о перспективах повышения уровня жизни населения
воронежской области
л.П. Бессонова,
профессор кафедры технологии продуктов животного происхождения Воронежского государственного университета инженерных технологий
В статье на основе исследования статистических данных Воронежстата за период с 2010 по 2016 гг. проведен анализ уровня жизни населения Воронежской области и определены основные факторы, влияющие на его развитие. Рассмотрены параметры качества жизни и структурированы по блокам такие его составляющие как «Физическое здоровье» и «Экономический потенциал». Выявлены основные проблемы, влияющие на качество жизни, сформулированы подходы, способствующие их решению. Дается понятие «качества жизни» как социально-экономической категории. Дан анализ уровней производства основных продуктов питания: мяса, молока, хлеба и растительного масла. Для повышения уровня жизни сельского населения и развития АПК предлагается использование кластеров, направленных на формирование интегрированной системы товаропроизводителей, включая малый и средний бизнес и создание взаимодействия участников, основанного на устранении нерационального посредничества.
Ключевые слова: Воронежская область, качество жизни, уровень жизни, экономический потенциал, пищевые продукты, демографические процессы, кластерный подход
УДК 338.45
Одной из приоритетных задач современной экономики страны является повышение качества жизни населения. Качество жизни — это социально-экономическая категория, обобщающая составляющие понятия «уровень жизни» и включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, а также душевой доход, продолжительность жизни, среднесуточное потребление пищевых продуктов (в ккал на душу населения), среднедушевой ВВП по паритету покупательской способности, уровень благосостояния, степень дифференциации в доходах населения, загрязнение атмосферы, уровень образования, здравоохранения, качество взаимодействия людей и социальных институтов [1-3].
Параметры качества жизни группируются по пяти блокам (Рис.1) [5, 7].
Как видно на рисунке 1, обеспечение роста качества жизни осуществляется на всех уровнях хозяйствования: уровне
индивида, уровне региона, уровне государства. В настоящем исследовании остановимся на оценке системы мер, направленных на повышение качества жизни на региональном уровне. В качестве примера рассмотрим некоторые составляющие компонентов качества жизни населения Воронежской области: демографическую характеристику и показатели обеспеченности населения продовольствием.
Для улучшения демографической ситуации в Воронежской области в 2010 году была принята концепция демографической политики до 2025 года. Ее целью являлось создание условий для обеспечения простого воспроизводства населения, оптимизация его структуры и формирование необходимых для экономики трудовых ресурсов.
Реализация данной концепции предполагает несколько этапов. На первом этапе должны быть реализованы целевые программы, ориентированные на снижение смертности, осо-
Блок 1. Качество жизни
1.1 Физическое здоровье
- продолжительность жизни;
- смертность в трудоспособном возрасте;
- коэффициент суммарной рождаемости;
- ежегодное воспроизводство населения. 1.2 Духовное здоровье
- уверенность в будущем (свадьбы);
- крепость семейных уз (доля сохраненных семей);
- социальная поляризация населения (% самых богатых / % самых бедных семей);
- несправедливость распределения собственности (грабежи и разбои); отказ от потомства (доля социальных сирот)
Блок 2. Экономический потенциал
- промышленное производство; КАЧЕСТВО
- сельскохозяйственное производство; ЖИЗНИ
- инвестиции в основной капитал „
Блок 5. Оборонный потенциал
Блок 3. Уровень жизни
доля заработной платы в ВВП; объем розничного товарооборота; объем потребляемых населением услуг; доля лиц с высшим образованием; доля семей, нуждающихся в жилье; доля расходов на здравоохранение в ВВП.
- доля ВВП на науку;
- доля ВВП на военно-промышленный комплекс; доля ВВП на обучение военных кадров; доля ВВП на боевую подготовку
Блок 4. Вложение в будущее
- доля бюджета на образование;
- доля бюджета на культуру;
- доля бюджета на физкультуру и спорт;
- экологическое благополучие (доля проб, превышающих нормативы).
