Научная статья на тему 'Современный инструментарий управления агробизнесом в депрессивном регионе'

Современный инструментарий управления агробизнесом в депрессивном регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммерческая деятельность / управление / ориентация производ-ства на рынок / система / принципы эффективного управления агробизнесом / стратеги-ческое управление / commerce / management / market orientation of production / system / agribusiness effective management principles / strategic management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Николаевна Квашина

Управлять в современных условиях хозяйствования, особенно в отраслях народно-го хозяйства, становится труднее. Во-первых, квалификация работников, которые трудятся в отраслях животноводства и растениеводства, ни для кого не секрет, недо-статочна для принятия конструктивных решений, быстрого реагирования на измене-ния, происходящие во внешней среде: постоянные изменения экономической, политиче-ской ситуаций; конкуренция со стороны более агрессивных сельскохозяйственных това-ропроизводителей. Во-вторых, поддержка сельхозпроизводителя в последние годы ста-новится ощутимой, однако адресность и своевременность получаемых денежных средств (грантов для К(Ф)Х) является незначительной для покупки сельхозтехники, расширения агробизнеса и его ведения в современных условиях хозяйствования. Совре-менные инструменты ведения агробизнеса в нашей стране широко применяются в тех регионах, где сельское хозяйство как отрасль не сопровождается природными ката-клизмами, снижен риск потерь сбора качественного урожая, сельхозтехника поддер-живается и обслуживается высококвалифицированными специалистами. А что же предпринимать руководителям в депрессивном регионе? Как найти ту золотую середи-ну, когда можно вырастить урожай, его собрать, сохранить на семенной фонд, реали-зовать без потерь по высококонкурентной цене? Именно на этапе выбора отрасли, за-кладки первого растения в почву, помещения животного на ферму, его выращивания и т.д. должны быть определены ориентиры, инструменты, которые позволят достичь цели агропроизводства, и будет получен определенный эффект от ведения сельского хо-зяйства в условиях, сдерживающих его функционирование (природные условия, отсут-ствие квалифицированных специалистов, недостаточность государственной поддерж-ки, высокая конкуренция в отрасли).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Николаевна Квашина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FARM MANAGEMENT TOOLS IN A DEPRESSIVE REGION

Management in farming economics is becoming nowadays ever more complicated. First, it is no secret that stock and plant breeders’ skills are not sufficient enough to take constructive decisions and to react appropriately to changes in the outer world such as constant changes in economics and politics or competition on the part of more aggressive farming producers. Second, the farm producer support recently has become more substantial; however, its directivity and timeliness (of grants for smaller farms) is not sufficient enough to buy machinery, expanding the business and conducting it under the present conditions. Modern ways and means of agribusiness management in this country are limited to regions with no natural disasters in the farming sphere, with lower risks to lose harvests and where the agricultural machinery is maintained and serviced by highly-skilled specialist. The question in this re-spect remains, what are farm managers to do in depressive areas? How can they find that «golden mean» to help them grow crops, harvest them, store seeding materials and sell the surpluses at a com-petitive price? It is just here, at the stage of choosing the sphere, seeding first grains, placing the first animal on the farm, fattening it and the like that the farmer is supposed to find tools and instruments that will help him to attain their goals and receive certain results in their activities of a farm producer under the conditions that restrain the work (nature conditions, lack of qualified personnel, insufficiency of the state support, highly competitive field).

Текст научной работы на тему «Современный инструментарий управления агробизнесом в депрессивном регионе»

УДК 631.152

СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ АГРОБИЗНЕСОМ В ДЕПРЕССИВНОМ РЕГИОНЕ

Ольга Николаевна Квашина, к. э. н., доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

