Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРЕДЕЛ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРЕДЕЛ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
404
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ТЕРРИТОРИЯ / TERRITORY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BORDER SECURITY / ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / PROTECTION OF THE STATE BORDER GUARD THE STATE BORDER / ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ / STATE BORDER SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Владимир Владимирович

Уважение государственного суверенитета - один из общеобязательных принципов конституционного права, из которого вытекает обязанность уважать верховную власть государства над своей территорией и его независимость. Пространственный предел действия государственного суверенитета определяется государственной границей, которая определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию с естественными богатствами и ресурсами. Никто не имеет права, как-либо вмешиваться по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Надежная охрана и защита пограничных рубежей - необходимое условие обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кудинов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State border as a spatial limit actions of State sovereignty

Respect for state sovereignty is one of the obligatory principles of constitutional law, from which flows the duty to respect the Supreme power of the state over its territory and its independence. The spatial limit of action of the state sovereignty is defined as the state border, which defines not only the limits of the territorial supremacy of the state, but it owned the territory, natural wealth and resources. No one has a right to interfere for any reason in the internal or external Affairs of any other state. Reliable protection of the border lines - a prerequisite for ensuring national sovereignty, territorial integrity and security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРЕДЕЛ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Конституционное и муниципальное право

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА КАК ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРЕДЕЛ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

КУДИНОВ Владимир Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Курганского государственного университета. E-mail: kudinov45@mail.ru

Краткая аннотация: Уважение государственного суверенитета - один из общеобязательных принципов конституционного права, из которого вытекает обязанность уважать верховную власть государства над своей территорией и его независимость. Пространственный предел действия государственного суверенитета определяется государственной границей, которая определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию с естественными богатствами и ресурсами. Никто не имеет права, как-либо вмешиваться по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела любого другого государства. Надежная охрана и защита пограничных рубежей - необходимое условие обеспечения государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

Abstract: Respect for state sovereignty is one of the obligatory principles of constitutional law, from which flows the duty to respect the Supreme power of the state over its territory and its independence. The spatial limit of action of the state sovereignty is defined as the state border, which defines not only the limits of the territorial supremacy of the state, but it owned the territory, natural wealth and resources. No one has a right to interfere for any reason in the internal or external Affairs of any other state. Reliable protection of the border lines - a prerequisite for ensuring national sovereignty, territorial integrity and security of the Russian Federation.

Ключевые слова: государство, суверенитет, территория, государственная граница, безопасность, национальная безопасность, пограничная безопасность, защита государственной границы, охрана государственной границы.

Keywords: State, sovereignty, territory, state border security, national security, border security, protection of the state border guard the state border.

Надежная охрана и защита пограничных рубежей - необходимое условие обеспечения суверенитета, территориальной целостности, экономической, энергетической и продовольственной безопасности Российской Федерации.

Государственная граница России - не только линия на географической карте, но и геополитическое пространство, в котором осуществляется разностороннее взаимодействие с другими государствами и народами.

Пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации определяется именно её государственной границей, которая определяет не только пределы территориального верховенства государства, но и принадлежащую ему территорию со всеми её материальными, естественными богатствами и ресурсами, составляющими часть географической среды.

Как известно, защита государственных интересов, обеспечение национальной безопасности любой страны осуществляются целой системой государ-

ственных и общественных организаций и учреждений, действующих на разных управленческих уровнях, различными силами, средствами и ресурсами, используемыми на тех или иных рубежах как в централизованном, так и в децентрализованном порядке.

Не случайно еще в начале прошлого века выдающийся российский философ Н.А. Бердяев определил смысл и историческое предначертание безопасности России как исключительно оборонительное, испокон веков носящее пограничный характер.

Вместе с тем как само государство начинается с границы, так и защита ее суверенитета, территориальной целостности, национально-государственных интересов, обеспечение национальной безопасности начинаются в большинстве ее аспектов именно с государственной границы. При этом государственная граница России провозглашена границей добрососедства, взаимной безопасности, мирного разрешения возникающих вопросов при сохранении суверенитета и территориальной целостности государства. Однако под воздействием внешних и

внутренних сил резко ухудшилось геополитическое и геостратегическое положение России, возник ряд новых угроз ее безопасности.

Проблема государственного суверенитета всегда привлекала внимание общественных деятелей, юристов, правоведов, так как это имеет не только теоретическое значение, но и приобретает непосредственное государственно-политическое значение в эпоху глобализации.

