публикации молодых ученых
155
DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-2-155-165 УДК 004:336.14(045)
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ»: ЗНАЧЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Захарова Наталья Михайловна, ст. преподаватель Департамента общественных финансов, Финансовый
университет, Москва, Россия
Предметы исследования — построение и функционирование интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Цель работы — установление основных механизмов обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений в сфере управления общественными финансами в рамках формирования единого информационного пространства. На основе анализа состава, структуры и функционирования системы «Электронный бюджет» сделан вывод о том, что она представляет собой единую интеграционную платформу для технологических и сервисных подсистем с применением единых бизнес-процессов, правил, нормативно-справочной информации, унифицированной технологии отражения операций финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса; определены основные критерии эффективности и сформулированы основные тенденции развития.
Ключевые слова: цифровая платформа; единое информационное пространство; электронный бюджет; интегрированная информационная система; информационная открытость; единый портал бюджетной системы; информационные ресурсы; управление общественными финансами; автоматизация бюджетного процесса; цифровая экономика.
The Electronic Budget integrated information System for Public Finance Management: Description and Development Trends
Zakharova Natalia M., senior lecturer of the Public Finance Department, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
The subjects of the research are the structure and operation of an integrated information system of public finance management called the «Electronic Budget». The purpose of the work was to determine the key mechanisms for ensuring transparency, openness and accountability of activities of state bodies and local governments, federal and municipal institutions in the field of public finance management within the single information space framework. Based on the analysis of the structure and operation of the Electronic Budget system, it is concluded that the latter represents a single integrated platform for technological and service subsystems using uniform business processes, rules, reference information and a uniform technology for reflecting financial-economic activities of all participants of the budgeting process. Also the basic system performance criteria are defined and the key development trends are formulated. Keywords: digital platform; uniform information space; electronic budget; integrated information system; information openness; central budget system portal; information resources; public finance management; budget process automation; digital economy.
156
публикации молодых ученых
Цифровые платформы - новый вектор развития общественных финансов
Развитие информационного общества, в котором осуществляются производство, хранение, переработка и реализация информации, особенно ее высшей формы — знаний, носит глобальный характер, способствуя созданию новых экономических стимулов, точек роста, а также совершенствованию общественного устройства, интенсификации межкультурного взаимодействия посредством применения цифровых технологий1.
Новые системы управления позволяют получать данные в режиме онлайн на основе автоматизированного анализа больших данных, увеличивать скорость принятия решений, мгновенно реагировать на изменения среды, ориентироваться на конкретных пользователей
В последние годы в России реализуется переход на новый этап развития информационного общества — построение «электронного государства», подразумевающего использование информационно-коммуникационных технологий для преобразования исполнительных органов власти с целью сделать их более доступными для граждан, более эффективными и подотчетными. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — Программа цифровой экономики), определившая задачи, сроки, цели реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым
1 Цифровые технологии (от англ. — Digital technology) основаны на представлении сигналов дискретными полосами аналоговых уровней, а не в виде непрерывного спектра.
фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, обуславливая повышение конкурентоспособности страны, качества жизни граждан и обеспечивая экономический рост и национальный суверенитет в условиях формирования глобальной цифровой экосистемы.
Цифровая экономика, которая представляет собой, по сути, совокупность отношений, складывающихся в результате использования электронных технологий на основе электронной инфраструктуры, анализа больших объемов данных и прогнозирования в целях повышения уровня социально-экономического развития государства, способствует появлению новых моделей управления и принятию решений как основы для реализации глобальных экономических и социальных преобразований общества посредством государственных цифровых платформ (от англ. — digital platforms) — алгоритмизированных взаимоотношений участников рынка, объединяемых единой информационной средой, позволяющей уменьшать транзакци-онные издержки при управлении жизненными ситуациями граждан, заинтересованных в получении государственных услуг. Цифровые платформы, на которых реализуется комплекс автоматизированных процессов, предоставляют потребителям широкие возможности для совместного использования данных и являются источниками открытых данных, необходимых для выстраивания государственной экономической политики и обратной связи с населением. Новые системы управления позволяют получать данные в режиме онлайн на основе автоматизированного анализа больших данных, увеличивать скорость принятия решений, мгновенно реагировать на изменения среды, ориентироваться на конкретных пользователей.
Предпосылки создания и задачи системы «Электронный бюджет»
Для повышения эффективности бюджетных расходов была принята распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Целями выше-
указанной информационной системы являются обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов управления общественными финансами, а также повышение качества финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами [1].
