Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого предпринимательства на уровне регионов: практика Омской области'

Государственная поддержка малого предпринимательства на уровне регионов: практика Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1956
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / РЕГИОН / REGION / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / THE REGION SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кныш Н. А.

В статье представлены результаты исследования государственной поддержки малого предпринимательства в Омской области, включавшего анализ региональных программ поддержки малого предпринимательства и анализ статистических показателей развития субъектов малого предпринимательства в контексте реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства. По результатам исследования выявлены проблемные зоны региональной системы поддержки малого предпринимательства и предложены рекомендации по совершенствованию функционирования данной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State support to small business at the region''s level: the Omsk region practice

The results of research of the State support to small business in the Omsk region including the analysis of regional programs of supporting to small business and the analysis of statistical data of development of the small business subjects in the context of realization regional programs of supporting to small business are submitted in the article. The problem of zones of the regional support small business system are revealed in the results of research and recommendations to perfect the function of this system are offered.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого предпринимательства на уровне регионов: практика Омской области»

УДК 338.2(571.13)

Н. А. КНЫШ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ: ПРАКТИКА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены результаты исследования государственной поддержки малого предпринимательства в Омской области, включавшего анализ региональных программ поддержки малого предпринимательства и анализ статистических показателей развития субъектов малого предпринимательства в контексте реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства. По результатам исследования выявлены проблемные зоны региональной системы поддержки малого предпринимательства и предложены рекомендации по совершенствованию функционирования данной системы. Ключевые слова: государственная поддержка, малое предпринимательство, регион, региональная система поддержки.

Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-12-55008.

В регионах Российской Федерации государственная политика в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется в рамках государственных программ развития предпринимательства. Программы рассматриваются как механизм реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства с целью повышения экономической активности и эффективности функционирования малых предприятий. Общая направленность программ — создание благоприятных условий для развития предпринимательства посредством предоставления субъектам предпринимательства финансовой и нефинансовой поддержки.

На реализацию региональных программ развития предпринимательства выделяются средства из федерального бюджета. Субсидии за счет средств федерального бюджета на мероприятия региональных программ распределяются между регионами на конкурсной основе и на условиях софинанси-рования. По данным Министерства экономического развития, средний уровень софинансирования из федерального бюджета составляет 70 %. Фактический уровень софинансирования зависит от индекса бюджетной обеспеченности субъектов РФ, который ежегодно рассчитывается Министерством финансов. Подавляющее число регионов получают софинансирование из расчета 4 рубля средств федерального бюджета на 1 рубль средств регионального бюджета. Эти средства направляются на финансовую поддержку в форме субсидий субъектам предпринимательства и поддержку в форме создания и развития инфраструктуры поддержки предпринимательства. В среднем по программам около 60 % средств относятся к субсидиям предпринимателям, а 40 % — инфраструктуре поддержки.

Из федерального бюджета финансируются только приоритетные направления государственной поддержки предпринимательства, перечень которых утверждает Минэкономразвития на основании

собираемых ежегодно предложений от регионов. Как правило, перечень направлений сильно не меняется и включает в себя финансовую, имущественную и информационную поддержку, содействие в подготовке, повышении квалификации и переподготовки кадров субъектов предпринимательства, поддержку внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства, формирование и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. С 2010 года перечень приоритетных направлений пополнился мероприятиями по содействию развитию инновационного предпринимательства и производственных компаний.

Регионы имеют право подать заявку на любые востребованные в регионе направления из утвержденного Минэкономразвитием списка. У регионов есть возможность заявить и не включенные в список приоритетные для регионов направления, но в этом случае финансировать их реализацию регионы будут из собственных бюджетов. Как показывает практика Омской области, основные направления реализуемых в регионе программ развития малого предпринимательства не выходят за утвержденный Минэкономразвитием перечень. Не позволяет местный бюджет. Для этого нужен бюджет развития, а у регионов сейчас почти полностью бюджет социальный.

В Омской области в настоящее время реализуются две программы развития предпринимательства: областная — подпрограмма государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области на 2014 — 2020 гг.» «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» [1] и муниципальная — подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы города Омска «Социально-экономическое развитие города Омска» на 2014 — 2018 годы [2].