рис. 1. Характеристика составляющих качества жизни
бенно в трудоспособном возрасте, поставлена задача выравнивания уровня жизни между городом и селом. Ее решение (в виду масштабности) не ограничивалось рамками 2015 года, а распространялось и на следующий этап — до 2025 г.
Второй этап (с 2016 до 2025 года) включает «мероприятия по упреждающему реагированию на возможное изменение демографической ситуации», в качестве целевых ориентиров установлены такие параметры, как рост продолжительности жизни (до 75 лет), снижение смертности в трудоспособном возрасте и др. [10].
В результате реализации программы «Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года» в области отмечается рост показателя рождаемости (в 1,5 раза), снижение уровня смертности (в 1,4 раза), естественный прирост населения (увеличился с -10,4 до -0,4 на 1000 человек). Данный факт можно связать с принятием определенных законодательных актов, как по стране в целом, так и в регионе, которые были направлены на повышение рождаемости, защиту материнства и детства.
Приоритетными направлениями деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по укреплению демографического потенциала Воронежской области явилось: создание центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь больным с сердечнососудистыми заболеваниями, онкологическим больным; развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; обеспечение благоприятных условий для развития семейных форм воспитания детей, нуждающихся в поддержке государства; развитие региональных мер стимулирования рождения третьего ребенка; улучшение социального обустройства села; повышение миграционной привлекательности области и снижение убыли населения за счет миграционных процессов (табл. 1) [4, 8, 11].
Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что в области наблюдается миграционный прирост населения, обеспечивающий устойчивое демографическое развитие региона. По данным Воронежстат численность населения на 01.01.2016 г. составила 2333704 человека (2014 год -2331147 человек).
Внешняя для области миграция в 2014 г. составляла 49,7% от общего объема миграции, в том числе миграционный оборот с регионами России — 36,2%, со странами СНГ и другими зарубежными странами — соответственно 11,5 и 2,0%. Наиболее значительный приток мигрантов наблюдался с Украины (35,7%), из Узбекистана (14,1%), Казахстана (11,6%) и Армении (10,0%) [8, 10].
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении наиболее достоверно отражает состояние попу-ляционного здоровья. Для Воронежской области характерна положительная тенденция динамики данного показателя: за последние 15 лет он увеличился с 66,5 до 70,8 лет и регистрируется на уровне Российской Федерации (2014 год — 70,9 лет). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Воронежской области составляет — 64,7 лет (2000 г. — 60,2 лет), а женщин — 77,1 лет, (2000 г. — 73,5 лет).
В то же время коэффициент рождаемости в регионе остался ниже среднероссийского показателя (2015 г. — 12,6 на 1000 (Воронежская область) и 13,3 на 1000 (РФ)). Причиной данного отставания является вступление области в период активного накопления рисков демографического развития, основными из которых являются начавшееся сокращение численности женщин детородного возраста, ускорение изменения половозрастной структуры населения в сторону постарения и продолжающееся снижение репродуктивных установок молодой семьи.
Для преодоления этих рисков в области разработан комплексный план, включающий мероприятия по трем приоритетным направлениям: принятии более активных мер по снижению смертности населения, прежде всего, в трудоспособном возрасте, а также по существенному улучшению общего и репродуктивного здоровья, особенно подрастающего поколения.
Таблица 1
динамика изменения численности населения воронежской области по годам
наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Численность населения (на конец года), тыс. человек 2335,4 2331.5 2330.4 2329.0 2331.1 2333,1 2333,5
Миграционный прирост
тыс. чел. 5,3 - 10,0 9,8 13,4 12,2 -
на 10000 человек постоянного населения 22,9 - 82,8 82,2 75,7 60,3 -
Улучшение данного показателя предполагается обеспечить на основе развития системы здравоохранения, повышения уровня социальной поддержки и роста качества жизни населения Воронежской области.
