Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ДОКТРИНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ДОКТРИНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ГРАНИЦА / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукин М.И.

В статье рассмотрены концептуальные подходы к содержанию и сущности базового термина исследования - «государственная граница» во взаимосвязи с понятиями «государственная территория» и государственный «суверенитет»; выявлена правовая природа, проанализированы их значимые признаки; осуществлен краткий исторический анализ процесса образования государственной границы; обоснована необходимость дальнейшего совершенствования концепции системы защиты государственной границы Российской Федерации и правового обеспечения реализации данной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE BORDER PROTECTION: LEGAL NATURE AND DOCTRINAL CHARACTERISTIC

The article considers conceptual approaches to the content and nature of the key term of the study - “state border” in con- junction with the concept “state territory” and state “sovereignty”, there is revealed the legal nature, their important signs are analyzed; there is carried out a brief historical analysis of the formation process of the state border; the necessity of further improvement of the conception of a system of the state border protection of the Russian Federation and legal support of this conception realization is proved in the article.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ДОКТРИНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

УДК 344

Щукин М.И.,

соискатель кафедры административного и финансового права Юридического института Российского университета дружбы народов

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ: ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И ДОКТРИНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В статье рассмотрены концептуальные подходы к содержанию и сущности базового термина исследования - «государственная граница» во взаимосвязи с понятиями «государственная территория» и государственный «суверенитет»; выявлена правовая природа, проанализированы их значимые признаки; осуществлен краткий исторический анализ процесса образования государственной границы; обоснована необходимость дальнейшего совершенствования концепции системы защиты государственной границы Российской Федерации и правового обеспечения реализации данной концепции.

Ключевые слова: государственная граница, граница, защита государственной границы

Shchukin M.,

Degree-seeking student of Chair of Administrative and Financial Law of the Law Faculty of Peoples' Friendship University of Russia

THE STATE BORDER PROTECTION: LEGAL NATURE AND DOCTRINAL

CHARACTERISTIC

The article considers conceptual approaches to the content and nature of the key term of the study - "state border" in conjunction with the concept "state territory" and state "sovereignty", there is revealed the legal nature, their important signs are analyzed; there is carried out a brief historical analysis of the formation process of the state border; the necessity of further improvement of the conception of a system of the state border protection of the Russian Federation and legal support of this conception realization is proved in the article. Keywords: state border, border, state border protection

Вопрос о защите государственной границы имеет первостепенно важное значение для любого государства, и особенно велико это значение для Российской Федерации. Актуальность дальнейшей разработки принципиально новой концепции именно системы защиты государственной границы Российской Федерации и соответствующего механизма правового обеспечения такой концепции, а не осуществление просто деятельности по защите согласно установленным полномочиям обусловлена на сегодняшний день не только значительно ускоряющимися процессами глобализации, членством Российской Федерации в ВТО, образованием Евразийского экономического союза, сменой общественно-политического строя ряда «государств-соседей» вызвавшего совершенно иной характер межгосударственных как политических, так и социально-экономических отношений и, явно враж-

дебной настроенностью ряда государств, но и необходимостью обеспечения суверенитета страны в нестабильной мировой военно-политической обстановке.

За последние годы растет количество попыток спецслужб ряда зарубежных государств, международных террористических и экстремистских организаций дестабилизировать ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации путем осуществления разведывательно-подрывных, террористических и иных акций. Продолжается рост незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Возросла активность противоправных трансграничных преступных группировок, занимающихся незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации лиц, товаров и грузов, расхищением природных ресурсов и др. [1].

Как цитировать статью: Щукин М.И. Защита государственной границы: правовая сущность и доктринальная характеристика // Вестник Академии права и управления. 2017. № 4(49). с. 86-94

Как показывает комплексный анализ современных глобальных событий за последние пятнадцать лет и наметившихся тенденций, вопрос точного определения границ между «государствами - соседями» является сегодня немаловажным фактором мира, безопасности и добрососедских отношений. Не случайно, одним из первостепенных национальных интересов на сегодняшний день в политике государства, помимо укрепления обороны страны и обеспечения незыблемости конституционного строя, выделено обеспечение государственной и территориальной целостности Российской Федерации [2].

В данном отношении необходимо отметить, что Россия, имея самую протяженную в мире государственную границу 1 имеет, помимо слабой инфраструктуры по обеспечению защиты государственных границ, значительные пробелы в законодательстве о государственной границе, а также немалое количество неразрешенных на сегодняшний день вопросов, образовавшихся по вопросу границ после распада СССР [3].

