Научная статья на тему 'К проблеме генезиса городского культурного ландшафта: ейский гостиный двор как историческое ядро города'

К проблеме генезиса городского культурного ландшафта: ейский гостиный двор как историческое ядро города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯДРО / ЕЙСК / ГОСТИНЫЙ ДВОР / ЗДАНИЕ-ПАМЯТНИК / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / CITY / CULTURAL LANDSCAPE / HISTORIC CORE / YEYSK / GOSTINY DVOR / MONUMENT / CULTURAL HERITAGE SITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондарь Виталий Вячеславович

В статье даётся характеристика роли и места памятника архитектуры гостиного двора в истории пространственного развития и формирования культурного ландшафта города Ейска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бондарь Виталий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of the Genesis of the Urban Cultural Landscape: Gostiny Dvor (Market Yard) as a Historic Core of the City Yeisk

The article describes the role and place of the architectural monument the guest yard in the history of spatial development and the formation of the cultural landscape of the city of Yeysk.

Текст научной работы на тему «К проблеме генезиса городского культурного ландшафта: ейский гостиный двор как историческое ядро города»

К проблеме генезиса городского культурного ландшафта: ейский гостиный двор как историческое ядро города

В.В.Бондарь

В статье даётся характеристика роли и места памятника архитектуры - гостиного двора - в истории пространственного развития и формирования культурного ландшафта города Ейска.

Ключевые слова: город, культурный ландшафт, историческое ядро, Ейск, гостиный двор, здание-памятник, объект культурного наследия.

To the Problem of the Genesis of the Urban Cultural

Landscape: Gostiny Dvor (Market Yard) as a Historic Core

of the City Yeisk. By V.V.Bondar

The article describes the role and place of the architectural monument - the guest yard - in the history of spatial development and the formation of the cultural landscape of the city of Yeysk.

Keywords: city, cultural landscape, historic core, Yeysk, Gostiny Dvor, monument, cultural heritage site.

В ряду исследовательских задач по научной фиксации исторических культурных ландшафтов особое место занимает вопрос генезиса культурного ландшафта - цепи событий, в ходе которых естественный ландшафт был подвергнут антропогенному преобразованию. Характеристика селитебных ландшафтов, фиксирующих замыслы создателей и обитателей и их эволюцию, подразумевает, в первую очередь, ретроспективное изучение пространственно-планировочной структуры поселения [21, с. 59-61]. На наш взгляд, отправной точкой в таких исследованиях должно быть выявление и характеристика исторического ядра (ядер) или оси (осей) поселения, в зависимости от типов пространственно-планировочных структур.

В историческом центре города Ейска, до настоящего времени сохраняющем первоначальную планировочную основу ортогонального типа, по периметру прямоугольной формы квартала, вытянутого по линии юго-восток - северо-запад и ограниченного улицами Свердлова, Победы (длинные стороны квартала), К. Либкнехта и Ленина, располагается кирпичный одно-двухэтажный комплекс зданий гостиного двора, возведённого в ходе первоначальной застройки основанного в 1848 году портового города Ейска. Регулярная ортогональная уличная сеть, задавшая форму кварталов, как следует из «Генерального плана портового города Ейска», составленного в 1849 году, определила и пространственную

композицию гостиного двора, построенного по периметру существовавшей с первых лет жизни города Базарной площади [10]. Ряд исследователей считает пространственную роль гостиного двора в истории Ейска, «развивавшегося по очаговой схеме», определяющей: «Центром застройки Ейска являлось каре гостиного двора, аналогичного тем, которые в XVIII в. были возведены в Павловске, Гатчине и др.» [1, с. 81].

Анализ «Генерального плана портового города Ейска» 1849 года и «Плана г. Ейска», составленного в 1913 году [11], даёт основание утверждать, что планировочная композиция города изначально и впоследствии имела несколько пространственных узлов - «точек роста» архитектурного наполнения города: Сенная, Пантелеймоновская, Михайловская и Круглая площади, сквер и Городской сад. Соответственно, значение гостиного двора как исторического ядра города Ейска обеспечивалось не только и не столько его пространственно-планировочными характеристиками, но его социально-хозяйственными функциями и архитектурно-художественными достоинствами, определявшими масштаб, ритм и даже декоративно-пластические характеристики окружающей застройки.

Возведение монументального, занимающего целый квартал здания Гостиного двора было вызвано потребностью развития торговли во вновь основанном портовом городе Ейске, которому в масштабах Российской империи изначально отводилась роль торгового, транспортного и товарно-распределительного пункта на юге страны. В первые же годы своего существования Ейск стал крупным центром внешней и внутренней торговли на юге России, и базарная и ярмарочная торговля, сосредоточенные, в основном, на Базарной площади, уже не отвечали темпам экономического роста города. В этих обстоятельствах строительство (по примеру многих российских городов) гостиного двора - комплекса зданий, включавшего стационарные торговые ряды, лавки, склады, конторы, помещения для временного проживания торговцев («гостей»), места для гужевого транспорта и тяглового скота - представлялось делом перспективным. Инициатива ейского градоначальника полковника И.В. Чередеева была одобрена Кавказским наместником князем М.С. Воронцовым, и в 1852-1856 годах под руководством бердянского мещанина (по другим данным - таганрогского купца) Мордехая Гуриария (Гурария), получившего подряд на строительство, гостиный двор был возведён [6, л. 1, 5; 20, с. 85; 9, с. 66].

