Научная статья на тему 'Государственная инновационная политика и регулирование рыночной экономики'

Государственная инновационная политика и регулирование рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канышева Раиса Андреевна, Польшакова Татьяна Юрьевна, Жевора Юрий Иванович

Приведены основные направления государственной инновационной политики, важнейшие инструменты государственного регулирования рыночной экономики в современных условиях кризиса. Рассмотрен экономический механизм государственного заказа как один из рычагов в стабилизации экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the basic directions of the government innovative policy, the main tools of the government regulation of the market economy in present crisis situation. The authors consider the economic mechanism, the government order, which is one of levers in stabilization of economy

Текст научной работы на тему «Государственная инновационная политика и регулирование рыночной экономики»

Инновации и инвестиции

УДК 330.332

Канышева Р.А., Польшакова Т.Ю., Жевора Ю.И.

Государственная инновационная политика

и регулирование рыночной экономики

В условиях рыночной экономики роль государства состоит в формировании благоприятной среды, включающем в себя разработку необходимых законов и других правовых норм; создание стимулирующего инвестиционного климата; материальную и моральную поддержку высокого уровня инновационной активности; развитие необходимых элементов инфраструктуры; формирование позиции государства, ориентированной на тесное сотрудничество с бизнесом.

Инновационная политика является частью государственной экономической политики. Основные термины и положения ее изложены в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы. В частности, здесь отмечается, что инновационная политика определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство [3].

Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Государственная инновационная политика представляет собой целостный подход, направленный одновременно на создание и практическое использование знаний, при котором важное значение имеет отдача новых технологий, и призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в произ-

водстве являются создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Для осуществления регулирования инновационной сферы государство формирует цели, принципы и приоритеты своей политики. Главная цель инновационной политики - создание и широкое применение инноваций в реальном секторе экономики. Определение целей инновационной политики базируется на ряде принципов, зависящих от социально-экономической системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется, исходя из следующих принципов:

признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере.

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ

В развитых странах существует принцип совместного финансирования инновационных проектов государственными, региональными, местными органами управления и предприятиями, особенно проектов, имеющих важное экономическое или социальное значение для страны. Также во многих странах развит принцип равенства доступа предприятий к государственной поддержке, т. е. осуществляется принцип государственно-частного партнерства [5].

Государственная инновационная политика должна быть комплексной и взаимосвязанной. Спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций малоэффективны. Результативность инновационной политики зависит от отраслевой принадлежности предприятия, его размера, вида осуществляемой деятельности и т. д.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, производство строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки и объему ресурсов, необходимых для модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной инновационной политики в современных условиях относят [1]:

разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;

комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и пе-

реподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;

введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций.

Основные направления государственной инновационной политики реализуются за счет:

формирования законодательных и институциональных условий для развития инновационной сферы, рынка интеллектуальной собственности;

стимулирования инвесторов за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

совершенствования налоговых условий инновационной деятельности, изменения амортизационной политики для увеличения инвестиционных фондов;

создания благоприятных условий для партнерских отношений с зарубежными инвестиционными организациями, обмена новшествами (лицензиями) на рыночных условиях, закупки новейшего оборудования для новых технологий, развития лизинга наукоемкого уникального оборудования;

выделения прямых государственных инвестиций в общенациональные программы и проекты [1].

Таким образом, главным направлением инновационной политики на период с 2008 по 2010 год является развитие инновационной инфраструктуры. В итоге внутренний инновационный спрос будет расти, связи между наукой и производством будут укрепляться. Внимание государства должно быть обращено также на новые формы научно-инновационной деятельности, использующие современные информационные технологии. Оно должно постепенно переключаться с количественных аспектов поддержки на качественные [3].

Среди конкретных мер осуществления государственно-инновационной политики можно выделить следующие:

увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;

перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли конкурснораспреде-ляемых средств;

более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;

углубление интеграции науки и образования. Все перечисленные меры в осуществлении государственной инновационной политики позволяют обеспечить постоянный рост экономики регионов и страны в целом.

Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно-технического прогресса, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.

В условиях кризиса ответственность со стороны государства является одним из важнейших факторов стабилизации экономики. Сущность государственного заказа отражается не только в факте заключения договоров и контрактов, но в планировании закупок, формировании и официальном закреплении государственного спроса. В этом смысле термин «государственная закупка» отражает стадию размещения государственного заказа.

Государственные закупки выступают важным экономическим инструментом в системе методов управления экономикой. Эффективность управления государственным заказом за-

ключается в возможности с его помощью одновременно достигать решения многих задач [2]:

приобретать необходимые работы (товары или услуги) для государственных нужд в заданных объемах и с требуемым уровнем качества;

создавать новые рабочие места, обеспечивая социальные гарантии населению;

стимулировать и мультиплицировать совокупный общественный спрос, содействуя экономическому росту;

формировать определенный инвестиционный климат, способствуя проведению структурной и стратегической политики государства;

оказывать влияние на динамику цен в рыночной экономике, тем самым стабилизируя инфляционный процесс.

