Научная статья на тему 'Государственная поддержка как основное направление реформирования АПК'

Государственная поддержка как основное направление реформирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / реформирование / аграрный сектор / целевая программа / бюджетные средства / the state support / reforming / agrarian sector / the target program / budgetary funds

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычёва Ф. А., Николаев В. А.

В статье представлены основные направления реформирования агропромышленного комплекса. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с цепью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the basic directions of reforming of agriculture are presented. The state should influence indirectly a supply and demand of the agricultural goods, an interbranch exchange in agrarian and industrial complex for the purpose of creation in its branches of equal conditions for reception to courses, to care along with municipalities of social development of village, wildlife management improvement.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка как основное направление реформирования АПК»

№ 11 (65), 2009 г.

Аграрный вестник Урала

43

Экономика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК

Ф.А. СЫЧЕВА,

кандидат экономических наук, профессор,

В.А. НИКОЛАЕВ,

аспирант кафедры предпринимательства и агробизнеса, Уральская ГСХА

Ключевые слова: государственная поддержка, реформирование, аграрный сектор, целевая программа, бюджетные средства.

Важнейшим принципом государственного регулирования на переходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотёк. Возникший диспаритет цен привел к тяжёлым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при формировании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жёсткого контроля за формированием цен для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счёт бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных производителей несмотря на дополнительные затраты государства создаёт условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долго-

срочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное кредитование за счёт ресурсов Центрального банка, ужесточены условия получения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учётной ставки Центрального банка. По мнению специалистов коммерческих банков, затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.

В государственном регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с её неконкурентоспособнос-тью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объём региональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объёмов внутреннего производства. Как известно, зарубежный

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8 (343) 350-97-47

импорт в значительной мере дотируется страной-производителем, и захват нашего рынка нередко идёт за счёт установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции позволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, должна переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.

На базе региональной продовольственной корпорации или какой-либо другой системы должны концентрироваться денежные и материально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям кредитовать проведение посевных и уборочных работ под конечную продукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпорация будет гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем самым может получить продукцию в объёме, обеспечивающем внутренние потребности страны, регулирующем уровень рыночных цен и создающем возможности для широкого выхода на внешний рынок.

Одна из серьёзных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики, - резкое снижение объёма инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитован-ность и постоянный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспективными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физическому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.

Наряду с недостатком средств надо отметить и тот факт, что банковская система и рыночная инфраструктура не имеют отработанного механизма по точечному наиболее эффективному концентрированному использованию инве-

The state support, reforming, agrarian sector, the target program, budgetary funds.

44

Аграрный вестник Урала

№ 11 (65), 2009 г.

стиционных ресурсов. Необходим переход и к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учётом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия. Инвестиции для формирования производственной и социальной инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять (на данном этапе развития) за счёт средств федерального и региональных бюджетов, привлечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населения, иностранных инвестиций и др. Привлечение инвестиций в регионы, в том числе и зарубежных, возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина РФ под материальные ценности: основные фонды, землю, полезные ископаемые.

Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяйства может стать возрождение в широком плане сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых городов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.

Наряду с мероприятиями по усилению госрегулирования сельского хозяйства необходима активизация роли государства в регулировании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Сокращение инвестиций и тяжёлое финансовое положение большинства предприятий привели к тому, что ежегодное обновление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Следовательно, требуется приток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - нового строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана ещё и тем, что населению в переработанном виде реализуется лишь 1/3 произведённой продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счёт сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увеличить производство продуктов питания в стране на 25-30%.

Инвестиции в пищевую промышленность, как и в сельское хозяйство, -стратегическое направление для цивилизованного вхождения в рынок. Важно, чтобы инвестиции в отрасли использовались на модернизацию и строительство на базе новейших достижений научно-технического прогресса. Для этого необходимо, во-первых, выделение финансирования пищевых и перерабатывающих предприятий отдельной защищённой строкой в бюджете, во-вто-

рых, широкое привлечение банковского капитала под залог акций и имущества.

