Научная статья на тему 'Маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства в регионе'

Маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. В., Талдыкина Н. С., Свиридов А. А., Бейников А. Н.

В статье рассмотрены основные маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства и представлено краткое описание инновационного проекта возделывания новой нетрадиционной для Волгоградской области овощной культуры – артишок, с последующей реализацией сырья на агропродовольственных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства в регионе»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.43:339.138(470.45)

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ДИВЕРСИФИКАЦИИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНЕ

Н.В. Иванова, кандидат экономических наук, доцент

Н.С. Талдыкина, студентка экономического факультета А.А. Свиридов, студент агрономического факультета

А.Н. Бейников, студент экономического факультета

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье рассмотрены основные маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства и представлено краткое описание инновационного проекта возделывания новой нетрадиционной для Волгоградской области овощной культуры -артишок, с последующей реализацией сырья на агропродовольственных рынках.

Ключевые слова: диверсификация, маркетинговые инструменты,

крестьянское (фермерское) хозяйство, производство, реализация, конкурентоспособность, инновация, управление, продвижение, маркетинг.

Волгоградский регион располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, развитым сельским хозяйством, разветвленной инфраструктурой и транспортными коммуникациями. В области созданы благоприятные условия для развития инновационной и инвестиционной деятельности, как на законодательном уровне, так и на уровне реализации бизнес-проектов, приветствуется приход отечественных и иностранных инвесторов.

Регион является одним из крупнейших аграрных производителей в Российской Федерации. Более 60 % валовой продукции сельского хозяйства производится в растениеводстве. Зерновая отрасль имеет первостепенное значение -под зерновыми культурами занято более 2 млн га. Животноводство представлено разными направлениями: молочное и мясное скотоводство, свиноводство,

овцеводство, птицеводство и пчеловодство [2].

Аграрной экономике Волгоградского региона присущ многоукладный характер, поскольку сельскохозяйственным производством в Волгоградской области занимаются 519 сельскохозяйственных предприятий, 117 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 11,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 183 предприятия, обслуживающих сельское хозяйство [7].

Поэтому, в условиях членства в ВТО задачи устойчивого экономического роста агропромышленного производства Волгоградского региона могут быть достигнуты преимущественно на основе увеличения объемов производимой валовой добавленной стоимости и равномерного рассредоточения ее получения в течение всего календарного года, что актуализирует необходимость поиска эффективного синергетического взаимодействия, основанного на достижении полного соответствия между потребностями общества и материальными интересами товаропроизводителей

- сельскохозяйственных организаций, производственных кооперативов, фермерских и личных подсобных хозяйств.

При этом достижение баланса интересов невозможно без диверсификации производства, в классической трактовке представляющей собой расширение сферы производства за счет включения в нее выпуска новых товаров. С точки зрения аграрной экономики, основная цель диверсификации заключается в повышении эффективности производства и конкурентоспособности предприятий. Подразумевая под диверсификацией стратегию выхода на новый рынок, Д. Аакер подчеркивает,

что она находит отражение в двух стратегиях роста - в расширении товарного ассортимента и расширении рынка или производстве нового товара и выходе на новый рынок [6]. При родственной диверсификации новый вид производства имеет существенную общность с основной деятельностью предприятия, что позволяет использовать потенциал положительного эффекта масштаба на основе обмена активами и навыками.

Группа авторов Т.Д. Маслова, С.Г. Божук и Л.Н. Ковалик выделяют новизну при использовании диверсификации, определяя ее как распространение хозяйственной деятельности на новые сферы - расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д. [8]. Ряд зарубежных ученых отождествляют уход от специализации с изменением ключевого направления маркетинга, определяя диверсификацию как отказ от доминанты одного продукта или одного способа распределения, развитие нескольких не связанных между собой видов производства или продажи (сбыта) товаров [1, 4, 5].

