Научная статья на тему 'К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации'

К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
33
Поделиться
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / БЮДЖЕТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) УСЛУГИ / БАЗОВЫЕ ПЕРЕЧНИ УСЛУГ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ПЕРЕЧНИ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / LEGAL ACT / THE SINGLE PORTAL OF THE BUDGET SYSTEM / BUDGET / ELECTRONIC BUDGET / BUDGET SYSTEM / STATE SERVICE / STATE (MUNICIPAL) SERVICES / BASIC LISTS OF SERVICES / DEPARTMENTAL LISTS OF SERVICES / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцева Е.В.

В статье рассмотрены основные нормативно-правовые аспекты создания единого портала бюджетной системы Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и системы «Электронный бюджет».

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шеховцева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article describes the main legal aspects of creating a single portal of the budget system of the Russian Federation information and telecommunications network Internet and the creation of system "Electronic budget".

Текст научной работы на тему «К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

УДК 347.73:336.146(47+57)

Е. В. Шеховцева

К вопросу о едином портале бюджетной системы Российской Федерации

В статье рассмотрены основные нормативно-правовые аспекты создания единого портала бюджетной системы Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и системы «Электронный бюджет».

The article describes the main legal aspects of creating a single portal of the budget system of the Russian Federation information and telecommunications network Internet and the creation of system "Electronic budget".

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, единый портал бюджетной системы, бюджет, электронный бюджет, бюджетная система, сервисное государство, государственные (муниципальные) услуги, базовые перечни услуг, ведомственные перечни услуг, информационная система.

Key words: legal act, the single portal of the budget system, the budget, the electronic budget, budget system, state service, state (municipal) services, basic lists of services, departmental lists of services, information system.

Единый портал бюджетной системы Российской Федерации получил свою нормативную основу в 2013 г., когда в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) [3], была введена ст. 241.2, согласно которой единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предназначен для обеспечения доступа к следующей информации:

• о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации;

• об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации;

© Шеховцева Е. В., 2017

• иным сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его бюджетными полномочиями.

Создание единого портала бюджетной системы Российской Федерации прежде всего отвечает таким принципам бюджетной системы Российской Федерации, как принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (ст. 32 БК РФ) и принцип прозрачности (открытости) (ст. 36 БК РФ).

Так, именно принцип прозрачности бюджетной системы требует обеспечения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

Все вышесказанное укладывается в концепцию формирования Российской Федерации как информационного государства. При этом в деятельности органов государственной власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов.

На первом (1991-1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. В частности принимается Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», который действует и в настоящее время в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 280-ФЗ. Второй этап (19941998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики.

Наконец, третий этап, который длится и поныне, - формирование политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002-2010 гг.» [6], которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 г. была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г., однако сегодня она утратила силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [5]. Кроме того, в стране действует государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [7], которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313.

Для того чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.02006; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

153

В свою очередь, во исполнение положений БК РФ приказом Министерства финансов России от 27.12.2013 № 141н «О создании и ведении единого портала бюджетной системы Российской Федерации» [4], был введен порядок создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

Следует вспомнить, что Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р [8]. Документ в настоящее время устарел, но именно в Концепции определяются цель, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Как отмечает Д. Беляев в своей статье [2], в последнее 10-летие в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами проведен ряд реформ, которые охватили бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечили:

• разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) с закреплением за ними расходных обязательств и доходных источников;

• переход на среднесрочное бюджетное планирование;

• контроль за целевым использованием бюджетных средств;

• своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

• создание условий для повышения эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе посредством изменения порядка финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий. Сегодня «Электронный бюджет» (www.budget.gov.ru) представляет собой государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами, которая отвечает принципу единства бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ) и означает, в том числе единство: а) принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ; б) форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации; в) порядка установления и исполнения

расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов; г) ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов.

Все вышесказанное позволяет сегодня отнести Российскую Федерацию к категории «сервисных государств» наряду с большинством высокоразвитых мировых держав. В свою очередь, электронный бюджет как элемент сервисного государства позволяет:

• сделать открытым не только результат финансово-хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• не только открыть документы - отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений.