Высокий динамизм за последние годы приобрела «привычка» развитых стран использовать отсутствие юридической процедуры делимитации и демаркации границ у независимых государств, образованных после распада СССР, для сталкивания между собой интересов России с «государствами-соседями», в своих личных интересах, создавая на этом фоне политическое мнение о России, как о стране «агрессоре».

В условиях очевидной информационно-правовой международной борьбы по вопросу установления государственных границ, в последние годы наметилась усиленная тенденция перехода от мирно-правового разрешения вопросов, связанных с признанием и защитой государственных границ, к враждебной конфронтации с нарушением норм международного права в вопросе суверенности территории и прав личности.

Защита государственной границы Российской Федерации безусловно имеет своей целью обеспечить реализацию принципа нерушимости государственных границ.2 Важность реализации данного принципа для любого из государств продиктована тем, что статус государственной границы, как элемента системного образования под названием государства, не является постоянным, несмотря на зачастую большое количество международных договоров, со-

1 Протяженность сухопутного участка - 14, 5 тыс. км., морского - 38,8 тыс. км., площадь континентального шельфа - 4,2 млн. кв.км., исключительной экономической зоны -8,597 млн. кв. км.

2 Впервые идея нерушимости границ получила свое оформ-

ление в Договоре между СССР и ФРГ от 12.08.1970 года, и затем стала нормой международного права

юзов и институтов в этой сфере, а к сожалению всегда зависит от социально-политических явлений и событий конкретного исторического периода.

В этой связи, верно, было подмечено В.Ф. Мол-чановским о том, что государственная граница отражает предел масштабного и сложного социально-политического явления каким является государство [4]

Защита государственной границы, равно как и вопросы защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, обусловленных территориальным верховенством суверенного государства, отнесены Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Фе-дерации3.

Обеспечивая суверенитет на всей своей территории, Российская Федерация устанавливает статус и режим Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами, Конституцией Российской Федерации, и Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», обеспечивает ее неприкосновенность и защиту как дипломатическими, так и военными способами. Конституционное закрепление института защиты государственной границы Российской Федерации, как исключительной компетенции Российской Федерации гарантирует не только суверенность территории Российской Федерации, но и территориальную целостность как таковую.

В тоже время, из анализа положений Конституции Российской Федерации совместно с положениями Закона РФ «О государственной границе» и международных договоров может сложиться совершенно иная картина пространственного предела действия суверенитета Российской Федерации и понимания государственной территории Российской Федерации ввиду самого понимания и толкования некоторыми учеными дефиниции «государственная граница».

Согласно положениям Федерального Закона «О государственной границе Российской Федерации» [5] Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Иными словами это линия, указывающая как на предел государственной территории Российской Федерации,так и на предел действия государственного суверенитета.

Исходя из данного указания, многие правоведы высказываются о том, что территорией России является государственная территория в пределах госу-

3 Положения пунктов (п. «а», «б», «г», «н») статьи 71 Конституции Российской Федерации.

дарственной границы [6]. Однако без учета исторических процессов, свойственных вопросу образования государственной границы ныне Российской Федерации, в первую очередь как линии установленной по результатам делимитации и демаркации, такие выводы видятся преждевременными, и сделанными не на пользу реализации самого института защиты государственной границы.

В научной литературе и исследовательских работах немного уделено внимания правовому анализу термина «Государственная граница», трактуемому как существующая линия, которая указывает не только на пространственный передел государственной территории, но и одновременно на предел действия государственного суверенитета. По большей части, на основе более ранних (до принятия Конституции Российской Федерации) научных трудах, понятие государственная граница рассматривает через призму «законодательства о государственной границе» [7].

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным в рамках данной статьи провести правовой анализ института защиты государственной границы через анализ таких категорий (понятий), как «государственная граница», «государственная территория» и государственный «суверенитет».

Предваряя правовой анализ данных понятий и положений Конституции Российской Федерации, касающихся вопросов института защиты государственной границы, необходимо обратить внимание на «историческое наследство» в вопросе государственной границы Российской Федерации, имевшее место как на момент принятия Федерального Закона «О государственной границе» установившее само определение «государственная граница», так и Конституции Российской Федерации, по сути определившей понимание «государственной территории» и пределы распространения государственного суверенитета.

