 35% населения этого региона проживают в сельской местности и имеют тесную, неразрывную связь с селом и его хозяйством.
Сельское хозяйство Республики Саха (Якутии) - динамично
развивающаяся региональная отрасль Дальневосточного федерального округа. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики республики активно работает в направлении обеспечения продовольственной безопасности.
По итогам 2012 г. исполнение государственного бюджета составило 7444,5 млн. руб. (при кассовом плане 7489,2 млн. руб.), что составило 99,4%
[4].
По основным направлениям государственной поддержки сельскохозяйственного производства информация об освоении бюджетных средств за 2012 г. представлена в таблице 1.
Таблица 1
Показатели освоения бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2012 г.
Направления государственной поддержки Освоено бюджетных средств, млн. руб. Исполнение от кассового плана, %
Развитие животноводства 3369,8 99,3
Развитие растениеводства 570,2 98
Развитие рыбохозяйственного комплекса 108,7 94,6
Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель 335,5 100,8
Ветеринарное обеспечение 910,4 101,8
Стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК 188,1 95,2
Устойчивое развитие сельских территорий 293,1 106,9
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства 350,3 95,3
Развитие кооперации и малых форм хозяйствования 10 100
Кадровое обеспечение - освоено 74,6 млн. руб. (исполнение 78,6% от кассового плана) 74,6 78,6
Научное обеспечение АПК 13,5 98,4
Источник: по данным Министерства сельского хозяйства и
продовольственной политики Республики Саха (Якутия)
При этом, постатейное распределение бюджетных средств на развитие животноводства выглядит следующим образом:
- на поддержку племенного животноводства - 156,7 млн. руб.;
- на поддержку производства и переработки продукции скотоводства - 1658,9 млн. руб.;
- на поддержку скотоводства - 674,9 млн. руб.;
- на поддержку птицеводства на промышленной основе - 339,6 млн.
руб.;
- на поддержку свиноводческих хозяйств - 83,6 млн. руб.;
- на поддержку табунного коневодства - 111,6 млн. руб.;
- на строительство и модернизацию животноводческих объектов -316,1 млн. руб.;
- на снижение рисков в животноводстве - 1,6 млн. руб.;
- на поддержку начинающих фермеров - 10,7 млн. руб.;
- на развитие семейных животноводческих ферм - 16,3 млн. руб. Постатейное распределение средств на развитие растениеводства
следующее:
- на содержание ГБУ «Агрохимстанция», ГБУ «Сортоиспытательная сеть» - 20,1 млн. руб.;
- на поддержку почвенного плодородия - 79,5 млн. руб.;
- на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур - 179,2 млн. руб.;
- на поддержку развития семеноводства - 182,6 млн. руб.
На развитие традиционных отраслей Севера - освоено 439,9 млн. руб. (исполнение - 98,9% кассового плана).
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности включает:
- техническое перевооружение и модернизацию действующих
производств - 246,5 млн. руб.;
- хранение и заготовку картофеля и овощей - 30 млн. руб.;
- транспортировку картофеля и овощей - 73,1 млн. руб.;
- содержание ГКУ «Служба по обороту алкогольной и
спиртосодержащей продукции» - 8,2 млн. руб.;
- выполнение полномочий в области регулирования оборота
алкогольной продукции - 0,4 млн. руб.
Во многом благодаря привлечению бюджетных средств
сельхозтоваропроизводители Республики Саха (Якутия) в 2012 г., несмотря на неблагоприятные погодные условия, в весенне-летний период (засуха) убрали 44,4 млн. га зерновых и зернобобовых культур, с учетом гибели части посевов валовый сбор - 70,9 млн. т, что составило 88,7% от показателей 2011 г. [4].
Скотоводство, коневодство и оленеводство являются традиционными отраслями коренного населения республики, в структуре продукции сельского хозяйства более 70% занимает продукция животноводства.
Табунным коневодством занимаются 280 якутских организованных хозяйств. В результате целенаправленной господдержки поголовье лошадей с 2007 г. увеличилось со 134 тыс. до 171 тыс. голов в 2012 г., что на 2,5% выше уровня 2011 г.
В целях развития табунного коневодства, разработана отдельная Подпрограмма «Развитие табунного коневодства Республики Саха (Якутия)» в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 гг.».
Принимая во внимание значимость коневодства, министром сельского хозяйства Российской Федерации Николаем Федоровым подписан Приказ от 9 апреля 2013 г. об утверждении Отраслевой программы «Развитие племенного коневодства в Российской Федерации на 2013 - 2015 гг. и на плановый период до 2020 г.». Названные программы направлены на:
- укрепление племенной базы коневодства, удовлетворяющей потребностям в высококлассных лошадях отечественного конного спорта и сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- увеличение производства и реализацию племенной продукции на внутреннем рынке;
- стимулирование селекционной работы для совершенствования племенных и продуктивных качеств разводимых в стране пород лошадей;
- увеличение поголовья табунных лошадей, в том числе мясного направления.
По информации Департамента традиционных отраслей Севера, оленеводческие хозяйства всех категорий республики в 2012 г. насчитывали 195,9 тыс. голов оленей. В подотрасли были заняты 128 оленеводческих хозяйств и союзов родовых общин, 185 оленеводческих бригад. Из бюджета на поддержку оленеводства в 2012 г. (помимо запланированных 254,8 млн. руб.) были направлены дополнительно еще 82,2 млн. руб. Субсидия на одного оленя выросла до 472 руб. 26 коп., вместо прошлогодних 253 руб. При этом, отдельно из бюджета была предусмотрена оплата за добытую шкуру волка в сумме 20000 руб., а также главам улусов было рекомендовано внести премирование на сумму не менее 20000 руб., таким образом, за шкуру волка из бюджета можно было получить 40000 руб. Несмотря на увеличение господдержки, итоги за 2012 г. в подотрасли были неудовлетворительные, численность поголовья снизилась на 12%, причинами непроизводственного отхода и большого забоя оленей явились травеж волками и отсутствие материальной ответственности у оленеводов за сохранность поголовья [4].
