Гостиный двор. История и современность
И.А.Прокофьева
История торговых сооружений в Москве имеет свою специфику, связанную с экономическими, политическими и социальными преобразованиями в России. До 1769 года вся розничная торговля была сосредоточена на рынках и в торговых рядах, для которых в городе были отведены специальные места. Оптовая торговля располагалась на территории Гостиного двора, построенного еще в 1595 году в Китай-городе. И только после того, как «указом Екатерины II в 1769 году было разрешено торговцам иметь магазины и лавки не только в торговых рядах и на рынках, а и в жилых домах на улицах, в Москве до 1812 года было построено множество двух-, трехэтажных домов с торговыми лавками и магазинами в первом этаже и квартирами в верхних этажах. Особенно много таких домов было в Китай-городе, на Никольской, Ильинке и Москворецкой улице, а в Белом городе - на Тверской, Петровке, Кузнецком мосту, Мясницкой и Маросейке» [26, с. 206]. Таким образом, в Москве, в отличие от европейских городов, только в конце XVIII века повсеместно появились самостоятельные розничные магазины, принадлежащие частным лицам. К середине XIX века в Москве существовали следующие типы торговых сооружений:
• небольшие розничные магазины, расположенные в первом этаже жилого дома, являющегося частным владением;
• торговые ряды, объединяющие под одной крышей значительное количество розничных магазинов, каждый из которых имел свой самостоятельный вход с улицы (торговые ряды принадлежали торговым обществам и товариществам);
• Гостиный двор - центр оптовой торговли в Москве, занимающий целый квартал Китай-города. Внутренний двор, являвшийся местом для разгрузки и склада товара, был окружен по всему периметру двухэтажными корпусами единого здания, в помещениях которого располагались магазины и конторы. Все они, так же как и магазины в торговых рядах, имели на первом этаже свои собственные входы с улиц. В середине XIX века это сооружение являлось собственностью Торгового общества «Гостиный двор», членами которого были владельцы всех помещений, расположенных в этом здании.
История Гостиного двора интересна тем, что она показывает традиции строительства крупных общественно-торговых сооружений, сложившиеся к середине XIX века в Москве.
Еще в XV веке по указу Ивана III были расширены перекрестки центральных улиц, на которых планировались гос-
тиные дворы. Здание Гостиного двора на улице Ильинке было построено при Борисе Годунове в 1595 году и перестроено в 1641 году. Поднимая вопрос о старом здании Гостиного двора, Я.А.Брюс сообщает: «Здесь в Китай-городе состоит каменный Гостиный двор, построенный... с весьма давних лет, в оном имеются лавки с палатками, амбары и погреба, в которых все здешнее купечество складывает и хранит свои товары» [25, с. 205-206].
Гостиный двор, просуществовавший до конца XVII века, был построен на казенной земле, «казенным иждивением» (т.е. за государственный счет). Ремонт Гостиного двора в разные времена производился за счет казны из Камер-коллегии. Восстановительные работы производились редко, средств для ремонта выделялось мало, все это привело к полному разрушению здания. М.С.Гастеев так описывал состояние, в котором находилось это сооружение к середине XVIII века: «...Гостиный двор старый и новый обветшал: упала крыша, обвалились кирпичи, камни, лавки и т. д., никто поправить и не додумал, т. к. были они наемные. Стены растрескались на все улицы» [8, с. 110].
В 1775 году Гостиный двор отдается в казну по неплатежу, однако темпы его разрушения уже не позволяли восстановить старое здание, о чем свидетельствуют сообщения Я.А.Брюса императрице Екатерине II, относящиеся к 1786 году: «А как помянутый двор по свидетельству архитектора и Управы Благочиния пришел в совершенную ветхость и угрожает разрушением и падением, так то кирпич и белый камень из стен во многих местах уже выпадает. А равно крыша, стены и столбы начали обваливаться, отчего не токмо торгующие в магазейнах, но како оной двор положение имеет на четырех улицах, то проходящие и проезжающие подвергаются крайней опасности. А паче от находящихся на воротах башен, которые из перпендикуляра вышли и совсем наклонились» [26, с. 206]. Старый Гостиный двор и остальную застройку квартала было решено снести и выстроить на весь квартал здание нового Гостиного двора.