Термин «государственный суверенитет» (от фр. souverainete - верховенство) был введен французским ученым Жаном Боденом. «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства над гражданами и подданными». Теория государственного суверенитета, созданная Ж. Боденом, представляла собой синтез политических и юридических начал; слабое развитие международных отношений на момент создания данной теории дает нам право утверждать, что доктрина суверенитета была обусловлена социальными процессами, происходившими внутри государств. В то время понятие «суверенитет» отождествлялось с самой государственной властью[11].

В теории естественного права суверенитет относится не к форме или какому-то одному качеству политической власти, а непосредственно к самой власти. Несмотря на различие взглядов представителей концепции естественного права, все были едины в том, что происхождение суверенитета имеет непосредственное отношение к первоначальному акту создания государства в полном соответствии с договорной теорией и с законом природы, который предшествовал позитивному праву, возникшему при создании государства. По вопросу о субъекте суверенитета в теории естественного права можно выделить два направления: отстаивающее «народный суверенитет» [7] и «суверенитет правительства» [13].

В современной политической науке исследователи термин «суверенитет» употребляется как синоним слова независимость, при этом выделяют два вида государственного суверенитета: внутренний, который связан с возможностью государства распоряжаться своей территорией, с изданием законов и контролем их осуществления и внешний суверенитет, который означает, что государство контролирует территорию своей страны в пределах государственных границ, проводит независимую внешнюю политику (независимость на международной арене) при этом у других государств нет права контролировать данную территорию (или покушаться на

нее) и навязывать свою «политическую волю»[21].

Идею государственного суверенитета Руссо развил Г.В. Гегель, который считал, что суверенитет и государство - неразделимы, а о народном суверенитете можно говорить лишь в том смысле, что народ самостоятелен и составляет собственное единое го-сударство[9].

Впервые в России идея суверенитета государственной власти теоретически была сформулирована волоцким игуменом Иосифом Саниным в сочинении «Просветитель» в 1503 г. (за 75 лет до работ Бо-дена) и воплощена в понятие самодержавия московских государей, означавшем верховенство царской власти и ее независимость от власти не только других государств, но и князей. Царь, отмечал Санин, обладает всей полнотой верховной власти «...он властию же подобен высшему Богу». Из верховного характера царской власти Санин выводил и решение вопроса о соотношении власти царя и власти удельных князей. Если власть удельного князя, считал он, «имеет постановление от Бога только на «Божеском отечестве», то есть на княжеском уделе и действительна лишь в пределах этого удела, то власть царя происходит от Бога - на «божеском престоле», то есть на всей русской земле и простирается в отношении всех подданных, включая и удельных князей» [10].

В конституционном праве России отмечается, что государство, являясь официальным представителем народа, выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и свободы лишь тогда, когда оно является суверенным, при этом под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти как на территории своей страны, так и в отношениях с другими странами. Источником власти, а также создателем и носителем государства является народ, из суверенитета которого непосредственно вытекает государственный суверенитет. Именно волеизъявление народа порождает государственную власть, он же является гарантом суверенитета, так как любое покушение на независимость государства или умаление верховенства власти означает нарушение интересов народа.

В исследованиях по конституционному праву чаще выделяют два важнейших признака государственного суверенитета: верховенство государственной власти и независимость государственной власти. Так М.Н. Марченко, выделяя две стороны государственного суверенитета - формально-юридическую и фактическую, рассматривает первую в качестве

своеобразной политико-правовой формы государственного суверенитета, а вторую - как его материальное содержание. Ученый отмечает, что при сохранении в неизменном виде своего юридического содержания (совокупности суверенных прав и свобод государства), а точнее своей юридической (политико-правовой) формы, суверенитет государства в процессе изменения - наполнения реальными прерогативами или, наоборот, выхолащивания - государственной власти соответственно изменяет свое фактическое, материальное содержание. Крайними пределами данного процесса являются, с одной стороны, наполнение всех ветвей государственной власти, а вместе с тем и государственного суверенитета реальным политико-правовым и материальным содержанием. Это нормальное состояние государственной власти и, соответственно, государственного суверенитета. А с другой - их полное выхолащивание, сведение государственной власти и государственного суверенитета лишь к их политико-юридической форме и к аналогичному - формально-юридическому содержанию[17].

Сопоставляя понятия целостности и суверенитета государства, необходимо отметить, что общепризнанной является трактовка, согласно которой суверенитет представляет собой единство двух компонентов, присущих этой социально-культурной системе: верховенстве (полноте власти) на своей территории и независимости в международных отношениях^]. Как указывает Н.А. Ушаков, эти две характеристики непрерывно связаны между собой, предопределяют друг друга и взаимно обусловлены, суверенитет - «юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству» [20].

