Научная статья на тему 'Практика молодежного парламентаризма в регионах Приволжского федерального округа в контексте трансформации государственной молодежной политики в 2010-е гг'

Практика молодежного парламентаризма в регионах Приволжского федерального округа в контексте трансформации государственной молодежной политики в 2010-е гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
161
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляева Наталья Михайловна

Тематика статьи определяется актуальными изменениями политического курса государства в отношении молодежи, произошедшими в середине 2010-х гг. в России. Так называемая новая государственная молодежная политика провозгласила курс на развитие патриотизма и духовно-нравственное воспитание молодежи, оставив за рамками внимания государства вопросы социально-экономического положения молодых граждан. Основной фокус статьи сосредоточен на вопросе о том, каким образом новый формат государственной молодежной политики отразился на основных направлениях и содержании деятельности молодежных парламентов в регионах Приволжского федерального округа? Данный федеральный округ выбран по причине этнокультурного и социально-экономического разнообразия входящих в него субъектов РФ, что может, вероятно, обусловливать региональные особенности функционирования молодежного парламентаризма. Исследование представляет собой кросс-региональный кейс-стади, выполненный с опорой на эмпирические данные отчетов о деятельности региональных молодежных парламентов за последние пять лет. Автор статьи приходит к выводу о том, что новый курс государства по отношению к молодому поколению напрямую затронул содержание мероприятий, проводимых в регионах молодежными представительными структурами: основной тематикой разрабатываемых законопроектов, реализуемых социально значимых мероприятий и акций просветительского характера выступает развитие патриотизма и воспитание нравственных ценностей в молодежной среде. Еще одним выводом сравнительного исследования является отсутствие зависимости содержания и основных направлений деятельности молодежных парламентов в субъектах ПФО от модели их формирования, этнокультурных характеристик региона, его правового статуса и уровня социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Беляева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика молодежного парламентаризма в регионах Приволжского федерального округа в контексте трансформации государственной молодежной политики в 2010-е гг»

УДК-32:353(470+571)

ПРАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ В 2010-Е ГГ.

Н.М.Беляева1

Тематика статьи определяется актуальными изменениями политического курса государства в отношении молодежи, произошедшими в середине 2010-х гг. в России. Так называемая новая государственная молодежная политика провозгласила курс на развитие патриотизма и духовно-нравственное воспитание молодежи, оставив за рамками внимания государства вопросы социально-экономического положения молодых граждан. Основной фокус статьи сосредоточен на вопросе о том, каким образом новый формат государственной молодежной политики отразился на основных направлениях и содержании деятельности молодежных парламентов в регионах Приволжского федерального округа? Данный федеральный округ выбран по причине этнокультурного и социально-экономического разнообразия входящих в него субъектов РФ, что может, вероятно, обусловливать региональные особенности функционирования молодежного парламентаризма. Исследование представляет собой кросс-региональный кейс-стади, выполненный с опорой на эмпирические данные отчетов о деятельности региональных молодежных парламентов за последние пять лет. Автор статьи приходит к выводу о том, что новый курс государства по отношению к молодому поколению напрямую затронул содержание мероприятий, проводимых в регионах молодежными представительными структурами: основной тематикой разрабатываемых законопроектов, реализуемых социально значимых мероприятий и акций просветительского характера выступает развитие патриотизма и воспитание нравственных ценностей в молодежной среде. Еще одним выводом сравнительного исследования является отсутствие зависимости содержания и основных направлений деятельности молодежных парламентов в субъектах ПФО от модели их формирования, этнокультурных характеристик региона, его правового статуса и уровня социально-экономического развития.

1 Беляева Наталья Михайловна - кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: belnatalya@yandex.ru. © Беляева Н.М., 2017

Ключевые слова: государственная молодежная политика; молодежь; молодежный парламентаризм; патриотизм; нравственное воспитание молодежи; Приволжский федеральный округ.

Молодежный парламентаризм как система представительства интересов молодого поколения и его непосредственного участия в разработке государственной молодежной политики в России начинает институционализироваться с середины 1990-х гг., что во многом было обусловлено необходимостью заполнить пробел в отношениях государства и молодежи, образовавшийся после прекращения деятельности комсомольской структуры в начале 1990-х гг.

В настоящее время можно говорить о трех этапах развития молодежного парламентаризма в России. Первый этап охватывает вторую половину 1990-х гг. и характеризуется формированием системы молодежного парламентаризма в некоторых регионах по инициативе либо молодежных общественных организаций, либо руководства субъекта федерации. Следовательно, становление новой системы отличалось большим разнообразием форм реализации. На федеральном уровне во второй половине 1990-х гг. отсутствовали единые нормативно-правовые основы развития данного явления. Второй этап приходится на первую половину 2000-х гг., когда, во-первых, были созданы первые молодежные парламентские структуры на федеральном уровне (при обеих палатах Федерального собрания РФ), а во-вторых, начинает формироваться нормативно-правовая база развития молодежного парламентаризма в регионах (в 2003 г. Министерством образования РФ были приняты Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в субъектах РФ), что привело к единообразию организации деятельности молодежных структур.

Третий этап начинается с 2006 г. и продолжается по настоящее время. Выделение нового этапа ознаменовано несколькими политическими причинами: во-первых, принятием Стратегии государственной молодежной политики в РФ, провозгласившей активное начало молодежи в общественно-политической жизни общества, во-вторых, введением в 2007 г. пропорциональной системы выборов депутатов Государственной думы, что потребовало от политических партий формирования кадрового резерва, в том числе из представителей молодежи.

