дарственных целевых программ и капитальных вложений Федеральная адресная инвестиционная программа России URL: http:// faip.vpk.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1. Загл. с экрана.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7.05.2009 г. № 604-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Поступила в редакцию 5.12.2009 г.
Mukin S.V. Estimation of the effectiveness of federal address investment program realization.
Results of federal address investment program realization in 2009 year are considered in the article. It is noted, that among the problems of realization of federal address investment program is a problem of budget financing and finance management.
Key words: region; federal address investment program.
УДК 35+330.13
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ:
СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
© С.А. Черемухин
В статье рассматриваются государственные закупки, содержание и роль в развитии экономики, этапы государственного заказа, проблемы, которые имеет система государственных закупок на всех уровнях.
Ключевые слова: государственные закупки; этапы государственных заказов; способы размещения государственного заказа.
В настоящее время Россия нуждается в значительных инвестициях в развитие институциональной базы, создание инновационных технологий, инфраструктуру, человеческий капитал, в концентрации материальных, финансовых, научно-технических ресурсов для проведения многосторонней модернизации и реконструкции производственной базы, создания социально-экономической системы, способной успешно развиваться в мировой экономике. Система государственных закупок может стать эффективным инструментом концентрации материальных, трудовых ресурсов и научного, промышленного потенциала страны для осуществления научно-технических, инновационных, социальноэкономических программ [1].
За последнее столетие функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах. Если говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются масштабы государственной собственности и доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте страны. Государственные расходы составляют сейчас почти половину ВВП в промышленно развитых странах и примерно одну четверть в развивающихся странах.
Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Государственные закупки подразумевают выполнение государством разнообразных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям.
Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. В условиях смешанной экономики государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Положительная динамика доходов федерального бюджета позволяет увеличить его расходную часть. Но одновременно рост выделяемых финансовых ресурсов актуализирует проблему повышения эффективности их распределения и использования. Усиление контроля за эффективностью расходования
бюджетных средств, а также модернизация государственной политики в сфере формирования и размещения заказов, повышение их бюджетной организационной и управленческой эффективности позволит решить данную проблему.
Важнейшей задачей формирования рыночного механизма обеспечения государственно заказа является переход от политики максимизации результата к концепции максимизации эффективности закупок в целом.
Государственные закупки осуществляются на основе государственного заказа, формируемого, в свою очередь, на основе государственных нужд.
Под государственными нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Федерации внебюджетных источников финансирования, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации (в т. ч. для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств, в т. ч. для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Под государственным заказом понимается обоснованная и оформленная потребность в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, соответственно, под размещением государственного заказа понимаются действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [2].
Конечным этапом процесса реализации государственного заказа является государственная закупка, т. е. приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд.
Государственный заказ размещается в основном среди частных предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Также к участию в системе государственного заказа могут быть привлечены иностранные поставщики, в том случае если производство необходимых товаров для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно.
Государственный заказ как элемент экономической деятельности государства выполняет ряд важнейших функций, основными из которых являются:
- воспроизводственная функция, заключающаяся в удовлетворении государственных нужд в товарах, работах, услугах для обеспечения стабильных воспроизводственных экономических связей с участием государства и для реализации присущих государству функций;
- функция ценового регулирования; посредством государственных заказов оказывается косвенное влияние на динамику цен по определенным видам товаров, работ и услуг;
- стимулирующая функция; расширение государственных закупок служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей, регулирования отраслевой и региональной структуры экономики;
- социальная функция: направлена на содействие реализации социально-экономической политики государства, в т. ч. на вовлечение социально уязвимых групп населения в трудовой процесс;
- инновационная функция, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
Для повышения достоверности планирования формирование государственного заказа должно осуществляться в два этапа.
Предварительный этап. Длится до утверждения бюджета субъекта Российской Федерации представительным органом власти и завершается формированием Сводного проекта перечня государственных нужд и его утверждением в виде государственного (муниципального) заказа.