Таблица 1

Направления и инструменты поддержки малого предпринимательства в Омской области

Направления поддержки Инструменты поддержки

Областные программы поддержки предпринимательства Развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства Организация структур (государственных и созданных по инициативе государства), осуществляющих различные формы государственной поддержки

Развитие системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства Гранты, субсидии, гарантирование кредитования, микрокредитование

Информационная, методическая и организационно-кадровая поддержка предпринимательства, мероприятия по поддержке предпринимательской инициативы Интернет-сайты, организация мероприятий (конференций, форумов, семинаров, конкурсов и др.), публикации в СМИ, издание бюллетеней, справочников, пособий, каталогов и др. Организация программ/ курсов обучения

Развитие социального предпринимательства на территории Омской области Гранты, субсидии, гарантирование кредитования, микрофинансирование, организация структур сопровождения/ поддержки

Муниципальные программы поддержки предпринимательства Развитие системы финансовой поддержки субъектов предпринимательства г. Омска Гранты, субсидии

Информационная, методическая, консультационная поддержка субъектов предпринимательства г. Омска Интернет-сайты, организация мероприятий (конференций, форумов, семинаров, конкурсов и др.), публикации в СМИ, издание бюллетеней, справочников, пособий, каталогов и др. Организация программ/ курсов обучения

Организация выставочно-ярмарочной деятельности Организация участия субъектов предпринимательства в выставках, ярмарках, презентациях, форумах в Омске, других регионах России и за рубежом

Популяризация и повышение имиджа субъектов предпринимательства г. Омска Организация мероприятий (конференций, форумов, семинаров, конкурсов и др.), публикации в СМИ

Примечание: составлено автором на основе государственных программ поддержки малого предпринимательства Омской области.

Для сравнительного анализа были взяты еще и предшествующие им программы — долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 — 2013 годы)» [3] и долгосрочная целевая программа города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 — 2015 годы» [4]. Результаты анализа четырех обозначенных программ развития предпринимательства в Омской области, практики их реализации и статистических показателей, характеризующих развитие сектора малого предпринимательства за период реализации указанных программ, позволили выделить проблемные зоны функционирования региональной системы поддержки развития малого предпринимательства. В рамках данной работы будут обозначены некоторые из них и предложены рекомендации по работе с ними.

В ходе анализа программ складывается впечатление — как и значительная часть государственных стратегических документов, они разрабатывались по одному шаблону. По направлениям поддержки предпринимательства и инструментам их реализации областные и муниципальные программы пересекаются друг с другом (табл. 1). Областная программа 2014 — 2020 гг. дублирует областную программу 2009 — 2013 гг. и по целям, и по задачам, и по направлениям, и по мероприятиям, и по индикаторам выполнения. Очевиден механический перенос положений из одной программы в другую. Без учета социально-экономических изменений

в развитии региона за время реализации первой программы; без учета анализа опыта ее реализации и оценки эффективности применения инструментов поддержки; без учета особенности территории (например, приграничное расположение территории Омской области с Казахстаном, развитие региона в сравнении с регионами-соседями) и др. По факту мы имеем новую программу на ближайшие семь лет с переносом целей, задач и инструментов их решения из истекшей программы, реализацию которой затруднительно назвать эффективной. Все это позволяет говорить о формальном характере разработки программ поддержки малого предпринимательства, не учитывающей реальной динамики социально-экономического развития региона. Результаты такого подхода отражает статистика по малому предпринимательству Омской области.

Если оценивать статистические показатели как результативность функционирования малого бизнеса вследствие осуществляемой в регионе государственной политики в сфере поддержки предпринимательства, то они свидетельствуют о следующем. На конец 2014 года в Омской области функционировало 29 626 (в 2013 г. — 37 637) индивидуальных предпринимателей, 27 809 (в 2013 г. — 26 226) микропредприятий, 2786 (в 2013 г. — 2978) малых предприятий [5]. При сокращении малых предприятий и индивидуальных предпринимателей наблюдается тенденция к увеличению числа микропредприятий. Но сохраняющаяся тенденция к сокращению в целом всех субъектов малого предпринимательства

о

от

Е

Т

превалирует над приростом одной из его категорий — микропредприятий.

Наибольшее количественное сокращение наблюдается по индивидуальным предпринимателям. Закрытие или смена организационно-правовой формы индивидуальных предпринимателей в Омской области (как и в целом по стране) связывается с вступлением в силу Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», увеличившим минимальный обязательный объем фиксированного платежа в Пенсионный фонд. Пример с увеличением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей показывает декларативный характер программ. Во всех программах акцентируется высокая социально-экономическая значимость малого предпринимательства в развитии экономики страны, признается необходимость господдержки по разным направлениям, но параллельно этому принимаются меры, которые отрицательно влияют на развитие поддерживаемого с целью развития малого предпринимательства.

