Научная статья на тему 'Государственная молодёжная политика в России как инструмент развития общества: аналитический обзор'

Государственная молодёжная политика в России как инструмент развития общества: аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжь / государственная политика / гражданское самосознание / трудоустройство / представительство / youth / state policy / civic consciousness / employment / representation

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухаметшин Рашид Маратович

В данной статье речь идёт об особенностях реализации молодёжной политики в Российской Федерации. Осуществляется анализ основных нормативно-правовых актов РФ по указанному направлению. В частности, большая часть внимания была уделена «Основам государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года» утверждённые 29 ноября 2014 года Постановлением Правительства РФ №2403-р. В ходе исследования автором был определён ряд проблем молодёжной политики. Так, было установлено, что с 2014 года и по нынешнее время наблюдается тенденция к снижению количества молодых граждан в общей доле населения страны. Следовательно, это создаёт значительные проблемы на рынке труда. Обращается внимание на проблемы политического представительства молодёжи в российских властных структурах. Отсутствие в государственной политике мероприятий по привлечению молодёжи к политической жизни страны может снизить их гражданское самосознание, что негативно скажется на обществе в целом. В результате, автором были сделаны предположения о том, каким образом можно исправить нынешнее состояние государственной молодёжной политики и добиться улучшения показателей трудоустройства, численности и гражданской активности молодых граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухаметшин Рашид Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State youth policy in Russia as a tool for the development of society: an analytical review

This article deals with the peculiarities of the implementation of youth policy in the Russian Federation. The analysis of the main normativelegal acts of the Russian Federation in this direction is carried out. In particular, most of the attention was paid to the "Fundamentals of State Youth Policy in the Russian Federation until 2025" approved on 29 November 2014 by the Decree of the Government of the Russian Federation No 2403-r. In the course of the study, the author identified a number of problems of youth policy. Thus, it was established that from 2014 to the present time there is a tendency to decrease the number of young citizens in the total share of the country's population. Consequently, this creates significant problems in the labour market. Attention is drawn to the problems of political representation of young people in the Russian power structures. The absence of measures in the state policy to attract young people to the political life of the country can reduce their civic consciousness, which will negatively affect the society as a whole. As a result, the author made assumptions about how to correct the current state of the state youth policy and to achieve improvement of employment indicators, number and civic activity of young citizens

Текст научной работы на тему «Государственная молодёжная политика в России как инструмент развития общества: аналитический обзор»

5.4.4. - Социальная структура, социальные институты и процессы

(социологические науки)

Научная статья Research article

УДК 316.42

https://doi.org/10.26907/2079-5912.2024.L78-86

Государственная молодёжная политика в России как инструмент развития общества: аналитический обзор

Мухаметшин Р.М.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д.18 корп. 1, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье речь идёт об особенностях реализации молодёжной политики в Российской Федерации. Осуществляется анализ основных нормативно-правовых актов РФ по указанному направлению. В частности, большая часть внимания была уделена «Основам государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года» утверждённые 29 ноября 2014 года Постановлением Правительства РФ №2403-р. В ходе исследования автором был определён ряд проблем молодёжной политики. Так, было установлено, что с 2014 года и по нынешнее время наблюдается тенденция к снижению количества молодых граждан в общей доле населения страны. Следовательно, это создаёт значительные проблемы на рынке труда.

Обращается внимание на проблемы политического представительства молодёжи в российских властных структурах. Отсутствие в государственной политике мероприятий по привлечению молодёжи к политической жизни страны может снизить их гражданское самосознание, что негативно скажется на обществе в целом.

В результате, автором были сделаны предположения о том, каким образом можно исправить нынешнее состояние государственной молодёжной политики и добиться улучшения показателей трудоустройства, численности и гражданской активности молодых граждан.

Ключевые слова: молодёжь, государственная политика, гражданское самосознание, трудоустройство, представительство.

Для цитирования: Мухаметшин Р.М. Государственная молодёжная политика в России как инструмент развития общества: аналитический обзор. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2024;(1(64)):78-86.

State youth policy in Russia as a tool for the development of society: an analytical review

Mukhametshin R.M.

