Научная статья на тему 'Предпосылки организации бюджета субъекта РФ по средствам электронной системы'

Предпосылки организации бюджета субъекта РФ по средствам электронной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
Поделиться
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ELECTRONIC BUDGET / THE EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES / INFORMATIVE TECHNOLOGY / FEDERAL BOARD OF TREASURY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюченко Владимир Федорович

Статья посвящена актуальным проблемам создания и развития системы «Электронный бюджет», призванной обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти. Особое внимание уделено вопросу интеграции системы «Электронный бюджет» с другими государственными информационными системами с целью исключения дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках системы электронного правительства. В статье охарактеризованы этапы развития системы в «Электронный бюджет» и определены ожидаемые результаты ее функционирования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костюченко Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is devoted to actual problems of creation and system development «The electronic budget», urged to provide transparency of activity of public authorities. The special attention is given to a question of integration of system «Electronic budget» with other state information systems for the purpose of an exception of duplication of the applied and infrastructure decisions realized within system of the electronic government. In article stages of development of system in «The electronic budget» are characterized and expected results of its functioning are defined.

Текст научной работы на тему «Предпосылки организации бюджета субъекта РФ по средствам электронной системы»

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

В. Ф. Костюченко

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ ПО СРЕДСТВАМ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам создания и развития системы «Электронный бюджет», призванной обеспечить прозрачность деятельности органов государственной власти. Особое внимание уделено вопросу интеграции системы «Электронный бюджет» с другими государственными информационными системами с целью исключения дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках системы электронного правительства. В статье охарактеризованы этапы развития системы в «Электронный бюджет» и определены ожидаемые результаты ее функционирования.

Annotation

Article is devoted to actual problems of creation and system development «The electronic budget», urged to provide transparency of activity of public authorities. The special attention is given to a question of integration of system «Electronic budget» with other state information systems for the purpose of an exception of duplication of the applied and infrastructure decisions realized within system of the electronic government. In article stages of development of system in «The electronic budget» are characterized and expected results of its functioning are defined.

Ключевые слова

Эффективность бюджетных расходов, Электронный бюджет, Информационные технологии, Федеральное казначейство.

Key words

Electronic budget, the efficiency of budget expenditures, informative technology, federal Board of treasury.

Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года предусмотрено внедрение системы «Электронный

бюджет», которая должна позволить перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Основной целью создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности

органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Актуальные изменения в информационных технологиях, используемых в системе Федерального казначейства, предопределены задачами и перспективами развития Электронного бюджета, интеграцией в Электронный бюджет Общероссийского официального сайта

www.zakupki.gov.ru и Системы управления финансовым документооборотом (СУФД). [6]

Следует отметить, что в последнее 10-летие проведен ряд реформ в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, которые охватили бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В результате их реализации достигнуто достаточно четкое разграничение полномочий между публично-правовыми образованиями (Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) с закреплением за ними расходных обязательств и доходных источников, осуществлен переход на среднесрочное планирование бюджетных средств, обеспечено своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также созданы условий для повышения эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе посредством изменения порядка финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий.

Наряду с этим проводимые реформы выявили потребность в новых требованиях к информации о деятельности публично-правовых образований в бюджетно-финансовой сфере.

Действующие в ряде органов исполнительной власти локальные автоматизированные информационные системы позволили создать механизм эффективного управления единым счетом федерального бюджета, организовать оперативную обработку всех операций в процессе кассового обслуживания бюджетов с использованием средств удаленного взаимодействия Федерального казначейства с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са-

моуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными и муниципальными учреждениями (далее - организации сектора государственного управления), создать механизм предварительного контроля за соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, сформировать инструменты сбора и обработки консолидированной бюджетной отчетности, а также проводить мониторинг и существенно повысить качество финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Однако до настоящего времени не во всех сферах управления общественными финансами применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса, не решены вопросы исключения дублирования операций по многократному вводу и обработке данных, не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово - хозяйственной деятельности организаций, не внедрены информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления, не создан механизм реализации закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей, не раскрыта информация об активах и обязательствах публично-правовых образований, их финансовом состоянии.

Таким образом, стало очевидным, что дальнейшее совершенствование процедур и методов государственного

управления общественными финансами возможно только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора и обработки информации.

К настоящему времени накоплен положительный опыт создания межведомственных информационных ресурсов, который будет учитываться при создании системы «Электронный бюджет».

Так, с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в Интернете для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), обеспечивший интеграцию различных информационных ресурсов, прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по размещению заказов, а также доступность информации о государственных и муниципальных закупках для всех заинтересованных пользователей.

Создан единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) [7], в основе которого использованы технологии межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающего доступ граждан к государственным и муниципальным услугам вне зависимости от того, какие ведомства задействованы при их оказании.