Государственный заказ становится важным инструментом экономического регулирования рыночной экономики, выполняя ряд функций.

1. Производственно-потребительская (воспроизводственная) функция. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым качеством. Это обеспечивает стабильные экономические связи с участием государства.

2. Функция ценового регулирования. Государственный заказ, влияя на уровень цен при государственных закупках, способен косвенно влиять на уровень цен в экономике региона, что дает возможность дистанционного (индикативного) воздействия государства на процессы ценообразования в экономике.

3. Социальная функция: создание новых рабочих мест и обеспечение социальных гарантий населению.

4. Контрольно-учетная функция. Эта функция государственного заказа тесно связана с необходимостью создания эффективной системы контроля расходования бюджетных средств.

5. Стратегическая функция. Поддержание определенной социально-экономической политики государства. Направление развития является одним из решающих факторов существования экономической системы; государственный заказ задает это направление на краткосрочную перспективу.

6. Инновационно-стимулирующая функция: создание инвестиционного климата и обеспечение роста совокупного спроса. Государственный заказ является действенным инструментом поддержки промышленных предприятий, создания

благоприятного инновационного климата, сохранения и создания рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы и т. п.

Стимулирующая роль государственного заказа реализуется через следующие принципы: принцип возвратного финансирования бюджетных средств на основе государственного контракта, принцип целевого назначения финансирования на основе конкурсного отбора проектов, принцип гарантированного финансирования на основе соблюдения условий заключенного государственного контракта, принцип федеральной и региональной приоритетности на основе научно-технической и финансовой экспертизы.

В системе мер государственного регулирования экономики государственный заказ выступает инструментом, относимым либо к экономическим методам, либо к прямым методам воздействия. Различие трактовки зависит от выбираемой классификации методов государственного регулирования экономики.

Как инструмент регулирования рыночной экономики государственный заказ способен оказать влияние на ряд важных экономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, конъюнктуру рынка, мультипликационный (кратный) спрос, уровень занятости населения, темпы роста инвестиций, индекс потребительских цен.

Составляющие государственного заказа как системной категории

Выделяются организационно-управленческий аспект категории «государственный заказ» (реализация государственных контрактов) и социально-экономический аспект (государственные нужды). Составляющие государственного заказа представлены на рисунке.

Для удовлетворения нужд необходимы следующие составляющие: регулятивно-правовая, функционально-экономическая, финансовая.

Смысл разграничения по составляющим состоит в том, чтобы выйти за рамки понятия государственного заказа как совокупности заключенных государственных контрактов. Ключевым моментом является получение социально-экономических эффектов.

Через государственные нужды раскрывается социально-экономическая сущность государственного заказа. По данным отчета о деятельности комитета Ставропольского края по государственному заказу за 2008 год, в результате проведения мероприятий по размещению государственного заказа своевременно удовлетворены потребности региона в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства, благоустройства и ряде других сфер жизнедеятельности [6].

Основной целью закупочной деятельности государственного заказчика являются своевременное и полное обеспечение товарами, услугами с требуемыми показателями цены и качества, обеспечение целевого и экономически эффективного расходования бюджетных средств для государственных нужд.

В сфере размещения государственного заказа в условиях кризиса особо актуальными становятся принципы организации закупочной деятельности с учетом приведенных ниже требований:

1. Планирование закупок в ситуациях, когда это возможно и целесообразно, и оперативное принятие решений об изменении планов или о проведении внеплановых закупок, когда это необходимо.

2. Конкретный выбор поставщиков.

3. Учет при планировании закупок и выборе способов их проведения особенностей закупаемой продукции, а также рынков и ситуаций, в которых проводится закупка.

4. Эффективная организация расширения круга участников размещения заказа, оперативное получение информации о предложениях по закупаемой продукции с использованием современных информационных технологий.

5. Учет всей совокупности существенных ценовых и неценовых факторов, определяющих экономическую эффективность, при принятии решений о выборе предложений потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.

6. Обеспечение открытости закупочной деятельности в степени, достаточной для потенциальных контрагентов, общественности.

7. Широкое и разумное применение государственным заказчиком и уполномоченным государственным органом в сфере размещения заказа современных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе электронных площадок, средств электронного документооборота и автоматизации деятельности [2].

