Научная статья на тему 'The territorial integrity of Russia and the changing world'

The territorial integrity of Russia and the changing world Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / TERRITORIAL INTEGRITY / МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР / CHANGING WORLD / ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ / THE TERRITORY OF RUSSIA / УГРОЗЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ / THREAT TO THE TERRITORIAL INTEGRITY / УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / THE ESTABLISHMENT OF THE STATE BORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скулаков Роман Михайлович

Статья посвящена выявлению некоторых угроз территориальной целостности России в меняющемся мире. Автор обращает внимание на динамику территориальных преобразований в мире, характеризует состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The territorial integrity of Russia and the changing world»

Научные сообщения

Р.М. СКУЛАКОВ кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник ВНИИ ИБиС*

Территориальная целостность России и меняющийся мир

Ученые, изучая меняющийся мир, исследуют неожиданные изменения постсоветского общества, которые обусловили необходимость принципиального пересмотра социальных теорий, описывающих Россию и ее положение в мире1. Происходит переосмысление задач, стоящих перед обществом и Российским государством в процессе глобализации2. Не остаются без внимания и вопросы экономики, которые развиваются вместе с развитием общества, выявляются новые внешние и внутренние угрозы3. Изменения в мире и жизни России отражаются и в новых взглядах руководства страны4.

Мы можем наблюдать изменения во многих сферах человеческой деятельности - духовной, политической, экономической и т.д. Начало мировых преобразований исходит от конкретных государств, которые стимулируют изменения из-за своих потребностей. Очевидно, что изменения в мире зависят от конкретных государств и их развития.

Главным в жизни государства является его территориальная целостность, которую представляют как нераздельность, единство государственной территории и границы, сложившееся исторически. Обладая определённой

* Скулаков Роман Михайлович, e-mail: romans231078@gmail.com

1 См.: Мартьянов В. Россия в меняющемся мире // Свободная мысль, 2007, №. 6, с. 7-22.

2 См.: Кулаков А.В. О влиянии глобализационных процессов на пограничную безопасность Российской Федерации // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 2013, № 1,с. 7; Знание. Понимание. Умение, 2004, № 1, с. 47-59; 2005, №. 2, с. 44-55; 2005, №. 1,с. 94-104.

3 См.: Валентей С. Россия в меняющемся мире: внешние и внутренние вызовы // Вопросы экономики, 2002, № 3, с. 51 -64.

4 См.: Путин В.В. Россия в меняющемся мире: преемственность приоритетов и новые возможности // Вестник МГИМО, 2012, №. 4 (25), с. 7-11.

территорией, оформленной границей, государство совершенствует свою власть, право, экономику. В науке международного права единое определение территориальной целостности государства отсутствует.

По нашему мнению, территориальную целостность государства можно представить как обеспеченную общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и правовыми средствами государства, неприкосновенность, нераздельность государственной территории и границы, сформированной исторически и находящейся под государственным суверенитетом.

В настоящей статье рассмотрим некоторые угрозы территориальной целостности Российской Федерации в контексте изменений, происходящих в мире, развития государств и отношений между ними, а также поставить отдельные вопросы для решения и последующего сохранения целостности территории России.

Территория первых государств со времени их возникновения находилась под их особым контролем и охраной. Именно территория предоставляет личности, обществу и государству возможности существования своей естественной средой. С течением времени государства истощают материальную основу территории, поэтому стремятся к получению сырьевых ресурсов других территорий.

Россия всегда обладала большой территорией, затрачивала силы и средства для ее освоения, сохранения и преобразования. Россия расширяла свою территорию в основном мирным путём, в отличие от западных империй. Сохранение территории, обеспечение ее целостности является важнейшей проблемой любого государства и, конечно же, для России.

Обеспечение территориальной целостности государства напрямую влияет на жизнь людей, населяющих любую страну мира. В истории многих государственных образований этот вопрос неоднократно ставился на первое место и зачастую решался не столько мирным, сколько вооружённым путём.

Право, являясь регулятором общественных отношений, зачастую затмевается политическими решениями государств. Например, государства Запада поддерживают политическое самоопределение применительно к восточным государствам и активно требуют независимости Тибета, Каш-

мира, Белуджистана, Вазиристана и других регионов. Право должно быть однозначным в формулировании общего правила и соответствующим образом обеспечиваться. Поэтому существующие общепризнанные принципы и нормы международного права нуждаются в серьезном уточнении и преобразовании для существующих межгосударственных реалий.

