Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ КОНИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ГРАНИЦЫ / ВНУТРЕННИЕ ГРАНИЦЫ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКИ СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гурьянов Александр Александрович

В статье в соответствии с принципами классической диалектики раскрываются некоторые исторические, теоретико-методологические, международно-правовые и технологические аспекты категории «государственная граница». Уточняется определение понятия исследуемой дефиниции. Выделяются региональные закономерности, обуславливающие дифференциацию видов границ современных политических сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE BORDER: HISTORICAL, THEORETICAL AND METHODOLOGICAL, INTERNATIONAL LEGAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE DEFINITION OF THE CONCEPT

In the article, in accordance with the principles of classical dialectics, some historical, theoretical and methodological, international legal and technological aspects of the category «state border» are revealed. The definition of the concept under study is clarified. Regional patterns that determine the border types differentiation of modern political communities are highlighted.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_25 УДК 342

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА: ИСТОРИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ STATE BORDER: HISTORICAL, THEORETICAL AND METHODOLOGICAL, INTERNATIONAL LEGAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE DEFINITION OF THE CONCEPT ГУРЬЯНОВ Александр Александрович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Международного юридического института; эксперт Объединенной комиссии

при Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. 127427, Россия, г. Москва, ул. Кашенкин луг, 4. Е-mail: аудиз^п354@таМ.ги;

GURYANOV Alexander Alexandrovich,

PhD in Law, associate Professor of the department of theory and history of state and law of International law institute,

expert of Joint commission at the Interparliamentary Assembly of member nations of the Commonwealth

of Independent States for the harmonization of national laws related to security, countering emerging threats and challenges.

4 Kashenkin Meadow str., Moscow, 127427, Russia.

E-mail: аvgustin354@mail.ru

Краткая аннотация: в статье в соответствии с принципами классической диалектики раскрываются некоторые исторические, теоретико-методологические, международно-правовые и технологические аспекты категории «государственная граница». Уточняется определение понятия исследуемой дефиниции. Выделяются региональные закономерности, обуславливающие дифференциацию видов границ современных политических сообществ.

Abstract: in the article, in accordance with the principles of classical dialectics, some historical, theoretical and methodological, international legal and technological aspects of the category «state border» are revealed. The definition of the concept under study is clarified. Regional patterns that determine the border types differentiation of modern political communities are highlighted.

Ключевые слова: государственная граница, технологические аспекты, вертикальная коническая поверхность, внешние границы, внутренние границы, регионализация, государства - участники СНГ.

Keywords: state border, technological aspects, vertical conical surface, external borders, internal borders, regionalization, member nations of the Commonwealth of Independent States.

Для цитирования: Гурьянов А.А. Государственная граница: исторические, теоретико-методологические, международно-правовые и технологические аспекты совершенствования определения понятия // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 25-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_25.

For citation: Guryanov A.A. State border: historical, theoretical and methodological, international legal and technological aspects of development of the definition of the concept // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 25-29. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_25.

Статья поступила в редакцию: 12.04.2022

Вопрос о первопричинах границ1 бытия является одной из вечных загадок научного поиска ученых многих специальностей. Так, например, в философии граница - это начало или конец всякого определенного бытия, предел, отделяющий нечто от иного, место прямого соприкосновения, единения и взаимопроникновения смежно сосуществующих предметов или явлений. В юриспруденции - это разделение государственных территорий, собственности и других объектов международными и внутригосударственными нормативными правовыми актами. В геополитике - это граница-линия на море и граница-полоса на суше.

Научно-технический прогресс - развитие и увеличение количества летательных аппаратов государственной принадлежности все больших стран как в воздушном так и в космическом пространстве, четырехкратный рост количества государств в условиях общепланетарной глобализации в последние столетия [26, с. 8] привели ученых и юристов к выводам о необходимости совершенствования определения понятия «государственная граница»2.