Управлять в современных условиях хозяйствования, особенно в отраслях народного хозяйства, становится труднее. Во-первых, квалификация работников, которые трудятся в отраслях животноводства и растениеводства, ни для кого не секрет, недостаточна для принятия конструктивных решений, быстрого реагирования на изменения, происходящие во внешней среде: постоянные изменения экономической, политической ситуаций; конкуренция со стороны более агрессивных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Во-вторых, поддержка сельхозпроизводителя в последние годы становится ощутимой, однако адресность и своевременность получаемых денежных средств (грантов для К(Ф)Х) является незначительной для покупки сельхозтехники, расширения агробизнеса и его ведения в современных условиях хозяйствования. Современные инструменты ведения агробизнеса в нашей стране широко применяются в тех регионах, где сельское хозяйство как отрасль не сопровождается природными катаклизмами, снижен риск потерь сбора качественного урожая, сельхозтехника поддерживается и обслуживается высококвалифицированными специалистами. А что же предпринимать руководителям в депрессивном регионе? Как найти ту золотую середину, когда можно вырастить урожай, его собрать, сохранить на семенной фонд, реализовать без потерь по высококонкурентной цене? Именно на этапе выбора отрасли, закладки первого растения в почву, помещения животного на ферму, его выращивания и т.д. должны быть определены ориентиры, инструменты, которые позволят достичь цели агропроизводства, и будет получен определенный эффект от ведения сельского хозяйства в условиях, сдерживающих его функционирование (природные условия, отсутствие квалифицированных специалистов, недостаточность государственной поддержки, высокая конкуренция в отрасли).

Ключевые слова: коммерческая деятельность, управление, ориентация производства на рынок, система, принципы эффективного управления агробизнесом, стратегическое управление.

Агробизнес - это сфера деятельности, в которой применение инноваций происходит не в столь быстром темпе, сколько в других сферах. Это обусловлено рядом факторов, в частности, высоким уровнем рискованности многих инновационных проектов, а также недостаточным финансированием в те отрасли, которые действительно нуж-

даются в поддержке как со стороны государства, так и региона.

Тем не менее, новые технологии постепенно внедряются в деятельность агропромышленных комплексов. Например, недавно была разработана программа по утилизации отходов предприятий животноводства. Программа позволяет проводить переработку таких отходов в

кормовые добавки. Это в свою очередь минимизирует финансовые издержки агропредприятий, специализирующихся на разведении крупного рогатого скота. Благодаря такой инновации сельхозпроизводители избавляются от необходимости затрачивать средства на самостоятельную утилизацию отходов.

Инновационной технологией в сфере агробизнеса является обработка почвы с минимальными временными затратами. Это оказывается возможным благодаря использованию новейших культиваторов, которые снабжены современными информационными системами.

Особенность организации агробизнеса заключается в тесном сотрудничестве и взаимодействии между субъектами производственных и перерабатывающих отраслей народного хозяйства.

Не обходится здесь и без вливаний частных предпринимателей и фирм, которые впоследствии будут получать прибыль от реализации продукции сельского хозяйства.

Немаловажное значение имеет также и тесное сотрудничество с компаниями-производителями современной техники и оборудования, необходимого для эффективного развития сельского хозяйства.

Современные реалии времени требуют от всех заинтересованных лиц на определенном этапе, прежде всего, слаженной организационной работы и управленческих подходов, сочетающих гибкость, адекватность и быстроту реакции при принятии решений [1].

Управленческая деятельность на любом этапе своего развития всегда приводит к конечному результату. Однако практика показывает, что

управлять современными агросисте-мами становится сложнее: с одной стороны, природные условия достаточно серьезно влияют на конечный результат; с другой стороны, коммерциализация сельского хозяйства еще недостаточно проникла в те регионы, которые привыкли получать от государства дотации, помощь от других регионов, а самостоятельно применять научно-методические подходы в организации и управлении агросистемой, используя современные инструменты, еще не научились. Понимание того, что сельское хозяйство - это очень чувствительная система, у аграриев уже сформировалось, а то, что эту систему следует рассматривать в тесной взаимосвязи с внешней средой, еще недостаточно отложилось у руководителей агропредприятий.

Достижением целей и задач управления коммерческой деятельностью предприятий АПК является её высокая результативность, которая может быть получена в результате внедрения системного подхода в организации коммерческой деятельности, как состоящей из элементов, имеющих системные характеристики функционирования и цели, а также обладающей важнейшими качествами, которые позволяют рассматривать коммерческую деятельность как систему (рисунок 1) [5].