История создания проекта нового Гостиного двора началась именно в 1760-е годы, когда стало очевидным неблагополучие старого Гостиного двора. Еще в 1767 году архитектор П.Розберг по поручению Сената составил «прожект» на постройку нового Гостиного двора. Но до 1775 года дело не двигалось. В 1776 году он «ученил новый прожект» [26, с. 212], однако эти проекты не были утверждены. Тогда Екатерина II предлагает итальянскому архитектору Джакомо Кваренги в числе других работ по торговым рядам на Красной
1 2010 41
площади «переделать старый план Гостиного двора, сочиненный в Москве» [8, с. 127]. Представленный проект Кваренги и был утвержден для строительства нового сооружения.
По проекту Кваренги здание Гостиного двора охватывало по периметру весь квартал между Ильинкой и Варваркой, Хрустальным и Рыбным переулками. Его протяженные фасады со скругленными углами имели единую общую тему - аркаду, высота колонн которой была равна двум этажам. Обширный внутренний двор, разделенный поперечным корпусом на две части, в свою очередь был декорирован мощными тосканскими пилястрами. Однако проект был сделан без требуемого знакомства с натурой. Значительный уклон местности, падающий к Варварке, повлиял на архитектурный облик сооружения. По Варварке был значительно увеличен цоколь, а колонны для сохранения уровня карниза имеют разную высоту практически по всему периметру объекта. В результате задуманное как двухъярусное, сооружение обрело переменную этажность - два-три этажа. Не был осуществлен и поперечный корпус во дворе. По традиции русских торговых рядов новый Гостиный двор имел ячеистую структуру -каждая ячейка состояла из подвала для складирования товаров и лавок в первом и втором этажах. Каждый магазин имел свой собственный вход с улицы.
Из-за отсутствия денег в городской казне на возведение нового сооружения в 1789 году был издан указ с условиями продажи старого здания и земли, и Гостиный двор был распродан московскому купечеству с аукциона. Из документов следует, что в 1790 году «по поручению князя А.А.Прозоровского распродажей мест под новое строение Гостиного двора занимался городской архитектор С.П.Карин» [29, с. 15]. Распределение мест происходило стихийно - «кто явился, тому и давал» [29, с. 15 ].
Тем не менее, за короткий период времени все участки были распроданы, и в марте 1790 года территория, на которой предстояло построить новое здание, уже принадлежала
коллективу владельцев, которые и должны были возводить единое здание по общему проекту, утвержденному и подписанному императрицей Екатериной II.
Гостиный двор планировали построить в 1797-1798 годах, однако же стихийное распределение мест привело к тому, что строительство началось одновременно с разных мест, и «одни выводили оба этажа, другие - один, а многие отдавали свои места под лавочки» [8, с. 127], не начиная строить. Подобные проблемы были закономерны. Строительство большого общественно-торгового сооружения, объединяющего множество частных контор и магазинов, требовало единой организации и управления в лице торгового общества, с одной стороны, и строгого контроля в лице городских властей, с другой.
Из-за плохой организации строительства Гостиный двор к концу XVIII века не был завершен. К тому же все работы, связанные с ним были остановлены, так как Павел I, сменивший на престоле Екатерину II, в 1797 году издал указ: «Вновь гостиных дворов не строить и чтобы лавки, нужные для товаров, были в домах» [30, л. 7] Строительство Гостиного двора совсем прекратилось, и городские власти возбудили ходатайство перед императором о достройке Гостиного двора, так как «он является безобразным на вид» [30, л. 7]. С высочайшего соизволения окончание постройки было отсрочено на пять лет. Для скорейшего завершения постройки Гостиного двора в 1803 году с застройщиков взяли расписки, связавшие их конкретными сроками строительства и обязавшими их вести работу согласованно. Результат сказался, и к 1806 году число лавок заметно возросло. Последним был застроен угол Варварки и Рыбного переулка. В 1839 году новое здание Гостиного двора было окончательно завершено. Руководил завещающим этапом строительства архитектор О.И.Бове.
В XIX веке Гостиный двор представлял собой периметральную застройку в едином стиле, внутри которой находился обширный двор для разгрузки и складирования
Гостиный двор. Вид со стороны улицы Ильинка. Здесь и далее фотографии автора
42 1 2010
товара. Это сооружение имело пять проездных арок: две -на Хрустальный переулок, две - на Рыбный переулок и одну - на улицу Варварку. Товарообмен и договоры происходили в торговых помещениях, каждое из которых имело самостоятельный вход с улицы. Во дворе же между приказчиками, торговцами мелким товаром нередко происходили конфликты, процветало мелкое и крупное мошенничество, иногда заканчивающееся поножовщиной. «Постоянные разборы жалоб заставили власти обратиться к купцам с настойчивой просьбой: выработать правила и систему защиты своего места и товара, что и было сделано» [30, л. 7]. Эти правила отражают атмосферу жизни Гостиного двора, систему взаимоотношений его владельцев, общие обязанности по поддержанию облика здания в «приличном» виде и едином стиле, «согласно проекту».