За 2016 год в области построены и введены в эксплуатацию 36 объектов здравоохранения, произведено существенное обновление санитарного автотранспорта, продолжено развитие неонатальной хирургии, в том числе кардиохирургии новорожденных. Внедрены новые технологии в выхаживании недоношенных детей. Как результат, показатели материнской и младенческой смертности фиксируются самыми низкими в стране. Материнская смертность составила 4,0%, что в 2,5 раза ниже среднероссийского значения. Младенческая смертность сокращена до 4,9 на 1000 родившихся, что ниже показателя по Российской Федерации и по ЦФО (6,0% и 5,6% соответственно). Младенческая смертность уменьшилась на 3,9% и составила 4,9%. Показатели младенческой и материнской смертности в Воронежской области оказались одними из самых низких в стране.
На втором этапе (2016-2025 гг.) реализация региональной демографической политики предполагает дальнейшее стимулирование репродуктивного поведения населения, повышение продолжительности жизни и создания условий для преодоления депопуляции и сохранения численности населения.
Рассмотрим еще одну составляющую «качества жизни» во-ронежцев — экономический блок, от уровня развития которого зависит здоровье, образование, обеспечение населения едой, одеждой, жильем и др. составляющими.
Воронежская область — крупный индустриально-аграрный центр России, располагающий значительным природно-эконо-мическим потенциалом. Главное богатство Воронежской области — ее земельные ресурсы, среди которых преобладают черноземные почвы. Земельные ресурсы региона представлены 4,1 млн га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 3 млн га пашни на высокопродуктивных черноземах.
Сегодня в сельском хозяйстве Воронежской области создается около 14,0% валового регионального продукта, в сельской местности проживают 33,0% общей численности населения, что заметно превышает среднероссийский показатель (26,0%). В многоотраслевой структуре агропромышленного комплекса области функционирует около 600 сельскохозяйственных предприятий, более 4,0 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 400 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, более 200 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Вместе с тем, проведенный анализ тенденций развития регионального АПК (по данным на 1 января 2016 года) позволил сделать следующие выводы:
— произошло сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,7% и среднемесячной заработной платы работников соответственно — на 11,9%;
— произошел рост цен на материально-технические ресурсы, закупаемые по импорту и используемые в отрасли, что во многом связано с изменением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
— недостаточным (в сопоставимой оценке) оказался уровень государственной поддержки, необходимой для развития отрасли в заданных темпах в условиях неблагоприятных вне-
1 42
шних факторов. Это связано, главным образом, с санкционны-ми условиями по доступу к материально-техническим ресурсам, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции, но не выпускаемым или производимым в недостаточном объеме в нашей стране. В результате произошло снижение объемов некоторых видов производства конечной продукции АПК (табл. 2).
Таблица 2
Объемы продукции валового регионального продукта в % к уровню производства соответствующего периода предыдущего года
Значительный рост мяса и колбасных изделий связан с созданием в области мясного кластера с общим объемом инвестиций в 10 млрд руб. В объединение вошли все производители мяса КРС в области — от крестьянско-фермерских хозяйств до крупнейших компаний, среди которых — ООО «Заречное», ООО «Стивенсон Спутник», ООО «Экопродукт», ООО «Племенной завод Ангус — Шестаково», ООО «Племенные продажи», а также предприятия растениеводства, чью продукцию используют животноводы.
наименование показателя 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Валовой региональный продукт 101.2 111.4 109.3 102.2 101,6 -
Промышленное производство 106.6 110.1 129.7 106.1 107.6 103,7
Продукция сельского хозяйства, в том числе
растениеводства 50.9 117,0 102.0 112.9 103.7 101,1
животноводства 106.1 107.2 108.8 103.9 94.8 100,5
и 300 а -оо
й
Е 5оо 1-400
Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о сокращении объемов производства животноводческой продукции в 2013-2014 гг.
