Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / ПРОШЛОЕ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ярычев Н. У.

Подробно рассматриваются ключевые направления государственной культурной политики Чеченской Республики в сфере мемориальной культуры. Решение данной исследовательской задачи осуществлялось на основе анализа основных официальных документов, регламентирующих культурную, национальную, религиозную политику современной Чечни. Автором были выделены следующие направления культурной политики в сфере мемориальной культуры: 1) идейно-концептуальное (формирование общих идеологических установок, составляющих основу коллективных представлений о прошлом, национальной идентичности, содержании культурной памяти и т. п.); 2) религиозно-этическое (обращение к религии, истории, обычаям, традициям, чеченскому фольклору как базовому ресурсу формирования духовных основ современного чеченского общества); 3) нормативно-правовое (формирование новой и совершенствование существующей юридической базы в сфере мемориальной культуры); 4) охранно-восстановительное (обеспечение оптимальных условий бытования объектов культурного наследия); 5) мемориально-музейное (музеефикация объектов культурного наследия); 6) военно-мемориальное (увековечивание памяти погибших при защите Отечества); 7) языковое (популяризация национального чеченского языка и языковых традиций народов, проживающих на территории Чеченской Республики); 8) художественно-творческое и спортивное (государственная поддержка национальных культурных традиций); 9) коммеморативное (проведение различных мероприятий, приуроченных к памятным датам и в память о выдающихся представителях российской и чеченской культуры); 10) туристически-рекреационное (использование потенциала культурного наследия Чеченской Республики для повышения ее туристической привлекательности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ярычев Н. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE MEMORIAL POLICY OF THE CHECHEN REPUBLIC: STRATEGIC DIRECTIONS ANALYSIS

The author examines in detail the key trends of the state cultural policy of the Chechen Republic in the sphere of memorial culture. This research task was carried out on the basis of analysis of the principal official documents regulating the cultural, national and religious policy of present-day Chechnya. The author identifies the following areas of cultural policy on memorial culture: 1) ideological-conceptual (to form common ideological guidelines, which form the basis of collective perceptions of the past, national identity, and the content of cultural memory, etc); 2) religious-ethical (to address religion, history, customs, traditions and folklore of Chechen culture as the basic resource for forming the spiritual foundations of contemporary Chechen society); 3) regulatory (to form a new and improve the existing set of normative and legal instruments, and to make them more rigorous); 4) conservation and restoration (ensuring optimum conditions for the preservation of cultural heritage); 5) memorial and museum (museumification of cultural heritage); 6) war and memorial (memorialization of those who died defending the homeland); 7) language (promotion of the Chechen language and language traditions of peoples living in Chechnya); 8) artistic, creative and sports (State support for national cultural traditions); 9) commemorative (holding various events to mark anniversaries and commemorate outstanding representatives of Russian and Chechen culture); 10) Touristic and recreational (using the potential of the Chechen cultural heritage to make it more attractive to tourists); 11) Rehabilitation (restoration of the rights of repressed people and victims of political repression).

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

УДК 008.001 (470.661)

Н. У. Ярычев

доктор философских наук, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор

Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, Россия

E-mail: nasrudiny@maH.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Подробно рассматриваются ключевые направления государственной культурной политики Чеченской Республики в сфере мемориальной культуры. Решение данной исследовательской задачи осуществлялось на основе анализа основных официальных документов, регламентирующих культурную, национальную, религиозную политику современной Чечни. Автором были выделены следующие направления культурной политики в сфере мемориальной культуры: 1) идейно-концептуальное (формирование общих идеологических установок, составляющих основу коллективных представлений о прошлом, национальной идентичности, содержании культурной памяти и т. п.); 2) религиозно-этическое (обращение к религии, истории, обычаям, традициям, чеченскому фольклору как базовому ресурсу формирования духовных основ современного чеченского общества); 3) нормативно-правовое (формирование новой и совершенствование существующей юридической базы в сфере мемориальной культуры); 4) охранно-восстановительное (обеспечение оптимальных условий бытования объектов культурного наследия); 5) мемориально-музейное (музеефикация объектов культурного наследия); 6) военно-мемориальное (увековечивание памяти погибших при защите Отечества); 7) языковое (популяризация национального чеченского языка и языковых традиций народов, проживающих на территории Чеченской Республики); 8) художественно-творческое и спортивное (государственная поддержка национальных культурных традиций); 9) коммеморативное (проведение различных мероприятий, приуроченных к памятным датам и в память о выдающихся представителях российской и чеченской культуры); 10) туристически-рекреационное (использование потенциала культурного наследия Чеченской Республики для повышения ее туристической привлекательности).

