Государственная поддержка инвестиционной деятельности в АПК Воронежской области
В.М. Баутин, д.э.н., профессор, С.В. Овсянников, к.эн, М.А. Шаталов, аспирант, Воронежская государственная технологическая академия
По своим природно-климатическим и экономическим условиям Воронежская область является зоной интенсивного и высокоразвитого сельскохозяйственного производства с определенной специализацией на производстве зерна, сахарной свеклы и подсолнечника — в растениеводстве, молока и мяса крупного рогатого скота — в животноводстве.
В результате воздействия как внутренних, так и внешних факторов производство основных видов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств области за годы реформирования значительно снизилось, и только в начале XXI в. наметилась тенденция перехода от спада к постепенному росту объемов ее производства. Однако эта тенденция еще недостаточно устойчива, а ежегодные темпы роста объемов производства продукции не превышают 5%, и только производство зерна в 2000, 2001 и 2002 гг. существенно возросло (соответственно на 29, 43 и 5%), чему во многом способствовали благоприятные погодные условия.
Неизбежным следствием неблагополучного состояния и затянувшегося кризиса в сельском хозяйстве явилось начавшееся в последние годы снижение процента использования производственных мощностей отраслей пищевой промышленности (табл.).
В 2005 г. в производстве пищевых продуктов использовалось в среднем 50% производственных мощностей по выпуску важнейших видов продукции. Из-за этого было недополучено 91,1 тыс. т мяса, 17,6 тыс. т колбасных изделий, 100,4 тыс. т цельномолочной продукции, 215,8 тыс. т растительного масла, 212,4 тыс. т муки, 193,9 тыс. т хлебобулочных изделий и много другой продукции.
В связи с этим на всех уровнях управления и производства в настоящее время идет интенсивный поиск эффективных мер по нормализации ситуации, устранению негативных факторов и проблем, оживлению экономики главных отраслей АПК.
Выход экономики сельского хозяйства России из кризиса в решающей мере связан с оживлением инвестиционного процесса, без чего невозможны восстановление производственного потенциала и экономический рост. Вместе с тем удельный вес сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по экономике продолжал снижаться, составив 4,0% в 2005 г. по сравнению с 4,1% в 2004 г. и 15,9%
— в 1990 г. За период 1990—2005 гг. существенно сократился парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях. Выбытие техники в 2,3—5,3 раза опережает ее поступление.
Влияние инвестиций на экономическое развитие АПК бесспорно, но оно может проявляться по-разному в зависимости от общего экономического положения в стране, от конкретных условий вложения и использования капитальных средств. В современных условиях инвестирование должно стать одним из основных элементов федеральной и региональной экономической политики, направленной на возрождение агропромышленного производства, а также экономической политики организаций, предусматривающей развитие их производственно-хозяйственной деятельности.
В ходе аграрной реформы существенно изменилась организация инвестиционного процесса в АПК. Планово-распределительная система финансирования капитальных вложений сменилась рыночно ориентированной. Продолжается процесс поиска новых каналов привлечения и использования финансовых ресурсов. Последовательно улучшается нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях. В области
Использование производственных мощностей по отдельным видам продукции
в Воронежской области, %
Наименование 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Хлеб и хлебобулочные изделия 63,0 50,5 38,9 44,5 47,1 43,8 33,3
Макаронные изделия 100,0 72,2 31,7 67,4 50,6 31,3 59,1
Масло растительное 81,3 52,8 84,9 57,3 70,8 53,0 68,0
Мясо 79,5 21,9 10,9 16,5 17,2 14,6 11,6
Колбасные изделия 76,4 54,8 48,8 73,2 91,1 65,0 50
Молоко 60,1 18,5 30,0 35,2 49,1 65,5 75,9
Масло животное 74,4 39,0 21,2 20,6 18,9 20,4 21,5
Мука 93,2 64,4 41,7 48,2 54,9 52,7 56,4
Крупа 99,4 31,7 19,9 10,3 11,9 29,2 24,3
По данным Воронежстата [1]
принят ряд законов и постановлений, регулирующих инвестиционную деятельность, в частности, закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области». Согласно этому закону областная поддержка инвестиционной деятельности будет осуществляться в следующих формах:
— установления для инвесторов льгот по налогам и сборам, зачисляемым в областной бюджет;
— предоставления инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
— предоставления на льготных условиях в аренду инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;
— реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;
— обеспечения информационного сопровождения инвестиционной деятельности;
— участия в разработке инвестиционных проектов;
— участия в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета;
— предоставления на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда и средств областного бюджета;
— предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов;
— предоставления бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством;
— софинансирования за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры и т.д.
Кроме того, в феврале этого года в области с целью формирования единого информационноинвестиционного пространства, улучшения взаимодействия между инвестором и властью было создано инвестиционное агентство. Официально
новая структура будет называться «Агентство экономического развития». Предполагается, что агентство будет выполнять роль «одного окна» для инвестора: решать разного рода бюрократические проблемы объективного и субъективного свойства. Наряду с этим в региональном управлении экономического развития намерены создать реестр инвестиционных проектов, которые реализуются на территории области.
Для регионального уровня важнейшим направлением стимулирования притока инвестиций в аграрный сектор АПК является содействие становлению и развитию интегрированных структур, которые способствуют решению самой главной задачи в сельском хозяйстве — проблемы финансирования. В результате создания различного рода горизонтальных и вертикальных объединений при прочих равных условиях происходит согласование интересов разрозненных производителей и возрастает ответственность и эффективность действий каждого звена данной системы. При этом если в настоящее время инвестиции в пищевую промышленность в Воронежской области становятся особенно эффективными и выгодными, то для поддержания этой тенденции необходима устойчивая сырьевая база. Понимая это, инвесторы (в том числе иностранные) идут на создание агрохолдингов, агрофирм и других объединений, способствующих продвижению продукции по производственно-технологической цепочке.
Таким образом, нами установлено, что в современных условиях государственное регулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе должно осуществляться комплексом мероприятий с использованием как прямых методов регулирования (льготное кредитование, субсидирование отдельных отраслей сельского хозяйства и т.д.) так и косвенных, посредством создания благоприятных правовых и организационно-экономических условий для инвестиционной активности.
Литература
1. Сборник Воронежстата за 1990—2005 гг.