Научная статья на тему 'Государственная инвестиционная политика в контексте экономического роста и макроэкономической стабилизации'

Государственная инвестиционная политика в контексте экономического роста и макроэкономической стабилизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темиров Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная инвестиционная политика в контексте экономического роста и макроэкономической стабилизации»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Всё это наглядно указывает на насущную потребность дальнейшего развития и совершенствования рынка ипотечного кредитования. Вместе с тем грядут неизбежные и серьезные инфраструктурные изменения, так как сейчас многие банки заявляют ипотеку в своих продуктовых линейках, что нельзя оценить как положительное явление. Прежде всего, это объясняется тем, что банк, выдающий ипотечный кредит, должен обеспечивать его возврат залогом квартиры и потому крайне заинтересован в том, чтобы жилье было качественным, по возможности не падало со временем в цене и не шло под снос, т.е. в случае неплатежей банк легко мог бы продать квартиру без потерь. Поэтому банки занимающиеся ипотекой принимают в залог только удовлетворяющую определенным требованиям недвижимость. Наряду с этим, необходимо заметить, что на ипотечном рынке в настоящее время уже есть кредитные организации, которые занимаются этим профессионально и качественно. Ведь совершенно объективно что, чем выше профессионализм и чем больше профессионалов, тем лучше для всех: больше доверия со стороны населения, меньше необдуманных, невыполненных обещаний.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что в нашей стране формируется вторичный рынок ипотечных кредитов на приобретение недвижимости в жилищной сфере. По данным Банка России, в минувшем 2006 году рынок рефинансирования банков, выдающих ипотечные кредиты, вырос более чем в 4 раза. За истекший период 2007 года спрос на право требования по ипотечным кредитам продолжает расти. Ведущие позиции в этом направлении занимают специализированные банки, обладающие длинными финансовыми ресурсами, способные предлагать наиболее привлекательные ставки рефинансирования и выгодные условия по выкупу ипотечных кредитов.

Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования в России позволит наиболее выгодно сочетать интересы населения в улучшении жилищных условий, коммерческих банков и других кредиторов - в эффективной и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства и, конечно же, государства, заинтересованного, в общем, социально-экономическом развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитика ИБ «Траст» // Официальный сайт компании «Финам» (http://www.finam.ru/ analysis/default/asp).

2. Ипотека-2007: что изменилось за год? / ООО «ФОСБОРН ХОУМ» // Информационный портал «Индикаторы рынка недвижимости» (http://www.irn.ru/articles/10811.html).

3. Официальный сайт компании Penny Lane Realty (http://www.realtor.ru).

4. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2006: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.

5. Эрхард Л. Полвека размышлений. М.: Наука, 1996.

ТЕМИРОВ Э.В.

государственная инвестиционная политика в контексте экономического роста и макроэкономической стабилизации

Проблемы макроэкономической стабилизации и экономического роста в последние годы находятся в центре внимания ученых, политиков и практиков. В обществе произошло понимание того, что экономический рост необходим для обеспечения социально-экономического прорыва в направлении создания постиндустриального общества. Ключевым фактором экономического роста, как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, становятся инвестиции в человеческий капитал, в качество жизни населения [3]. Во главу угла поставлены уже не чисто экономические, а социальные ориентиры. Достигнуто консолидированное мнение

о приоритете основных национальных проектов повышения качества жизни - жильё, здоровье, образование, АПК. Это - основополагающие общественные институты, главные факторы, которые самым прямым образом влияют на развитие личности, повышение качества жизни населения и стимулируют экономический рост. Решение проблем улучшения качества жизни в современной России связано со стабильным экономическим ростом. Именно задача за десять лет удвоить ВВП страны некогда положила начало японскому, а впоследствии - китайскому экономическому чуду [2]. Структурные преобразования связаны с формированием института эффективных собственников, с межотраслевым переливом капитала, с формированием пропорциональной воспроизводственной структуры, с рациональным распределением рабочей силы, материальных ресурсов и инвестиций.