Таким образом, история Гостиного двора показала всю сложность коллективного владения и строительства, выявила ряд проблем, связанных с возведением крупных общественно-торговых сооружений, которые были впоследствии разрешены при строительстве новых типов общественно-торговых сооружений в середине XIX - начале ХХ века в Москве.
В советское время Гостиный двор утратил свою основную - торговую функцию, в нем размещались многочисленные офисы и конторы. Ремонт здания, как и в XIX веке, совершался отдельными арендаторами. Реставрационные работы вообще не проводились.
В 1994 году УГК ОИП г. Москвы было вынуждено констатировать неудовлетворительность общего технического состояния Гостиного двора.
На территории Гостиного двора были проведены археологические раскопки. Охранные исследования начались здесь в 1995 году в связи с реконструкцией комплекса и освоением его подземного пространства и продолжались до 1998 года.
Работы проводились Центром археологических исследований Государственного Управления охраны памятников (ЦАИ ГУОП). За год был изучен культурный слой около 6 метров, прослежено около 200 сооружений XII-XVII веков: жилые и хозяйственные срубные постройки, водоотводы и колодцы. О том, что место издревле являлось средоточием торговли, свидетельствуют 80 найденных русских и западноевропейских товарных пломб и около 400 серебряных и медных русских монет XV-XVII веков ручной чеканки. Эти находки имеют большое значение для изучения внешних связей Московского государства того времени. Они позволяют проследить развитие экономики Москвы и формирование Всероссийского торгового рынка. Некоторые предметы относятся к домонгольскому периоду (ХП-ХШ века). Ряд находок подтверждает факт более раннего освоения данной территории.
Реконструкцию Гостиного двора разрабатывала Мастерская №13 «Моспроект-2». Руководитель мастерской В.И.Кузь-
Гостиный двор. Зал-атриум
2010
43
1
мин предложил перекрыть внутренний двор свегопрозрачным покрытием, повторяющим систему ГУМа. Являясь уникальным памятником архитектуры, Гостиный двор обладает сейчас специфической объемно-пространственной структурой. Новое пространство - перекрытый внутренний двор - превратил здание в новый современный общественный центр. Масштаб этой реконструкции отвечал потребностям конца ХХ века.
Однако современная история этого объекта достаточно сложная и отражает целый ряд проблем, характерных для наших дней, о чем в своей статье «Гостиный двор: новая строительная история» написала М.В.Нащокина: «Следует заметить, что с первых шагов была нарушена технология проектирования. Строительные работы начались, минуя стадию ТЭО. Директивность утвержденных правительством сроков, графиков сдачи работ практически не учитывали необходимость тщательно обследовать старую постройку и ее конструкции, внимательно разработать реставрационную документацию. Создалась ситуация постоянного проектного цейтнота, архитекторам пришлось все время догонять строителей... Нервозность усиливала подготовка к празднованию юбилея Москвы - первоначально Гостиный двор предполагали закончить к этому сроку. А тут еще обрушилось не-
■1-, Илмппт-
Современный план Гостиного двора
сколько арок со стороны двора... Вот когда аукнулась строительная непоследовательность начала XIX века! Эти злополучные обрушения 1996 года, вызванные техническим состоянием постройки, были задолго предсказаны проектировщиками, но на их предупреждения почти не обращали внимания. Правда, рабочие с опасного участка все же были сняты, поэтому обошлось без жертв. И как ни странно, эти события сыграли положительную роль в общем процессе. После них архитекторов и строителей перестали подгонять -срок сдачи был отодвинут самим мэром Москвы. Архитекторы смогли, наконец, доказать необходимость грамотного подхода к сооружению, к конструктивному укреплению, что уже полностью себя оправдало» [19, с. 19].
Как ни странно, эти события сыграли положительную роль в общем процессе, поскольку в 1996 году привели к замене бригады проектировщиков: распоряжением правительства Москвы старый Гостиный двор передали Мастерской №15 «Моспроект-2», руководимой С.Б.Ткаченко. Архитектор поставил перед своей мастерской две основные задачи: сохранить Гостиный двор как памятник архитектуры XVШ-XIX веков и восстановить первоначальную общественно-торговую функцию здания. Ячеистая планировка исторического здания была сохранена. В реконструированных помещениях было предусмотрено размещение ресторанов, кафе, магазинов, офисов, и, наконец, универсального пространства для массовых мероприятий. Здание было надстроено, третий мансардный этаж был спрятан под скатной крышей, так что визуально высота здания не изменилась.
