УДК 332.14:304-053.81(470.51)(045) Е.А. Касаткина, С. Т. Артыков
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Изучается молодежная политика и проблемы молодежи в муниципальном образовании. Молодежь в настоящее время является одним из приоритетных сегментов управления на всех уровнях территориальной организации -федеральном, региональном, местном. Определено, что решение проблем молодежи, управление молодежной политикой должно учитывать интересы и особенности всех субъектов на всех уровнях территориальной организации. При этом сочетание государственной власти и местного самоуправления зависит от уровня разрешен-ности проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Приведены данные бюджетных расходов муниципального образования на молодежную политику и оздоровление детей, получен вывод об их снижении в динамике. Сформулировано, что критерием оценки молодежной политики является соответствие фактических показателей целевым показателям государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики». Проведен анализ показателей социальной результативности реализации молодежной поли тики в муниципальном образовании. На основании анализа сформулирован вывод об уменьшении числа молодых семей за рассмотренный период. Количество молодёжи, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм», ниже плановых показателей, однако фактически снижения количества такой молодежи не наблюдается. Выявлена крайне тревожная тенденция роста количества молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания». В заключении авторами обозначены основные проблемы современной молодежной политики в муниципальном образовании «город Сарапул» и сформулированы направления их решения.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, бюджетные расходы, муниципальное образование, социальная политика, региональное управление, трудоустройство, управление.
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-2-200-207
Молодежь в настоящее время является одним из приоритетных сегментов управления на всех уровнях территориальной организации - федеральном, региональном, местном. Современная система государственного и муниципального управления характеризуется отсутствием четких, всесторонних критериев оценки молодежной политики. По мнению О.А. Рожнова, действенность молодежной политики ранее оценивалась «через призму субъективного понимания целесообразности той или иной деятельности, как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации их руководителями и органами, ответственными за работу в этой сфере» [11].
Государственная молодежная политика регулируется нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного уровней. Важность работы с молодежью обусловлена ее потенциальной ролью в социально-экономическом развитии государства [7]. В связи с этим документы стратегического планирования социально-экономического развития на уровне страны и в каждом регионе способствуют эффективной реализации молодежной политики. Основные положения современной государственной молодежной политики Российской Федерации определены «Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [3].
Реализация молодежной политики в Удмуртской Республике осуществляется в соответствии с республиканским законом о государственной молодежной политике в Удмуртской Республике [4], государственной программой развития физической культуры, спорта и молодежной политики [5], муниципальными программами. Прежде всего, ответственность за результативность молодежной политики в полной мере ощущается на уровне муниципальных образований, непосредственно реализующих мероприятия по работе с молодежью. Однако, по данным Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Удмуртской Республики, существование отрасли «Молодежная политика» в муниципальных образованиях республики сохраняет пока неустойчивое состояние [13].
Реализация молодежной поли тики Управлением куль туры и молодежной политики Администрации муниципального образования «Город Сара пул» в муниципальном образовании осуществляется в соответствии с Федеральным законом о т 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «О б основах системы профилак-
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2020. Т. 30, вып. 2
тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], Законом УР «О государственной молодёжной политике в Удмуртской Республике» [4], государственной программой Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» [5]. Стоит отметить, что отдельная муниципальная программа в области реализации молодежной политики в городе Сарапуле отсутствует как и во многих других муниципальных образованиях. При этом решение проблем молодежи, управление молодежной политикой должно учитывать интересы и особенности всех субъектов на всех уровнях территориальной организации. Оптимизация сочетания государственной власти и местного самоуправления зависит от уровня разрешенности проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления [8], в том числе в вопросах молодежной политики.
Функционирование муниципальных образований в условиях рыночной экономики предопределяет необходимость учета и приема экономической составляющей при осуществлении своих полномочий, в том числе при работе с молодежью. Это отчасти справедливая позиция, поскольку потенциально молодые люди являются будущими трудовыми ресурсами, задача которых с точки зрения государственного и муниципального управления - внесение вклада в увеличение валового регионального продукта, создание добавочной стоимости, формирование потребительского спроса и др. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы является принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [1]. Проблема заключается в том, как установить взаимосвязь между молодежной политикой и экономическим развитием территории? Довольно сложно обозначить расходы на молодежную политику, поскольку сюда же можно включить расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт; расходы, связанные с решением проблемы молодежной наркомании, алкоголизма и т. п.
