Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКСПОРТ / ЕАЭС / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Обоснование. Участие стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран в глобальных агропродовольственных рынках становится все более активным: их экспорт уже превышает треть общемирового объема. Цель. Заключается в изучении опыта и выявлении наиболее общих и значимых тенденций, связанных со сферой агроэкспорта в Евразийском экономическом союзе. Материалы и методы. Информационная база иследования включает в себя нормативно-правовую базу: Договор о Евразийском экономическом союзе, Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 года №28 «О координации сбытовой и маркетинговой политики государств-членов Евразийского экономического союза в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия», Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2016 года №30 «О согласованных действиях государств-членов Евразийского экономического союза в области развития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствии»; Декларация о создании АСЕАН и эмпирическую: статистические данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Евразийской экономической комиссии, АСЕАН, Всемирного торгового центра. В данной работе были использованы диалектический, системный, логический, сравнительный методы исследования. Результаты. Уровень развития систем поддержки агропромышленного сектора в каждом конкретном государстве ЕАЭС сильно отличается друг от друга. В числе основных различий - количество институтов поддержки, их характер, компетенции и полномочия. Заключение. Цели единой интеграционной политики ЕАЭС в области сельского хозяйства разнообразны. К наиболее важным из них следует отнести поддержку сельхозпроизводителей, создание условий здоровой конкуренции, наращивание объемов производства и объёмов экспорта.Background. The participation of emerging market economies and developing countries in global agri-food markets is becoming more active: their exports already exceed a third of the global volume. Purpose. It consists in studying the experience and identifying the most common and significant trends associated with the field of agricultural exports in the Eurasian Economic Union. Materials and methods. The research information base includes the legal and regulatory framework: Treaty on the Eurasian Economic Union, Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 22, 2015 No. 28 “On the coordination of sales and marketing policies of the member states of the Eurasian Economic Union in relation to the export of agricultural products and foodstuffs”, Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 13, 2016 No. 30 “On coordinated actions of the member states of the Eurasian Economic Union in the development of the export potential of agricultural products and food”; Declaration on the establishment of ASEAN and empirical: statistics of the Food and Agriculture Organization of the United Nations, the Eurasian Economic Commission, ASEAN, the World Trade Center. In this work, dialectical, systemic, logical, comparative research methods were used. Results. The level of development of support systems for the agro-industrial sector in each specific state of the EAEU is very different from each other. The main differences include the number of support institutions, their nature, competencies and powers. Conclusion. The goals of the single integration policy of the EAEU in the field of agriculture are diverse. The most important of them include support for agricultural producers, creating conditions for healthy competition, increasing production and export volumes.Background. The participation of emerging market economies and developing countries in global agri-food markets is becoming more active: their exports already exceed a third of the global volume. Purpose. It consists in studying the experience and identifying the most common and significant trends associated with the field of agricultural exports in the Eurasian Economic Union. Materials and methods. The research information base includes the legal and regulatory framework: Treaty on the Eurasian Economic Union, Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 22, 2015 No. 28 “On the coordination of sales and marketing policies of the member states of the Eurasian Economic Union in relation to the export of agricultural products and foodstuffs”, Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 13, 2016 No. 30 “On coordinated actions of the member states of the Eurasian Economic Union in the development of the export potential of agricultural products and food”; Declaration on the establishment of ASEAN and empirical: statistics of the Food and Agriculture Organization of the United Nations, the Eurasian Economic Commission, ASEAN, the World Trade Center. In this work, dialectical, systemic, logical, comparative research methods were used. Results. The level of development of support systems for the agro-industrial sector in each specific state of the EAEU is very different from each other. The main differences include the number of support institutions, their nature, competencies and powers. Conclusion. The goals of the single integration policy of the EAEU in the field of agriculture are diverse. The most important of them include support for agricultural producers, creating conditions for healthy competition, increasing production and export volumes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

междисциплинарные исследования

interdisciplinary research

DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-4-273-296 УДК 339

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА

И.А. Аксенов

Обоснование. Участие стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран в глобальных агропродовольственных рынках становится все более активным: их экспорт уже превышает треть общемирового объема.

Цель. Заключается в изучении опыта и выявлении наиболее общих и значимых тенденций, связанных со сферой агроэкспорта в Евразийском экономическом союзе.

Материалы и методы. Информационная база иследования включает в себя нормативно-правовую базу: Договор о Евразийском экономическом союзе, Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 года №28 «О координации сбытовой и маркетинговой политики государств-членов Евразийского экономического союза в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия», Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2016 года №30 «О согласованных действиях государств-членов Евразийского экономического союза в областиразвития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствии»; Декларация о создании АСЕАН и эмпирическую: статистические данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Евразийской экономической комиссии, АСЕАН, Всемирного торгового

центра. В данной работе были использованы диалектический, системный, логический, сравнительный методы исследования.

Результаты. Уровень развития систем поддержки агропромышленного сектора в каждом конкретном государстве ЕАЭС сильно отличается друг от друга. В числе основных различий - количество институтов поддержки, их характер, компетенции и полномочия.

Заключение. Цели единой интеграционной политики ЕАЭС в области сельского хозяйства разнообразны. К наиболее важным из них следует отнести поддержку сельхозпроизводителей, создание условий здоровой конкуренции, наращивание объемов производства и объёмов экспорта.

Ключевые слова: сельское хозяйство; экспорт; ЕАЭС; внешнеторговые отношения

Для цитирования. Аксенов И.А. Развитие государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции как элемент интеграционной политики Евразийского экономического союза // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. Т. 13, № 4. C. 273-296. DOI: 10.12731/2658-6649-202113-4-273-296

DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR EXPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTS AS AN ELEMENT OF THE INTEGRATION POLICY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

I.A. Aksenov

Background. The participation of emerging market economies and developing countries in global agri-food markets is becoming more active: their exports already exceed a third of the global volume.

Purpose. It consists in studying the experience and identifying the most common and significant trends associated with the field of agricultural exports in the Eurasian Economic Union.

Materials and methods. The research information base includes the legal and regulatory framework: Treaty on the Eurasian Economic Union, Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 22, 2015 No. 28 "On the coordination of sales and marketing policies of the member states of the Eurasian Economic Union in relation to the export of agricultural products and foodstuffs", Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Com-

mission dated December 13, 2016 No. 30 "On coordinated actions of the member states of the Eurasian Economic Union in the development of the export potential of agricultural products and food"; Declaration on the establishment of ASEAN and empirical: statistics of the Food and Agriculture Organization of the United Nations, the Eurasian Economic Commission, ASEAN, the World Trade Center. In this work, dialectical, systemic, logical, comparative research methods were used.

Results. The level of development of support systems for the agro-industrial sector in each specific state of the EAEU is very differentfrom each other. The main differences include the number ofsupport institutions, their nature, competencies and powers.

