Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / государственная молодежная политика / региональная молодежная политика / социальная политика / патриотизм / youth / state youth policy / regional youth policy / social policy / patriotism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеенкова Инна Федоровна, Музлова Наталья Николаевна, Зворыгин Роман Викторович

В статье рассматриваются этапы, направления реализации государственной молодежной политики в Удмуртской Республике с учетом национального компонента. Анализируются нормативные документы федерального и регионального уровней, определяющие деятельность государства в молодежной среде. Отмечаются проблемы, возникшие в ходе реализации государственной молодежной политики. В статье сформулированы предложения по совершенствованию реализации молодёжной политики на региональном уровне. Актуальность статьи обусловлена схожестью проблем, которые касаются молодежи в других регионах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сергеенкова Инна Федоровна, Музлова Наталья Николаевна, Зворыгин Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE YOUTH POLICY: NATIONAL GUIDELINES AND IMPLEMENTATION FEATURES IN THE UDMURT REPUBLIC

The article deals with the stages and directions of state youth policy implementation in the Udmurt Republic taking into account the national component. The normative documents of federal and regional levels which determine the state activity in the youth environment are analyzed. The problems arisen in the course of the state youth policy realization are noted. Proposals on perfection of realization of a youth policy at regional level are formulated in the article. The urgency of the article is caused by the similarity of the problems which concern the youth in other regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 329.78(470.51)(045)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ1

В статье рассматриваются этапы, направления реализации государственной молодежной политики в Удмуртской Республике с учетом национального компонента. Анализируются нормативные документы федерального и регионального уровней, определяющие деятельность государства в молодежной среде. Отмечаются проблемы, возникшие в ходе реализации государственной молодежной политики. В статье сформулированы предложения по совершенствованию реализации молодёжной политики на региональном уровне. Актуальность статьи обусловлена схожестью проблем, которые касаются молодежи в других регионах РФ.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, региональная молодежная политика, социальная политика, патриотизм.

DOI: 10.35634/2224-9443-2023-17-4-597-607

Введение

Молодежь - это ключевая социальная группа, которая призвана в будущем управлять государством, создавать его социально-экономический и культурный потенциал, обеспечивать конкурентоспособность страны на мировой арене. Это обстоятельство делает молодежную политику самостоятельным направлением деятельности государства.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по УР на начало 2022 г. число молодых людей в возрасте от 14 до 34 лет составляло 366 795 тыс. чел. (24,6 % от общей численности населения). Среди финно-угорских республик Удмуртия имеет самый низкий процент оттока населения (с 1989 по 2020 гг. - 10%), что в некоторой степени объясняется более высокими темпами экономического роста, наличием мощной промышленной и богатой ресурсной базы [22].

Удмуртия прошла достаточно сложный путь в процессе выработки приоритетных направлений, механизмов достижения поставленных целей, создания структур для конструктивного взаимодействия власти и молодежных организаций.

К сожалению, сегодня опыт региональной молодежной политики недостаточно отражается в научных публикациях, хотя именно в российских регионах молодежной политике уделялось и уделяется несомненно большее внимание, чем на федеральном уровне.

Цель статьи - рассмотреть основные этапы развития молодежной политики в УР, выявить проблемы и предложить пути их решения.

Критериями выделения этапов развития молодежной политики в УР являются: формирование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики, создание структур для реализации молодёжной политики на федеральном и региональном уровнях, приоритетные направления молодежной политики страны, подготовка кадров для работы с молодежью.

Первый этап формирования государственной молодежной политики (1990-е гг.)

В рамках первого этапа на федеральном и региональном уровнях закладываются институциональные основы государственной молодежной политики. Самороспуск советских молодежных организаций, снижение уровня материального обеспечения населения, отказ от прежних жизненных ценностей, навязывание негативных поведенческих образцов привели к росту детской беспризорности, молодежной преступности, экстремизму, проституции, наркомании и другим негативным явлениям в молодежной среде.

1 Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В. А. Тишков).

Для решения обозначенных проблем в 1991 г. в Удмуртской АССР был создан Госкомитет по молодёжной политике. Соответствующие структуры были сформированы на муниципальном уровне.

В 1994 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ об утверждении Федеральной целевой программы (ФЦП) «Молодежь России», которая была признана Советом Федерации Федерального Собрания РФнецелесообразной ввиду отсутствия достаточных финансовых средств [20]. Вторая ФЦП «Молодежь России 1998-2000 гг.», принятая в 1997 г., также не была выполнена из-за недофинансирования. Следствием недооценки данной проблемы Президентом РФ Б.Н. Ельциным стало президентское вето в 1999 г. на Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».

В период с 1995 по 1999 гг. на федеральном уровне в сфере молодежной политики был принят еще ряд нормативно-правовых актов: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах поддержки молодежи в РФ». Региональной исполнительной власти рекомендовалось: отслеживать ход реализации региональных программ поддержки молодежи; выделять из бюджета субъекта РФ субсидии молодым семьям для улучшения жилищных условий; укреплять органы по делам молодежи; оказывать поддержку деятельности детских и молодежных общественных объединений; развивать материальную базу для работы с детьми и подростками по месту жительства [14]. Таким образом, разработка и финансирование программ по работе с молодежью возлагалась на региональные власти. Для Удмуртии это было весьма непростой задачей, так как республика в то время относилась к дотационным регионам.