Система, успешно функционирующая во внешней среде, предполагает получение экономического эффекта, прежде всего, незначительной, но прибыли. Прибыль, получаемая от ведения коммерческой деятельности на предприятиях АПК, может быть получена в результате соблюдения принципов эффективного управления (рисунок 2) [6].

Рисунок 1 - Коммерческая деятельность на предприятиях АПК как система

ин

иО

а

к

а

X

к

л

а

взаимная выгодность всех участников рыночного оборота

стратегическая ориентация

индивидуализация спроса

применение маркетинговых технологии по продвижению сельскохозяйственной продукции,

сырья

бенчмаркинг

Рисунок 2 - Принципы эффективного управления агробизнесом

Обследование принципов, также рассмотрение различных вариантов технологий стратегического управления организацией позволяют нам выделить основные элементы стратегического управления и адаптировать их к стратегическому управлению коммерческой деятельностью.

В результате проведенных исследований мы предлагаем применять алгоритм стратегического управления коммерческой деятельностью предприятий АПК, основанный на выборе

многоуровневых стратегий

коммерческой деятельности (рисунок 3).

1. Стратегический анализ (ситуационный анализ, 8ТБР-анализ, SWOT-анализ и др.)

2. Разработка миссии агроорганизации, определение целей агропредприятия и целей коммерческой деятельности, направленных на выполнение миссии и достижение целей

3 . Разработка корпоративных стратегий коммерческой деятельности

4 . Разработка стратегий коммерческой деятельности по каждому виду

бизнеса (по профилю агропредприятия)

5. Разработка стратегий коммерческой деятельности по ассортиментным позициям

6. Разработка стратегических решений по применению инструментов маркетинга (комплекс мероприятий, направленных на продвижение продукции)

7. Оперативное планирование коммерческой деятельности.

Разработка планов подготовки и реализации коммерческих сделок с поставщиками, с оптовыми покупателями, рекламными агентствами, транспортными компаниями.

Разработка планов реализации решений по каждой товарной группе (по применяемому комплексу маркетинга)

8. Реализация планов коммерческой деятельности

9. Контроль и оценка 10. Оперативный

результатов контроль

11. Стратегический контроль по эффективности коммерческой деятельности

(на конкретных сегментах продовольственного рынка)

Рисунок 3 - Алгоритм стратегического управления коммерческой деятельностью предприятий АПК

Важными составляющими - ведение стратегического кон-данного алгоритма являются: троля оценки эффективности ком-

мерческой деятельности на конкретных сегментах агропродовольствен-ного рынка с целью обеспечения миссии и достижения целей агропредприятия в долгосрочной перспективе;

- обеспечение высокой надежности используемых приемов и про-

необходимость разработки стратегий коммерческой деятельности по каждому виду бизнеса с детализацией выделения ассортиментных позиций, а также разработка конструктивных решений по каждой группе производимой продукции (в том числе, сырья);

цедур с помощью системного подхода;

- применение высоких технологий (регламентируется взаимная подчинённость и цикличность процедур управления, обоснованность возможности и необходимости применения стандартных аналитических процедур) при принятии управленческих решений и их поддержке.

Рационализация управленческих решений, которые принимаются в коммерческой деятельности руководителями агропредприятий, требует внедрения элементов моделирования, увязанных с проведением исследования процессов, явлений или систем путём построения и изучения имитаторов; то есть в современных реалиях времени нужно активно внедрять инструменты имитационного моделирования, которые могут быть построены на достаточно простых и всем доступных экспертных системах.

Возникает вопрос, а что это даст? Прежде всего, потенциальную возможность оценивать характеристики и поведение реальных агроси-стем, разрабатывать и принимать более конструктивные управленческие решения.

Мы проанализировали эффективность ведения коммерческой деятельности на предприятиях АПК Псковской области [7]. В регионе функционирует 167 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 268 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, личных подсобных хозяйств - 88,4 тысяч.