Вслед за Ф. Котлером, И. Ансоффом и Ж.Ж. Ламбеном, многие отечественные ученые вообще определяют диверсификацию как одну из стратегий маркетинга, проявляющуюся в отказе от ориентации на единственный продукт или одну форму распределения, рассматривая ее в рамках ключевых парадигм присутствия предприятия на рынке: проникновение на рынок, развитие рынка, разработка товара [11].

Поэтому возникающие в условиях ужесточения конкуренции на продовольственных рынках объективные потребности внедрения в аграрную практику инновационных методов ведения хозяйства и адаптации технологии возделывания новых сельскохозяйственных культур к агроклиматическим особенностям регионов, наиболее приемлемо решать за счет совершенствования маркетинговой составляющей агробизнеса, т.е. диверсификации аграрного производства путем расширения ассортимента, изменения вида и каналов дистрибуции региональной сельскохозяйственной продукции, освоения новых видов производств с целью повышения эффективности ведения сельского хозяйства и получения наилучшей экономической выгоды.

В этой связи весьма интересен имеющийся опыт внедрения инновационных разработок Волгоградского государственного аграрного университета в практику хозяйствования АПК региона, в частности, создания на территории Иловлинского района крестьянского (фермерского) хозяйства «АгроНова» в целях возделывания и последующей реализации на внешних рынках новой нетрадиционной для Волгоградской области сельскохозяйственной культуры - интродуцированного артишока. Это растение хорошо известно в странах Европы и Америки, его популярность среди населения обусловлена вкусовыми и полезными свойствами (табл. 1). Артишок входит в рацион питания различных народов мира, однако для России культура производства и потребления данного продукта является сравнительно новой и малоизученной.

Возделывание артишока является высокорентабельным. В зависимости от видов артишока для использования в пищу пригодны от 70 % до 90 % мясистого цветоложа или мясистых черешков прикорневых листьев, для фармацевтики используется практически вся фитомасса [9]. Несмотря на это, в России лекарственные препараты артишока не выпускаются из-за отсутствия сырьевой базы и недостаточной изученности технологических процессов возделывания культуры. Решение вопросов перспективы интродукции артишока колючего, его фитохимической оценки позволит обеспечить фармацевтические производства

сырьем и наладить выпуск ценных гепатопротекторных и желчегонных средств. Возможно также использовать артишок для производства детского питания и применять для лечения мочекаменной и желчекаменной болезней, гепатита, атеросклероза, псориаза, экзем.

Таблица 1 - Особенности использования и сбыта артишока

Области сбыта артишока Особенности применения и использования артишока Уникальные характеристики продукта

Пищевая и перерабатываю щая промышленнос ть, сфера услуг Употребляется в пищу как отдельное блюдо, и как гарнир, используется для приготовления салатов и пиццы, может добавляться в пасты, тушеные блюда и пироги, существуют рецепты десертов и хлеба из артишоков Пищевая ценность объясняется наличием биологически активных веществ -полифенольные соединения, полисахариды, органические кислоты и др.; калорийность артишока составляет чуть более 28 ккал на 100 г

Фармакология Благотворно влияет на пищеварительный процесс, активизацию и поддержку защитных функций печени, сопротивляемость к различным воспалительным процессам, способствует снижению уровня холестерина и мочевины, оказывает предупреждающее действие развитию атеросклероза, хорошо зарекомендовал себя при лечении аллергии и заболеваниях почек При полном отсутствии жира в артишоке содержится много белков и клетчатки, витаминов группы В и С, в его составе обнаружен довольно редкий витамин К, который участвует в синтезе белков и играет важную роль в обмене веществ

Косметология Экстракт из сока артишока оказывает благотворное влияние на состояние кожи и волос Содержит значительное количество калия, фосфора, кальция, натрия, железа

Артишок не случайно выбран для производства и внедрения на региональный рынок, поскольку в условиях нарастающего экологического кризиса, многие люди уделяют больше внимание здоровому образу жизни. Главным фактором риска для россиян является снижение потребления продуктов питания, богатых микроэлементами и биологически активными веществами. По данным института питания Российской академии медицинских наук (РАМН), потребление овощей в Российской Федерации в 2 раза ниже рекомендуемой нормы. Это связано с тем, что локальные агропродовольственные рынки представлены малым ассортиментом овощной продукции.