В 1995 г. по инициативе Комиссии по образованию, культуре и молодежной политике Госсовета УР был разработан закон «О государственной молодежной политике в УР» [9]. На его основе в 1996 г. была принята республиканская целевая программа (далее - РЦП) «Молодёжь Удмуртии» - с подпрограммами «Поддержка молодой семьи», «Организация деятельности и поддержка подростковых клубов по месту жительства», «Гражданское и патриотическое воспитание молодежи» и «Международный молодежный обмен».

В Удмуртии процесс формирования и реализации молодежной политики в 1990-е гг. основывался на учете ряда особенностей исторического развития республики. Прежде всего, Удмуртия -многонациональный регион, где проживает более двадцати национальностей. Самыми крупными из них являются русские, удмурты и татары. В связи с этим большое значение приобрели вопросы межэтнических отношений. Второй особенностью развития республики является её промышленная специализация - практически все крупные предприятия выполняют государственный оборонный заказ, что обусловило акцент на патриотическое воспитание молодежи. Эти региональные особенности получили отражение в Программе «Молодежь Удмуртии», направленной на утверждение таких ценностных установок, как патриотизм, нравственность, здоровый образ жизни, снижение роста наркомании и алкоголизма, экстремистских националистических настроений и преступности в молодежной среде.

В 1998 г. РЦП «Молодёжь Удмуртии» была дополнена подпрограммами: «Информационное обеспечение молодёжи», «Повышение профессиональной квалификации и подготовка кадров по работе с молодёжью», а также программой по занятости и летнему отдыху детей и подростков. В республике в 1990-е гг. были созданы социальные службы помощи - Телефоны доверия, центры реабилитации. Для выработки новых подходов и повышения квалификации работников в сфере молодежной политики стали проводиться региональные семинары и научно-практические конференции [7, С. 16].

В УР достаточно большое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодого поколения. Госкомитет УР по молодёжной политике оказывал финансовую и методическую поддержку молодежным общественным организациям, занимавшимся патриотическим воспитанием. В 1990-е гг. в республике такую работу вели семь организаций. На этнической основе были созданы организации - «Удмуртская молодежная организация «Шунды» и «Союз татарской молодежи «Иман», ориентированные на воспитание межнационального согласия. Правопреемником пионерской организации стала Республиканская детская общественная организация «Родники». Таким образом, в 1990-е гг. в УР были созданы нормативно-правовая база и структуры реализации молодежной политики. Однако средства на реализацию молодежной политики были недостаточны. Не проводился комплексный мониторинг состояния молодежной среды. Отсутствие стратегии молодежной политики на федеральном уровне обусловило ориентацию республиканских нормативных актов на решение текущих задач.

Государственная молодежная политика

Второй этап реализации государственной молодежной политики (2000-2006 гг.)

Второй этап реализации молодежной политики в УР связан с избранием в 2000 г. на пост Президента РФ В.В. Путина и введением поста Президента УР. Стабилизация политической обстановки в стране способствовала активизации работы в сфере молодежной политики. Авторы разделяют точку зрения В.А. Смирнова, рассматривающего отношение государства к молодежи, с одной стороны, как к проблемной группе, несущей социальную напряжённость, а с другой - как к ресурсу реализации политических программ и стратегической ценности [18, С. 271]. Такой подход к молодежной политике ярко проявился в 2000-е гг.

В начале 2000 г. в молодежной среде отмечается нарастание протестных настроений, обусловленных низким уровнем жизни россиян. Следствием этого становятся снижение демографических показателей и ухудшение состояния здоровья молодых людей. Резко возрастает запрос общества на государственную поддержку молодежи. В мае 2005 г., согласно опросу ФОМ [6], за нее высказались 83% респондентов в возрасте от 18 до 35 лет.

Опасаясь «цветных революций», государство создаёт новые провластные молодежные движения, такие как «Идущие вместе» и «Наши». Выполнив свою главную задачу, не дав оппозиции возглавить молодежный уличный протест, они сошли с политической арены.

В 2000-е гг. федеральное правительство разрабатывает ряд ФЦП, направленных на решение проблем молодежи: «Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.», «Обеспечение жильем молодых семей» как часть ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. [21]. Первоочередными направлениями молодежной политики стали: вовлечение молодежи в общественную жизнь; воспитание гражданственности и патриотизма; профилактика наркозависимости; разработка механизмов предоставления жилья и обеспечения занятости молодежи.

На основе федеральных нормативно-правовых актов Госсоветом УР были внесены коррективы в республиканский Закон «О государственной молодежной политике в УР», была принята РЦП «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории УР, на 2003-2005 гг.». Одним из главных исполнителей этой программы стало Министерство образования УР. В рамках программы проводились конкурсы проектов по патриотическому воспитанию молодежи, научно-практические конференции, военно-спортивные игры, фестивали патриотической песни. Для координации деятельности различных министерств и ведомств по данному направлению был создан Совет по молодежной политике при Президенте УР.

Заслуживающий одобрения программно-целевой подход к решению проблем молодежи вновь натолкнулся на серьезное препятствие - недостаток финансирования. Средств, выделенных УР в рамках программы «Молодежь России (2001-2005 гг.)» из федерального бюджета, хватило лишь на монтаж освещения на лыжероллерной трассе лыжного комплекса им. Г. А. Кулаковой в г. Ижевске (1500,0 тыс. руб.) По ФЦП «Жилище» и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» республике было выделено лишь 5 млн. руб. В то время как из бюджета республики на реализацию молодежной политики ежегодно выделялось около 80 млн. руб.