Так, на момент образования Российской Федерации в результате распада СССР общая протяженность границ СССР равнялась 67 тыс. км., из которых 20 тыс. приходились на сушу, а 47 были водной границей, что немного уступало размеру территории Российской империи, существовавшей до образования СССР.

В целом Государственные границы Российской Федерации к моменту принятия Федерального Закона «О государственной границе» и впоследствии Конституции Российской Федерации, выглядели следующим образом:

- С Норвегией сухопутная граница фактически наследовалась со времен Российской Империи, с учетом демаркация, проведенной в соответствии с договором 1949 г. и договором 1957 г., которым и устанавливалось разграничение в водах Варангер-фьорда;

- Режим границы с Финляндией претерпевал пик территориальных требований со стороны фин-

ских политиков, со ссылкой на Юрьевский мирный договор 1920 г., по которому Советская Россия уступила Финляндии всю Западную Карелию и область Печенги на Кольском полуострове. При этом финской стороной абсолютно не учитывалось, что договорами 1940 года и Парижским мирным договором 1947 г. Финляндия была возвращена в свои нынешние границы и, что по договору 1940 г. область Печенги (Пет-само) возвращалась Финляндии с гарантией свободного транзита в Норвегию, однако по договору 1947 г. эта область окончательно отошла России. В данной ситуации финские политик активно использовали социально-политические настроения того периода фактически с целью пересмотра государственной границы;

- В связи с распадом СССР Калининградская область стала полуэксклавной территорией Российской Федерации.

- Граница России с Польшей, первоначально определялась Рижским мирным договора 1920 г., согласно которому Польша фактически смогла аннексировать территории западной части Белоруссии и Украины, и до 1939 года восточная граница Польши находилась практически под Киевом и Минском, включала территории Западной Белоруссии и Украины, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который сегодня в составе Литвы.. В 1939 г. в результате упразднения Польского государства, в связи с его разгромом в войне с Германией, СССР вернул себе утраченные в 1920 г. территории. Фактически современная Польша является правопреемником Польской народной республики (ПНР), следовательно, не имеет никакой правовой связи с довоенным государством. Впоследствии Советско-польская граница была демаркирована последовательно в 1945, 1948 и 1961 гг. В 1957 и 1958 гг., когда проводилась граница в водах Балтийского моря и Гданьского залива соответственно. Из данного краткого описания образования государственной границы между СССР и Польшей наглядно видно, что этот политический процесс занял не одно десятилетие, чтобы была окончательно установлена линия границы 4.

- Южный отрезок государственной границы Российской Федерации на западном направлении с такими государствами, как Чехословакия, Венгрия и Румыния, определялся еще с периода СССР согласно Парижскому мирному договору 1947 г., в котором за СССР в том числе закреплялись Бессарабия и Северная Буковина, несмотря на то, что последняя никогда не входила в состав Российской империи.

4 В настоящее время министр обороны А. Мацеревич, воодушевленный наличием военного контингента НАТО на территории Польши уже заявил: «Ялте» пришел конец, давая понять о намерении произвести пересмотр результатов Ялтинской конференции 1945 года.

- Режим советско-китайской границы казался неизменным с дореволюционных времен вплоть до момента крушения СССР. Однако Китай, в привычной для себя политической тактике, еще в конце 1950-х гг. стал выдвигать территориальные претензии к Советскому Союзу, оспаривая справедливость границы, проведенной при Циньском правительстве. В общем и целом Китай в разные годы претендовал на территорию от 1,5 до 2,1 млн. кв. км. Положение усугублялось открытыми вооруженными столкновениями на границе. России пришлось сделать ряд территориальных уступок в 1990 г., однако на тот период территориальные претензии Китая не были исчерпаны полностью, в связи с чем вопрос российско-китайской границы не был урегулирован.

- С Кореей и Монголией граница России повторяла линию прежних договоров, и не переживала процесса изменения, как с другими сопредельными государствами.

- Государственная граница России с Японией в XX в. несмотря на ряд изменений, и до настоящего времени не приведших два государства к договоренности. Еще, в 1905 г. Японии удалось установить по 50-й параллели границу на острове Сахалин в результате военных действий. Однако в 1945 г. Россия вернула себе южную часть острова Сахалин и все Курильские острова. Фактически граница между Россией и Японией вплоть до сего времени проходит в проливе Лаперуза, но юридического статуса этой границы до сих пор не существует. В 1956 г. СССР согласился передать японцам два острова из южной Курильской гряды в обмен на заключение мирного договора. Однако до сих пор этот вопрос так и остается открытым.