В мировой практике выделяют два подхода к созданию и развитию информационных систем управления общественными финансами:
1) построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход);
2) использование локальных систем (децентрализованный подход).
Преимуществами централизованного подхода являются предъявление единых требований к управлению государственными финансами, развитие межведомственного взаимодействия, оптимизация расходов на информационную, телекоммуникационную и транспортную инфраструктуру, энергетические и иные ресурсы. При этом данные системы менее адаптивны к внешним изменениям и запросам пользователей, требуют значительных затрат на обеспечение надежности функционирования и сохранности информационных ресурсов. Использование преимущественно локальных систем позволяет реализовывать более гибкий подход к управлению финансами и предоставляет возможность поэтапного развития существующей инфраструктуры, не обеспечивая в то же время доступа к информации в режиме онлайн, требуя значительных затрат на приобретение, сопровождение, доработку и модернизацию программного обеспечения. Причем локальные системы достаточно материалоемки и не способствуют повышению производительности труда.
Построение и развитие интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» основаны на сочетании централизованного и децентрализованного подходов. При этом посредством централизации информационных потоков обеспечиваются достоверность,
полнота и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований с их последующей интеграцией с процессами, происходящими в публично-правовых образованиях [2].
Архитектура системы «Электронный бюджет» позволяет обеспечивать сопоставимость информации и возможность ее использования всеми участниками на основе электронных формуляров
Перед создателями системы «Электронный бюджет» были поставлены следующие задачи:
• создать инструменты, обеспечивающие взаимосвязь бюджетного и стратегического планирования, мониторинг финансовых результатов реализации государственных программ и программ органов местного самоуправления;
• интегрировать процессы составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой отчетности и другой аналитической информации государственных и муниципальных учреждений, а также публично-правовых образований;
• улучшить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнение государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
• обеспечить взаимосвязь реестров расходных обязательств и закрепленных в соответствии с российским законодательством полномочий публично-правовых образований;
• разместить в открытом доступе информацию о плановых и фактических финансовых результатах деятельности в сфере управления общественными финансами государственных
Рис. 1. Архитектура и этапы внедрения системы «Электронный бюджет»
Источник: [5].
органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, других участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, получающих средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не являющихся участниками бюджетного процесса;
• повысить доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений, об их активах и обязательствах [3].
Архитектура и этапы развития информационной системы
Информационная система «Электронный бюджет» создана не в целях сбора и обработки массива отраслевой информации для последующего анализа и принятия управленческих решений, а для формирования, ведения и обмена документами на всех этапах бюджетного процесса, а также для регистрации финансово-экономических событий, оказывающих влияние на активы и обязательства публично-правовых образований. Поэтому, несмотря на отраслевую специфику системы (управление государственными и муниципальными фи-
нансами), она используется не только финансовыми органами публично-правовых образований, но и органами государственной власти, местного самоуправления, муниципальных учреждений, если они получают средства из бюджета. Таким образом, информационная система «Электронный бюджет» используется поставщиками товаров, работ и услуг при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также получателями различных видов субсидий, грантов и других бюджетных средств [4].
Функциональная структура системы «Электронный бюджет» состоит из централизованных (сервисных) подсистем и технологического ядра (рис. 1). Технологическое ядро системы обеспечивает применение единых механизмов интеграции и управления бизнес-процессами, ведение единых реестров, классификаторов и формуляров, информационную безопасность и поддержку юридической значимости электронных документов, осуществление единых механизмов отражения в учете операций финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления. Информационная безопасность и поддержка юридической значимости документов реализу-
Рис. 2. Схема интеграции процессов в системе «Электронный бюджет»
Источник: сайт Минфина России. URL: https://www.minfin.ru.
ются посредством идентификации и аутентификации пользователей, применения усиленной квалифицированной подписи и проверки ключей электронной подписи. Технологическое ядро разработано с учетом дальнейшего расширения базовой конфигурации и функциональности системы в соответствии с изменяющимися требованиями и созданием новых подсистем.
Централизованные или сервисные подсистемы выполняют основные функции в сфере управления общественными финансами и применяются всеми участниками бюджетного процесса, а также иными лицами, вступающими в правоотношения с участниками бюджетного процесса. Сервисные подсистемы подразделяются на две группы — транзакци-онные и производственные. К первым относятся подсистемы бюджетного планирования, управления закупками, кадровыми ресурсами, доходами, долгом и финансовыми активами, денежными средствами, расходами, нефинансовыми активами. Во вторую группу входят подсистемы учета и отчетности, финансового
контроля и информационно-аналитического обеспечения.