С 2000 г. в Удмуртии разворачивается масштабная программа по строительству школ, детских садов, больниц. Всего за 12 лет в республике было построено 285 объектов образования и 173 - здравоохранения. В республике стало традицией ежегодно к 1 сентября открывать 10 школ и 30 садиков. Для решения жилищных вопросов молодых семей и молодых специалистов, работающих на селе, в 2002 г. был принят Закон УР «О бесплатном предоставлении в собственность молодых семей и молодых специалистов земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах сельских населённых пунктов на территории УР» [2]. Во исполнение Указа Президента УР от 4 февраля 2002 г. № 13 «О мерах по социальной поддержке молодых семей в строительстве и приобретении жилья», 894 молодые семьи получили льготные жилищные кредиты на общую сумму 99 млн руб.

Для решения проблемы трудоустройства молодежи совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по УР ежегодно создавалось до 30 тыс. временных рабочих мест для молодых людей. Возобновилось движение студенческих строительных отрядов: в 2001 г. было создано 7 отрядов, в настоящее время в республике действует уже 84 студенческих стройотряда, сформированных на базе учебных заведений, в которые входят 1580 студентов.

Продолжилось развитие сети социальных служб помощи молодежи. С 2002 г. введен единый по республике номер телефона доверия. С 2001 г. на территории Удмуртии ежегодно стал осуществляется мониторинг социального положения молодежи.

В 2003 г. на базе Института социальных коммуникаций УдГУ открыта специальность «Организация работы с молодёжью». В 2009 г. Распоряжением Минспорттуризма и молодежной политики РФ от 2 апреля 2009 г. Межрегиональному центру переподготовки и повышения квалификации кадров ИСК УдГУ присвоен статус «Межрегионального центра развития кадрового потенциала молодежной политики» в Приволжском федеральном округе.

В 2005 г. в закон «О государственной молодёжной политике в УР» вносятся изменения. Одно из новых направлений - содействие предпринимательской деятельности молодежи. В 2008 г. распоряжением Правительства УР была утверждена «Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2013 гг.». Низкая эффективность программы была связана с недостатком выделяемых средств, а также с прочно закрепившей свои позиции в нашей стране коррупцией [11, С.48].

На втором этапе государственная молодежная политика лполучила межотраслевой характер. В работу по решению проблем молодежи были включены все республиканские органы власти.

Третий этап реализации государственной молодежной политики

Новый этап развития молодежной политики в УР связан с принятием в 2006 г. «Стратегии государственной молодежной политики в РФ», определившей главной задачей - «...формирование приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России» [19]. В Стратегии были представлены международные принципы молодежной политики, заложенные в «Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований» [4] и Лиссабонской декларации ООН [23]. Молодежь стала рассматриваться как равноправный субъект выработки и реализации молодежной политики. Основными механизмами реализации Стратегии стали: «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.», ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 с подпрограммой «Обеспечение жильём молодых семей» и др.Новые установки были положены в основу «Стратегии социально-экономического развития УР на 2005-2009 гг. и на период до 2014 г.» и аналогичные РЦП: «Молодёжь Удмуртии» на 2005-2013 гг., «Жилище» на 2005-2010 гг., «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории УР» на 2010-2014 гг., «Дети Удмуртии» на 2009-2012 гг., «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в УР» на 2010-2014 гг.», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в УР (2011-2015 гг.)». В 2009 г. Госкомитет УР по молодёжной политике был преобразован в Министерство по делам молодежи, что стало наглядным свидетельством возрастания внимания к проблемам молодежи.

Большое внимание в этот период в Удмуртии уделялось повышению доступности жилья для молодых семей. В 2009 г. Президент УР А. А. Волков выступил с инициативой реализовать в республике пилотный проект «Доступное жилье - молодым семьям», по которому молодые семьи могли получить ипотечный кредит с льготной 5 процентной ставкой (средняя ставка по ипотеке в России на декабрь 2009 г. - 22 % годовых). Разница между банковской ставкой и льготной компенсировалась из бюджета УР. Предложение Президента УР поддержало Правительство РФ. В результате по программе «Доступное жилье - молодым семьям» новосёлами стали более 700 молодых семей. Вследствие проводимой социальной политики в 2009 г. в Удмуртии впервые за долгие годы был отмечен естественный прирост населения. Как отметил Президент УР А. А. Волков: «Рост рождаемости и положительная демография в Удмуртии напрямую связаны со строительством новых школ, спортивных сооружений и газификацией села, с бесплатными сухими и молочными смесями для детей от рождения до 3 лет в семьях, где доходы на члена семьи ниже прожиточного минимума, .с сокращением очередей в детские сады и ясли, со строительством жилья, доступного для молодых семей. В целом -с системой государственной поддержки семьи, материнства и детства» [1, С. 155]. К сожалению, в последние годы средства, выделяемые из республиканского бюджета на реализацию проекта по доступности жилья для молодых семей, значительно сокращены. В 2021 и 2022 гг. из республиканского бюджета на обеспечение жильем молодых семей в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» выделялось лишь по 30 млн. руб.

