Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ГОСПОДДЕРЖКИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климин С.И.

В статье описаны меры государственной поддержки АПК в Республике Беларусь. Проанализированы прямые и косвенные меры государственной поддержки сельхозорганизаций. Прямые меры государственной поддержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и включают в себя: обязательное страхование с господдержкой урожая сельхозкультур, скота и птицы; проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия; развитие социальной инфраструктуры сельских территорий и др. Косвенные меры господдержки включают: применение льготного режима налогообложения в сельском хозяйстве; реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом. Выполнен анализ нормативных правовых актов, регулирующих аспекты государственной поддержки агропромышленного комплекса. Выявлено, что аграрная политика выступает одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь и направлена на обеспечение стимулирования повышения эффективности агропромышленного комплекса. Сельскому хозяйству Беларуси уделяется особое внимание, при этом значительная часть усилий направляется на поддержание или восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций. Установлено, что нерентабельные и убыточные хозяйства передаются промышленным предприятиям и банкам. Росту убыточных хозяйств способствует ручное управление и отсутствие конкуренции. Государство вынуждено поддерживать слабые хозяйства потому, что они обеспечивают работой жителей сельских населенных пунктов. Бюджетное финансирование и льготное кредитование выступают основными источниками финансовых ресурсов сельского хозяйства. Чистая прибыль крупных и средних сельскохозяйственных организаций сократилась с учетом господдержки на 6 %. Одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства до 2030 года является эффективность и безубыточность.The article describes measures of state support for the agro-industrial complex in the Republic of Belarus. Direct and indirect measures of state support of agricultural organizations are analyzed. Direct measures of state support are implemented through financing from the republican and (or) local budgets and include: compulsory insurance with state support for crops, livestock and poultry; carrying out procurement and commodity interventions in the market of agricultural products, raw materials and foodstuffs; development of social infrastructure in rural areas, etc. Indirect measures of state support include: the use of preferential taxation in agriculture; restructuring of debt to the budget (provision of a deferral (installment plan)) in accordance with legislative acts. We have analyzed legal acts regulating aspects of state support for the agro-industrial complex. It was revealed that the agrarian policy is one of the directions of internal policy of the Republic of Belarus and is aimed at providing incentives to increase the efficiency of agro-industrial complex. Special attention is paid to the agriculture of Belarus, with a significant part of efforts directed at maintaining or restoring the solvency and financial stability of agricultural organizations. It has been established that unprofitable farms are transferred to industrial enterprises and banks. The growth of unprofitable farms is facilitated by manual management and lack of competition. The state is forced to support weak farms because they provide jobs for residents of rural settlements. Budget financing and concessional lending are the main sources of financial resources for agriculture. Net profit of large and medium-sized agricultural organizations decreased by 6%, taking into account state support. One of the priority areas for the development of agriculture until 2030 is efficiency and break-even.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 338.436.33(476)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

С. И. КЛИМИН

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail:parfum77@tut.by

(Поступила в редакцию 14.04.2021)

В статье описаны меры государственной поддержки АПК в Республике Беларусь. Проанализированы прямые и косвенные меры государственной поддержки сельхозорганизаций. Прямые меры государственной поддержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и включают в себя: обязательное страхование с господдержкой урожая сельхозкультур, скота и птицы; проведение закупочных и товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия; развитие социальной инфраструктуры сельских территорий и др. Косвенные меры господдержки включают: применение льготного режима налогообложения в сельском хозяйстве; реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом. Выполнен анализ нормативных правовых актов, регулирующих аспекты государственной поддержки агропромышленного комплекса. Выявлено, что аграрная политика выступает одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь и направлена на обеспечение стимулирования повышения эффективности агропромышленного комплекса. Сельскому хозяйству Беларуси уделяется особое внимание, при этом значительная часть усилий направляется на поддержание или восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций.

Установлено, что нерентабельные и убыточные хозяйства передаются промышленным предприятиям и банкам. Росту убыточных хозяйств способствует ручное управление и отсутствие конкуренции. Государство вынуждено поддерживать слабые хозяйства потому, что они обеспечивают работой жителей сельских населенных пунктов. Бюджетное финансирование и льготное кредитование выступают основными источниками финансовых ресурсов сельского хозяйства. Чистая прибыль крупных и средних сельскохозяйственных организаций сократилась с учетом господдержки на 6 %. Одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства до 2030 года является эффективность и безубыточность.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, льготное кредитование, аграрная политика, меры господдержки, сельское хозяйство.

