Научная статья на тему 'Торговые пространства в русской архитектурной традиции'

Торговые пространства в русской архитектурной традиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
644
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / RETAIL SPACE / ТОРГОВЛЯ / TRADE / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ИСТОРИЯ / HISTORY / РОССИЯ / RUSSIA / ГОСТИНЫЙ ДВОР / ПАССАЖ / PASSAGE / ЯРОСЛАВЛЬ / YAROSLAVL / ПАНЬКОВ / PANKOV / МОСКВА / MOSCOW / ГУМ / GUM / ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ / UPPER TRADING ROWS. АНСАМБЛЬ ГОСТИНОГО ДВОРА В ЯРОСЛАВЛЕ / GUEST COURT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камочкин Григорий Алексеевич

В статье приведен обзор двух характерных историко-архитектурных типов торговых пространств РоссииXIX в. гостиных дворов и пассажей, которые повлияли на развитие современных торговых пространств ипродолжают функционировать в наше время. Гостиные дворы и пассажи были нами рассмотрены на такиххарактерных примерах, как Гостиный двор в Ярославле и Верхние торговые ряды в Москве. Ансамбльярославского Гостиного двора приведен в контексте классификации гостиных дворов, которая предполагаетразделение их на три условно-хронологических типа, и относится при этом к третьему, наиболее позднему типу.В статье вкратце показан торгово-исторический и градостроительный контекст, способствовавшийвозникновению Гостиного двора в Ярославле, и уделено внимание его композиционным и функциональнымособенностям. Крупнейший в России пассаж Верхние торговые ряды, более известные как Главныйуниверсальный магазин (ГУМ), описаны в статье в ракурсе истории России, так как они всегда были в центрекультурных и политических событий. В тексте отмечены архитектурно-художественные качества ГУМа,ставшего кульминацией развития «псевдорусского» архитектурного стиля, и его уникальные функциональные итехнические особенности, благодаря которым он по сей день сохраняет статус главного магазина страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retail Spaces in the Russian Architectural Tradition

This article gives an overview of two characteristic historical and architectural types of retail spaces in Russia in theXIX century guest courts and passages that influenced the development of modern retail spaces and continue to oper-ate nowadays. Guest courts and passages were considered by us on such specific examples as the Guest Court in Yaro-slavl and the Upper Trading Rows in Moscow. Yaroslavl Guest Court ensemble is given in the context of the classifica-tion of merchant yards in three semi-historical types, as described below, referring in this case to the third, most recenttype. The article briefly illustrates the trade-historical and urban context that contributed to the foundation of the GuestCourt in Yaroslavl, and paid attention to its compositional and functional characteristics. Russia''s largest passage Up-per Trading Rows, better known as the Main Department Store (GUM) is described in the article from the position ofthe history of Russia, as it was always in the heart of cultural and political events. The architectural and artistic featuresof GUM are marked in the text, and it became the climax of the development of the "Pseudo-Russian" architecturalstyle and its unique functional and technical features due to which it keeps the status of the main shop of the country tillthis day.

Текст научной работы на тему «Торговые пространства в русской архитектурной традиции»

УДК 008.009

Г. А. Камочкин

Торговые пространства в русской архитектурной традиции

В статье приведен обзор двух характерных историко-архитектурных типов торговых пространств России XIX в. - гостиных дворов и пассажей, которые повлияли на развитие современных торговых пространств и продолжают функционировать в наше время. Гостиные дворы и пассажи были нами рассмотрены на таких характерных примерах, как Гостиный двор в Ярославле и Верхние торговые ряды в Москве. Ансамбль ярославского Гостиного двора приведен в контексте классификации гостиных дворов, которая предполагает разделение их на три условно-хронологических типа, и относится при этом к третьему, наиболее позднему типу. В статье вкратце показан торгово-исторический и градостроительный контекст, способствовавший возникновению Гостиного двора в Ярославле, и уделено внимание его композиционным и функциональным особенностям. Крупнейший в России пассаж - Верхние торговые ряды, более известные как Главный универсальный магазин (ГУМ), описаны в статье в ракурсе истории России, так как они всегда были в центре культурных и политических событий. В тексте отмечены архитектурно-художественные качества ГУМа, ставшего кульминацией развития «псевдорусского» архитектурного стиля, и его уникальные функциональные и технические особенности, благодаря которым он по сей день сохраняет статус главного магазина страны.