Государственная молодежная политика

Большое внимание в республике уделяется формированию в молодежной среде толерантных межнациональных и конфессиональных отношений, так как именно данная возрастная группа наиболее сильно подвержена манипулированию и воздействию со стороны экстремистских и террористических группировок. В республике созданы условия для обеспечения потребностей молодежи, связанных с их этнической принадлежностью, и развитием культуры созидательных межэтнических отношений. Для проведения мероприятий молодежным национально-культурным объединениям на безвозмездной основе предоставляются помещения в республиканском Доме Дружбы народов. Традицией стало проведение национальных праздников народов, проживающих на территории УР, с участием всех национально-культурных молодежных организаций. В 2000 г. была создана Ассоциация молодежных национально-культурных объединений УР «Вместе». В Ассоциацию входят 9 национально-культурных объединений: Удмуртская молодёжная общественная организация «Шун-ды»; «Союз русской молодёжи «Спас» УР»; «Союз татарской молодёжи УР «Иман»; организация российско-немецкой молодежи «Югендхайм»; Еврейский молодежный клуб «Гилель»; Корейский молодежный клуб «Шинсадэ»; Центр азербайджанской молодежи «Одлар Юрду»; Центр армянской молодежи «Гарни»; «Союз марийской молодежи «Ужара» («Заря»). Ассоциация организует мероприятия, призванные формировать культуру межнационального общения молодежи. Центр «Вместе» также оказывает консультационно-методическую помощь для поддержки молодёжных инициатив в сфере национальной политики.

Ежегодно по инициативе национально-культурных объединений в УР проводятся акции, направленные на создание благоприятной среды для формирования межкультурного пространства, пропаганды межэтнического взаимопонимания, в том числе спортивные состязания и интеллектуальные турниры среди национально-культурных объединений УР (чемпионат по фут-залу, турниры по шахматам и шашкам).

В реализации государственной национальной политики в УР, направленной на сохранение и развитие удмуртского языка и культуры, важную роль играет молодежная национально-культурная организация «Шунды». Главный критерий благополучия языка - передача его в качестве родного следующим поколениям. «Шунды» совместно с Министерством национальной политики УР проводит большое число мероприятий, направленных на популяризацию удмуртского языка среди молодежи.

Государственная молодежная политика предполагает формирование молодой демократической российской элиты, владеющей навыками управления на государственном уровне. Удмуртия активно включилась в отбор и подготовку способных молодых людей для работы во властных структурах. В 2009 г. Госсовет УР принял Постановление «О молодежном парламенте УР» [16]. Республиканский Молодежный парламент работает при Госсовете УР в составе 55 молодых людей от 18 до 30 лет. В его задачи входит привлечение молодежи к законодательной деятельности, формирование у неё активной гражданской позиции, участие в разработке региональной молодежной политики. Аналогичные структуры были созданы в районах республики. В результате 645 молодых людей были избраны в муниципальные молодежные парламенты.

В ходе опросов, проведенных в УР, молодёжь поставила на второе место среди волнующих ее вопросов, после решения жилищной проблемы, проблему занятости. Особенно остро стоит вопрос с трудоустройством выпускников вузов, большинство из которых ищут работу самостоятельно. В 2012 г. в республике был дан старт ФП «Земский доктор». В программе предусматривалась выплата 1 млн руб. врачам, изъявившим желание работать в сельских районах в течение 5 лет. В Удмуртии так поступили почти 500 докторов. Укомплектованность сельских больниц медработниками выросла на 16%, а кое-где и до 100%. Однако программа «Земский доктор» оказалась недостаточно продуманной. Проблема с медицинскими кадрами в сельской местности так и остается нерешенной. Лишь 78% молодых специалистов закрепились в сельских больницах.

В 2016 г. Госсовет УР внес изменения в Закон УР «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений и организаций УР» [8]. Депутаты Госсовета Удмуртии утвердили новые меры соцподдержки медицинских работников. С 2017 г. врачи, фельдшеры и акушерки до 30 лет могли претендовать на единовременные денежные выплаты от 300 до 500 тыс. рублей при заключении трудового договора сроком на 5 лет. С 2019 г. по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» увеличена сумма выплат врачам до 1,5 млн руб., а фельдшерам до 750 тыс. руб. Благодаря этим программам в 2020 г. в республике привлечено на работу в сельскую местность 72 врача и 36 фельдшеров. Содействие началу трудовой деятельности оказывает республиканская молодёжная биржа труда в рамках программ по профессиональному обучению и созданию дополнительных (вре-

менных) рабочих мест. С целью привлечения работодателей к участию в трудоустройстве проводится республиканский конкурс «Лучший работодатель по содействию занятости несовершеннолетних граждан».

Важным направлением политики в 2000-е гг. стало интеллектуальное и творческое развитие молодежи. Работа по данному направлению включает широкий спектр мероприятий. В 2009 г. в республике был создан Республиканский совет молодых ученых, инноваторов и специалистов. Совет организует совместно с промышленными предприятиями республики профессиональные конкурсы. Традицией стало выделение промышленными предприятиями финансовых средств для поддержки талантливой молодежи.

Благодаря реализации национального проекта «Образование» в УР с 2020 по 2024 гг. планируется создать: три Кванториума в моногородах, четыре центра цифрового образования «1Т Куб», сеть центров опережающей профессиональной подготовки, центров образования цифрового и гуманитарного профилей в сельской местности.

В целях подготовки кадров для агропромышленного комплекса в Удмуртии открыто 30 агроклассов, в которых обучается 438 школьников из 17 районов. В сентябре 2018 г. началась реализация проекта «Старт в медицину. Медицинские классы», готовящие абитуриентов для поступления в медицинские учебные заведения. В проекте участвуют 181 учащийся из 5 городов республики. В начале 2000-х гг. социологические опросы показали наличие кризиса идеологии патриотизма в молодежной среде, что стало закономерным следствием насаждения приоритета материальных ценностей над духовными в 1990-е гг., изменения школьных программ, освобождения школы от воспитательной функции.

