Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Чешской Республике'

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Чешской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Чешской Республике»

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Чешской Республике

Г. Н. Саришвили

Кандидат экономических наук, Торговый представитель Российской Федерации в Чешской Республике

Малые и средние предприятия (МСП) представляют собой значительную составную часть субъектов экономики Чешской Респуб -лики. Они обеспечивают работой более половины трудоспособного населения страны. Конкурентоспособный сектор МСП является обязательной предпосылкой для полноценной интеграции чешской экономики в европейское экономическое пространство.

По состоянию на начало 2008 г. в Чехии было зарегистрировано 999, 2 тыс. экономически активных малых и средних предприятий, из которых 180, 5 тыс. предприятий представляли собой юридические лица, а остальные 818, 7 тыс. - предприятия без образования юридического лица (см. таблицу 1). Средняя величина добавленной стоимости на одного работника МСП в 2007 г. составила около 30 тыс. долл. США, что на 23% меньше, чем на крупных предприятиях. Однако во внутренней торговле добавленная стоимость на одного работника МСП на 11% выше, чем на крупных торговых предприятиях, а в сфере услуг более чем на 70%. В 2007 г. доля МСП в создании валового внутреннего продукта ЧР составила 35,49%. Из 119 млрд долл. США чешского экспорта в 2007 г. 52,5% приходилось на МСП, а в импорте Чехии доля МСП составила 46,5%.

Государственной поддержке малого и среднего предпринимательства как важного фактора экономического развития страны в Чешской Республике отводится особая роль.

Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства № 47/2002 определяет ма-

лые, средние и мелкие предприятия следующим образам:

1. Средним предприятием считается предприятие, если:

а) число занятых сотрудников составляет менее 250 человек;

б) чистый оборот за последний закрытый бухгалтерский период не превысил эквивалент 50 млн евро, выраженный в чешских кронах, или его актив, указанный в балансе не превысил эквивалент 43 млн евро, выраженный в чешских кронах.

2. Малым предприятием считается предприятие, если:

а) число занятых сотрудников составляет менее 50 человек;

б) чистый оборот за последний закрытый бухгалтерский период или актив, указанный в балансе не превысил эквивалент 10 млн евро, выраженный в чешских кронах.

3. Мелким предприятием считается предприятие, если:

а) число занятых сотрудников менее 10 человек;

б) его чистый оборот за последний закрытый бухгалтерский период или актив, указанный в балансе, не превысил эквивалент 2 млн евро, выраженный в чешских кронах.

4. Малый или средний предприниматель, который начинает предпринимательство, на первый бухгалтерский период самостоятельно определяет, к какой группе предприятий он будет относиться.

В данном Законе определены области, в которых может быть предоставлена поддержка; название организаций (государственных и негосударственных), осуществляющих поддержку МСП. Программы поддержки МСП разрабатывает Министерство промышленности и торговли ЧР (МПТ ЧР), которые утверждаются Правительством ЧР. В Законе предусмотрен порядок подачи заявлений на предоставление поддержки, определены формы и методы контроля над расходованием бюджетных средств.

Финансовые средства государственного бюджета, выделенные на поддержку МСП, находятся в статье бюджета МПТ ЧР. Согласно Закону Правительство ЧР обязано ежегодно предоставлять в Палату депутатов Парламента ЧР отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности предоставленной поддержки.

С 1 апреля 2005 г. в Чешской Республике действует «Концепция оказания поддержки малому и среднему предпринимательству». В конце 2005 г. Правительством ЧР принята «Экспортная стратегия развития Чешской Республики на период 2006-2010 гг.». В 2006 г. Министерством промышленности и торговли ЧР (МПТ ЧР) разработана «Концепция поддержки чешских компаний на 2007-2013 гг.» в рамках Операционных программ, финансируемых из структурных фондов Евросоюза. Кроме того, в мае 2007 г. Европейская комиссия утвердила «Программу развития села на период 2007 - 2013 гг.». Согласно данной программе чешские фермеры (преимущественно МСП) смогут получить около 4 млрд евро. По состоянию на начало 2008 г. по данной программе утверждено около 900 проектов и выделено свыше 100 млн евро.

Таблица 1

Распределение МСП по отдельным отраслям экономики и их доля в общем количестве предприятий Чешской Республики по состоянию на 01.01.2008

Отрасли экономики ЧР Юридические лица (кол - во) Без образования юридического лица (кол - во) Всего МСП Доля МСП в общем количестве предприятий ЧР по отраслям (в %)

Промышленность 29455 124703 154158 99,37

Строительство 20019 112137 132156 99,94

Торговля 45043 168988 214031 99,93

Общепит 5669 41736 47405 99,95

Транспорт 6283 37421 43704 99,76

Финансы 968 16983 17951 99,83

Услуги 68599 276031 344630 99,92

Сельское хозяйство 4486 40661 45147 99,91

Всего 180552 818660 999182 99,83

Источник: Данные Министерства промышленности и торговли ЧР

Как следует из таблицы, доля МСП в общем количестве предприятий ЧР превышает 99,8%. Всего на МСП работает около

2018000 человек, что составляет 61,41% от общего числа работающих в Чехии (см. таблицу 2).