Единый портал бюджетной системы, на котором с 2013 г. размещается информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований, также является частью архитектуры системы «Электронный бюджет». Кроме этого, единый портал выполняет функцию единого входа в систему, именно с него начинается работа в функциональных подсистемах.
Такая архитектура системы «Электронный бюджет» позволяет обеспечивать сопоставимость информации и возможность ее использования всеми участниками на основе электронных формуляров, создаваемых согласно установленным правилам их заполнения с обязательным применением единых реестров и классификаторов. Достоверность данных гарантируется тем, что исключается дублирование процедур сбора информации и осуществляется автоматическая обработка информации в режиме онлайн на основе формализованных бизнес-процессов финансово-
хозяйственной деятельности и юридически значимого электронного документооборота.
Таким образом, интегрированная система «Электронный бюджет» представляет собой многоконтурную иерархическую систему, включающую как технологические, так и сервисные подсистемы, и обеспечивающую интеграцию всех подсистем и компонентов, а также технологических процессов управления финансами (рис. 2).
Первоначально планировалось создание информационной системы «Электронный бюджет» к 2015 г. Однако крупномасштабность проекта, а также сложность внедрения и широкий спектр решаемых проблем потребовали переноса окончательных сроков завершения работ на 2020 г. согласно распоряжению Правительства РФ от 30.06.2015 № 685 «О государственной интегрированной системе управления общественными финансами „Электронный бюджет"».
В процессе проектирования и внедрения интегрированной информационной системы выделены три этапа. Первый этап (2011-2014 гг.) включал проектирование и разработку технологических подсистем, подсистемы бюджетного планирования и управления закупками, единого портала бюджетной системы (см. рис. 1). На втором этапе (2015-2017 гг.) реализованы основные сервисные подсистемы: управление доходами и расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения. Кроме того, было осуществлено развитие портала и подсистем, разработанных на первом этапе. Третий этап (2018-2020 гг.) включает разработку подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами и предусматривает дальнейшее развитие единого портала бюджетной системы и всех подсистем, разработанных на первом и втором этапах.
Создание интегрированной системы «Электронный бюджет» финансируется в рамках государственной программы по управлению государственными финансами и регулированию финансовых рынков и предусматривает выделение порядка 14,85 млрд руб. с соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 320.
технологические подсистемы обеспечения интеграции
Информационная система «Электронный бюджет» разработана на базе платформы Oracle Fusion Middleware2, включающей корпоративный портал, интеграционную шину, средства управления интеграционной инфраструктурой, систему управления бизнес-процессами и средства защиты информации [б].
Подсистема интеграции, ведения реестров и формуляров имеет в своем составе «личный кабинет», обеспечивающий доступ к функционалу подсистем и удобный инструмент настройки рабочего пространства, а также централизованное ведение и распространение нормативно-справочной информации.
Подсистема поддержания юридической значимости электронных документов, их целостности, сопровождения процесса разбора конфликтных ситуаций реализована на базе комплексного средства криптографической защиты «Информзащита Jinn» для создания электронной подписи и доверенной визуализации документов.
Подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенная для предотвращения или существенного затруднения неправомерного или случайного доступа, а также уничтожения, изменения, блокирования, копирования и распространения информации в системе «Электронный бюджет», основана на базе продуктов Oracle Identity&Access Management Suite Plus, Oracle Entitlement Server и «Информза-щита Куб» (система комплексного управления безопасностью).
информационный ресурс нормативно-справочной информации
С 2014 г. функционирует централизованная подсистема ведения нормативно-справочной информации (далее — НСИ), которая является основным информационным ресурсом, содержащим единые для всех компонентов системы «Электронный бюджет» реестры, справочники и классификаторы. Использование НСИ обес-
2 Oracle Fusion Middleware — это цифровая бизнес-платформа для предприятий и облака. Промежуточное ПО Oracle дает возможность компаниям создавать и использовать гибкие и интеллектуальные бизнес-приложения.
печивает унификацию множества справочников Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства и других классификаторов, например справочника бюджетной классификации, справочника лицевых счетов, общероссийских классификаторов (ОКОПФ, ОКФС, ОКВЭД, ОКТМО, ОКАТО) и других. В НСИ реализованы автоматизированные процессы получения данных из внешних источников, механизмы ведения реестров заявочным способом, процессы распространения НСИ в информационные системы-потребители.