Госзаказ стал занимать большее место в государственных инвестициях, которые проявляются в различных формах - от субсидирования кредитов до участия в государственно-частном

партнерстве. По сути, государственные инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала в различные социально-экономические программы и, следовательно, являются государственным заказом, т. е. государство «вкладывает» средства («заказывает») в наиболее значимые для развития страны мероприятия. Особенно хорошо этот тезис прослеживается в определении и реализации национальных проектов. Таким образом, в рамках экономической политики государства происходит взаимопроникновение государственного заказа и государственных инвестиций (как части и целого). Следовательно, необходимо рассматривать государственный заказ более широко, чем он трактуется в нормативно-правовых актах.

Государственный заказ является одним из важных инструментов по стимулированию среднего и малого бизнеса, который столкнулся с проблемой спроса на свою продукцию. Постановлением Правительства РФ № 237 установлена начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа: если цена лота не превышает 15 млн р., торги проводятся только среди небольших предприятий. Ранее это правило распространялось на лот, не превышающий 3 млн р. Помимо этого, принято политическое решение, что 20 % всех государственных закупок будут размещаться среди малого бизнеса (речь идет о 800 млрд р.) [7].

Главным отличием государственного заказа от других инструментов государственного регулирования рыночной экономики является то, что государство, становясь деловым партнером частного бизнеса, контролирует действия экономических агентов на рынках материальных благ и услуг.

Таким образом, государственный заказ, наряду с другими инструментами государственного регулирования рыночной экономики в контексте реализации национальной инновационной политики, является формой партнерства государства и частного бизнеса и позволяет контролировать действия экономических агентов на рынках материальных ресурсов и услуг в различных сферах хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник. 2001. № 15.

2. Золотарева А., Копейкин Б., Кабашад-

зе А. Совершенствование системы закупки товаров,

работ и услуг для государственных нужд. М.: ИЭПП, 2003. 361 с.

3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. // Российская газета. 1998. 19 авг.

^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи

4. Крымов В. Государственный заказ в системе управления социально-экономическим развитием региона // Федерализм. 2005. № 1.

5. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года: [Руководящий документ от 05.08.2005 г.] / Правительство РФ.

6. Отчет о деятельности комитета Ставропольского края по государственному заказу за 2008 год. URL: http://www.torgi.stavkray.ru

7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

УДК 330.341.1

Карасева Л.А.

Чувствительность трансформируемой экономики

к инновационному развитию

Проблемы инновационного развития экономики России с выдвигают на первый план целый ряд вопросов, ответы на которые лежат в рамках экономической теории. Например, имеет ли принципиальное значение для обсуждения расстановка акцентов: инновационное развитие экономики или развитие экономики на основе инноваций? Столь же важен вопрос и о трактовке понятий «развитие экономики» и «экономическое развитие». Еще Й. Шумпетер обратил внимание на это различение в своей работе «Теория экономического развития». Экономическое развитие по Шумпетеру - это переход экономики от заданного на каждый данный момент времени центра тяготения к другому, т. е. в конечном итоге -инновация. На наш взгляд, это замечание весьма существенно. Как справедливо подчеркивает С. А. Кузьмин, «какие бы субъективные пути развития ни избирались правящими структурами системы в тот или иной период ее развития, рано или поздно система возвращается к тому состоянию, которое наиболее свойственно ей в каждый конкретный момент времени» [1].

Спонтанное саморазвитие системы определяется целым рядом факторов, характеризующих объективное ее состояние: социальных, экономических, технологических, ресурсных и т. п. И какие бы грандиозные стратегические цели при этом ни ставились, связанные с новой экономикой, инновационным типом воспроизводства, должно быть понимание того, что их достижение зависит от условий и состояния среды реализации.

Это не абстрактное теоретизирование. Не случайно О. И. Ананьин приводит слова М. Блауга, который с горечью заметил: «Когда мы давали советы правительствам Восточной Европы о том, как действовать при переходе от командной экономики к рыночной, мы были в профессиональном отношении хуже, чем бесполезными» [2]. Встает вопрос - почему? По крайней мере, два ответа можно дать.

Во-первых, потому, что предлагали механизмы и правовые, хозяйственные нормы, работающие в экономических системах, находящихся в развитых состояниях.

Во-вторых, пытались предложить механизмы, затрагивающие скорее поверхностные экономические отношения. Но прогрессивные преобразования неосуществимы, если не затрагиваются более глубокие отношения системы, предопределяющие ее внутреннюю структуру.

В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о действительной направленности процессов развития экономики России, о сути социально-экономической трансформации в ней и ее чувствительности к осуществлению новаций, определяющих инновационный путь развития экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раскроем понимаемое нами содержание термина «трансформация», избегая дискуссии по данному вопросу: трансформация - это изменения, приводящие к смене одного типа структуры экономической системы на другой. Изменения-новообразования в трансформируемой системе достигают такого уровня, который недостаточен для перелома в пользу становящейся формы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.