В 2012 г. в ежегодном Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию подчеркивалось высокое значение для современной России патриотических ценностей: «.Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории.а, прежде всего, служить обществу и стране» [17]. В 2014 г. Правительство РФ утвердило базовую программу «Основы государственной молодежной политики на период до 2025 г.», в которой нашла отражение установка Президента РФ на усиление патриотического воспитания молодежи [12].

С 2015 г. в республике реализовалась подпрограмма «Патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе» [13], разработанная в соответствии с ФП «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.». В 2018 г. Госсовет УР принял закон «О патриотическом воспитании в УР» [3], на основе которого работа по патриотическому воспитанию молодежи приобрела целенаправленный характер. Координационным центром работы стала Межведомственная Правительственная комиссия УР по патриотическому воспитанию.

В настоящее время работу по патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе ведут 43 общеобразовательных организации, в которых создан 181 кадетский класс различного профиля (3641 обучающийся), музеи. В республике создано 10 поисковых отрядов, входящих в Удмуртскую республиканскую молодежную общественную организацию «Долг»; региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; ВВПОД «Юнармия». Удмуртия - единственный регион РФ, в котором созданы прокадетские группы на базе учреждений дошкольного образования. Большой отклик в Удмуртии получила акция «Бессмертный полк», в которой в 2022 г. приняли участие свыше 50 тысяч чел., в том числе в г. Ижевск - свыше 30 тысяч чел. Система патриотического воспитания осуществляется также по гражданскому направлению, которое предусматривает воспитание гражданина, ответственного за судьбу страны. Партнерами в его реализации выступают все структуры гражданского общества Удмуртии. В работе общественных организаций УР участвует 69 902 чел.

Традиционно важным направлением в работе с молодежью в республике является развитие физической культуры и спорта. В июле 2014г. принято Постановление Правительства УР «О государственной программе УР «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» (с изменениями на 27 апреля 2018 г). Цель программы - создание условий для устойчивого развития физической культуры и спорта в УР; формирование у населения потребности в здоровом образе жизни; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан [24].

В 2020 г. Госдума РФ приняла новый Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» и внесла изменения в Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Важным изменением стало определение единого

Государственная молодежная политика

подхода к молодежной политике и механизмам ее реализации и установление новой возрастной границы молодежи с 14 до 35 лет включительно.

7 сентября 2021 г. Госсовет УР принял Закон «О реализации молодежной политики в УР», включив в него новые положения федерального закона. В 2022 г. было создано Агентство по молодёжной политике УР, ранее входившее в структуру Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике. В этом же году молодежь Удмуртии поддержала идею создания Российского движения детей и молодежи (РДДМ) «Движения Первых». К началу 2023 г. в республике было создано более 80 первичных организаций РДДМ.

Заключение

Анализ тенденций в молодежной среде показывает существование позитивных и негативных факторов гражданской социализации личности.

К положительным факторам следует отнести выработку нормативно-правовой базы молодежной политики, разработку программ, создание большого числа молодежных организаций, проведение мероприятий для молодежи, форумов и фестивалей, выделение финансовых средств. В связи с началом Специальной военной операции молодежь Удмуртии стала ядром волонтерского движения. Если в 2021 г. численность волонтеров составляла более 6 тыс. человек, то в начале 2023 г. - почти 25 тыс. В то же время следует подчеркнуть, что уровень вовлечённости молодежи в добровольческую деятельность характеризуется как средний.

К негативным факторам следует отнести рост распространения в молодежной среде наркотической, токсической, алкогольной зависимости. В рамках исследования, проведенного в 2021 г., о масштабах проблемы алкоголизма и наркозависимости в регионах России, Удмуртия оказалась в рейтинге с худшим показателем. В действительности количество молодых людей, страдающих от этих заболеваний, выше, чем численность официально зарегистрированных в государственных медицинских учреждениях. Более 6200 человек в возрасте от 18 до 35 лет состоят на учёте в правоохранительных органах.

Большие проблемы со структурой молодежной занятости: половина молодежи работает не по специальности. Значительно затруднена вертикальная мобильность.

В последнее время уровень преступности среди несовершеннолетних в Удмуртской Республике возрос. В структуре преступности несовершеннолетних около 70% составляют имущественные преступления (кражи, вымогательство, мошенничество).

Работа с молодежью преимущественно строится по отраслевому принципу. В неё включены различные структуры государственной и муниципальной власти, но их действия далеко не всегда согласованы и недостаточно финансируются, что приводит к низкой эффективности подобных мер.

О серьезных недостатках работы с молодежью в Удмуртии можно судить по результатам социологических опросов. За 8 лет в Удмуртии более чем в два раза увеличилась группа молодежи, отмечающая ухудшение экономической ситуации в УР (2011 г. - 21,6 %, 2019 г. - 48,1 %). Что касается личной экономической ситуации, то в 2019 г. 39,2 % опрошенных считали, что она ухудшилась (против 29,6 % в 2009 г.). Высокими являются показатели миграционных намерений. В 2019 г. более 47 % опрошенных высказывались о намерениях покинуть Удмуртию с целью повысить уровень жизни (29 %), найти хорошую работу (23 %), заработать деньги (22 %), сделать карьеру (20 %) [10, С.133,137].

Очень важно усилить внимание к вопросам гражданского патриотического воспитания на основе культурных, духовно-нравственных ценностей. Искать образцы для подражания необходимо не только в победах советского периода, но и в успехах сегодняшней России и Удмуртии.