В 2015 г. сформирован Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Сводный реестр — это единый информационный централизованный ресурс, содержащий и представляющий эталонные сведения о составе, ведомственной принадлежности и полномочиях участников бюджетного процесса и включающий данные более чем 214 тыс. организаций, в том числе более 22,8 тыс. организаций федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов, а также более 190 тыс. организаций бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и территориальных государственных внебюджетных фондов [7].
В течение 2015 г. формировался базовый (отраслевой) и ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями. Проводилась инвентаризация всех услуг и работ, которые оказываются и выполняются государственными и муниципальными учреждениями, а также классифицировались и унифицировались показатели, характеризующие их качество и объем.
Взаимодействие с федеральными информационными системами
В целях создания интегрированной информационной среды для обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами реализуется информационное взаимодействие системы «Электронный
бюджет» и действующих систем, к которым относятся портал государственных программ (programs.gov.ru), единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru), сайт по размещению информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений (bus.gov.ru), ГАС «Управление» (gasu.gov. га), реестр федерального имущества (rosim. га), информационный ресурс федеральной адресной инвестиционной программы, ГИС «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ» (gossluzhba.gov.ru), информационные системы администраторов доходов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Взаимодействие с федеральными государственными информационными системами основывается на соглашениях об информационном взаимодействии с четкой регламентацией его исполнения
Например, использование автоматизированной информационной системы «Портал государственных программ Российской Федерации» обеспечивает разработку, межведомственное согласование и публикацию государственных программ. Именно здесь появляются сведения о паспортах государственных программ, новых и измененных подпрограммах, мероприятиях, которые непосредственно используются при формировании кодов бюджетной классификации и т.д. Вся эта информация передается с этого портала в систему «Электронный бюджет». При этом сведения о бюджетных ассигнованиях, направляемых на реализацию государственных программ, и их кассовом исполнении поступают на портал госпрограмм только из системы «Электронный бюджет».
Единая информационная система в сфере закупок содержит информацию по размещению заказов на поставки товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Формирование документов для размещения в ней осуществляется федеральными заказчиками в подсистеме управления закупками системы «Электронный бюджет». Из единой информационной системы в сфере закупок в систему «Электронный бюджет» поступают сведения библиотеки типовых контрактов, а также информация о сложившихся рыночных ценах на товары, работы и услуги.
Взаимодействие с федеральными государственными информационными системами основывается на соглашениях об информационном взаимодействии с четкой регламентацией его исполнения. В дальнейшем с развитием взаимодействия с государственными и муниципальными информационными системами в сфере управления общественными финансами интеграционные потоки данных должны охватывать полный спектр информации, необходимой для реализации бюджетных правоотношений на основе использования единых классификаторов и справочников, а также технических стандартах и требованиях к технологической совместимости.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации (budget.gov.ru), предназначенный для обеспечения доступности граждан и организаций к информации о финансово-хозяйственной деятельности сектора государственного управления и публично-правовых образований, состоит из открытой и закрытой частей [8].
Закрытая часть портала включает «личные кабинеты», доступные участникам бюджетного процесса, обладающим соответствующими полномочиями и имеющим сертификаты ключей электронной подписи, и является единой точкой доступа пользователей к функционалу централизованных подсистем «Электронного бюджета».
Открытая часть — это публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления об-
щественными финансами. Источником данных открытой части является информация, поступающая из подсистемы информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет», которая агрегирует и обрабатывает данные всех сервисных подсистем. Кроме этого, информация для портала предоставляется из внешних источников: Росстата, международных статистических служб (OECD, IMF, Eurostat), информационно-аналитических систем субъектов Российской Федерации.
На Едином портале бюджетной системы Российской Федерации представлены сведения об основных целях, задачах и направлениях бюджетной политики, обеспечении взаимосвязи бюджетных ассигнований с количественными и качественными показателями государственных программ, достоверная бюджетная информация по всем публично-правовым образованиям Российской Федерации.
В 2017 г. количество посетителей портала превысило 487 тыс. человек, зарегистрировано более 4658 тыс. просмотров данных. В 2016 г. эти цифры составляли 399,7 тыс. человек и 4365,5 тыс. просмотров. Наиболее просматриваемыми страницами портала являются главная страница (30% всех просмотров), реестр участников и неучастников бюджетного процесса (4,7%), бюджет (4,4%), бюджетная система (2,2%), реестр субсидий (2,0%), реестр соглашений (1,5%).
Направления развития информационной системы «Электронный бюджет»
Внедрение и функционирование системы «Электронный бюджет» на всех уровнях бюджетной системы повышают эффективность управления государственными и муниципальными финансами.
