Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

Недвижай С.В. доцент

кафедра управления проектами и инновациями СКФУ Близнякова В.Е. магистр кафедра менеджмента и административного права Ставропольский филиал РГСУ Россия, г. Ставрополь ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

За последние годы много внимания уделяется экономическим проблемам инновационного развития АПК России. Вместе с тем остается фактом, что растет зависимость России от мирового агропродовольственного рынка. Продолжают расти цены и тарифы на энергетические и другие материально-технические ресурсы, остается низкой инвестиционная активность, не повышаются доходы сельхозтоваропроизводителей, сельский труд остается трудоемким и наименее оплачиваемым. Выход из этого положения связывается с модернизацией и инновационным развитием АПК.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что модернизация в агропродовольственном секторе в последние годы осуществляется в основном путем заимствования зарубежных технологий, машин и оборудования, селекционных достижений, что создает риски обеспечения продовольственной безопасности.

По данным Всемирной сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО), продовольственное обеспечение населения мира в XXI веке должно осуществляться на базе инновационных ресурсов и агротехнологий преимущественно в пяти приоритетных направлениях [2]:

- существенное повышение инвестиций в сельскохозяйственную науку и инновационное развитие сельского хозяйства;

- повышение эффективности использования земельных, энергетических, водных и других ресурсов;

- улучшение использования орошаемых земель;

- дальнейшее расширение селекции и семеноводства, племенного

дела;

- применение интегрированной системы защиты растений и животных.

Выводы и прогнозы экспертов ФАО соответствуют основным принципам, заложенным в основу государственной аграрной политики, в число которых впервые разработан раздел «Развитие науки и инновационной

деятельности в сфере сельского хозяйства» Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.

Для решения проблем инновационного развития АПК необходимо, с одной стороны, стимулировать спрос хозяйствующих субъектов на инновации, с другой - обеспечить их предложение. В этой связи, проект Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 года охватывает целый ряд новых направлений, таких как мелиорация земель, развитие перерабатывающей промышленности, проблемы инфраструктуры и логистики, научное обеспечение. Сделана попытка построения «цепочки»: производство - переработка - реализация продукции, что позволяет усилить интеграционные процессы в АПК. В тоже время экономистов-аграрников тревожит то обстоятельство, что при реализации данного документа практически сохраняется недостаточный уровень федеральной поддержки, сложившейся в последние годы. Это может привести к снижению темпов роста производства, падению доходов сельских товаропроизводителей, замораживанию социальных проектов на селе.

Мировое сельское хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Это особенно наглядно на примере экономически развитых стран. Именно это позволяет им поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, вытеснять и разорять национальных товаропроизводителей. Поэтому российскому государству необходимо ставить и последовательно решать задачу инновационного развития АПК [4].

Изучение отечественных и зарубежных литературных источников показало, что инновационное развитие - это, прежде всего, конструктивная созидательная динамика, обеспечивающая создание и реализацию инноваций.

С точки зрения многих ученых-экономистов, инновационная деятельность - это вид деятельности, который на основе результатов научных исследований ведет к созданию принципиально нового продукта, новой услуги, новых идей и знаний

Инновационный процесс как разносторонний (социально-экономический, технико-технологический) - процесс, включающий в себя различных участников с их компетенциями и возможностями, которые постоянно обмениваются знаниями и взаимодействуют для того, чтобы произвести новый продукт, технологический процесс или другую инновацию. Инновационные процессы в АПК отличаются многообразием организационных форм, что связано с особенностями производства, хранения, переработки и реализации продукции агропромышленных предприятий, различным характером научных учреждений и внедренческих формирований, их связью с сельскохозяйственными

товаропроизводителями. Выход на рынок конкурентоспособной продукции является неотъемлемой особенностью инновационной деятельности [3].

Исходной точкой инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы способны затормозить или ускорить инновационный процесс [1].

Инновационное развитие АПК невозможно реализовать, не имея для этого надлежащих условий: соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности или совокупность материальных, технических, законодательных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности. Государственное стимулирование инновационной деятельности в АПК может и должна осуществляется как косвенными методами, в виде создания благоприятных условий для ее развития, так и при прямом участии государства.

В целях стимулирования инновационной деятельности сегодня вводятся на законодательном уровне льготных условий для кредитования и страхования субъектов инновационной деятельности. Эти меры позволяют снизить существующие риски и привлекать дополнительные денежные средства на развитие инновационной деятельности.

В рамках налогового стимулирования принимаются такие меры, как установление льготных сроков исполнения налоговых обязательств, ускоренная амортизация основных фондов, снижение ставки по налогу на прибыль, НДС [5].