Для реализации проекта К(Ф)Х «АгроНова» будет использовать богатую научную базу по возделыванию артишока именно в Волгоградской области, накопленную опытным путем на протяжении последних пяти лет [10]. Персонал хозяйства планируется укомплектовать 5 высококвалифицированными специалистами, проходившими обучение на базе Волгоградского ГАУ, которые

займутся выращиванием артишока на научной основе, эффективно применяя маркетинговые инструменты в дальнейшей реализации нетрадиционной овощной культуры.

В последние годы на базе УНПЦ «Горная Поляна» Волгоградского ГАУ проводились опыты по возделыванию интродуцированного артишока, что позволило адаптировать культуру к засушливым условиям региона на основе использования капельного орошения. Так как артишок плохо переносит сухость воздуха, был разработан оптимальный график полива, который позволяет в период активного солнечного сияния достигать интенсивного физического испарения, что позволяет создать благоприятные условия для производства этой овощной культуры в нашем регионе.

Предпосевную культивацию зяби, разрыхление верхнего слоя почвы для уничтожения сорняков и активизации жизнедеятельности полезной микрофлоры гумуса, высадку ростков артишока и междурядную обработку планируется производить с помощью специализированных машин в составе трактора РАМПА-4,8, разработанных на кафедре сельскохозяйственных машин ВолГАУ. Эти инновационные механизированные средства позволяют выполнять интенсивное рыхление плотной почвы и уничтожение сорной растительности с одновременным вычесыванием их корней. При работе РАМПА-4,8 не происходит налипания почвы и фрагментов сорняков на рабочий орган по сравнению с аналогичными по назначению машинами, вследствие чего происходит значительное сбережение трудовых, энергетических и временных ресурсов.

Залогом успешной производственно-сбытовой деятельности КФХ «АгроНова» будет являться своевременное обеспечение необходимыми средствами и предметами труда - техникой, семенами, ГСМ, энергетическими, материально-техническими, кредитными и иными ресурсами на основе договоров поставки. Так, договоры поставки нефтепродуктов хозяйство планирует заключить с ООО «ЛУКОЙЛ -Нижневолжскнефтепродукт», поставки оросительной техники и комплектующих с ООО «АгроАльянс», запчастей к сельхозтехнике с ООО «Агро-Сервис», закупки семян артишока с Агрофирмами «Аэлита» и «СеДеК».

Важнейшей составляющей конкурентной стратегии хозяйства на рынках сбыта будет являться использование прогрессивных маркетинговых инструментов управления бизнесом. Осуществленная в проекте сравнительная оценка каналов дистрибуции артишока на региональных и локальных рынках показала, что наиболее выгодно будет совмещать сбыт продукции оптом и в розницу как на рынках Волгоградской, так и Астраханской областей, обеспечив уникальным сырьем предприятия пищевой и фармацевтической промышленности региона, повысив тем самым их конкурентоспособность в условиях членства ВТО.

Реализацию артишоков, возделываемых К(Ф)Х «АгроНова», предполагается осуществлять по двум основным двум направлениям:

- в Волгоградской области в свежем виде на рынках и супермаркетах, а также консервных заводах (ООО «Волгоградский консервный завод», ООО «Пастушка», ООО «Сублимированные продукты Галакс», ООО «Помидорпром - консервный холдинг»). В перспективе планируется поставка продукции в сеть ресторанов «Шоколадница» для приготовления десертов, а зеленую массу, с учетом ее медицинской значимости, для дальнейшей переработки в лекарственные препараты лидирующей фармацевтической компании региона - «Волгофарм»;

- в Астраханской области оптовые поставки на консервные заводы (ООО «Астраханский натуральный продукт», ООО «Астраханская консервная компания»,

ООО «Володарский консервный завод» и др.) для дальнейшей переработки.