Conclusion. The goals of the single integration policy of the EAEU in the field of agriculture are diverse. The most important of them include support for agricultural producers, creating conditions for healthy competition, increasing production and export volumes.

Keywords: agriculture; export; EAEU; foreign trade relations

For citation. Aksenov I.A. Development of State Support for Export of Agricultural Products as an Element of the Integration Policy of the Eurasian Economic Union. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 273-296. DOI: 10.12731/2658-6649-2021-13-4-273-296

Введение

Современная рыночная экономика базируется на торговых отношениях, в том числе и на отношениях в аграрно-промышленном секторе. Рост численности населения неминуемо затрагивает и продовольственные потребности, в связи с чем возникает объективная необходимость в развитии и поддержке всего сельского хозяйства. Поэтому аграрно-промышленный сектор экономики так чрезвычайно важен для поддержания продовольственного баланса и нормального существования любой нации. Участие стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран в глобальных агропродовольственных рынках становится все более активным: их экспорт уже превышает треть общемирового объема. Таким образом, актуальность темы данного исследования вызвана необходимостью качественного переосмысления процессов, связанных со сферой экспорта агропромышленной продукции из развивающихся стран.

Материалы и методы

На протяжении всего существования ЕАЭС как комплексного интеграционного образования вопрос о развитии аграрно-промышленного сектора всегда был на повестке дня. Однако разный уровень развития национальных экономик стран-участниц ЕАЭС, сохраняющийся и по сей день, создаёт определен-

ные препятствия для выработки и реализации единой экспортной политики в области внешнеэкономической торговли сельскохозяйственной продукцией.

В рамках деятельности, осуществляемой Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК), разрабатывается единая стратегия для поиска баланса интересов в агропромышленном секторе. Координация в данной сфере позволяет поддерживать сельскохозяйственных производителей, разрабатывать эффективные меры государственной поддержки для соответствующих предприятий, и, как итог, увеличивать темпы роста аграр-но-промышленной отрасли на территории стран-участниц ЕАЭС.

Проблемы, связанные с государственной поддержкой экспорта сельхозпродукции привлекают внимание большого числа исследователей.

Среди отечественных учёных, которые в своих работах затрагивали данные вопросы, стоит выделить Д.И. Жилякова [1], И.Д. Котлярова [2], Ю.Б. Миндлина [3], Ю.Н. Никулину [4], Е.Н. Паюрову [4], О.В. Шик [4,6], Р.Г. Янбых [4,6], Н.М. Светлова [5], Е. В. Серову [6], И.В. Елкина [13], В. Плотникова [21]. Среди зарубежных учёных, которые в своих работах затрагивали данные вопросы, стоит выделить S.Y. Umirzakov [29], A.Z. Nauryzbayev [29], A.Z. Bukharbayeva [29], D.A. Bekesheva [29], A.K. Oralbayeva [29], Gu, J. Renwick [15], L Xue [15].

Тем не менее, несмотря на обширное число работ в данной сфере, необходимо отметить, что государственная поддержка экспорта сельхозпродукции из стран ЕАЭС оценивается исследователями крайне неоднозначно. Кроме того, в настоящий момент достаточно мало исследований, в которых бы проводился анализ государственной поддержки экспорта сельхозпродукции из стран ЕАЭС как комплексное исследование, поскольку большинство из имеющихся на данный момент научных трудов посвящено лишь анализу экспортной политики какой-либо конкретной страны.

Нормативно-правовая база, регламентирующая отношения, затрагивающие аспекты экспорта сельскохозяйственной продукции ЕАЭС, и отношения в области координации сельскохозяйственной политики, довольно обширна и разнообразна. Начиная с 2012 года и до момента вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе на территории стран Таможенного союза и Единого экономического пространства действовало Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 9 декабря 2010 года. В рамках данного Соглашения было определено, что национальные меры поддержки сельского хозяйства, используемые какой-либо из стран, подписавших Соглашение, должны быть ограничены или отменены, если они негативным образом отражаются на состоянии взаимной торговли стран, участвующих в Соглашении. Таким

образом, нормативная основа по поиску компромисса между национальными и наднациональными интересами была выстроена слабо.

Регламентация аграрно-промышленного сектора осуществлялась и с помощью иных актов, напрямую не затрагивающих вопросы сельского хозяйства. Тем не менее, назревшее несовершенство нормативного регулирования нуждалось в реформировании. Был необходим новый комплексный документ, который бы позволил проводить сбалансированную политику в данной сфере.

Как уже ранее упоминалось, в 2014 году под эгидой расширения интеграционного взаимодействия был принят Договор о Евразийском экономическом союзе. При его разработке, в том числе, были учтены положения Концепции и Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства.

Цели единой интеграционной политики ЕАЭС в области сельского хозяйства разнообразны. К наиболее важным из них следует отнести поддержку сельхозпроизводителей, создание условий здоровой конкуренции, наращивание объемов производства и объёмов экспорта.

Результаты исследования

Основным покупателем экспортируемых государствами-членами ЕАЭС товаров выступает Европейский союз (37,6% совокупного экспорта). Среди стран Европейского союза наиболее существенны поставки товаров в Нидерланды (7,9%), Германию (5,4%), Италию (4,6%), Польшу (3,0%). В страны АТЭС продано 29,6% экспортированных товаров, из них в Китай - 16,2%, Южную Корею - 3,7%, Соединенные Штаты - 3,2%. Странам СНГ реализовано 6,3% экспортированных товаров (Рисунок 1).

ЕС

137,0/ 37,6%

АТЭС

107,9 / 29,6%

:нг

(без стран ЕАЭС)

23,0/6,3%

Рис. 1. Распределение объемов внешней торговли государств - членов ЕАЭС по группам стран за январь - декабрь 2020 года, млрд. долл. США.

Российская Федерация. Российская Федерация как полноправный член ЕАЭС и Союзного государства «Россия-Беларусь» выстроила довольно мощную систему поддержки экспортёров сельхозпродукции на внешние рынки [21]. Применяются как финансовые меры, так и меры нефинансового характера. Сложившаяся система состоит из государственных органов исполнительной власти различных уровней, отраслевых ассоциаций товаропроизводителей и экспортёров, иных негосударственных организаций, научных учреждений и т.д [7]. Об эффективности используемых мер свидетельствует статистика: показатели по экспорту для этой страны за период с января по декабрь 2020 года в рамках укрупненной группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» достигли 25 570 008 078 долл. США, что больше более чем на 20% аналогичных показателей за 2019 год.