Аналогичные задачи решаются при внедрении информационной системы учета начислений и фактов уплаты налоговых платежей, государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов, создаваемой Федеральным казначейством совместно с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и интеграции этой системы с указанным единым порталом.

При создании и развитии системы «Электронный бюджет» предложена ориентация на максимальное использо-

вание результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также - исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства. Предусматривается интеграция системы «Электронный бюджет» со следующими государственными информационными ресурсами: реестром федерального имущества; официальным сайтом государственных закупок; информационным ресурсом федеральной адресной инвестиционной программы; федеральным порталом управленческих кадров; информационными системами администраторов доходов; ГАС «Управление».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграция информационных систем позволит обеспечить взаимосвязь информации о финансовых показателях деятельности публично-правовых образований с данными о результатах их деятельности, в том числе взаимосвязь:

- данных о бюджетных расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм)

- с результатами их реализации;

- данных о расходах на государственные и муниципальные услуги - с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о нормативных затратах на оказание государственных и муниципальных услуг;

- информации о бюджетных инвестициях - с перечнем поставленных на учет нефинансовых активов;

- объемов межбюджетных трансфертов - с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации.

Кроме этого, Государственной программой Российской Федерации

«Информационное общество (2011 -2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р, предусмотрено предоставление возможности доступа всех заинтересованных граждан к информации о деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований путем:

- развития системы межведомственного электронного взаимодействия;

- методического и организационного обеспечения создания единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

- формирования единого пространства доверия электронной подписи;

- развития защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

- создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- развития единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной системы "Управление" и проекта "Электронный регион".

В целях повышения прозрачности и публичности процесса управления общественными финансами планируется создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, на котором предлагается размещать следующую информацию:

- о прогнозных и фактических поступлениях доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- о финансовой деятельности и

финансовом состоянии публично-

правовых образований, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах деятельности органи-

заций сектора государственного управления;

- о расходах на реализацию государственных и муниципальных программ (подпрограмм);

- об основных показателях государственных и муниципальных заданий применительно к каждому государственному или муниципальному учреждению;

- об использовании государственными и муниципальными учреждениями переданного им в управление недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе для оказания услуг или выполнения функций.

Необходимым условием создания системы "Электронный бюджет" является переход на юридически значимый электронный документооборот, то есть перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора государственного управления и публичноправовых образований, в электронный вид через систему формуляров, и идентификация (аутентификация) пользователей в информационных системах, а также обеспечение их интерактивного взаимодействия.

Пользователям предоставляется интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему «личных кабинетов» в стационарном варианте или с использованием мобильных устройств.

Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, а также применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бухгалтерского учета в электронном виде в рамках публичноправового образования (формирование единой главной книги). Переход к электронной регистрации, учету и контролю исполнения документов создаст возможность автоматически формировать

управленческие документы и регламентную отчетность. Функциональные возможности системы "Электронный бюджет" обеспечат их предоставление различным категориям пользователей в соответствии с регламентируемым доступом к отчетности и первичным документам.

Создание системы «Электронный бюджет» будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами госу-

дарственной власти и органами местного самоуправления, а также на исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.

В этой связи в базовую основу системы «Электронный бюджет» войдут централизованные подсистемы (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система «Электронный бюджет»

ведение реестров управление долгоми финансовыми активами

бюджетное планирование управление нефинансовыми активами

управление доходами управление кадровыми ресурсами

управление денежными средствами учет и отчетность

управление расходами финансовый контроль

управление закупками информационно-аналитическое обеспечение

Рис. 1. Централизованные подсистемы базовой системы «Электронный

бюджет»

Перечень и содержание указанных централизованных подсистем могут быть уточнены и дополнены. При этом они будут предоставляться в качестве сервисных подсистем для использования субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или организациями сектора государственного управления на безвозмездной основе.

Формирование сервисных подсистем, обеспечивающих опциональное предоставление информационных сервисов организациям сектора государственного управления и публично-

правовым образованиям, позволит использовать систему «Электронный

бюджет» для повышения качества и эффективности управления общественными финансами, в том числе для выпол-

нения отдельных процессов управления деятельностью: планирования бюджета, управления доходами, управления долгом и финансовыми активами, управления закупками, управления основными средствами и нематериальными активами, управления персоналом, ведения бухгалтерского и управленческого учета и формирования отчетности.

Предоставление различных информационных сервисов системы «Электронный бюджет» обеспечит необходимые условия для создания центров сервисного обслуживания деятельности организаций сектора государственного управления и публично-

правовых образований. Центры сервисного обслуживания могут быть созданы для концентрации обеспечивающих функций различных участников в одной организации, располагающей всеми необходимыми ресурсами для их реализации.