- Открытым остается вопрос и о линии разграничения экономической зоны и материкового шельфа между Россией и США в Беринговом и Чукотском морях. Тем не менее, морская граница между СССР и США в Беринговом проливе соответствует договору 1867 г. Этот режим остается действенным вплоть до сего времени.

- В 1926 г. Советская Россия нотифицировала свои права на северный сектор Ледовитого океана, фактически слово в слово повторив известную ноту Штюрмера 1916 г. Необходимо признать колоссальную работу Советского Союза, проведенной для подтверждения своих прав в Арктике.

- На начало 1991 года от РСФСР отсоединились страны Прибалтики, естественно без обсуждения вопроса прохождения государственной границы. Так, Литва стала первой союзной республикой, объявившей 11.03.1990 года о независимости. 12.01.1991 года, в ходе визита в Таллин Председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина между ним и Председателем Верховного Совета Эстонской Республики Арнольдом Рюйтелем был подписан «Договор об

основах межгосударственных отношений РСФСР с Эстонской Республикой», в котором обе стороны признавали друг друга суверенными государствами и субъектами права, естественно без обсуждения вопроса предела распространения государственного суверенитета. Также по сути 04.05.1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принимая Декларацию о восстановлении

- В завершении исторического анализа, необходимо безусловно особо обратить внимание, что после 25 декабря 1991 г., союза социалистических республик как такового не стало и, в связи с распадом СССР, и образованием Российской Федерации, был взят за основу принцип признания некогда административных границ, ранее номинально существовавших между союзными республиками, государственными. При этом, в преддверии этого, почти по всей территории бывшего СССР прокатилась волна межнациональных территориальных конфликтов (Нагорный Карабах, Преднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Крым, Ферганская долина). Уже того было понятно, что внутренние административные границы республик не могли считаться государственными в истинном значении этого слова. Линии этих границ порой проводились без здравого государственного расчета в области национальной политики, а исключительно из хозяйственных необходимостей. Безусловно, больше всего от этого административного волюнтаризма потеряла в вопросе государственной территории Российская Федерация. Примером могла бы послужить история с передачей Крыма из состава РСФСР в состав УССР в 1954 г. в ознаменование 300-летней дружбы украинского и русского народов! Это незаконное постановление было отменено решением Верховного Совета РФ в 1992 г.

Из приведенного краткого исторического анализа процесса образования государственной границы и проблемных мест статуса государственной границы Российской Федерации, сложившихся к моменту принятия Закона РФ «О государственной границе» и Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что существовавший еще на тот период исторического отрезка статус государственной границы Российской Федерации не вписывался в указанное в законе понятие «государственная граница».

Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что государственная граница это «явление, всегда зависимое от политической составляющей конкретного исторического периода», в связи предложенная в Законе «О государственной границе» дефиниция «государственная граница» не в полной мере соответствует современным реалиям.

Иными словами, основные базовые составляющие, на которых основана дефиниция «государственная граница» - 1) линия и проходящая по этой лини

поверхность; 2) линия, определяющая предел государственной территории, и 3) линия, определяющая предел государственного суверенитета, не только уже на момент принятия закона не отвечали реалиям времени, но и по нашему мнению в дальнейшем создали угрозу государственной суверенной политики в области защиты государственной границы.

Анализируя в порядке очередности указанные составляющие, необходимо обратить внимание, что из самого явного несоответствия определения «государственная граница» действительному положению вещей является то, что государственная территория не является единой поверхностью, а как видно из выше приведенного анализа включает полуэксклав-ную территорию (Калининградскую область).

Следовательно, государственная граница Российской Федерации это, прежде всего, линия и проходящие по этой линии поверхность или поверхности.

В отношении того, что линия границы Российской Федерации проходит не по единой поверхности, данный вывод также согласуется, например, с определением государственной границы, предложенном в Модельном законе «О государственной границе», принятом на сорок пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, в Санкт-Петербурге 28 октября 2010 года, согласно которому под государственной границей также понимается условная замкнутая поверхность или совокупность таких поверхностей, определяющая пространственные пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства) [8].

