УДК 351/354+(719)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И РЕСТАВРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
STATE PROTECTION AND RESTORATION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF COLLABORATION BETWEEN RUSSIA AND NORWAY
© Янович Максим Владимирович, ведущий консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры Архангельской области; ассистент кафедры теории и истории государства и права, аспирант кафедры конституционного и муниципального права ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова». E-mail: [email protected]
© Yanovich Maxim Vladimirovich, Leading Consultant of the Department of State Protection of Cultural Heritage of the Ministry of Culture of the Arkhangelsk region; Assistant of the Department of Theory and History of State and Law, Postgraduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov. E-mail: atheros@yandex. ru
Аннотация. Исследуется история сотрудничества России и Норвегии по сохранению объектов культурного наследия расположенных в схожих природно-климатических условиях.
Ключевые слова: Россия, Норвегия, сотрудничество, БЕАР, Арктика, культурное наследие, реставрация, лифтинг.
Abstract. We study the history of cooperation between Russia and Norway for the conservation of cultural heritage located in similar climatic conditions.
Keywords: Russia, Norway, cooperation, BEAR, the Arctic, cultural heritage, restoration, lifting
Введение
В статье освещается история сотрудничества России и Норвегии по сохранению объектов культурного наследия на примере реставрации методом лифтинга ряда памятников, расположенных в Кенозерском национальном парке на территории Архангельской области, опыт Норвегии по изучению, охране и сохранению объектов культурного наследия, расположенных в схожих условиях на архипелаге Svalbard (Шпицберген). Россию и Норвегию объединяет схожее культурное наследие, особенно в области деревянного зодчества, что послужило основой для сотрудничества в данной сфере с 1995 года.
Норвежская концепция сохранения объектов культурного наследия
Такое сотрудничество началось с поездки представителя Норвегии — председателя комитета по деревянному зодчеству Международного совета по памятникам и историческим местам (ICOMOS) Нильса Марстейна в российскую глубинку — в деревни, расположенные в Архангельской области. Именно там, в национальном парке «Кенозерский», и реали-зовывалась в последующем большая часть международных проектов, направленных на сохранение объектов культурного наследия. Интерес норвежской стороны к сотрудничеству возник после норвежской научной экспедиции к объектам культурного наследия Архангельской области, обнаружившей большую схожесть зодческих традиций Русского Севера и Норвегии. Удивительным было то, что утерянный способ плотницкой работы, использовавшийся в традиционном средневековом зодчестве Норвегии, активно практикуется в русском строительстве.
Возрождение древних навыков работы с деревом позволило норвежской стороне восстановить на родине деревянные здания, возведённые до 1536 года, до состояния, требующего в дальнейшем лишь постоянного ухода и контроля за его состоянием.
В этом заключается норвежская концепция сохранения объектов культурного наследия. «Vedlikehold» — так скандинавские коллеги называют процесс «текущего ремонта» памятника [1]. Сложно подобрать хороший русский эквивалент слову «vedlikehold» или его аналогу в английском языке «maintenance», который не включал бы элемент «ремонта». Ремонт — это то, что делается, когда ущерб памятнику уже нанесён. В то время как «maintenance» — исправлять заранее, до возникновения проблемы.
Наиболее подходящий термин для перевода — русское слово «поддержание», именно оно в наибольшей степени отражает суть английского «maintenance» и норвежского «vedlikehold». Отметим, что в Венецианской хартии по консервации и реставрации памятников 1965 года определение консервации также предполагает, прежде всего, постоянство ухода за памятниками.
Такие операции, как уборка снега с крыши в весеннюю оттепель, обкос травы вокруг памятника, забивание выступившего гвоздя или своевременное устранение течи, уборка листьев из водосточных желобов, соскабливание лишайников и мха с крыши не требуют каких-либо значительных усилий и затрат, связанных с привлечением высококвалифицированных специалистов, и в то же время позволяют продлить в разы срок «жизни» памятника.
В период одной из стажировок на Русском Севере норвежские плотники познакомили российских профессиональных реставраторов с системой лифтинга деревянных зданий при
их реставрации. При помощи специальных устройств, работающих по принципу домкрата, здание памятника поднимается над землей и фиксируется в строго определённом положении. В это время имеется возможность заменить окладной венец и восстановить фундамент здания, после проведения указанных процедур основной объём здания вновь возвращается на свое место.