Для главных распорядителей бюджетных средств это:
• возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно с подведомственными учреждениями в единой базе данных;
• обеспечение контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений не только на основе
регламентированных отчетов, но и достоверной первичной информации;
• оперативный мониторинг и анализ хода исполнения бюджета подведомственных организаций;
• организация безбумажного юридически значимого документооборота;
• повышение обоснованности и снижение сроков принятия управленческих решений.
Для получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации это:
• ускоренный и упрощенный юридически значимый документооборот с вышестоящими органами;
• сокращение сроков и упрощение процесса подготовки бухгалтерской и бюджетной отчетности;
• экономия средств на закупку и обслуживание собственных информационных систем.
Для бюджетной системы в целом:
• применение в отношении всех участников бюджетного процесса единой методологии проектирования и исполнения бюджета, формирование бюджетной отчетности;
• отсутствие дублирования информации;
• экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их реализации, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на ИТ-инфраструктуру.
Дальнейшее развитие информационной системы «Электронный бюджет» должно осуществляться, по нашему мнению, по следующим направлениям:
1) унификация и стандартизация процессов в сфере управления общественными финансами, позволяющие осуществлять специализацию функций в государственном секторе;
2) улучшение интеграции региональных систем организации бюджетного процесса с системой «Электронный бюджет». Для этого должна быть проведена оптимизация бизнес-процессов, определены блоки, которые приводят к дублированию информации, повторному вводу, усложняют работу, разработаны мероприятия для осуществления перехода на единые реестры, справочники и классификаторы. В условиях сокращения бюджетных расходов
и необходимости оптимизации численности госслужащих требуется проведение политики активной централизации информационных сервисов на основе создания консолидированных центров обработки данных на уровне Минфина России;
Внедрение и функционирование системы «Электронный бюджет» на всех уровнях бюджетной системы повышают эффективность управления государственными и муниципальными финансами
3) развитие информационно-аналитической части Единого портала бюджетной системы в рамках единой концепции визуализации информации:
• установление иерархии представления информации на основе ее значимости, частоты использования и требований логического следования;
• выработка оптимального соотношения между количеством разделов, уровней вложенности, видами представления информации;
• определение интересов пользователей по посещаемым страницам и регионам проживания для упрощения поиска данных;
• отражение в структуре информации причинно-следственных связей и зависимостей;
• проведение оценки потребностей и запросов ключевых категорий пользователей информации;
• расширение состава публикуемой информации, вызывающей наибольший интерес пользователей;
• выявление невостребованной пользователями информации для оптимизации состава и структуры представляемых данных.
Выводы
На сегодняшний день сформирована общая архитектура интегрированной системы
«Электронный бюджет», определяющая рамки финансово-хозяйственной и бюджетной деятельности, выделены основные блоки и модули системы и реализована их взаимосвязь и взаимозависимость, установлены оптимальные технологические параметры построения системы, которые обеспечивают реализацию автоматизируемых функций для всех пользователей при возможности учета специфики их деятельности и постоянно изменяющихся внешних условий. На основе созданных технологических подсистем по-
строена единая интеграционная платформа для сервисных подсистем с применением единых бизнес-процессов, правил, информационного ресурса нормативно-справочной информации, унифицированной технологии отражения в учете операций финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса, единой технологии обеспечения юридической значимости электронных документов, а также средств управления и разграничения доступа пользователей к подсистемам «Электронного бюджета».
литература
1. Чернякова E. E. Система «Электронный бюджет» — инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами // Финансы. 2015. № 8. С. 3-14.
2. Мамонтова E. А., Степанова Н. В. Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Вестник финансового университета. 2012. № 5. С. 118-124. URL: http://old.fa.ru/dep/ vestnik/Documents^y%20№ %205%20(71)_2012.pdf (дата обращения: 16.11.2017).
3. Подосинников E. Ю., Мутылина К. О., Подушкина E. В. Создание и развитие механизмов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 1. С. 39-43. URL: http://роснаука.роснаука.орг/ assets/podosinnikov_mutylina_podushkina_sozdanie_i_razvitie.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
4. Чернякова E. E. Актуальные вопросы информационного обеспечения бюджетных правоотношений // Бюджет. 2016. № 9. С. 4-5. URL: http://mff.minfin.ru/media/MFF.PDF (дата обращения: 17.11.2017).