Необходимо неуклонно создавать возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества, организовывая на всех уровнях власти площадки для обмена мнениями с молодежью, обсуждения и выработки управленческих решений. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги руководителей УР с представителями молодежи. Это даст возможность сократить отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные условия для укрепления доверия молодежи к структурам власти.

Недостаточное финансирование целевых проектов в условиях низких темпов социально-экономического развития дает незначительный эффект. Представляется более целесообразным сделать основной акцент на образование молодёжи, что позволит ей легче адаптироваться в окружающем мире.

В 2022 г. Президент России В. В. Путин подписал указ «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Под традиционными ценностями понимаются «нравственные ориентиры». Чтобы защитить традиционные ценности, необходимо, прежде всего, внести серьезные коррективы в систему образования с учетом исторических традиций, то есть совершенствовать формы и методы воспитания и образования детей и молодежи.

Глава Удмуртии А.В. Бречалов обьявил 2023 г. Годом молодежи, подчеркнув, что пришло время перезагрузки работы, её инвентаризации и оценки качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, А. А. Я люблю тебя жизнь / А. А. Волков. - Ижевск, 2011. - 185 с.

2. О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики : закон УР № 68-РЗ от 16 дек. 2002 г.

3. О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике : закон УР № 91-РЗ от 25 дек. 2018 г. : принят 11 дек. 2018 г.

4. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне // Ты молод: молодежный информационный портал. URL: http://www.timolod.ru/docs/app/ Hartia%20dla%2 0molodezi%20ot%2021.05.2003.pdf (дата обращения: 10.02.2023)

5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений : Федер. закон № 98-ФЗ от 28.06.1995 (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.07.1995. № 27. Ст. 2503.

6. «Идущие вместе» и «Наши» // База данных ФОМ. 2005. URL: https://bd.fom.ru/report/ map/dd052123 (дата обращения: 10.02.2023).

7. Лапина, Е. А. Опыт реализации государственной молодежной политики в Удмуртской Республике в 1990-е - начале 2000-х гг. (кадровый аспект) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. А. Лапина. -Ижевск, 2009. 22 с.

8. О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений и организаций Удмуртской Республики» 13 дек. 2016 г.

9. О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике: закон УР № 79-РЗ от 29.12.2005 (ред. От 10.04.2015).

10. Обухов, К. Н. Социально-экономическое положение молодежи на территории Удмуртской Республики (по материалам ежегодного мониторинга «Молодежь Удмуртии») / К. Н. Обухов, Д. О. Колесников // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, вып. 2. С. 131-138.

11. Овчинникова, А. В. Характеристика малого предпринимательства Удмуртской Республики / А. В. Овчинникова // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2011. Вып. 4. C. 41-50.

12. Основы государственной молодежной политики на период до 2025 года : постановление Правительства РФ № 2403-р. от 29.11.2014.- URL: http://vmo.rgub.ru/files/basis_2025-937-2.rtf.

13. Патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе : постановление Правительства УР №460 от 28 сент. 2015 г.

14. О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации : постановление Правительства РФ № 387от 3 апреля 1996 г. // Гарант. - URL: base.garant.ru (дата обращения: 3.02.2023)

15. О государственной программе Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» (с изменениями на 27 апреля 2018 года) : постановление Правительства УР N 460 от 28 сент. 2015 г. (в ред. постановлений Правительства УР от 09.11.2015 N 505, от 30.03.2016 N 127, от 04.05.2016 N 183, от 14.11.2016 N 475, от 17.04.2017 N 135, от 27.04.2018 N 152).

16. Положение о молодежном парламенте при Государственном Совете Удмуртской Республики : постановление Государственного Совета УР № 249-IV от 31.03.2009 // Государственный Совет Удмуртской Республики. - URL: udmgossovet.ru (дата обращения: 3.02.2023)

17. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года / В. В. Путин // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 5.02.2023)

18. Смирнов, В.А. Молодёжная политика как социальный механизм транзита российской молодежи / В. А. Смирнов // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология. 2009. Вып. 12 (80). С. 270-278.

19. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации : утв. Распоряжением Правительства РФ от 18 дек. 2006 г. №1760-р). URL: http //iv.garant.ru/SESSION/PILOT/MAIN.htm (дата обращения: 5.02.2023).

Государственная молодежная политика

20. Тарцан, В. Н. Государственная молодёжная политика в современной России / В. Н. Тарцан. -URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/2010/3/ (дата обращения: 17.01.2023)

21. Молодежь России (2001-2005 гг.) : Федер. целевая программа : утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № 1015; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (от 16.02.2000 г. № 122); подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (от 28.08.2002 г. №638).

22. Шабаев, Ю. П. Молодежный вызов на российской периферии: положение молодежи в Карелии, Коми, Удмуртии, Марий Эл и Мордовии / Ю. П. Шабаев // ПОЛИТЭКС. - 2021. - Т. 17, № 3. - С. 288-310.

23. Lisbon Declaration on Youth Policies and Programmes, 12 августа 1998. URL: https:// www.youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/1998LisbonDeclarationEng.pdf (дата обращения: 27.08.2022).

24. О молодежной политике в Российской Федерации. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202012300003 ; О внесении изменений в статьи 4 и 13 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300012 (дата обращения: 4.12.2022).