Наибольший объем прямых бюджетных расходов на молодежную политику проходит по подразделу «Молодежная политика и оздоровление детей» раздела «Образование» местного бюджета муниципального образования «город Сарапул» (табл. 1).
Таблица 1
Бюджетные расходы города Сарапула на молодежную политику и оздоровление детей
в 2017-2019 г., руб.
Наименование показателя (год) Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации Бюджеты городских округов
2017 24 729 100,92 24 729 100,92 24 729 100,92
2018 23 500 316,00 23 500 316,00 23 500 316,00
На 01.12.2019 22 599 197,80 22 599 197,80 22 599 197,80
Источник: иИЬ: https://www.nalog.ru/rn18/.
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, равно как и бюджетные расходы городского округа, уменьшились на 2129903,12 руб. (8,6 %). Учитывая значимость молодежи и имеющиеся проблемы в молодежной среде, едва ли такая тенденция может считаться положительной. Между тем все больше полномочий по реализации молодежной политики передается на уровень регионов. Однако, учитывая огромный уровень дифференциации регионального развития, бюджетное финансирование реализации молодежной политики также будет крайне различным. По результатам оценки эффективности реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики», в 2018 г. степень реализации программы признана высокой (показатель 0,965), в 2017 г. - средней (0,886), в 2016 г. - высокой (0,902) [13]. При этом в расчете эффективности программы не использованы финансовые и экономические показатели. Очевидно, что первоочередными критериями результативности молодежной политики являются социальные параметры.
Представим критерии и показатели результативности реализации молодежной политики на муниципальном уровне на примере Управления куль туры и молодежной политики Администрации муниципального образования «Город Сара пул». Стоит отметить, что в соответствии со спецификой работы показатели отражают преимущественно социальную эффективность молодежной политики. Как известно, социальная эффективность проявляется в улучшении условий труда работников, повышении уровня заработной платы, удовлетворенности результатами собственного труда, повышении благосостояния нар ода, обеспечении продовольственной безопасности страны, улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда [12].
Критерием результативности молодежной политики является соответствие того ил и иного показателя целевым показателям государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» (табл. 2).
Таблица 2
Оценка критериальных показателей социальной результативности реализации молодежной политики в муниципальном образовании «Город Сарапул» в 2016-2018 г. (общие показатели)
Наименование целевых индикаторов 2016 год 2017год 2018 год
Пред усмотрено госпрограммами Вы полнено Предусмотрено госпрограммами Выполнено Предусмотрено госпрограммами Выполнено
Количество специалистов, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации в сфере государственной молодежной политики, чел. 40 39 40 45 40 48
Количество учреждений, ведущих работу с детьми и молодёжью, ед. 12 12 12 12 12 12
Количество детей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью, тыс. чел. 2,6 2,4 2,6 2,4 2,6 2,3
Количество уполномоченных по делам молодёжи и специалистов по делам молодёжи, чел. 22 22 22 22 22 22
Количество молодёжи, участвующей в программах международных молодёжных обменов, чел. 12 12 14 14 15 15
Количество оказанных социально-психологических услуг, тыс. е д. 2,1 1,9 2,5 2,4 2,8 2,75
Количество подростков до 18 лет, состоящих на учёте в органах по делам несовершеннолетних, чел. 150 120 150 110 150 105
Численность подростков в возрасте о т 14 до 18 лет, совершивших преступления, чел. - 920 - 910 - 970
На основании приведенных данных видно, что количество специалистов, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку, курсы повышения квалификации в сфере государственной молодежной политики, в 2017 и 2018 г. фактически больше запланированного показателя на 5 чел. (12,5 %) и 8 чел. (20 %) соответственно. Представляет интерес показатель количества подростков до 18 лет, состоящих на учёте в органах по делам несовершеннолетних. Наблюдается постоянное снижение фактического показателя за рассмотренный период на 30 чел. (20 %), 40 чел. (26,7 %), 45 чел. (30 %) соответственно. Негативным фактором является увеличение числа подростков в возрасте о т 14 до 18 лет, совершивших преступления, на 50 чел. Остальные показатели находились в пределах плановых либо менялись незначительно.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2020. Т. 30, вып. 2
Общеизвестно, что последние годы характеризуются увеличением количества проблем среди молодежи, в первую очередь генерированными нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне, проблемами на рынке труда и другими. Все эти факторы приводят к наличию среди молодежи проблем, негативно сказывающихся на ее положении (табл. 3).