В мире все чаще народы используют самоопределение, что приводит к изменению территориального состава государств. Оценки и реакции государств на процессы самоопределения очень разные несмотря на единое международное право. Негативную реакцию со стороны западных государств получил процесс самоопределения народов Крыма с последующим вхождением в состав России.

Представляется необходимым высказать свое отношение к реализации права народов Крыма на самоопределение. В условиях антиконституционного переворота на Украине пришедшая к власти группа лиц, активно поддерживаемая США, ликвидировала правовой порядок в государстве. Конституция Украины была нарушена и не действовала, разрушилась система государственного управления, повсеместно нарушались права человека, начался процесс стихийного перераспределения собственности граждан, юридических лиц, государства. Неконтролируемая ситуация в стране, где не обеспечиваются права и свободы граждан, расхищается имущество, нарушается функционирование предприятий и учреждений, начинают доминировать националистические настроения, окончательно разделила население. Автономная республика Крым сумела оперативно организоваться, не допустить на своей территории беспорядков, создать отряды самообороны, принять важные решения для своего будущего статуса и безопасности. Референдум в Крыму 16 марта 2014 г. имел правовую силу, поскольку нелегитимная власть в Киеве сделала невозможным реализацию законодательства Украины. Профессор В.А. Томсинов справедливо обосновал, что воссоединение Крыма с Российской Федерацией в полной мере соответствует нормам и принципам международного права, выраженным в Уставе ООН, международным конвенциям и декларациям, практике Международного суда

и международно-правовой традиции разрешения споров, возникающих в подобных ситуациях1.

Россия не могла игнорировать обращение Крыма об оказании помощи в защите граждан. Все государства в мире прекрасно знают и понимают значение Крыма и Севастополя для России. Впереди процесс международно-правового оформления государственной границы.

России как государству с большей территорией необходима надежная модель обеспечения территориальной целостности. Международное право отдает приоритет мирным способам разрешения конфликтов и споров. Нельзя забывать и о том, что государство может воспользоваться своими возможностями силового принуждения для обеспечения территориальной целостности. Важно выявить идеальное сочетание мирных и силовых способов решения территориальных вопросов. Угрозы территориальной целостности России постоянно наполняются новым содержанием и нуждаются в классификации для последующей успешной выработки мер обеспечения территориальной целостности.

Попытаемся выявить некоторые угрозы территориальной целостности России.

Во-первых, необходимо завершить международно-правовое оформление государственной границы. Государственная граница России полностью оформлена в международно-правовом отношении с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР и КНДР. Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Азербайджаном, Казахстаном и США. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Абхазией, Грузией, Южной Осетией и Японией. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Литвой, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной, Абхазией и Японией граница на море не оформлена.

Заключению договора о делимитации государственной границы предшествует долгий и кропотливый труд нескольких органов государства, который может осуществляться в течение нескольких лет. Итогом делимитации является заключение международного договора между госу-

1 См.: Томсинов В. Воссоединение Крыма с Россией с точки зрения международного права // Законодательство, 2014,№ 6, с. 10-27.

дарствами и приложения к нему, затем нанесение общего описания прохождения государственной границы на географическую карту. После делимитации начинается следующий этап установления государственной границы - демаркация, т.е. фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буёв и других).

Деятельность государственных органов по согласованию прохождения государственной границы ведётся постоянно, однако, в работе комиссий сопредельных государств возникают разногласия о принадлежности отдельных участков, что и не позволяет завершить процесс делимитации и демаркации. А незавершённое международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации является одной из угроз территориальной целостности, поскольку территория и ее пространственный предел до конца не определён и несогласованные участки в любой момент могут стать очагом разногласий с сопредельным государством.

