Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения правил режима Государственной границы и других пограничных территорий'

Административная ответственность за нарушения правил режима Государственной границы и других пограничных территорий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2252
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / STATE BORDER / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / LEGAL RESPONSIBILITY / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ПОГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / THE CROSS BORDER AREA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Анатолий Семенович.

Приводится характеристика административной ответственности в сфере регулирования режимов государственной границы России и пограничных территорий с точки зрения самой юридической ответственности и ее сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative liability for violations of the state border and other border areas

The article is devoted to the characteristics of administrative responsibility in the regulatory regimes of the state border and border areas from the point of view of the legal liability and its essence.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения правил режима Государственной границы и других пограничных территорий»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

9 См. Законопроект № 57721-6 от «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении ответственности за управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения)». Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. http://asozd2.duma.gov.ru.

10 См. Официальный сайт ФКУ «Дирекция Программы ПБДД» . http://www.fcppbdd.ru/experience/211/23880/.

11 Правила дорожного движения в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии регулируются Законом о дорожном движении (Road Traffic Act) в редакциях 1988 и 1991 гг. Официальный сайт Консульский информационный

портал МИД РФ http://www.kdmid.ru

12 В Великобритании действует система штрафных баллов за то или иное нарушение правил дорожного движения. Так, за превышение скорости водитель может получить от трех до шести баллов. Если их количество превысит 12 за три года, то автомобилист лишается водительского удостоверения. См. Andy.Udall., Information Global Road Safety PartnershipInternational Federation of Red Cross and Red Crescent Societies Regional Representation in Moscow // http://www.ifrc.org/www.grsproadsafety.org.

13 См. Andy. Udall., Information Global Road Safety Partnership International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies Regional Representation in Moscow // http://www.ifrc.org/www. grsproadsafety.org.

УДК 342.951; 351.82 ББК 67.401

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

ученый секретарь Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail: 203.019@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится характеристика административной ответственности в сфере регулирования режимов государственной границы России и пограничных территорий с точки зрения самой юридической ответственности и ее сущности.

Ключевые слова: государственная граница, юридическая ответственность, административные правонарушения, пограничные территории.

Annotation. The article is devoted to the characteristics of administrative responsibility in the regulatory regimes of the state border and border areas from the point of view of the legal liability and its essence.

Keywords: state border, legal responsibility, the administrative offence, the cross border area.

Во все времена и во всех государствах юридическая ответственность призвана защищать те общественные отношения, которые выгодны на определенном отрезке исторического развития конкретному социально-экономическому сообществу - государству. Юридическая ответственность, являясь составной частью и разновидностью общесоциальной ответственности, исходит из соотношения философских категорий диалектического материализма - общее, особенное и частное, что определенным образом характеризует их взаимосвязь1.

Мораль, обычаи, религия и право находятся во взаимовлиянии и развитии, но нормы каждой из них относительно обособлены.

Социальная ответственность является формой взаимосвязи личности и общества. Она порождается совместной деятельностью, противоречием интересов личности и общества и необходима для урегулирования отношений между людьми. Ее предпосылкой является осознанная возможность выбора поведения и потребность общества в определенном ограничении проявления воли индивида для сохранения социального целого2.

Юридическая ответственность - термин, широко используемый в отечественной правовой системе. Это одна из фундаментальных правовых категорий, занимающих важное место в механизме правового регулирования общественных отношений.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Основанием возникновения юридической ответственности является правонарушение - общественно вредное, виновное деяние, прямо предусмотренное нормами права. Она не наступает за объективно противоправные деяния, поскольку они фактически не отличаются от стихийных сил природы. Однако, возможность ответственности и при отсутствии вины продолжает обсуждаться в литературе. Обычно ссылаются на соответствующие нормы гражданского законодательства, которые такую конструкцию применительно к владельцам источников повышенной опасности действительно содержат. В этой ситуации налицо не что иное, как пример некорректного использования слова «ответственность», свидетельствующий не об ограничении сферы действия общеправового принципа ответственности только за вину, а о серьезных изъянах юридической техники. Подтверждением правильности такого вывода является наличие в гражданском праве института страхования риска (ст. 931 и 932 ГК РФ).

Иными словами, под юридической ответственностью понимаются: наказание, кара правонарушителя; реализация санкции правовой нормы; мера государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя; обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера; результат основанного на законе порицания (отрицательной оценки) совершенного правонарушения и его субъекта; особое «охранительное» правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением; определенная стадия развития возникшего в момент совершения правонарушения охранительного правоотношения.