Таблица 3
Оценка критериальных показателей социальной результативности реализации молодежной политики в муниципальном образовании «Город Сарапул» в 2016-2018 гг. (показатели проблемной направленности)
2016 год 2017год 2018 год
Предусмотрено госпрограммами Предусмотрено госпрограммами Предусмотрено госпрограммами
Наименование целевых индикаторов он е н ч 8 ы и он е н ч 8 ы и Вы полнен
Количество молодёжных отрядов правоохранительной направленности, ед. 12 12 12 12 12 12
Количество молодых семей - 5947 - 5396 - 5221
Количество студенческих трудовых отрядов 6 6 6 6 6 6
Количество молодёжи, занимающихся в военно-
патриотических учреждениях и организациях от 10 до 30 лет — 1089 — 1130 — 1145
Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм» 195 151 193 169 191 159
Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания» 137 128 136 136 134 145
На основании данных табл. 3 видно, что за рассмотренный период произошло уменьшение числа молодых семей на 726 ед. (12,2 %). Количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм», ниже плановых показателей на 44 чел. (22,6 %), 24 чел. (12,4 %), 32 чел. (16,8 %), однако фактически снижения количества такой молодежи не наблюдается (151 чел. в 2016 г., 159 чел. в 2018 г.). Крайне актуальным показателем является количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания». Анализ показывает увеличение этого параметра на 11 чел. (8,2 %) в 2018 г. по сравнению с плановым и на 17 чел. (13,3 %) по отношению к 2016 г., что, несомненно, является отрицательным фактором.
Таким образом, как показывают результаты исследования, по подавляющему большинству показателей в сфере молодежной политики деятельность органов местного самоуправления в 2016-2018 г. была в целом результативной. Удал ось добиться снижения количества молодежи, зарегистрированной с диагнозом «алкоголизм», но при этом увеличилось количество молодёжи в возрасте 14-30 лет, зарегистрированной с диагнозом «наркомания». При этом существенно не бы л достигнут целевой индикатор в области количества дет ей и молодежи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодежью, а также в области органов молодежного самоуправления.
Проблемы системы управления молодежной политикой можно диагностировать по данным опроса молодежи. Несмотря на достаточно большое количество проводимых опросов и мониторингов, довольно высоким уровнем объективности обладают исследования, проводимые бюджетными учреждениями. В Удмуртской Республике одним из таких учреждений можно считать реорганизованное в 2013 г. БУ УР «Аналитическое бюро», правопреемником которого стало Бюджетное учреждение Уд -муртской Республики «Республиканский центр "Молодая семья"» (в 2019 г. реорганизованное в фор-
ме присоединения к Автономному учреждению Удмуртской Республики «Молодежный центр Удмуртской Республики»). Б У УР «Аналитическое бюро» было проведено мониторинговое исследование, были опрошены лица из числа молодежи в возрасте о т 14 до 35 лет. Проанализируем результаты мониторинга по наиболее актуальным направлениям (табл. 4).