Kazan (Volga Region) Federal University, 18 Kremlevskaya St., Bldg. 1, Kazan, 420008, Russian Federation,

Abstract. This article deals with the peculiarities of the implementation of youth policy in the Russian Federation. The analysis of the main normativelegal acts of the Russian Federation in this direction is carried out. In particular, most of the attention was paid to the "Fundamentals of State Youth Policy in the Russian Federation until 2025" approved on 29 November 2014 by the Decree of the Government of the Russian Federation № 2403-r.

In the course of the study, the author identified a number of problems of youth policy. Thus, it was established that from 2014 to the present time there is a tendency to decrease the number of young citizens in the total share of the country's population. Consequently, this creates significant problems in the labour market.

Attention is drawn to the problems of political representation of young people in the Russian power structures. The absence of measures in the state policy to attract young people to the political life of the country can reduce their civic consciousness, which will negatively affect the society as a whole. As a result, the author made assumptions about how to correct the current state of the state youth policy and to achieve improvement of employment indicators, number and civic activity of young citizens.

Keywords: youth, state policy, civic consciousness, employment, representation.

For citation: Mukhametshin R.M. State youth policy in Russia as a tool for the development of society: an analytical review. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2024;(1 (64)):78-86 (In Russ.)

Введение

Молодёжь - важнейшая социальная группа в любом обществе. Обусловлено это тем, что молодые люди обладают большим потенциалом и количеством сил. Более того, молодёжь более восприимчива к новым технологиям, тенденциям в обществе и не станет их отвергать. В то время как старшие социальные группы традиционно считаются более консервативными, молодёжь представляется группой, которая вносит в общество изменения, которые оказывают влияние на всех. Поэтому количество молодёжи в обществе является крайне важным показателем, который одновременно демонстрирует

способность общества к изменениям и улучшениям.

Молодёжная политика является одним из активно развивающихся направлений в законодательстве РФ. Не случайно в своем послании Федеральному собранию 29.02.2024 г. Президент РФ В.В. Путин предложил «консолидировать позитивный опыт в сфере молодёжной политики и уже в этом году запустить новый национальный проект - «Молодёжь России». Это должен быть проект о будущем и для будущего нашей страны» [1]. Нужно отметить, что в последние годы уже были приняты важные законодательные акты в этой сфере.

Примером таких НПА являются Федеральный закон от 23 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» [2] (далее -Закон о молодёжной политике) и «Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года», утверждённые 29 ноября 2014 года Постановлением Правительства РФ №2403-р. [3] (далее - Основы).

Согласно терминологии Основ, молодёжью следует считать социальную демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом [3].

Методы

В рамках данного научного исследования на основе анализа перечисленных документальных источников мы осуществим критический анализ молодёжной политики в РФ, выявим основные проблемы, которые имеют место в данной сфере, а также сформулируем рекомендации по улучшению ситуации.

Проблематике молодёжной политики посвящено множество работ. Некоторые из них также легли в основу данного исследования. И.А. Алешкова, В.Е. Зиненко, Е.А. Певцова, Р.В. Иванов, К.В. Подъячев, А.В. Селезнёва, А.А. Чен-ских, С.Н. Чирун, И.С. Шаповалова - это лишь малая часть исследователей, которая занималась исследованием обозначенной нами проблематики.

Результаты и обсуждения

Тема исследования является крайне актуальной в наше время, так как коли-

чество молодого населения в РФ постепенно снижается. В начале 2020 г. доля молодого населения в РФ составляла 17,31% (общее количество населения на тот момент - 146,7 млн. человек), что равняется 24 300 тыс. человек [4]. Примечательно, что в 2014 г., граждан в возрасте от 14 до 30 лет проживало 33 220 тыс. человек. Такие показатели наглядно демонстрируют опасность современной ситуации с молодёжью, тенденцию снижения её численности.

Если взять во внимание те функции, которые возлагаются на молодое население (генерация политических и общественных изменений, обеспечение старшего населения, осуществление репродуктивной функции и т.д.), то можно констатировать, что молодёжи явно недостаточно для того, чтобы в полной мере их исполнять. Следовательно, государственной власти необходимо повышать эффективность молодёжной политики, чтобы как можно сильнее снизить негативные последствия нынешних тенденций.