В последние годы в России сложились весьма благоприятные экономические условия. Для создания предпосылок к прогрессивному инвестиционному климату развития экономики требуется усиление государственного воздействия на ее параметры с целью приспособления к динамично изменяющимся внешним условиям. Очевидно, что достижение устойчивого экономического роста требует поиска более эффективных мер государственного воздействия по оптимизации структуры инвестиций, устранению накопившихся структурных диспропорций. Начиная с 1999 г., экономический рост характеризуется в целом высокими темпами. Они базировались на опережающем росте экспорта и повышении цен на нефть. Замедление экономического роста в 2005 г. в основном обусловлено резким, почти двукратным падением темпов роста физических объемов нефти, в сочетании с ослаблением динамики внутреннего инвестиционного спроса, которое не компенсировалось ускорением роста потребления домашних хозяйств [4].

В настоящее время сформировалась тенденция сокращения возможностей использования экспорта ресурсов для экономического развития. В то же время появилось противоречие между сформированной экономической системой и масштабными народнохозяйственными задачами, решение которых необходимо для перехода на инновационный и наукоемкий экономический рост. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают существенное влияние на объем и динамику общественного производства, занятость населения, структурные сдвиги в экономике и тенденции развития отраслей народного хозяйства. Качество инвестиционного процесса, его адаптированность к требованиям и реалиям времени во многом определяет динамику преобразований в экономической системе.

В 2004 г. темп прироста инвестиций был 10,5%, в 2005 г., - чуть более 10%, а в 2006 г. составил уже более 11%, т.е. сохраняются достаточно высокие темпы инвестиций, которые станут базовой основой для будущего экономического роста. По прогнозу Минэкономразвития, рост ВВП в 2008 г. составит 6%. [1]. Для достижения таких результатов нужны предпосылки, а именно - последовательное улучшение инвестиционного климата, повышение доверия бизнеса и снижение налоговой нагрузки на экономику. Должны быть также снижены административные издержки и созданы условия для развития малого и среднего бизнеса. Все эти предпосылки помогут отечественным производителям выйти на конкурентоспособный уровень и удовлетворять постоянно растущий внутренний спрос. Будет повышен и удельный вес инвестиционных расходов: общий объём государственных инвестиций, в том числе и за счет формируемого инвестиционного фонда, составит 563 млрд. руб.[1]. Отдача от этих государственных вложений должна отразиться на ускорении роста экономики.

В период макроэкономической стабилизации инновационная деятельность и структурная перестройка экономики страны в целом и отдельных производств предполагают значительные, масштабные инвестиции. Инновации тесно связаны с инвестициями и предполагают существенные объемы капитальных вложений. В рыночной экономике основные функции инвестиционного обеспечения развития производства лежат в первую очередь на промышленных предприятиях, которые объективно заинтересованы в развитии инновационных процессов в условиях конкурентного рынка. Это положение вещей требует концентрации усилий государства на разработке и проведении активной инвестиционной политики. Рост общего потока инвестиций в основной капитал обусловливается наличием чёткой промышленной и инвестиционной политики государства. Наличие программы промышленной и инвестиционной политики является насущной необходимостью для перехода к новому этапу экономического роста, основанному на обновлении основного капитала, модернизации производства, освоении более высоких технологических укладов [4].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Увеличение инвестиций в реальный сектор российской экономики призвано решить две основные задачи. Во-первых, необходимо приостановить массовое выбытие основных фондов, которое сопряжено с угрозами нарастания техногенных катастроф практически во всех отраслях производства. Во-вторых, именно сейчас важно заложить основы для постепенной переориентации экономики на новое качество роста, предполагающее внедрение прогрессивных высоких технологий и переход к технологическим укладам более высоких уровней. Иначе экономический подъем не сможет перейти в стадию устойчивого и долговременного экономического роста.

Основу для активизации инвестиционной деятельности субъектов российской экономики должны составлять государственные мероприятия, направленные на создание благоприятного как для отечественных, так и для иностранных держателей капитала инвестиционного климата, поощрение инновационной активности в реальном секторе, обеспечение предсказуемости дальнейшего развития внутренней и внешней экономической политики России. В настоящее время уже предпринят ряд мер по отработке механизмов экономического управления инвестиционной деятельностью, среди которых можно выделить: сбалансированность государственного бюджета при превышении доходов над расходами; устойчивое обслуживание государственного внешнего долга, стабилизация валютного курса рубля; рост прибыли и сбережений в отдельных отраслях экономики; снижение налоговых ставок [4].