Необходимо обратить внимание на то, что основными целями разработки данного закона было, в том числе обеспечение однозначности понимания терминологии, используемой в законодательстве о государственной границе. Тем не менее, планируемая «однозначность» не была в полной мере достигнута. Анализируя данный закон вряд ли можно признать бесспорным положение о том, что непосредственно государственной границей является именно замкнутая поверхность или совокупность поверхностей. Само понятие «граница» зачастую связано с понятием «предел», и поэтому граница не может выступать поверхностью чего-либо. Это всегда линия или иной материальное указание на предел чего-либо, или отделение одной материи от другой.

Согласно действующему законодательству государственная граница Российской Федерации определяется как предел государственной территории и предел действия государственного суверенитета.

Анализируя понятие «граница», О.В. Боровиковой верно подмечено, что достаточно часто понятие «граница» связывают с понятием «предел», и часто первое определяется через второе и наоборот, что в некоторых случаях приемлемо. Тем не менее, между

данными понятиями существует и ряд отличий, которые предполагают их употребление в своем собственном специфическом значении и отнесении этих понятий к различным разделам философского знания [9].

В теоретическом понимании пространственных границ России достаточно важное значение имеет анализ физико-пространственной диспозиции, позволяющий, во-первых, выявить характер взаимоотношений и интересов между акторами на локальном, региональном и национальном уровнях, а во-вторых, исключить существенное искажение восприятия границы, то есть ассиметричность образов при передачи информации от локальных субъектов к региональным и национальным.

С.А. Королев совершенно справедливо подчеркивал, что граница представляет собой не только линию на географической карте, не просто «край» некоего географического пространства, территории, а определенный рубеж пространства власти, конкретизированный как территория, стратифицированная при помощи властных технологий, как зона соприкосновения, пересечения, наложения весьма разнообразных, часто разнотипных, пространств и столкновения различных структур власти» [10].

Не вызывает сомнений то, категории пространство и локальность являются достаточно важными для анализа природы термина «граница», в силу того, что они позволяют охарактеризовать представления о границе как о территории, имеющей «абстрактно-пространственную» или «конкретно-локальную» форму.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова под понятием «граница» в первую очередь понимается линия раздела между территориями. Государственная граница - граница между земельными участками. И только в качестве второго, по большей части нематериального значения, граница определяется, как предел, допустимая норма [11].

В значении понятия «граница» как линии раздела между территориями, нельзя не согласиться с предположением О.В. Боровиковой, что граница - во-первых это всегда «между», а предел принадлежит уже ко второму значению слова «граница», где определяет крайнюю степень; во-вторых, имеет самостоятельное значение. Таким образом, в вопросе территориальной границы понятие «граница» имеет отличное от понятия «предел», значение.

Многие международные договоры, с участием Российской Федерации, также содержат понятие государственная граница в значении не линии, указывающей на предел государственно территории, а лини разграничивающей государственные территории договаривающихся государств [12].

В этой связи, И.И. Лукашук обращает внимание, что международное право рассматривает границы как линии разделения, соприкосновения сопредельных

государств - субъектов международно-правовых отношений [13]. Закрепление в международном праве понятия государственная граница, как линии разделения между двумя государствами, а не линии указывающей на предел государственной территории и предел суверенитета, зачастую прослеживается и в международных договорах между Россией с сопредельными государствами [12], что в силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации имеет не только превалирующее значение над толкованием понятия «государственная граница», предложенном законодателем в Законе «О государственной границе», но и по сути порождает для субъектов правоотношений в области защиты государственной границы сложности в правоприменении при осуществлении своей деятельности, следствием чего является появление большого числа нормативных и ненормативных актов с различной трактовкой понятия «государственная граница» [14].

Далее, предваряя дальнейшее исследование дефиниции «государственная граница» через конституционно-законодательные основы, необходимо обратить внимание, что ввиду более раннего принятия Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», нежели Конституции Российской Федерации, содержание в определении «государственная граница», что это линия указывающая на предел государственной территории и предел распространения суверенитета является неопределенным и не вполне обоснованным по отношению к конституционным понятиям «государственная территория» и «суверенитет» установленной положениями Конституции Российской Федерации, и особенно неточной в свете предшествующего закону распада СССР, так как, начиная с 1991 года и до настоящего времени в России продолжают образовываться новые государственные границ с государствами - участниками СНГ, многие из которых до настоящего времени не оформлены в международно-правовом отношении [15].