В целом анализ государственного сервиса, сервисной деятельности и государственной сервисной организации в Российской Федерации осуществляется пока достаточно сдержанно. С момента перехода к сервисной модели государственного управления в Российской Федерации проходит модернизация не только государственных и муниципальных органов, но и общественного сознания.

Таким образом, с момента разработки Концепции как «фундамента сервисности» Российской Федерации как государства сформировались такие понятия, как «базовые перечни услуг (работ)», «ведомственные перечни услуг (работ)», «независимая система оценки качества» и т. п., с размещением соответствующей информации на официальных сайтах www.bus.gov.ru и www.budget.gov.ru.

Конечно, эффективность реализации концепции «сервисного государства» зависит от эффективного использования информационных технологий теми лицами, которые обязаны предоставить услуги (публично-правовые образования, государственные (муниципальные) органы и организации), и теми лицами, которые желают эти услуги получить (в том числе физические и юридические лица).

Как подчеркивает О.В. Ахрамеева, от того, насколько всесторонне эти лица, которые желают эти услуги получить [курсив наш - Е.В.], используют достижения информационных технологий, зависит отнесение данного государства к числу сервисных государств [1].

В настоящее время электронный бюджет как единый программный продукт, который используется всеми участниками бюджетного процесса, а также бюджетными и автономными учреждениями, которые не относятся к участникам бюджетного процесса, доступен для его использования в системе Интернет и гражданами и юридическими лицами.

155

Конечно, бюджетная реформа не закончилась. В БК РФ планируется вносить изменения, в том числе в части определения участников бюджетного процесса. Однако уже сегодня в ходе бюджетной реформы определены новые требования к информации о деятельности публично-правовых образований в бюджетно-финансовой сфере.

В результате возникли новые информационные потоки, обрабатываемые локальными автоматизированными информационными системами, функционирование которых позволило [6]:

• создать механизм эффективного управления единым счетом федерального бюджета;

• организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджетов с использованием средств удаленного взаимодействия Федерального казначейства с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными и муниципальными учреждениями (далее - организации сектора государственного управления);

• создать механизм предварительного контроля за соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• сформировать инструменты сбора и обработки консолидированной бюджетной отчетности;

• проводить мониторинг и существенно повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В мировой практике можно выделить два подхода к созданию и развитию информационных систем управления общественными финансами - построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход) и использование локальных систем (децентрализованный подход) [6].

Первый подход распространен среди большинства стран, в которых уже функционируют информационные системы управления государственными финансами - Австрия, Австралия, Канада, США, Франция и Бразилия. Второй подход лежит в основе информационной системы Великобритании.

Что касается информационной системы в Российской Федерации, то при создании и развитии системы «Электронный бюджет» применяется принцип сочетания двух подходов: централизованного и децентрализованного.

Так, базовые перечни услуг, сформированные (утвержденные) на федеральном уровне, стали основой для формирования ведомственных перечней с учетом специфики отдельных видов услуг (работ), реализация которых возможна только на определенном уровне публично-правового образования (ППО). Кроме того, система «Электронный бюджет» обеспечивает централизацию информационных потоков, влияющих на полноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного (муниципального) управления и в целом публично-правовых образований.

Следует отметить, что к преимуществам построения информационных систем по принципу максимально возможной интеграции и унификации относятся: использование единых требований к управлению государственными финансами; развитие межведомственного взаимодействия; оптимизация расходов на транспортную, информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, энергетические и иные ресурсы.

Кроме достоинств, данные системы имеют ряд существенных недостатков, основными из которых являются следующие:

• системы менее адаптивны к внешним изменениям и запросам пользователей;

• им необходимы значительные затраты на обеспечение надежности функционирования и сохранности информационных ресурсов;

• требуют соблюдения формальных процедур их применения.