Логический процесс познания сущности границы шел через абстрактно-воображаемое представление о ней и формирование развернутого понятия, отражающего основные признаки этого явления на государственном уровне. Так, к примеру, в соответствии с определением, данным в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, границами смежных государств являются «пределы территориального верховенства», а сама граница определяется как «черта, разделяющая два смежных владения» [15, с. 559-560]. В документах пограничной охраны ОГПУ первой четверти двадцатого века, Государственная граница СССР представляется как «линия, определяющая пределы территории Союза ССР» [16, с. 61-63]. Подобные определения встречаются и в других источниках. Все они неполно отражали сущность границы, так как указывали лишь на пределы территорий и владений в их плоскостном видении, на местности. Однако в тех условиях, когда воздушное пространство только осваивалось, такое определение в основном удовлетворяло заинтересованные стороны.

1 Результаты этимологического анализа термина «граница» показывают, что он является общеславянским и образовался от слова «грань» с первоначальным значением «выступающее или остро оканчивающееся». «Грань» - слово, употребляемое славянами в XI-XII вв., проживающих в марке Лужица. «Marke» - от средневерхненемецкого граница, пограничная область. «Gran» - слово, обозначающее ребро или край и употребляемое на границе с Франкским государством [27, с. 158]. В последствии термин «граница» закрепился и в однородном праславянском русском языке. - Примеч. авт.

2 Напр., А.А. Першин, А.Д. Шерстнев и В.В. Ярлыченко неоднократно отмечали, что «существующие сегодня определения понятия "государственная граница" раскрывают это явление узко, далеко не полно и не совсем адекватно отображаемому явлению» [25, с. 6].

Со временем, по мере усложнения пространственных аспектов разграничения территорий, владений, такое определение перестало удовлетворять сопредельные государства. Поэтому в Философской энциклопедии, изданной в 1960 г., понятие «граница» обогащается некоторыми новыми признаками, в частности, отмечается, что она не только отделяет один предмет от другого, не только является показателем их конечности, но бывает и пространственной, является их связующим моментом, имеет качественные аспекты [28, с. 402]. Однако и эти добавленные критерии, расширяя сущностные элементы содержания границы, обладают излишней абстрактностью, не выражают ее конкретные, более воспринимаемые человеческим воображением явления. Этот недостаток устраняется в Положении об охране Государственной границы Союза ССР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета, где записано: «Государственная граница СССР есть линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории Советского государства. Вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, является границей воздушного пространства и недр СССР» [14]. Данное определение было стилистически усовершенствовано в Законе СССР «О Государственной границе СССР» 1982 г., где в статье 1 записано: «Государственная граница СССР есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории СССР - суши, вод, недр, воздушного пространства» [22, с. 15].

Но и это достаточно полное определение уточняется в статье 1 закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В частности, в указанном нормативном правовом акте вводится такой признак, как «пространственный предел действия государственного суверенитета». «Государственная граница Российской Федерации - говорится в Законе, - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации» [6].

Исходя из того, что государственная граница является объектом общественных отношений как Российской Федерации, так и ее сопредельных государств, для всестороннего совершенствования отечественного определения исследуемого понятия необходим сравнительно-правовой анализ узаконенных категорий государственных границ в правовых порядках близлежащих к России стран.

Так, в законах Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины категория «государственная граница» интерпретируется с категориями «линия» и проходящая по этой линии «вертикальная поверхность». В свою очередь в законах Республики Казахстан и Туркменистана закреплена категория «вертикальная плоскость». А в законе о границе Республики Молдова исследуемая категория представлена лишь линией [13].

Необходимо отметить, что за последние десятилетия в странах постсоветского пространства идут процессы по гармонизации и унификации международного и национального законодательства путем его моделирования Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ (далее - МПА СНГ).

С помощью деятельности МПА СНГ определение понятия «государственная граница» также подвергалось законодательному уточнению. Так, в ст. 1 редакции модельного закона «О государственной границе» закреплено следующее: «государственная граница - условная замкнутая поверхность или их совокупность, определяющая (ие) пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства). Линия государственной границы государства - линия пересечения государственной границы с поверхностью Земли» [12].

Как видно, узаконенные определения понятий государственной границы, в технологическом смысле1, представляются в нескольких разновидностях геометрического и географического описания государственной границы, а именно в виде «линии», «линии и проходящей по этой линии вертикальной поверхности», «линии пересечения государственной границы с поверхностью Земли» и «вертикальной плоскости».