Государственная территория и распространяющийся на нее суверенитет являются основополагающими признаками государства. В силу того, что по большей части вопрос установления государственной границы зависит от наличия международного договора с сопредельными государствами, видится необъективным и даже опасным само понимание пространственного предела государственной территории и предела распространения суверенитета государства в зависимости от наличия фактически договора сопредельным государством.

Приведенный в настоящей работе исторический анализ длительности процесса образования Государственной границы Российской Федерации и незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации, а также нарастающая тенденция развития

государственности за последние 50 лет путем образования самопровозглашенных государств и государственных образований, не могут влиять или ставить под сомнение вопросы государственной территории и суверенитета.

Понятие государственная территория раскрывается в части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, где указано, что государственная территория включает в себя территории субъектов РФ внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.5Согласно международным соглашениям, к государственной территории относятся: сухопутная территория государства; внутренние морские воды; территориальное море; воздушное пространство над всеми перечисленными элементами и недра [16].

В дополнение к указанному, согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 года «О недрах» «...недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью» [17].

Для обозначения государственной территории и ее предела, В.Н. Чебаевым предложено внести уточнение в понятие государственная граница: «государственная граница Российской Федерации есть согласованная договаривающимися сторонами и установленная международными договорами (или, в одностороннем порядке), федеральными законами линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ» [18].

Вряд ли можно согласиться с данной формулировкой понятия государственная граница РФ, характеризуемой, по нашему мнению, субъективистским подходом по отношению к ситуации, сложившейся в отношении российских территорий, граничащих с государствами - участниками СНГ, статус государственной границы с которыми до настоящего времени не определен в международно-правовом отношении.

Как известно, согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №4732-1 от 01.04.1993 года «О порядке введения Закона Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации» до заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - бывшими республиками СССР придан границе с этими государ-

5 Конституция РФ часто обращается к термину «территория» или «территория РФ» (части 1, 2, 3 статьи 4; часть 2 статьи 6, часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 68, части 1 статьи 15, пункт «б» статьи 71; часть 1 статьи 74; часть 4 статьи 78; часть 2 статьи 87; и т.д.)

ствами статус Государственной границы Российской Федерации [19]. Данная норма свидетельствует о временном ее действии - «до заключения договора с соответствующим приграничным государством».

Однако, например, до настоящего времени в международно-правовом отношении остается неоформленной государственная граница с Эстонией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Японией и США. В частности, можно отметить нера-тифицированный Договор от 18.02.2014 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. Как известно, Эстония и Россия, после 18 лет сложных переговоров6, со второй попытки, 18.02.2014 года подписали договор о границе, однако до настоящего времени договор не ратифицирован.

Между Россией и Эстонией вместо полноценной государственной границы существуют административная граница, установленная на основании внутрисоюзных границ, определенных между РСФСР И Эстонской СССР в 1941-1945 года.

На украинско-российской границе, в большей степени, применения законодательства о государственной границе вообще может привести к социально-экономическому коллапсу, так как расположение одного социального экономического или инфраструктурного объекта может находится как со стороны Украины, так и со стороны Российской Федерации (начиная от прохождения железнодорожного полотна, предприятий по добыче угля и заканчивая объектами приусадебного хозяйства граждан).Как на примере Украины, правильно обратил внимание К. Затулин, что бесспорной российско-украинской границы нет, а спорные территории есть [20].

Следовательно, что в подобной ситуации в отсутствие между сопредельными государствами государственной границы именно системное толкование ранее заключенных между государствами договоров совместно с принципами международного права позволят уточнить нормативную природу предела государственной территории и реализации суверенных прав на нее, в том числе посредством защиты.

Как правильно отмечено Н.В. Кругловым «незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации является скрытой угрозой национальным интересам и безопасности страны.7

6 Нежелание Эстонской стороны так долго урегулировать вопрос о границе был вызван тем, что Конституция Эстонии содержит в параграфе 122 отсылку к Тартурскому договору от 1920 года, заключенному между большевистской Россией и Эстонской Республикой, и который предусматривает принадлежность Эстонской республике, правопреемницей которой считает себя Эстония, территории южнее и севернее Чудского озера.

7 «Научно-практический комментарий к Основам пограничной политики РФ»

При таких обстоятельствах необходимо понимать, что неточное или неправильное закрепление самой дефиниции «Государственная граница Российской Федерации», как «идеалистического понимания значения определения государственная граница», несоответствующее не только экономическим и политическим процессам реального времени, но и конституционно-правовому вектору, где «государственная граница» - это продолжение конституционного устройства государства.