При количественном сокращении малых предприятий объем выручки остается примерно на прежнем уровне. Статистические данные свидетельствуют о прибыльности торговли (розничной и оптовой), строительства, обрабатывающего производства, операций с недвижимым имуществом. Но и традиционный лидер среди малого предпринимательства — торговый (на него приходится больше половины всех малых предприятий) ощущает негативное воздействие снижения покупательной способности населения на фоне общей экономической ситуации в стране. В этой ситуации фиксируется и тенденция к сокращению внештатного персонала, что свидетельствует о том, что компании переходят в режим экономии, отказываясь от дополнительного персонала и перераспределяя его функции среди штатных работников. И как результат, не обеспечено достижение обозначенных в государственных программах развития предпринимательства индикаторов — роста количества субъектов малого предпринимательства, увеличения численности работников, роста оборота продукции / услуг, увеличения доли продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта Омской области. Получается, что практика реализации программ развития малого предпринимательства в Омской области не позволяет говорить о том, что это «программы развития». Как минимум развитие малого предпринимательства характеризуется превышением количества появления новых предприятий на рынке по сравнению с количеством выбывших по разным причинам из него. Процессы же, происходящие с малым предпринимательством в Омской области, свидетельствуют об обратном.

Для развития малого предпринимательства необходимо решить главные современные проблемы предпринимательства — административные барьеры, снижение налоговой нагрузки и доступность кредита. А реализуемые сегодня в Омской области государственные программы этого не решают. На фоне декларации необходимости создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на практике область оказывается вне сферы конкурентоспособности. И как следствие, омский бизнес рассматривает возможность ухода в другие юрисдикции, что и происходит уже

сейчас. Компании начинают перерегистрировать свой бизнес в других регионах России и у партнера России по Таможенному союзу — в Казахстане, чему способствует и единое экономическое пространство, создаваемое в рамках Таможенного союза. Кроме этого, в Казахстане предприниматели получают кредиты под 6 — 7 % годовых против российских ставок по кредиту в 26 — 27 %. И восприятие местными предпринимателями деловой среды региона только ухудшается. В последние годы число предпринимателей, отмечающих положительные тенденции развития бизнес-среды, сокращается [6].

Не способствует развитию малого предпринимательства и состояние системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. По инфраструктурной части программы финансируют только развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Омской области это Некоммерческая организация (НО) «Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства», Бюджетное учреждение (БУ) «Омский региональный бизнес-инкубатор», Казенное учреждение (КУ) г. Омска «Центр поддержки предпринимательства».

Автор не оспаривает необходимость создания и развития данных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, но обозначает актуальность пересмотра той роли, которая им отводится, а в связи с этим и выделяется бюджет на их функционирование. Вопрос в оценке эффективности выделения данных средств. Если в других регионах существует практика кооперации с целью оптимизации ресурсов городской и областной системы поддержки предпринимательства, то в Омской области данные системы продолжительное время функционировали закрыто друг от друга. Не рассматривались никакие варианты совместной реализации проектов по поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих одновременно свою деятельность на территории г. Омска и Омской области. Только в последнее время можно наблюдать изменение данной ситуации. Превратится ли эта, пока единичная, практика в общую стратегию поддержки субъектов предпринимательства на уровне Омского региона, покажет время. А пока мы вынуждены наблюдать отсутствие единогласия в структурах, призванных оказывать поддержку предпринимателям на региональном уровне.

Для самих же предпринимателей актуальность заключается в другой инфраструктурной составляющей их поддержки — развитии инфраструктуры, сопутствующей деятельности малого предпринимательства (доступность электрических мощностей, доступность складских и производственных помещений, качество транспортной инфраструктуры, тарифы на инфраструктурные ресурсы и т.д.). В данном направлении можно рассмотреть возможность заимствования и внедрения перспективных практик и технологий с использованием и государственно-частного партнерства в создании и развитии инфраструктурных составляющих.

В результате остающейся в регионе разрозненности осуществляемой государственной помощи у субъектов малого предпринимательства возникают проблемы при обосновании участия в областных и муниципальных программах поддержки, определении числа и норм льгот, при получении кредитов и др. С другой стороны, при функционировании в регионе двух операторов государственной поддержки предпринимательства среди предпринимателей

сохраняется низкий уровень информированности о том, на какую помощь они могут претендовать.