Ключевые слова: торговое пространство, торговля, архитектура, история, Россия, гостиный двор, пассаж, Ярославль, Паньков, Москва, ГУМ, Верхние торговые ряды.

G. A. Kamochkin

Retail Spaces in the Russian Architectural Tradition

This article gives an overview of two characteristic historical and architectural types of retail spaces in Russia in the XIX century - guest courts and passages that influenced the development of modern retail spaces and continue to operate nowadays. Guest courts and passages were considered by us on such specific examples as the Guest Court in Yaroslavl and the Upper Trading Rows in Moscow. Yaroslavl Guest Court ensemble is given in the context of the classification of merchant yards in three semi-historical types, as described below, referring in this case to the third, most recent type. The article briefly illustrates the trade-historical and urban context that contributed to the foundation of the Guest Court in Yaroslavl, and paid attention to its compositional and functional characteristics. Russia's largest passage - Upper Trading Rows, better known as the Main Department Store (GUM) is described in the article from the position of the history of Russia, as it was always in the heart of cultural and political events. The architectural and artistic features of GUM are marked in the text, and it became the climax of the development of the "Pseudo-Russian" architectural style and its unique functional and technical features due to which it keeps the status of the main shop of the country till this day.

Keywords: retail space, trade, architecture, history, Russia, Guest Court, passage, Yaroslavl, Pankov, Moscow, GUM, Upper Trading Rows.

Ансамбль Гостиного двора в Ярославле, Россия, 1813-1818

Гостиным двором называется комплекс торговых, складских и жилых помещений, предназначенных для оптовой торговли и проживания приезжих купцов - гостей. Местные же купцы торговали в торговых рядах и на рынках в розницу.

Условно и хронологически гостиные дворы можно разделить на три типа:

- Деревянные гостиные дворы XII- середины XVII в. располагались в крупных торговых городах и представляли собой замкнутые поселки, обнесенные деревянным забором и включавшие гостиные избы купцов, гостиный дом для хранения товаров, амбары, таможенную избу и другие сооружения, в зависимости от размера гостиного

© Камочкин Г. А., 2015

двора и самого города [6, с. 129]. До наших дней не сохранились.

- Каменные гостиные дворы 2-й половины XVII- начала XVIII в. строились в наиболее крупных торговых центрах взамен деревянных, представляли собой прямоугольные площади, обнесенные каменными стенами с башнями, и напоминали укрепления. Все торговые и складские помещения примыкали к стенам 2 яруса: на верхнем располагались лавки купцов, а на нижнем -склады и амбары. Сохранившиеся примеры - гостиные дворы в Архангельске и Тобольске.

Также следует выделить гостиные дворы Астрахани, имевшие свои региональные особенности. Здесь «существовали колонии выходцев из стран Востока - Армянская, Гилянская, Бухарская, Индийская. Для купцов этих колоний в 1625 г. взамен деревянных построены каменные гостиные дворы по «обряду азиятскому» [2].

- Каменные гостиные дворы конца XVIII-XIX в. строились преимущественно в стиле классицизма. Этот тип получил наибольшее распространение в связи с проходившей в то время перестройкой русских городов по регулярному плану и активным строительством новых городов. Потому данный тип гостиных дворов можно охарактеризовать как «провинциальный», и вообще, гостиные дворы можно назвать провинциальным явлением в России, в отличие от пассажей, которые в нашей стране были явлением сугубо столичным. Но каменные гостиные дворы конца ХУШ-Х1Х в. также нельзя назвать исключительно «провинциальными», так как известным и крупнейшим примером таких гостиных дворов является Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге (Невский пр-т, 35).

В качестве примеров можно привести Старый гостиный двор и Новый гостиный двор в Москве, гостиные дворы в Костроме, Ярославле (старый и новый), Ростове Великом, Саратове (не сохранился) и других городах.

Ярославский Гостиный двор является типичным представителем выделенной нами типологической группы, и своим возникновением в нашем городе он обязан богатой торговой традиции Ярославля. Город Ярославль на протяжении нескольких столетий являлся крупным торговым центром. Согласно исследованию доктора архитектуры Сергея Шумилкина уже в конце XVII в. «торг в Ярославле насчитывал 584 торговые лавки, а всего более 700 торговых мест, сосредоточенных в 32 торговых рядах, занимая территорию вдоль старых кремлевских стен от Арсе-

нальной башни почти до Спасского монастыря» [9]. Шумилкин выделяет Ярославль в первую группу городов по торговой значимости, наряду с Петербургом и Москвой, в начале XVIII в.

