Научная статья на тему 'Проблемы криминализации противоправного изменения Государственной границы рф (ст. 323 УК рф)'

Проблемы криминализации противоправного изменения Государственной границы рф (ст. 323 УК рф) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зыков Даниил Алексеевич, Семенов Сергей Александрович

В статье авторы на основе анализа действующей редакции статьи 323 УК РФ приходят к выводу, что не было оснований для признания самостоятельным преступлением противоправного изменения Государственной границы РФ. Криминализация указанного деяния лишена какого-либо смысла, поскольку, Государственная граница РФ закрепляется не пограничными знаками, а закреплена в международных двусторонних договорах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминализации противоправного изменения Государственной границы рф (ст. 323 УК рф)»

УДК 340

Зыков Даниил Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний daniilzykov@mail.ru

Семенов Сергей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний kurlak09@rambler.ru

Daniil A. Zykov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor,

Head of the Department Public Disciplines, Vladimir Legal Institute Federal Service Executions of Punishments daniilzykov@mail.ru

Sergei A. Semenov

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor Public Disciplines,

Vladimir Legal Institute

Federal Service

Executions of Punishments

kurlak09@rambler.ru

Проблемы криминализации противоправного

изменения государственной границы рф (ст. 323 ук рф)

Problems of criminalization

of illegal change of frontier of the russian federation (article 323 of the criminal code of the russian federation)

Аннотация. В статье авторы на основе анализа действующей редакции статьи 323 УК РФ приходят к выводу, что не было оснований для признания самостоятельным преступлением противоправного изменения Государственной границы РФ. Криминализация указанного деяния лишена какого-либо смысла, поскольку, Государственная граница РФ закрепляется не пограничными знаками, а закреплена в международных двусторонних договорах.

Ключевые слова: криминализация, Государственная граница, противоправное изменение Государственной границы РФ.

Annotation. The authors on the basis of the analysis of the current version of article 323 of the criminal code come to the conclusion that there were no grounds for the recognition of an independent crime of illegal changes in the State border of the Russian Federation. The criminalization of this act is devoid of any sense, since the State border of the Russian Federation is fixed not by border signs, but is fixed in international bilateral treaties.

Keywords: criminalization, State border, illegal change of the State border of the Russian Federation.

Предваряя рассмотрение проблемы криминализации деяния, предусмотренного статьей 323 УК РФ, раскроем признаки состава данного деяния.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 323 УК РФ, выступают общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность Государственной границы РФ; в качестве предмета - знаки, установленные на линии границы либо по обеим сторонам от линии границы, показывающие на местности государственную границу (пограничные знаки). Географические координаты пограничных знаков определены и зафиксированы в документах демар-

кации государственной границы или документах совместных проверок. Знаки подразделяются на основные, промежуточные (вспомогательные), створные пограничные знаки и буи.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя альтернативно указанными в законе действиях: изъятием, перемещением или уничтожением пограничных знаков.

Под изъятием пограничного знака понимается извлечение и удаление с места нахождения, например из грунта, снятие с опоры без установки в новом месте. Его перемещение означает

изъятие с последующей установкой в новом месте. Уничтожение пограничного знака - действия по его ликвидации, разрушению, которые приводят к невозможности использования предмета по назначению (в том числе невозможности идентифицировать его как пограничный знак); речь может идти о любом способе уничтожения.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. На данный вид вины указывает специальная цель совершения преступления - противоправное изменение Государственной границы РФ.

Субъект - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 летнего возраста.

В ч. 2 ст. 323 УК РФ в качестве квалифицирующего признака указано наступление тяжких последствий. Они носят оценочный характер и конкретизируются в зависимости от фактических обстоятельств совершения преступления. К ним относят, например, серьезное осложнение межгосударственных отношений с приграничным государством, причинение крупного материального ущерба в результате противоправного изменения Государственной границы и т.д.

На наш взгляд , криминализация данного преступления является необоснованной, поскольку, цель преступления - противоправное изменение Государственной границы РФ - сформулирована в законе некорректно.