Анкетирование омских предпринимателей, проводимое в 2010 — 2014 гг. по заказу КУ г. Омска «Центр поддержки предпринимательства», свидетельствует о низкой информированности предпринимателей о реализуемой в Омской области государственной поддержке предпринимательства. Большая осведомленность среди предпринимателей относительно отдельных инструментов поддержки, но не о программах, в рамках которых данная поддержка осуществляется. По результатам опроса, 87 % предпринимателей не смогли назвать конкретных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. И только 1 % опрошенных предпринимателей принимал участие в мероприятиях программ поддержки предпринимательства [6].

В данном случае следует отметить, что далеко не все субъекты малого предпринимательства могут стать участниками программ поддержки. Основные мероприятия, реализуемые в настоящее время в рамках региональных программ развития предпринимательства, направлены, в первую очередь, на начинающих предпринимателей, граждан, которые хотели бы открыть собственный бизнес. Поддержка начинающих предпринимателей рассматривается как инструмент стимулирования предпринимательства через обеспечение самозанятости. Возможно, этой мерой можно добиться увеличения количества зарегистрированных предприятий (регистрация предприятия является основным условием получения денежных средств: выигрываете в конкурсе, регистрируете предприятие и открываете расчетный счет, на который перечисляется сумма поддержки).

Но можно ли ожидать от начинающего предпринимателя значительного увеличения налоговых поступлений, роста оборотов и создания большого количества новых рабочих мест (кроме собственного трудоустройства)? Как свидетельствует мировая практика развития предпринимательства, вновь создаваемые малые предприятия не показывают больших показателей в создании новых рабочих мест и вклада в экономику территории. Данные показатели больше относятся к уже функционирующим на рынке компаниям, а на них, как правило, государственные программы не рассчитаны.

Осуществляемая в рамках государственных программ поддержка оказывается (через субсидии и гранты) ограниченному числу предпринимателей, оставляя без внимания основную часть работающих на рынке предприятий, что, на наш взгляд, не целесообразно с точки зрения развития территории. В данном случае региональным властям необходимо определиться, какой результат нужен — рост количественного увеличения субъектов малого предпринимательства, без гарантий, что предприятия не закроются после первого года работы, или укрепление стабильно функционирующих на рынке малых предприятий с высоким потенциалом роста и создания большого количества новых рабочих мест.

Поддержка, по мнению автора, должна распространяться на все малые предприятия региона — начинающие, развивающиеся, успешно функционирующие. При этом инструменты поддержки требуются разные, что определяет сама специфика данных категорий предпринимателей, и в программах это можно учесть. При разработке мероприя-

тий поддержки и выборе инструментов поддержки необходимо учитывать и мультипликативный эффект в развитии малого предпринимательства как следствие реализации государственных программ поддержки предпринимательства. Необходимо разработать и методику оценки эффективности (учитывающую экономические и социальные параметры) реализуемых мероприятий по поддержке малого предпринимательства и регулярно оценивать эффективность оказываемых мер поддержки.

Перечень мер государственной поддержки, осуществляемых в рамках действующих программ развития малого предпринимательства на региональном уровне, довольно широк — субсидии (более 10 видов), гранты, конкурсы, форумы, выставки, аренда помещений и др.

В целом перечень повторяет линейку предоставляемых на федеральном уровне мер поддержки. Но все эти мероприятия далеко не всегда востребованы у предпринимателей (причины разные, и слабая информированность предпринимателей о возможности получения поддержки, и опасение «бумажной волокиты», и «лучше с государством не связываться» и т.п.), что свидетельствует об отсутствии согласованности предлагаемых государством мер с интересами/ожиданиями потенциальных потребителей. В программах наблюдается несогласованность сформулированных целей, задач, индикаторов выполнения, форм и инструментов поддержки с реальными современными потребностями малого предпринимательства, на которого данная поддержка направлена. Требуется анализ и пересмотр перечня предлагаемых мероприятий, согласование мероприятий с потребностями предпринимателей в сегодняшней реальности и адаптация мер поддержки к омским предпринимательским будням.

Сегодня эти функции по разработке и реализации региональных программ поддержки предпринимательства относятся к полномочиям органов государственной власти регионов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. В Омской области такими полномочными органами выступают Министерство экономики Омской области (областной уровень власти) и департамент городской экономической политики Администрации города Омска (муниципальный уровень власти).