Учитывая это, можно сделать вывод, что объем торга в Ярославле в XVIII в. только рос. Первый каменный гостиный двор строился согласно регулярному плану 1778 г. и должен был упорядочить и объединить множество разбросанных по городу торговых лавок и складов. Гостиный двор занял два квартала, ограниченные ныне улицами Депутатской (бывшей Сретенской), Андропова (бывшей Екатерининской), Революционной (бывшей Воскресенской) и Первомайской (бывшей Казанской). Внутри них находились два хозяйственных проезда - Масляный и Веревочный (сейчас Крестьянский проезд и Революционный переулок). Он состоял из двухэтажных блоков, где внизу располагалась лавка, а наверху - квартира купца.

В настоящее время сохранилось несколько зданий, которые были частями старого Гостиного двора, - это дома 16, 17 и 18 по улице Нахим-сона, занятые магазинами и офисными помещениями; во дворе бывшего гостиного двора находится центральный рынок, единственный в историческом центре Ярославля. По современному облику вышеупомянутых зданий сложно судить о первоначальном виде Гостиного двора, так как они были искажены поздними реконструкциями, а арочные галереи Гостиного двора сохранились только в доме 16. Провинциальность архитектуры видна сразу: это и сравнительно небольшой масштаб зданий, и их скромный, почти отсутствующий, декор. Но не прошло и полувека, как торговых мест в городе стало не хватать, и уже в 1813 г. возникла необходимость в новом гостином дворе.

Автором проекта является Петр Яковлевич Паньков, ярославский губернский архитектор, много строивший в Ярославле и Ярославской губернии в 20-40 гг. XIX в. По его проектам также были построены дом губернатора (1819-1820), Мытный рынок (1820-1823), фасады Демидовского лицея (1825) и другие здания, некоторые из них не сохранились до наших дней [3]. Но ансамбль Гостиного двора внешне сильно отличался от прочих построек Панькова зрелостью форм и академичностью пропорций, что напоминало манеру К. И. Росси. Многие считают, что Паньков при проектировании консультировался с великим итальянцем, также существует мнение, что автором проекта мог быть сам Росси [7].

Ансамбль нового Гостиного двора возник в 1813-1818 гг. на месте срытых земляных укреплений между Власьевской и Угличской башнями и расположился по соседству со старым Гостиным двором, продолжая зону ярославского торга и занимая узкий вытянутый квартал, ограниченный ныне улицами Комсомольской с запада и Первомайской с востока, с южной стороны он выходил на Богоявленскую площадь, с северной стороны Торговый переулок отделяет его от здания экономического факультета Ярославского государственного университета имени Демидова, также построенного Паньковым.

Традиционно считалось, что ансамбль Гостиного двора первоначально включал три одноэтажных здания - северный и южный корпуса и центральную ротонду. Ярославский историк Н. В. Дутов привел сведения о четвертом, двухэтажном административном здании, которое сгорело в 1835 г. и по желанию губернатора было разобрано [7]. Комплекс неоднократно горел и восстанавливался, все более отходя от своего первоначального облика.

Боковые корпуса нового Гостиного двора представляли собой замкнутые кварталы со встроенными торговыми помещениями. Все они окружались открытой галереей по всему периметру улиц. Все корпуса, кроме административного, были одноэтажными; квартир купцов, как в старом Гостином дворе, здесь не было, поэтому можно сделать вывод, что торговали здесь только местные торговцы. До наших дней дошли лишь ротонда и северный корпус, который многократно перестраивался и уже не выглядит целостной постройкой; в настоящее время северный корпус можно условно поделить на восточное крыло, сохранившее прежние стилистические особенности Гостиного двора, и западное крыло, которое приобрело свой нынешний вид после реконструкции в начале XX в. Южный корпус сильно пострадал от артиллерии красных во время белогвардейского мятежа 1918 г. и спустя несколько лет был разобран.

Проведя собственный функциональный анализ, мы обнаружили существенные различия в планировке восточного и западного крыльев северного корпуса.