Одним из внутренних источников повышения эффективности АПК, которые должны быть включены в сферу гос-регулирования, выступает развитие кооперации и интеграции по горизонтали и вертикали, причём в зависимости от субъектов хозяйствования могут использоваться различные их формы:

■ кооперирование на уровне первичного хозяйственного звена, объединение крестьян и фермеров по производству и переработке продукции, формирование кооперативов на базе ЛПХ и интеграция их с общественными хозяйствами;

■ межхозяйственное кооперирование объединений по всем технологическим стадиям, включая переработку и реализацию продукции на базе хозяйства-интегратора;

■ кооперирование на уровне административного района путём объединения всего ресурсного потенциала для выпуска конечной продукции;

■ создание межрайонных агропромышленных ассоциаций по производству, например, сахара на базе хозяйств сырьевых зон, и другой продукции.

Для выхода из кризисного состояния в социальной сфере села требуется комплексный подход, предусматривающий систему целенаправленных мер на федеральном и местном уровнях по льготному кредитованию и налогообложению сельского жилищного и культурно-бытового строительства, государственной поддержке предприятий и организаций потребительской кооперации и бытового обслуживания, развитию малого предпринимательства в социальной сфере и т.д.

Преодоление отставания и кризисных явлений в жизни села требует бюджетных средств (федерального и местных бюджетов). Без них не обойтись. Это показывает и опыт других стран, где социальное развитие сельской местности осуществляется в значительной мере за счёт государственных средств.

Для ликвидации отставания в развитии сельской социальной сферы необходимо перераспределение в пользу села бюджетных средств, направляемых на развитие социальной сферы; привлечение средств городских хозяйственных субъектов и горожан, использующих сельский природный и инфраструктурный потенциал; расширение выпуска органами местного самоуправления коммунальных облигаций (займов) и др.

Для аккумуляции и последующего распределения средств, направляемых на развитие социальной сферы села и инженерное обустройство сельских территорий по различным каналам, а также в целях обеспечения контроля, оперативного управления и эффективного использования этих средств следует создать целевые федеральный и местные фонды социального развития села.

В условиях продолжающегося спа-

Экономика

да сельскохозяйственного производства и возрастающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие на селе малого предпринимательства как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение её видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений.

В этом отношении весьма поучителен опыт Китая, в относительно короткие сроки развившего мелкую промышленность в сельской местности (так называемые волостные и поселковые предприятия), которая ныне занимает большое место в экономике этой страны. В 1997 году на долю сельской промышленности в масштабах страны приходилось 1/4 валового внутреннего продукта, 3/5 добавленной стоимости общественного продукта села, 1/2 добавленной стоимости промышленной продукции, 1/4 финансовых доходов, 1/3 валютных доходов от экспорта и треть доходов крестьян. На предприятиях сельской промышленности Китая в настоящее время работает более 130 млн крестьян (то есть половина избыточной сельскохозяйственной рабочей силы деревни). Весьма важным при этом является то, что стоимость создания одного рабочего места на предприятиях сельской промышленности, по расчетам китайских специалистов, обходится в 4 раза дешевле, чем на государственных. Главное - развитие этой промышленности финансируется в основном не за счёт бюджетных ассигнований, а за счёт капиталовложений организаций деревенской коллективной экономики (то есть внебюджетных средств) или крестьян.

Для нашей страны с весьма продолжительной зимой, то есть периодом сельскохозяйственного межсезонья, большое значение имело бы восстановление промысловой кооперации, развитие которой было прервано в 50х годах, сельского туризма и других форм обеспечения полной занятости и получения селянами дополнительных доходов.

Процесс реформирования, безусловно, предполагает изменения в законодательной базе по мере перехода от одного этапа реформы к другому. Однако нынешняя непоследовательность законоположений лишает аграрное законодательство необходимой определённости и стабильности, что ведёт к правовому нигилизму.

В этой связи представляется необходимым наряду с разработкой новых нормативно-правовых документов в

№ 11 (65), 2009 г.