Ключевые слова: культурная память, прошлое, культурная политика, мемориальная культура

Для цитирования: Ярычев, Н. У. Государственная мемориальная политика Чеченской Республики: анализ стратегических направлений/ Н. У. Ярычев //Вестник культуры и искусств. -2022. - № 2 (70). - С. 55-61.

Мемориальная культура - весьма востребованное в актуальной гуманитарной риторике понятие и при этом достаточно плохо изученное в исследовательской практике явление. Введенный в современный научный дискурс А. Ассман феномен мемориальной культуры хотя и был описан ею глубоко и содержательно [1-3], но так и не получил своего четкого терминологического оформления. В рамках на-

шей исследовательской логики, мемориальная культура предстает системой устойчивых, воспроизводимых способов познания, интерпретации, описания, сохранения, трансляции прошлого, репрезентируемых в различных формах мемориальной деятельности. Мемориальная культура объединяет в себе институционально-регламентируемые и частные, приватные уровни активности. Однако оба уровня (их

55

ценностное, идейное, смысловое наполнение) формируются не стихийно, а в рамках мемориальной политики.

С точки зрения О. Ю. Малиновой, мемориальная политика (в ее терминологии - политика памяти) «представляет собой особого рода деятельность государства и других акторов, направленную на утверждение тех или иных представлений о коллективном прошлом и формирование поддерживающей их культурной инфраструктуры, образовательной политики, а в некоторых случаях - и законодательного регулирования» [8, с. 9]. Безусловно, степень влияния мемориальной политики на разные сегменты мемориальной культуры различна. Так, в отношении приватных форм мемориа-лизации она значительно ниже (в них главную роль играют традиции и обычаи). Основной же сферой интереса мемориальной политики выступают официальные коммеморации, мемориальное искусство, музейная сфера и пр.

В статье мы остановимся на осмыслении места и роли мемориальной политики в структуре современной культурной политики на примере Чеченской Республики. Значимость изучения этого вопроса в данном территориальном контексте связана прежде всего с тем, что в настоящее время в республике происходит масштабное и системное восстановление после разрушительных последствий военных кампаний 1990-2000-х гг. - не только в политической, социально-экономической, но и идейно-идеологической сферах. Мемориальная политика как ветвь культурной политики в этом контексте играет особенно важную роль, поскольку позволяет скоординировать государственные (управленческие, административные, нормативные) и общественные ресурсы, необходимые для духовной консолидации чеченского общества, обретения новой национальной идентичности, опирающейся на традиции и достижения прошлого.

Стоит отметить, что стратегические направления развития мемориальной политики в Чеченской Республике в формате отдельного документа не представлены и инкорпорированы в иные официальные документы в качестве отдельных содержательных блоков. Среди такого рода документов стоит отметить следующие:

1. Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» (Указ от 19 декабря 2013 г. № 336)1.

2. Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики (редакция 2016 г.)2.

3. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 г.3

4. Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (от 5 октября 2021 г. № 177)4.

Главными принципами культурной политики Чеченской Республики в целом являются принципы системности и баланса, отражающиеся в «гармоничном сочетании творческих новаций на стыке разных культур и бережного отношения к национальным традициям, российскому классическому наследию»5. Баланс в данном случае проявляется в учете национальных и общероссийских интересов в процессе принятия управленческих решений, а также в сочетании новационного развития и бережного отношения к традициям и культурному наследию. Собственно последний пункт и составляет основу мемориальной культуры, государственная реализация и поддержка которой в Чеченской Республике осуществляется в рамках системы значимых направлений.

1 Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd. ru/document/430606685 (дата обращения: 05.02.2022).

2 Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/4328673307marker (дата обращения: 11.02.2022).

3 Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/574660525 (дата обращения: 09.02.2022).