Восточное крыло по ул. Первомайской сохраняет старую структуру внутреннего пространства, где нынешние магазины (бывшие лавки купцов) объединены общим проходом, а снаружи каждой лавке соответствует один пролет наружной колоннады.

Западное крыло, обращенное к Комсомольской улице, является торгово-офисным центром и имеет довольно сложную внутреннюю структуру: два входа со стороны улицы Комсомольской и лестница, объединяющая первый и второй этажи, где находятся магазины и офисы.

На примере старого и нового гостиных дворов Ярославля видно, что гостиный двор как тип торгового пространства и как способ организации торговли морально устарел и является символом ушедшей эпохи. Старый Гостиный двор часто перестраивался и практически исчез как комплекс, оставив лишь прежние очертания кварталов и центральный рынок, сохраняя дух места и культурную память. На его месте возникли кондитерская фабрика «Бельфор» (1902) и различные административные здания. Новый Гостиный двор сохранился, но все же северный корпус был частично перестроен, а южный и вовсе разобран за ненадобностью. Хотя типология гостиного двора утратила свою былую роль в торговой жизни русских городов, постепенно уступая место в истории более прогрессивным и жизнеспособным торговым пространствам, таким как универмаги, торгово-развлекательные комплексы, многофункциональные многоуровневые центры, все же следует отметить, что гостиные дворы продолжают функционировать как небольшие торговые центры.

Верхние торговые ряды (ГУМ), Москва, Россия, 1893

Здание Верхних торговых рядов, оно же ГУМ (Главный универсальный магазин, ранее Государственный универсальный магазин), является частью грандиозного ансамбля Красной площади и занимает целый торговый квартал. История этого здания интересна и порой драматична -она отражает все основные события, происходившие в нашей стране на протяжении 120 лет.

Следует отметить, что у Красной площади издавна велась оживленная торговля, еще в 1664 г. царь Алексей Михайлович возвел здесь новый гостиный двор. Позже, при Екатерине Великой, торговые ряды были перестроены по проекту Д. Кваренги, но сильно пострадали при пожаре 1812 г., после чего по проекту архитектора О. Бове было возведено новое здание в стиле ампир, которое простояло до 80-х гг. XIX в. [8].

Ко второй половине XIX в. здание торговых рядов морально устарело, и в 1869 г. был поднят вопрос о сносе старых Верхних торговых рядов и строительстве новых. Почти все торговцы, имев-

шие здесь свои лавки, были против этого, так как простой их дела во время строительства означал разорение. Споры долго не утихали, и потому в 1880 г. Дума «обязала владельцев лавок составить акционерное общество «Верхние торговые ряды». Оно официально было открыто 30 августа 1888 г., когда две трети лавочников подали заявления на вступление в это общество [4].

Верхние торговые ряды строились с 1890 по 1893 г., и 2 декабря 1893 г. они были торжественно открыты, став крупнейшим торговым пассажем в России на то время и объединив под своей крышей множество известнейших фирм оптовой и розничной торговли, а также банковские отделения. Здесь впервые в России стали использовать ценники, что исключало возможность торга, здесь же появилась первая отечественная книга жалоб и предложений. К тому же здание являлось излюбленным местом для прогулок. Ряды также стали центром культурной жизни, где, помимо торговли, стали проводиться выставки, а с 1895 г. - и музыкальные вечера [4].

После октября 1917 г. ряды были национализированы, все купеческие владения конфискованы, вместо них расположились советские учреждения, а позже не раз поднимался вопрос о сносе здания Верхних торговых рядов. В 1921 г. сюда вернулась торговля, а на месте Верхних торговых рядов возник ГУМ - Государственный универсальный магазин, существующий по настоящее время под старой аббревиатурой, но с изменившимся названием - Главный универсальный магазин.

Сейчас здание Верхних торговых рядов является одним из важнейших памятников «псевдорусского стиля», который сформировался как следствие подъема национального самосознания и поисков национального стиля. Согласно данным историка архитектуры Е. А. Борисовой, современники называли его просто «русским стилем», а сама приставка «псевдо», означающая вторичность, некую условность и даже несостоятельность стиля, появилась позже. «Псевдорусский стиль» по времени совпал с эпохой эклектики в Европе, когда в обществе витали похожие взгляды; но если в Европе мастера эклектики обращались к различным архитектурным стилям, от готики до классицизма и ампира (с XII по начало XIX в.), то в России в это же время проявлялся интерес к исконно русским архитектурным мотивам допетровского времени, свободным от более поздних иностранных наслоений.