Главная тема реконструкции была озвучена изначально -это светопрозрачное покрытие внутреннего двора.
Первоначальный вариант, предложенный С.Б.Ткаченко существенно отличался от реализованного в итоге. Сам С.Б.Ткаченко так рассказал автору о своем участии в проекте: «Историки насмерть стояли за то, чтобы ничем не опирать стены Гостиного двора и тем самым сохранить памятник. Поэтому опоры надо было ставить внутри двора. Тот вариант, который я отстаивал и который мэр не утвердил в итоге - это ажурные металлические опоры с расширением кверху, не капитель, а элегантные тонкие ветки, несущие фермы. Это не лес, где ничего не видно из-за деревьев, а современная прозрачная архитектура. Через «складку» -светопрозрачную конструкцию - просвечивало небо. Была продумана система водоудаления и снеготаяния. Эта конструкция очень удобная, ведь складку не надо греть всю, а только самое низкое место этой складки. Чем проще - тем лучше, в простоте - залог успеха. Я специально съездил в Европу, посмотрел - там полно таких волнообразных решений, волна придает необыкновенную жесткость и прочность всей поверхности.
Мэр сказал, что проект не годится и попросил «убрать этих пауков». Я убрал. Нужно было новое решение. Я начал «мучить» конструкторов. То, что опирать на стены конструкцию нельзя, стало ясно, когда начали внедряться в стены. Оказалось,
что если по Варварке часть Гостиного двора построена еще сносно, то по Хрустальному переулку, по улице Ильинке - плохо. Судя по всему, строили жулики. Стены сами себя несут, внутри мусор, мешки, какие-то сапоги и воздух, то есть стены были пустотелые. И родилась идея. Правда, мои конструкторы ее не поддержали, а поддержали иностранцы - спрятать опоры внутрь так, чтобы использовать это пространство, так как оно все равно пустовало. Реставраторы, с которыми я работал, также ее поддержали. Схема была такова: прорезаются штрабы в пилонах, туда вставляются металлические опоры, которые должны быть как можно меньше, чтобы урон этим пилонам был минимальным с реставрационной точки зрения. А дальше была нарисована дуга, которая и была утверждена. Все это делалось по расчету конструктора И.Г.Еремеева. Я и раньше с ним работал, на многих объектах он мне рассчитывал сложные моменты. Он все сделал правильно, я в этом уверен. Но и этот проект я не мог утвердить у мэра, хотя уже не было речи о «пауках».
Был еще такой момент: мэру очень понравился поликарбонат, и он требовал его применить в светопрозрачном покрытии. Я сделал специальное исследование и несколько раз ему докладывал, что нельзя использовать поликарбонат - пожелтеет. В итоге мне удалось убедить мэра в том, что нужен нормальный стеклопакет. Там внизу, как в машинах, стоит триплекс (нижний слой стеклопакета), а вверху - обычное стекло, и если оно разобьеьтся, то не упадет вниз.
Внутренняя галерея Гостиного двора. Вид со второго этажа
Уже на завершающем этапе проектирования пригласили конструктора Н.В.Канчели. И мастерская ЗАО «Курортпро-ект» совместно с И.Г.Еремеевым все рассчитала. И мэр утвердил проект».
На завершающем этапе строительства объект возглавил М.М.Посохин. Существенных изменений не было, а были только доработки, детали, которые С.Б.Ткаченко не успел выполнить. Эта работа была поручена М.Г.Леонову и В.П.Штелле-ру. На вопрос, как С.Б.Ткаченко оценивает конечный результат, он ответил: «Все равно хорошо получилось».
Таким образом, в процессе работы С.Б.Ткаченко отказался от предложенного первоначально В.И.Кузьминым складчатого покрытия, конструктивно напоминавшего перекрытия ГУМа, и предложил создать конструкцию XXI века. Из множества предложенных вариантов был выбран оптимальный и наиболее современный. Слегка изогнутый свод перекрыл пространство двора площадью 80 х 170 метров без промежуточных опор. Архитекторам удалось отстоять самую пологую форму ферм. Над созданием конструкций работал большой коллектив инженеров: В.А.Ильин (главный инженер проекта), И.А.Шухнин, С.Ю.Ким, главные конструкторы Н.В.Канчели и И.Г.Еремеев.