В настоящее время, спустя десять лет с начала третьего этапа, молодежные консультативные структуры в форме парламентов или правительств действуют во всех субъектах РФ и в более тысячи муниципальных образованиях. Главной миссией деятельности молодежных парламентов выступает активизация политического участия молодого поколения, вовлечение его в непосредственную политическую практику по направлению государственной молодежной политики, включающую разработку рекомендаций по совершенствованию данной сферы государственного управления, реализацию

управленческих проектов и координацию деятельности молодежных общественных и политических объединений.

Вопросы о реальной роли молодежных парламентов в формировании государственной молодежной политики, о факторах, влияющих на данный процесс в различных регионах, о статусе молодежного парламента как инструмента в системе молодежной политики в современной России в настоящее время сохраняют свою актуальность, что во многом обусловлено трансформацией политического курса в отношении молодежи, наметившейся с середины 2010-х гг.

Изменение характера международной ситуации, вызвавшее во многом экономический кризис середины 2010-х гг. в РФ, способствовало пересмотру отношения государства к молодежи и формулированию нового понимания государственной молодежной политики. 29 ноября 2014 г. Правительство РФ приняло распоряжение «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.», где государственная политика в отношении молодежи понимается как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [28].

Справедливо будет утверждать, что новая молодежная политика, во-первых, является зеркальным отражением сложившейся международной ситуации, а во-вторых, содержательно сводится к двум приоритетам: граждан-ско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодого поколения в соответствии с ценностями консерватизма, православия, защиты национальных интересов. Несомненно, что подобное содержание политического курса в отношении молодежи будет способствовать тому, что основные сферы жизни молодого поколения (образование, трудоустройство, досуг, молодые семьи, здоровье и др.) окажутся за рамками внимания государства, что неизбежно приведет к нарастанию социально-экономических проблем в молодежной среде, может спровоцировать рост абсентеизма и в целом нарастание недоверия власти [3, 10].

Сложная экономическая ситуация середины 2010-х гг. потребовала серьезного сокращения расходов государственного бюджета на сферу молодежной политики, что обусловило не только сокращение перечня направле-

ний молодежной политики, но и привело к необходимости поиска новых форм ее реализации, в частности, развития системы государственно-частного партнерства.

Изменения в понимании смысла государственной политики в отношении молодого поколения, произошедшие на уровне государства, не могли не отразиться на специфике функционирования одного из ее институтов, а именно, молодежных парламентских структур в регионах, что находятся в фокусе внимания автора данной статьи.

Особый интерес представляют регионы Приволжского федерального округа (ПФО), среди которых семь областей (Кировская, Оренбургская, Самарская, Пензенская, Нижегородская, Саратовская и Ульяновская), шесть национальных республик (Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия и Чувашия) и один край - Пермский. В этом отношении ПФО является интересным для иллюстрации практики функционирования молодежного парламентаризма в разных политических, социально-экономических и этно-культурных (этно-конфессиональных) условиях.

Изучение нормативно-правовой базы развития молодежного парламентаризма в регионах Приволжского федерального округа позволяет определить три модели формирования данных институтов:

1. Модель делегирования кандидатов в члены молодежного парламента молодежными общественными организациями, политическими партиями, муниципальными образованиями и др. молодежными структурами. Данная модель является самой распространенной и реализуется в 9 регионах округа (Кировской, Самарской, Нижегородской, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областях, республиках Мордовия, Марий Эл, Удмуртия) [16; 26; 17; 6; 21; 20; 23; 22; 15].

2. Модель формирования молодежного парламента депутатами региональной легислатуры совместно с молодежными организациями, представленная в национальных республиках (Чувашии, Татарстане, Башкирии) [24; 25].

3. Модель формирования молодежного парламента депутатами региональной легислатуры из числа молодежного кадрового резерва (Пензенская область и Пермский край) [19; 18].

Анализ положений о молодежных парламентах в регионах Приволжского федерального округа продемонстрировал отсутствие связи между моделью формирования данного института и его полномочиями.

К компетенции рассмотренных консультативно-совещательных структур из представителей молодежи можно отнести:

- во-первых, законотворческую деятельность в сфере выработки предложений по совершенствованию государственной молодежной политики;

- во-вторых, представительскую деятельность, направленную на отражение в вырабатываемых рекомендациях и принимаемых решениях мнений и

точек зрения различных категорий молодежи, что ведет к укреплению коммуникации власти и молодых граждан;

- в-третьих, деятельность по подготовке кадров для разных сфер регионального сообщества;

- в-четвертых, организаторскую (административную) деятельность, выражающуюся в проведении мероприятий и акций, имеющих социальную направленность и широкий общественный резонанс;

- в-пятых, просветительскую деятельность, способствующую формированию правой и политической культуры молодых граждан, а также моделей ответственного гражданского участия.

Практика молодежного парламентаризма в регионах ПФО

Законотворческая деятельность молодежных парламентов в сфере государственной молодежной политики

Согласно официальным документам молодежных парламентов регионов Приволжского федерального округа, законодательная деятельность по вопросам совершенствования государственного курса в отношении молодежи является одним из самых важных полномочий молодежной структуры.