5. Чернякова E. E. Комплексный подход к ИТ-решениям системы «Электронный бюджет» (Информационная среда в сфере управления общественными финансами). Интервью журналу «Бюджет». 01.08.2015. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/ (дата обращения: 18.11.2017).
6. Дутикова E. П., Сергеева И. И. Электронный бюджет как элемент информационного пространства государственного управления // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 4. С. 35-41. URL: http://orelgiet.ru/public/Vypusk_4_fund_ pric (дата обращения: 30.11.2017).
7. Гуральников С. Б. Информационные технологии для клиентов Федерального казначейства // Бюджет. 2016. № 2. С. 26-29. URL: http://bujet.ru/article/290760.php (дата обращения: 19.11.2017).
8. Антонова Л. Г. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»: состояние и перспективы развития // Стратегии бизнеса. 2014. № 1. С. 30-34. URL: http://www.strategybusiness.ru/jour/article/ view/66/60 (дата обращения: 16.11.2017).
REFERENCES
1. Chernyakova E. E. System "The Electronic budget" — a tool to ensure transparency, openness and accountability of activities in the field of public Finance management [Sistema «Jelektronnyj bjudzhet» — instrument obespechenija prozrachnosti, otkrytosti i podotchetnosti dejatel'nosti v sfere upravlenija obshhestvennymi finansami]. Finansy — Finance, 2015, No. 8, pp. 3-14.
2. Mamontova E. A., Stepanova N. In. The creation and development of the state integrated information system of public Finance management "Electronic budget" [Sozdanie i razvitie gosudarstvennoj integrirovannoj inofrmacionnoj sistemy upravlenija obshhestvennymi finansami «Jelektronnyj bjudzhet»]. Vestnik finansovogo universiteta — The Bulletin of the financial University, 2012, No 5, pp. 118-124. URL: http://old.fa.ru/dep/vestnik/Documents/B®y%20№ %205%20 (71)_2012.pdf (accessed 16.11.2017).
3. Podosinnikov E. Yu., Mytilina K. O., Podushkin E. V. the Creation and development of mechanisms of state integrated information system of public Finance management "Electronic budget" in the Kursk region [Sozdanie i razvitie mehanizmov gosudarstvennoj integrirovannoj informacionnoj sistemy upravlenija obshhestvennymi finansami «Jelektronnyj bjudzhet» v Kurskoj oblasti]. Rossijskaja nauka i obrazovanie segodnja: problemy i perspektivy — Russian science and education today: problems and prospects, 2016, No. 1, pp. 39-43. URL: (accessed 17.11.2017).
4. Chernyakova E. E. Topical issues of information support of budgetary relations [Aktual'nye voprosy informacionnogo obespechenija bjudzhetnyh pravootnoshenij]. Bjudzhet — Budget, 2016, No. 9, pp. 4-5. URL: http://mff.minfin.ru/media/MFF.PDF (accessed 17.11.2017).
5. Chernyakova E. E an Integrated approach to it solutions of the system "Electronic budget" (the Information environment in the sphere of public Finance management) [Kompleksnyj podhod k IT-reshenijam sistemy «Jelektronnyj bjudzhet» (Informacionnaja sreda v sfere upravlenija obshhestvennymi finansami)]. Interv'ju zhurnalu «Bjudzhet» — An interview with the magazine "Budget" 01.08.2015. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/ (accessed 18.11.2017).
6. Dutikova E. P., Sergeev I. I. Electronic budget as an element of information space in public administration [Jelektronnyj bjudzhet kak jelement informacionnogo prostranstva gosudarstvennogo upravlenija]. Obrazovanie i nauka bez granic: fundamental'nye i prikladnye issledovanija — Education and science without borders: basic and applied research, 2016, No. 4, pp. 35-41. URL: http://orelgiet.ru/public/ Vypusk_4_fund_pric (accessed 30.11.2017).
7. Gorelnikov S. B. Information technologies for clients of the Federal Treasury [Informacionnye tehnologii dlja klientov Federal'nogo kaznachejstva]. Bjudzhet — Budget, 2016, No. 2, pp. 26-29. URL: http://bujet.ru/article/290760.php (accessed 19.11.2017).
8. Antonova L. G. national integrated information system of public Finance management "Electronic budget": the state and prospects of development [Gosudarstvennaja integrirovannaja informacionnaja sistema upravlenija obshhestvennymi finansami «Jelektronnyj bjudzhet»: sostojanie i perspektivy razvitija]. Strategii biznesa — Business strategy, 2014, No. 1, pp. 30-34. URL: http://www.strategybusiness.ru/jour/article/view/66/60 (accessed 16.11.2017).