Следует отметить, что различные трактовки суверенитета обозначились не позднее эпохи Возрождения и Реформации. Французский мыслитель Жан Боден определил суверенитет как абсолютную (то есть ничем не ограниченную) и постоянную власть. Неотъемлемыми чертами суверенитета этот автор считал единство и неделимость. Как указывает А.Н. Кольев, «представление о делимом суверенитете создает массу проблем с его описанием и фактически делает само понятие «суверенитет» крайне неудобным...Напротив, концепция неделимого суверенитета достаточно проста и удобна для того, чтобы по нескольким признакам фиксировать наличие или отсутствие суверенитета у данного политическо-

го субъекта» [14].

Г. Гегель, обосновывая концепцию суверенитета, понимал государство как целостность или как он называл ее сам - тотальность, в основе которой идея неотторжимой целостности государства, в рамках которой ни одна часть не может иметь самостоятельного существования[9].

М.А. Краснов и В.А. Кряжков полагают, что территориальная и государственная целостность Российской Федерации являются одним из проявлений ее суверенитета [15].

Разумеется, формально юридический аспект государственного суверенитета, также как и государственной власти, имеет важное, а в ряде случаев, связанных, например, с борьбой народов за свою независимость, - решающее значение. В этом смысле его нельзя недооценивать. Однако в процессе повседневной жизни и деятельности государства доминирующую роль в содержании государственного суверенитета неизменно играет все же его практический, материальный аспект. Утрата государственным суверенитетом последнего фактически означает, что данный государственный феномен, проявляющийся в виде верховенства государства внутри страны и его независимости вовне, потерял свою практическую значимость и превратился из реального государственного суверенитета в формальный [8].

Ограничение или даже полное лишение материального аспекта в содержании государственного суверенитета, однако, не означает прекращения его существования. Речь идет лишь о сокращении материальных и иных возможностей его проявления и осуществления, но не об исчезновении или формально-юридическом ограничении государственного суверенитета как такового. Последний как свойство, признак, принцип, наконец, как главная предпосылка международной правосубъектности государств при этом не только сохраняется, но и при возникновении соответствующих условий вновь активно проявляется и укрепляется. Это происходит в силу того, что в повседневной действительности реальный государственный суверенитет, будучи по своей природе и характеру формально-юридическим феноменом, одновременно является и материальным феноменом [17].

Фактическую сторону государственного суверенитета составляет государственная власть в виде компетенции и полномочий органов государственной власти. Для России в настоящее время характерно наличие самостоятельной, независимой и пуб-

личной власти, как признак демократического, правового государства. По мнению О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, формами публичной власти являются государственная власть и муниципальная власть[16]. Для государственной власти присущи принципы, которые обеспечивают на практике процесс эффективного демократического государственного управления. К одному из основных принципов, закрепленному ст. 10 Конституции России, ученые относят разделение власти на три ветви[19].

Соответственно, совершенно четко отметил А.Б. Барихин, что суверенитет понимается как полнота всех ветвей власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения[22]. Посредством трех ветвей власти в России выполняются различные сложнейшие функции государства.

В первую очередь, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации «меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» - возложены на Президента Российской Федерации. Глава государства подписывает международные договоры, определяющие статус государственной границы Российской Федерации. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, регулирующие деятельность органов государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Так, п. «д» ст. 106 Конституции закрепляет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятый Государственной Думой федеральный закон по вопросам статуса и защиты государственной границы Российской Федерации[1].

Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730 - I «О Государственной границе Российской Федерации», а также Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» перечисляют федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями в сфере охраны и защиты государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, видно, часть элементов фактической стороны содержания суверенитета -это компетенция и полномочия органов власти по

обеспечению безопасности в пограничной сфере.

Защита и охрана государственной границы и приграничной территории являются частью системы обеспечения безопасности России. Именно здесь ежедневно и ежечасно соприкасаются национальные интересы сопредельных государств и поэтому геополитические и геостратегические изменения, которые произошли на государственной границе и приграничной территории России в 90-е гг. ХХ в., так или иначе, отразились на политическом, административном, экономическом, военном, правовом положении не только государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, но и стран дальнего зарубежья. Образование Содружества Независимых государств (далее - СНГ), Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) и создание Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь оказывают влияние на функционирование государств, на их базовые институты, а значит и на суверенитет, который остается основой конституционного строя большинства государств.

Характерными чертами таких объединений является не только передача им государствами-участниками суверенных функций по управлению (не только) экономическими отношениями государств-партнёров, но и совместная единая внешняя политика, международное взаимодействие с другими участниками международных экономических отношений, а также защита и охрана государственной границы с учетом того, что суверенитет есть верховенство власти внутри страны и ее независимость на внешней арене.