Аграрный вестник Урала

45

Экономика

ближайшее время осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нём противоречивые нормы (следствие постепенного отказа от идеологических догм), неопределён-ность и половинчатость (следствие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом и правительством), а также обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнением. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых законопроектов, определяющих ход аграрного реформирования.

Правильное определение стратегии и правовая стабильность законодательства имеют особое значение для регулирования отношений в области недвижимости и прежде всего земельных отношений. Это предполагает скорейшее принятие земельного кодекса и законов,

регулирующих земельные отношения.

Медленное прохождение законопроектов через законодательные органы страны вызывает, с одной стороны, попытки местных властей заполнять пробелы в законодательстве собственным творчеством, с другой - порождает многочисленные президентские указы, выходящие в свет при облегченной процедуре их создания и потому зачастую недостаточно согласованные с основной законодательной базой.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные направления реформы агропромышленного комплекса. Надо сформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта развития рынка в аграрном секторе. Государство должно косвенно воздействовать на спрос и предло-

жение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью создания в его отраслях равных условий для получения доходов, заботиться наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства, компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе, предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Литература

1. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 2005. № 6. С. 83-90.

2. Серова Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках // Вопросы экономики. 2006. № 11. С.127-136.

3. Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. М., 2003.

РАСЧЕТ ОПТИМАЛЬНЫХ МАШИННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗЕРНА ДЛЯ УСЛОВИЙ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.А. ТИРАНОВА,

аспирант Института экономики и управления,

Новгородский государственный университет

Ключевые слова: машинно-технологические станции, экономико-математическая модель, специализация, производительность.

Цель и методика исследований

В настоящее время проблемы снабжения сельскохозяйственного производства современной техникой выходят на первое место. Для фермерских хозяйств, да и для сельскохозяйственных производственных кооперативов приобретение тракторов и сельскохозяйственных машин становится проблематичным по двум основным причинам: во-первых, цена техники довольно высока, хотя и имеется возможность её приобретения по лизингу; во-вторых, эффективность использования техники в фермерских хозяйствах низкая, так как объемы работ не соответствуют производительности современной техники.

В последнее время широкое распространение получили машинно-технологические станции (МТС), в задачу которых входит оказание услуг в выполнении механизированных работ на основе интенсивного использования техники. Однако формирование МТС носило стохастический характер. В итоге сегодня МТС в основном оснащены устаревшей техникой, которая не

позволяет им проводить необходимые виды и объёмы сельскохозяйственных работ [1].

Для решения поставленных перед МТС задач необходимо предварительное проведение расчётов по оптимизации состава технических средств, позволяющих выполнять весь объём сельскохозяйственных работ в вегетационный период для интегрированного формирования сельскохозяйственных организаций всех форм собственности и различной специализации.

Задача по оптимизации структуры и использования машинотракторного парка в общем случае состоит в том, чтобы рассчитать необходимый парк тракторов с дифференциацией по типам, парк сельскохозяйственных машин с дифференциацией по маркам с учётом выполнения всех заданных объёмов механизированных работ по периодам (пятидневкам, десятидневкам), а также с учётом возможного агрегирования тракторов и сельскохозяйственных машин при выполнении всех видов механизированных работ,

173015, г. Великий Новгород,

"" ул. Псковская, 3; тел. 8 (8162) 77-01-76; e-mail: tais-tta@yandex.ru

чтобы общие эксплуатационные, приведенные, а также отдельные элементы затрат на приобретение и эксплуатацию МТС достигали экстремума.

Данная задача может быть реализована с точки зрения критериев, предполагающих min или max целевой функции.

В качестве критерия, предполагающего максимизацию целевой функции, обычно выступает максимум производительности МТС при выполнении заданных объёмов работ. При постановке данного критерия одновременно обеспечиваются условия минимального количественного состава МТС.

Решение данной задачи на минимум обычно сводится к нахождению минимальных приведённых затрат, которые состоят из постоянной и переменной составляющих. В состав постоянных затрат входит балансовая стоимость

The machinery and technological stations, economic-mathematical pattern, specialization, output.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.