Таблица 4
Основные проблемы, волнующие молодёжь, %
Наименование Всего Ваш пол Возраст
мужской женский до 16 лет 16-17 лет 18-20 лет от 21 года до 35 лет
Трудоустройство 36,9 34,6 39,1 26,7 48,9 44,0 22,4
Выбор будущей специальности 17,3 16,5 18,1 52,6 26,3 8,6 2,7
Юридическая неграмотность 13,9 15,3 12,4 2,6 14,0 16,5 16,1
Трудности с учебой 14,1 12,1 16,1 28,4 24,7 9,3 3,1
Отсутствие жилья 27,8 26,9 28,7 9,5 21,0 35,7 31,8
Проблемы общения 4,2 3,4 5,0 5,2 4,8 4,8 2,2
Отсутствие денег 25,6 18,2 32,9 25,0 27,4 24,1 26,5
Проблемы досуга 12,2 10,4 13,9 9,5 11,3 14,8 11,2
Проблемы здоровья 36,4 35,1 37,6 32,8 34,9 35,7 40,4
Личная безопасность 10,5 9,0 11,9 14,7 10,2 11,7 6,7
Другое 1,5 1,7 1,2 1,9 1,5 2,4 1,3
Нет проблем 3 5,3 2,0 1,4 0,5 3,4 4,0
Затрудняюсь ответить 5,5 7,0 4,0 6,0 3,2 7,2 4,9
Данные показывают, что наиболее актуальной проблемой для молодежи является вопрос трудоустройства - 36,9 % опрошенных, при этом девушек этот вопрос волнует больше, чем юношей. Следующие актуальные проблемы - состояние здоровья (36,4 %), отсутствие жилья (27,8 %), отсутствие денег (25,6). Указанные проблемы во многом определяются неравными стартовыми возможностями молодежи, когда невозможность трудоустроиться связана с отсутствием жилья, а нехватка денег - с отсутствием работы.
В рамках исследования были выявлены опасности, которые вызывают чувство тревожности и страха. При этом следует отметить, что наименьший процент опрошенных, которые отметили, что у них нет проблем, зафиксирован по возрастной группе в возрасте 16-17 лет. В этой связи необходимо данную возрастную группу считать проблемной и дальнейшее исследование проводить именно дл я данной возрастной группы. Представляется, что, несмотря на прошедший период времени с момента проведения исследования, основные проблемы молодежи на уровне региона и отдельных муниципальных образований остались прежними. В связи с этим авторы считают вполне корректным использование указанных данных для последующего анализа.
Привитие навыков здорового образа жизни - одно из главных направлений государственной молодёжной политики, которое предполагает реализацию следующих основных элементов: плодотворный труд, рациональный режим тру да и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание и т. п. [10].
В современных условиях среди факторов, определяющих здоровье, здравоохранению принадлежит 10-12 %, наследственность определяет 15-20 %, экология - 10-15% и образ жизни - 50 % [6].
Далеко не вся молодёжь в возрасте 16-17 лет, участвующая в опросе, высоко оценила уровень своего здоровья. Около 25 % «посчитали себя здоровыми», половина молодёжи (53%) «в целом здоровы, но периодически болеют». Только 7 % опрошенных «болеют час то», примерно столько же (11 %) - имеют хронические заболевания. В рамках мониторинга были изучены причины ухудшения здоровья. Наиболее распространённым оказался вариант «большое количество стрессов и волнений» - 32 %. По мнению каждого четвертого опрошенного (23 %), «недостаточное количество занятий спортом» является причиной его ухудшения. Недостаток сна испытывают 17 % молодёжи в возрасте 16-17 лет. Потребление табачных изделий и несвоевременное лечение является причиной ухудшения здоровья дл я 14 % (табл. 5).
_Молодежная политика как объект государственного и муниципального управления_205
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2020. Т. 30, вып. 2
Таблица 5
Причины ухудшения здоровья среди молодежи в возрасте 16-17 лет(%)
Наименование Всего
Я мало занимаюсь спортом 22,9
Я неполноценно питаюсь 15,2
Я курю 14,3
Я испытываю много стрессов и волнений 31,8
Я употребляю алкоголь 5,0
Я мало сплю 16,7
Я употребляю наркотики 3,1
Я запускаю болезнь 16,7
Нет денег на лечение 7,5
Большая нагрузка на учёбе 12,2
Я много работаю 7,7
Генная предрасположенность 6,6
Нет времени на лечение 10,6
Плохая экология 19,2
Другое 0,7
Затрудняюсь ответить 12,1
Данные показывают, что 31,8 % молодых людей считает, что испытывают много стрессов и волнений, 22,9 % основной причиной видят малое количество занятий спортом, 19,2 % - плохую экологию. Кроме этого следует отметить, что довольно весомый процент молодежи в возрасте 16-17 лет (а именно 3,1 %) считают причиной ухудшения своего здоровья употребление наркотиков.