Обратимся к этимологии используемых категорий. Так, согласно толковым словарям русского языка, под термином «линия» понимается черта на плоскости, на какой-нибудь поверхности или в пространстве. Прямой линией является кратчайшее расстояние между двумя точками» [21, с. 480]. В свою очередь категория «поверхность» описывается как граница, отделяющая геометрическое тело от внешнего пространства или другого тела, наружная сторона чего-либо [21, с. 484]. А «плоскость - это ровная поверхность, имеющая только два измерения» [21, с. 351].

Пограничные линии представляют собой геометрические, географические и орографические дефиниции. Так, орографической государственной границей является линия, проведенная по естественным рубежам с учетом рельефа местности, глубинному образованию, по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическую государственную границу представляет прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета ее рельефа (минуя, как правило, населенные пункты). И географическая государственная граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или оной параллелью или меридианом [23, с. 34].

Относительно словосочетания «проходящая по этой линии вертикальная поверхность (плоскость)» необходимо представить, что планета Земля является шаром, и абстрактно проводя боковой срез воздушного пространства, суши, вод, недр, можно увидеть, что фактически, вертикальная поверхность линии государственной границы напоминает воронку, проходящую сквозь прямые, ломаные или волнообразные контуры поверхности государственной территории. Внутри воронки находится опрокинутый конус государственной территории с острием у центра Земли. В геометрии такая фигура называется «вертикальная коническая поверхность» [18, с. 1033].

Становится очевидно, что учитывая сложный географический и геометрический состав среза государственной территории, категорию «государственная граница» правильно интерпретировать в законе как «линию и проходящую по этой линии вертикальную коническую поверхность».

Как представляется, введение в определение понятия «государственная граница» категории «вертикальная коническая поверхность»

1 Технологический аспект границы заключается в совершенствовании научного, искусного обоснования географических, геометрических и этимологических особенностей категории «государственная граница». - Примеч. авт.

позволит «предусмотреть негативные последствия», в области недропользования или использования воздушного пространства. Так, в соответствии с обычными нормами международного права, «воздушный столб», находящийся внутри вертикальной конической поверхности, поднимается над планетой Земля на расстояние 100-110 км (см. приложение).

Стоит вспомнить, что критерии установления высотно-воздушного предела активно обсуждались в Комитете Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях в 70-80-х гг. XX в. Представители некоторых стран предлагали установить верхний предел государственного суверенитета в воздушном пространстве на уровне 60-150 км от поверхности земли [17, с. 387]. Представители СССР в этих органах, учитывая, что с высоты 100-110 км над уровнем океана начинается космическое пространство, высказали мнение, что воздушная граница должна проходить на высоте, не превышающей упомянутую, и подлежит согласованию между государствами и последующему договорному закреплению [22, с. 45].

Суша представляет собой часть земного шара, которая включает в себя материковую часть (острова и анклавы) [1], [8], [10], [29, с. 267]. Водное пространство включает внутренние морские воды [7], воды внутри сухопутной территории (воды рек, ручьев, озер, водохранилища и иные водоемы, в том числе пограничные воды в пределах границ территории государства) [11] и территориальное море [1, ст. 3], [19, с. 73]. Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных геологическому изучению и освоению [9].

Исходя из описанных исторических, теоретико-методологических, международно-правовых и технологических закономерностей, а также назревшей необходимости уточнения определения понятия «государственная граница», выделим следующую дефиницию: «государственная граница - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная коническая поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета. Линией государственной границы является естественная орографическая линия или условная геометрическая прямая, проходящая по географическим координатам или от одного пограничного знака к другому» [24].

После уточнения закрепленного в большинстве национальных законов о государственных границах государств - участников СНГ определения понятия «государственная граница» необходимо отметить отдельные факторы, изменяющие законодательство в области пограничной безопасности, обусловленные процессами мировой регионализации.