Заключительный этап. Начинается с момента утверждения государственного (муниципального) заказа в форме Сводного перечня государственных (муниципальных) нужд и завершается одновременно с формированием бюджетной росписи.
Государственный заказ включает в себя мероприятия по планированию, размещению, учету, контролю, анализу заключаемых контрактов и прямых закупок по счетам (рис. 1).
Рис. 1. Этапы государственного заказа
Планирование предполагает составление перечня товаров, работ и услуг отдельно взятого государственного учреждения или в целом главного распорядителя бюджетных средств, оформленного в виде сводного перечня нужд.
Размещение представляет собой организацию конкурсных процедур (открытых, скрытых торгов, метода запроса котировок, единственный источник), направленную на своевременное и эффективное заключение контрактов (договоров) на закупку товаров, работ и услуг в рамках выделенного государ-
ственным учреждениям лимита финансирования.
Учет - ведение, в первую очередь, ведомственного реестра контрактов (договоров) главными распорядителями бюджетных средств в целях сбора информации о поставщиках и заказчиках, осуществляющих освоение бюджетных средств в намеченные сроки.
Контроль включает в себя ряд мероприятий, направленных на осуществление приемки выполненных работ на основании ранее заключенных договоров, включенных в реестр с последующей оплатой.
В задачи анализа входит обработка информации на основании статистической отчетности о количестве и объемах заключенных договоров по результатам проведенных конкурсных процедур, где, в свою очередь, отражена экономия бюджетных средств [3].
В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется [4]:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т. ч. аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов путем запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или на товарных биржах.
Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком в случае, если:
- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- осуществляется оказание услуг водоотведения, водо-, тепло- и газоснабжения, канализации;
- заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- осуществляются поставки культурных ценностей, в т. ч. музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение и предназначенные для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
- выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
- возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
- возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;
- производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
Таблица 1
Способы размещения государственного заказа
Виды торгов Способы Процедуры размещения государственного заказа
Путем проведения торгов Конкурс Торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта
Аукцион Торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта
Без проведения торгов Запрос котировок Способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб.
Размещение заказа у единственного поставщика Способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контрактов только одному поставщику
Размещение заказов на товарных биржах Способ размещения заказа на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн руб.
- размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка [5].
Выбор данных способов закупки в России объясняется неразвитостью конкуренции на отдельных рынках товаров, нацеленностью национального законодательства, регламентирующего размещение государственного заказа, прежде всего на сокращение коррупции, а не на оптимизацию системы государственных функций с целью максимального удовлетворения потребностей населения.
Процедуры размещения государственного заказа (процедуры закупок) служат для определения поставщика и заключения договора на поставку. Основная цель закупочных процедур - обеспечение наиболее качественного, своевременного и эффективного выполнения государственных заказов на поставку необходимых товаров, работ и услуг для нужд бюджетов различных уровней.
Система государственных закупок на всех уровнях (федеральный, региональный и муниципальный) имеет следующие общие проблемы [3]:
- нечеткость и несогласованность отдельных нормативных правовых актов трактовки отдельных норм и правил распределения бюджетных средств, предусмотренных законодательством;
- несовершенство системы прогнозирования и планирования на этапе подготовки бюджета, приводящее к увеличению сроков проведения конкурсов, перерасходу бюджетных средств;
- отсутствие полноценной методической базы проведения закупок, в т. ч. регистрации государственных и муниципальных контрактов;
- сложности информационного обеспечения размещения заказов;
- отсутствие эффективного контроля за выполнением установленных норм и правил размещения заказов;
- недостаточное материально-техническое обеспечение деятельности государственных и муниципальных заказчиков, органов контроля.
Указанные проблемы создают трудности не только для функционирования самих органов государственной власти и местного самоуправления, но и для развития хозяйст-
венных отношений с частным бизнесом. Субъекты рынка государственных закупок, имея возможности четко ориентироваться в законодательстве, теряют интерес к участию в конкурсах на размещение государственных и муниципальных заказов, что снижает уровень конкуренции и ведет к неэффективности закупок.
