Научная статья на тему 'Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: состояние и перспективы развития'

Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
279
43
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Антонова Л. Г.

International experience shows that information and communication technologies, has become one of the conditions for socio-economic development of many countries, and to provide guaranteed free access to information for citizens one of the most important tasks of states. In recent years, use of the potential of information and communication technologies to improve the quality of governance, the efficiency of budget spending and the effectiveness of management decisions, it became a global trend.

State integrated information system of public finance management "Electronic budget": state and development prospects

International experience shows that information and communication technologies, has become one of the conditions for socio-economic development of many countries, and to provide guaranteed free access to information for citizens one of the most important tasks of states. In recent years, use of the potential of information and communication technologies to improve the quality of governance, the efficiency of budget spending and the effectiveness of management decisions, it became a global trend.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: состояние и перспективы развития»

электронный научно-экономическии журнал

№ 1 (3) 2014

стр 30

Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: состояние и перспективы развития

Автор статьи:

Антонова Л.Г.

Управление интегрированных информационных систем государственных финансов,

Федеральное Казначейство, г. Москва

L. Antonova

integrated information management of public finance systems Federal Treasury, Moscow E-mail: lant1@yandex.ru

State integrated information system of public finance management "Electronic budget": state and development prospects

International experience shows that information and communication technologies, has become one of the conditions for socio-economic development of many countries , and to provide guaranteed free access to information for citizens - one of the most important tasks of states.

In recent years, use of the potential of information and communication technologies to improve the quality of governance , the efficiency of budget spending and the effectiveness of management decisions , it became a global trend .

1. Требования и предпосылки создания системы «Электронный бюджет»

Международный опыт показывает, что информационные и телекоммуникационные технологии, уже стали одним из условий социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

В последние годы использование потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения качества государственного управления, эффективности расходования бюджетных средств и эффективности принимаемых управленческих решений стало общемировым трендом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

При оценке эффективности и результативности фактической деятельности правительства Российской Федерации, органов государственной власти используется оперативная бюджетная информация, такая, как бюджетные данные, информация по государственным и муниципальным закупкам и бюджетная отчетность. Следовательно, процесс управления общественными финансами является ядром управления эффективностью правительства Российской Федерации.

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов, определяющей основные направления бюджетных реформ, разработана и 20 июля 2011 года одобрена распоряжением правительства Российской Федерации № 1275-р Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (система «Электронный бюджет») как составная часть электронной модели государственного управления строится на тех же принципах Открытого правительства, а именно:

• прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантия достоверности и открытости его деятельности;

• участие граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.

Реализация этих принципов создаст предпосылки для повышения подотчетности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что в совокупности с прозрачностью обеспечит большую эффективность деятельности институтов власти, а следовательно, и бюджетных расходов.

гим

электронный научно-экономическии журнал

№ 1 (3) 2014

стр 31

Развитие информационных технологий в сфере государственных финансов предоставляет возможность сделать понятными и доступными не только отчеты о деятельности в сфере государственного управления и государственных финансов, но и сам процесс этой деятельности.

Оперативность предоставления информации, стандартизация и регламентация процессов и их оптимизация (исключение дублирующих процедур), предоставление информации в машиночитаемом виде позволят сделать ее понятной и полезной для каждого заинтересованного пользователя.

Переход от локальных информационных систем каждого отдельного учреждения на межведомственное электронное взаимодействие, организованное по единым правилам и принципам, сокращение объема бумажных документов, подлежащих подготовке, использование единых справочников, перевод государственных услуг в электронный вид создадут предпосылки для повышения качества государственного управления, эффективности расходования бюджетных средств и эффективности принимаемых управленческих решений.

2. Мировой опыт создания информационных систем управления государственными финансами

Основная задача информационных систем управления государственными финансами — содействие принятию взвешенных решений в отношении политики и государственных программ, а также обнародование достоверной информации о выполнении бюджета.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Информационные системы управления государственными финансами можно в целом охарактеризовать как комплекс решений, позволяющий осуществлять планирование бюджета, автоматизировать учет всех финансовых операций, отслеживать финансовые события и фиксировать все финансовые операции, формировать финансовую отчетность, влияющую на принятие управленческих решений.

При создании информационных систем управления государственными финансами используется модульный подход (рис.1.). В идеологии создания таких систем в основе, как правило, находится информационная система казначейства, предусматривающая возможность управления доведением бюджетных данных, выделения средств бюджетов, управления платежами/доходами (преимущественно на основе единого казначейского счета), прогнозирования и управления денежными средствами, ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности.

Рис.1. Модель информационной системы управления государственными финансами

Кроме того, к основным модулям информационной системы управления государственными финансами относятся модули, предусматривающие возможность планирования и подготовки бюджета, включая макроэкономическое прогнозирование и управление государственными инвестициями.

По этой модели создавались и создаются в настоящее время информационные системы управления государственными финансами в 51 стране мира. Необходимо отметить, что полномасштабную модель Всемирного банка реализовали только две страны: Бразилия и Южная Корея. Остальные страны осуществляют

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № 1 (3) 2014

электронный научно-экономический журнал стр 32

разработку и внедрение отдельных модулей, обеспечивая их последующую интеграцию в единую информационную систему.

При создании и развитии системы «Электронный бюджет» применяется сочетание централизованного и децентрализованного подходов, обеспечивая централизацию информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, с последующей интеграцией с процессами, охватывающими всю деятельность публично-правовых образований.