Таблица 2

Распределение работников МСП по отраслям чешской экономики по состоянию на 01.01.2008

(в тыс. чел.)

Отрасли экономики ЧР Юридические лица (кол - во) Без образования юридического лица (кол - во) Всего МСП Доля работников МСП в общем количестве занятых в ЧР по отраслям (в %)

Промышленность 580 73 653 49,25

Строительство 177 42 219 82,02

Т орговля 322 83 405 75,42

Общепит 58 42 100 86,96

Транспорт 85 28 113 38,57

Финансы 13 1 14 20,59

Услуги 329 73 402 73,22

Сельское хозяйство 97 15 112 88,50

Всего 1661 357 2018 61,41

Источник: Данные Министерства промышленности и торговли ЧР.

Значительные средства МСП могут получить и при проведении научно- исследовательских работ. В 2007 г. на эти цели было выделено 99,8 млн евро, при этом МСП получили 48,6 млн евро. В 2008 г. на проведение научных и промышленных исследований из Госбюджета ЧР предусмотрено более 100 млн евро. С 2003 г. действуют программы поддержки промышленных исследований и разработок «Тандем» и «Импульс», с 2006 г. - «Успешное процветание». На период 2009 - 2017 гг. подготовлена новая программа промышленных исследований и разработок «ТИП». Целью этой программы является поддержка исследований и внедрение в производство новых материалов, технологий и «ноу-хау».

Этими документами определены приоритеты оказания поддержки МСП, предусмотрены меры, облегчающие предпринимателям доступ к консультационным, информационным и рекламным услугам, а также к капиталу на льготных условиях.

В целом поддержка МСП со стороны государства в ЧР осуществляется в форме оказания информационно-консультационных услуг и помощи в организации и проведении выставочно-ярмарочных мероприятий; финансовой поддержки развития МСП как за счет средств государственного бюджета, так и структурных

фондов Евросоюза; проведения мониторинга реализуемых проектов, а также поддержки МСП при экспорте товаров и услуг.

1. Оказание информационно-консультационных услуг и помощи в организации и проведении выставочно-ярмарочных мероприятий

Оказание информационно-консультационных услуг

В ЧР действует широкая сеть государственных и общественных организаций, предоставляющих информационно-консультационные услуги. Предприниматель может получить практически любые услуги как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом если на федеральном уровне, в основном, оказывается помощь МСП с количеством сотрудников от 10 до 250 чел., то на региональном уровне поддержку оказывают чаще всего мелким (до 10 чел.) и малым (до 50 чел.) предприятиям. Финансовая поддержка МСП на региональном уровне осуществляется посредством программ получения грантов регионами из средств Европейского регионального фонда развития (в настоящее время действует 23 программы), а также за счет средств регионального бюджета.

На федеральном уровне вопросами обеспечения информационно-консультационными услугами МСП занимаются: Министерство промышленности и торговли ЧР и государственные агентства «Чехтрейд» и «Чехин-вест», Торгово-промышленные палаты ЧР, Министерство иностранных дел ЧР и подчиненные ему Чешские центры за границей, Министерство регионального развития ЧР через входящие в его структуру центры: по туризму «Чехтуризм» и региональному развитию «Евро

- инфо - центр Прага».

Для повышения качества предоставляемых услуг государственным агентством «Чехин-вест» в конце 2006 г. создан «Национальный реестр Консультантов» (НРК), в который вошли лучшие эксперты ЧР в области международного частного права, маркетинга, внешней торговли и частного предпринимательства.

На оказание информационно-консультационных услуг МСП государство предоставляет дотации. Оплачиваются преимущественно консультации, направленные на анализ состояния предприятия, изучение его сильных и слабых сторон, на внедрение новых форм и методов управления с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Поддержка МСП при проведении международных выставок и ярмарок

Государственная поддержка и координация рекламно-выставочной деятельности осуществляется Министерством промышленности и торговли ЧР в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными министерствами и организациями. Ежегодно МПТ ЧР утверждает список международных выставок с так называемым «официальным участием» Чешской Республики, проведение которых осуществляется при государственной поддержке. При этом малые и средние фирмы получают право на компенсацию в размере 100% арендной платы выставочной площади, но не более 100 тыс. крон (или около 6500 долл. США), а крупным (со штатом более 250 чел.) фирмам - в размере 50% арендной платы выставочной площади, но не более 100 тыс. крон. Все чешские участники могут рассчитывать на компенсацию в размере 100% арендной платы чистой выставочной площади при использовании в своей рекламе торгово-политической информации о Чехии.

