Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / TERRITORIAL INTEGRITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BORDER SECURITY / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / PROTECTION OF STATE BORDERS / ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / STATE BORDER SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATIONS / УЧАСТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / PROTECTION OF OUR BORDERS / AREAS OF THE STATE BORDER. THE SOVEREIGNTY AND TERRITORIAL INTEGRITY OF OUR COUNTRY / TO COUNTERACT THE THEY NEED THROUGH A RELIABLE PROTECTION OF THE STATE BORDER AND BORDER AREA / INTERSTATE TERRITORIAL DELIMITATION AND INTERNATIONAL LEGAL CLEARANCE SECTIONS OF THE STATE BORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Владимир Владимирович

В настоящее время на официальном (из уст отдельных политиков) и неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России, которые сводятся к тому, чтобы наше государство уступило часть своей территории, независимо от того, расположена она на рубежах или в центре страны. Территориальные претензии - это часть глобальной стратегии в отношении России как мирового конкурента и представляют серьезную угрозу суверенитету и территориальной целостности нашей страны. Противодействовать ей необходимо надежной защиты и охраны государственной границы, межгосударственным территориальным разграничением и международно-правовым оформлением участков государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role State border in the protection of the territorial integrity of the Russian Federation

Currently, the official (from the mouths of certain politicians) and informal level, there are a lot of territorial claims to Russia, which boil down to the fact that our government has ceded part of its territory, regardless of whether it is located on the borders or in the center of the country. Territorial claims is part of a global strategy against Russia as a global competitor and pose a serious threat to the sovereignty and territorial integrity of our country. To counter it you need reliable protection and the protection of the state border, inter-territorial delimitation and international law registration of land state borders.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционное и муниципальное право

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУДИНОВ Владимир Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Курганского государственного университета. E-mail: kudinov45@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящее время на официальном (из уст отдельных политиков) и неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России, которые сводятся к тому, чтобы наше государство уступило часть своей территории, независимо от того, расположена она на рубежах или в центре страны. Территориальные претензии - это часть глобальной стратегии в отношении России как мирового конкурента и представляют серьезную угрозу суверенитету и территориальной целостности нашей страны. Противодействовать ей необходимо надежной защиты и охраны государственной границы, межгосударственным территориальным разграничением и международно-правовым оформлением участков государственной границы.

Abstract: Currently, the official (from the mouths of certain politicians) and informal level, there are a lot of territorial claims to Russia, which boil down to the fact that our government has ceded part of its territory, regardless of whether it is located on the borders or in the center of the country. Territorial claims is part of a global strategy against Russia as a global competitor and pose a serious threat to the sovereignty and territorial integrity of our country. To counter it you need reliable protection and the protection of the state border, inter-territorial delimitation and international law registration of land state borders.

Ключевые слова: Государство, территория, территориальная целостность, государственная граница, безопасность, национальная безопасность, пограничная безопасность, защита государственной границы, охрана государственной границы, национальные интересы, правовое регулирование, участки государственной границы.

Keywords: State, territory, territorial integrity, state border security, national security, border security, protection of state borders, protection of our borders, national interests, legal regulations, areas of the state border. the sovereignty and territorial integrity of our country. To counteract the they need through a reliable protection of the state border and border area, interstate territorial delimitation and international legal clearance sections of the state border.

Как известно, одним из признаков государства является наличие территории. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его власть. Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов, оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.

Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция России прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории. Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных орга-

нов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др.[13]

Актуальность обращения к проблематике территориальной целостности России и механизмов ее поддержания обусловлена тем обстоятельством, что в современный период утверждения российской государственности в ее новой форме (Российской Федерации) перед нашим государством возникли новые и чрезвычайно сложные проблемы. В настоящее время и среди политиков, и на неофициальном уровне существует масса территориальных претензий к России. И все они сводятся к тому, чтобы Россия уступила часть своей территории, де-факто сложившейся после распада СССР, независимо от того,

расположена она на рубежах или в центре страны. Так, Япония предъявляет претензии на ряд островов Курильской гряды - Кунашир, Шикотан, Итуруп и группу островов Хабомаи, Норвегия - на часть российского шельфа, Польша, Германия и Литва - на целый российский субъект - Калининградскую область. Латыши хотели бы вернуть исконно славянский Пыталовский район Псковской области, эстонцы - форпосты России - Изборск и Печоры, финны -Выборг и Карелию. Украинские националисты из УНА-УНСО хотели бы видеть границы «незалежноЬ Украины где-то в Сибири или, в крайнем случае, присоединить к ней Белгородскую и Курскую области. Даже турецкие националисты и «Серые волки» мечтают о Великом Туране, рассекающем европейскую и азиатскую части России надвое и включающем земли нынешней Калмыкии, Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей, Башкортостана, Татарстана и других территорий, где проживает население тюркского этноса[12].