Важной задачей исследования было выяснение вопроса: насколько широко распространено употребление наркотиков среди молодых людей в возрасте 16-17 лет? В целом среди молодежи в возрасте 16-17 лет более трети опрошенных имеют в своем близком окружении людей, употребляющих наркотики. Среди студентов число тех, кто контактирует с употребляющими наркотики, достигает максимальных размеров (41 %). В результате делаем вывод, что наименьший процент опрошенных, которые отметили, что у них нет проблем, зафиксирован по возрастной группе 16-17 лет. В этой связи данную возрастную группу необходимо считать проблемной. В целом в области молодежной политики можно определить следующие проблемы:
- в 2016-2018 гг. не был достигнут целевой показатель в области количества детей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью;
- по результатам мониторингов отмечено повышение уровня употребления наркотиков среди молодежи в возрасте 16-17 лет;
- в возрасте 16-17 лет, по мнению каждого четвертого опрошенного (22,9 %), «недостаточное количество занятий спортом» является причиной ухудшения здоровья.
Таким образом, основными проблемами современной молодежной политики в муниципальном образовании «город Сарапул» и направлениями их решения для проблемной категории «молодежь в возрасте 16-17 лет» являются следующие.
Проблема 1. Отмечено повышение уровня употребления наркотиков среди молодежи в возрасте 16-17 лет. Решение: В рамках управления молодежной политикой совместно с МВ Д УР необходима организация родительского обучения и контроля антинаркотической направленности.
Проблема 2. В 2016-2018 гг. не был достигнут целевой показатель в области количества дет ей и молодёжи, занимающихся в учреждениях, ведущих работу с детьми и молодёжью в целом и в возрасте 16-17 лет в частности. Решение: В рамках управления молодежной политикой на базе МБОУ ДОД «Детский морской центр "Норд"» организовать постоянную работу республиканского летнего детско-юношеского туристического лагеря (основной ориентир и целевая аудитория - управление досугом молодежи в возрасте 16-17 лет).
Проблема 3. В возрасте 16-17 лет, по мнению каждого четвертого опрошенного (22,9 %), «недостаточное количество занятий спортом» является причиной ухудшения здоровья. Решение: В рамках управления молодежной политикой необходимо разработать подпрограмму «Спортивная площад-
ка» (основной ориентир и целевая аудитория - управление и создание возможностей для ведения молодежью в возрасте 16-17 лет здорового образа жизни).
Таким образом, по итогам проведенного авторами исследования можно сделать ряд выводов. Во-первых, наиболее высокий уровень ответственности за результаты молодежной политики находится на уровне муниципальных образований, непосредственно реализующих мероприятия по работе с молодежью. Однако, по данным Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Удмуртской Республики, существование отрасли «Молодежная политика» в муниципальных образованиях республики неустойчиво. Не во всех муниципальных образованиях разработаны целевые программы по данному направлению, довольно сложно оценить результативность муниципальной молодежной политики.
Во-вторых, получено, что наибольший объем прямых бюджетных расходов на молодежную политику проходит по подразделу «Молодежная политика и оздоровление детей» раздела «Образование» местного бюджета муниципального образования "город Сарапул"». В результате анализа выявлена тенденция сокращения бюджетных расходов города Сарапула на молодежную политику и оздоровление детей за 2017-2019 г. При этом по результатам оценки эффективности реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» степень реализации программы за указанный период признавалась в целом высокой. Это подтверждает гипотезу о целесообразности проведения молодежной политики на уровне регионов.
В-третьих, определено, что в расчете эффективности государственной программы Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» не участвуют финансовые и экономические показатели. Подтверждено, что первоочередными критериями результативности молодежной политики являются социальные параметры.