Таким образом, интерпретация государственной границы как предела распространения суверенитета представляет собой характеристику статуса государственной границы, а не составляющую дефиниции термина «государственная граница».

Данный вывод также согласуется, например, с определением «государственная граница», представленном в Модельном законе «О государственной границе», который был принят на сорок пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, в Санкт-Петербурге 28 октября 2010 года [8]. Необходимо обратить внимание, основными целями разработки данного закона было, в том числе обеспечение однозначности понимания терминологии, используемой в законодательстве о государственной границе.

В тоже время, нормы международного договора в соответствии с положениями конституций всех государств - участников СНГ имеют приоритет перед нормами национального права, и в соответствии со ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров государство - участник международного договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им Договора [21].

Конституционно-правовой вектор при нормотворчестве по вопросу государственной границы имеет первостепенное значение, так как истории России известны законодательные ошибки, изменившие территориальную целостность страны [22].

Как отмечает С.С. Байманов, по своему содержанию понятие «защита государственной границы Российской Федерации» включает в себя практически все составные компоненты пограничной деятельности [23].

В понятие защита государственной границы вкладывается весь комплекс мер защиты российской границы и приграничных территорий, который включает: добывание и обработку информации; прогнозирование и оценку возможных последствий угрозы безопасности; отражение вооруженного вторжения, разработку пограничной политики; правовое регулирование в сфере защиты государственной границы и приграничных территорий; и др.

Защита государственной границы является частью системы обеспечения безопасности Российской

Федерации и реализации государственной пограничной политики. Она представляет собой совокупность мер политического, правового, организационного, дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного, контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера, осуществляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации для обеспечения ее интересов в пограничной сфере.

Следовательно, «защита государственной границы» в системе обеспечения безопасности государства выступает ее самостоятельной частью, включающей функции выявления угроз, предупреждения их проявления на территории страны или по отношению к ней, противодействия реализации этих угроз по отношению к государству, личности, обществу, территории и др.

В заключение следует заметить, что защиту государственной границы Российской Федерации в системе обеспечения безопасности Российской Федерации вполне обоснованно можно трактовать и как функцию выявления и предупреждения проявления угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, что актуализирует необходимость дальнейших научных изысканий в рамках избранной автором проблематики.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения / Электронное научное издание «Альманах. Пространство и Время границ». Выпуск 1. 2013. Т.3.

2. Указ Президента Российской Федерации №683 от 31.12.2015 г. «О стратегии национальной безопасности до 2020 года».

3. Проничев В.Е Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. № 4 (17).

4. Молчановский В.Ф. Государственная граница, как социально-политическая реальность // Пограничная политика Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А.И. Николаева, М.: Граница, 1998. C.66-67.

5. Статья 1 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 01 апреля 1993 года / Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17 ст.594.

6. ВайшнурсА.А. «Практические аспекты доказывания правонарушения, совершенного с использованием сети Интернет» / «Закон». 2006. №11.

7. Троицкий В.И., СтешенкоЛ.В. Новое в советском законодательстве о государственной границе СССР // Советское государство и право. 1983. №9. C.24-41.

8. Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых государств. 2011. №49. C.96-112.

9. Боровкова О.В. «Граница» и «Предел», как два способа ограничения // Вестник Томского Государственного университета. 2007. №299(1). С.38-41.

10. Королев С.А. Российская граница как края пространства: генезис и типология // Россия и современный мир. 2002. № 2 (35). С. 5.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. C.123.

12. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива // Собрание законодательства. 24.05.2004 года. №21. C. 1979.

13. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. 2 издание, переработанное и доп. М.: Изд-во БЭК, 2000. С.360.

14. Сборник основных понятий, терминов и определений, используемых пограничными войсками государств -участников СНГ в международной практике / Под общ. редакцией П.К. Мигачева. М.: Граница, 1997. С.13.

15. Степенко В.Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования государственной границы Российской Федерации // Автореф. дисс____д.ю.н., Санкт-Петербург, 2006.

16. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне // Ведомости Верховного Совета СССР от 16 ноября 1964 г. №43. Ст. 467.

17. Свод Законов РФ. 1995. №10. Ст.823. 1999. №2. Ст.879. 2000. №2. Ст.141. 2001. №21.