Некоторые исследователи и политики традиционные определение государства и понимание государственного суверенитета ставят под сомнение, и на государство смотрят как на изживающий себя общественный институт, в котором современный мир не нуждается. Принимая за основу формирование общемирового политического порядка, правового и экономического пространства, на место государства пытаются поставить мировое сообщество (или объединения, например Европейский Союз), исходя из интересов которого должна проводиться политика субъектов, которые входят в его состав. Такая политическая структура в современных условиях представляется некоторым ученым наиболее актуальной, соответственно, происходит отрицание ими суверенитета как необходимого и значимого качественного признака государства. В некоторых случаях государственный суверенитет заменяется народным или на-

циональным суверенитетом или рассматривается не как самостоятельный правовой феномен, а как производное от них явление.

В то же время в различных нормативных правовых актах, высказываниях некоторых государственных деятелей и политиков, ученых-юристов, указывается на фундаментальный характер принципа суверенной государственности. В конечном итоге это предполагает верховенство государственной власти стран на своей территории и независимость государств в отношениях друг с другом при осуществлении ими своей политики.

Как отметил Президент России, ЕАЭС, прежде всего, это равноправие, прагматизм и взаимное уважение. Это сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета всех стран-участниц [3].

Так, например, в соответствии со ст. 79 Конституции Республики Беларусь «Президент Республики Беларусь принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти» [4].

Согласно Конституции России суверенитет Российской Федерации выражается через три главных положения: суверенитет распространяется на всю территорию Российской Федерации; Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации; Российская Федерация обеспечивает неприкосновенность, единство и целостность своей территории.

Суверенитет Республики Казахстан распро-

страняется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не отчуждаемость своей территории[5]. Из Конституции Кыргызской Республики следует, что Правительство Кыргызстана обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка[6].

Таким образом, пространственный предел действия государственного суверенитета России определяется ее государственной границей, а с учетом образования единых экономических и политических союзов (государств), таких как ЕАЭС, СНГ или Союзное государство России и Белоруссии, необходимо использование специального термина схожего с понятием «суверенитет», поскольку политика страны-партнера должна быть направлена на обеспечение неприкосновенности и целостности территории этих государств, защиту их общих и национальных интересов в едином экономическом и пограничном пространстве.

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем ее суверенитета и единственным источником власти. Государственная же граница России обозначает предел суверенитета этого многонационального народа, его сущность и неделимость. Суверенитет распространяется на всю территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность своей территории. Государственная граница выступает важнейшей формой, средством обеспечения этой целостности и является важнейшим барьером, препятствующим действиям экстремистских и сепаратистских сил, стремящихся разрушить единство и территориальную целостность Российской Федерации.

Библиография:

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

Конституция Российской Федерации // Росс. газ. 1993. 25 декабря. [По состоянию на 30.03.16.]. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 // Рос. газ. 2012. 22 мая. [По состоянию на 06.10.16.].

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г., текст послания опубликован в «Парламентской газете» от 5-11 декабря 2014 г. № 43.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII [Электронный ресурс]: (В редакции Решений республиканского референдума от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. № 1) (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.05. 2016).

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [Электронный ресурс]: (по состоянию на 2 февраля 2011 г.) (дата обращения 20.06. 2016).

Конституция Кыргызской Республики Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 г. [Электронный ресурс]: (c) VES Consultancy LLC (дата обращения 20.07. 2016). Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М., 1993. С. 71.

Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок: монография. М.: Магистр: ИН

ФРА-М, 2010. С. 62.

9. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

10. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире. М., 1998.

11. Дегтярева М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Полис. 2000. № 3. С. 63.

12. Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - («Высшее образование») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. М.: Форум. 2008.

13. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. Режим доступа: http://savelev.ru/book/?ch=87.

14. Краснов М.А., Кряжков В.А. Толковый словарь конституционных терминов и понятий. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 394.

15. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2007. С. 4.

16. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 18.

17. Морозова Л.А. Теория государства и право: учебник. М.: Юрист, 2004. С. 50-51.

18. Россинский Б.В. Административное право: учебник. 4-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2009. С. 52.

19. Ушаков Н.А. Международное право: уч. издание. Режим доступа: http: www/bibliotekar.ru/ mezhdunarodnoe-pravo-1/26.htm.

20. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 431.

21. Большая юридическая энциклопедия / Под ред. А.Б. Барихина. М.: Книжный мир, 2010. С. 819.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.