Национальный проект включает в себя пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Бюджет национального проекта составляет 956,8 млрд. рублей, из которых на федеральный проект «Экспорт продукции АПК» отводится 406,8 млрд. рублей [5]. Так, в соответствии с федеральным проектом «Экспорт продукции АПК» предусматривается к 2024 году достигнуть объема экспорта сельскохозяйственной продукции в размере 45 млрд. долл. в год. В структуре поддержки экспорта российских товаров особую роль играет государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). Являясь головной организацией, Внешэкономбанк осуществляет деятельность по поддержке экспорта самостоятельно либо через дочерние организации в целях достижения максимального синергетического эффекта. Достижение такого эффекта базируется, прежде всего, на использовании разнообразного инструментария для финансовой и нефинансовой поддержки как типовых, так и самых сложных экспортных проектов в любой несырьевой отрасли экономики[8].

В сентябре 2018 года в рамках Союзного государства с Беларусью были подписаны балансы спроса и предложения по молоку, молокопродуктам, мясу и мясным продуктам, определяющие объемы взаимных поставок. Кроме того, существенную информационную поддержку экспорта российской продукции АПК оказывают торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, ассоциации экспортеров. В 2019 году Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создал новый союз экспортеров зерна.

Поддержка экспорта в Российской Федерации на современном этапе характеризуется трансформацией всей системы поддержки экспорта в комплексную адресную поддержку экспортоориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям через механизм «единого окна» [12]. Это позволяет предоставлять широкий перечень финансовых и нефинансовых услуг экспортерам, а также масштабировать позитивное и нивелировать негативное влияния внешних и внутренних факторов на экспорт товаров и услуг из России.

Белоруссия. Еще одним членом ЕАЭС и Союзного государства «Россия-Беларусь» является Республика Беларусь. Сельское хозяйство в данной стране исторически является одной из базовых отраслей, формирующих национальную экономику [15]. В связи с этим, поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции всегда находится на повестке дня у белорусского правительства, с высокой периодичностью внедряются новые меры по развитию внешнеторговых отношений.

В соответствии с данными Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в 2020 г. поставлено на экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму более 5,8 млрд. долларов США, что составило 104,3% к уровню 2019 года. В целом, прирост валютной выручки сложился в сумме 240,2 млн. долларов США.

В отличие от ряда других членов ЕАЭС, в Белоруссии создан более обширный механизм поддержки экспорта [24]. К числу государственных органов, задействованных в данной сфере отношений, относятся:

- Правительство,

- Совет министров,

- Министерство экономики,

- Министерство иностранных дел.

К числу иных организаций, в чьи полномочия входят вопросы, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции, относятся:

- БРУПЭИС «Белэксимгарант»,

- ОАО «Промагролизинг»,

- ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»,

- Белорусская торгово-промышленная палата,

- межправительственные комиссии (комитеты, советы),

- советы делового сотрудничества с зарубежными странами.

В 2016 году Советом Министров Республики Беларусь была принята Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы. Целью этой программы было провозглашено развитие системы

государственной поддержки и субсидирование производителей, осуществляющих свою деятельность в аграрно-промышленном комплексе национальной белорусской экономики, что, в свою очередь, может повысить конкурентоспособность белорусских товаров на общемировом рынке.

В рамках реализации настоящей национальной программы была разработана «дорожная карта», представляющая собой примерный план действий по поддержке и развитию экспорта на период 2016-2020 гг. В части, касающейся экспорта сельскохозяйственной продукции, отражены задачи по координации усилий над достижением уровня качества, который бы позволял проходить необходимую сертификацию в странах и регионах, отнесённых к числу приоритетных рынков сбыта (Европейский Союз, Юго-Восточная Азия и т.д.). Немаловажной задачей выступило также создание достойного имиджа белорусской аграрно-промышленной продукции, поставляемой за рубеж. В числе приоритетных экспортных товаров, которые потенциально могли бы быть наиболее конкурентоспособными за рубежом, были выделены молочная и мясная продукция. Экономические показатели свидетельствуют о том, что в целом программа достаточно хорошо себя показала на практике, поскольку указанные цели по развитию экспортной отрасли, в том числе и в рамках экспорта с/х продукции, оказались достигнуты. Кроме того, многие положения «дорожной карты» из программы 2016-2020 гг. практически без изменений попали в Программу деятельности Правительства Республики Беларусь до 2025 года.

Ещё одним нормативно-правовым актом, регламентирующим сферу экспортных отношений, является Указ Президента Беларуси № 412 от 14 ноября 2019 г. «О поддержке экспорта». Он был издан во исполнение тех обязательств, которые взяла на себя Республика Беларусь при вступлении во Всемирную торговую организацию. К примеру, предусматривается, что правительство Беларуси будет финансировать выставочные мероприятия национальных экспортеров на зарубежных площадках, что потенциально может привлечь инвестиции в белорусскую аграрно-промышленную отрасль. В указе закреплено, что национальные экспортеры могут получить безвозвратную субсидию в размере до 50% от суммы понесенных ими расходов.

Страхование рисков, возникающих в процессе осуществляемой экспортёрами деятельности, а также их кредитование регулируется положениями Указа Президента Республики Беларусь «О содействии развитию экспорта» от 25 августа 2006 г. № 534. Именно этот акт предусматривает создание государственных институтов, реализующих функции в сфере кредитования и страхования экспортной деятельности.

Одним из таких институтов, например, является Банк развития, представляющий собой структурное подразделение ОАО «Промагролизинг». С инициативой создания банка выступили Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь. Банк развития призван обеспечивать финансирование проектов, обладающих высокой социальной значимостью и инвестиционной привлекательностью. Само же ОАО «Промагролизинг» на льготных условиях заключает с сельхозпроизводителями договоры финансового лизинга, предметом которых выступает сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайны и т.д.).

Услуги информационного и иного смежного характера оказывает Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Наиболее важные направления деятельности данной организации включают в себя [7]:

- маркетинговые услуги ;

- международное сотрудничество;

- выставки за рубежом;

- издательская деятельность;

- образовательная деятельность [21];

- обслуживание интернет-портала Ехро1!.Ьу

Широкомасштабную деятельность по поддержке бизнес-сегмента проводит Белорусская торгово-промышленная палата. Она аккумулирует информацию о всех производителях, производящих свои товары на территории республики Беларусь, об их товарах и услугах. Также торгово-промышленная палата ведёт сводный реестр импортёров, производит аналитические обзоры состояния рыночной конъюнктуры в том или ином регионе [11].

В составе торгово-промышленной палаты существует несколько органов, наиболее важным из которых является предприятие «БЕЛИН-ТЕРЭКСПО», функционирующее в области материального обеспечения выставок продукции национальных производителей на зарубежных выставочных площадках. К слову, именно это предприятие занимается организацией выставок зарубежных производителей на внутрибелорусских площадках.