18. ЧебаевВ.Н. Конституционные основы защиты государственной границы Российской Федерации (на анализе материалов Западного регионального пограничного управления ФСБ России) // Автореф. дисс. ...к.ю.н.. Волгоград. 2004.

19. Ведомости СНД «ВС РФ» от 29.04.1993 года. №17.ст.595.

20. Затулин К. / директор института диаспоры и интеграции стран СНГ / «Независимая газета», 26.01.1999 года.

21. Ведомости ВС СССР. 10 сентября 1986 г. №37. стр.772.

22. Постановление Верховного Совета от 21.05.1992 г. «О правовой оценке решений высших органов власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.»

23. Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: науч. - практ. комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. 592 с.

Reference list

1. PozdnyakovA., Shevtsov V. Border security of the Russian Federation: the essence, the main tasks of the security / Electronic scientific publication "Almanac. Time and space borders". Issue 1. 2013. Vol.3.

2. The Decree of the President of the Russian Federation №683 from 31.12.2015 "On national security strategy until 2020".

3. Pronichev V. The legal basis for the strategic development of the border service // Law and security. 2005. № 4 (17).

4. Molchanovskiy V. State border as a socio-political reality // The border policy of the Russian Federation: Monograph / Under the general editorship of A. Nikolaev, M.: Granitsa, 1998. P. 66-67.

5. Article 1 of the Russian Federation Law "On the state border of the Russian Federation" of April 01, 1993 / Vedomosti CPD and the SC. 1993. № 17, Article 594.

6. Vayshnurs A. "Practical aspects of proof of the offense committed with use of the Internet" / Law. 2006. № 11.

7. Troitskiy V., Steshenko L. New in the Soviet legislation on state border of the USSR // The Soviet state and law. 1983. №9. P.24-41.

8. Newsletter. The Interparliamentary Assembly of States - participants of the Commonwealth of Independent States. 2011. № 49. P. 96-112.

9. Borovkova O. "Border" and "Limit" as two ways restrictions // Bulletin of Tomsk State University. 2007. № 299(1). P. 38-41.

10. KorolevS. The Russian border as the edge of space: Genesis and typology // Russia and the modern world. 2002. №2 (35). P.5.

11. OzhegovS. Dictionary of Russian language / Under edition of N. Shvedova. M.: Russkiy Yazyk, 1989. P. 123.

12. The Agreement between the Russian Federation and Ukraine about cooperation in use of Azov sea and Kerch Strait // Collection of legislation. 24.05.2004. № 21. P. 1979.

13. LukashukI. International law. The common part. Textbook. 2nd edition, revised and enlarged. M.: Publishing house BEK, 2000. P. 360.

14. Compilation of basic concepts, terminology and definitions used by the border troops of the states - participants of the CIS in the international practice / Under the general editorship of P. Migachev. M.: Granitsa, 1997. P.13.

15. Stepenko V. Administrative-legal mechanism of ensuring of the regime of functioning of the state border of the Russian Federation // Synopsis of a thesis of Doctor of Law, Saint Petersburg, 2006.

16. Convention on the territorial sea and the contiguous zone // Bulletin of the Supreme Soviet of the USSR dated 16th of November, 1964, № 43. Art. 467.

17. The Code of Laws of the Russian Federation. 1995. № 10. Art.823. 1999. №2. Art.879. 2000. № 2. Art.141. 2001. № 21.

18. Chebaev V. The constitutional basis for the protection of the state border of the Russian Federation (on the analysis of materials Western regional boundary management of FSB of Russia) // Synopsis of a thesis of PhD of Law. Volgograd. 2004.

19. Vedomosti CPD "SC" from 29.04.1993. № 17.Art.595.

20. Zatulin K. / Director of the Institute of Diaspora and Integration of the Countries of the CIS, "Nezavisimaya Gazeta", 26.01.1999.

21. Vedomosti of the USSR Supreme Council. September 10, 1986. № 37. P. 772.

22. The Resolution of the Supreme Council dated 21.05.1992 "On legal evaluation of decisions of the higher authorities of the Russian Federation to change the status of Crimea, adopted in 1954"

23. Baymanov S. Legal regulation of border activities // The Russian FSB. Legal regulation of the activities of the Russian FSB on national security of the Russian Federation: Scientific-practical commentary / Under the editorship of V. Ushakov, I. Trunov. M., 2006. 592 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.