Основы определяют ряд показателей, которые особо важны в организации молодёжной политики. Преимущественно, именно эти показатели определяют характер воздействия на молодёжь. К таким показателям относится смертность; число молодых людей, ведущих здоровый образ жизни; уровень безработицы среди молодёжи; уровень преступности среди молодёжи; общее число молодых людей.

В Основах, которые утверждались ещё в 2014 г., указывалось, что в Российской Федерации наблюдается снижение численности молодёжи. На данный момент, в 2024 г. в России наблюдаются всё те же проблемы снижения количества молодёжи, поэтому можно констатировать, что аспект молодёжной политики, направленный на сохранение численности молодых людей, пока не обеспечил реального изменения ситуации и требует значительных корректировок.

В разделе II Основ обозначены принципы реализации государственной молодёжной политики. Все они уже неоднократно рассматривались в работах множества исследователей (например, в исследовании Певцовой Е.А. и Алешковой И.А.[5]). Поэтому мы не видим необходимости перечислять все принципы. Однако несколько из них всё же хотелось бы обсудить. Главным критерием, по которому избирались озвучиваемые принципы - их важность для развития молодёжной политики.

Принцип ответственности государства за соблюдение законных интересов молодёжи и принцип ответственности молодёжи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни. Эти принципы являются фундаментально важными для развития молодёжной политики в Российской Федерации, так как именно в нём содержится суть всего взаимодействия между молодыми людьми и государством. При этом, как отмечают исследователи, в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация несоответствия растущих амбициозных устремлений молодежи, с одной стороны, и недостаточно высоким уровнем ее социальной активности, сопровождаемой достаточно устойчивой инерционной силой в молодежной среде [6]. Исходя из текста Основ видно, что взаимодействие государства и молодёжи - это своего рода партнёрство. Оно заключается в том, что государство всячески способствует реализации законных интересов молодёжи (на поддержку семьи, на трудоустройство, образование и т.д.), а молодёжь, в свою очередь, должна добросовестно исполнять свои гражданские обязанности (служба в армии для мужчин, уплата налогов и т.д.). Как следствие, если стороны добросовестно будут исполнять свои обязанности, можно ожидать укрепления взаимоотноше-

ний между молодёжью и государством. Проявиться это может в рамках множества признаков. Например, способствовать тому, что на рынке труда в РФ повысится доля молодых людей.

К сожалению, на данный момент данные не свидетельствуют о том, что российский рынок труда пополняется молодёжью. Скорее, наоборот. По данным Росстата, с декабря 2021 по декабрь 2022 г., число рабочих в возрасте до 35 лет сократилось на 1,33 млн. человек и равнялось 21,5 млн. человек (это 29,8% от всех занятых в РФ). Причинами таких тенденций называют переход молодёжи в более старшие демографические группы и переезд за пределы территории РФ (в 2022 году наблюдались масштабные тенденции к переезду молодых граждан).

Примечательным является тот факт, что наибольший прирост рабочей силы продемонстрировала возрастная группа от 60 до 69 лет, то есть население предпенсионного возраста. За 2022 г., граждан в данной социальной группе стало на 336 тысяч больше. В конце 2022 г., в указанной группе граждан числилось 4,9 млн. человек.

Графическое изображение демографической ситуации на рынке труда можно увидеть на рисунке 1.

Учитывая тот факт, что одним из важнейших показателей для молодёжной политики в России является количество безработного населения в возрасте до 35 лет, мы можем сделать вывод о том, что нынешняя политика государства явно не устраивает молодое население, которое либо работает неофициально, либо мигрирует за границей. Такие тенденции являются крайне тревожными, так как молодёжь имеет наибольший потенциал работоспособности. Уменьшение количества молодёжи на российском рынке труда однозначно снижает эффективность наиболее актуальных сфер деятельности, таких как 1Т, высокотехнологичные разработки, совершенствование

Изменение по сравнению с 2021 г., тыс. чел.