Формирование единого экономического пространства государственных закупок, необходимость организации действенного и эффективного контроля предполагает выстраивание более централизованной организационной структуры в сфере государственных закупок.
В первую очередь речь идет о необходимости создания специализированной организационной структуры на федеральном уровне, предметом деятельности которой должны стать реализация государственной политики в сфере государственных закупок, комплексное управление системой государственных заказов.
В свою очередь, это потребует подготовки и формирования профессионального кадрового состава для системы государственных и муниципальных закупок, поскольку, как показывает практика, нарушения в размещении заказов и заключении контрактов в определенной степени происходят из-за неграмотности управленческого персонала. Следует также отметить, что низкая правовая грамотность и правовая культура специалистов, незнание особенностей применения закона являются одной из острейших проблем на современном этапе.
Таким образом, на современном этапе развития системы государственных закупок приоритетным направлением является разработка экономической политики, направленной на достижение экономической эффективности системы. В основе этой политики должен лежать переход к стратегическому планированию и управлению, использованию современных методов маркетинга на всех этапах формирования и размещения государственных заказов, заключения и выполнения контрактов.
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2004. С. 687.
2. Бондарев Г.И. 94-ФЗ - руководство к действию // Госзаказ. 2006. № 3. С. 110-111.
3. Ковалева Е.А. Механизм государственных закупок в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 1.
4. Горбунов В.А. Практика применения № 94-ФЗ // Госзаказ. 2006. № 5. С. 99-101.
5. Киселева Н.А. Использование государственного заказа в развитии национальной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2004. № 4.
Поступила в редакцию 11.11.2009 г.
Cheremuhin S.A. State purchases: subject and role in economy development.
In the article the state purchases, subject and role in economy development, stages of the state order, problem which the system of the state purchases has at the all levels are considered.
Key words: the state purchases; stages of the state orders; ways of placing of the state order.
УДК 33+338.85
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
© Я.Ю. Радюкова, И.Н. Якунина
В статье представлен анализ основных подходов к регулированию деятельности естественных монополий с учетом особенностей развития национального хозяйства России; обоснована направленность его осуществления на реализацию национально-государственных интересов страны.
Ключевые слова: национально-государственные интересы; государственное регулирование; естественная монополия.
Монополизм в России имеет свою уникальную природу и истоки. Одной из причин, определивших своеобразие монополизма в российской экономике, является «генетическая» склонность экономики России к крупным размерам производства.
Высокий уровень монополизации производства в экономике Российской Федерации формировался на протяжении многих лет и происходил не только в советском государстве, но и в дореволюционной России. Уже к началу ХХ в. в условиях бурного развития российского капитализма число рабочих, количество предприятий, их технический уровень, энерговооруженность в некоторых отраслях достигли значительной величины. Процветали картели и синдикаты. После революции 1917 г. и провозглашения всеобщей коллективной собственности на средства производства идея о возможности использования высокомонополизированной структуры экономики для организации централизованного натурального планирования всего народного хозяйства попала в благодатную почву.
В рыночной системе монополии формируются в результате действия одного из следующих факторов: концентрации и центра-
лизации промышленного и финансового капитала, контроле над производством дифференцированного продукта, частной собственности на ресурсы, внедрении инноваций, защищенных законом, победе в конкурентной борьбе и т. д., а монополизм в советской экономике сложился как результат действия иных факторов. Получив толчок к развитию в капиталистической экономике царской России, советский монополизм продолжал формироваться в нерыночной среде. Система, построенная по строго иерархическому принципу, была универсальной и очень удобной для управления из единого центра.
Командно-распределительная система
оказалась благоприятной для формирования монополизма в деятельности различных хозяйствующих субъектов. Тотальное огосударствление экономики; повсеместная государственная собственность; административное ограничение рынка; использование нерыночных принципов управления; жесткое централизованное планирование; иерархические управленческие структуры, построенные на принципах административного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим, - вот основные причины, сформиро-