Таким образом, можно утверждать, что освоение инноваций предприятиями АПК с целью повышения эффективности производства невозможно без государственной поддержки.

Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения

конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Государственная поддержка инновационной деятельности -совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов: программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки; доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства; опережающее развитие инновационной инфраструктуры; публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности; защита частных интересов и поощрение частной инициативы; приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности; обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности».

В настоящее время центр тяжести формирования государственной инновационной политики переносится в регионы. Они становятся стартовой точкой для формирования российской национальной инновационной системы. Во-первых, в регионе можно более четко идентифицировать задачу и направить соответствующие ресурсы. Во-вторых, в рамках региона возможно тесное взаимодействие администрации, представителей науки и университетов, представителей бизнеса, которые на постоянной основе решают общие задачи и создают определенный поступательный момент развития этой системы. В-третьих, известно, что наиболее инновационным является малый бизнес. Наконец, своеобразие почвенно-климатических и исторически сложившихся условий ведения сельского хозяйства определяет необходимость совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности.

Устойчивое развитие агропромышленного комплекса России во многом зависит от эффективной работы малых форм хозяйствования. В этой связи поддержка фермерского сектора и личных подсобных хозяйств

является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики. Государственной программой предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на рост производства и объемов реализации продукции, производимой фермерскими и личными подсобными хозяйствами. Федеральную поддержку сегодня получают более 460 тыс. малых форм хозяйствования. Министерством сельского хозяйства РФ реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», направленная на улучшение социальной инфраструктуры и инженерное обустройство сельских поселений. Доказала свою эффективность отраслевая программа по строительству семейных ферм. Активно ведется работа над развитием инфраструктуры и логистики агропродовольственного рынка с целью облегчения доступа продукции фермерского сектора к конечному потребителю.

Малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы) наряду с крупными агропромышленными предприятиями являются полноправными участниками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Поэтому фермеры и индивидуальные предприниматели, ведущие сельскохозяйственную деятельность, могут участвовать во всех отраслевых программах по развитию мясного и молочного скотоводства, племенного животноводства, птицеводства, свиноводства, элитного семеноводства. Сельские жители, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут стать участниками Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Опираясь на мощную государственную поддержку, малый агробизнес сможет реализовать свой потенциал в производстве высокорентабельной продукции и достижении конкурентных преимуществ путем освоения инноваций. Федеральные, региональные и отраслевые целевые программы играют большую роль в повышении инновационной активности субъектов малого предпринимательства в АПК, а также способствуют решению такой первоочередной задачи как оздоровление финансового состояния и восстановление платежеспособности сельхозтоваропроизводителей.

Использованные источники:

1. Баутин В. Инновационная деятельность - основа экономического прогресса //Экономика сел. хоз-ва России. - 2009. - № 3. - С. 21-28.

2. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы / под ред. И. Г. Ушачева [и др.]. - М. : Столичная типография, 2008, - 152 с.

3. Недвижай, С.В. Инновационно - инвестиционные аспекты обеспечения развития стратегических планов аграрной отрасли региона.- Автореф. дисс.. канд. эконом. наук. Ставрополь, СГУ, 2006, - 21 с.

4. Твисс, Б. Управление нововведениями [Текст] / Б. Твисс. - М.: Экономика, 2009. - 272 с.

5. Федоренко В. Ф., Буклагин Д. С., Аронов Э. Л. Инновационная деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы: науч. изд. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 280 с

Неустроева Л.П. студент 2-го курса «Организация работы с молодежью» Чурапчинский Государственный Институт Физической культуры и спорта Республика Саха (Якутия), село Чурапча МАРКЕТИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДМИНИСТРАЦИИ АМГИНСКОГО РАЙОНА МО «АЛТАНСКИЙ НАСЛЕГ»

Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале.

В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа. Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле, а второй в более узком смысле. 2

Задача маркетинга персонала - владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации целей организации.

Маркетинговая деятельность представляет с собой комплекс взаимосвязанных этапов: выбор и анализ источников информации; анализ внешних и внутренних факторов; разработка мероприятий по направлению персонал маркетинга; формирование персонал маркетинга и его реализация.

3

К внешним факторам можно отнести: ситуации на рынке труда, развитие технологии, особенности социальных потребностей, развитие законодательства, кадровая политика организаций - конкурентов.

Основные внутренние факторы: цели организации, финансовые ресурсы, кадровый потенциал организации, источники покрытия кадровой потребности.

Основные направления персонал - маркетинга: разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале.

Сущность маркетинговой работы: установление источников покрытия потребности; определение путей привлечения персонала; анализ источников

2 А.Я. КИБАНОВА 109

3 А.Я. КИБАНОВА 109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.