Реставрация объектов национального парка «Кенозерский»
Работы по реставрации с использованием метода лифтинга были начаты на небольшом объекте — часовне Святого Николая в деревне Вершинино Плесецкого района, затем — на объектах деревень Зехнова и Глазово.
Самым грандиозным проектом национального парка «Кенозерский» была реставрация таким методом ансамбля-«тройки» Почозерского храмового комплекса 1700 г. в деревне Филипповская, состоящем из летней и зимней церквей, трапезной и колокольни. Здесь в 2002 г. впервые в России норвежскими и российскими мастерами-плотниками осуществлена операция по подъему 300-тонной шатровой церкви ансамбля для замены венцов в теле памятника, не используя способ раскатки. Эта работа была высоко оценена специалистами как с российской, так и с норвежской стороны. Благодаря сотрудничеству с Норвегией удалось сохранить объёмы работ по реставрации памятников, укрепить реставрационную базу, решить многие задачи по отработке методов и технологии реставрации деревянных сооружений. Но, самое главное, произошло переосмысление общественного и социального значения сохранения наследия и роли местного населения в этом процессе.
В качестве проведённых работ можно убедиться, посетив отреставрированные объекты парка. На каждый из них ведётся журнал наблюдений и ежегодного «поддержания», что позволяет сохранить результаты российско-норвежского сотрудничества в области реставрации конкретных объектов на долгие годы.
Все работы на памятниках истории и культуры в Архангельской области проводятся в полном соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Проблемы сохранения культурного наследия Земли Франца-Иосифа
В настоящее время министерство культуры Архангельской области намерено сделать новый шаг к сохранению культурного наследия в Российской Арктике, что обусловлено усиленными темпами изучения и освоения арктического региона. На самом севере Архангель-
ской области, в Северном Ледовитом океане, располагается архипелаг — Земля Франца-Иосифа, который так же, как и Шпицберген ^а1Ьагё), богат природным и культурным наследием. Огромный пласт информации и в то же время загадок таят в себе многочисленные полярные экспедиции, которые отправлялись в эти края. Интересен и период первой половины ХХ века, когда на островах архипелага появлялись первые полярные гидрометеорологические станции и находились военные образования.
Особенностью российского полярного архипелага является то, что в течение многих лет он являлся практически не посещаемым: на островах архипелага сохранилась нетронутая природа полярных пустынь, объекты, покинутые полвека назад так и стоят, законсервированные сухим арктическим холодом.
В 2012 году научная экспедиция национального парка «Русская Арктика», в состав которой входил представитель министерства культуры Архангельской области, позволила выявить ряд объектов, расположенных на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа и представляющих собой историко-культурную ценность — это памятные кресты, полярные гидрометеорологические станции, оборонительные сооружения [3].
В последние годы Российская Федерация все значительнее обозначает своё присутствие в Арктике, и это связано с осуществлением на её территории хозяйственной деятельности, попытками организовать туристическое, научное и исследовательское посещение этих мест. Одновременно с таким посещением встает вопрос о том, как защитить памятники и артефакты, расположенные на архипелаге, от разграбления и «разбора на сувениры».
Ещё одной немаловажной проблемой на архипелаге является то, что посетившие архипелаг туристические группы и экспедиции стараются оставить на островах памятные знаки о своем визите (кресты, таблички, надписи), что, безусловно, искажает восприятие истинного культурного наследия этого арктического кусочка земли.
В отличие от Svalbard, культурное наследие островов архипелага Земля Франца-Иосифа на государственной охране не стоит. В настоящее время проводится работа по его изучению и описанию, постановке на государственную охрану.
Одновременно с признанием указанных объектов памятниками истории и культуры встает вопрос о том, как осуществлять государственную охрану таких объектов с учётом их удалённости, труднодоступности и малоконтролируемого посещения, воздействия природных и климатических факторов. Именно в этом вопросе считаем возможным обратиться к опыту Норвегии по изучению, охране и сохранению объектов культурного наследия, расположенных в схожих условиях на архипелаге Svalbard в Северном Ледовитом океане.