Также продолжает оставаться актуальной задача поддержания государственно-правового единства нашего государства как федерации и ее территориальной целостности. Ведь территория -это наиболее зримая часть государства и в ней емко ощущается такой признак, как целостность.

Целостность выступает непременным условием существования государства и обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории, защита и охрана государственной границы - одна из важнейших внешних функций любого государства.

Защита государственных интересов, обеспечение безопасности любой страны осуществляются целой системой государственных и общественных организаций и учреждений, действующих и взаимодействующих на разных управленческих уровнях, различными силами, средствами и ресурсами, используемыми на тех или иных рубежах, как в централизованном, так и в децентрализованном порядке.

Обращаясь к истории вопроса об использовании категории «территориальная целостность» в законодательстве, представляется уместным обратить внимание, на мнение ученых-юристов и предписания нормативных правовых актов.

Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН, все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости

любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Следует отметить некоторое несоответствие между формулировками принципа неприменения силы в русском и английском текстах Устава ООН: в русском тексте говорится о «территориальной неприкосновенности», а в английском - о территориальной целостности" (territorial integrity). В связи с этим некоторые ученые высказывают сомнение по поводу существования принципа территориальной целостности государств, ссылаясь на то, что в Уставе ООН такого принципа нет и лишь в формулировке принципа неприменения силы говорится, в частности, о недопустимости применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности государств[11]. Позднее принцип территориальной целостности государств нашел свое отражение и в Декларации о принципах международного права 1970 г.[3]

Наиболее полно этот принцип «территориальная целостность» закреплен в Заключительном акте СБСЕ (1975 г.), где определено, что государства должны воздерживаться от любых действий против территориальной целостности, политической независимости, единства любого государства, превращения территории друг друга в объект военной оккупации или других прямых, или косвенных мер применения силы в нарушение международного права[7]. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будут признаваться законными с точки зрения международного права. Вместе с тем в соответствии с прецедентом Международного суда ООН при соотношении принципа права народов и наций на самоопределение и принципа территориальной целостности государств следует отдать предпочтение первому из принципов[4].

Как следует из Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств (далее СНГ), государства-участники СНГ обеспечивают в своих взаимоотношениях выполнение принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости государственных границ.

В научной литературе «территориальная целостность» понимается как «сохранение суверенитета России над всей ее территорией, не допускающее какое бы то, ни было внешнее или внутреннее вооруженное или невооруженное вмешательство». При этом государственный суверенитет представляет собой верховенство государства на своей территории и

его независимость в международных отношениях[5].

По мнению Л.С. Гетьман, понятие «целостность» в отношении России имеет преимущественно территориальный аспект, так как Конституция России утверждает, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории^]. P.M. Кочкаров, считает, что категория «территориальная целостность» включает понятие «суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею». Он рассматривает территориальную целостность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство государства от посягательств извне[8].

Гарантом целостности в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России является Президент России, в присяге при вступлении в должность он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.

Согласно п. "ж" ст. 83 Конституции России, Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности России, который является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента России по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, защиты конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Конституция России отражает понятие «территориальная целостность» в положениях в статье 4: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории»[1].

По мнению Б.С. Эбзеева, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета России, так как, во-первых, юридически невозможны уступки части территории России иностранным государствам; во-вторых, запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности государства; в-третьих, органы государственной власти обязаны принимать необходимые меры для охраны суверенитета России, ее незави-

симости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; в-четвертых, невозможен выход субъекта Российской Федерации из ее состава; в-пятых, возможна «федеральная интервенция» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта России.

Как следует из Военной доктрины Российской Федерации основными внешними военными опасностями являются наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира; использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности[2].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности. Национальными интересами на долгосрочную перспективу определены обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации.

Стратегическими целями государственной и общественной безопасности России являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях обеспечения стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и террито-

риальной целостности.