The article describes measures of state support for the agro-industrial complex in the Republic of Belarus. Direct and indirect measures of state support of agricultural organizations are analyzed. Direct measures of state support are implemented through financing from the republican and (or) local budgets and include: compulsory insurance with state support for crops, livestock and poultry; carrying out procurement and commodity interventions in the market of agricultural products, raw materials and foodstuffs; development of social infrastructure in rural areas, etc. Indirect measures of state support include: the use ofpreferential taxation in agriculture; restructuring of debt to the budget (provision of a deferral (installment plan)) in accordance with legislative acts. We have analyzed legal acts regulating aspects of state support for the agro-industrial complex. It was revealed that the agrarian policy is one of the directions of internal policy of the Republic of Belarus and is aimed at providing incentives to increase the efficiency of agro-industrial complex. Special attention is paid to the agriculture of Belarus, with a significant part of efforts directed at maintaining or restoring the solvency and financial stability of agricultural organizations.

It has been established that unprofitable farms are transferred to industrial enterprises and banks. The growth of unprofitable farms is facilitated by manual management and lack of competition. The state is forced to support weak farms because they provide jobs for residents of rural settlements. Budget financing and concessional lending are the main sources offinancial resources for agriculture. Net profit of large and medium-sized agricultural organizations decreased by 6%, taking into account state support. One of the priority areas for the development of agriculture until 2030 is efficiency and break-even.

Key words: budgetfinancing, concessional lending, agricultural policy, state support measures, agriculture.

Введение

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются для Беларуси ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и социальный потенциал на территории сельской местности.

Потребность в создании в стране механизма государственного регулирования АПК, включающего весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли данного сектора в рыночной экономике. Ежегодно сельским хозяйством формируется более 7 % валового внутреннего продукта Республики Беларусь и 15 % в общем объеме экспорта товаров.

Основная часть

Бюджетное финансирование и льготное кредитование являются основными источниками финансовых ресурсов сельского хозяйства. При формировании и выполнении госпрограмм в бюджетном процессе используется программно-целевой метод.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 347 «О государственной аграрной политике», аграрная политика выступает одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь и направлена на обеспечение стимулирования повышения АПК. Данный Указ разделил ме-

ры господдержки на прямые и косвенные [2].

Прямые меры господдержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:

1) общегосударственных мероприятий:

- предусмотренных в госпрограммах в агропромышленном комплексе;

- обязательного страхования с господдержкой урожая сельхозкультур, скота и птицы;

- проведения закупочных и товарных интервенций на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

- развитие социальной инфраструктуры сельских территорий и др.;

2) непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, путем:

- субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной (произведенной) и (или) направленной в обработку (переработку) сельхозпродукции на территории Беларуси либо на единицу площади земельного участка, голову скота.

Основными правовыми актами в данной области являются:

- Положение о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, утвержденное постановлением Совмина от 09.10.2014 г. № 954, предусматривающее предоставление прямых выплат в виде субсидий, несвязанной поддержки и надбавок;

- Постановление Совмина от 14.01.2020 г. № 17 «О выплатах в виде субсидий на единицу реализованной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции».

Для этих целей в банках могут открываться специальные счета, причем независимо от наличия у банков решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам организаций. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на такие счета не осуществляется. Арест на них не налагается. Приостановление операций по данным специальным счетам не производится. Однако выручка на них также зачисляться не может.

- компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), потребляемые указанными производителями, и цен на сельхозпродукцию при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры регулирования цен на сельхозпродукцию не позволили поддержать паритет указанных цен;

3) компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при выдаче льготных кредитов субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства.

Косвенные меры господдержки включают:

1) применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции составляет 1 % от валовой выручки;

2) реструктуризацию задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, банками и иными организациями.

Основными правовыми актами в данной области являются:

- Указ № 348 от 17.07.2014 г. «О мерах по повышению эффективности работы организаций АПК»;

- Указ № 92 от 01.03.2010 г. «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций»;

- Указ № 268 от 14.07.2016 г. «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» закрепил специальный механизм, предусматривающий:

- приобретение у банков, включая Банк развития, на основании договоров уступки требования активов (основной долг + проценты по кредиту) согласно перечню активов и кредитополучателей, утверждаемому Совмином и Нацбанком;

- участие в установленном порядке в досудебном оздоровлении кредитополучателей;

- предоставление отсрочки (рассрочки) погашения основного долга, а также процентов за пользование кредитами, начисленных Банком развития до даты уступки требования.