Переработка сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов также является важной составляющей экономического блока. Динамика производства наиболее значимых видов продукции в Воронежской области за 2011-2016 гг. представлена на рис. 2.
Как видно на рисунке 2, производство хлеба и хлебобулочных изделий в Воронежской области сократилось на 20,0%, производство молочной продукции на 1,25%, в то время как производство растительного масла увеличилось на 31,0%, а мяса и колбасных изделий на 54,2%.
300 200 100 0
734.
щ 6 3
378 |—_; . 385.7 .372.4— 369,2 ]
---- 1-
. 1 7П 1 ..... 185.11__ 1 220
, 125.1__ гл¥?п ' . 107.1 101 9 100,1
1 ™ 1 МИ 1
2011 2012 2013 2014 Период временн
2015
-Хлеб н хлебобулочные изделия, тыс тонн
-Крупа, тыс. тонн
ь— Мясои субпродукты- всего, тыс тонн
Э— Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн
1—Масла растительные
нерафинированные, тыс тонн
рис. 2. динамика производства отдельных видов продукции в воронежской области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
т
Племенные хозяйства и племрепро-дукторы
Координационный совет при губернаторе по развитию мясного кластера
Производство кормов, поставка витаминов, антибиотиков
Зооветеринарные службы
Специализированные банковские учреждения
Производители с/х оборудования
Т
Кластер производителей мясного сырья
Сельскохозяйственные предприятия (крупные, средние
Крестьянско-фермерские хозяйства (мелкие фермы)
Хозяйства населения (индивидуальные фермы)
Кластер промышленной переработки мясного сырья ± Р
Предприятия первичной переработки мясного сырья
; х —
< V >
Предприятия глубокой переработки мясного сырья
3-
Крупные, средние, мелкие различных организационно- правовых форм
Поставщики фасовочных и упаковочных материалов
Поставщики пищевых добавок и красителей
Поставщики технологического оборудования
Банковские учреждения
Торговые сети, рынки
Логистические предприятия
Научно-исследовательские организации
Учебные заведения по подготовке кадров
рис. 3. Структура мясного кластера воронежской области
Структура мясного кластера представлена на рис. 3.
Как видно на рисунке, в состав кластера входят предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые объединены в одно целое и взаимосвязаны. Организация таких структур дает импульс к развитию региона и имеет особое значение в контексте проведения политики импортозамещения, что наглядно демонстрирует рост производства мяса и мясных продуктов в области и стабилизацию объемов производства молочных продуктов.
Об этом свидетельствуют результаты, которые область достигла в 2016 году [13]. По наращиванию поголовья крупного рогатого скота Воронежская область заняла второе место в РФ (+13,0 тыс. голов, четвертое место по прибавке производства мяса на убой (+42,8 тыс. тонн). Продолжает развиваться новая отрасль — специализированное мясное скотоводство. В этом секторе осуществляют свою деятельность более 200 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, с общей численностью поголовья более 150 тыс. голов. Действует фид-лот с применением современной технологии содержания скота под открытым небом. Развитие генетики в области подтверждается реализацией собственного племенного молодняка и, что особенно важно, внедрением технологии трансплантации эмбрионов.
Использование кластерного подхода поможет жителям Воронежской области не только увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, но и устранить существующий разрыв между уровнем жизни городского и сельского населения.
Но, несмотря на успехи в области животноводства, ряд проблем остается пока и нерешенными, в том числе:
— технико-технологическое отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
— ограниченный доступ сельскохозяйственных производителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
— медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, сокращение сельской поселенческой сети [16].
Для решения этих проблем департаментом аграрной политики Воронежской области разработана Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года»[14], которая предусматривает поэтапное их решение и базируется на системном подходе и развитии кластерных отношений среди субъектов. Кластерные отношения способствуют интеграции сельскохозяйственных и промышленных предприятий, формируют синергетические эффекты взаимодействия, основанные на устранении нерационального посредничества и продвижении сельскохозяйственной продукции на российском рынке [6, 9].