Однако рыночный хозяйственный механизм в инвестиционной сфере окончательно еще не сложился, и современное его состояние предопределено просчетами, допущенными в ходе либеральных реформ в общей стратегии рыночных преобразований и практике их осуществления. Основные погрешности, допущенные в инвестиционной сфере в ходе рыночной трансформации, таковы: попытки решить проблемы активизации иностранных инвестиций в отрыве от мер по обеспечению нормализации финансового положения отечественных предприятий; игнорирование задач оптимизации использования финансовых ресурсов на инвестиционные цели; сохранение многочисленных каналов «бегства» капиталов за рубеж; уход из легального оборота финансовых средств населения из-за недоверия к банковской системе [2].

Современный механизм реформирования экономики нуждается в существенном совершенствовании, в том числе и в области формирования инвестиционного рынка. Содержание этих изменений касается переориентации инвестиционной политики государства на расширение и укрепление собственной финансовой базы экономики, отказа от применения тех инструментов финансово-кредитной политики, которые деформируют эту базу, применения мер государственного регулирования инвестиционного рынка. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных инвестиций. Об этом наглядно свидетельствует опыт Китая и новых индустриальных стран [2]. Приток иностранных инвестиций происходит тогда, когда интенсивные вложения в национальную экономику осуществляют как хозяйствующие субъекты, так и государственный сектор принимающей страны. Поэтому для России стратегическая проблема заключается в том, чтобы определить условия и стимулы для роста внутренних инвестиций, как бюджетных, так и частных. Преимущество данной стратегии экономического роста заключается в том, что она не только способствует насыщению рынка зарубежными товарами, но и стимулирует внутренние воспроизводственные процессы, технический прогресс, обновление основных фондов, рост занятости и доходов бюджета.

В условиях достаточно глубокой незаполненной инвестиционной емкости экономики России первоочередной задачей представляется запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности [3]. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия. В целях решения данных задач может быть предложен комплекс следующих мероприятий: устранение дефицита ликвидных ресурсов в реальном секторе экономики и ликвидация проблемы неплатежей, как одной из важнейших причин нестабильности российского производства. В связи с этим следует трансформировать политику «дорогих денег» в политику «эффективных денег», перейти от жесткой политики количественного регулиро-

вания денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны реального сектора экономики. Для этого, наряду с действующими каналами денежной эмиссии, представляется целесообразным использование механизма рефинансирования коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий; усиление государственного контроля над эмиссией денег с установлением соответствующих лимитов по каналам денежного предложения (на пополнение золотовалютных резервов государства, рефинансирование коммерческих банков, кредитование институтов развития и т.д.) и обеспечение ресурсами приоритетных направлений улучшения ситуации в реальном секторе экономики; освобождение от налогов доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР, внедрение инноваций; соблюдение принципов программно-целевого подхода при соблюдении законодательно установленных нормативов финансирования социальной сферы; установление жесткого контроля за деятельностью предприятий-монополистов, в первую очередь, в области ценообразования, что будет способствовать минимизации инфляции издержек и сокращению ценовых диспропорций в российской экономике; осуществление мер, направленных на протекционистскую защиту внутреннего рынка и предотвращение недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей путем использования тарифных и нетарифных ограничений, контроля за качеством импорта; введение ограничений на иностранные инвестиции в секторах, представляющих для России приоритетное значение с точки зрения ее экономической и национальной безопасности; реструктуризация банковской системы, направленная на ее освобождение от контроля криминальных структур и переориентацию на осуществление кредитных, платежно-расчетных, инвестиционных, депозитных функций коммерческих банков [3].

Само по себе создание благоприятных макроэкономических условий для производственной деятельности представляется необходимым, но недостаточным условием интенсификации темпов экономического роста и придания ему устойчивого характера. Необходимы дополнительные меры, направленные на увеличение инвестиций в реальный сектор и запуск механизмов инновационного развития экономики.

