Инновации и инвестиции
УДК 330.332
Канышева Р.А., Польшакова Т.Ю., Жевора Ю.И.
Государственная инновационная политика
и регулирование рыночной экономики
В условиях рыночной экономики роль государства состоит в формировании благоприятной среды, включающем в себя разработку необходимых законов и других правовых норм; создание стимулирующего инвестиционного климата; материальную и моральную поддержку высокого уровня инновационной активности; развитие необходимых элементов инфраструктуры; формирование позиции государства, ориентированной на тесное сотрудничество с бизнесом.
Инновационная политика является частью государственной экономической политики. Основные термины и положения ее изложены в Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 годы. В частности, здесь отмечается, что инновационная политика определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство [3].
Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Государственная инновационная политика представляет собой целостный подход, направленный одновременно на создание и практическое использование знаний, при котором важное значение имеет отдача новых технологий, и призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в произ-
водстве являются создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Для осуществления регулирования инновационной сферы государство формирует цели, принципы и приоритеты своей политики. Главная цель инновационной политики - создание и широкое применение инноваций в реальном секторе экономики. Определение целей инновационной политики базируется на ряде принципов, зависящих от социально-экономической системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется, исходя из следующих принципов:
признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере.
^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ
В развитых странах существует принцип совместного финансирования инновационных проектов государственными, региональными, местными органами управления и предприятиями, особенно проектов, имеющих важное экономическое или социальное значение для страны. Также во многих странах развит принцип равенства доступа предприятий к государственной поддержке, т. е. осуществляется принцип государственно-частного партнерства [5].
Государственная инновационная политика должна быть комплексной и взаимосвязанной. Спонтанные, изолированные меры по стимулированию инноваций малоэффективны. Результативность инновационной политики зависит от отраслевой принадлежности предприятия, его размера, вида осуществляемой деятельности и т. д.
Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, производство строительных материалов).
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки и объему ресурсов, необходимых для модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной инновационной политики в современных условиях относят [1]:
разработку нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот;
комплексную поддержку инновационной деятельности, развитие производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и пе-
реподготовки кадров. Отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к внедрению новшеств как способа конкурентной борьбы;
развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных организаций и оказания им на начальном этапе государственной поддержки;
введение конкурсного отбора инновационных проектов и программ. Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций.
Основные направления государственной инновационной политики реализуются за счет:
формирования законодательных и институциональных условий для развития инновационной сферы, рынка интеллектуальной собственности;
стимулирования инвесторов за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
совершенствования налоговых условий инновационной деятельности, изменения амортизационной политики для увеличения инвестиционных фондов;
создания благоприятных условий для партнерских отношений с зарубежными инвестиционными организациями, обмена новшествами (лицензиями) на рыночных условиях, закупки новейшего оборудования для новых технологий, развития лизинга наукоемкого уникального оборудования;
выделения прямых государственных инвестиций в общенациональные программы и проекты [1].
Таким образом, главным направлением инновационной политики на период с 2008 по 2010 год является развитие инновационной инфраструктуры. В итоге внутренний инновационный спрос будет расти, связи между наукой и производством будут укрепляться. Внимание государства должно быть обращено также на новые формы научно-инновационной деятельности, использующие современные информационные технологии. Оно должно постепенно переключаться с количественных аспектов поддержки на качественные [3].
Среди конкретных мер осуществления государственно-инновационной политики можно выделить следующие:
увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технических направлений, реализуемых в форме государственных программ;
перераспределение бюджетных ресурсов в сторону увеличения доли конкурснораспреде-ляемых средств;
более широкое использование механизмов возвратного и паритетного финансирования при поддержке прикладных работ, имеющих коммерческую значимость;
углубление интеграции науки и образования. Все перечисленные меры в осуществлении государственной инновационной политики позволяют обеспечить постоянный рост экономики регионов и страны в целом.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы научно-технического прогресса, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.
В условиях кризиса ответственность со стороны государства является одним из важнейших факторов стабилизации экономики. Сущность государственного заказа отражается не только в факте заключения договоров и контрактов, но в планировании закупок, формировании и официальном закреплении государственного спроса. В этом смысле термин «государственная закупка» отражает стадию размещения государственного заказа.
Государственные закупки выступают важным экономическим инструментом в системе методов управления экономикой. Эффективность управления государственным заказом за-
ключается в возможности с его помощью одновременно достигать решения многих задач [2]:
приобретать необходимые работы (товары или услуги) для государственных нужд в заданных объемах и с требуемым уровнем качества;
создавать новые рабочие места, обеспечивая социальные гарантии населению;
стимулировать и мультиплицировать совокупный общественный спрос, содействуя экономическому росту;
формировать определенный инвестиционный климат, способствуя проведению структурной и стратегической политики государства;
оказывать влияние на динамику цен в рыночной экономике, тем самым стабилизируя инфляционный процесс.