Выплата компенсаций производится после предоставления уполномоченному директору (координатору чешских участников) отчетов фирм об их деятельности на выставке. МПТ ЧР анализирует собранную информацию и разрабатывает рекомендации для организаторов и участников последующих зарубежных выставочных мероприятий. В 2007 г. предприятия малого и среднего бизнеса участвовали в 68 международных ярмарках и выставках. Дотации со стороны государства на эти мероприятия составили 6,8 млн долл. США. Все выставочные мероприятия в ЧР разделены на категории, от рейтинга которых зависит объем предоставляемых дотаций. На 2008 г. определены следующие категории:

категория А - национальные выставки. МПТ ЧР предоставляет бесплатно выставочные площади, включая необходимые постройки и рекламу национальной выставки. Участник несет расходы, связанные с рекламой собственной фирмы, а также с оснащением мебелью, витрин и т.д. Необходимым условием является участие в мероприятии не менее 20 чешских фирм;

категория В - общая экспозиция ЧР (одна государственная презентация при открытии выставки). МПТ ЧР возмещает расходы, связанные с арендой помещения пропорционально количеству участников мероприятия. Возмещаются расходы, связанные с открытием выставки, рекламно-информационными материалами о ЧР и участниках выставки. Необходимым условием является участие в мероприятии не менее 10 чешских фирм;

категория С - индивидуальное участие чешских фирм в рамках официальных презентаций. Речь идет о международных отраслевых выставках, когда невозможно организовать презентацию ЧР в одном месте. В этом случае, финансовые средства выделяются для всех чешских участников и на все выставочные площади в целом, но не более 4,5 тыс. долл. США на каждого участника выставки. Необходимым условием является участие в выставке не менее 10 чешских фирм.

категория Д - информационно-консультативные стенды (офисы) МИД/МПТ. В случае, если в выставке за границей участвует менее 10 чешских фирм, а страна является торговым партнером ЧР, организуется, в основном, один

стенд с рекламно-информационной литературой. В этом случае МПТ ЧР оплачивает только транспортировку этой литературы до склада.

категория Е - при проведении торгово-политических мероприятий за рубежом (конференции для СМИ, встречи с предпринимателями и т. д.) - возмещается финансовый взнос, который вносится чешской стороной для участия в подобных мероприятиях.

Во всех вышеперечисленных случаях для получения государственных дотаций необходимо:

1) Размещение официального логотипа ЧР на видном месте.

2) Физическое присутствие на стенде участника выставки или его представителя в течение всего времени проведения выставки.

3) Направление в МПТ ЧР заявки на финансирование от участника выставки не позднее, чем за 2 месяца до начала выставки.

В целях эффективного проведения официальных чешских презентаций за рубежом, участники выставки заранее собираются, определяют списки участников конкретных мероприятий и, вместе с Заявкой о выделении финансовых средств, направляют в МПТ ЧР не позднее, чем за 2 месяца до начала выставки/ ярмарки. При несоблюдении участником указанного срока, он автоматически лишается государственной поддержки и права участвовать в чешской экспозиции.

2. Финансовая поддержка малых и средних предприятий

Государственная поддержка МСП.

В 2008 г. Министерство промышленности и торговли Чешской Республики продолжило реализацию программ поддержки МСП, утвержденных Правительством ЧР на 2006-2008 гг. за счет средств государственного бюджета. Это программы: «Гарантия», «Рынок», «Прогресс», «Консалтинг», «Дизайн», «Альянс».

Программа «Гарантия» - предоставляет возможность МСП получения гарантий по банковским инвестиционным и эксплуатационным кредитам, при вступлении на рынок капитала, при участии в открытых торговых конкурсах.

Программа «Рынок» - позволяет получать дотации на сертификацию МСП, льготный кредит с фиксированной процентной ставкой на срок 5-6 лет, а также беспроцентный кредит для начинающих предпринимателей со сроком погашения до 6 лет.

Программа «Прогресс» - позволяет получать кредит с фиксированной процентной ставкой 3% годовых, сроком до 9 лет, с отсрочкой платежа на 5 лет.

Программа «Консалтинг» - это дотационная программа предназначена для обучения и предоставления консалтинговых услуг внештатными консультантами.

Программа «Дизайн» - также дотационная программа по поддержке включения дизайна в предпринимательскую стратегию МСП для повышения их конкурентоспособности.

Программа «Альянс»- дотационная программа поддержки международных маркетинговых мероприятий для повышения конкурентоспособности при объединении от 3 до 25 МСП.