Во-вторых, существенной характеризующей стороной государства является его экономическое развитие. Важно обратить внимание на неравномерность экономического развития регионов в России1. Современное развитие общества показывает, что характер экономической политики зависит от господствующей в обществе политической системы. Однако многие ученые подчеркивают, что никакие политические приоритеты не могут отменить действие экономических законов. Россия настолько большая по протяженности страна, что наиболее отдаленные регионы иногда могут и не ощущать заботу центра. Такие регионы, как Дальний Восток, Калининградская область уже давно активно взаимодействуют с сопредельными государствами. Отдельные сопредельные страны воздействуют на территории России экономическими методами.

Негативную реакцию отдельных сопредельных государств по поводу проявления интереса, рабочего визита представителей российских органов власти на отдалённые

См.: Неравномерное развитие регионов РФ // URL: http://www.mandi.ru/index.php/novosti-economid/44-o-neravnomemom-razvitN-regionov-rossii.html (дата обращения: 10.10.2014)

регионы мы можем наблюдать даже на уровне органов внешних сношений. Япония, например, традиционно негативно реагирует по поводу посещения Президентом Российской Федерации Курильских островов1. Надо отметить, что государство разрабатывает различные программы развития отдаленных регионов. Так, например, федеральная целевая программа развития Курил берет свое начало еще с 1994 г. Конечно, финансирование этой программы зависит от возможностей бюджета, в отдельные периоды финансирование было недостаточным2.

По нашему мнению, наиболее сложной задачей является повышение уровня социально-экономического развития отдалённых регионов. Российский народ, проживающий, например, на Курильских островах, должен постоянно ощущать принадлежность к России, а не к Японии.

Президент России ежегодно указывает на необходимость экономического развития регионов Российской Федерации, а именно:

- необходимость определить четкие механизмы и приоритеты бюджетных расходов, связанных с реализацией указов, и предусмотреть в бюджете средства на необходимую финансовую помощь регионам;

- регионы и органы местного самоуправления должны соблюдать строгую финансовую дисциплину, формулировать бюджеты по программному принципу и максимально оптимизировать свои расходные обязательства;

- проанализировать ситуацию с ростом долгов регионов и представить предложения по решению этого вопроса;

- создать систему, стимулирующую российские регионы к конкуренции в бизнес-сфере3.

Необходимо отметить, что сохранение территориальной целостности России в меняющемся мире является как внутригосударственной, так и международной проблемой. Усло-

1 См.: Медведев посетил оспариваемые Японией Курильские острова // URL: http://lenta.ru/news/2010/11/01/kuriles/ (дата обращения: 09.10.2014)

2 См.: Финансирование программы развития Курил увеличено на семь миллиардов рублей // URL: http://www.rg.ru/2012/05/24/reg-dfo/program-ma.html (дата обращения: 07.10.2014)

3 См: В.Путин обозначил перспективы экономического развития регионов РФ // URL: http://top.rbc.ru/economics/17/07/2012/660340.shtml (дата обращения: 16.10.2014)

вия и факторы, влияющие на территориальную целостность России, могут иметь внутренний и внешний характер.

Мир находится в постоянном развитии, что влечет за собой изменение межгосударственных отношений, распады государств. Процесс глобализации вынуждает государства на трансформацию своего права, экономики, политики, а также формируются новые угрозы обеспечения территориальной целостности. Российское государство имеет все необходимые силы и средства для противодействия негативным проявлениям меняющегося мира. Обеспечение территориальной целостности Российской Федерации позволит сохранить исторически сложившееся единство государственной территории, многовековые отношения народов, проживающих на территории России, исключить сепаратизм в регионах, который может повлечь жертвы среди населения, распорядиться в своих интересах природными ресурсами, планировать дальнейшее социально-экономическое развитие.

Скулаков Р.М. Территориальная целостность России и меняющийся мир. Статья посвящена выявлению некоторых угроз территориальной целостности России в меняющемся мире. Автор обращает внимание на динамику территориальных преобразований в мире, характеризует состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации.

Ключевые слова: территориальная целостность, меняющийся мир, территория России, угрозы территориальной целостности, установление государственной границы.

Skulakov R.M. The territorial integrity of Russia and the changing world. Article is devoted to revealing some threats Russia's territorial integrity in a changing world. The author draws attention to the dynamics of territorial transformations in the world, characterizes the state of the international legal formalization of the state border of the Russian Federation.

Key words: territorial integrity, changing world, the territory of Russia, threat to the territorial integrity, the establishment of the state border.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.