Поступила в редакцию 30.03.2023

Сергеенкова Инна Федоровна

доцент кафедры политологии, международных отношений и всеобщей истории ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2) E-mail: Sergeenkov.alexander@yandex.ru

Музлова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент кафедры политологии, международных отношений и всеобщей истории ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

E-mail: nmuzlova@bk.ru

Зворыгин Роман Викторович,

старший преподаватель кафедра государственного и муниципального управления

Университет «Синергия» Россия, 125190, г. Москва, Лениградский пр., 80, кор. Е

E-mail: vatmana3@inbox.ru

I. F. Sergeenkova, N. N. Muzlova, R. V. Zvorygin

STATE YOUTH POLICY: NATIONAL GUIDELINES AND IMPLEMENTATION FEATURES IN THE UDMURT REPUBLIC

DOI: 10.35634/2224-9443-2023-17-4-597-607

The article deals with the stages and directions of state youth policy implementation in the Udmurt Republic taking into account the national component. The normative documents of federal and regional levels which determine the state activity in the youth environment are analyzed. The problems arisen in the course of the state youth policy realization are noted. Proposals on perfection of realization of a youth policy at regional level are formulated in the article. The urgency of the article is caused by the similarity of the problems which concern the youth in other regions of the Russian Federation.

Keywords: youth, state youth policy, regional youth policy, social policy, patriotism.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2023, vol. 17, issue 4, pp. 597-607. In Russian. REFERENCES

1. Volkov, A. A. Ya lyublyu tebya zhizn [I love you life]. Izhevsk, 2011. 185 p. In Russian.

2. O besplatnom predostavlenii zemelnykh uchastkov v sobstvennost grazhdan iz zemel, nakhodyash-chikhsya v gosudarstvennoy ili munitsipalnoy sobstvennosti, raspolozhennykh na territorii Udmurtskoy Respu-bliki [On granting free of charge land plots to the citizens from the state or municipal property located on the territory of the Udmurt Republic : the law of the Udmurt Republic] #68-R3 of Dec. 16. 2002. In Russian.

3. O patrioticheskom vospitanii v Udmurtskoy Respublike / [On patriotic upbringing in the Udmurt Republic] law of the UR № 91-RZ of 25 Dec. 2018 r. : adopted on December 11. 2018. In Russian.

4. Evropeyskaya khartiya ob uchastii molodezhi v obshchestvennoy zhizni na mestnom i regionalnom urovne // Ty molod : molodezhnyy informatsionnyy portal. [The European Charter on the participation of young people in public life at the local and regional level // You are young: youth information portal] - URL: http://www.timolod.ru/docs/app/Hartia%20dla%2 0molodezi%20ot%2021.05.2003.pdf (accessed 10.02.2023). In Russian.

5. O gosudarstvennoy podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh obedineniy [On the state support of youth and children's public associations : Federal Law № 98-FZ from 28.06.1995] (ed. from 28.12.2016) // Sobranie zakonodatelstva RF. 03.07.1995. № 27. Art. 2503. In Russian.

6. «Idushchie vmeste» i «Nashi» [«Going Together" and «Nashi"] // FOM Database. - 2005. - URL: https://bd.fom.ru/report/map/dd052123 (access date: 10.02.2023). In Russian.

7. Lapina, E. A. Opyt realizatsii gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Udmurtskoy Respublike v 1990-e - nachale 2000-kh gg. (kadrovyy aspekt) [Lapina E. A. Experience in the implementation of state youth policy in the Udmurt Republic in the 1990s - early 2000s (personnel aspect)]: abstract of Ph. Candidate of Historical Sciences / E. A. Lapina. - Izhevsk - 2009. - 22 c. In Russian.

8. [O vnesenii izmeneniy v Zakon Udmurtskoy Respubliki «O merakh sotsialnoy podderzhki rabotnikov gosudarstvennykh uchrezhdeniy i organizatsiy Udmurtskoy Respubliki»] On the introduction of amendments to the Law of the Udmurt Republic "On the measures of social support of workers of state institutions and organizations of the Udmurt Republic. 13 Dec. 2016. In Russian.

9. O gosudarstvennoy molodezhnoy politike v Udmurtskoy Respublike [On State Youth Policy in the Udmurt Republic: Law of the Udmurt Republic] No. 79-RZ of 29.12.2005 (ed. of 10.04.2015). In Russian.

10. Obukhov, K. N. Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie molodezhi na territorii Udmurtskoy Respubliki (po materialam ezhegodnogo monitoringa «Molodezh Udmurtii») / K. N. Obukhov, D. O. Kolesnikov // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Obukhov K. N. SocioEconomic Status of Youth in the Udmurt Republic (based on the annual monitoring "Youth of Udmurtia") / K. N. Obukhov, D. O. Kolesnikov // Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International relations]. - 2019. - Vol. 3, issue 2. - P.131-138. In Russian.

11. Ovchinnikova, A. V. Kharakteristika malogo predprinimatelstva Udmurtskoy Respubliki / A. V. Ovchinnikova // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ekonomika i pravo.[Ovchinnikova A.V. Characteristics of small business in the Udmurt Republic / A.V. Ovchinnikova] // Bulletin of Udmurt University. Economics and Law. - 2011. - Vol. 4. - C. 41-50. In Russian.

12. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki na period do 2025 goda : postanovlenie Pravitelstva [Fundamentals of State Youth Policy for the period up to 2025 : Decree of the Government of the Russian Federation] No. 2403-r. of 29.11.2014.- URL: http://vmo.rgub.ru/files/basis_2025-937-2.rtf. In Russian.

13. Patrioticheskoe vospitanie i podgotovka molodezhi k voennoy sluzhbe : postanovlenie Pravitelstva [Patriotic upbringing and preparation of youth for military service : Decree of the Government] of the UR No. 460 of September 28. 2015. In Russian.