Следует отметить, что в связи с принятием Еврокомиссией в июле 2007 г. «Рамочной стратегической национальной концепции» (РСНК) и выделением финансовых средств из европейских фондов на период 2007-2013 гг., ряд программ потерял свою актуальность. Программы, аналогичные государственным программам «Рынок», «Гарантия», «Прогресс», «Консалтинг» существуют в рамках операционной программы предпринимательство и инновации (ОППИ). При этом объем финансовых средств, предусмотренных ОППИ, значительно выше, чем по аналогичным государственным программам.

В целом, в 2007 г. из госбюджета на поддержку МСП было израсходовано около 200 млн долл. США. Из них около 60 млн долл. было выделено на научные исследования, 76 млн долл. - на развитие промышленных зон, 21,5 млн долл. - на операционные программы «Промышленность и предпринимательство» и «Предпринимательство и инновации», 10,7 млн долл. - на региональные программы, 6,8 млн долл. - на участие МСП в зарубежных выставках.

Финансирование МСП за счет средств Евросоюза и госбюджета ЧР.

Наибольшее влияние на развитие МСП за последние годы оказала операционная программа «Промышленность и предпринимательство» (ОППП), утвержденная МПТ ЧР на 2004 - 2006 гг.

ОППП - была разработана Министерством промышленности и торговли ЧР в мае 2004 г. после вступления ЧР в Евросоюз. Ее целью являлась поддержка чешских фирм в обрабатывающей промышленности. Финансирование программы осуществлялось следующим образом: 25% - за счет средств госбюджета, 75%

- из структурных фондов Евросоюза. Ни один из дотационных проектов не финансировался на 100%. При этом действовал принцип, что предприниматель выплачивал всю сумму проекта (или определенного этапа проекта) самостоятельно и только после завершения проекта (или определенного этапа), когда он документально доказывал, что декларируемая им цель достигнута, часть денежных средств ему возвращалось в форме финансовых дотаций.

Оценка каждого проекта проходила в несколько этапов. Окончательное решение о выделении дотаций принимала специальная комиссия, состоящая из нескольких независимых

экспертов, сотрудников МПТ ЧР, государственного агентства «Чехинвест». Кроме предпринимателей, с просьбой о предоставлении дотаций обращались области, города, высшие учебные заведения. Однако во всех случаях денежные средства направлялись в перерабатывающую промышленность или в связанные с ней услуги. Всего в рамках ОППП была оказана поддержка около 3600 предпринимателям, которым было выделено дотаций (выплата дотаций будет производиться до конца 2008 г.) на сумму около 420 млн долл. США.

В марте 2007 г. Правительство Чешской Республики утвердило окончательный вариант документа с названием: «Рамочная стратегическая национальная концепция» (РСНК) и передало его на рассмотрение в Еврокомиссию с целью получения финансовых средств из европейских фондов в период 2007 - 2013 гг.

В июле 2007 г. РСНК была утверждена Еврокомиссией с небольшими замечаниями по отдельным операционным программам, которые были урегулированы до конца 2007 г. С учетом требования Еврокомиссии о 15% финансировании за счет собственных средств, в целом по отдельным операционным программам на период 2007-2013 гг. планируется следующее дотационное финансирование (см. таблицу 3).

Таблица 3

Размеры дотационного финансирования малых и средних предприятий в ЧР (в млн евро)

Название операционной программы Дотации из фондов ЕС Дотации из госбюджета Дотации (всего)

Тематические программы

Окружающая среда 4917,9 867,9 5785,8

Транспорт 5759,1 1016,3 6775,4

Предпринимательство и инновации 3041,3 536,7 3578,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наука и внедрение 2070,7 365,4 2436,1

Трудовые ресурсы и занятость 1811,8 319,7 2131,5

Повышение квалификации 1815,0 320,3 2135,3

Целевая операционная программа 1553.0 274,1 1827,1

Техническая помощь 258,8 45,7 304,5

Региональные программы

Средняя Чехия 559,1 98,7 657,8

Юго-запад 619,7 109,4 729,1

Название операционной программы Дотации из фондов ЕС Дотации из госбюджета Дотации (всего)

Северо-запад 745,9 131,6 877,5

Юго-восток 704,4 124,3 828,7

Северо-восток 656,5 115,8 772,3

Моравско-селезско 716,1 126,4 842,5

Средняя Моравия 657,4 116,0 773,4

Программы для Праги

Прага-конкурентоспособность 294,9 52,6 346,9

Прага-адаптация 121,1 21,4 142,5

Всего 26302,6 4641,6 30455,0

Для расширения сотрудничества между приграничными территориями соседних государств существуют еще приграничные операционные программы, на реализацию которых из Европейского регионального фонда развития для ЧР выделяются следующие финансовые средства:

1) Чехия-Польша - 104,0 млн евро; 2) Чехия-

Австрия - 69,0 млн евро; 3) Чехия-Силезия -67,0 млн евро; 4) Чехия-Словакия - 57,0 млн евро; 5) Чехия-Бавария - 55,0 млн евро.