Практика и результаты реализации государственных программ развития малого предпринимательства в регионе свидетельствуют о необходимости полномочным органам привлекать к разработке программ и предпринимательское сообщество. Необходим диалог, направленный на объединение представителей различных «групповых интересов» с экспертами для совместного выявления проблем в сфере предпринимательства в регионе, определения приоритетных направлений его развития и выработки конкретных решений по поддержке малого предпринимательства.

Определение целевых ориентиров поддержки должно исходить из необходимости сочетания интересов государства и малого предпринимательства с учетом текущего состояния экономики региона и страны в целом.

Выводы и рекомендации, сформулированные в настоящей работе, могут иметь практическое значение и быть использованы в разработке программных мероприятий по созданию условий для развития малого предпринимательства Омской области и других регионов России.

о

от

Е

Т

Библиографический список

1. Развитие экономического потенциала Омской области : Гос. программа Омской обл. [утв. Правительством Омской обл. 16.10.2013 г.] [Электронный ресурс] // Омская губерния. — Режим доступа : Ы1р://шес.ош5крог1а1. ги/ги/Кедюпа1РиЬИсАиШогШе5/ехесии¥еИ51/МЕС/ср-др/ StateProgramsOmsk.html (дата обращения: 01.02.2015).

2. Социально-экономическое развитие г. Омска на 2014 — 2018 годы : муницип. программа г. Омска [утв. Администрацией г. Омска 14.10.2013 г.] [Электронный ресурс] // Омск.рф. — Режим доступа : http://www.adшoшsk.гu/web/guest/pгogгess/ targetprograms/municipa1 (дата обращения: 01.02.2015).

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 — 2013 гг.) : долгосрочная целевая программа Омской обл. [утв. Правительством Омской области 01.04.2009 г.] [Электронный ресурс] // Омская губерния. — Режим доступа : http://шec.omskporta1.ru/ru/Regiona1Pub1icAuthorities/ executive1ist/MEC/cp-gp/CPLongtime.htm1 (дата обращения: 01.02.2015).

4. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства города Омска на 2010 — 2015 годы : долгосрочная целевая программа г. Омска [утв. Администрацией г. Омска

10.07.2009 г.] [Электронный ресурс] // Омск.рф. — Режим доступа: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/enterprise/ business/acts (дата обращения: 01.02.2015).

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://omsk.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/enterprises/small_and_ medium_enterprises/ (дата обращения: 22.03.2015).

6. О деятельности СМСП-2014 : результаты анкетирования омских предпринимателей в 2010 — 2014 гг. КУ «Центр поддержки предпринимательства» г. Омска [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://omskcpp.ru/navigator-predprinimatelya/analiticheskie-materialy (дата обращения: 02.04.2014).

КНЫШ Наталья Александровна, кандидат исторических наук, магистр экономики, научный сотрудник.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.06.2015 г. © Н. А. Кныш

УДК 3384652 С. В. КОНДРАТЮКОВ

С. С. СТАУРСКИЙ

Омская академия МВД России,

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОНКУРЕНЦИИ

В статье представлены авторские взгляды на природу конкурентной борьбы организаций, которая в рыночной экономике является главным механизмом поступательного развития, обусловливает характер изменения параметров благ в соответствии с запросами потребителей. При этом рассмотрены особенности возникновения и последствия конкуренции во взаимосвязи с конкурентоспособностью экономических систем как основной цели производства в длительном периоде хозяйствования. В условиях нестабильной экономики и деформации конкурентных рынков новые подходы к анализу природы конкуренции позволят объективно оценить ее роль как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

Ключевые слова: организация, конкуренция, причины, условия, последствия, конкурентоспособность.

Придерживаясь тезиса, что основой или движущей силой экономических отношений выступает конкуренция, авторы учитывают ее неоднозначность и противоречивость в разных периодах времени и моделях хозяйства.

Тем более это становится актуально в российской действительности, когда опыт первых десятилетий по пути к рынку показывает специфику отечественной экономики, где слабо работают рыночные законы и механизмы, часто подменяемые «видимой» рукой государства и «невидимой» — криминала.

При этом широко используются известные и новые методы недобросовестной конкуренции,

искажающие ценообразование, заранее отягощенное затратной и спекулятивной сферой производства и продаж. Бессилие антимонопольной политики отбивает охоту для разработки математически выверенных алгоритмов развития переходной экономики России, что особенно актуально в период ограничений и санкций, когда отечественные производители должны побороть дефицит импортных товаров.

Моноцентрическая модель управления в России берет свое начало из глубокой древности: длительная монархия, татаро-монгольское иго, крепостное право, социалистическая система жесткого управления и т. д. Все это приучило наше общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.