14. O dopolnitelnykh merakh podderzhki molodezhi v Rossiyskoy Federatsii : postanovlenie Pravitelstva RF № 387ot 3 aprelya 1996 g. [On additional measures to support youth in the Russian Federation : Decree of the Government of the Russian Federation No. 387 of April 3, 1996] // Garant. - URL: base.garant.ru (circulation date: 3.02.2023). In Russian.

15. O gosudarstvennoy programme Udmurtskoy Respubliki «Razvitie fizicheskoy kultury, sporta i mo-lodezhnoy politiki» [On the state program of the Udmurt Republic "Development of physical culture, sports and youth policy» (as amended on April 27, 2018) : Resolution of the Government of the Udmurt Republic N 460 of September 28. 2015 (as amended by resolutions of the Government of the UR from 09.11.2015 N 505, from 30.03.2016 N 127, from 04.05.2016 N 183, from 14.11.2016 N 475, from 17.04.2017 N 135, from 27.04.2018 N 152)].

16. Polozhenie o molodezhnom parlamente pri Gosudarstvennom Sovete Udmurtskoy Respubliki : post-anovlenie Gosudarstvennogo Soveta [Regulation on the youth parliament at the State Council of the Udmurt Republic: Decree of the State Council of the Udmurt Republic] № 249-IV from 31.03.2009 // State Council of the Udmurt Republic. - URL: udmgossovet.ru (access date: 3.02.2023). In Russian.

Государственная молодежная политика

17. Putin, V. V. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu 12 dekabrya 2012 goda / V. V. Putin // Pre-zident Rossii.[ Putin, V. V. Address of the President to the Federal Assembly on December 12, 2012 / V. V. Putin // President of Russia]. - URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (access date: 5.02.2023). In Russian.

18. Smirnov, V.A. Molodezhnaya politika kak sotsialnyy mekhanizm tranzita rossiyskoy mo-lodezhi/V. A. Smirnov // Vestnik TGU. Gumanitarnye nauki. Filosofiya, sotsiologiya I kulturologiya. [Smirnov, V. A. Youth policy as a social mechanism of Russian youth transit / V. A. Smirnov // TSU Bulletin. Humanities. Philosophy, sociology and culturology.] - 2009. - Vyp. 12 (80). - С. 270-278. In Russian.

19. Ctrategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii : utv. Rasporyazheniem Pravitelstva [Strategy of State Youth Policy in the Russian Federation : approved by Decree of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006. 2006 №1760-r)]. - URL: http //iv.garant.ru/SESSION/PILOT/MAIN.htm (access date: 5.02.2023). In Russian.

20. Tartsan, V. N. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v sovremennoy Rossii / V. N. Tartsan. [Tartsan, V. N. State youth policy in modern Russia / V. N. Tartsan.] - URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/2010/3/ (accession date: 17.01.2023). In Russian.

21. Molodezh Rossii (2001-2005 gg.) : Feder. tselevaya programma : utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 27.12.2000 g. № 1015; gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2001-2005 gody» (ot 16.02.2000 g. № 122); podprogramma «Obespechenie zhilyem molodykh semey», vkhodyashchaya v sostav federalnoy tselevoy programmy «Zhilishche» na 2002-2010 gody (ot 28.08.2002 g. №638).[Youth of Russia (2001-2005) : Feder. earmarked program: approved by RF Government resolution from 27.12.2000, № 1015; State program "Patriotic upbringing of citizens of Russian Federation for 2001-2005". (from February, 16, 2000, № 122); Sub-program "Providing Young Families with Housing", which is a part of federal target program "Housing" for 2002-2010] (from August, 28, 2002, № 638). In Russian.

22. Shabaev, Yu. P. Molodezhnyy vyzov na rossiyskoy periferii: polozhenie molodezhi v Karelii, Komi, Udmurtii, Mariy El i Mordovii / Yu. P. Shabaev// POLITEKS.[Shabaev, Y. P. Youth Challenge in the Russian Periphery: Status of Youth in Karelia, Komi, Udmurtia, Mari El and Mordovia / Y. P. Shabaev // POLITEX.] -2021. - Т. 17, № 3. - С. 288-310. In Russian.

23. Lisbon Declaration on Youth Policies and Programmes [Lisbon Declaration on Youth Policies and Programmes], August 12, 1998. - URL: https:// www.youthpolicy.org/library/wp-content/uploads/library/1998LisbonDeclarationEng.pdf (accessed 27.08.2022).

24. O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii [About youth policy in Russian Federation]. - URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202012300003 ; On Amendments to Articles 4 and 13 of the Federal Law "On State Support of Youth and Children's Public Associations. - URL: http://publication. pra-vo.gov.ru/Document/View/0001202012300012 (date of reference: 4.12.2022). In Russian.

Received 30.03.2023

Servgeenkova Inna Fedorovna

Candidate of History, Associate professor Udmurt State University Department of Modern and Contemporary History and International Relations Universitetskaya, st.,1, Izhevsk, 426034, Russia E-mail: sergeenkova.inna@yandex.ru

Muzlova Natal'ya Nikolaevna

Candidate of History, Associate professor Udmurt State University Department of Modern and Contemporary History and International Relations Universitetskaya, st.,1, Izhevsk, 426034, Russia E-mail: nmuzlova@bk.ru

Zvorygin Roman Victorovich

Senior Lecturer Department of Public and local administration

Synergy University

Moscow, 80E, Leningradskiy st., Moscow, 125190, Russia

E-mail: vatmana3@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.