По мнению чешских экспертов, поддержка малых и средних предприятий в период 20072013 гг. увеличится приблизительно в 3 раза и составит не менее 1 млрд евро в год.

Таблица 4

Основными направлениями деятельности МСП в рамках отдельных операционных

программ.

Операционные программы Направления деятельности МСП

Трудовые ресурсы и занятость 1. Доступность предоставления общественных услуг 2. Адаптация 3. Активная политика на рынке труда 4. Социальная интеграция и равные возможности Международное сотрудничество

Предпринимательство и инновации 1. Создание фирм 2. Развитие фирм 3. Эффективная энергетика 4. Инновации 5. Среда для предпринимательства и инноваций 6. Услуги для развития предпринимательства

Наука и внедрение 1. Расширение производственных мощностей для науки и внедрения 2. Расширение спектра услуг для объединения государственных и частных ресурсов в области науки и внедрения 3. Оснащение высших учебных заведений

Повышение квалификации 1. Компьютерная грамотность 2. Повышение квалификации 3. Дальнейшее обучение

Операционные программы Направления деятельности МСП

Окружающая среда 1. Развитие инфраструктуры водного хозяйства с целью избежания наводнений 2. Улучшение качества окружающей среды, уменьшение эмиссии газов 3. Уход за возобновляемыми источниками энергии 4. Повышение степени переработки отходов 5. Снижение уровня промышленного загрязнения 6. Улучшение состояния окружающей среды

Наибольший интерес для МСП представляет операционная программа «Предпринимательство и инновации на 2007 - 2013 гг.» (ОППИ), которая после длительных и сложных переговоров 3 декабря 2007 г. была одобрена Еврокомиссией. В рамках этой программы они смогут решать наиболее часто встречающие-

ся в практике вопросы развития своего бизнеса. По данной операционной программе ежегодно будет выделяться более 500 млн евро. Она имеет 6 основных направлений развития предпринимательства, которые будут реализовываться с помощью 16 подпрограмм (см. таблицу 5).

Таблица5

Основные показатели операционной программы «Предпринимательство и инновации» в ЧР

(в млн евро)

Основные направления Названия подпрограмм Всего дотаций на 20072013 гг. Форма дотаций

1. Возникновение фирмы Старт 94,5 Беспроцентный кредит

Финансовые инструменты Специфичная

2. Развитие фирм Прогресс 793,0 Связанный кредит до 0,9 млн евро под 3% годовых

Г арантия Льготная гарантия + фин. поддержка

Развитие Дотации до 0,7 млн евро

Информационные технологии и стратегические услуги Дотации до 3,5 млн евро

Информационные технологии на предприятии Дотации до 0,7 млн евро

3. Эффективная энергетика Экоэнергия 145,4 Дотации до 3,5 млн евро

4. Инновации Инновации 830,2 Дотации до 2,7 млн евро

Потенциал Дотации до 2,7 млн евро

5. Среда для предпринимательства и инноваций Сотрудничество 1397,8 Размер дотаций пока не определен

Процветание Дотации до 7,0 млн евро

Центры обучения Дотации до 5,3 млн вро.

Недвижимость Размер дотаций зависит от проекта

6. Услуги для развития предпринимательства Консультации 286,9 Разные

Маркетинг До 70 тыс. евро

Целью операционной программы «Предпринимательство и инновации» является повышение конкурентоспособности чешской экономики и приближение инновационного уровня сектора промышленности и предпринимательства к уровню высокоразвитых стран Европы.

Основные задачи, которые должны быть решены в рамках ОППИ, следующие:

0 улучшение предпринимательской инфраструктуры;

0 поддержка и развитие сотрудничества предприятий, университетов и научно-исследовательских институтов;

0 развитие деятельности предприятий с целью создания собственных конструкторских, инновационных, исследовательских мощностей, опытных производств, а также создание инфраструктуры предприятий с целью стимулирования науки и дальнейшего развития производства;

0 внедрение инноваций технического и нетехнического характера;

0 внедрение новых технологий, производственных процессов и самых совершенных средств вычислительной техники;

0 создание и совершенствование сервиса предпринимательства;

0 развитие услуг, направленных на повышение качества трудовых ресурсов с целью укрепления взаимосвязей науки и производства;

0 развитие международных предприятий и распространение результатов их инновационной деятельности;

0 повышение на предприятиях качества трудовых ресурсов, используя средства просвещения, повышения уровня образования и квалификации работников, способствуя внедрению самых лучших результатов практики;

0 стимулирование предприимчивости, создание и развитие новых предприятий;

0 эффективное использование всех источников энергии и сырья в соответствии с принципами экономии энергии.