Так, в 1990 г., интерпретируемая в отдельных источниках как международная организация, появляется Конвенция «О применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза БЕНИЛЮКС, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенская конвенция)», нацеленная на упрощение паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского Союза. В указанной Конвенции, соответственно с 1990 г. стали выделятся новые определения понятий «внешние границы» и «внутренние границы». Так, ст. 1 Шенгенской конвенции гласит: «...Внутренние границы -общие сухопутные границы Договаривающихся Сторон, а равно их аэропорты, предназначенные для внутренних воздушных рейсов, и их морские порты, предназначенные для регулярного сообщения морскими судами, которые прибывают из других портов на территориях Договаривающихся Сторон или направляются туда без захода в порты, расположенные за пределами этих территорий;

Внешние границы - сухопутные и морские границы, а равно аэропорты и морские порты Договаривающихся Сторон, которые не могут быть отнесены к внутренним границам.» [2]. В этот же период времени процесс регионализации стал естественно охватывать и постсоветское пространство. В этом регионе в 1991 г. возникает Содружество Независимых Государств, как региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

Кроме того, на территории государств-участников СНГ образуется Евразийский союз, как международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

В международно-правовых документах перечисленных международных организаций также появились законодательно закрепленные категории «внешние границы государств». Согласно пункту 1.2. Соглашения Совета глав государств СНГ «О Положении о Совете командующих Пограничными войсками от 24 сентября 1993 г.»: «.Внешние границы - участки государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество..» [3]. В статье 1 Соглашения о взаимодействии Пограничных войск государств -участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах прописано следующее: «... «внешние границы» - участки государственных границ государств - участников Содружества с государствами, не входящими в Содружество.» [4]. Статья 1 Соглашения об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств также закрепляет: «.внешние границы - участки государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество.» [5]. Вместе с тем, результаты анализа международных правовых документов перечисленных субъектов международного права показывают, что Содружество Независимых Государств не постулирует себя как наднациональный или надгосударственный орган, а является международной организацией. В свою очередь Европейский Союз как относительно новая форма организации человеческого сообщества претендует как раз на наднациональность. Однако, государства - члены ЕС имеют различный статус и периодически возникают ситуации с выходом отдельных государств из Союза. Соответственно, как и Европейский Союз, так и Содружество Независимых Государств при определении внешних и внутренних границ не ставят проблему суверенизации, оговариваясь только отдельными пределами действия права.

Подводя итог историческим, теоретико-методологическим, международно-правовым и технологическим аспектам совершенствования определения понятия «государственная граница» отметим следующее:

1. Выделенные в исследовании закономерности гносеологического и правового толка привели к необходимости уточнения определения понятия «государственная граница» в следующей редакции: государственная граница - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная коническая поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), то есть пространственный предел действия государственного суверенитета. Линией государственной границы является естественная орографическая линия или условная геометрическая прямая, проходящая по географическим координатам или от одного пограничного знака к другому.

2. Развитие международно-правовых отношений, возникновение международных организаций и политических сообществ с наднациональными характеристиками в XX в. привели к выделению их внешних и внутренних границ как отдельных законодательных категорий.

3. В силу догматичных геометрических характеристик планеты Земля, границы как национальных государств, международных организаций, так и политических союзов имеют форму вертикальной конической поверхности и в таком виде определяют юрисдикцию указанных субъектов международного права.

Приложение - Изображение вертикальной конической поверхности государственной территории

Библиогра фия:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: принята 10 дек. 1982 г. в Монтего-Бей: ратифиц. Федер. законом от 26 фев. 1997 г. № 30-ФЗ с заявлением // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 48, ст. 5493.

2. Конвенция «О применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза БЕНИЛЮКС, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах» // [Эл. ресурс]. Текст документа официально опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 21.02.2022 г.).

3. Соглашение Совета глав государств СНГ «О Положении о Совете командующих Пограничными войсками от 24 сентября 1993 г.» // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 8. - С. 13.

4. Соглашение о взаимодействии Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах // Рос. газ. (ведомственное приложение) № 117, С. 10 - 1996. - 22 июн.

5. Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. - 1996. - № 11.