15-19 лет I +9

20-24 года 1

25-29 лет -724 |

30-34 года -524 |

35-39 лет ■

40-44 года ■

45-49 лет | +61

50-54 года ■

55-59 лет -5 |

60-69 лет

от 70 лет и старше -31 |

+212

+202

Доля занятых по возрастным группам на рынке труда, %

2021 / 2022

+336

0,4 0,3

Рисунок 1. Изменения количества занятых по возрастным группам в 2022 г. [8]

процесса добычи и транспортировки газа и нефти и т.д. Поэтому необходимо обратить особое внимание на стабилизацию ситуации с количеством молодёжи на рынке труда.

В разделе III Основ указаны главные цели и приоритетные задачи государственной молодёжной политики. К целям молодёжной политики относят совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодёжи, направленной на раскрытие её потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодёжи в общество и повышению её роли в жизни страны.

Среди приоритетных задач государственной политики обозначено множество наименований. Если разделить их по тематике, то приоритетные задачи касаются следующих аспектов:

а) система ценностей молодёжи;

б) укрепление культурной связи с Россией;

в) совершенствование образования молодёжи;

г) повышение количества молодёжи, вовлечённой в здоровый образ жизни;

д) развитие потенциала молодёжи в социально-экономической сфере;

е) помощь молодёжи в построении семьи;

ж) улучшение в сфере информационной безопасности молодёжи.

Прежде чем переходить к анализу документа по указанным направлениям, отметим те задачи, которые необходимо реализовать, но по каким-либо причинам они не учитываются в рамках государственной политики.

Мы считаем, что в государственной политике несправедливо игнорируется необходимость вовлечения молодёжи в политическую жизнь страны. В рамках Основ отсутствуют какие-либо упоминания о том, что молодёжь следует допускать в политическую жизнь страны. Такой подход является, на наш взгляд, неправильным, так как молодые люди попросту не получают представитель-

ства в высших эшелонах власти. Средний возраст депутатов Государственной Думы Федерального Собрания - 53 года. Такой высокий средний возраст депутатов ГД создаёт риск того, что интересы молодёжи не будут учитываться за счёт того, что в законодательном органе преобладают политики более старшего возраста, которые имеют интересы, отличающиеся от интересов современной молодёжи [9]. В ветвях власти РФ, к сожалению, зачастую реализуется геронтократия - принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим представителям общества. В современном мире, который стремительно меняется, геронтократия недопустима. Политикам старшего и пожилого возраста в РФ необходимо создавать естественный противовес в лице молодых людей. Если в рамках государственной молодёжной политики будут предприниматься дополнительные меры по привлечению молодёжи в политическую жизнь государства, то появится шанс сбалансировать политику, обеспечить сменяемость власти и воспитать сильных политиков, которые находятся в возрасте моложе 50 лет.

Более того, привлекая молодёжь к политической жизни, государство способствует повышению уровня её гражданского самосознания. Самосознание молодёжи и её ассоциация себя с российским обществом является важнейшим аспектом сплочения общества, налаживания его взаимодействия. Например, чем больше молодых людей считают своим гражданским долгом пойти и проголосовать на выборах или выразить своё мнение о каком-либо общественно важном событии, тем более релевантное понятие общественных настроений станет доступно государству. Это, в свою очередь, может значительно снизить риски гражданских волнений и политической нестабильности в обществе. Главное - вовремя найти компромисс

между противоборствующими сторонами, при этом никого не уничтожив.

Выше мы обозначили те аспекты молодёжной политики, которые, на наш взгляд, было бы целесообразно включить в Основы. Далее проанализируем успешность реализации обозначенных приоритетных задач. Отдельно хотелось остановиться на пункте об укреплении культурных связей молодёжи с Россией. Российская Федерация обладает богатой культурой, которая развивалась на протяжении десятков столетий. За всё время существования российской государственности случилось множество изменений в российской культуре. Однако современное состояние российской культуры находится в состоянии, которое нельзя назвать идеальным.

