Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свешникова В.В.

В данной статье дается оценка действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Тюменской области. Определены основные направления деятельности государства в реализации мер поддержки. Проанализированы основные показатели малого предпринимательства за последние 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Расчетный метод исчисления налоговой выгоды налогоплательщика базируется на совокупности общих предположений: предпринимательская деятельность неизбежно сопровождается несением расходов; в определенных экономических условиях должен быть осуществлен определенный расход, соответственно финансовые результаты предпринимательской деятельности достоверно свидетельствуют о неизбежном факте и размере расхода.

В основу расчетного метода определения сумм налоговой выгоды положена презумпция сопоставимости у налогоплательщиков, занимающихся в сходных экономических условиях одним видом предпринимательской деятельности, размера объективной, потенциально неизбежной налоговой выгоды, без которой невозможно появление налоговой базы.

При очевидном факте получения налогоплательщиком дохода от реализации товаров, не имеющих достоверного и надлежащего документального подтверждения их приобретения, необходимо определение налоговой выгоды по аналогии, приблизительный размер которой доказывают налогоплательщик и налоговый орган, в ходе налогового контроля или налогового спора.

Применение расчетного метода исчисления налоговой выгоды налогоплательщика допустимо как в отношении его отдельных хозяйственных операций, так и предпринимательской деятельности в целом. Поэтому, автором предлагается комбинированный способ определения налоговой выгоды налогоплательщика. В неоспариваемой налоговым органом части исчислять ее на основании документов налогоплательщика прямым методом, а в неподтвержденной документами либо в оспариваемой части следует применять расчетный метод.

Список литературы:

1. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки. - Пг., 1925. - 274 с.

2. Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. - М., 1897. - 319 с.

3. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. - М. - 263 с.

4. Ильин А.В. Взаимосвязанное налогообложение в современной России / А.В. Ильин. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. - 254 с.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Свешникова В.В.*

Финансово-экономический институт Тюменского государственного университета, г. Тюмень

В данной статье дается оценка действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в Тюменской области. Определены ос-

* Студент магистратуры.

новные направления деятельности государства в реализации мер поддержки. Проанализированы основные показатели малого предпринимательства за последние 5 лет.

Ключевые слова экономика, малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются основой для развития экономической и социальной стороны жизни населения, и на развитие региона в целом. Благодаря малому бизнесу возможно улучшение конкуренции на рынке, повышается количество занятого населения, используется больше новых технологий, создаются современные производства. В России малое предпринимательство начало формироваться в 1987-1991 гг.

Формированию данного сектора экономики способствовало появление различных законодательных актов. Первые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность малого предпринимательства, относили к ним малому бизнесу предприятия со средним числом ежегодно занятых работников не превышающим 100 человек. Затем была введена дифференциация по отраслям и предельные значения годовой выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но без эффективного саморегулирования и государственной поддержки малое и среднее предпринимательство не способно нормально функционировать и развиваться.

Помимо государственной финансовой поддержки помощь малому и среднему бизнесу оказывают также субъекты Российской Федерации. Так и Правительство Тюменской области проводит целенаправленную политику по поддержке этой группы субъектов хозяйствования. Постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 года №688-п была утверждена государственная программа «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года», которая разработана в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Тюменской области от 05.05.2008 № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области».

Благодаря своему удобному географическому положению, разнообразным природным условиям, развивающейся инфраструктуре, Тюменская область имеет все шансы для динамичного развития малого предпринимательства.

Малые предприятия в Тюменской области заняты в сфере оптовой и розничной торговли, сфере операций с недвижимым имуществом, строительстве и обрабатывающих производствах.

Рассмотрим, как изменились основные показатели малого предпринимательства в Тюменской области в 2010-2015 годах (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности организаций малого предпринимательства в Тюменской области

Показатель 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год (янв.-сент.)

Количество предприятий, единиц 4633 5124 5801 5880 5886 6093

Средняя численность работников, человек 149919 157491 162003 167106 161243 159049

Оборот малых предприятий, тыс. руб. 313784519 389131089 479203095 516437428 508460234 356883391

Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 2494985 5590282 3907355 2263991 1876074 848422

Источник: составлено автором на основе статистических данных [4].

За исследуемый период в Тюменской области наблюдается увеличение количества малых предприятий на 1460 организаций или на 31,5 %, а средняя численность работников, занятых на них сократилась в 2014 году в связи с началом кризисных явлений в экономике, которые нашли отражение и на рынке труда - участились случаи сокращения штата компаний и наблюдались минимальные темпы роста заработной платы.

Малый бизнес укрепляет свое положение в экономике Тюменской области, так как до 2014 г. с каждым годом увеличивался оборот малых предприятий. Но большая доля оборота предприятий приходится на продажу товаров несобственного производства. Это связано с тем, что в сфере торговли оборот капитала осуществляется быстро, риск банкротства низок и не требуется большой первоначальный капитал.

Сектор малого предпринимательства в последние годы в Российской Федерации (кроме 2013 года) и на Юге Тюменской области активно развивается. Согласно данным табл. 2, количество малых предприятий в 2015 году превысило 242 тыс. На территории Уральского Федерального округа сосредоточено 8,2 % всех малых предприятий страны. Наибольшее количество малых предприятий по Тюменской области зафиксировано на Юге области.