Гарантией сбыта продукции К(Ф)Х является то, что в условиях ужесточения конкуренции перерабатывающие предприятия региона получат существенные конкурентные преимущества за счет выхода на рынок с уникальным продуктом. Артишоки, поставляемые на агропродовольственный рынок Волгоградской области, будут свежими и сочными, имея явное преимущество перед импортными аналогами.

Основное внимание в формировании положительного имиджа К(Ф)Х «АгроНова» и расширении каналов сбыта следует акцентировать на развитии таких инструментов PR, которые доступны и применимы в выбранной организационной стратегии, посредством участия в выставках и ярмарках, поддержания фирменного стиля, откликов в прессе, интервью [3]. В результате успешной реализации бизнес-проекта планируется получить чистую прибыль в размере 12,3 млн руб., обеспечив общую рентабельность производства в размере 140,3 % (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты производственно-сбытовой деятельности КФХ «АгроНова» на перспективу по основным каналам реализации

Показатель Волгоград розница Волгоград опт Астрахань опт

Производственные затраты всего, тыс. руб. 699 2098 3497

Товарная продукция, ц 500 1500 2500

Доставка всего, руб. 6735 20 205 201 213

в т.ч. арента автотранспорта 4250 12 750 127 000

ГСМ 2485 7455 74 213

Себестоимость 1 ц, руб. 1412 1412 1479

Цена за 1 ц, руб. 6000 4000 4500

Прибыль на 1 ц, руб. 4588 2588 3021

Выручка всего, тыс. руб. 3000 6000 11 250

Себестоимость всего, тыс. руб. 706 2119 3698

Валовая прибыль всего, тыс. руб. 2294 3881 7552

Прибыль после уплаты налогов, тыс.руб. 2156 3649 7098

Чистая прибыль, тыс. руб. 2086 3439 6748

Чистая прибыль всего, тыс. руб. 12 273

Такие показатели обусловлены низкой себестоимостью выращиваемой культуры, за счет применения инновационных ресурсосберегающих технологий при высокой урожайности. Оптовая цена реализации артишока будет в 5 раз ниже европейских аналогов (60 руб. за кг). На начальном этапе К(Ф)Х планирует арендовать земельный участок на 1 год площадью 50 га на орошении за 2,0 млн руб., а также всю необходимую технику на период механизированных работ, что значительно позволит сэкономить денежные ресурсы хозяйства (табл. 3). Впоследствии, при развитии производства планируется приобретение собственных основных средств и земельных угодий при поддержке государственных программ развития сельского хозяйства.

Общая стоимость проекта составляет 8,75 млн рублей, период окупаемости -

1 год, что делает его весьма привлекательным для инвесторов. Для реализации инвестиционного проекта по возделыванию артишока планируется привлечь средства федерального гранта в размере 1,75 млн рублей и кредитные ресурсы Россельхозбанка в размере 7,0 млн.рублей, предоставляемые на льготных условиях в рамках программы «Стань фермером».

Для успешного продвижения артишока разработан шаблон создания собственного сайта в сети Шете^ на котором будут размещаться подробная

информация о хозяйстве, рекламный ролик и развернутая описательная характеристика производимого продукта, отзывы потребителей, а также прайс-листы и условия их приобретения.

Таблица 3 - Ресурсы, необходимые для создания производственной базы К(Ф)Х «АгроНова»

Наименование Ед. изм. Кол-во Стоимость, тыс. руб.

Земельные участки

Земли на орошении (аренда) га 50 2000

Здания и сооружения

Теплица шт 1 90

Склад под продукцию (аренда) шт 1 100

Техника и оборудование

Шланги шт 1 40

Прочие расходные материалы х 25

Трактор МТЗ-82 шт 1 300

Трактор ДТ-75 (аренда) шт 1 40

Лущильник ЛДГ-10 (аренда) шт 1 13

Плуг ПЛН - 4 -40 (аренда) шт 1 16

Борона БЗСС-1,0 (аренда) шт 1 10

Культиватор АКШ-3,6 (аренда) шт 1 9

Культиватор КОН-2,8 (аренда) шт 1 8

Рассадочная машина СКН-6А (аренда) шт 1 20

Опрыскиватель ОПШ-15 (аренда) шт 1 8

Косилка КРР-2,4 М (аренда) шт 1 7

Автомобиль ГАЗ-53 шт 1 250

Сырье, материалы, продукция

Семена 3

Удобрения (азофоска) 450

Средства химической защиты растений (железный купорос) 80

СТОИМОСТЬ РЕСУРСОВ ВСЕГО Х Х 3469

В дальнейшем планируется использование возможностей телевизионной рекламы для большего охвата потенциальных клиентов.