6. О Государственной границе Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Вед. съезда народн. депутатов РСФСР и Верх. Совета РСФСР. - 1993. - № 17, ст. 594.

7. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации : Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3833.

8. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 49, ст. 4694.

9. О недрах: закон Рос. Федерации от 21 фев. 1992 г. № 2395-I // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 10, ст. 823.

10. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 51, ст. 6273.

11. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 47, ст. 4471.

12. Модельный закон «О государственной границе» // Постановление МПА СНГ от 28 октября 2010 г. № 35-9 // Информационный бюллетень. МПА СНГ,

2011. № 49.

13. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ» // [Электронный ресурс]. URL: http://spinform.ru/ (дата обращения: 03.03.2022 г.).

14. Об утверждении Положения об охране Государственной границы Союза ССР: указ Президиума Верх. Совета СССР от 5 августа 1960 г. // Вед. съезда народн. депутатов СССР и Верх. Совета СССР. - 1960. - № 34, ст. 747.

15. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. - СПб. 1893. - Т. 18. - С. 559-560.

16. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР: монография. - М.: Межд. отношения, 1985. - С. 61-63.

17. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России : учебное пособие. - М.: БЕК, 2001. - С. 6; Международное публичное право : учебник / под ред. К.А. Бекяшева. - М., 2003. - С. 387.

18. Математическая энциклопедия: гл. ред. И.М. Виноградов, т. 2 - М.: «Советская энциклопедия», 1979. - 1104 с.

19. Международное право: под ред. Ю.М. Колосова, Е.Ш. Кузнецова. - М.: Международные отношения, 1998. - С. 73.

20. Международное публичное право: под ред. К.А. Бекяшева. - М., 2003. - С. 284.

21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Н.Ю.: РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Азбуковник, 1999. - С. 480.

22. Политико-правовой комментарий к Закону Союза Советских Социалистических Республик «О Государственной границе СССР» / под ред. Н.М. Атасяна, Н.И. Афанасьева, Г.П. Ашина. - М.: Воениздат, 1986. - С.15.

23. Сборник основных понятий, терминов и определений, используемых пограничными ведомствами государств - участников СНГ в международной практике. - М.: Граница, 2012. - 223 с.

24. Статус государственных границ и правовое положение внешних границ государств - участников СНГ: исторические, методологические и правовые основы: монография / А.А. Гурьянов - М.: «Граница», 2021. - 376 с.

25. Теория государственных границ / Монография /под общ. ред. К.В. Тоцкого. - М.: Граница, 2001. - 223 с.

26. Тихомиров Ю.А. Государство: монография - М.: Норма, ИНФРА-М, 2013. - 320 с.

27. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М.: Астрель-АСТ, 2004. - 588 с.

28. Философская энциклопедия. М.: Мир, 1960. - Т.1. - С. 402.

29. Хайд Ч.Ч. Международное право, его понимание и применение США. пер. с англ. - М.: Изд-во Ин. лит., 1951. - Т. 2. - С. 267.

References:

1. United Nations Convention on the Law of the Sea: adopted on 10 Dec. 1982 in Montego Bay: ratification. Feder. by the law of February 26, 1997 No. 30-FZ with a statement // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 1997. - No. 48, article 5493.

2. Convention "On the Application of the Schengen Agreement of June 14, 1985 between the Governments of the BENELUX Economic Union, the Federal Republic of Germany and the French Republic on the gradual abolition of checks at common borders" // [Electronic resource]. The text of the document has not been officially published. Access from the Garant legal reference system. (date of appeal: 02/21/2022).

3. Agreement of the Council of CIS Heads of State "On the Regulations on the Council of Border Troops Commanders of September 24, 1993" // Bulletin of International Treaties. - 1994. - No. 8. - P. 13.

4. Agreement on the interaction of the Border Troops of the member States of the Commonwealth of Independent States in the event of crisis situations on the external borders // Russian Gas. (Departmental Appendix) No. 117, p. 10 - 1996. - June 22.

5. Agreement on the exchange of information on the protection of the external borders of the member States of the Commonwealth of Independent States // Bulletin of International Treaties. - 1996. - No. 11.