Функционирование центров сервисного обслуживания позволит организациям сектора государственного управления сконцентрироваться на основной деятельности, повысить профессионализм выполнения обеспечивающих функций, а также сократить расходы за счет использования автоматизированных инструментов и снижения стоимости работ при увеличении объема работ.

Для создания и развития системы «Электронный бюджет» предусмотрен комплекс организационных, экономических и правовых мер, а также определены этапы и сроки реализации мероприятий.

Так, правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления организует разработку перспективных стратегий и утверждает планы мероприятий по созданию и развитию системы «Электронный бюджет», осуществляет контроль за их исполнением,

обеспечивает координацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части создания и развития информационных систем, входящих в систему «Электронный бюджет» и интегрируемых с ней, координирует планирование и использование федеральными органами исполнительной власти бюджетных средств на осуществление ими деятельности по внедрению и применению информационных технологий в части создания и развития информационных систем, интегрируемых и с системой «Электронный бюджет».

Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию системы «Электронный бюджет», координирует формирование требований к системе других федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения информационного взаимодействия с подсистемами системы «Электронный бюджет».

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы «Электронный бюджет».

Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с функциями и полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности формируют требования к отдельным подсис-

темам «Электронного бюджета», реализуют мероприятия по информационному взаимодействию ведомственных информационных систем с «Электронным бюджетом» в соответствии с утвержденными планами мероприятий.

Федеральное казначейство обеспечивает реализацию планов мероприятий по созданию и развитию системы

Этапы развития гас і

на первомэтапе осуществляетсяравр аботкаи внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (201 1-2012 года)

«Электронный бюджет», ее соответствие установленным требованиям и является оператором системы «Электронный бюджет».

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» планируется реализовать в 2 этапа:

«Электронный бюджет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на второ м этапе осуществляется развитие системы<{Электронный бюджет» (2013-2015 годы)

Рис. 2. Этапы развития системы «Электронный бюджет»

На первом этапе предлагается осуществить проектирование системы «Электронный бюджет», включая разработку общей информационной, программной и технической архитектуры системы, формирование организационной, методологической документации и нормативной правовой базы, в том числе регламентирующей методологические принципы создания формуляров, перечни и реквизиты реестров и классификаторов, используемых в системе, обеспечить разработку, внедрение прототипов отдельных централизованных подсистем «Электронного бюджета» и их апробирование в пилотных федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также реализовать мероприятия по модернизации имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов).

На втором этапе будет осуществлено развитие и внедрение подсистем «Электронного бюджета» в федеральных органах исполнительной власти и ряде субъектов Российской Федерации, их интеграция с внешними информационными системами, а также развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

По итогам создания и внедрения системы «Электронный бюджет» планируется достичь следующих результатов:

- выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;

- довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансовохозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70%;

- сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора госуправления на 30%;

- сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора госуправления в 1,5 раза;

- довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы РФ [8] в режиме реального времени, до 100%;

- обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам РФ и не менее 50% муниципальных образований.

В этих условиях «Электронный бюджет» станет частью электронной модели государственного управления.

Библиографический список

1.Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

2.Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

3.Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренный распоряжением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 1275-р.

4.Приказ Минфина России от 4 августа 2011 г. № 283 «Об организации работ по созданию и развитию государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

5.Нестеренко Т. Г. «Электронный бюджет - требование времени». Журнал «Бюджет», 2011 г. № 12.

6.Романова Т. Ф., Богославцева Л. В., Терентьева В. В. Казначейское дело: методология и практика. Монография.// ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)» - Ростов-на-Дону: изд-во ООО «АзовПечать», 2011, с. 208.

7.www.gosuslugi.ru

8.www.budget.gov.ru

Bibliographic list

1.The budgetary message of the President of the Russian Federation about the budgetary policy in 2012-2014.

2.The program of the Government of the Russian Federation on increase of efficiency of the budgetary expenses on the period till 2012, approved as the order of the Government of the Russian Federation from June 30, 2010, № 1101-river.

3.The concept of creation and development of the state integrated information control system by public finances «The electronic budget», approved by the order of the Government of the Russian Federation from June 20, 2011, № 1275-river.

4.The order of the Ministry of Finance of Russia from August 4, 2011, № 283 «About the organization of works on creation and development of the state integrated control system by public finances «The electronic budget».

5.Nesterenko T. G. «The electronic budget

- time requirement». Magazine «The Budget», 2011, № 12.

6.Romanova T. F., Bogoslavtseva L. V.,

Terentyeva V. V. Treasury business: methodology and practice. The monograph. // FGBOU VPO «RGEU (RINH)» - Rostov-on-Don: JSC Azovpechat publishing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

house, 2011, 208 pages.

7.www.gosuslugi.ru

8.www.budget.gov.ru