В настоящее время в качестве важнейшей задачи государственной политики в области инвестирования в экономику России можно считать привлечение в страну иностранного капитала не только с учетом его собственных стимулов, но и в первую очередь - с учётом национальных экономических интересов России. Это означает необходимость его ориентирования на достижение целей экономического роста посредством государственного регулирования хозяйственной жизни. Для этого следует разработать и провести комплекс взаимосогласованных мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышение ее привлекательности как для отечественных, так и для зарубежных держателей капитала, ориентированных, прежде всего, на прямое долгосрочное инвестирование. В их числе можно выделить следующие основные группы мероприятий: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; определение институционально-правовых пределов, в которых могут работать иностранные инвесторы; разработка системы специфических преференций для предприятий с иностранными инвестициями.

Для интенсификации притока в Россию прямых иностранных инвестиций необходимы корректировка всей инвестиционной политики нашей страны, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения иностранного предпринимательского капитала. В настоящее время вследствие существенной ограниченности средств Россия не имеет возможности стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в значительных масштабах. В этих условиях важно определить важнейшие приоритеты в области методов стимулирования инвестиций, целей инвестирования, областей привлечения капитала и в отношении льгот. Наиболее важным, на наш взгляд, представляется выбор отраслевых приоритетов инвестиционной политики.

В соотношении института рынка и института государства во всем мире происходит значительное усиление второй составляющей. Проблемы формирующейся после социализма банковской системы - лишь частное проявление дефицита рыночных традиций и норм поведения. Задача состоит в том, чтобы выстроить эффективную систему банковского надзора,

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

которая по своей сущности относится к числу наиболее сложных в рыночной институциональной трансформации. Здесь требуются хорошо подготовленные, опытные, и - что немаловажно - некоррумпированные кадры. Такой человеческий ресурс в достаточных количествах привезти из-за рубежа невозможно, его надо долго, бережно и тщательно готовить в стране.

Но и это не все. В рыночной экономике надзор над банковской деятельностью - это лишь последняя мембранная прослойка. Ее прочность зависит от стандартов корпоративной этики, принятых в банковском сообществе, которые также не могут возникнуть сразу после объявления реформы банковской системы. В условиях дефицита соответствующих кадров, без укоренившихся этических норм неудивительны практика перекачки активов и кредитования аффилированных организаций и граждан, ненадежность банковской системы, не позволяющая банкам стать действенным инструментом перераспределения кредитных ресурсов [3].

Россия входит в десятку стран с самыми высокими рисками, что не может не сказаться на объемах привлекаемых из-за рубежа инвестиционных ресурсов. Это ещё раз доказывает, что одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики должно стать страхование инвестиций. Исходя из этого, на федеральном уровне необходимо постоянно работать над комплексом соответствующих мер, направленных на минимизацию странового риска России [2].

литература

1. Белкин В. Синтез макроэкономических моделей как теоретико-методологическая основа прогнозирования динамики реального ВВП: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. Екатеринбург, 2006.

2. ЗлаткисБ.,ПодвинскаяЕ. Управление государственным внутренним долгом // В кн.: История Министерства финансов в России. Т. 4. (1986-2002 гг.). М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Мау В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития // Вопросы экономики. 2002. № 7.

4. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной политики // Экономист. 2005. № 3.

ФИРСОВА А.Г.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ: АСПЕКТЫ ПРОфЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Эффективность приоритетных инновационно-инвестиционных проектов развития АПК определяется качеством кадрового потенциала сельского хозяйства и уровнем профессионализма их участников, что обуславливает актуальность привлечения к обучению профессионально ориентированной молодёжи, подготовки компетентных специалистов и закрепления их в сельском хозяйстве.

Степень развития сегмента сельскохозяйственных образовательных услуг отражает возможности роста региональной экономики, развитие сельскохозяйственного производственного потенциала. Это требует разработки гибкой маркетинговой стратегии позиционирования сельскохозяйственных вузов на рынке образовательных услуг, создания оптимальных условий взаимодействия потребностей и продуцентов этих услуг на региональных рынках образовательных услуг и труда.

В сельскохозяйственной отрасли на фоне негативной демографической ситуации, которая характеризуется деформированной структурой сельского населения по возрастам и соотношению полов, дифференциацией её по регионам и сельским поселениям, и неблагополучного экономического состояния сельскохозяйственных организаций сохраняется тенденция ухудшения кадрового потенциала, которая характеризуется снижением числа специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.