Всего в рамках ОППИ на период 2007 - 2013 гг. выделено около 3,5 млрд евро, которые будут израсходованы на решение следующих задач:

Программа «СТАРТ» предназначена для реализации предпринимательских намерений физических и юридических лиц, впервые или после значительного перерыва вступающих в сферу предпринимательства.

По программе «СТАРТ» оказывается следующие виды поддержки:

- Беспроцентный кредит;

- Беспроцентный кредит с финансовой дотацией (только для малых предприятий).

Программа «Прогресс» предназначена для реализации предпринимательских проектов, направленных на развитие МСП, имеющих незначительный опыт работы. Поддержка по данной программе предусмотрена в виде предоставления целевого кредита (как правило, на закупку технологического оборудования) или предоставление целевого кредита вместе с финансовой дотацией. Для проектов в области энергетики - льготный кредит или льготная гарантия с финансовой дотацией.

Программа «Гарантия» направлена на реализацию инвестиционных проектов МСП, особенно в отстающих регионах. Форма поддержки: льготная гарантия или льготная гарантия с финансовой дотацией.

Программа «Развитие» предназначена для повышения конкурентоспособности МСП в период их становления, особенно в части их технического оснащения и внедрения более совершенных методов управления.

Программа «Информационные и коммуникационные технологии и стратегические услуги» имеет целью развитие конкурентоспособности в сфере информационнокоммуникационных технологий, информированного, основанного на знаниях, общества. Повышение уровня информированности о новых информационных технологиях и средствах связи, поддержка проектов по оказанию стратегических услуг имеющих международный характер. Форма поддержки: дотации, в основном для МСП.

Программа «Информационные и коммуникационные технологии на предприятиях» направлена на повышение конкурентоспособности МСП за счет использования, приобретения и распространение информационных систем. Форма поддержки: дотации.

Программа «Экоэнергия» предназначена для стимулирования предпринимателей в области снижения расходов потребления электрической и тепловой энергии, в более широком использовании восстановляемых и вторичных источников энергии. Форма поддержки: дотации.

Программа «Инновации» направлена на повышение инновационного потенциала предпринимательского сектора, особенно МСП, а также на проекты государственных НИИ, высших учебных заведений, физических лиц и МСП, направленных на защиту прав промышленной собственности. Форма поддержки: дотации.

Программа «Потенциал» осуществляет поддержку научно-исследовательских работ на предприятиях и их сотрудничество с НИИ. Форма поддержки: дотации, в основном для МСП.

Программа «Сотрудничество» предусматривает поддержку возникновения и развития кооперационных отраслевых группировок -кластеров и технологических платформ, направленных на региональный, межрегиональный и международный уровни, в качестве инструментов развития экономики и повышения ее конкурентоспособности. Форма поддержки: дотации.

Программа «Процветание» направлена на стимулирование создания предпринимательских инкубаторов, научно-технических парков и центров по распространению новых технологий, являющихся базой для возникновения и развития малых и средних инновационных фирм. Форма поддержка: дотации юридическим лицам учредителям научно-технических или инновационных центров.

Программа «Учебные центры - центры переподготовки» направлена на создание центров обучения и переподготовки кадров с целью повышения качества трудовых ресурсов. Форма поддержки: дотации предпринимателям, территориальным самоуправляю-щим организациям, исследовательским учреждениям и школам начального образования.

Программа «Недвижимость» стимулирует создание и развитие предпринимательской недвижимости, включая принадлежащую ей инфраструктуру с целью повышения эффективности рынка недвижимости, улучшение инвес-

тиционной и жизненной среды. Программа тесно связана с программой «Реалиты». Поддержка: дотации предпринимательским субъектам, территориально самоуправляющим субъектам.

Программа «Консультации» предусматривает повышение качества и доступности информационно-консультационных и общеобразовательных услуг для МСП. В рамках программы будет осуществляться развитие Национального регистра консультантов, региональной консультационной инфраструктуры, бенчмаркингу и предоставлению выгодных консультационных услуг и анализов зарубежных и чешских направлений развития. Форма поддержки: дотации для МСП.

Программа «Маркетинг» предназначена для повышения конкурентоспособности предприятий посредством поддержки индивидуального участия в зарубежных ярмарках и выставках. Программа должна способствовать повышению маркетинговой подготовленности предприятий. Форма поддержки: дотации только для МСП.

По предварительной оценке, более 60% проектов данной операционной системы будет реализовано малыми и средними предприятиями.

Поддержку МСП предоставляют следующие организации ЧР:

1) АО «Чешско - Моравский банк гарантий и развития» (ЧМБГР) - по программам «Гарантия», «Рынок», «Прогресс», «Старт».

2) Государственное агентство по поддержке предпринимательства и инвестиций «Чехинвест» - по программам «Консалтинг», «Развитие», «Инновации», «Сотрудничество», «Недвижимость», «Потенциал», «Процветание», «Информационные и коммуникационные технологии и стратегические услуги», «Информационные и коммуникационные технологии на предприятиях», «Учебные центры -центры переподготовки», а также по 6 региональным программам Евросоюза.