Резюмируя, выстроенная на данный момент в Беларуси система по поддержке экспорта сельскохозяйственной продукции полностью отвечает и потребностям большинства экспортёров, и целям государственного совершенствования белорусского экспорта. Наращивание объемов экспорта

благоприятным образом отражается на состоянии национальной экономики, что, в свою очередь, предопределяет всестороннее развитие отрасли АПК в Республике Беларусь.

Армения. Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Армении. Оно представляет значимость не столько и не только как сфера, обеспечивающая создание определенной добавленной стоимости, а, в первую очередь, как сфера, от качества и уровня развития которой зависит продовольственная безопасность населения, уровень жизни и возможности развития сельских населенных пунктов, состояние здоровья и безопасность людей, выбор мест и условий их проживания, а также качество и продолжительность жизни населения. Так, согласно сведениям Евразийской экономической комиссии за период с января по декабрь 2020 года экспорт товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье» из Армении составил 328 919 957 долл. США в стоимостном эквиваленте.

На территории Армении существует и функционирует ряд институтов, определяющих вектор развития экспорта сельскохозяйственной продукции. К ним, в частности, относятся:

- Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения,

- Министерство экономики Республики Армения,

- СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении»,

- Фонд «Бизнес Армения».

Базовым документом для развития экспорта продукции, произведенной в Армении, является «Стратегия экспортоориентированной промышленной политики Армении» («The Strategy of Export-Led Industrial Policy of RA»). Генеральными задачами экспортной стратегии Армении выступают образование новых отраслей экономики, которые способны производить конкурентоспособные для внешних рынков товары, совершенствование законодательной базы в части поддержки конкуренции и государственного субсидирования, привлечение внимания зарубежных инвесторов [20].

Поддержкой всей сферы экспорта, в том числе сельскохозяйственного, в Армении занимается Министерство экономики Республики Армения. На сегодняшний момент в структуре министерства находятся 28 различных подразделений и 1 подведомственный орган.

К компетенции СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении» отнесено страхование экспорта. Данное агентство было образовано для создания страховых гарантий в отношении продукции, экспортируемой

из республики. В частности, СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении» помимо страхования предоставляет финансирование местным экспортёрам на льготных условиях по сравнению с теми, что предлагают частные банки. Перечень услуг предусматривает беспроцентную рассрочку платежа от 1 до 6 месяцев, а страховое покрытие может достигать 95% от общей стоимости экспортного контракта. Финансирование может осуществляться как национальной армянской валютой, так и долларами США, евро, рублями [9]. К числу страховых рисков, которые могут учитываться агентством, отнесены не только сугубо экономические, включающие в себя форс-мажор, неплатёжеспособность и проч., но и политические, предполагающие возникновение неблагоприятных политических событий в стране-импортёре, которые негативным образом влияют на внешнюю торговлю. К примеру, это могут быть меры государств, ограничивающие платёжные операции, революции, войны и т.д.

Активно содействует развитию экспорта в Армении Фонд «Бизнес Армения». Он также был создан Правительством государства для повышения благосостояния страны путем поддержки малого и среднего бизнеса. Как и упоминаемые ранее институты, в число задач фонда также входит создание условий для развития здоровой конкуренции, поддержка экспорта, в том числе сельскохозяйственного. Но главной целью фонда является экономико-правовая поддержка местных предпринимателей.

Все товары, экспортируемые из Армении за пределы ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию. Поскольку у Армении нет границ с другими государствами-членами ЕАЭС, сухопутные и морские перевозки осуществляются через процедуры таможенного транзита [10].

Государства-члены ЕАЭС заключили отдельные соглашения по экспортным пошлинам, в соответствии с которыми каждое государство-член организации устанавливает собственный список товаров, к которым могут применяться данные пошлины [13]. В течение последних двух лет применяемая в Армении ставка экспортных пошлин на все товары была нулевой. Экспортируемые товары освобождены от уплаты НДС и акцизного налога. Армения не предоставляет экспортные субсидии на сельскохозяйственные товары [29].

В июне 2011 года Армения приняла закон «О свободных экономических зонах» (далее - СЭЗ) и к концу того же года разработала несколько нормативных актов для привлечения иностранных инвестиций в СЭЗ с помощью различных стимулов. В настоящее время в стране действуют три свободные экономические зоны [17].

Армения пользуется Всеобщей системой преференций плюс (далее -ВСП+) в торговле с Европейским союзом [18]. Это позволяет ей экспортировать в страны ЕС более 7 тысяч товаров на льготных условиях: для 3 300 наименований действует нулевая ставка, а для 3 900 наименований -пониженная ставка. Кроме того, Всеобщая система преференций (далее -ВСП) действует в отношениях Армении с такими странами-партнерами как Канада, Норвегия, США, Швейцария и Япония [26].

Сложившаяся система поддержки экспорта в Республике Армения в целом удовлетворяет современным требованиям и тем задачам, которые перед ней поставлены. Однако в силу того, что она стала образовываться лишь недавно, ещё имеются недостатки, ликвидация и устранение которых должно стать приоритетной целью национального правительства.

Казахстан. Казахстан - агроиндустриальная страна, в которой сельское хозяйство является сферой жизнедеятельности основной части населения. В сельской местности сегодня проживает сорок три процента населения, и от степени развития сельскохозяйственного производства во многом зависит жизненный уровень не только тех, кто работает здесь, но и тех, кто в той или иной мере связан с этим рынком. С уровнем развития сельхозпро-изводства тесно связано благосостояние большинства казахстанцев [28].

В 2020 году согласно сведениям Евразийской экономической комиссии Казахстан оказался лидером в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) по росту производства сельскохозяйственной продукции. Прирост производства сельскохозяйственной продукции в январе - декабре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года оказался больше на 5,6%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной прирост объемов экспорта произошел за счет расширения поставок пшеницы, ячменя и семян льна. Основными рынками сбыта данных сельскохозяйственных товаров являются страны СНГ (в первую очередь Узбекистан и Таджикистан) и некоторые страны дальнего зарубежья (такие как Китай, Исламская Республика Иран, Бельгия, Италия и Афганистан). Из числа стран ЕАЭС основными странами-импортерами являются Российская Федерация и Кыргызстан [24].

В рамках поддержки внешнеторговой деятельности, предметом которой выступает аграрно-промышленная продукция, в Республике Казахстан действуют институты, аналогичные описанным ранее в Армении и Беларуси. В их числе: Министерство торговли и интеграции; АО «Банк Развития Казахстана», АО «Аграрная кредитная корпорация», АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен».

Важнейшим документом, определяющим генеральные цели по совершенствованию казахского экспорта, выступает «Национальная экспортная стратегия Республики Казахстан», принятая Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2017 года. Именно этот акт предопределяет планы по развитию национального экспорта на период 2018-2022 гг. в наиболее конкурентоспособных отраслях экономики. В национальной экспортной стратегии зафиксировано, что выполнение заложенных задач и предусмотренных целей может помочь кардинальным образом перестроить национальную экономику, системообразующим звеном которой на сегодняшний день, как и в России, является сырьевой экспорт.