Ведущей отраслью сельского хозяйства Псковской области явля-

ется мясо-молочное животноводство. Отрасль растениеводства направлена на создание устойчивой кормовой базы.

Доля продукции животноводства в общем объеме сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2018 году составила 84,4% и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 1,6 процентного пункта, доля продукции растениеводства составила 15,6%.

На долю сельскохозяйственных организаций в структуре сельскохозяйственного производства приходится 82% (на 2,1 процентного пункта больше, чем в 2017 году), хозяйств населения - 15,2% (рост -1,9 процентного пункта), крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей -2,8% (уменьшение на 0,2 процентного пункта).

Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в 2018 году составляла 238,0 тыс. га (снизилась на 3,3% в сравнении с 2017 годом).

Зерновые и зернобобовые культуры были убраны с площади 28,2 тыс. га (63,2% к 2017 году), намолочено в амбарном весе 47,2 тыс. т зерна (57,7% к 2017 году), средняя урожайность составила 18,2 ц/га. В хозяйствах всех категорий картофель занимал площадь 8,2 тыс. га (снижение на 3,4% к 2017 году), валовой сбор составил 122,4 тыс. т (105,1% к 2017 году).

Площадь, занимаемая овощными культурами, составила 1,8 тыс. га (109,1% к 2017 году), валовой сбор - 31,6 тыс. т (105,9% к 2017 году).

Двумя хозяйствами области была произведена закладка многолетних насаждений в количестве 0,054 тыс. га.

Очевидно, что устойчивая кормовая база в таком представлении культур растениеводства не может быть сформирована при увеличении объемов производства мяса.

В животноводстве значительно увеличилось производство скота на убой и составило 273,7 тыс. т или 116,7% к уровню прошлого года, в том числе свиней - 238,6 тыс. т.

Производство молока в хозяйствах всех категорий составило 198,7 тыс. т (99,7% к 2017 году), в том числе в сельхозпредприятиях -157,5 тыс. т (100,4% к 2017 году). Увеличилось производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах с 13,5 тыс. т в 2017 году до 14,3 тыс. т в 2018 году, рост составил 5,9%. Средний надой на одну корову в сельскохозяйственных организациях составил 5980 кг (+249 кг к 2017 году).

Доля племенного поголовья крупного рогатого скота в области составляет 38,7% от общего поголовья. В 2018 году реализация племенного молодняка крупного рогатого скота составила 1125 голов. Поголовье коров в племенных хозяйствах увеличилось на 105 голов. На начало текущего года составило 10349 племенных коров.

Уже несколько лет в области функционирует Великолукский агропромышленный холдинг, который реализует крупнейший инвестиционный проект в отрасли свиноводства.

По данному проекту предусмотрено создание свиноводческого

комплекса по доращиванию и откорму 2 млн. голов товарных свиней в год, строительство комбикормового завода с производительностью 150 тыс. т комбикормов в год.

Общий объем инвестиций по проекту составил 50,5 млрд руб. На начало 2020 года введены в эксплуатацию 41 площадка общей мощностью 1,5 млн голов товарных свиней в год, комбикормовый завод производительностью 120 т комбикормов в час, элеваторная группа с объемом хранения 152,7 тыс. т. Построено три очереди селекционно-генетического центра по свиноводству (ООО «ВСГЦ»), который имеет статус селекционно-генетического центра по разведению свиней пород крупная белая, ландрас и дюрок. Великолукский агропромышленный холдинг производит свинины 89% от общего количества по области.

На 2020 год руководством области запланированы следующие м е р о приятия (рисунок 4).

Производство продукции пчеловодства, козоводства и овцеводства, особенно шерсти от мелкого рогатого скота также следует рассматривать как ключевую возможность для развития агробизнеса в нашем регионе, как важную составляющую развития фермерства в сельской местности. В настоящее время в регионе работает более 5 тысяч пчеловодов, создано некоммерческое партнерство «Псковский мед», и псковичи уже знают одноименную торговую марку. Основные проблемы в развитии этих направлений животноводства связаны с необходимостью расширения площадок переработки и рынков сбыта продукции, что ограничено слабым

уровнем горизонтальной интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, работающих в этих направлениях.