В-четвертых, получила подтверждение гипотеза о распространении девиантного поведения среди молодежи в части употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков. Выявленные проблемы в области трудоустройства и низкого уровня жизни во многом определяются неравными стартовыми условиями жизни молодежи, когда невозможность трудоустроиться связана с отсутствием жилья, а нехватка денег - с отсутствием работы. Можно констатировать, что решение проблем молодежи заключается не только в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. Молодежь нужно организовывать, поэтому важным направлением деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является создание условий для того, чтобы молодежь разных возрастных категорий была информирована, принимала участие в общественной жизни, имела реальные возможности для самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/.
2. Федеральный закон о т 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2015 года». URL: http://www.consultant.ru/.
4. Закон Удмуртской Республики «О государственной молодёжной политике в Удмуртской Республике». URL: http ://www.consultant.ru/.
5. Постановление Правительства УР от 28.09.2016 № 460 (ред. от 17.04.2018) «О государственной программе Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики"». URL: http://www.udmurt.ru.
6. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2017. С. 8.
7. Коротаева Е.А. Инструменты регионального управления в реализации территориальной социальной политики // Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика: материалы VI Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф. 2017. С. 205-210.
8. Коротаева Е.А. Правовая основа регионального управления в социальной сфере // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, вып. 4. С. 104-109.
9. Ланец Т.Н., Якина О.В. К вопросу об оценке эффективности региональной молодежной политики (на примере Хабаровского края) // Вопросы управления. 2017. № 5 (48). С. 30-37.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2020. Т. 30, вып. 2
10. Молодёжь и формирование гражданского общества в России: материалы III Общерос. науч.-практ. конф. Волгоград: ПринТерра, 2016. С. 457.
11. Рожнов О. А. Оценка эффективности реализации молодежной политики // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8 (103). Вып. 16.
12. Эффективность государственного и муниципального управления / И.Ю. Чазова, В.Ю. Войтович, И.А. Мухина, Е.А. Коротаева, А.А. Мухин, А.А. Иванова: учеб. пособие. Ижевск, 2019.
13. Официальный сайт Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики. URL: http://www.minsport18.udmurt.ru.
14. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https://www.nalog.ru/rn18/
15. Официальный сайт муниципального образования «город Сарапул». URL: http://adm-sarapul.ru.
Поступила в редакцию 06.03.2020
Касаткина Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Артыков Самат Тулаганович, инспектор по делам несовершеннолетних Ижевского Линейного отдела МВД РФ на транспорте, капитан полиции, магистрант E-mail: [email protected]
ФГБОУВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E.A. Kasatkina, S.T. Artykov
YOUTH POLICY AS AN OBJECT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-2-200-207
This article is devoted to the study of youth policy and youth problems in the municipality. Youth is currently one of the priority segments of management at all levels of the territorial organization - federal, regional, local. The authors determined that the solution of youth problems, management of youth policy should take into account the interests and characteristics of all subjects at all levels of territorial organization. The article presents data on the budget expenditures of the municipality for youth policy and health improvement of children, and concludes that they have decreased in dynamics. At the same time, the combination of state power and local self-government depends on the level of resolution of the problem of differentiation of subjects of competence and powers between state authorities and local self-government bodies. It is formulated that the criterion of effectiveness of youth policy is the correspondence of actual indicators to the target indicators of the state program of the Udmurt Republic "Development of physical culture, sports and youth policy". The authors analyzed the indicators of social effectiveness of the implementation of youth policy in the municipality. Based on the analysis, a conclusion is formulated about the decrease in the number of young families during the considered period. The number of young people registered with the diagnosis "alcoholism" is lower than the planned indicators, however, in fact, there is no decrease in the number of such young people. An extremely alarming trend of growth in the number of young people aged 14-30 years registered with the diagnosis "narcomania" was revealed. In conclusion, the authors identify the main problems of modern youth policy in the municipality "city of Sarapul" and formulate the directions of their solution.
Keywords: youth, youth policy, budget expenditures, municipality, social policy, regional management, employment, management.
Received 06.03.2020
Kasatkina E.A., Candidate of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Artykov S.T., Inspector for minors of the Izhevsk Linear Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on transport, Police Captain, Master's student E-mail: [email protected]
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034,