К примеру, планируется, что число продуктов, поставляемых на внешние рынки, будет год за годом увеличиваться, повышая имидж продукции Казахстана за рубежом и привлекая новые инвестиции в казахстанскую экономику. В числе других предложений указаны повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, применение новых технологий в производственных процессах и т.д. [14].

Касаемо развития экспорта аграрно-промышленной продукции был принят профильный акт - Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. В программе отмечается, что к 2021 году планируется достичь увеличения объема экспорта продовольственных товаров на 600,0 млн. долл. США к уровню 2015 года (до 1,5 млрд. долл.).

Анализ программных актов в сфере сельского хозяйства Республики Казахстан позволяет выделить ряд наиболее приоритетных стран и регионов для поставок подобной продукции. Наиболее часто в их числе фигурируют ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, страны Средней Азии, Персидского залива и Европы.

После административных преобразований в 2019 году полномочия по развитию экспорта сельхозпродукции сосредоточились в Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан. В своей деятельности данное министерство опирается на «Дорожную карту по продвижению экспорта несырьевых товаров и услуг». В целом, данная дорожная карта содержит те же цели и задачи, что были описаны в ранее упомянутых программных документах. Это, например, расширение ассортимента поставляемых товаров, улучшение их качества, нивелирование барьеров для доступа товаропроизводителей на внешние рынки. Также предполагается развитие нефинансовых мер в области совершенствования экспорта.

Страховой и финансовой поддержкой экспортеров в Республике Казахстан занимается АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport».

Данное акционерное общество представляет собой единственную на территории Республики Казахстан организацию, которая осуществляет функции кредитования экспортёров. Число оказываемых услуг довольно разнообразно [25]. Это, в частности, страхование рисков в сфере кредитования экспортёров, торговое финансирование экспорта, предварительное экспортное финансирование. В связи со спецификой задач «KazakhExport» нормативно запрещено быть оператором по продвижению экспорта.

По аналогии с Республикой Беларусь в Республике Казахстан был создан АО «Банк Развития Казахстана», занимающийся обеспечением финансовых потребностей экспортеров на более льготных условиях, чем те, которые предлагаются частными банковскими организациями. Клиенты АО «Банк Развития Казахстана» используют его возможности для финансового обеспечения инвестиционных проектов, получения беспроцентных займов для покрытия расходов на поставки казахстанской продукции за рубеж и т.д.

Следующей организацией, финансово обеспечивающей потребностью экспортеров аграрно-промышленной продукции, является АО «Аграрная кредитная корпорация». В рамках своей деятельности она предлагает потребителям услугу под названием «Агроэкспорт». Суть её сводится к кредитованию проектов, имеющих экспортный потенциал, в том числе через банки второго уровня, кредитные товарищества и лизинговые компании.

Из числа государственных органов неоценимый вклад в развитие экспортного потенциала Республики Казахстан вносит Министерство иностранных дел Республики Казахстан. С помощью дипломатических механизмов и инструментов министерство осуществляет помощь экспортёрам, косвенно содействуя в продвижении их продукции на внешних рынках. Торгово-экономическая дипломатия позволяет создать договорённости с нужными странами и регионами, увеличив товарооборот и повысив благосостояние. Например, постоянно создаются межправительственные комиссии и советы, на которых обсуждается торговое сотрудничество разных стран. Для координации единой казахстанской политики в сфере экспорта сельхозпродукции министерство иностранных дел подписывает профильные соглашения с иными органами исполнительной власти Республики Казахстан. Это позволяет разрабатывать совместные планы и повышать эффективность внешнеторговой деятельности Казахстана.

Можно констатировать, что в целом построенная система поддержки экспорта казахстанской сельхозпродукции является довольно эффективным инструментом для поддержания функционирования экспортных отношений.

Кыргызская Республика. Следующей рассматриваемой страной является Киргизия. Сельское хозяйство - это ведущая отрасль экономики Киргизии. В этом секторе занята большая часть трудоспособного населения страны. Наличие крестьянских и фермерских хозяйств обусловили развитие сельского сектора экономики Киргизии.

В основном, в сельском хозяйстве Киргизии доминирует выращивание зерновых культур. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики по итогам 2020 года в целом по республике отмечался рост основных видов сельскохозяйственных культур. Намолочено более 1,8 млн. тонн зерна (без зернобобовых, риса и гречихи, в весе после доработки), что по сравнению с предыдущим годом на 4,2 процента больше. В 2020 году намолочено 629 тыс. тонн пшеницы, что по сравнению с 2019 годом на 4,6 процента больше и 510 тыс. тонн ячменя, или на 9,5 процента больше.

Стратегическое планирование и иные полномочия в сфере экспортоо-риетированной деятельности в Кыргызской Республике осуществляет Министерство экономики Кыргызской Республики. К числу первоочередных задач министерства отнесены:

- внедрение эффективных мер ведения экспортно-импортной деятельности;

- стимулирование местных сельхозпроизводителей;

- повышение качества и конкурентоспособности отечественных товаров.

Тенденция издания программных актов, закрепляющих основные направления развития сфер сельского хозяйства и экспорта сельхозпродукции, имеется и в Кыргызской Республике. Одним из таких документов является «Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы». Стратегией определены планы по созданию крупных сельскохозяйственных предприятий, чья продукция будет отвечать передовым мировым стандартам качества, что создаст определенные конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными продуктами производителей из иных стран и регионов мира. Как и в других странах ЕАЭС, стратегией предусмотрено создание механизмов финансовой поддержки экспортёров (страховые услуги, льготное кредитование и т.д.).

Ещё одним актом программного характера, действующим в Кыргызстане, считается Программа развития Кыргызской Республики на период 2018-2022 гг. «Единство, доверие, созидание». В ней закреплено, что наиболее приоритетным и коммерчески успешными регионами для кыргызских экспортёров признаются страны-члены ЕАЭС, Китай, Индия,

страны Ближнего Востока, страны Евросоюза. Также отмечается, что для наращивания экспортного потенциала необходимо увеличивать долю производимых товаров из экологически чистого сырья. Помимо всего прочего, программной целью признано привлечение средств для лизинга технологического оборудования.

Программа включает в себя положения о развитии четырех наиболее приоритетных секторов национальной экономики, к числу которых также отнесена сельскохозяйственная отрасль. Предусмотрено, что для развития агропромышленного экспорта необходимо направить усилия на повышение объёмов производства в сферах молочной переработки, выращивания овощей и фруктов, поскольку именно такие продукты имеют устойчивый спрос у зарубежных потребителей. В рамках отрасли АПК в программе особо выделяются следующие кросс-отраслевые секторы [27]:

1) инфраструктура качества;

2) доступ к финансам;

3) стимулирование экспорта.