Во-первых, в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в ред. от 14 июля 2008 г.) «О Государственной границе Российской Федерации» [1] Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. В настоящее время Российская Федерация граничит с 18 государствами (включая Южную Осетию и Абхазию). Протяженность сухопутной границы составляет 14509 км., морской - 38807 км., речной -7141 км., озерной - 475 км. Согласно ст. 2 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» - Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению. Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. до заключения договоров о прохождении Государственной границы РФ с сопредельными государствами - бывшими союзными республиками СССР, границе с этими государствами придан статус Государственной границы РФ [2]. На 1 апреля 1992 г. Государственная граница РФ была демаркирована лишь с восемью государствами - Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Кореей, Японией и США, которая

полностью совпадала с границей СССР. К настоящему времени Государственная граница РФ отрегулирована практически со всеми приграничными государствами.

Государственная граница РФ оформляется двусторонними международно-правовыми договорами. Так, например, в соответствии со ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о Российско-Латвийской Государственной границе - Российско-латвийская государственная граница проходит так, как это установлено в «Описании прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» и показано красной линией на «Делимитационной карте государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой» (делимита-ционная карта) масштаба 1 : 50000. Описание прохождения государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой и делимитационная карта являются неотъемлемыми частями Договора [3].

Во-вторых, пограничный режим, устанавливаемый в пограничной зоне, по сути, исключает совершение действий, указанных в ст. 323 УК РФ. В соответствии со ст. 17 Закона «О Государственной границе Российской Федерации» - въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропусками, выдаваемыми пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. В нормативном порядке определяются места въезда (прохода) в пограничную зону, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в ней лиц и транспортных средств. Пограничная зона устанавливается в пределах пятикилометровой зоны до самой границы. На въездах в пограничную зону ставятся предупреждающие знаки.

В-третьих, ст. 323 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний - ограничение свободы, арест и лишение свободы. Первые два вида наказаний являются отложенными, поэтому остается лишение свободы на срок до двух лет, а в случае наступления тяжких последствий - лишение свободы сроком до четырех лет. Таким образом, по ч. 1 указанной статьи деяние признается преступлением небольшой тяжести, по ч. 2 -средней тяжести. Остается только догадываться, чем руководствовался законодатель, пенализи-руя данное посягательство.

Законодатель, фактически, приравнял уголовно-правовую охрану Государственной границы к охране самих пограничных знаков. Перенос, уничтожение или изъятие последних никоим образом не влечет изменение Государственной г раницы РФ. Однако это не означает, что пограничные знаки, их целостность не должны охраняться уголовным законом. На наш взгляд, указанные деяния подпадают под признаки ч. 1 или ч. 2 ст. 167 УК РФ.

Таким образом, не было и нет оснований для признания самостоятельным преступлением противоправного изменения Государственной границы РФ. Криминализация указанного деяния лишена какого-либо смысла. Государственная граница РФ закреплена в международных двусторонних договорах, обозначена на делимита-

Литература:

1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в ред. от 27 июля 2018 г.) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 4 мая.

2. Постановлением Верховного Совета РФ от 1 апреля 1993 г. № 4732-1 «О порядке введения в действие закона Российской Федерации», «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Верховного совета РСФСР. 1993. № 17. Ст. 595.

3. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 226-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе» // Российская газета. 2007. Об октября.

ционных и топографических картах, являющихся неотъемлемой частью данных договоров. Более того, с помощью технических средств в режиме реального времени могут быть практически любые действия, направленные на противоправные изменения Государственной границы РФ.

Literature:

1. Law of the Russian Federation of April 1, 1993 № 4730-1 (as amended on July 27, 2018) «On the State border of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 1993. May 4.

2. The resolution of the Supreme Council of the Russian Federation from April, 1st, 1993 № 4732-1 «On the procedure for introduction in action of the law of the Russian Federation», «On the State border of the Russian Federation» // Bulletin of the Supreme Soviet of the RSFSR. 1993. №. 17. Art. 595.

3. Federal law of 2 October 2007 № 226-FZ «On ratification of the Treaty between the Russian Federation and the Republic of Latvia on the Russian-Latvian state border» // Rossiyskaya Gazeta. 2007. 06 oct.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.