Законотворческая деятельность молодежных консультативно-совещательных структур, независимо от способа их формирования, повсеместно базируется на представительстве интересов и ценностей молодого поколения региона. Реализация представительской функции способствует созданию эффективной системы коммуникации органов власти и молодого поколения, позволяющей учитывать потребности и реальные проблемы подрастающего поколения региона, что в целом ведет к принятию более взвешенных и соответствующих современным реалиям управленческих решений.

Кроме того, совместное участие молодежи и органов государственной власти в принятии управленческих решений способствует формированию высокого уровня доверия между властью и молодым поколением, преодолению кризиса легитимности политической власти, позволяет молодым гражданам оказывать влияние на определение расходной части регионального бюджета по блоку «Социальная политика».

Так, Молодежным парламентом Кировской области в рамках законотворчества в 2014-2016 гг. были внесены предложения в проекты законов «Кировской области № 332-5 «О внесении изменений в Закон Кировской области «О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области»; Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.; ФЗ «Об основах молодежной политики в Российской Федерации»; ФЗ «Об общих принципах организации деятельности органов молодежного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ «О внесении изменений в ФЗ РФ «О защите прав потребителей», устанавливающий обязанность продавца доводить до покупателей

информацию о дате начала исчисления гарантийного срока на сезонные товары [11].

В настоящее время Молодежный парламент Кировской области ведет работу над новыми программами поддержки молодых семей и молодых специалистов, законами области «О патриотическом воспитании», «О памятных датах Кировской области» и внесением изменений в другие нормативно -правовые акты федерального уровня.

Молодежным парламентом Пензенской области в 2016 г. были подготовлены проекты законов области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Пензенской области» и «О праздниках и памятных датах Пензенской области», а также проект Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в части включения отдельных категорий военнослужащих в списки избирателей» [2].

Молодежный парламент Пермского края ведет активную законотворческую деятельность. За 2009-2016 гг. молодежным парламентом:

«1. Подготовлены рекомендации по доработке законопроекта Пермского края «О стипендиальном обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», включающие: установление единого понятия академической успеваемости для учащихся СПО и НПО; нормы финансирования культурно-массовых и спортивных мероприятий для студентов СПО и НПО; распространение 50%-ной надбавки на «детей с ограниченными возможностями».

2. Внесена поправка о финансировании малокомплектных сельских школ в закон Пермского края «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края». Поправка учтена Законодательным собранием.

3. Разработан проект закона Пермского края «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы в Пермском крае», предполагающий бронирование рабочих мест (4% от численности работников) для трудоустройства несовершеннолетних и молодых специалистов, окончивших ВУЗЫ и ССУЗЫ.

4. Подготовлены предложения к проекту концепции ФЦП «Молодежь России» на 2011-2015 гг. относительно определения понятия «Нация» и включения института Молодежного парламентаризма в перечень инструментов вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь общества» [12].

Молодежным парламентом края также были подготовлены проекты законов Пермского края «О государственной молодежной политике в Пермском крае», «Об установлении отдельных ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков»; «О

природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Пермского края»; «О внесении изменений в Закон Пермского края «Об административных правонарушениях в Пермском крае»; «О внесении изменений в Закон Пермского края «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».

Молодежный парламент Нижегородской области в 2015-2016 гг. выступил с предложением принять региональный закон о праздничных и памятных датах Нижегородской области. В основу проекта закона легла информация, поступившая в Законодательное собрание из городов и районов области. Молодые парламентарии приняли активное участие в работе над проектом закона «О патриотическом воспитании в Нижегородской области» [5]. В целом молодые парламентарии систематически проводят мониторинг регионального законодательства с целью повышения качества его исполнения.

Молодежный парламент Оренбургской области в марте 2017 г. получил право законодательной инициативы. «За 2015-2016 гг. были рассмотрены 24 законопроекта, из них 4 федеральных, 2 инициативы были отклонены, остальные предложены и направлены в Законодательное собрание. Среди них - внесение изменений в Кодекс административных правонарушений, федеральный закон, касающийся молодежного самоуправления» [9].

Члены Молодежного парламента Республики Марий Эл в 2015 г. организовали обсуждение проекта федерального закона «Об общих принципах организации молодежного самоуправления в РФ». «Рассмотренный документ предполагает установление правовых основ для формирования деятельности органов молодежного самоуправления, под которым понимается деятельность объединений молодежи (молодежных совещательных органов, органов молодежного самоуправления), направленная на вовлечение молодых граждан в процессы общественно-политического, социально-экономического и культурного развития государства, регионов и муниципалитетов [10].

Законодательные инициативы молодежного парламента Республики Удмуртии в 2016 г. были связаны с предложениями по реализации программы «Молодежная квартира» и возможном её расширении за счёт новых застройщиков, идеями об обязательном страховании жизни медицинских работников работодателями, о внесении изменений в ст. 20.22 КоАП РФ с целью привлечения к ответственности родителей несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, не только в возрасте до 16 лет, но и до 18 [30].

Основной задачей молодежного парламента Саратовской области является анализ федерального и регионального законодательства, разработка проектов правовых актов, организация и проведение мероприятий просветительского характера среди различных категорий молодежи, что способствует

в итоге формированию политической культуры гражданского типа и социально ответственного поведения в молодежной среде.

«В 2014 г. молодыми парламентариями области был разработан законопроект «О квотировании рабочих мест для молодых специалистов в Саратовской области», где предлагалось урегулировать отношения в сфере трудоустройства молодежи Саратовской области (14-30 лет), а также закрепить права и обязанности работодателя, установить и регламентировать порядок предоставления обязательного количества рабочих мест (квоты) для трудоустройства молодежи и установить меры поощрения и ответственности работодателя.