При построении механизма управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий целесообразно учитывать факторы, влияющие на эффективное функционирование современного АПК в регионе (политико-правовые, экономические, социальные, технологические, экологические), также факторы внутренней среды предприятия; тенденции развития отрасли, ее возможности и угрозы, и, несомненно, передовой опыт специалистов-практиков в данной области [3].

Результатом анализа разнонаправленных факторов является определение факторов формирования и функционирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий.

Завершающим этапом стратегии является разработка инструментов повышения конкурентоспособности агропромышленных предприятий. С учетом вышеизложенных позиций нам представляется модель механизма управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий (рисунок 5) [2].

Обобщая вышеизложенное, отметим, что представленная модель механизма управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий позволит руководству агропромышленных предприятий в определенной степени сконцентрировать усилия и осуществить ц еленаправленное воздействие на факторы, влияющие на процесс формирования конкурентоспособности предприятий. Однако нужно учесть, что эффективность управления тесно связана с теми человеческими ресурсами, которые находятся в подчинении у руководства, способствовать росту их профессиональных навыков и умений.

Оказание несвязанной

поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в отрасли растениеводства

Поддержка собственного производства молока в личных подсобных хозяйствах

Развитие элитного семеноводства и

племенного животноводства

Развитие сельскохозяйственной кооперации

Предоставление субсидий,

направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве

Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями

Развитие семейных животноводческих ферм

на базе крестьянских (фермерских) хозяйств

Управление рисками в подотрасли животноводства

Рисунок 4 - Мероприятия в области развития отраслей АПК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Псковской области

Факторы, способствующие Политико-правовые,

и препятствующие повышению экономические, социальные,

конкурентоспособности технико-технологические,

предприятий АПК экологические

Тенденции развития отрасли, ее проблемы и угрозы

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

МИССИЯ агропредприятия

ЦЕННОСТИ агропредприятия

ВИДЕНИЕ агробизнеса

Факторы формирования и функционирования организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК

Приспосабливаемость предприятий АПК к рыночной среде, протекционистская (аграрная, кредитная, таможенная) политика государства: МТБ развития агропредприятий; экологизация производства; конъюнктура на продовольственном рынке и маркетинговая деятельность; управление качеством продукции

I этап: Определение стратегических приоритетов развития

4

II этап: Разработка стратегии

III этап: Выбор стратегических альтернатив повышения конкурентоспособности предприятия

Инструментарий повышения конкурентоспособности предприятий АПК:

совершенствование маркетинговой деятельности; оптимизация затрат, поиск источников финансирования; совершенствование структуры упра вления; внедрение системы менеджмента качества; активизация инновационной деятельности

Рисунок 5 - Модель механизма управления конкурентоспособностью

предприятий АПК

Рыночная экономика не принимает стандартов поддержания и развития человеческих ресурсов. Однако специфика аграрного сектора экономики и направленность аграрной по-

литики на воспроизводство человеческих ресурсов в сельской местности обусловливают необходимость установления приемлемых уровней расходов каждым хозяйствующим субъ-

ектом и работодателем. Это своего рода инвестиции в развитие человеческих ресурсов в будущем, сохранение российской деревни.

Уровень и структура этих затрат позволяют определить степень экономической устойчивости и социальной направленности экономического механизма любой организации аграрного бизнеса. В рамках проведенных научных исследований мы предлагаем применять систему показателей, позволяющую анализировать, оценивать и управлять затратами для развития корпоративных человеческих ресурсов (таблица 1).

Организация проведения мониторинга в таком варианте позволит получить реальную и достоверную информацию о состоянии человеческих ресурсов и выявить тенденции его развития. Частично информацию

в рамках такого мониторинга можно получить и посредством социологических исследований [4]. Социально-экономические условия развития аграрного сектора региона и его сельских территорий определяют особенности механизма управления человеческими ресурсами.

Проводимый ежегодно мониторинг социально-трудовой сферы села позволит отслеживать условия развития человеческого капитала на сельских территориях. В рамках этого мониторинга социологические наблюдения также должны охватывать сельские домохозяйства, расположенные во всех районах Псковской области.