Государственный заказ становится важным инструментом экономического регулирования рыночной экономики, выполняя ряд функций.
1. Производственно-потребительская (воспроизводственная) функция. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым качеством. Это обеспечивает стабильные экономические связи с участием государства.
2. Функция ценового регулирования. Государственный заказ, влияя на уровень цен при государственных закупках, способен косвенно влиять на уровень цен в экономике региона, что дает возможность дистанционного (индикативного) воздействия государства на процессы ценообразования в экономике.
3. Социальная функция: создание новых рабочих мест и обеспечение социальных гарантий населению.
4. Контрольно-учетная функция. Эта функция государственного заказа тесно связана с необходимостью создания эффективной системы контроля расходования бюджетных средств.
5. Стратегическая функция. Поддержание определенной социально-экономической политики государства. Направление развития является одним из решающих факторов существования экономической системы; государственный заказ задает это направление на краткосрочную перспективу.
6. Инновационно-стимулирующая функция: создание инвестиционного климата и обеспечение роста совокупного спроса. Государственный заказ является действенным инструментом поддержки промышленных предприятий, создания
благоприятного инновационного климата, сохранения и создания рабочих мест, расширения налогооблагаемой базы и т. п.
Стимулирующая роль государственного заказа реализуется через следующие принципы: принцип возвратного финансирования бюджетных средств на основе государственного контракта, принцип целевого назначения финансирования на основе конкурсного отбора проектов, принцип гарантированного финансирования на основе соблюдения условий заключенного государственного контракта, принцип федеральной и региональной приоритетности на основе научно-технической и финансовой экспертизы.
В системе мер государственного регулирования экономики государственный заказ выступает инструментом, относимым либо к экономическим методам, либо к прямым методам воздействия. Различие трактовки зависит от выбираемой классификации методов государственного регулирования экономики.
Как инструмент регулирования рыночной экономики государственный заказ способен оказать влияние на ряд важных экономических показателей: валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, конъюнктуру рынка, мультипликационный (кратный) спрос, уровень занятости населения, темпы роста инвестиций, индекс потребительских цен.
Составляющие государственного заказа как системной категории
Выделяются организационно-управленческий аспект категории «государственный заказ» (реализация государственных контрактов) и социально-экономический аспект (государственные нужды). Составляющие государственного заказа представлены на рисунке.
Для удовлетворения нужд необходимы следующие составляющие: регулятивно-правовая, функционально-экономическая, финансовая.
Смысл разграничения по составляющим состоит в том, чтобы выйти за рамки понятия государственного заказа как совокупности заключенных государственных контрактов. Ключевым моментом является получение социально-экономических эффектов.
Через государственные нужды раскрывается социально-экономическая сущность государственного заказа. По данным отчета о деятельности комитета Ставропольского края по государственному заказу за 2008 год, в результате проведения мероприятий по размещению государственного заказа своевременно удовлетворены потребности региона в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства, благоустройства и ряде других сфер жизнедеятельности [6].
Основной целью закупочной деятельности государственного заказчика являются своевременное и полное обеспечение товарами, услугами с требуемыми показателями цены и качества, обеспечение целевого и экономически эффективного расходования бюджетных средств для государственных нужд.
В сфере размещения государственного заказа в условиях кризиса особо актуальными становятся принципы организации закупочной деятельности с учетом приведенных ниже требований:
1. Планирование закупок в ситуациях, когда это возможно и целесообразно, и оперативное принятие решений об изменении планов или о проведении внеплановых закупок, когда это необходимо.
2. Конкретный выбор поставщиков.
3. Учет при планировании закупок и выборе способов их проведения особенностей закупаемой продукции, а также рынков и ситуаций, в которых проводится закупка.
4. Эффективная организация расширения круга участников размещения заказа, оперативное получение информации о предложениях по закупаемой продукции с использованием современных информационных технологий.
5. Учет всей совокупности существенных ценовых и неценовых факторов, определяющих экономическую эффективность, при принятии решений о выборе предложений потенциальных поставщиков, исполнителей, подрядчиков.
6. Обеспечение открытости закупочной деятельности в степени, достаточной для потенциальных контрагентов, общественности.
7. Широкое и разумное применение государственным заказчиком и уполномоченным государственным органом в сфере размещения заказа современных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе электронных площадок, средств электронного документооборота и автоматизации деятельности [2].
Госзаказ стал занимать большее место в государственных инвестициях, которые проявляются в различных формах - от субсидирования кредитов до участия в государственно-частном
партнерстве. По сути, государственные инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала в различные социально-экономические программы и, следовательно, являются государственным заказом, т. е. государство «вкладывает» средства («заказывает») в наиболее значимые для развития страны мероприятия. Особенно хорошо этот тезис прослеживается в определении и реализации национальных проектов. Таким образом, в рамках экономической политики государства происходит взаимопроникновение государственного заказа и государственных инвестиций (как части и целого). Следовательно, необходимо рассматривать государственный заказ более широко, чем он трактуется в нормативно-правовых актах.