В 2015 г. на заседании круглого стола на тему «Алкоэнергетики: молодежь против» были обсуждены поправки в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [7].

Молодые парламентарии Самарской области в настоящее время разрабатывают целый комплекс законопроектов: «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об образовании в Самарской области» (в части регулирования вопросов предоставления академического отпуска и иных мер социальной поддержки детям-сиротам и оставшимся без родителей, а также лицам, которые потеряли родителей в период получения образования); «О внесении изменений в Закон Самарской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Самарской области» (в части совершенствования отдельных положений, регулирующих вопросы участия молодежных и детских общественных объединений в мероприятиях, осуществления государственной поддержки этих организаций); «О внесении изменений в Закон Самарской области «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области» (в части совершенствования положений Закона)» [14].

Молодые парламентарии Республики Чувашия в 2014 г. выступили с инициативой о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в рамках которой предложили ужесточить административную ответственность родителей в случае повторного нахождения их несовершеннолетних детей в ресторанах и барах, т.е. на объектах, реализующих товары и услуги для взрослого населения. Кроме того, молодежные парламентарии предложили усилить меры административной ответственности для родителей, чьи дети были замечены в ночное время без сопровождения взрослых в общественных местах, транспорте, Интернет-центрах и Интернет-кафе, местах досуга и развлечений, где реализуется алкогольная продукция. По итогам обсуждения данного вопроса принято решение продолжить работу над данным проектом с привлечением специалистов из заинтересованных ведомств.

В 2014 г. молодежная палата республики совместно с подобными структурами соседних регионов участвовала в разработке предложений по внесению поправок в Трудовой кодекс РФ, касаемо отмены трудовых книжек и занятости молодежи в целом. После обсуждения данный законопроект был передан на рассмотрение в Комитет Государственной думы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

На основе анализа практики законотворческой деятельности молодежных парламентов в регионах ПФО можно утверждать, что основными ее темами выступают государственная молодежная политика, молодежное самоуправление, патриотическое и экологическое воспитание молодежи, квотирование рабочих мест для молодых граждан. В меньшей степени уделяется внимание вопросам образования, решению жилищных проблем молодых семей, государственной поддержке молодежных организаций. Совершенно без внимания молодых парламентариев на законодательном уровне остаются проблемы молодых семей, развитие молодежного предпринимательства, защита прав молодежи, поддержка талантливых молодых людей в разных сферах, которые в основном решаются посредством проведения социально значимых мероприятий.

Помимо собственно молодежных проблем молодые парламентарии уделяют внимание рассмотрению вопросов местного самоуправления, административного права, выборов, защиты прав потребителей. Таким образом, можно говорить о том, что тематика законотворческой деятельности молодежных парламентов регионов ПФО соответствует пониманию содержания и основных приоритетов государственной молодежной политики, определенных Правительством РФ в 2014 г.

Подготовка молодых кадров в рамках системы молодежного парламентаризма

Одним из самых значимых с точки зрения системы управления полномочий молодежных парламентов является организация и проведение для своих членов мероприятий, направленных на формирование знаний о политическом процессе и управленческой деятельности, навыков практической деятельности в сфере процесса принятия решений, что в целом способствует появлению класса молодых профессиональных политиков в регионе.

Одной из главных целей Молодежного парламента Кировской области в 2015-2016 гг. являлась активизация молодежи в районах области и создание в них Молодежных советов, которые представляют интересы молодежи района, объединяют все активные молодежные организации и участвуют в законотворческой и проектной деятельности. Члены парламента провели выездные заседания в ряде городов области с приглашением специалистов, отвечающих за молодежную политику.

Молодежный парламент Пермского края 9-11 июля 2010 г. провел I Краевой Форум молодых парламентариев, участие в котором принимали представители 38 муниципальных молодежных парламентов. С 2010 г. Форумы молодых парламентариев края проводятся ежегодно по разной тематике.

В 2011 г. молодежный парламент края реализовывал проект «Школа молодого парламентария», в рамках которого члены муниципальных молодежных парламентов проходили обучение по вопросам работы органов местного самоуправления, развития лидерских качеств и процедуры законотворчества.

Отдельно стоит упомянуть о реализуемом в последние годы Законодательным Собранием и Молодежным парламентом проекте «Молодежный кадровый резерв», члены которого принимают участие в ежегодных Форумах молодежного кадрового резерва, выездных семинарах, им оказывается содействие в прохождении практики, трудоустройстве и многое другое.

Молодые парламентарии Оренбургской области совместно с региональным отделением Молодой гвардии Единой России реализуют проект «Школа молодого политика», в рамках которого проводятся тренинги, семинары, дискуссии, встречи с представителями законодательной и исполнительной власти Оренбуржья. В 2017 г. участниками проекта стали более 70 представителей органов молодежного самоуправления, в том числе руководители молодежных общественных объединений, лидеры общественного мнения в молодежной среде и совершеннолетние активисты из муниципальных образований области, которым еще не исполнилось тридцати лет.

Члены молодежного парламента области проявляют активность в ходе избирательных кампаний. «Так, более десяти представителей действующего состава молодежного парламента участвовали в выборах в органы местного самоуправления, 7 - в выборах в Законодательное собрание и 1 человек - в Госдуму РФ. В итоге двое стали депутатами Оренбургского городского Совета» [9].