Таким образом, в условиях ужесточения конкуренции на аграрных рынках устойчивое развитие аграрного производства в регионе во многом достижимо за счет диверсификации, рассматриваемой как проявление маркетинга и достигаемой посредством освоения новых рынков и выпуска новой продукции. Маркетинговые подходы к диверсификации аграрного производства в Волгоградской области, рассмотренные на примере реализации инновационного проекта по адаптированной к засушливым условиям Волгоградской области технологии с применением капельного орошения, будут способствовать:

- повышению эффективности функционирования аграрного сектора экономики и обеспечению продовольственной безопасности региона в условиях членства в ВТО;

- увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней;

- созданию сырьевой базы для фармацевтической, пищевой, косметической промышленности региона и сферы услуг;

- диверсификации производства овощей открытого грунта;

- внедрению в аграрную практику ресурсосберегающий технологии и уникальных машин для поверхностной обработки почвы, обеспечивающих комплексный уход за посевами;

- созданию новых рабочих мест и закреплению кадров на селе, так как по окончании вуза инициативные, творческие молодые люди, обладающие мощным багажом знаний по экономике, бизнес-планированию, менеджменту и маркетингу, не потеряются на рынке труда, а будут востребованы в аграрной сфере региона.

Библиографический список

1. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М. : Экономика, 1989. - 520 с.

2. Жилина, В.И. Рынок аграрной продукции Волгоградской области [Текст] /

B.И. Жилина, А.Н. Ващенко // АПК: Экономика и управление. - 2011. - № 4. - С. 57-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иванова, Н.В. Современный механизм управления маркетингом в АПК [Текст] / Н.В. Иванова, Н.С. Талдыкина // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2012. - № 3 (27). - С. 232-239.

4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст]: пер. с англ./ Ф. Котлер; под ред.

C.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

5. Ламбен, Ж.Ж Стратегический маркетинг [Текст]: пер. с французского / Ж.Ж. Ламбен //Европейская перспектива.- СПб.: Наука, 2006. - 589 с.

6. Малыхин, Ю.В. Товарная политика диверсифицированных производств [Текст] / Ю.В. Малыхин // Регион: экономика и социология. - 2008. - № 4. - С. 301.

7. Материалы Министерства сельского хозяйства Волгоградской области [Электронный ресурс]// Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской области: [сайт]. ЦКЬ: - http://www.volganet.ru.

8. Маслова, Т.Д. Маркетинг [Текст] / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. -СПб: Питер, 2008. - 384 с.

9. Свиридов, А.А. Артишок - уникальное растение как продукт питания и лечения [Текст] / А.А. Свиридов // Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых исследователей, посвященной 65-летию Победы в ВОВ.- г. Волгоград, 26-28 апреля 2010 г. - Волгоград: ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА, 2010. -Часть II. - С. 313.

10. Свиридов, А.А. Интенсивная технология возделывания артишока при различных режимах и способах орошения [Текст] / А.А. Свиридов // Сборник научных трудов по материалам XXXV Международной научно-практической студенческой конференции «НИРС - первая ступень в науке». - Ярославль: Изд-во ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА», 2012.- С. 145.

11. Соловьева, Ю.Н. Маркетинг взаимодействия: промышленные сети, бенчмаркинг, конкурентоспособность [Текст] / Ю.Н. Соловьева. - СПб. : Изд-во СПбГУЭиФ, 2010. - 84 с.

Е-mail: inv.74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.