В первую очередь, хотелось бы отметить процессы глобализации, в которые Россия была активно включена на протяжении последних десятилетий. Экономическая, политическая и культурная интеграция России в мировом масштабе обусловили постепенное проникновение иностранной культуры в российское культурное пространство. Это повлекло за собой смешение культурных традиций. Среди задач по культурному развитию молодёжи в РФ называется популяризация в молодёжной среде литературного русского языка, культурных и национальных традиций, а также вовлечение молодёжи в реализацию программ по сохранению российской культуры, исторического наследия народов страны и традиционных ремёсел.

К сожалению, объективная оценка современного отношения молодёжи к российской культуре указывает на то, что работа по популяризации русской культуры вовсе неоднозначна. Это проявляется в нескольких признаках.

Во-первых, в речи молодых людей сейчас часто встречаются различные сленговые слова, слова-паразиты, нецензурная лексика, англицизмы

и американизмы. И если некоторые сленговые слова с течением времени демонстрируют то, что они также могут стать частью литературной культуры России, то употребление англицизмов, подменяющих русские слова, является, на наш взгляд, сугубо негативным явлением для российской культуры. «Кринж», «краш», «гуд», «хай», «хор-рор» и т.д. - это лишь малая часть из тех слов, которые часто употребляет в своей речи российская молодёжь. Помимо этого, российская музыка очень сильно поддалась влиянию иностранной культуры. Музыкальный стиль рэп, который имеет африканские корни и получил своё развитие активное в США, распространился по всему миру как стиль и стал очень популярным в России. Более того, иностранному влиянию подверглось и множество других музыкальных жанров.

Если оценивать современное состояние российской культуры, то можно сделать вывод о том, что она зачастую воспринимается молодыми людьми воспринимается как нечто устаревшее и архаичное. Такой подход является не совсем правильным, так как отношение к собственной культуре говорит и силе конкретного народа. Учитывая сложившуюся общемировую ситуацию, можно констатировать, что существует необходимость некоторого ребрендинга российской культуры, которым до сих пор эффективно не занималась власть. Очевидно, что традиционная российская культура остаётся в прошлом и необходимы изменения, которые станут популярными среди молодёжи.

Правильная популяризация российской культуры среди молодёжи может стать действительно эффективной, так как молодёжь - самая активная социальная группа, которая способна распространять своё влияние на других граждан России. Как следствие, государство сможет добиться обновления

традиционной русской культуры, которую можно будет использовать в политических целях как «мягкую» силу.

Выводы

Подводя итог анализа государственной молодёжной политики в РФ, хочется отметить, что в ней существует большое количество недоработок и проблем. Основной из них является то, что государству не удаётся удерживать в стране достаточное количество молодых граждан, которые развивали бы экономику России. Как следствие, мы видим снижение доли молодёжи на российском рынке труда и в обществе в целом. Такие тенденции влекут за собой процессы «старения» нации - когда нетрудоспособного населения становится больше, чем трудоспособного. Исправить негативные тенденции на положительные поможет разработка эффективных программ по привлечению молодых граждан в трудовую деятельность, в том числе - анонсированный Президентом национальный проект «Молодёжь России».

Ещё одним негативным аспектом нынешней молодёжной политики в России является игнорирование политических амбиций молодых граждан. Молодёжь - одна из важнейших социальных групп любой страны, и Россия не является исключением. Поэтому важно обеспечить достойное представление молодых граждан во всех ветвях власти. Особое внимание хотелось бы уделить тому, что необходима работа над устранением геронтократии во всех ветвях власти.

Важным аспектом работы с молодёжью является её интеграция в российскую культуру. Молодёжь должна стать одним из главных союзников власти в современных социально-политических процессах, поэтому важно наладить контакт с молодыми людьми и в этом вопросе.

Заключение

Если оценивать государственную молодёжную политику в РФ целостно, то следует сказать о том, что все перечисленные направления приоритетных задач действительно являются крайне важными для развития страны. Проблемы появляются, когда дело идёт от декларирования задач к их реальному исполнению на ме-

стах. Молодёжная политика требует более чуткого и профессионального контроля, чем мы видим на данный момент. Правильное реагирование на проблемы в молодёжной политике РФ может привести к увеличению числа молодых граждан, живущих в стране, а также степени их гражданской и политической вовлечённости.