Молодежная общественная палата Республики Башкортостан реализует проект Молодежный кадровый резерв управленческих кадров главы республики. Проект предполагает подготовку молодых специалистов на площадке молодежного парламента для работы в разных сферах экономики, сельского хозяйства и сферы услуг. В рамках реализации проекта в 2016 г. ряд молодых парламентариев были трудоустроены на молочный комбинат, в Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи Республики Башкортостан, Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО», Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

Как отмечает председатель Молодежной палаты Т. Гизатуллин: «Для молодежного парламентского движения нашего региона важно, что вошед-

шие в утвержденный список активисты прошли школу молодежных советов на местах, некоторые и сейчас руководят молодежными сообществами, работают на предприятиях и в администрациях районов, развивая территории своим ежедневным трудом... Это говорит о том, что созданный механизм является работающим» [8].

Молодежный парламент Республики Татарстан ежегодно реализует Школу молодых парламентариев.

Можно говорить, что в результате реализации таких проектов, как Школа молодого парламентария (политика), Молодежный кадровый резерв и др. в регионах формируется пул молодых политиков, обладающих комплексом знаний о специфике управленческого процесса и общественной деятельности, занимающих активную гражданскую позицию, готовых к сотрудничеству с органами государственной власти для выработки и реализации эффективных управленческих решений.

Проведение молодыми парламентариями социально значимых мероприятий

Организация и проведение социально значимых мероприятий является одним из самых активно реализуемых полномочий, где члены молодежных парламентов могут проявить свое социально ответственное поведение, а также привлечь к участию в жизни регионального сообщества молодежные общественные организации. Кроме того, планирование и проведение мероприятия или акции требует наличия определенных организаторских навыков, хоть с практической стороны и является более понятным делом, нежели разработка нормативно-правового документа.

Молодежный парламент Кировской области за период 2014-2016 гг. реализовывал следующие социально значимые проекты: Доброе сердце; Автопробег, посвященный Дню победы; День Конституции и День парламентаризма; Свобода слова; Каждый день горжусь Россией; Всероссийский тест по истории Отечества; Всемирный день подтягиваний; Чемпионат по воркауту и др. менее масштабные проекты.

Членами молодежного парламента области был организован сбор подписей в поддержку обращения Молодежного парламента при Государственной думе РФ к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву по поводу возвращения федерального субсидирования отдыха и оздоровления детей определенной категории (инвалидов, детей сирот, оставшихся без родителей, детей из многодетных семей). В итоге было собрано более 1 000 подписей, субсидии были возвращены и увеличены в размере.

Одним из ярких социально значимых проектов молодежного парламента Нижегородской области является проект «Народная инспекция», в рамках которого создан сайт ni52.ru, где граждане могут подробно описывать ситуации эвакуации своего транспортного средства, а также вносить свои предло-

жения по совершенствованию действующего механизма эвакуации транспортных средств в регионе. «Народная инспекция» призвана привлечь наибольшее количество людей к общественному контролю с целью совершенствования регионального законодательства. Как отметила руководитель проекта, член Молодежного парламента М. Новичкова: «На основании анализа обращений мы вместе с комитетом по транспорту и дорожному хозяйству заксобрания планируем внести поправку к действующему закону от 31 июля 2012 г. № 101-З «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» [1].

Кроме данного проекта, молодые парламентарии области в 2014-2016 гг. реализовали целый ряд социальных проектов: «Здоровое поколение», «Школа права», «Александр Невский - Слава, Дух и Имя России» и многие другие.

Члены молодежного парламента Самарской области на систематической основе проводят Фестиваль «Готов к труду и обороне» среди молодых парламентариев области; серию экологических мероприятий, акции ко Дню победы в ВОВ, Дню зашиты детей.

Молодые парламентарии Республики Чувашия в качестве реализации социально значимых мероприятий посещают Республиканскую станцию переливания крови для сдачи крови; детские дома и школы-интернаты региона; принимают участие в экологической акции «Посади свое дерево» (в рамках которой в заповедной зоне Заволжья посажено более 2 000 саженцев хвойных деревьев); собирают вещи, игрушки и канцтовары для детей из малообеспеченных семей республики.

Можно видеть, что тематика социально значимых мероприятий дополняет законотворческую деятельность, охватывая более широкий круг направлений государственной молодежной политики.

Просветительская деятельность молодежных парламентов

Данное полномочие молодежных парламентов можно рассматривать как систему политической социализации, в рамках которой посредством проведения семинаров, «круглых» столов и конференций, дискуссий по актуальным вопросам региональной жизни ликвидируются информационные пробелы и происходит формирование политического сознания молодежи.

Молодежный парламент Пензенской области на постоянной основе организует Уроки парламентаризма в школах региона; реализует конкурс «Моя законотворческая инициатива», участие в котором могут принимать школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые и специалисты, сотрудники НИИ и иных организаций Пензенской области в возрасте до 30 лет; совместно с молодежным бизнес-инкубатором реализует проект «Уроки финансовой грамотности».

Молодежный парламент Пермского края систематически принимает участие в различных мероприятиях просветительского характера: парламентские уроки в школах; «круглые столы» по вопросам развития института молодежного парламентаризма в России; дискуссии на тему электоральной активности молодежи; экспертные семинары по актуальным политическим вопросам.