Предприятия, чья деятельность осуществляется именно в этой сфере, в приоритетным порядке могут получить помощь у государства в виде необходимых субсидий, льготного кредитования, страхования рисков, связанных с экспортной деятельностью и т.д.

Что касается экспорта сельхозпродукции, то этим направлением всецело занимается профильный орган - Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики, выполняющее функции по реализации государственной политики в области инвестиций, экспорта и государственно-частного партнерства. Если рассматривать деятельность агентства через сложившуюся вертикаль власти, то можно заметить, что оно подотчетно Премьер-министру Кыргызской Республики. Агентство также работает над внедрением механизма государственно-частного партнерства в экспортноориентированную деятельность. Как и аналогичные органы, созданные и функционирующие в иных странах-членах ЕАЭС, агентство оказывает непосредственно оказывает помощь товаропроизводителям, ориентированным на внешние рынки.

Количественные ограничения, запреты экспорта агропродовольствен-ной продукции в Кыргызстане не используются за исключением запрета на вывоз алкогольной и табачной продукции физическими лицами в объеме, превышающем 5 литров алкогольной продукции или 250 граммов табака на одно лицо старше 18 лет.

По сравнению с фаворитами национальной экспортной поддержки сельхозпроизводителей в ЕАЭС меры, имеющиеся в распоряжении Кыр-

гызской Республики, пока слабо соответствуют реалиям сложившихся внешнеторговых стандартов. Между тем, принятые нормативные акты при условии их чёткой реализации способны в значительной мере простимулировать деятельность местных сельхозпроизводителей.

Обсуждение

Рассматривая политику проведения и поддержки экспорта продукции АПК в ЕАЭС в целом, то можно также выделить несколько очевидных тенденций, имеющихся на настоящий момент. Во-первых, уровень развития систем поддержки в каждом конкретном государстве сильно отличается друг от друга. В числе основных различий - количество институтов поддержки, их характер, компетенции и полномочия. Ряд стран имеет довольно развитые системы поддержки, которые отвечают общемировым стандартам и тем требованиям, которые предъявляются в рамках интеграционного образования ЕАЭС. К этой категории можно отнести Российскую Федерацию, Республику Беларусь и Республику Казахстан. Институциональные системы поддержки экспорта сельхозпродукции, созданные в Армении и Кыргызстане в целом также отвечают предъявляемым требованиям, которые предъявляются в рамках интеграционного образования ЕАЭС, однако по ряду причин всё ещё нуждаются в дальнейшей доработке для увеличения эффективности осуществления экспортных процедур. Во-вторых, еще велика доля сырьевого экспорта. Иными словами, экспортёры стран ЕАЭС зачастую поставляют на зарубежные рынки не готовую продукцию, а лишь сельскохозяйственное сырье (зерновые культуры, фрукты, овощи, рыбу, мясо и т.д.). В свою очередь, зарубежные производители, переработав поставленное сырье, «возвращают» на рынки ЕАЭС уже готовую продукцию. По мнению многих исследователей [8, 13, 15, 20, 26, 29], сырьевая торговля имеет более низкие перспективы по сравнению с торговлей уже готовой продукцией. Поэтому перспективы роста экспорта напрямую зависят от комплексного развития сельскохозяйственной отрасли и отрасли переработки созданного ею сырья.

Результатами анализа государственной поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции в странах ЕАЭС можно выделить следующие особенности:

1. В странах ЕАЭС различен уровень экспортного национального законодательства, хотя в рамках интеграционного объединения и существует общий законодательный «знаменатель». Гармонизация экспортного законодательства более всего развита в России, Беларуси и Казахстане. Стратегические ориентирование в области государственного регулирования

сельскохозяйственной продукции более всего развито в Казахстане. Более развитые инструменты поддержки экспорта представлены в России.

2. Следует отметить, так же различный уровень финансирования поддержки экспорта в странах ЕАЭС и различный инструментарий реализации поддержки. В России, Белоруссии, Казахстане происходит сближение инструментов государственной поддержки экспорта (государственные банки развития, экспортные центры). В Армении и Кыргызской Республике пока подобные инструменты находятся на стадии развития.

3. В странах ЕАЭС присутствует различное количество финансовых инструментов, которыми государства могут воспользоваться при субсидировании экспорта сельскохозяйственной продукции. Так же и различны объемы субсидий в каждом из государств интеграционного объединения. Количество инструментов финансирования экспорта более всего развито в России и Беларуси.

Заключение

На протяжении всего существования ЕАЭС как комплексного интеграционного образования вопрос о развитии аграрно-промышленного сектора всегда был на повестке дня. Цели единой интеграционной политики ЕАЭС в области сельского хозяйства разнообразны. К наиболее важным из них следует отнести поддержку сельхозпроизводителей, создание условий здоровой конкуренции, наращивание объемов производства и объёмов экспорта.

Кроме того, единая политика в данной сфере потенциально способна разрешить следующие задачи: гармонизировать требования, предъявляемые к сельскохозяйственной продукции; обеспечить соблюдение законных интересов сельхозпроизводителей; способствовать продвижению продукции сельхозпроизводителей на внешние рынки. Договором о ЕАЭС определены следующие направления межгосударственного взаимодействия и сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса: прогнозирование в агропромышленном комплексе; государственная поддержка сельского хозяйства; регулирование общего аграрного рынка; формирование единых требований в сфере производства и обращения продукции; развитие экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В рамках развития ЕАЭС предусмотрены обязательства для стран-участниц по обмену собственными стратегиями развития аграрно-промыш-ленного комплекса, организации профильных мероприятий по разработке плана координированных действий. Это может стать основой для развития национальных рынков сельхозпродукции внутри ЕАЭС и, как следствие,

повысить интерес иностранных потребителей к такой продукции, что благоприятно отразится на экспортных отношениях.