В результате принятых мер по развитию отрасли производство крупного рогатого скота на убой в сельскохозяйственных организациях в 2012 г. возросло относительно предыдущего года на 3,8%. Однако за пять лет его производство было сокращено на 10,1%. Поэтому следует ускорить темпы наращивания поголовья животных мясных и помясных пород в племенных и товарных хозяйствах, в том числе за счет бюджетных средств
[4].
В фермерских хозяйствах производство крупного рогатого скота на убой наращивается самыми высокими темпами. За 2012 г. они увеличили его производство на 6,2%, за пять лет реализации Г осударственной программы -на 49,3%, их доля в общем объеме производства мяса крупного рогатого скота (далее - КРС) в 2012 г. возросла до 5,7%.
В то же время, в хозяйствах населения, в которых доля производства мяса КРС от общего объема производства крупного рогатого скота на убой составляет 62,2%, было произведено в 2012 г. на 1% меньше, чем в 2011 г. Тенденция наращивания поголовья молодняка КРС на откорме в личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ) и в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - К(Ф)Х) является положительной и она должна закрепиться в последующие периоды за счет господдержки формирования новых фермерских хозяйств и создания семейных ферм.
Годовое производство сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования в 2012 г. несколько снизилось. ЛПХ сократили объёмы производства на 3,1%, К(Ф)Х - на 9,8%. Падение произошло за счёт сокращения производства продукции растениеводства, а по продукции животноводства в К(Ф)Х наблюдался рост (108,8%).
Малыми формами хозяйствования производится более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе: 23% -зерновых и зернобобовых культур, 87% - картофеля, 83% - овощей, 36,5% -скота и птицы на убой в живом весе, 53,8% - молока.
Важной проблемой сельскохозяйственной деятельности является обновление парка специализированной техники, так, в 2012 г. были приобретены 19983 трактора (41,6% от плана), 6284 зерноуборочных (41,9%) и 1385 кормоуборочных (40%) комбайнов. По данным Росстата, в 2012 г. фактическое обновление парка составило: по тракторам - 3,4%,
зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам - 4,8%.
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций превысила показатель 2011 г. (148,1 л.с.) и составила 151,5 л.с. на 100 га посевных площадей.
Следует отметить, что среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее активно участвующих в реализации программ по поддержке отрасли регионом [7]. Можно сделать вывод, что поддержка на уровне субъекта является важным условием сохранения и расширения сельскохозяйственной отрасли Республики Саха (Якутия) в связи с особенностями отрасли и сложными климатическими условиями, поэтому с учетом реализованной программы разработана и уже работает Программа развития отрасли на 2013 - 2016 гг. и плановый период до 2020 г. В рамках новой программы разработан комплекс мероприятий, направленных на: повышение уровня и качества жизни населения в сельской местности; улучшение демографической ситуации на селе; устойчивое функционирование сельскохозяйственного производства; развитие логистической инфраструктуры АПК; повышение занятости на селе. Одними из главных задач программы являются: улучшение жилищных условий жителей сел, развитие социальной и инженерной инфраструктур, обеспечение транспортной доступности, проведение газификации, Интернета и т. д. В рамках программы заложены строительство современных сельхозобъектов, оптимизация системы производства и сбыта продукции, также предусмотрено строительство культурных, спортивных объектов.
Развитие сельского хозяйства и сельских территорий имеет большое значение для стабилизации социально-экономической ситуации и формирования комфортной среды проживания на территории Дальнего Востока, так как это является основой удержания не только сельского, но и городского населения.
Литература и источники:
1. Концепция стратегического развития России до 2010 г. - М. : НСЭПН, 2001. - 144 с.
2. Езепчук, Л. А. Инвестиционная деятельность в АПК Дальнего Востока : монография /Л. А. Езепчук // Изд-во ДВАГС. - 2009. - 310 с.
3. Сухомиров, Г. И. Проблемы долгосрочного развития сельского хозяйства Дальнего Востока. / Г. И. Сухомиров, А. С. Шелепа // Пространственная экономика. - 2012. - № 12. - С. 155 - 165.
4. Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http://sakha.gov.ru/minselhoz
5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. : постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Информационно-поисковая система «Региональный Консультант-Плюс».
6. Об утверждении Правил предоставления в 2012 г. субсидий из государственного бюджета РС (Я) в рамках реализации Государственной программы РС (Я) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 гг.» : постановление Правительства РС (Я) от 23 января 2012 г. № 9 // Информационно-поисковая система «Региональный Консультант-Плюс».
7. Егоров, Е. Г. Особенности политики и практики развития многоукладной рыночной экономики в Республике Саха (Якутия) / Е. Г. Егоров, И. Е. Егорова // Региональная экономика: теория и практика. - 2011.
- № 3 . - С. 5 - 10.
8. Шагайда, Н. Оценка бюджетных расходов и бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей / Н. Шагайда // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 12. - С. 14 - 22.
9. Уваров, В. А. Южная Якутия: инвестиционный потенциал
комплексного развития / В. А. Уваров, В. И. Кондратьева, И. В. Русинова // Научный ежегодник. - 2010. - № 8. - С. 55.