При этом локальные системы позволяют реализовать более гибкий подход к управлению финансами и возможность поэтапного развития существующей инфраструктуры, но не обеспечивают доступ к информации в режиме реального времени, требуют значительных затрат на приобретение, сопровождение, доработку и модернизацию программного обеспечения.

Учитывая изложенное, система «Электронный бюджет» должна в будущем не только обеспечить общественный контроль, но создать инструменты для взаимосвязи стратегического (будущего) и бюджетного планирования. Нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что это возврат к плановой экономике, однако названная система позволит определять плановые результаты бюджетных расходов и осуществлять мониторинг их достижения.

В целом система «Электронный бюджет» обеспечит возможность установления измеримых результатов, характеризующих объем и качество оказа-

157

ния государственных (муниципальных) услуг, а также позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с данными о результатах их деятельности, в том числе взаимосвязь:

• данных о бюджетных расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм) - с результатами их реализации;

• данных о расходах на государственные и муниципальные услуги - с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о нормативных затратах на оказание государственных и муниципальных услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• информации о бюджетных инвестициях (с перечнем поставленных на учет нефинансовых активов);

• объемов межбюджетных трансфертов, с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.

Реализация основных направлений создания и развития системы «Электронный бюджет» - это деятельность Министерства финансов Российской Федерации [4], поэтому основной целью этой деятельности будет обеспечение координации деятельности органов государственной и муниципальной власти с целью повышению оперативности и прозрачности (открытости) деятельности организаций сектора государственного управления.

Список литературы

1. Ахрамеева О.В. Российское сервисное государство: теоретические основы и государственная стратегия обеспечения частных и публичных интересов: [Электрон. ресурс]. - URL: http://e-notabene.ru/lr/article_11485.html. Дата обращения: 28.05.2017.

2. Беляев Д. Концепция создания и развития государственной информационной системы «Электронный бюджет»: [Электрон. ресурс] http://bda-expert.com/2015/02/koncepciya-sozdamya-i-razvitiya-gosudarstvennoj-informacionnoj-sistemy-elektronnyj-byudzhet/?print=1. Дата обращения: 28.05.2017.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

4. О создании и ведении единого портала бюджетной системы Российской Федерации (вместе с «Порядком создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации»): приказ Минфина России от 27.12.2013 № 141н (ред. от 03.03.2016). Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2014 № 32153.

5. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Консультант плюс: справ.-правовая система [Электронный ресурс]. Дата обращения: 28.05.2017.

6. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»: постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 531.

7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2017) // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (ч. II). - Ст. 2159.

8. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (ред. от 07.12.2011) // СЗ РФ. - 2010. - № 28. - Ст. 3720.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 349.22

Л. А. Чернышева, Г. П. Лебедева

Трудовые споры: проблемы теории и практики

В статье анализируются понятия трудового конфликта и трудового спора. Характеризуются особенности трудового спора, а также порядок и стадии его рассмотрения. Рассматриваются некоторые проблемные вопросы трудовых споров и особенности их разрешения комиссией по трудовым спорам и судом.

The authors of the article analyze the concepts of labour conflict and labour dispute. Characterize the features of labour dispute as well as the procedure and stages in its proceedings. Emphasize some problematic issues of considering labour disputes and certain aspects of its resolving by labour dispute commission and in court.

Ключевые слова: работник, работодатель, трудовые правоотношения, комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой конфликт.

Key words: employee, employer, employment relations, labour dispute commission, court, labour conflict.

Правовое равенство субъектов правоотношений характеризуют уровень развития государства. Принцип равенства закреплен в ст. 19 Конституции России. В случае его несоблюдения государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, при этом каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [3].

В процессе трудовых правоотношений между работодателями и работниками могут возникать трудовые конфликты. Конвенция Международной организации труда призывает к тому, чтобы эти конфликты избегать, но в случае, если они произойдут, - к справедливому урегулированию их путем примирения [4].

Трудовое законодательство не рассматривает такого понятия, как «трудовой конфликт». В науке имеются разные точки зрения, так например,

© Чернышева Л. А., Лебедева Г. П., 2017

160