4 Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/2000202110070001?index=6&ran geSize=1 (дата обращения: 09.02.2022).

5 Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года // Консорциум

Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/574660525 (дата обращения: 09.02.2022).

56

1. Идейно-концептуальное направление: формирование общих идеологических установок, составляющих основу коллективных представлений о прошлом, содержании культурной памяти, национальной идентичности и т. п.

Мотивационным документом в рамках данного направления является Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором говорится о необходимости создания условий «для укрепления гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации»6. Для реализации данной цели в рамках различных государственных проектов Чеченской Республики инициированы десятки грантовых программ, направленных на формирование и поддержание национальной идентичности чеченского народа, популяризацию языка (в том числе русского и языков малых этнических групп, проживающих на территории Чечни), литературы, народных художественных промыслов и ремесел. Актуализация обращения к прошлому, к историческим корням и национальным основам, объективированным в обычаях, повседневном укладе, языковых традициях, во многом определена тем, что, по мысли Л. М. Дробижевой, именно прошлое обладает позитивным, созидательным для нации потенциалом [4, с. 78].

2. Религиозно-этическое направление: обращение к религии, истории, обычаям, традициям, чеченскому фольклору как базовому ресурсу формирования духовных основ современного чеченского общества, обладающему «нравственно-гуманистическим потенциалом».

В «Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» в качестве аксиологического фундамента развития культуры обозначаются патриотизм, религиозные ценности и национальные традиции и обычаи - три основания, каждое из которых так или иначе связано с прошлым. Особое место

6 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 12.02.2022).

в системе нравственного развития чеченского народа уделяется религиозному духовному наследию: «Традиционный ислам (суфизм) наравне с православием есть основополагающая духовная сила российского общества, которая объединяет народы России, дает им возможность противостоять внешним угрозам. Чеченский народ, пронизанный духом суфизма, только тогда справлялся с жизненными неурядицами, когда каждый человек осознавал, что он является членом единого организма, единого пространства, единого духа и что здесь, на земле, у него есть обязанности перед Отечеством и потомками»7.

Столь значимая роль ислама и в структуре традиционной чеченской культуры, и как узла культурной памяти объясняется прежде всего его глубокой укорененностью в национальной идентичности чеченского народа. По словам А. В. Малашенко, эта укорененность обеспечена на трех уровнях: мировоззренческом (ислам как источник представлений о жизни, ее смысле, векторе, нравственных ориентирах и пр.); деятельностном (ислам как источник религиозных обрядов, ритуалов, норм повседневной активности); социальном (ислам как условие социализации и инкультурации подрастающего поколения, как средство приобщения любого мусульманина к ценностным истокам национальной культуры) [7, с. 62].

3. Нормативно-правовое направление: формирование новой и совершенствование существующей юридической базы в сфере мемориальной культуры.

Данное направление включает в себя целую серию более локальных мероприятий: законотворчество (принятие законов «О музейном фонде Чеченской Республики и музеях в Чеченской Республике», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чеченской Республике» и др.); организация межведомственного взаимодействия по соблюдению законодательства в сфере ме-

7 Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/2000202110070001?index=6&ran geSize=1 (дата обращения: 09.02.2022).

57

мориальной культуры; правовая регламентация процессов историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия регионального значения и пр.

4. Охранно-восстановительное направление: обеспечение на организационном, правовом, научно-исследовательском уровнях оптимальных условий бытования объектов культурного наследия.

В рамках данного направления осуществляется: реставрационная деятельность (например, масштабные реставрационные работы, проводимые «Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря»); государственная паспортизация и учет объектов культурного наследия, внесение их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (например, за последние десять лет было паспортизировано 77 объектов нематериального культурного наследия; обновлен перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Чеченской Республики, включающий 270 выявленных объектов культурного и археологического наследия); ре-локализация объектов культурного наследия на электронные носители (так, посредством реализации программы «Цифровая среда» было оцифровано 48 тысяч книжных памятников); конвертация социальной активности в различные формы сохранения культурного наследия (например, благодаря программе «Творческие люди» и Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 был сформирован социальный институт добровольчества в сфере охраны, учета, сохранения и популяризации объектов материального и нематериального наследия).

5. Мемориально-музейное направление: музеефикация объектов культурного (материального и нематериального) наследия.