Государственный заказ является одним из важных инструментов по стимулированию среднего и малого бизнеса, который столкнулся с проблемой спроса на свою продукцию. Постановлением Правительства РФ № 237 установлена начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа: если цена лота не превышает 15 млн р., торги проводятся только среди небольших предприятий. Ранее это правило распространялось на лот, не превышающий 3 млн р. Помимо этого, принято политическое решение, что 20 % всех государственных закупок будут размещаться среди малого бизнеса (речь идет о 800 млрд р.) [7].
Главным отличием государственного заказа от других инструментов государственного регулирования рыночной экономики является то, что государство, становясь деловым партнером частного бизнеса, контролирует действия экономических агентов на рынках материальных благ и услуг.
Таким образом, государственный заказ, наряду с другими инструментами государственного регулирования рыночной экономики в контексте реализации национальной инновационной политики, является формой партнерства государства и частного бизнеса и позволяет контролировать действия экономических агентов на рынках материальных ресурсов и услуг в различных сферах хозяйственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник. 2001. № 15.
2. Золотарева А., Копейкин Б., Кабашад-
зе А. Совершенствование системы закупки товаров,
работ и услуг для государственных нужд. М.: ИЭПП, 2003. 361 с.
3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг. // Российская газета. 1998. 19 авг.
^ЖаучнО-Технические^едомости^ПбГПу^'^О^О.ЭКОНОМиЧеСКие^аУКи
4. Крымов В. Государственный заказ в системе управления социально-экономическим развитием региона // Федерализм. 2005. № 1.
5. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года: [Руководящий документ от 05.08.2005 г.] / Правительство РФ.
6. Отчет о деятельности комитета Ставропольского края по государственному заказу за 2008 год. URL: http://www.torgi.stavkray.ru
7. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
УДК 330.341.1
Карасева Л.А.
Чувствительность трансформируемой экономики
к инновационному развитию
Проблемы инновационного развития экономики России с выдвигают на первый план целый ряд вопросов, ответы на которые лежат в рамках экономической теории. Например, имеет ли принципиальное значение для обсуждения расстановка акцентов: инновационное развитие экономики или развитие экономики на основе инноваций? Столь же важен вопрос и о трактовке понятий «развитие экономики» и «экономическое развитие». Еще Й. Шумпетер обратил внимание на это различение в своей работе «Теория экономического развития». Экономическое развитие по Шумпетеру - это переход экономики от заданного на каждый данный момент времени центра тяготения к другому, т. е. в конечном итоге -инновация. На наш взгляд, это замечание весьма существенно. Как справедливо подчеркивает С. А. Кузьмин, «какие бы субъективные пути развития ни избирались правящими структурами системы в тот или иной период ее развития, рано или поздно система возвращается к тому состоянию, которое наиболее свойственно ей в каждый конкретный момент времени» [1].
Спонтанное саморазвитие системы определяется целым рядом факторов, характеризующих объективное ее состояние: социальных, экономических, технологических, ресурсных и т. п. И какие бы грандиозные стратегические цели при этом ни ставились, связанные с новой экономикой, инновационным типом воспроизводства, должно быть понимание того, что их достижение зависит от условий и состояния среды реализации.
Это не абстрактное теоретизирование. Не случайно О. И. Ананьин приводит слова М. Блауга, который с горечью заметил: «Когда мы давали советы правительствам Восточной Европы о том, как действовать при переходе от командной экономики к рыночной, мы были в профессиональном отношении хуже, чем бесполезными» [2]. Встает вопрос - почему? По крайней мере, два ответа можно дать.
Во-первых, потому, что предлагали механизмы и правовые, хозяйственные нормы, работающие в экономических системах, находящихся в развитых состояниях.
Во-вторых, пытались предложить механизмы, затрагивающие скорее поверхностные экономические отношения. Но прогрессивные преобразования неосуществимы, если не затрагиваются более глубокие отношения системы, предопределяющие ее внутреннюю структуру.
В связи с этим становится весьма актуальным вопрос о действительной направленности процессов развития экономики России, о сути социально-экономической трансформации в ней и ее чувствительности к осуществлению новаций, определяющих инновационный путь развития экономики.
Раскроем понимаемое нами содержание термина «трансформация», избегая дискуссии по данному вопросу: трансформация - это изменения, приводящие к смене одного типа структуры экономической системы на другой. Изменения-новообразования в трансформируемой системе достигают такого уровня, который недостаточен для перелома в пользу становящейся формы,