Молодые парламентарии Республики Марий Эл ежегодно проводят мероприятия просветительского характера: республиканская научно-исследовательская конференция, посвященная Конституции РФ, избирательной системе России и Марий Эл; акция «Всероссийский тест по истории Отечества», которая проводится по инициативе Молодежного парламента при Государственной думе в рамках федерального молодежного проекта «Каждый день горжусь Россией!».

Молодые парламентарии Республики Мордовии ежегодно организуют Республиканский конкурс исследовательских работ в области законотворческой деятельности «Законотворец Мордовии». В конкурсе принимают участие школьники и студенты от 14 до 35 лет. Основная цель конкурса - привлечение молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности, а также содействие формированию правовой культуры в молодежной среде. В рамках конкурса участниками были представлены свои работы по таким направлениям, как государственное строительство и конституционные права граждан, социальная и экономическая политика, образование, наука, здравоохранение и др.

Молодые парламентарии Республики Удмуртия на систематической основе проводят акции просветительского характера для разных категорий молодежи: Всероссийский тест по истории; Профилактическая лекция «Противодействие вербовке в социальных сетях» и др.

Молодые парламентарии Ульяновской области ежегодно проводят просветительскую акцию для школьников «Парламентский урок», Чемпионат по игре «Что? Где? Когда?», Всероссийский тест по истории.

Просветительская деятельность молодежных парламентов в регионах Приволжского федерального округа направлена на формирование политической культуры и правового самосознания молодежи, патриотических настроений и активной гражданской позиции в молодежной среде, что соответствует провозглашенным на федеральном уровне в 2014 г. приоритетам государственной политики в сфере управления молодежью.

В настоящее время государственную молодежную политику можно рассматривать как деятельность органов государственной власти по созданию организационных, ресурсных, информационных условий для интеграции молодых граждан в общественно-политические и социально-экономические процессы. Молодежный парламентаризм, в свою очередь, выступает инструментом в системе государственного управления, применение которого спо-

собствует установлению прочной коммуникации власти и молодежи, следовательно, повышению качества принимаемых управленческих решений, поскольку позволяет учитывать мнения самих молодых граждан.

В современных государствах реализуются разные практики молодежного парламентаризма - от дискуссионных клубов и экскурсий в здание национальной легислатуры до создания специального института политического участия молодежи. Независимо от формата, деятельность в подобных молодежных практиках позволяет формировать ответственное социальное поведение и активную гражданскую позицию, а систематическая коммуникация органов власти и молодежи позволяет корректировать политический курс в отношении молодежного сообщества при непосредственном участии институтов гражданского общества, формируя тем самым эффективное поле публичной политики.

Что касается российской региональной практики развития молодежного парламентаризма, то сегодня в субъектах Приволжского федерального округа сложились несколько моделей формирования молодежных парламентов, среди которых отсутствует модель прямых выборов членов молодежного парламента, то есть та модель, которая в полной мере соответствует принципу парламентского правления, основанного на представительстве интересов общества. Это объясняется, с одной стороны, экономическими затратами, связанными с необходимостью проведения дополнительных выборов в регионах, а с другой - обеспечивает контролируемое положение молодежного парламента, что в полной мере отражает специфику политического режима. Подобные модели формирования молодежного парламента при личном участии депутатов региональной легислатуры превращают молодежный парламент из института участия молодежи в политическом процессе в институт политической социализации и государственного управления молодежью региона.

Сравнительное исследование деятельности молодежных парламентов в регионах Приволжского федерального округа продемонстрировало отсутствие связи между проводимыми мероприятиями и этнокультурным характером субъекта РФ, его правовым статусом (область это или национальная республика) и уровнем социально-экономического развития. Данное обстоятельство дает основание утверждать, что молодежные консультативно-совещательные структуры не могут рассматриваться как институты представительства интересов молодого поколения, что как раз требует учета специфики молодежи и ее проблем в каждом региональном сообществе.

Независимо как от специфики региона, так и от модели формирования, молодежные парламенты в регионах ПФО выполняют схожие полномочия: от проведения акций и мероприятий социально значимого и просветительского характера до разработки проектов нормативно-правовых актов. Тематика проводимых мероприятий и разрабатываемых законопроектов в боль-

шинстве случаев соответствует приоритетам государственной молодежной политики, провозглашенным на федеральном уровне, что в очередной раз позволяет говорить о молодежных парламентах не как об институтах гражданского общества, представляющих интересы молодого поколения, а как о системе политического воспитания и контроля молодежи на основе ценностей и задач политического курса, что соответствует исторической практике взаимоотношений государства и молодежи в России.

Библиографический список

1. «Народная инспекция» вышла на дороги Нижегородской области. 2017. 17 апр. URL: http: //www.vremyan. ru/news/narodnaj a_inspekcij a_vyshla_na_dorogi_nizhego rodskoj_oblasti.html. ["People's Inspectorate" got on the roads of the Nizhny Novgorod region. 2017. April 17. Available at: http: //www.vremyan.ru/news/narodnaj a_inspekcij a_vyshla_na_dorogi_nizhego rodskoj_oblasti.html].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. XIII заседание Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пензенской области. URL: http://mp.zspo.ru/news/xiiizasedaniemolodeznogoparlamentaprizakonodatelno msobraniipenzenskojoblasti. [13th meeting of the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Penza region. Available at: http://mp.zspo.ru/news/xiiizasedaniemolodeznogoparlamentaprizakonodatelno msobraniipenzenskojoblasti].