Важное значение в дальнейшем повышении эффективности рынка сельскохозяйственной продукции и АПК в целом имеет государственное регулирование развития этой сферы экономики, что давно признано мировой практикой. Это: финансирование затрат на приобретение новой техники; компенсация части затрат на энергоносители; дотации на поддержку племенного животноводства; кредитование на сезонные работы оборотных средств, лизинговых операций; льготные условия страхования и налогообложения; проведение закупочных и товарных интервенций; введение Системы стандартов на продукцию, сырье и продовольствие; применение различных цен — целевых, рыночных, гарантированных, антимонопольных; защита отечественного товаропроизводителя при осуществлении внешнеэкономической деятельности и др. [15]
Практическое применение рассмотренных рекомендаций позволит существенно повысить экономическую эффективность и конкурентоспособность рынка пищевой продукции России и возродить жизнь в сельской местности.
литература
1. Бессонова Л.П. Научное и экспериментальное обоснование управления качеством пищевых продуктов на основе системы прослеживаемости: Автореф. дис. док. техн. наук. — Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2011. — 54 с.
2. Бессонова Л.П. Научное и экспериментальное обоснование управления качеством пищевых продуктов на основе системы прослеживаемости: Дисс. на соискание ученой степени доктора тех. наук. — М., 2011. — 511 с.
3. Бессонова Л.П. Научные основы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов: монография / Л.П. Бессонова, Н.И. Дунченко, Л.В. Антипова. — М.:2011. — 337 с.
4. Бессонова Л.П., Антипова Л.В. Состояние и перспективы обеспечения продовольственной безопасности на Воронежском рынке в условиях санкций // Научный диалог: Вопросы философии, социологии, истории, политологии: Сб. науч. тр., по матер. V междунар. конф. 1 марта 2017 г. — Изд.ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. — С.4-8.
5. Бессонова Л.П. Продовольственная безопасность Воронежской области // Мясная индустрия. — 2003. — №11. — С. 25-26.
6. Бессонова Л.П.Многоуровневые интегрированные системы управления качеством, как способ повышения конкурентоспособности // В сб.: Инновационные технологии и оборудование для пищевой промышленности (приоритеты развития): Матер. Ill Междунар. науч.-техн. конф. — 2009. — С. 221-222.
7. Гундаров И.А. Поиск модели социального государства для высокого качества жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — №3. -С. 53-61.
8. Комов Д., Яковенко Н.В. Миграционные процессы в Воронежской области: анализ ситуации и современное состояние: Матер. первой междунар. науч.-практ. конф. К 80-летию кафедры социально-экономической географии и регионоведения / Воронежский государственный университет. — Воронеж, 2016. — С. 40-45.
9. Мамадиев Б.Ы. Кластерное развитие — новый вектор развития экономики Кыргызской Республики // Вестник АГУПКР. — 2016. — №21. — С. 21-30.
10. Серебрякова Н.А., Волкова С.А. Региональные компоненты обеспечения роста качества жизни населения (на примере Воронежской области) // Вестник ВГУИТ. — 2015. — №1. — С.299-235.
11. О численности населения Воронежской области на 1 января 2016 года пресс-релиз. — Воронеж: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, 2015.
12. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2015 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. — Вып. 3. — 348 с. // URL: ruraldevelopment.ru (дата обращения 15.08.17)
13. О ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области в 2016 году // URL: econom. govvrn.ru (дата обращения 15.08.17)
14. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» // URL: muob.ru (дата обращения 15.08.17)
15. Производственный учет и отчетность / Л.В. Антипова, Л.П. Бессонова, В.М. Сидельников, В.Ю. Астанина. — СПб: ГИОРД, 2006. -504 с.
16. Региональная программа «Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013 — 2020 годы» // URL: lawsrf.ru (дата обращения 15.08.17)
1 44