Меры юридической ответственности не следует смешивать с другими мерами, которые также могут иметь принудительный характер и внешнее сходство с мерами юридической ответственности, но совершенно другое назначение. Это меры медицинского характера, когда лицо, совершившее внешне противоправное действие, признается невменяемым и, в зависимости от характера и степени заболевания, принудительно помещается в медицинское учреждение. Это также меры административного характера - изъятие оружия, запрет на выезд из карантинной зоны и т.п.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии со ст. 2.6 КоАП РФ, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами).

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2014 г.) и Федеральный закон от 15 ав-

густа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 31 декабря 2014 г.) устанавливают понятия Государственной границы РФ, ее защиты и охраны, режима Государственной границы и определяют порядок ее пересечения.

Охрана Государственной границы Российской Федерации является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Поскольку диспозиция ст. 18.1 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновного лица к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно правила режима Государственной границы были нарушены. Эти правила, касающиеся режима Государственной границы РФ, нахождения на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в международных договорах Российской Федерации3.

По объективной стороне административные правонарушения, охватываемые ч. 1 и 2 ст. 18.1 КоАП РФ, следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», объективная сторона которых заключается в пересечении охраняемой Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения4.

Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, рассматривается районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов Российской Федерации передаст его на рассмотрение судье, поскольку в санкциях ч. 2 и 3 данной статьи предусмотрена возможность административного выдворения соответствующего лица за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 23.1).

Для квалификации правонарушений виде нарушений пограничного режима в погранзоне (ст. 18.2 КоАП РФ) нужно обращаться к конкретным правилам пограничного режима, которые содержатся в Законе РФ «О Государственной границе Российской Федерации», а также к иным нормативным правовым актам и другим документам.

В пограничную зону включается зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений за пределами 5 км.

На въездах в пограничную зону устанавливаются

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

предупреждающие знаки. Пределы пограничной зоны определяются на основе решений федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территории субъектов Российской Федерации.

Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных законодательством России, является установленный порядок управления в области защиты Государственной границы Российской Федерации, выраженный в виде пограничного режима в пограничной зоне.

Ответственность за нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации предусмотрена ст. 18.3 КоАП РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых как линии наибольшего отлива вдоль берега или как прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки.

Внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации, и являющиеся составной частью территории Российской Федерации. Данная статья предусматривает административную ответственность также за нарушение пограничного режима в водах пограничных рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации5.

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст. 18.4 КоАП РФ) характеризуется тем, что режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ включает в себя правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу РФ грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, то-

варов и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан Российской Федерации и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ включает в себя осуществление пограничного контроля (проверку документов, досмотр), а при необходимости - также таможенного, иммиграционного, санитар-но-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.

Содержание, средства и методы контроля, порядок их применения определены постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 4 сентября 2014 г.), утвердившим соответствующее Положение.

Пересечение Государственной границы РФ осуществляется на путях международного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Ответственность за нарушение правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерации или к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации предусмотрена ст. 18.5 КоАП РФ.

Не являются нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, вынужденный заход иностранных невоенных судов и военных кораблей на территорию Российской Федерации, а также вынужденный, несанкционированный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, транзитный пролет, осуществляемые в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов (кораблей), доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам и т.п.

Внутренней границей исключительной экономической зоны, в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 14 октября 2014 г.), является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в «Извещениях мореплавателям»6.

Правонарушение, предусмотренное ст. 18.7 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации», посягает на порядок, установленный на Государственной границе РФ, безопасность личности, общества, государства.

Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего при исполнении им обязанностей по охране Государственной границы РФ препятствует нормальной деятельности государственных органов и их должностных лиц, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране Государственной границы РФ.

Таким образом, Государственная граница является

не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым фактором во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации. Административно-правовая защита государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе в пределах приграничной территории. В современных социально-экономических и политических условиях административно-правовая охрана и защита Государственной границы Российской Федерации является приоритетным элементом обеспечения государственной безопасности и выступает в этом качестве как атрибут территориальной целостности государства.

1 Малеин Н.С. Правоотношение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 134.

2 Правонарушения в сфере миграции: классификация, доказательства, производство: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 12.

3 Там же. С. 20.

4 Комментарий к КоАП РФ. 6-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2009.

5 Там же.

6 Правонарушения в сфере миграции: классификация, доказательства, производство: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 26.

УДК 342.951 ББК 64.401

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ^ОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ПРУДНИКОВА,

старший преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: 203.019@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются современные миграционные отношения в Словакии, особенности деятельности словацких уполномоченных органов в сфере миграции, выявлены основные проблемы в различных направлениях миграционной сферы. Ключевые слова: миграция, уполномоченные органы, Словацкая Республика, миграционные процессы.

Annotation. Devoted to modem migration relations in Slovakia, the activities of the Slovakian authorized bodies in the sphere of migration, identified the main problems in various areas of the migration sphere.

Keywords: migration, competent authorities, the Slovak Republic, migration processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.