Архитектурное решение здания Верхних торговых рядов было продиктовано существующим контекстом и должно было сочетаться с древними памятниками Кремля и стать частью ансамбля Красной площади.

В настоящее время ГУМ - самый известный и крупный универсальный магазин (универмаг) страны. Интересная особенность состоит в том, что с точки зрения организации торговли ГУМ является универсальным магазином, и это отражает его преемственность традициям акционерного общества «Верхние торговые ряды», открытого в конце XIX в.; но с точки зрения архитектурной типологии - это пассаж, который в наше время функционирует как полноценный торгово-развлекательный комплекс. В сущности, это три пассажа, соединяющие равные по своему значению улицы Никольскую и Ильинку. С главного входа со стороны Красной площади начинается перпендикулярный этим пассажам проход, выходящий на Ветошный переулок.

Внутри современный ГУМ представляет собой мини-город с улицами, центральной площадью с фонтаном и торговыми лавками на трех этажах общей площадью 75 000 м2.

Пассажи перекрыты стеклянной крышей работы инженера и архитектора Владимира Шухова, которая обеспечивает интенсивное естественное освещение в дневное время и позволяет полностью обойтись без искусственного света даже на нижнем этаже.

Все пассажи имеют свои названия: «1 линия» находится ближе всего к Красной площади; за ней, по центральной оси, проходит «2 линия», а дальше - «3 линия», ближайшая к Ветошному переулку. Все три линии выходят на улицы Никольскую и Ильинку, а между собой соединяются тремя поперечными проходами: центральный проход является сквозным и имеет выходы как с 1-го, так и со 2-го этажа, идет он от Красной площади к Ветошному переулку, а на его пересечении со 2-й линией образуется небольшой атриум, по ширине лишь немногим превышающий основные пассажи и перекрытый стеклянным куполом.

Связь между этажами осуществляется через 16 лестничных клеток: из них 12 основных лестниц идут через все этажи и еще 4 дополнительных - только со 2-го на 3-й этаж.

Первый этаж самый функционально насыщенный: здесь представлены в основном магазины мужской и женской одежды класса люкс, часов и ювелирных изделий, парфюмерии и косме-

тики; примерно 1/8 торговой площади этажа занимает «Гастроном № 1» - фирменный продуктовый магазин «Торгового дома ГУМ», он находится на 3 линии, примыкая к Ветошному переулку и занимая пространство между боковыми входами с него. В гастрономе работают два кафетерия, слева и справа от центрального выхода на переулок, они находятся на стыке прогулочной зоны пассажа и непосредственно магазина, столики вынесены в пассаж и отделены ограждением. Изнутри кафе гастронома воспринимаются как уличные кафе. Также на 1 этаже имеются еще три фирменных кафе компании владельца ГУМа Bosco di Ciliegi: Bosco «У фонтана», а также Bosco Café и Bosco Bar у левого и правого входов с Красной площади соответственно, оба имеют входы с пассажа и с Красной площади, а также летнюю зону на улице. Магазины 1 этажа, расположенные между пассажами, имеют входы сразу с двух сторон, и через такие магазины можно пройти насквозь, что делает этаж более свободным и удобным для перемещения.

Магазины второго этажа главным образом предлагают одежду, спорттовары и обувь; также имеется четыре кафе, размещенных в разных концах торгового центра: это «Кофемания» у центрального атриума и три других кафе по торцам пассажей, в их числе "Illy Café" на 2 линии над выходом на Никольскую, "Emporio Armani Caffe" по соседству от него, рядом с одноименным магазином на 3 линии, и «Кофе хауз» на 2 линии, в противоположном конце, над выходом на Ильинку.

На третьем этаже ГУМа находятся в основном магазины техники, товаров для дома и сувениров, а также такие специализированные магазины, являющиеся фирменными проектами Торгового дома ГУМ, как «ГУМ-Багаж», «ГУМ-аптека», «ГУМ-Store». Здесь же на 3-й линии расположен фирменный кинотеатр «ГУМ-кинозал», включающий три зала: большой на 70 мест, детский на 20 мест и специальный на 16 мест. В противоположной стороне, на 1-й линии, находится демонстрационный зал, который служит для проведения банкетов, музыкальных и танцевальных вечеров, конференций и показов мод.