3) «Дизайн центр ЧР» - по программе «Дизайн».

4) Государственное агентство по поддержке торговли «Чехтрейд» - по программам «Альянс» и «Маркетинг».

5) Чешское энергетическое агентство

- по программе «Экоэнергия».

3. Поддержка МСП при экспорте товаров и услуг.

В соответствии с «Экспортной стратегией развития ЧР на период 2006-2010 гг.» поддержку МСП при экспорте товаров и услуг наряду с МПТ ЧР, государственными агентствами «Чехтрейд» и «Чехинвест» оказывают также государственный Чешский экспортный банк

(ЧЭБ) и АО «Общество по гарантиям и страхованию экспорта» (ЭГАП). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. сумма выданных кредитов на поддержку экспорта увеличилась на 52,3% и превысила 300 млн долл. США. Виды услуг, предоставляемые Чешским экспортным банком для малых и средних предприятий показаны в таблице 6.

Таблица 6

Основные виды услуг, предоставляемые для МСП Чешским экспортным банком

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Название Описание

1 Advance payment guarantee (предоставление гарантии на возврат аванса покупателя) Предоставление гарантии за продавца на сумму аванса или его части в случае несвоевременной поставки товара или его части

2 Bid bond (гарантия на предложение при участии в тендере) Предоставление гарантии за экспортера заключить договор о поставке в случае выигрыша им тендера

3 Performance bond (гарантия по выполнению контракта на поставку товара) Страхование обязательств экспортера по выполнению им условий заключенного контракта

4 Экспортный кредит Предоставление производителю или экспортеру кредита со сроком погашения от 2 до 10 лет (по определенным товарам до 12 лет) для финансирования производства товаров, предназначенных на экспорт

5 Экспортный кредит Покупателю Предоставление кредита иностранному покупателю со сроком погашения от 2 до 10 лет (по определенным товарам до 12 лет) для финансирования чешского экспорта.

6 Кредит на инвестиции за границей Предоставление кредита для инвестиций за границей со сроком погашения от 2 до 10 лет (по определенным товарам 12 лет)

7 Рефинансируемый экспортный кредит банку производителя Предоставление кредита банку производителя для финансирования производства для экспорта со сроком погашения от 2 до 10 лет (по определенным товарам до 12 лет)

8 Рефинансируемый экспортный кредит банку продавца Предоставление кредита банку продавца для финансирования производства для экспорта со сроком погашения от 2 до 10 лет (по определенным товарам до 12 лет)

9 Краткосрочный экспортный кредит для финансирования экспортного производства Предоставление кредита производителю и продавцу для обеспечения производства для экспорта со сроком погашения до 2 лет (с возможностью включения обеспечения материалами, без финансирования экспорта)

10 Краткосрочный экспортный кредит в комбинации с экспортным кредитом Предоставление кредита производителю и продавцу для обеспечения производства и дальнейшего экспорта со сроком погашения до 2 лет (с возможностью включения обеспечения материалами и с финансированием экспорта)

11 Краткосрочный экспортный кредит Предоставление кредита для экспорта со сроком погашения до 2 лет.

12 Краткосрочный экспортный кредит покупателю Предоставление кредита покупателю для финансирования экспорта со сроком погашения до 2 лет.

13 Краткосрочный рефинансируемый экспортный кредит Предоставление кредита банку производителя и банку продавца для финансирования экспортного производства со сроком погашения до 2 лет.

14 Краткосрочный рефинансируемый экспортный кредит банку продавца Предоставление кредита банку продавца для финансирования экспортного производства со сроком погашения до 2 лет.

0 расширение использования электронных коммуникаций, использование электронного рейтинга;

0 расширение сотрудничества с зарубежными партнерами, перечня предоставляемых страховых услуг в соответствии с новыми требованиями чешских экспортеров;

0 использование опыта «малых» стран ЕС, прежде всего в сфере поддержки экспортного потенциала малых и средних предприятий.

Таблица 7

Основные виды страхования экспорта, осуществляемые ЭГАП

№ Наименование Описание

1 В Страхование кредита, предоставленного чешскому экспортеру на срок меньше 24 месяцев, для осуществления поставок за рубеж, от рисков неуплаты.

2 С Страхование кредита, предоставленного чешскому экспортеру на срок более 24 месяцев, для осуществления поставок за рубеж от рисков неуплаты.

3 Б Страхование кредита, который предоставлен чешским или иностранным банком, или другим субъектом иностранному заказчику или его банку для осуществления поставок чешским экспортером от рисков неуплаты. Страхование осуществляется в пользу чешского или иностранного банка, или другого субъекта, предоставившего кредит.