3. Архитектура системы

Для обеспечения открытости процесса финансово-хозяйственной деятельности, создания единой среды для всех участников бюджетного процесса, организованной по единым правилам и принципам, обеспечения взаимосвязи финансовой информации с конкретными конечными результатами деятельности органов власти необходимо предпринять следующее:

• Первое - дематериализовать все носители информации (первичные документы финансово-хозяйственной деятельности). А это значит создать электронные формуляры, правила их заполнения с обязательным использованием единых реестров и классификаторов. Именно такой подход обеспечит сопоставимость информации и возможность ее использования всеми участниками.

• Второе - обеспечить однократность ввода информации. Информация должна создаваться непосредственно в системе один раз в момент совершения события и в дальнейшем только использоваться. Лишь это будет гарантировать достоверность информации.

• Третье - обеспечить максимальную автоматизацию учетных операций. Для этого разработать стандарты всех бизнес-процессов финансово-хозяйственной деятельности, определить по ним центры ответственности, придать электронным данным юридическую силу. Именно это приведет к прозрачности деятельности органов государственной власти.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• Четвертое - сделать доступными круглосуточно в режиме реального времени электронные данные всем заинтересованным пользователям (естественно, с учетом существующих ограничений). Только это создаст возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.

Рис. 2. Архитектура системы «Электронный бюджет»

Архитектура системы «Электронный бюджет» (рис. 2.) включает в себя следующие элементы:

1. Технологические подсистемы, обеспечивающие создание и применение единых механизмов интеграции, ведения реестров и формуляров, управления бизнес-процессами, информационной безопасности, юридической значимости электронных документов, управления эксплуатацией, единых механизмов отражения в учете операций финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления, единой точки доступа пользователей к функциям функциональных подсистем.

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № 1 (3) 2014

электронный научно-экономический журнал стр 33

2. Функциональные подсистемы системы «Электронный бюджет», реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями. Кроме того, эти функциональные подсистемы опционально могут предоставляться в виде информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям.

3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

В структуре единого портала бюджетной системы Российской Федерации выделены открытая и закрытая части.

Открытая часть портала предусматривается как публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами.

Закрытая часть портала состоит из «личных кабинетов», доступных участникам бюджетного процесса, обладающим соответствующими полномочиями, и является единой точкой их доступа к функциям подсистем системы «Электронный бюджет».

С созданием Единого портала бюджетной системы должны быть решены следующие задачи:

• освещение основных целей, задач и направлений бюджетной политики в Российской Федерации, обеспечение взаимосвязи бюджетных ассигнований с количественными и качественными показателями государственных программ;

• предоставление достоверной бюджетной информации, доступной всем заинтересованным пользователям на всей территории Российской Федерации по всем публично правовым образованиям Российской Федерации;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

• обеспечение представления открытых данных, структурированных и унифицированных в едином формате, максимальном удобном и простом для анализа;

• обеспечение возможности участия граждан в формировании приоритетов и основных направлений бюджетной политики.

Указанные задачи будут решаться постепенно до 2015 года в рамках полномасштабного внедрения системы «Электронный бюджет».

На витринах данных портала будет размещаться информация информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, функционирующей в Федеральном казначействе, автоматизированной информационной системы «Налог», функционирующей в Федеральной налоговой службе, автоматизированной информационной системы «Финансы», функционирующей в Министерстве финансов Российской Федерации, а также информационных систем финансовых органов субъектов Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета.

Основным источником сведений, размещаемых в открытой части портала, будет информация, хранение и обработка которой осуществляются в централизованных и сервисных подсистемах системы «Электронный бюджет».

4. Результаты развития ИТ в сфере управления общественными финансами, эффективность функционирования системы «Электронный бюджет»

Эффективность функционирования системы «Электронный бюджет» можно рассматривать с нескольких сторон.

Во-первых, создание единой системы повысит эффективность управления государственными и муниципальными финансами. Контролирующие органы в режиме реального времени смогут получить доступ не только к регламентированной отчетности учреждения, но и к достоверной первичной информации, на основании которой она сформирована. Учреждения сократят время на подготовку и сдачу бухгалтерской и налоговой статистической отчетности. Министерствам и ведомствам для получения финансовой информации со всей территории России не нужно будет рассылать, собирать и обрабатывать отчеты. Достаточно будет воспользоваться данными из системы «Электронный бюджет». При этом исключаются расхождения в данных, формируемых на различных организационных уровнях. За счет формирования актуальных данных в режиме реального времени повышается обоснованность принятия управленческих решений.

С другой стороны, повышается операционная эффективность - упрощение процесса регистрации финансово-

электронный научно-экономический журнал стр 34

хозяйственных операций и сокращение сроков, повышение качества информации путем ее однократного ввода, появляется возможность автоматической генерации некоторых управленческих форм, упрощается номенклатура первичных документов, совместный доступ к первичным документам позволит сократить сроки подготовки отчетности и предоставит возможность ее получения в режиме реального времени. Не стоит забывать и о сокращении расходов на печать, архивирование и хранение документов.

Унификация и стандартизация процессов в сфере управления общественными финансами позволят осуществить специализацию функций в государственном секторе.

Стандартизация бизнес-процессов управления общественными финансами и переход к автоматическому формированию учетных записей создает предпосылки для передачи типовых функций организаций сектора государственного управления специализированным организациям. Специализация работ позволит организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов бухгалтерского и управленческого учета.

Список использованной литературы:

1. Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Программа правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

3. Общая архитектура (требования) государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», размещена на сайте Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ru/ebudaet/npa/.

4. Большоеправительство.рф сайт «Открытое правительство».