Данное направление культурной политики занимает особое место в структуре государственных интересов, поскольку военные кампании конца XX - начала XXI в. нанесли особенно разрушительный урон именно музейным фондам Чечни - было утрачено до 90 % музейных артефактов. Поэтому на современном этапе крайне важным представляется открытие

новых музеев и выставочных пространств (в том числе и передвижных), восстановление и пополнение музейных фондов, модернизация, в частности виртуализация, музейной среды, популяризация культурного наследия чеченского народа посредством «публикации музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей»8.

6. Военно-мемориальное направление: увековечивание памяти погибших при защите Отечества (согласно одноименной программе). Данное направление сложно назвать приоритетным, однако и в его рамках реализуется целый ряд значимых мероприятий. В частности, проводятся масштабные ремонт-но-реставрационные работы: были отреставрированы «Братская могила 5 советских воинов, погибших в битве за Северный Кавказ осенью 1942 г.», «Братская могила советских воинов, погибших в битве за Северный Кавказ», «Братская могила советских воинов, погибших в битве за Северный Кавказ», «Братская могила 72 советских воинов, погибших в битве за Северный Кавказ». Кроме того, за последние годы был налажен систематический текущий контроль за состоянием объектов военно-мемориального наследия.

7. Языковое направление: популяризация национального чеченского языка и языковых традиций народов, проживающих на территории Чеченской Республики.

В современных условиях, по словам Р. С. Ильясовой, чеченский язык испытывает серьезное влияние со стороны русского, трансформируясь постепенно в язык бытового общения. Следствием этого становится утрата «носителями языка целых пластов лексики, таких как названия животных, растений, терминов производства и даже такой части речи, как числительное» [6, с. 534]. Между тем чеченский язык, как и языки других малых народов, является этнической, историко-культурной ценностью, нуждающейся в государственной поддержке, которая в современной Чеченской Республике обеспечивается

8 Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd. ru/document/430606685 (дата обращения: 05.02.2022).

58

в различных формах - законодательной (разработка и принятие закона о чеченском языке), программно-проектной (творческие конкурсы, грантовые проекты, специализированные языковые курсы и пр., ориентированные на создание условий для сохранения и развития национальных языков).

8. Художественно-творческое и спортивное направление: государственная поддержка национальных культурных традиций.

Высокий социокультурный статус чеченского фольклора, национальных промыслов и видов спорта, а также культурных традиций и обычаев чеченского народа как объектов культурного наследия закреплен во всех важнейших государственных документах. Он предполагает реализацию целого комплекса мер, направленных на сохранение традиционной культуры Чечни в целом и механизмов, обеспечивающих трансляцию норм и обычаев из поколения в поколение, в частности.

И фольклор, и традиции, и обычаи позиционируются государством как носители содержания культурной памяти, источники духовных ценностей и инструменты их распространения в условиях актуальной культуры. Как справедливо замечает исследователь чеченского фольклора В. Ш. Расумов, «в XXI веке перед нашим обществом остро встала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения... Наши отцы и деды, как известно, в силу разных причин не получали светского образования, как, скажем, нынешнее поколение, однако благодаря фольклорному мышлению они отличались высоконравственным сознанием, острым умом, умением красиво говорить, ладить в обществе и т. п.» [9, с. 46].

В рамках данного направления мемориальной политики можно выделить как минимум три значимых направления государственного внимания, заключающегося в поддержке:

1) народных художественных промыслов как аккумулятора культурной памяти, способа ее межпоколенной трансляции, источника сохранения традиции;

2) национального искусства (концерты, фестивали национального искусства);

3) национальных видов спорта и проведения соответствующих соревнований.

9. Коммеморативное направление: проведение различных мероприятий, приуроченных к памятным датам (в том числе вечеров памяти выдающихся деятелей культуры и искусства Чеченской Республики) и в память о значимых представителях российской и чеченской культуры.

10. Туристическо-рекреационное направление: использование потенциала культурного наследия Чеченской Республики для повышения ее туристической привлекательности. Данное направление реализуется, в частности, посредством:

- включения мемориально-исторических объектов в туристические маршруты (например, древнего города-крепости Хой);

- разработки программ стимулирования развития культурно-познавательного туризма в Чеченской Республике, смысловыми узлами которых являются объекты культурного наследия.