Информация о конфликте интересов. Конфликт интересов отсутствует.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Жиляков Д.И. Роль государства в повышении эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций // Экономические науки. 2021. №1(194). С. 74-77. https://doi.oig/10.14451/1.194.74

2. Котляров И.Д. Развитие экспорта российской сельскохозяйственной продукции на основе сетевого сотрудничества в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2018. №2. С. 76-84. https://doi.oig/10.32651/2070-0288-2018-2-76-84

3. Миндлин Ю.Б. АПК России на примере кластеров агропродовольствен-ного комплекса в аспекте экспорта продукции // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 5. С. 51-56. https://doi.oig/10.37882/2223-2974.2021.05.24

4. Никулина Ю.Н., Паюрова Е.Н., Шик О.В., Янбых Р.Г. Формы господдержки производителей молока и их эффективность для развития отрасли // АПК: Экономика, управление. 2021. №5. С. 57-67. https://doi.oig/10.33305/215-57

5. Светлов Н.М. Как улучшить планирование Федерального проекта «Экспорт продукции АПК» // АПК: Экономика, управление. 2020. №10. С. 4150. https://doi.oig/10.33305/2010-41

6. Шик О.В., Серова Е.В., Янбых Р.Г. Исследование системы бюджетной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №2. С. 145-167. https://vgmu.hse. ru/2020--2/371812621.html

7. Abbas S., Waheed A. Pakistan's potential export flow: the gravity model approach // Journal of Developing Areas, 2015, vol. 49, no. 4, pp. 367-378. https://doi.oig/10.1353/jda.2015.0135

8. An L., Hu C., Tan Y. Regional effects of export tax rebate on exporting firms: Evidence from China // Review of International Economics, 2017, vol. 25, no. 4, pp. 774-798. https://doi.org/10.1111/roie.12284

9. Arzhantsev S.A., Nechaev V.I., Mikhailushkin P.V. Scientific and technological development of the AIC of EAEU members based on the Eurasian agricultural technological platform // Econ Lab Manage Agric, 2019, no. 1, pp. 26-34. https://doi.org/10.33938/191-26

10. Bacior S., Prus B. Infrastructure development and its influence on agricultural land and regional sustainable development // Ecological Informatics, 2018, vol. 44, pp. 82-93. https://doi.org/10.1016/j.ecoinf.2018.02.001

11. Bogoviz A. Transforming the agricultural sector for better sustainable development: Perspectives from Russia as a member state of the Eurasian economic union // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, vol. 274(1). https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012001

12. Borisova O., Abramova L., Zageeva L., Popkova E., Morozova I., Litvinova T. Role of agricultural clusters in provision of food security // European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 287-298. https://doi.org/10.35808/ersj/472

13. Elkin I.V. Approach to assessing the region's export potential development impact on wealth growth of its population // Irkutsk State Economics Academy, 2008, no. 4 (60), pp. 41-44.

14. Epifanova T., Romanenko N., Mosienko T., Skvortsova T., Kupchinskiy A. Modernization of institutional environment of entrepreneurship in Russia for development of innovation initiative in small business structures // European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 137-148. https://doi.org/10.35808/ersj/461

15. Gu J., Renwick N., Xue L. The BRICS and Africa's search for green growth, clean energy and sustainable development // Energy Policy, 2018, vol. 120, pp. 675-683. https://doi.org/10.1016Zj.enpol.2018.05.028

16. Kilelu C.W., Klerkx L., Leeuwis C. Unravelling the role of innovation platforms in supporting co-evolution of innovation: Contributions and tensions in a smallholder dairy development programme // Agricultural Systems, 2013, vol. 118, pp. 65-77. https://doi.org/10.1016/j.agsy.2013.03.003

17. Krugman P. Space: The final frontier // Journal of Economic Perspectives, 1998, vol. 12, no. 2, pp. 161-174. https://doi.org/10.1257/jep.12.2.161

18. Mikhaylov A.S. Socio-spatial dynamics, networks and modelling of regional milieu // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2018, vol. 5, no. 4, pp. 1020-1030. https://doi.org/10.9770/jesi.2018.5.4(22)

19. Nechaev V.I., Arzhantsev S.A. Concept of the development of the agricultural technological platform of the EAEU member states // Econ Russ Agric, 2018, no. 7, pp. 85-92. https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-7-85-92

20. Paptsov A., Nechaev V., Mikhailushkin P. Towards to a single innovation space in the agrarian sector of the member states of the Eurasian economic union: A case study // Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 637-648. https://doi.org/10.9770/jesi.2019.7.1(45)

21. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. National food security under institutional challenges (Russian experience) // International Journal of

Sociology and Social Policy, 2021, vol. 41, no. 1-2, pp. 139-153. https://doi. org/10.1108/IJSSP-03-2020-0074

22. Popkova E., Litvinova T., Saveleva N., Sarakhmanova V., Popova T., Mayer S. Problems and perspectives of formation of agricultural clusters for increasing food security of developing countries // European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 177-186. https://doi.org/10.35808/ersj/464

23. Romanko E.B., Musabekova A.O. Development of transport logistics in republic of Kazakhstan // Bulletin of the Karaganda University, 2014, vol. 2(74), pp. 142-148.

24. Shah S.H., Raja I.A., Rizwan M., Rashid N., Mahmood Q., Shah F.A., Pervez A. Potential of microalgal biodiesel production and its sustainability perspectives in Pakistan // Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2018, vol. 81, pp. 76-92. https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.07.044

25. Shatkovskaya T.V., Solonchenko A.A., Emirsultanov Y.A., Naumenko Y.A. Leading governments' legal initiatives of innovational development in the sphere of commercialization of intellectual products // European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, no. 3, pp. 432-442. https://doi.org/10.35808/ersj/798

26. Skvortsova T.A., Denisova I.P., Romanenko N.G., Sukhovenko A.V Innovations and support for quality in agriculture: A case study // European Research Studies Journal, 2018, vol. 21, Special Issue 1, pp. 423-431. https://doi.org/10.35808/ersj/1192

27. Skvortsova T.A., Kolesnikov Y.A., Mosienko T.A., Romanenko N.G. The formation of authorized capital in economic organizations // European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, no. 3B, pp. 369-378. https://www.ersj.eu/ dmdocuments/2017-xx-3-b-33.pdf

28. Skvortsova T.A., Nikitina A.A., Pasikova T.A., Tagaev A.V. Concepts and criteria for the classification of small and medium-sized business in Russia // International Journal of Economics and Business Administration, 2019, vol. 7, Special Issue 1, pp. 417-425. https://doi.org/10.35808/ijeba/287

29. Umirzakov S.Y., Nauryzbayev A.Z., Bukharbayeva A.Z., Bekesheva D.A., Oralbayeva A.K. Assessment of the supply chain management and problems of agricultural production development and marketing in Kazakhstan // International Journal of Supply Chain Management, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 256-265. https://core.ac.uk/download/pdf/230742404.pdf

References

1. Zhilyakov D.I. Ekonomicheskie nauki, 2021, no. 1(194), pp. 74-77. https://doi. org/10.14451/1.194.74

2. Kotlyarov I.D. Ekonomikasel'skogo khozyaystvaRossii, 2018, no. 2, pp. 76-84. https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-2-76-84

3. Mindlin Yu.B. Sovremennayanauka: aktual 'nyeproblemy teorii ipraktiki. Seri-ya: Ekonomika ipravo, 2021, no. 5, pp. 51-56. https://doi.org/10.37882/2223-2974.2021.05.24

4. Nikulina Yu.N., Payurova E.N., Shik O.V., Yanbykh R.G. APK: Ekonomika, upravlenie, 2021, no. 5, pp. 57-67. https://doi.org/10.33305/215-57