6. On the State Border of the Russian Federation: the Law of the Russian Federation. Federation of April 1, 1993 No. 4730-1 // Ved. Congress of the People. deputies of the RSFSR and the Upper. Council of the RSFSR. - 1993. - No. 17, Article 594.7.

On internal sea waters, territorial sea and Adjacent zone of the Russian Federation : Feder. the law grew. Federation of July 31, 1998 No. 155-FZ // Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. - 1998. - No. 31, Article 3833.

8. On the continental shelf of the Russian Federation: Feder. the law grew. Of the Russian Federation dated November 30, 1995 No. 187-FZ // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 1995. - No. 49, article 4694.

9. About the subsoil: the law grew. Federation of February 21, 1992 No. 2395-I // Collection of Legislation of the Russian Federation. Federation. - 1995. - No. 10, Article 823.10.

On the Exclusive Economic Zone of the Russian Federation: Feder. the law grew. Of the Russian Federation dated December 17, 1998 No. 191 -FZ // Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation. - 1998. - No. 51, Article 6273.

11. Water Code of the Russian Federation No. 74-FZ of June 3, 2006 // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federation. - 1995. - No. 47, article 4471.

12. Model Law "On the State border" // Resolution of the IPA CIS of October 28, 2010 No. 35-9 // Newsletter. IPA CIS, 2011. No. 49.

13. Information and legal system "Legislation of the CIS countries" // [Electronic resource]. URL: http://spinform.ru / (date of issue: 03.03.2022).

14. On the approval of the Regulations on the protection of the State Border of the USSR: decree of the Presidium of the Supreme Council. Of the USSR Council of August 5, 1960 // Ved. Congress of the People. deputies of the USSR and the Upper. Soviet of the USSR. - 1960. - No. 34, article 747.

15. Brockhaus F.A., Efron I.A. Encyclopedic dictionary. - St. Petersburg. 1893. - Vol. 18. - pp. 559-560.

16. Klimenko B.M., Pork A.A. Territory and border of the USSR: monograph. - M.: Interd. relations, 1985. - pp. 61-63.

17. Lukashuk I.I. Norms of international law in the legal system of Russia : textbook. - M.: BEK, 2001. - p. 6; International public law : textbook / edited by K.A. Bekyashev. - M., 2003. - p. 387.

18. Mathematical Encyclopedia: Editor-in-chief I.M. Vinogradov, vol. 2 - M.: "Soviet Encyclopedia", 1979. - 1104 p.

19. International law: edited by Y.M. Kolosov, E.S. Kuznetsov. - M.: International Relations, 1998. - p. 73.

20. International public law: edited by K.A. Bekyashev. - M., 2003. - p. 284.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova N.Yu.: RAS. V.V. Vinogradov Institute of the Russian Language. - 2nd Ed., reprint. and additional - M. : Azbukovnik, 1999. - p. 480.

22. Political and legal commentary on the Law of the Union of Soviet Socialist Republics "On the State Border of the USSR" / edited by N.M. Atasyan, N.I. Afanasyev, G.P. Ashin. - M.: Voenizdat, 1986. - p.15.

23. Collection of basic concepts, terms and definitions used by border guards agencies of the CIS member states in international practice. - M.: Border, 2012. - 223 p.

24. The status of state borders and the legal status of the external borders of the CIS member states: historical, methodological and legal foundations: monograph / A.A. Guryanov - M.: "Border", 2021. - 376 p.

25. Theory of state borders / Monograph / under the general editorship of K.V. Totsky. - M.: Border, 2001. - 223 p.

26. Tikhomirov Yu.A. The state: monograph - M.: Norm, INFRA-M, 2013. - 320 p.

27. Fasmer M. Etymological dictionary of the Russian language. Vol. 1. M.: Astrel-AST, 2004. - 588 p.

28. Philosophical Encyclopedia. Moscow: Mir, 1960. - Vol. 1. - p. 402.

29. Hyde Ch.Ch. International law, its understanding and application USA. trans. from English. Moscow: Publishing House In. lit., 1951. - Vol. 2. - p. 267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.