3. Беляева Н.М. «Новый» взгляд государства на молодежную политику в России в середине 2010-х гг. // Вестник Пермского университета. Сер. Политология. 2016. Вып. 2. С. 5-18. [Belyaeva N.M. The state's "fresh" approach to the youth policy in Russia in the mid-2010s. //Review of Political Science. 2016. Iss. 2. P. 5-18].

4. Беляева Н.М. Самоидентификация молодежи в контексте молодежного парламентаризма // Идентичность как предмет политического анализа: сб. науч. ст. М., 2011. С. 165-169. [Belyaeva N.M. Self-identification of the youth in the context of youth parliamentarism // Identity as a subject of political analysis: collection of scientific articles. Moscow, 2011. P. 165-169].

5. Депутат рассказал о формировании нового состава нижегородского Молодежного парламента // Московский комсомолец. 2017. 12 апр. URL: http://nn.mk.ru/articles/2017/04/12/deputat-rasskazal-o-formirovanii-novogo-sostava-nizhegorodskogo-molodezhnogo-parlamenta.html. [The deputy told about the formation of a new composition of the Nizhny Novgorod Youth Parliament // Moskovskij Komsomolets. 2017. April 12. Available at: http://nn.mk.ru/articles/2017/04/12/deputat-rasskazal-o-formirovanii-novogo-sostava-nizhegorodskogo-molodezhnogo-parlamenta.html].

6. О молодежном парламенте Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 9 июля 2008 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/952010777. [Law of the Orenburg region "On the Youth Parliament of the Orenburg Region" of July 09, 2008. Available at: http://docs.cntd.ru/document/952010777].

7. Законотворческая деятельность молодежного парламента. Материалы с сайта Саратовской областной думы. URL: http://www.srd.ru/index.php/component/content/article.html?id=20534&menu =480&selmenu=500&submenu=496. [Legislative activities of the Youth Parliament. Materials from the website of the Saratov Regional Duma. Available at:

http://www.srd.ru/index.php/component/content/article.html?id=20534&menu =480&selmenu=500&submenu=496].

8. Кадровый резерв Главы Республики Башкортостан - реальный инструмент роста для молодежи. Материалы с сайта Государственного собрания Республики Башкортостан. 2016. 4 апр. URL: http://www.gsrb.ru/ru/mop/news/38254/. [The personnel reserve of the Head of the Republic of Bashkortostan is a real growth tool for young people. Materials from the website of the State Assembly of the Republic of Bashkortostan. 2016. April 4. Available at: http://www.gsrb.ru/en/mop/news/38254/].

9. Молодежный парламент подводит итоги работы: материалы с сайта Законодательного собрания Оренбургской области. 2016. 30 нояб. URL: http://www.zaksob.ru/news.aspx?id=8594. [The Youth Parliament sums up the results of its work. Materials from the website of the Legislative Assembly of the Orenburg region. 2016. November 30. Available at: http://www.zaksob.ru/news.aspx?id=8594].

10. Молодежь обсудила проект федерального закона: материалы с сайта Государственного собрания республики Марий. Эл. 2015. 21 апреля. URL: http://parlament.mari.ru/2015/04/212042015.html. [Young people discussed the draft federal law. Materials from the website of the State Assembly of the Mari El Republic. 2015. April 21. Available at: http://parlament.mari.ru/2015/04/212042015.html].

11. Отчет о деятельности Молодежного парламента при Законодательном Собрании Кировской области VII созыва. URL: http://www.zsko.ru/molparlament/ot/Мол.парламент.doc. [Report on the activities of the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Kirov region of the 7th convocation. Available at: http: //www.zsko .ru/molparlament/ot/Mol.parliament.doc].

12. Отчет о деятельности Молодежного парламента при Законодательном Собрании Пермского края за созыв (2009-2012). URL: http://mp.zsperm.ru/s3/doc/planMP_2009-2012.pdf. [Report on the activities of the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Perm Krai during

convening (2009-2012). Available at:

http://mp.zsperm.ru/s3/doc/planMP_2009-2012.pdf].

13. О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации: Письмо Министерства образования РФ от 24 апр. 2003г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901867048. [The Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation "On the development of youth parliamentarism in the subjects of the Russian Federation" of April 24, 2003. Electronic resource. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901867048].

14. План работы Общественного молодежного парламента при Самарской губернской думе на первое полугодие 2017 г. URL: http://mol.samgd.ru/upload/files/150000/150533/09%20-%20План%20работы%20(приложение)Лосх. [Work plan of the Public Youth Parliament under the Samara Gubernia Duma for the first half of 2017. Available at: http://mol.samgd.ru/upload/files/150000/150533/09%20-%20Plan%20work%20 (приложение).docx].

15. Положение о молодежном парламенте при Государственном совете Удмуртской республики от 31 марта 2009 г. URL: http://www.udmgossovet.ru/interaction/youth/charter/regulation.php. [Regulations on the Youth Parliament under the State Council of the Udmurt Republic of March 31, 2009. Available at: http: //www.udmgossovet.ru/interaction/youth/charter/regulation.php].

16. Положение о Молодежном парламенте при Законодательном Собрании Кировской области от 18 июля 2013 г. URL: http://www.zsko.ru/molparlament/general/.[ Regulations on the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Kirov region of July 18, 2013. Available at: http://www.zsko.ru/molparlament/general/].