Список литературы / References

1. Послание Президента Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года. [Электронный ресурс] // http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/ messages/73585 (дата обращения: 29.02.2024).

Message of the President to the Federal Assembly on 29 February 2024. [Electronic resource] // http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/messages/73585 (accessed 19.04.23). (In Russ.)

2. Федеральный закон от 23 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // https://docs.cntd.ru/ document/573248507 (дата обращения: 21.02.2024).

Federal Law of 23 December 2020 no. 489-FZ «On Youth Policy in the Russian Federation» [Electronic resource] // https://docs.cntd.ru/document/573248507 (accessed: 21.02.2024). (In Russ.)

3. Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р [Электронный ресурс] // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201412080039 (дата обращения: 21.02.2024).

Fundamentals of the State Youth Policy in the Russian Federation until 2025, approved by the Government of the Russian Federation from 29 November 2014 no. 2403-r [Electronic resource] // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201412080039 (accessed:

21.02.2024). (In Russ.)

Иванов Р. В. Региональная молодежная политика: экспертный анализ // Социология. 2021;(1):93-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivanov R. V. Regional youth policy: expert analysis // Sociology. 2021;(1):93-102. (In Russ.)

5. Певцова Е. А., Алешкова И. А. Принципы государственной молодёжной политики: тенденции и особенности развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020;(3):51-59.

Pevtsova E. A., Aleshkova I. A. Principles of state youth policy: trends and features of development // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2020;(3):51-59. (In Russ.)

6. Максимова О.А., Нагматуллина Л.К. Гражданская идентичность и социальный потенциал молодого поколения: штрихи к портрету // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022;(6(57)):69-74.

Maksimova O.A., Nagmatullina L.K. Civil identity and social potential of the young generation: touches to the portrait // Kazan socio-humanitarian bulletin. 2022;(6(57)):69-74. (In Russ.)

7. Подъячев К. В., Халий И. А. Государственная молодежная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020;(20(2):263-276.

Podyachev K. V., Khaliy I. A. State youth policy in modern Russia: concept and realities // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. V. V., Khaliy I. A. State youth policy in modern Russia: concept

and realities // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology. 2020;(20(2)):263-276. (In Russ.)

8. С рынка труда смыло молодёжь // [Электронный ресурс] // https://www.rbc. ru/newspaper/2023/04/11/6433e7499a7947 356c70a065 (дата обращения 21.02.2024)

Youth was washed away from the labour market // [Electronic resource] // https:// www.rbc.ru/newspaper/2023/04/11/6433e7 499a7947356c70a065 (accessed 21.02.2024)

9. Селезнева А.В., Зиненко В.Е. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ // Государственное управление. Электронный вестник. 2021;(8):96-104.

Selezneva A.V., Zinenko V.E. Youth policy as a factor in the formation of civic consciousness of Russian youth: political and psychological analysis // State Management. Electronic bulletin. 2021;(87): 96104. (In Russ.)

10. Чирун С.Н. Дискуссионные вопросы и противоречия развития госу-

дарственной молодёжной политики в России // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2021:216-223.

Chirun S.N. Discussion issues and contradictions of the development of state youth policy in Russia // Social Communications: philosophical, political, cultural and historical dimensions: a collection of articles of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation. 2021:216-223. (In Russ.)

11. Шаповалова И.С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи // Регионология. 2021;(29((117)):902-932.

Shapovalova I.S. Problems of state youth policy implementation in the reflection of regional youth // Regionology. 2021;(29(117)):902-932. (In Russ.)

Информация об авторе

Мухаметшин Рашид Маратович,

аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, кафедра общей и этнической социологии. Е-таП: [email protected]

Information about author

Mukhametshin Rashid Maratovich,

post-graduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Department of General and Ethnic Sociology. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 03.03.2024; поступила после доработки 09.03.2024; принята к публикации 19.03.2024

Received 03.03.2024; Revised 09.03.2024; Accepted 19.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.