Мемориальная политика в Чеченской Республике только формируется как самостоятельный объект государственного внимания. Однако на сегодняшний день она «растворена» в других, более общих направлениях деятельности государства: национальном, духовно-нравственном, религиозном, культурно-туристическом и др., т. е. о мемориальной политике в современной Чечне следует говорить не столько как об отдельном секторе государственной культурной политики, сколько как об особого рода идейном основании, фундирующем различные сферы государственного регулирования.

Среди всех направлений мемориальной политики на сегодняшний день наибольшее внимание уделяется идейно-концептуальной (формирование общих идеологических установок, составляющих основу коллективных представлений о прошлом, национальной идентичности, содержании культурной памяти и т. п.) и нормативно-правовой (формирование новой и совершенствование существующей юридической базы в сфере мемориальной культуры) платформам.

В качестве вывода стоит отметить, что мемориальная политика Чеченской Республики носит транскультурный и трансрегиональный характер. Транскультурность подразумевает интерес к сохранению памяти о прошлом не

59

только (истории, культуре, традициях) чеченского народа, но и малых народностей, проживающих на территории Чечни, о российской и мировой истории в целом. Одна из задач социально-экономического развития Чеченской Республики сформулирована следующим образом: «Сохранение и развитие национальных (чеченских и общероссийских) культурных ценностей и традиций, обеспечение максимальной доступности российского и мирового культурного наследия для жителей Чеченской Республики»9.

Трансрегиональность проявляется в распространении целей, задач, содержания мемориальной политики не только на представителей чеченского народа, непосредственно проживающих на территории Чеченской Республики, но и на чеченцев, находящихся за ее пределами, что отдельно обозначается в Концепции государственной национальной политики Чеченской республики (редакция 2016 г.).

В целом мемориальная политика Чеченской Республики базируется на признании высокой ресурсности прошлого, глубоко укорененного в истории в форме традиций и обычаев, находящегося в тесной преемственной связи с настоящим и будущим, «противоречивого, неоднозначного, но великого и наполненного героическими свершениями» [5, с. 153]. На наш взгляд, именно такой темпоральный баланс может обеспечить гармоничное сосуществование двух наиболее востребованных сегодня культурных потребностей, о которых говорит С. Б. Синецкий [10]: потребности в обретении новой идентичности чеченского народа («новой» в смысле адаптированной к изменившимся социокультурным и историческим условиям, но опирающейся на базис национальной культуры) и потребности в культурном разнообразии, интеграции в актуальные мировые процессы и практики, приобщении к новым смыслам и ценностям.

1. Ассман, А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика / А. Ассман. - Москва : Новое литературное обозрение, 2018. -328 с.

2. Ассман, А. Новое недовольство мемориальной культурой / А. Ассман; пер. с нем. Б. Хлебникова. - Москва : Новое литературное обозрение, 2016. - 232 с.

3. Ассман, А. Распалась ли связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна / А. Ассман. - Москва : Новое литературное обозрение, 2017. - 267 с.

4. Дробижева, Л. М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства / Л. М. Дробижева // Эт-ничность и власть в полиэтничных государствах / под ред. В. А. Тишкова. -Москва : Наука, 1994. - С. 71-84.

5. Зубанова, Л. Б. Лингво-темпоральный анализ инаугурационных выступлений глав США и России / Л. Б. Зубанова, Н. Л. Зыховская, М. Л. Шуб // Социологические исследования. - 2019. -№ 4. - С. 150-154.

6. Ильясова, Р. С. Язык как этническая ценность (на примере чеченского языка) / Р. С. Ильясова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - Т. 14. -№ 6 (73). - С. 534-535.

7. Малашенко, А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / А. В. Малашен-ко. - Москва : Гендаль, 2001. - 180 с.

8. Малинова, О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа / О. Ю. Мали-нова // Полития. - 2017. - № 4 (87). -С. 3-22.

9. Расумов, В. Ш. Роль фольклора в формировании личности (на материале чеченского детского фольклора) / В. Ш. Расумов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 3 (69). - Ч. 2. - С. 46-48.