17. Положение о молодежном парламенте при Законодательном собрании Нижегородской области от 17 дек. 2013 г. URL: http://www.zsno.ru/ru/convocation5/16951/mpno/16404/739/. [Regulations on the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Nizhny Novgorod Oblast of December 17, 2013. Available at: http://www.zsno.ru/en/convocation5/16951/mpno/16404/739/].

18. Положение о Молодежном парламенте при Законодательном собрании Пермского края от 19 июля 2007 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/911517400. [Regulations on the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Perm Krai of July 19, 2007. Available at: http://docs.cntd.ru/document/911517400].

19. Положение о Молодежном парламенте при Законодательном собрании Пензенской области от 26 сент. 2012 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/949116955. [Regulations on the Youth Parlia-

ment under the Legislative Assembly of the Penza Oblast of September 26, 2012. Available at: http://docs.cntd.ru/document/949116955].

20. Положение о молодежном парламенте при Законодательном собрании Ульяновской области от 29 мая 2014 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/463707710. [Regulations on the Youth Parliament under the Legislative Assembly of the Ulyanovsk Oblast of May 29, 2014. Available at: http://docs.cntd.ru/document/463707710].

21. Положение о молодежном парламенте при Саратовской областной думе от 22 февр. 2006 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/933008518. Regulations on the Youth Parliament under the Saratov Regional Duma of February 22, 2006. Available at: http://docs.cntd.ru/document/933008518].

22. Положение о молодежном парламенте республики Марий Эл от 24 дек. 2009 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/424052052. [Regulations on the Youth Parliament of the Republic of Mari El of December 24, 2009. Available at: http://docs.cntd.ru/document/424052052].

23. Положение об Общественной молодежной палате при Государственном Собрании Республики Мордовия от 21 окт. 2016 г. URL: http://www.gsrm.ru/preddstavitelnaya-activities/public-youth-chamber/pravo.php. [Regulations on the Public Youth Chamber under the State Assembly of the Republic of Mordovia of October 21, 2016. Available at: http://www.gsrm.ru/preddstavitelnaya-activities/public-youth-chamber/pravo. php].

24. Положение об Общественной молодежной палате при Государственном совете Чувашской республики от 15 марта 2012 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/444769913. [Regulations on the Public Youth Chamber under the State Council of the Chuvash Republic on March 15, 2012. Available at: http://docs.cntd.ru/document/444769913].

25. Положение об Общественной молодежной палате при Государственном совете Республики Татарстан от 30 окт. 2014 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/423858334. [Regulations on the Public Youth Chamber under the State Council of the Republic of Tatarstan of October 30, 2014. Available at: http://docs.cntd.ru/document/423858334].

26. Положение об общественном молодежном парламенте при Самарской губернской думе от 29 нояб. 2011 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/945034264. Regulations on the Public Youth Parliament under the Samara Gubernia Duma of November 29, 2011. Available at: http://docs.cntd.ru/document/945034264].

27. Основные направления государственной молодежной политики: Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9004367. [Decree of the Supreme Council of the Russian Federation of June 03, 1993 "On the main directions of

state youth policy". Electronic resource. Available at: http://docs.cntd.ru/document/9004367].

28. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf. [Order of the Government of the Russian Federation of November 29, 2014 "On the fundamentals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period until 2025". Electronic resource. Available at: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf].

29. Стратегия государственной молодежной политики в РФ от 18.12.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902020299. [The strategy of the state youth policy in the Russian Federation of December 18, 2006. Electronic resource. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902020299].

30. Третий созыв Молодёжного парламента республики завершил свой первый год работы: материалы с сайта Государственного совета Удмуртской республики. 2016. 22 декабря. URL: http://www.udmgossovet.ru/interaction/youth/news/11510/. [The third convocation of the Youth Parliament of the Republic completed its first year of work. Materials from the website of the State Council of the Udmurt Republic. 2016. December 22. Available at: http: //www.udmgossovet.ru/interaction/youth/news/11510/].

31. Юсов С.В. Организационно-правовые основы создания и деятельности молодежных парламентов в РФ. М., 2009. [Yusov S.V. Organizational and legal foundations of the creation and activities of youth parliaments in the Russian Federation. Moscow, 2009].

THE PRACTICE OF YOUTH PARLIAMENTARISM IN THE REGIONS OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF THE STATE YOUTH POLICY IN THE 2010s

N.M. Belyaeva

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Political Science, Perm State University

The subject matter of the research is determined by the changes in the political course of the Russian state towards young people which occurred in the mid-2010s. The so-called new state youth policy proclaimed the course for the development of patriotism and moral education of the youth, ignoring the socioeconomic situation of young people. The paper focuses on the question of how the new format of the state youth policy is reflected in the main directions and content of the activities of youth parliaments in the regions of the Volga Federal district.

The analyzed district was selected due to the ethno-cultural and socio-economic diversity of its constituent subjects, which is likely to determine regional specific features of functioning of the youth parliamentarism. The cross-regional case study is based on empirical data from the reports on the activities of regional youth parliaments over the last five years. The author concludes that the new youth policy of the state directly affected the content of events organized by the youth representative structures in the regions: the main theme of draft laws, socially relevant activities and campaigns of educational character is the development of patriotism and instilling moral values among the youth. The comparative research has also revealed the lack of dependence of between the main activities of youth parliaments in the regions of the Volga Federal district upon the models of their formation, ethnic and cultural characteristics of the region, its legal status and level of socioeconomic development.

Keywords: state youth policy; youth; youth parliamentarism; patriotism; moral education of young people; Volga Federal district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.