Норвежский опыт сохранения культурного наследия Свальбарда
Закон об охране окружающей среды, действующий на архипелаге Svalbard, гласит, что все следы человеческой деятельности на острове, начиная с 1945 года, охраняются и являются элементами культурного наследия этой территории. С учётом рельефа местности следы деятельности человека легко обнаружить в разных местах — все они находятся на поверхности земли, а точнее — скального грунта. Примечательно, что названным законом охраняются не только недвижимые объекты, но и отдельные артефакты. К таким неприкосновенным артефактам относятся: кости, инструменты, боеприпасы, патроны снарядов, осколки керамики или стекла, куски цепей и проводов, подошвы от обуви, захоронения или их следы, останки, кресты и надписи, которые защищаются независимо от их возраста. То же самое относится и к костям убитых животных, охотничьим и рыбацким снастям и снаряжению для добычи моржей, белух и белых медведей.
Артефакты, расположенные на архипелаге Шпицбергена, уязвимы, для обеспечения их сохранности необходим сухой и холодный климат. Посещающие эти места туристы, не заботясь о сохранении культурного наследия, пытаются вывезти часть этого наследия с собой. Между тем, вырванные из контекста окружающей среды артефакты сразу же теряют свою ценность. Каждый год десятки тысяч туристов посещают эти места, и руководству архипелага Svalbard приходится применять строгие меры и санкции, чтобы предотвратить разорение памятников. Законодательством предусмотрена уголовная ответственность за подобные деяния и крупные штрафы. Защита также распространяется в зоне безопасности протяжённостью 100 метров во всех направлениях по периметру охраняемых территорий. В этой зоне запрещается разбивать лагеря и кемпинги, разводить огонь и оставлять любые следы своего пребывания.
В соответствии с «Планом сохранения памятников Svalbard» губернатором этой территории поставлены следующие задачи: сохранить культурное наследие для будущих поколений; «поддерживать» культурное наследие с учётом воздействия на него природной среды; обеспечить возможность научного изучения культурного наследия. План губернатора касается 54 участков Svalbard, которые являются приоритетными для сохранения, а на 19 из них будет проводиться постоянный мониторинг состояния объектов культурного наследия и артефактов. Каждый год, начиная с 1976, ведется систематическая работа по сбору информации об артефактах, расположенных на архипелаге Svalbard, которая вводится в Национальную электронную базу данных под названием Askeladden.
Охранные раскопки проводятся на архипелаге Svalbard в исключительных случаях, когда, например, существует риск уничтожения или повреждения артефактов в результате шторма. В любом случае такие раскопки проводятся профессионально, и их результаты надлежащим образом документируются, обрабатываются и хранятся.
Благодаря сухому и холодному климату охраняемые постройки хорошо сохраняются на архипелаге. Некоторые из них являются уникальными памятниками и свидетелями жизни охотников и рыболовов, ученых и шахтеров.
В течение многих лет осуществляется восстановление и поддержание таких зданий, как Tobiesenhuset на Медвежьем острове (Bj0rn0ya), Svenskhuset в Исфьорде (Isfjord), старых хижин на Капп Вейк (Kapp Wijk) и Фредхейме (Fredheim), Hyttevika на севере от Хорнсурда (Hornsund), лагеря Мортона (Morton) в Ван - Мийенфьорде (Van Mijenfjord), лагеря Смита (Smith) в Рихерхьорде (Recherchefjord) а также различных зданий в Ню-Олесунде (Ny-Älesund) и Хьортане (Hiorthamn).
Норвежским руководством Svalbard проводится большой объём работы по популяризации памятников, расположенных на архипелаге: издается полиграфическая продукция, распространяется информация об артефактах посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проводятся многочисленные конференции и семинары для заинтересованных лиц, что, бесспорно, оказывает свое влияние на туристическую привлекательность и посещаемость этих заповедных мест.
Заключение
Творческое использование отечественного и зарубежного опыта сохранения культурного наследия в Архангельской области и Норвегии позволит качественно решать подобные проблемы на российских арктических островах в акватории Северного Ледовитого океана.
Литература
1. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М.: Институт Наследия, 1999. 96 с.
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". URL: http:// base.garant.ru/12127232/1/(дата обращения: 06.04.2014).
3. Национальный парк «Русская Арктика». URL: http://www.rus-arc.ru/ ru/AboutPark/ Territory (дата обращения: 06.04.2014).
Рецензент: Востряков Лев Евгеньевич, доктор политических наук