Механизм управления человеческим капиталом должен быть взаимоувязан с кадровой политикой АПК региона.

Показатели оценки

о и о К ю и т Затраты на содержание и развитие человеческих ресурсов: • объем и структура; • объем в расчете на среднегодового работника;

та ср • доля в общих затратах агропредприятия и в валовом доходе

о с Фонд заработной платы агропредприятия: объем и структура ФОТ;

о И и доля в общих затратах на персонал; доля в общих затратах и в выручке

Доля стимулирующих выплат в фонде заработной платы

К Й £ ч Виды и структура стимулирующих и компенсационных выплат

И н 2 к 03 |-н еа Й Среднемесячная заработная плата работников, в том числе по категориям работников

Уровень дифференциации заработной платы

Й И = О Доля годового денежного дохода персонала агропредприятия: в затратах и в выручке

К о Стимулирующие выплаты за квалификационный уровень: виды и размер;

£ О ае доля в структуре стимулирующих выплат; доля в фонде заработной платы

Н » агропредприятия

Й О СО ° 64 и § * е Ч Объем и виды затрат: на профессиональную подготовку кадров; культурно-бытовое обслуживание персонала

Виды, объем и структура затрат на повышение квалификации и профессиональную

в а переподготовку

С Объем, виды и структура социальных выплат

Й е н Затраты на социальную защиту персонала

Объем и структура затрат на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство

с к сельских территории

о Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности на одного участника домохозяйств в месяц

Таблица 1 - Показатели оценки системы управления затратами в аграрном секторе экономики

Целевая подготовка для агропредприятий должна стать одним из основных мероприятий по «взращиванию» кадров для сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих производств. Это особенно важно для Псковской области, где, например, в структуре областного Управления сельского хозяйства нет ни одной штатной единицы - должности, не говоря уже о какой-то «мини-микроструктуре», которая вместе с региональным аграрным вузом формировала бы кадровую политику аграрного сектора региональной экономики на тот или иной временной период, регулировала бы основные направления ее реализации. Именно при постоянном взаимодействии регионального управления, руководства агровуза и руководителей предприятий АПК можно подготовить современного специалиста со знанием агропроизводства, способного применять информационные технологии, конструктивно мыслящего, а главное, - заинтересованно-

го в получении достойного трудоустройства в современных реалиях времени.

Формируя актуальный банк востребованных профессий в отраслях народного хозяйства, получение финансирования не только на обучение выпускников сельских школ, но и их финансовое сопровождение в период подготовки и сдачи ЕГЭ приведет к значительно лучшему результату: выпускники сельских школ будут сдавать те экзамены, которые нужны для поступления в агровуз, балл по результатам ЕГЭ будет выше проходного, регион получит специалиста с более высокой квалификацией.

Предлагаемый подход, в конечном итоге, позволит сформировать достаточно стабильный, профессиональный кадровый потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность аграрного сектора и повысит устойчивость развития сельских территорий, расположенных в Псковской области.

Библиографический список

1. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий / Л.В. Бондаренко // АПК: экономика и управление. - 2009. - №12.

2. Грецкая В.Н. Формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятий АПК / В.Н. Грецкая, А.А. Пегушина // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский электронный журнал. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2017. - №6. - С.118-123.

3. Инновационное развитие АПК субъектов Российской Федерации: опыт и проблемы / под ред. И.Г. Ушачева, И.С. Санду, В.Г. Савенко. - М.: ООО «Столичная типография», 2008. - 152 с.

4. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России / Р.И. Капелюшни-ков. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2012. - 76 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг XXI века / Ф. Котлер: пер. с англ. - СПб.: ИД Нева, 2005. -432 с.

6. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: ФЗ от 29.12. 2006 № 264-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: локальный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Псковская область в цифрах. 2019: крат. стат. сб. (к 75-летию образования Псковской области) / Псковстат. - Псков, 2019. - 158 с.

E-mail :ekfak@vgsa.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д.2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.