Несмотря на архаичность архитектурных форм, Верхние торговые ряды превратились в Главный универсальный магазин, современный торговый центр, магазин с мировым именем, ставший излюбленным местом для прогулок и досуга москвичей и гостей города; он и сейчас развивается под лозунгом «потребления с чело-

веческим лицом» [4] и символизирует верность традиции.

Библиографический список

1. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века [Текст] / Е. А. Борисова. -М.: Наука, 1979. - 320 с.

2. Гостиные дворы, комплексы торговых, складских и жилых помещений // Институт русской цивилизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd= 1 &id=6858 (Дата обращения: 16.03.2013).

3. Губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков, г. Ярославль // Сайт Паньковых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: // pankov.narod.ru/architect.htm (дата обращения 03.10.2014).

4. История ГУМа // Торговый Дом ГУМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gum.ru/history/ (Дата обращения: 26.10.2013).

5. Камышников, П. В. Верхние торговые ряды. Высокие технологии и своеобразие русского стиля [Текст] / П. В. Камышников // Архитектура и строительные науки. - 2006. - № 1. - С. 36-38.

6. Костомаров, Н. И. Очерк Торговли Москов-скаго государства в XVI и XVII столетиях [Текст] / Н. И. Костомаров. - СПб.: Тип. Н. Тиб-лена и Комп., 1862. - 305 с.

7. Новожилов, Н. Секреты нашего Гостиного двора [Текст] / Н. Новожилов // Родной город. -2010. - 27 мая.

8. Пелевин, Ю. А. Померанцев, Александр Никанорович. Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве. 1890-1893 / Ю. А. Пелевин // Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12525&ob_ no=17223 (Дата обращения: 01.11.2013).

9. Шумилкин, С. М. Торговые комплексы европейской части России конца XVIII - начала XX в.: Типология, архитектурно-пространственное развитие [Текст]: дис. ... д-ра архитектуры / С. М. Шумилкин. - М.: Научно-исследовательский институт архитектуры и градостроительства, 1999.

Bibliograficheskij spisok

1. Borisova, E. A. Russkaja arhitektura vtoroj poloviny XIX veka [Tekst] / E. A. Borisova. - M.: Nauka, 1979. - 320 s.

2. Gostinye dvory, kompleksy torgovyh, skladskih i zhilyh pomeshhenij // Institut Russkoj Civilizacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http: // www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=6858 (data obrashhenija: 16.03.2013).

3. Gubernskij arhitektor Petr Jakovlevich Pan'kov, g. Jaroslavl' // Sajt Pan'kovyh [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http: // pankov.narod.ru/architect.htm (data obrashhenija 03.10.2014).

4. Istorija GUMa // Torgovyj Dom GUM [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http: // www.gum.ru/history/ (data obrashhenija: 26.10.2013).

5. Kamyshnikov, P. V. Verhnie torgovye rjady. Vysokie tehnologii i svoeobrazie russkogo stilja [Tekst] // Arhitektura i stroitel'nye nauki. - 2006. -№ 1. - S. 36-38.

6. Kostomarov, N. I. Ocherk Torgovli Mosk-ovskago gosudarstva v XVI i XVII stoletijah [Tekst] / N. I. Kostomarov. - SPb.: Tip. N. Tiblena i Komp., 1862. - 305 s.

7. Novozhilov, N. Sekrety nashego Gostinogo dvora [Tekst] // Rodnoj gorod. - 2010. - 27 maja.

8. Pelevin, Ju. A. Pomerancev, Aleksandr Nika-norovich. Verhnie torgovye rjady na Krasnoj plosh-hadi v Moskve. 1890-1893 // Rossijskij obshheobra-zovatel'nyj portal [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http: // artclas-sic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12525&ob_no=17 223 (data obrashhenija: 01.11.2013).

9. Shumilkin, S. M. Torgovye kompleksy evrope-jskoj chasti Rossii konca XVIII - nachala XX v.: Tipologija, arhitekturno-prostranstvennoe razvitie [Tekst] : dis. ... d-ra arhitektury / Nauchno-issledovatel'skij institut arhitektury i grados-troitel'stva. - M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.