Таблица 2

Количество малых предприятий

Территория 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год (янв.-сент.)

Российская Федерация 219688 231562 243069 234537 235579 242644

Уральский федеральный округ 14312 16540 20726 19786 18214 19978

Тюменская область, всего: 4633 5124 5801 5880 5866 6093

ХМАО 1928 2186 2396 2319 2254 2497

ЯНАО 484 540 622 622 600 632

Юг области 2221 2398 2783 2939 3012 2964

Источник: составлено автором на основе статистических данных [4].

Решающим значением развития малого бизнеса является повышение эффективности проводимой правительством и региональными органами власти политики по поддержке малого бизнеса в этом и других направлениях.

В Тюменской области государственную поддержку малого предпринимательства реализует Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, он тесно сотрудничает с фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области», которое было образовано в марте 2013 года с целью создания возможностей для реализации инвестиционных проектов и инициатив. Во многом Инвестиционное агентство стало правопреемником Фонда развития и поддержки предпринимательства, существовавшего с 2001 года, вместе с 2010 по 2015 год они выдали 423 целевых и инвестиционных займов на сумму 1951,6 млн. руб.

Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области реализует государственную программу в Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» посредством следующих мероприятий:

- субсидирование первого взноса по договору лизинга в размере до 3 млн. рублей (планируется до 5 млн. руб.) по каждому договору лизинга. Размер субсидии по возмещению затрат на оплату первого взноса не может превышать 50 % первоначальной стоимости предмета лизинга по договору;

- субсидирование лизинговых платежей из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент уплаты лизингового платежа субъектом малого и среднего предпринимательства, но не более 70 % от фактически произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат на уплату лизинговых платежей в текущем году;

- возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита (до 10 млн.руб.), привлеченных для реализации инвестиционных проектов, с целью: технического перевооружения, модернизации, реконструкции, строительства новых производственных площадей; модернизации, реконструкции, строительства нежилых помещений, зданий и сооружений, за исключением объектов торгового назначения; приобретения нежилых помещений для размещения частных детских садов;

- субсидия субъектам туристской индустрии Тюменской области, реализующим деятельность по организации внутреннего и въездного туризма в Тюменской области в лечебно-оздоровительных, культурно-познавательных, охотничье-рыболовных и деловых целях. Возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (до 1,5 млн. рублей);

- грантовая поддержка начинающим предприятиям и другие.

Инвестиционное агентство курирует два фонда: Фонд микрофинансирования Тюменской области и Гарантийный фонд. Фонд «Микрофинансовая организация предпринимательского финансирования Тюменской области» образован с целью повышения доступности финансовых ресурсов для бизнеса, в том числе для стартапов. Микрозаймы выдаются на сумму до одного миллиона рублей под 10 % годовых, на срок до 36 месяцев. В 2013 году Фонд начал сотрудничать с Российским Банком поддержки малого и среднего предпринимательства. За 2010-2015 годы фондом было выдано 2429 микрозаймов на сумму 1123,8 млн. руб.

В рамках программы «Гарантийный фонд» предоставляются поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по их обязательствам перед банками, участвующими в программе (ОАО «МДМ Банк», ОАО «УралТрансБанк», ОАО «Банк УРАЛСИБ», ОАО АКБ «АК БАРС», Банк СБРР, Коммерческий банк Союзный, Инвестиционный торговый банк и Внешпромбанк). Размер одного поручительства не может превышать 50 % от суммы обязательств в части возврата фактически полученных сумм кредита и процентов, но не более 14 млн. рублей, предоставляется по кредитам со сроком от 1 года до 5 лет. Поручительство Инвестиционного агентства является возмездным, размер вознаграждения - 2 % от суммы предоставляемого поручительства. За 2010-2015 годы фондом выдано 276 поручительств на сумму 790,6 млн. руб.

В соответствии с ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области, который является консультативно-совещательным органом, образованным с целью обеспечения взаимодействия и координации деятельности общественных и некоммерческих объединений предпринимателей и других организаций для более интенсивного развития малого и среднего предпринимательства Тюменской области и более эффективного взаимодействия с органами государственной власти.

В июне 2015 года на базе Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» создан Центр поддержки предпринимательства, главными направлениями деятельности которого являются реализация мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности и начала собственного дела, в том числе путем организации и проведения веби-наров, круглых столов, конференций, семинаров, иных публичных мероприятий, а также издания информационных пособий; организация и проведение обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, в Тюменской области создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, объекты которой осу-

ществляют целенаправленную финансовую поддержку. Развитие малых предприятий способствует созданию новых рабочих мест, снижению уровня безработицы, а также способствует формированию региональных и местных товарных рынков. Правительство Тюменской области оказывает обширную поддержку малого и среднего бизнеса, реализующим инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития региона.

Список литературы:

1. Абышева А.В. Малое предпринимательство Тюменской области: опыт развития и ориентиры на будущее // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2011. -№ 1-3. - С. 63-69.

2. Деловой портал Правительства Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/.

3. Областной бизнес-инкубатор. Тюменская область [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.incubator72.ru/business-support/tsentr_eks-porta/.

4. Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий). Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/ inst-preob/tab-mal_pr.htm.

5. Официальный сайт поддержки малого и среднего бизнеса Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tmb72.ru/.

6. Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 688-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW026;n=89981.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tumstat.gks.ru.

8. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_157188/.

9. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.