УДК 33
Оганесян Артак Григорьевич
докторант Тбилисского государственного университета
ЦЕЛЬ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ»
Аннотация:
Статья рассматривает общую структуру и систему электронного управления бюджетной системой, основную цель создания и развития системы «Электронный бюджет», задачи и решения, обеспечивающие достижения этой системы. Описано создание и внедрение единой системы формуляров. Приведена характеристика государственных органов Республики Армения (РА), отвечающих за внедрение и управление системой «Электронный бюджет».
Ключевые слова:
«Электронный бюджет», электронное управление, электронное правительство, бюджетная политика, бюджетный процесс, государственные функции, системы формуляров, информационное пространство, общественные финансы.
Oganesyan Artak Grigoryevich
Doctoral student, Tbilisi State University
THE OBJECTIVE AND DEVELOPMENT OF THE ELECTRONIC BUDGET SYSTEM
Summary:
The article deals with the general structure and the system of electronic control of the budget. The author discusses the main objective of creation and development of the e-budget system, its tasks and resolutions ensuring the effectiveness of the system. The paper considers formation and introduction of the united logbook system, describes the activities of the state authorities of the Republic of Armenia responsible for implementation and management of the e-budget system.
Keywords:
electronic budget, electronic control, e-government, budget policy, budgeting, functions of government, logbook system, information space, public finances.
Основной целью создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления, за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.
Для достижения поставленной цели система «Электронный бюджет» должна обеспечивать решение следующих задач:
- повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, об их активах и обязательствах;
- создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения результатов реализации государственных программ и результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг (выполнение государственных функций);
- обеспечение публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления в сфере управления общественными финансами;
- обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
- усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
Создание системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие направления:
- создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами;
- переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами;
- автоматизация учетной деятельности, а также интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учета и отчетности публично-правовых образований;
ЭКОНОМИКА
- интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований;
- обеспечение взаимосвязи информации о финансовых показателях публично-правовых образований с показателями результативности их деятельности;
- обеспечение прозрачности и публичности информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами.
Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, является ключевым звеном системы «Электронный бюджет» [1].
В рамках Концепции под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.
Особое значение при создании и развитии системы формуляров имеет использование единых реестров и классификаторов, к которым будут отнесены перечни стандартизированной информации, необходимой для заполнения формуляров системы «Электронный бюджет». Поддержка их в актуальном состоянии должна осуществляться путем обеспечения сохранения предыдущих версий структур справочников (данных), а также связей между реквизитами нормативных документов, определяющих состав и правила ведения реестров и классификаторов.
В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:
- бюджетное планирование;
- управление доходами;
- управление расходами;
- управление долгом и финансовыми активами;
- управление денежными средствами;
- управление закупками;
- управление нефинансовыми активами;
- управление кадровыми ресурсами;
- бухгалтерский и управленческий учет;
- финансовый контроль.
Автоматизация указанных процессов позволит обеспечить мониторинг результативности и эффективности финансовой деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, упорядочить процедуры управления в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности указанных организаций и образований. Использование единых реестров, классификаторов и формуляров приведет к интеграции процессов управления по установленным регламентам обмена данными [2].
Оператором системы «Электронный бюджет» является Государственное казначейство, которое осуществляет:
- разработку единых процедур и стандартов в области администрирования системы «Электронный бюджет» и контроль за их применением;
- проведение совместно с Министерством финансов предварительных приемочных испытаний, опытной эксплуатации системы «Электронный бюджет»;
- ввод в эксплуатацию, тиражирование и сопровождение системы «Электронный бюджет»;
- предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, несанкционированного копирования, блокирования информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет»;
- предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
- своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
- предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
- постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;
- поддержку работоспособности программных и технических средств системы «Электронный бюджет» в том числе:
- периодическое тестирование программных и технических средств системы «Электронный бюджет» в соответствии с порядком и сроками, установленными в требованиях и нормах технической эксплуатации программных и технических средств;
- устранение в установленном порядке ошибок в работе системы «Электронный бюджет», в том числе по обращениям пользователей;
- восстановление программ системы «Электронный бюджет» с эталонных накопителей при обнаружении сбоев в их работе, в том числе в связи с вирусными и иными атаками;
- периодическое сохранение и при необходимости выполнение восстановления актуальной исходной информации;
- проведение мониторинга и анализа состояния информационных ресурсов, технических и программных средств системы «Электронный бюджет»;
- предоставление уполномоченным ответственным работникам средств авторизованного доступа к системе «Электронный бюджет» и прав на пользование информационными ресурсами системы «Электронный бюджет»;
- организацию и обеспечение работы службы поддержки пользователей системы «Электронный бюджет»;
- проведение мониторинга доступности сервисов, предоставляемых пользователям системы «Электронный бюджет», и работы пользователей с системой «Электронный бюджет»;
- формирование и представление аналитических отчетов о функционировании системы «Электронный бюджет».
Также Государственное казначейство:
- взаимодействует с государственными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Республики Армения (РА), органами местного самоуправления по вопросам внедрения и эксплуатации системы «Электронный бюджет»;
- взаимодействует с операторами внешних государственных информационных систем, государственных информационных систем субъектов РА и информационных систем органов местного самоуправления по вопросам обеспечения информационного взаимодействия внешних информационных систем с системой «Электронный бюджет»;
- осуществляет закупку программных и технических средств, необходимых для создания, эксплуатации и развития системы «Электронный бюджет», в соответствии с законодательством;
- привлекает подрядные организации на выполнение работ по обеспечению функционирования системы «Электронный бюджет»;
- заключает в соответствии с законодательством РА соглашения и договоры с другими операторами информационных систем;
- разрабатывает стандарты и процедуры по администрированию системы «Электронный бюджет»;
- принимает организационные и технические меры, направленные на защиту информации, в соответствии с действующим законодательством РА об информации, информационных технологиях и о защите информации;
- осуществляет мониторинг внедрения и использования системы «Электронный бюджет» в органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РА, органах местного самоуправления;
- разрабатывает предложения по модернизации и развитию программных и технических средств системы «Электронный бюджет»;
- привлекает экспертов и консультантов к рассмотрению отдельных вопросов, связанных с эксплуатацией и развитием программных и технических средств системы «Электронный бюджет».
Создание и развитие системы «электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа: 1 - Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011-2012 гг.); 2 -Развитие системы «Электронный бюджет» (2013-2015 гг.) [3].
Результаты создания электронного бюджета:
- сформировано единое информационное пространство и осуществлена интеграция информационных потоков в сфере управления общественными финансами;
- обеспечена открытость и доступность для граждан информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности ППО (Прикладное программное обеспечение) по подготовке и исполнению бюджетов;
- улучшены позиции в международном рейтинге открытости и прозрачности информации о государственных финансах (интегральный показатель Open Budget Index);
- обеспечена подотчетность органов государственной власти, созданы инструменты для повышения ответственности ППО за достижение результатов и использование ресурсов.
Ссылки:
1. Баданян Л.А. Финансы, оборот и кредит. Ереван, 2007.
2. Джанджухазян А.С. Процесс исполнения бюджетов в РА. Ереван. 2007.
3. Пивазян Г.В. Схема проекта Госбюджета РА, методы формирования, обсуждение и утверждение, элементы процесса. Ереван, 2010.