10. Синецкий, С. Б. Культурная политика в контексте противоречий разнообразия и идентичности / С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб // Вестник культуры и искусств. - 2021. - № 3 (67). - С. 75-84.

Получено 17.02.2022

9 Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года // Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/574660525 (дата обращения: 09.02.2022).

60

Nasrudi U. Yarychev

Doctor of Philosophical Sciences,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor,

Corresponding Member of the RAE

Kadyrov Chechen State University,

Grozny, Russia

E-mail: nasrudiny@mail.ru State Memorial Policy of the Chechen Republic: Strategic Directions Analysis

Abstract. The author examines in detail the key trends of the state cultural policy of the Chechen Republic in the sphere of memorial culture. This research task was carried out on the basis of analysis of the principal official documents regulating the cultural, national and religious policy of present-day Chechnya. The author identifies the following areas of cultural policy on memorial culture: 1) ideological-conceptual (to form common ideological guidelines, which form the basis of collective perceptions of the past, national identity, and the content of cultural memory, etc); 2) religious-ethical (to address religion, history, customs, traditions and folklore of Chechen culture as the basic resource for forming the spiritual foundations of contemporary Chechen society); 3) regulatory (to form a new and improve the existing set of normative and legal instruments, and to make them more rigorous); 4) conservation and restoration (ensuring optimum conditions for the preservation of cultural heritage); 5) memorial and museum (museumification of cultural heritage); 6) war and memorial (memorialization of those who died defending the homeland); 7) language (promotion of the Chechen language and language traditions of peoples living in Chechnya); 8) artistic, creative and sports (State support for national cultural traditions); 9) commemorative (holding various events to mark anniversaries and commemorate outstanding representatives of Russian and Chechen culture); 10) Touristic and recreational (using the potential of the Chechen cultural heritage to make it more attractive to tourists); 11) Rehabilitation (restoration of the rights of repressed people and victims of political repression). Keywords: cultural memory, the past, cultural policy, memorial culture For citing: Yarychev N. U. 2022. State Memorial Policy of the Chechen Republic: Strategic Directions Analysis. Culture and Arts Herald. No 2 (70): 55-61. References

1. Assmann A. 2018. Dlinnaya ten' proshlogo. Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika [The long shadow of the past. Memorial Culture and historical politics]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 328 p. (In Russ.).

2. Assmann A. 2016. Novoe nedovol'stvo memorial'noy kul'turoy [New discontent with memorial culture]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 323 p. (In Russ.).

3. Assmann A. 2017. Raspalas' li svyaz' vremen? Vzlet i padenie temporal'nogo rezhima Moderna [Has the bond of time dissolved? The Rise and Fall of the Modern Temporal Regime]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 267 p. (In Russ.).

4. Drobizheva L. 1994. Intellectuals and Nationalism. The Experience of the Post-Soviet Space. Etnichnost' i vlast' v polietnichnykh gosudarstvakh [Ethnicity and Power in Multi-Ethnic States]. Ed. by V. A. Tishkov. Moscow: Nauka. P. 71-84. (In Russ.).

5. Zubanova L., Zykhovskaia N., Shub M. 2019. Linguistic and temporal analysis of the inaugural speeches of the heads of the United States and Russia. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No 4: 150-154. (In Russ.).

6. Iliasova R. 2018. Language as an ethnic value (on the example of the Chechen language). The world of science, culture and education. Vol. 14. No: 6 (73): 534-535. (In Russ.).

7. Malashenko A. 2001. Islamskie orientiry Severnogo Kavkaza [Islamic Landmarks of the North Caucasus]. Moscow: Gendal'. 180 p. (In Russ.).

8. Malinova O. 2017. Commemoration of Historical Events as an Instrument of Symbolic Politics: Possibilities of Comparative Analysis. Politiya. No 4 (87): 3-22. (In Russ.).

9. Rasumov V. 2017. The role of folklore in the formation of personality (based on Chechen children's folklore). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological Sciences. Questions of theory and practice]. No 3 (69): 46-48. (In Russ.).

10. Sinetskii S., SHub M. 2021. Cultural Policy in the Context of Diversity and Identity Contradictions. Culture and Arts Herald. No 3 (67): 75-84. (In Russ.).

Received 17.02.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.