- Указ № 253 от 04.07.2016 г. «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» предусмотрел механизм, включающий:

- рассрочку погашения задолженности на стадии досудебного оздоровления по налогам и другим платежам в бюджет, ФСЗН, по платежам за газ и электроэнергию;

- льготы при приобретении (аренде, доверительном управлении) инвесторами сельхозпредприятий;

- безвозмездную передачу акций в собственность руководителю сельхозорганизации и др.;

3) предоставление в соответствии с законодательством гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства. Регламентировано Положением о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утвержденное Указом от 30.06.2008 № 359;

4) регулирование цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие в соответствии с законодательством. Указ № 72 от 25.02.2011 г. определил перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Цены на сельхозпродукцию, закупаемую для государственных нужд, регулирует Минсельхозпрод (по согласованию с МАРТ);

5) осуществление закупки и переработки сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с законодательством.

Основными правовыми актами в данной области являются:

- Указ № 117 от 12.04.2017 г. «О закупке продукции растениеводства»;

- Положение о формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд, утвержденное постановлением Совмина № 437 от 13.06.1994 г. и др [4].

Сельское хозяйство во многих странах поддерживается и субсидируется государством. В Беларуси госрасходы на поддержку сельхозпредприятий с каждым годом сокращаются, но остаются довольно высокими.

Вместе с экономическими формами поддержки сельхозпроизводителей много лет государство пробует административные - фермы и целые хозяйства отдают успешным игрокам рынка или «вешают» на местные предприятия из других отраслей (чаще всего из промышленности), нередко их отдают частникам в довесок к выделенным землям.

Несмотря на то, что массовое присоединение убыточных хозяйств к успешным себя не оправдало, из года в год эта практика сохраняется. Начиная с 2004 г. нерентабельные и убыточные хозяйства передавали промышленным предприятиям и банкам, потом СПК стали преобразовывать в ОАО и коммунальные унитарные предприятия. Тем не менее, эти варианты не помогли проблемным хозяйствам.

Главной причиной, по которой на протяжении многих лет не удается избавиться от убыточных хозяйств, является ручное управление данным сектором экономики и отсутствие здоровой конкуренции из-за малой доли частников.

Государство поддерживает слабые хозяйства потому, что это единственная возможность обеспечить работой жителей некоторых сельских населенных пунктов. Следовательно, слабым хозяйствам не дают уйти с рынка, а сильных сдерживают и ограничивают, доводя планы, навязывая поставщиков и т.д. К примеру, хозяйство не может отказаться от выращивания нерентабельной, но нужной государству культуры или купить импортную технику вместо отечественной.

Проведенные исследования свидетельствуют, что несмотря на принимаемые государством меры поддержки количество убыточных сельскохозяйственных организаций растет (таблица).

Количество убыточных организаций, единиц

Убыточная организация Годы

2017 2018 2019 2019 к 2017 в %

Сельскохозяйственные организации 219 246 239 109,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства 158 193 216 136,7

Примечание: расчеты автора на основе источника [5].

Чистая прибыль крупных и средних сельскохозяйственных организаций сократилась с учетом господдержки на 6 %. При этом рентабельность по конечному результату в 2020-м составила 7,2 %, а удельный вес убыточных организаций - 7,7 %. Суммарные долги превысили 15 млрд ВУК. Несмотря на периодические списания долга ввиду признания его безнадежным [3].

В рамках Государственной программы «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы прямая государственная поддержка будет оказываться субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, и сельскохозяйственным товаропроизводителям [1].

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года одним из главных критериев развития сельского хозяйства является эффективность и безубыточность. Данная стратегия нацелена на создание прибыльного агробизнеса, основанного на самоокупаемости и самофинансировании.

Заключение

В отношении сельского хозяйства Беларуси дополнительно действует такой немаловажный фактор, как господдержка. Сельскому хозяйству Беларуси уделяется особое внимание, при этом значительная часть усилий направляется на поддержание или восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций.

Принимаются попытки осуществить финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций посредством их продажи, реорганизации, реструктуризации активов и обязательств. Использовалось и законодательство о банкротстве, но в очень небольших масштабах.

Таким образом, создание условий для дальнейшего устойчивого развития АПК является одной из важнейших стратегических целей государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021-2025 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 01 февраля 2021 г., № 59 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

2. О государственной аграрной политике: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июля 2014 г. № 347 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

3. В Беларуси убыточна почти половина сельского хозяйства // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://banki24.by//. - Дата доступа: 23.02.2021.

4. Овсейко, С. В. Финансовые аспекты деятельности сельхозорганизаций: меры господдержки и льготы при налогообложении // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

5. Сельское хозяйство Республики Беларусь: статистический сборник / Отв. за выпуск З. В. Якубовская; Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета», 2020. -179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.