5. Svetlov N.M. APK: Ekonomika, upravlenie, 2020, no. 10, pp. 41-50. https://doi. org/10.33305/2010-41

6. Shik O.V., Serova E.V., Yanbykh R.G. Voprosy gosudarstvennogo i munitsi-pal'nogo upravleniya, 2020, no. 2, pp. 145-167. https://vgmu.hse.ru/2020--2/371812621.html

7. Abbas S., Waheed A. Pakistan's potential export flow: the gravity model approach. Journal of Developing Areas, 2015, vol. 49, no. 4, pp. 367-378. https:// doi.org/10.1353/jda.2015.0135

8. An L., Hu C., Tan Y. Regional effects of export tax rebate on exporting firms: Evidence from China. Review of International Economics, 2017, vol. 25, no. 4, pp. 774-798. https://doi.org/10.1111/roie.12284

9. Arzhantsev S.A., Nechaev V.I., Mikhailushkin P.V. Scientific and technological development of the AIC of EAEU members based on the Eurasian agricultural technological platform. Econ Lab Manage Agric, 2019, no. 1, pp. 26-34. https:// doi.org/10.33938/191-26

10. Bacior S., Prus B. Infrastructure development and its influence on agricultural land and regional sustainable development. Ecological Informatics, 2018, vol. 44, pp. 82-93. https://doi.org/10.1016/j.ecoinf.2018.02.001

11. Bogoviz A. Transforming the agricultural sector for better sustainable development: Perspectives from Russia as a member state of the Eurasian economic union. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019, vol. 274(1). https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012001

12. Borisova O., Abramova L., Zageeva L., Popkova E., Morozova I., Litvinova T. Role of agricultural clusters in provision of food security. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 287-298. https://doi.org/10.35808/ersj/472

13. Elkin I.V. Approach to assessing the region's export potential development impact on wealth growth of its population. Irkutsk State Economics Academy, 2008, no. 4 (60), pp. 41-44.

14. Epifanova T., Romanenko N., Mosienko T., Skvortsova T., Kupchinskiy A. Modernization of institutional environment of entrepreneurship in Russia for development of innovation initiative in small business structures. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 137-148. https://doi. org/10.35808/ersj/461

15. Gu J., Renwick N., Xue L. The BRICS and Africa's search for green growth, clean energy and sustainable development. Energy Policy, 2018, vol. 120, pp. 675-683. https://doi.org/10.10167j.enpol.2018.05.028

16. Kilelu C.W., Klerkx L., Leeuwis C. Unravelling the role of innovation platforms in supporting co-evolution of innovation: Contributions and tensions in a smallholder dairy development programme. Agricultural Systems, 2013, vol. 118, pp. 65-77. https://doi.org/10.10167j.agsy.2013.03.003

17. Krugman P. Space: The final frontier. Journal of Economic Perspectives, 1998, vol. 12, no. 2, pp. 161-174. https://doi.org/10.1257/jep.12.2.161

18. Mikhaylov A.S. Socio-spatial dynamics, networks and modelling of regional milieu. Entrepreneurship andSustainabilityIssues, 2018, vol. 5, no. 4, pp. 10201030. https://doi.org/10.9770/jesi.2018.5.4(22)

19. Nechaev V.I., Arzhantsev S.A. Concept of the development of the agricultural technological platform of the EAEU member states./ Econ Russ Agric, 2018, no. 7, pp. 85-92. https://doi.org/10.32651/2070-0288-2018-7-85-92

20. Paptsov A., Nechaev V., Mikhailushkin P. Towards to a single innovation space in the agrarian sector of the member states of the Eurasian economic union: A case study. Entrepreneurship and Sustainability Issues, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 637-648. https://doi.org/10.9770/jesi.2019.7.1(45)

21. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. National food security under institutional challenges (Russian experience). International Journal of Sociology and Social Policy, 2021, vol. 41, no. 1-2, pp. 139-153. https://doi. org/10.1108/IJSSP-03-2020-0074

22. Popkova E., Litvinova T., Saveleva N., Sarakhmanova V., Popova T., Mayer S. Problems and perspectives of formation of agricultural clusters for increasing food security of developing countries. European Research Studies Journal, 2015, vol. 18, no. 3, pp. 177-186. https://doi.org/10.35808/ersj/464

23. Romanko E.B., Musabekova A.O. Development of transport logistics in republic of Kazakhstan. Bulletin of the Karaganda University, 2014, vol. 2(74), pp. 142-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Shah S.H., Raja I.A., Rizwan M., Rashid N., Mahmood Q., Shah F.A., Pervez A. Potential of microalgal biodiesel production and its sustainability perspectives in Pakistan. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2018, vol. 81, pp. 76-92. https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.07.044

25. Shatkovskaya T.V., Solonchenko A.A., Emirsultanov Y.A., Naumenko Y.A. Leading governments' legal initiatives of innovational development in the sphere of commercialization of intellectual products. European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, no. 3, pp. 432-442. https://doi.org/10.35808/ersj/798

26. Skvortsova T.A., Denisova I.P., Romanenko N.G., Sukhovenko A.V. Innovations and support for quality in agriculture: A case study. European Research Studies Journal, 2018, vol. 21, Special Issue 1, pp. 423-431. https://doi.org/10.35808/ ersj/1192

27. Skvortsova T.A., Kolesnikov Y.A., Mosienko T.A., Romanenko N.G. The formation of authorized capital in economic organizations. European Research Studies Journal, 2017, vol. 20, no. 3B, pp. 369-378. https://www.ersj.eu/dm-documents/2017-xx-3-b-33.pdf

28. Skvortsova T.A., Nikitina A.A., Pasikova T.A., Tagaev A.V. Concepts and criteria for the classification of small and medium-sized business in Russia. International Journal of Economics and Business Administration, 2019, vol. 7, Special Issue 1, pp. 417-425. https://doi.org/10.35808/ijeba/287

29. Umirzakov S.Y., Nauryzbayev A.Z., Bukharbayeva A.Z., Bekesheva D.A., Or-albayeva A.K. Assessment of the supply chain management and problems of agricultural production development and marketing in Kazakhstan. International Journal of Supply Chain Management, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 256-265. https:// core.ac.uk/download/pdf/230742404.pdf

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Аксенов Илья Антонович, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственное право и управление таможенной деятельностью

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

ул. Горького, 87, г. Владимир, 600000, Российская Федерация il_aks@mail.ru

DATAABOUT THE AUTHOR

Ilia A. Aksenov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State Law and Management of Customs Activities

Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov

87, Gorky Str.,Vladimir, 600000, Russian Federation

Il_aks@mail.ru

SPIN-code: 4145-4764

ORCID: 0000-0003-0541-327X

ResearcherID: 0-6110-2017

Scopus Author ID: 57216752275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.