4 Е Страхуются риски банка, подтвердившего аккредитив, в случае полной или частичной неоплаты по условиям аккредитива. Страхуется банк, имеющий разрешение ЧНБ.

5 Б Страхуются риски банка или другого субъекта, предоставившего кредит чешскому производителю/экспортеру на экспортное финансирование производства, в случае не выполнения экспортного контракта со стороны чешского производителя/экспортера. Страхуется банк и этот вид страхования должен соответствовать страхованию вида В, С и Б.

6 I Страхуются риски ограничения или потери получения прибыли при осуществлении инвестиций чешского юридического лица за границей, в случаях невозможности осуществления трансферта в ЧР, потери собственности без компенсации или национализации. Страхуется чешский инвестор

7 Р Страхование кредита, предоставленного банком чешскому экспортеру на осуществление маркетинговой деятельности, связанной с выходом или увеличением объемов экспорта на иностранные рынки. Страхуется банк, предоставивший кредит.

8 V Страхуются риски потерь экспортера в случае, когда он не в состоянии выполнить условия контракта (производственный риск). Страхуется экспортер при страховании вида В, С, Б и Р.

9 ъ Страхуются риски от правомерного или неправомерного использования средств по банковской гарантии иностранным заказчиком или его банком. Страхуется банк, предоставивший иностранному заказчику или его банку банковскую гарантию за чешского экспортера, получившего или реализующего экспортный контракт (гарантии на предложение, исполнение обязательств, возврата платежей).

10 вА.04 Страхуются риски по неуплате задолженностей чешских или иностранных покупателей. Страхуется продавец.

0 Важную роль в поддержке экспорта МСП играет АО «Общество по гарантиям и страхованию экспорта» (ЭГАП). Основной деятельностью ЭГАП является защита чешских экспортеров и банков, финансирующих экспорт, от коммерческих и политических рисков (см. таблицу 7), а также:

0 упрощение процедур и улучшение условий коммерческого страхования малых и средних предприятий;

Значительную поддержку МСП при экспорте товаров и услуг оказывают также торговоэкономические отделы посольств ЧР за рубежом, представительства «Чехтрейд» и «Чехин-вест» за границей, торгово-промышленные палаты ЧР и их иностранные представительства.

В 2008 г. доля МСП в создании ВВП страны ожидается в объеме около 40%. Правительство ЧР ставит задачу к 2011 г. увеличения доли МСП в производстве валового внутреннего продукта ЧР до 45% - 50% и в период 2011-2013 гг. сравняться по этому показателю с наиболее развитыми странами Евросоюза.

В целом в Чешской Республике накоплен богатый позитивный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства. Рассматриваемая система представляется при первич-

ном анализе сложной и громоздкой. Однако, как показывает практика, учитывая фактор заимствования основных элементов этой системы в странах с развитой рыночной экономикой, а также продолжительный период применения и коррекции вскрывающихся в процессе реализации недостатков, она весьма мобильна и эффективна. Затраченные Евросоюзом и Чешской Республикой средства, в конечном счете, возвращаются за счет налогов с развивающихся МСП, развития приоритетных секторов экономики и решения социальных вопросов. Как представляется, внедрение подобной системы прямого и косвенного финансового стимулирования в Российской Федерации могло бы оказать значительное влияние на рост малого и среднего бизнеса и, особенно, способствовать развитию перспективных отраслей и отдельных территорий нашей страны.

rjp, С. П. Мясоедов

Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур

- М.: Дело, АНХ, 2008. - 256 с.

Эта книга - первое российское учебное пособие по сравнительному менеджменту, или менеджменту на стыке деловых культур.

Почему продавцы компании Макдоналдс улыбаются в России не так, как в Америке? Что в деловых отношениях характеризует высокая степень избежания неопределенности? Какие модели корпоративной культуры лучше работают в разных частях мира? На эти и многие другие вопросы дает ответ эта книга.

Пособие написано в формате самоучителя, включает тесты и консолидирующие проблемные ситуации.

Издание адресовано высшим руководителям, менеджерам различного уровня, слушателям МВА, всем интересующимся проблематикой поведения в международной деловой среде.

M.B. Чиненов

Страхование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие.

- М.:: Омега-Л, 2007. - 244 с.

В учебном пособии раскрываются основные понятия, инструменты и механизмы страхования внешнеэкономической деятельности. Освещаются вопросы правового регулирования страхования, в том числе условия сделок и типовые контракты в страховании внешнеэкономической деятельности. Рассматриваются различные аспекты организации страховой деятельности, страхования как рисков во внешнеэкономической деятельности, так и транспортного обеспечения международных перевозок. В целях лучшего усвоения материала приводятся контрольные вопросы и задания.

Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей институтов профессиональной подготовки кадров, а также бухгалтеров, экономистов и менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.