В Гостином дворе периметральная застройка корпусов стала обрамлением для грандиозного многофункционального зала - универсального пространства для массовых ме-
Внешняя галерея
1 2010 45
роприятий, театральных представлений, концертов, показов мод, выставок, ярмарок. Зал-атриум можно быстро трансформировать для организации пространства под конкретное мероприятие в зависимости от цели и масштаба. У Гостиного двора есть существенное преимущество - естественное освещение, но и большая проблема, связанная с отоплением значительного по размерам объема. Арендаторы идут на существенные финансовые затраты для создания максимального комфорта внутри двора.
Длинные сводчатые галереи первого этажа, обращенные на улицу, и парадные галереи второго этажа нового интерьера прекрасно сочетаются с новой архитектурой и создают дополнительные уютные комфортабельные прогулочные пространства в центре города. После реконструкции внутренний двор из второстепенного, дополнительного пространства стал ядром этого комплекса, а Гостиный двор превратился в многофункциональный центр общественной и торгово-финансовой деятельности.
История Гостиного двора - свидетельство традиции строительства крупных общественно-торговых сооружений в Москве, сложившейся в XIX веке, а его реконструкция в конце XX века отражает общие тенденции сохранения и использования памятников архитектуры в центре столицы.
Литература
1. Архитектурные ансамбли Москвы XV - начала XX века: принципы художественного единства. Под редакцией Сава-ренской Т.Ф. М., 1997.
2. Афанасьев К.Н. Нерешенная проблема архитектурной науки. Материалы конференции «Архитектура мира. Запад-Восток: искусство композиции в истории архитектуры». Выпуск 5. М., 1996.
3. Боборыкин П.Д. Китай-город. М., 1985.
4. Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. М., 1991.
5. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М., 1971.
6. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
7. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. В 2-х томах. Том 2. М., 1971.
8. Гастеев М.С. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы в 5-ти частях. Часть1. М., 1841.
9. Горюнов В.С. Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992.
10. Градостроительство. Справочник проектировщика. Под общей редакцией В.Н.Белоусова. 2-е изд. М., 1978.
11. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII - начала XIX века. М., 1985.
12. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 годов. М., 1978.
13. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977.
14. Кириченко Е.И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910 годов. М., 1977.
15. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1986.
16. Косицкий Я.В. Композиционные основы планировочной структуры города. Учебное пособие. М., 1984.
17. Мартынов А. , Снегирев И. М. Русские достопамятности. В 3-х томах. Том 1. М., 1883.
18. Машков И.П. Спутник зодчего по Москве. М., 1895.
19. Нащокина М.В. Гостиный двор: новая строительная история. «Архитектура и строительство Москвы», № 3, 1998.
20. Памятники архитектуры Москвы. Китай-город. Отв. редактор Г.В.Макаревич. М., 1987.
21. Ранинский Ю.В. Историко-теоретические основы преемственности в развитии архитектурного ансамбля. М., 1982.
22. Ранинский Ю. В. Основы сохранения памятников архитектуры в преемственном развитии ансамбля. М., 1980.
23. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О. История градостроительного искусства: поздний феодализм и капитализм. М., 1989.
24. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М., 1990.
25.Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. В 3-х томах. Том 1. М., 1950.
26.Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. В 3-х томах. Том 2. М., 1950.
27. Хаит В.Л. Роль и место классического ордера в европейской культуре и ее распространении. Материалы конференции «Архитектура мира. Запад - Восток: античная традиция в архитектуре», вып. 3. М., 1994.
28. Швидковский О.А. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. М., 1984.
29. Архив ГНИМА им. Щусева. Наброски и исторические сведения. Раздел 1329/1- 19.
30. ЦГИА г. Москвы. Ф.2, оп. 1, д. 2.
31. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы, кг 4/укЗ/8.
32. Архив ЦНД УГК ОИП г. Москвы, кг 9/ук7/3.
33. Архив ЦАНТДМ Китай-город, № 5/17.
Gostiny Dvor. History and Modernity.
By I. A. Prokofieva
This article is devoted to the history of Gostiny Dvor and its transformations from traditional market place into contemporary and comfortable public space. The history of Gostiny Dvor is interesting because it shows the traditions of constraction of large public - commercialstructures,formed by the middle of the nineteenth century in Moscow. After the reconstruction of the late XX century the secondary, additional space of courtyard became the core of this complex, and this historical bilding become multifunctional center of public, commercial and financial activities.
Ключевые слова: Гостиный двор, пространство, традиции, современный, коммерческий, торговля, история.
Key words: Gostiny Dvor, space, reconstruction, traditions, contemporary, commercial, trade, history.