К основным угрозам государственной и общественной безопасности России отнесена деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Принцип территориальной целостности связан с принципом права народов на самоопределение, поскольку любое государство должно уважать право народа на самоопределение и право распоряжаться своей судьбой, соблюдая при этом принцип территориальной целостности государств и нерушимости границ. Право на самоопределение предполагает самоопределение народа, находящегося под колониальным господством, иностранной оккупацией или под гнетом расистских режимов. Однако это право в определенных случаях предполагает территориальное отделение от государства, а направлено на территориальное самоопределение в границах существующего государства, причем с учетом интересов не одной национальности, преимущественно проживающей на той или иной территории, а всего населения, живущего на определяющейся территории.

Как следует из положений Конституции России, территориальная целостность государства означает, во-первых, незыблемость его государственных границ и неприкосновенность территории, на которую распространяется суверенитет российского государства; во-вторых, государство обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; в-третьих, территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, а также внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Профессор Остроухов Н.В. наряду с принципом территориальной целостности выделяет принцип нерушимости государственных границ, принцип территориальной неприкосновенности, принцип неприкосновенности государственных границ, которые яв-

ляются взаимосвязанными, но имеют различное содержание. По его мнению, принцип нерушимости границ государств можно определить: как принцип запрета неправомерного изменения государственных границ, являющийся общепризнанным, основным принципом международного права и нормой jus cogens; принцип территориальной неприкосновенности государств - принцип запрета применения силы против территории иностранного государства, общепризнанный принцип международного права, норма jus cogens; принцип неприкосновенности государственных границ - принцип соблюдения прохождения государственной границы на местности и ее режима, общепризнанный принцип международного права[9].

Государственная граница с древних времен выступала и выступает до наших дней неотъемлемым атрибутом самоидентификации, пределом суверенитета государства. Территория Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся пространство в пределах государственной границы, на которое распространяется суверенитет России. Обеспечивая суверенитет на всей своей территории, Российская Федерация устанавливает статус и режим государственной границы, обеспечивает ее неприкосновенность и защиту как дипломатическими, так и военными способами.

Согласно Конституции России суверенитет Российской Федерации выражается через три главных положения: суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации; Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации; Российская Федерация обеспечивает неприкосновенность, единство и целостность своей территории.

А.А. Першин и В.В. Ярлыченко, исследуя основные уровни представления о государственной границе, выделили: абстрактный уровень - государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном и воздушном пространстве; предметно-знаковый уровень - государственная граница есть линия, а также проходящая по этой линии вертикальная поверхность и определяемая государством вдоль линии полоса его территории, на которой размещаются необходимые атрибуты ее узнаваемости, прежде всего пограничные столбы, заграждения, контрольно-следовые полосы, другие пограничные предметные знаки; системно-

Таким образом, защита территориальной целостности Российской взаимосвязано с защитой и охраной государственной границей, государственной целостностью и суверенитетом. Принцип территориальной целостности призван обеспечивать суверенитет государства, который распространяется на всю его

предметный, социально-политический уровень - государственная граница есть не только территориальный предел государства, не только линия разграничения суверенитета сопредельных государств, но и линия их соприкосновения[10].

территорию. Он гарантируется не только положениями Конституции России, но и рядом законодательных норм, предусматривающих: невозможность уступки части территории России иностранным государствам по решению каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц; обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; невозможность выхода субъектов федерации из ее состава и др.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации // Росс. газ. 2009. 21 января. [По состоянию на 6 апреля 2016 г.].

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ), текст доктрины опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2014 г. № 298.

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии. Нью-Йорк, 1970. С. 151-155.

4. Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), текст акта опубликован в сборнике «Действующее международное право». Т. 1.

5. Быстрова Д.А. Государственный суверенитет и территориальная целостность РФ: проблемы соотношения // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 4. С. 10.

6. Гетьман Л.С. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Специально для системы ГАРАНТ, 2012.

7. Жеребцов А.Н. Международное право: Уч. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. // Специально для системы ГАРАНТ, 2015.

8. Кочкаров P.M. Конституционные основы суверенитета народов и нации и единство российской государственности: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 1997. 24 с.

9. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсоветском пространстве: Дисс. ... на соиск. докт. юрид. наук. М., 2010. 456 с.

10. Першин А.А., Ярлыченко В.В. Государственная граница: эволюция представлений // Вестник границ России. М.: Граница, 2001. № 1. С. 44-51.

11. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 10-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016.

12. А вот кому еще кусок Родины - матери?! // Комсомольская правда. 1997. 29 июля.

13. Энциклопедический словарь «Конституционное право России». М.: Юрид. лит-ра. В.И. Червонюк, И.В. Калинский, Г.И. Иванец, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.