По данным Т.Т. Стефанова, приведённым в работе «Город Ейск. Статистико-этнографическое описание», опублико-

ванной в «Кубанском сборнике» в 1883 году, гостиный двор представлял собой «обширное, одноярусное, с кладовыми наверху, здание, построенное четырёхугольником, обнимающим площадь, равною по величине квадратному городскому кварталу» [9, с. 44].

Размеры гостиного двора, приведённые в брошюре К.В. Тюникова без ссылки на источник информации [22, с. 29], не соответствуют действительности: 250 сажен в длину и 125 в ширину составили бы при официально установленной в 1835 году сажени в 2,1336 м (приравненной к 7 английским футам) 533,4 м и 266,7 м соответственно, что более чем вдвое превышает размеры квартала. Верные габаритные размеры здания указаны в Паспорте памятника истории культуры № 2570 «Двор гостиный (торговые ряды), 1848-1854 гг.», составленном в 1997 году: 266 х 143 м при высоте первого этажа от 3,9 до 4,2 м, второго этажа - 3,2 м [3].

На протяжении всего своего существования ейский гостиный двор служил главным и универсальным по набору товаров пунктом внутренней торговли в городе. Стоит привести его описание, применительно к концу 1870-х годов, из статьи Т.Т. Стефанова: «Вся торговля г. Ейска сосредоточена в так называемом Гостином дворе (так в тексте - В.Б.), находящемся в центре города... середина образуемой Гостиным двором площади занята несколькими рядами мелочных лавочек, ларей, лотков, где производится продажа съестных припасов, мелочного, галантерейного и бакалейного товаров, разного старья и проч. Площадь эта носит общее название «толкучки», на ней ежедневно бывают по утрам базары. Весь Гостиный двор подразделяется на шесть отделений: 1) красный ряд, по фасаду расположенный к скверу, занимает 30 отдельных номеров, в которых продаются мануфактурные товары; 2) сапожный или кожевенный, фасад которого выходит на запад, состоит из 18 лавок; здесь продаются выделанные кожи, разного рода обувь, дорожные вещи, сбруя и проч.; 3) рыбный, соседний кожевенному, в 3 лавки; 4) щепной, фасадом своим выходящий на юг, занимает 20 лавок, где можно найти всякого рода посуду, простую мебель, детские игрушки и проч.; 5) мучной, задний

Рис. 1. Гостиный двор в городе Ейске. Фрагмент северо-западного фасада по улице Черноморской (ныне улица Ленина). 1852-1856 годы. Почтовая карточка начала XX века

корпус, по двору - 3 лавки; содержимое: мука, крупа, масло, свечи, мыло и проч.; 6) мясной, в заднем корпусе к площади, состоящий из 13 лавок. Восточная часть корпуса занята амбарами, куда торговцы ссыпают зерновой хлеб, покупаемый у станичников и горожан. По сторонам Гостиного двора, через улицу, сгруппированы водочные склады, а вблизи, по большой улице, разбросаны бакалейные, булочные, посудные, водочные и другие мелкие лавки» [9, с. 44].

В конце Х1Х-ХХ столетии владение недвижимой собственностью на тяготеющих к гостиному двору территориях считалось не только удобным, но и престижным: здесь возводились здания коммерческого (включая размещение отделений крупных российских банков), общественного и жилого - для состоятельных горожан - назначения, имеющие выраженные архитектурные достоинства.

Судя по известным фотографическим изображениям ейского гостиного двора конца XIX - начала XX века [14, с. 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66], экстерьер его был решён в формах классицизма путём устройства по уличным фасадам ордерных аркад, акцентирующих одноэтажные галереи, примыкавшие к рядам внутренних помещений. По центральным осям каждого из четырёх уличных фасадов располагались въезды во внутреннюю площадь гостиного двора. У въездов, в центральных частях сторон здания, находились двухэтажные объёмы, фасады которых на уровне первого этажа не выделялись из общего ритма чередования возвышенных полукруглых арок и пилястр, а на уровне второго имели повторявшие ритм нижнего яруса ряды разделенных пилястрами окон с полуциркульным завершением.

Уличные фасады были покрыты штукатурным слоем светлых тонов, цоколь - более тёмным. Установить первоначальное колористическое решение уличных фасадов по имеющимся источниками и результатам простого натурного обследования, без проведения зондажей и анализа раскрытий, не представляется возможным.

Дворовые фасады, обращённые на площадь, оштукатурены не были.

Планировка и внешний облик гостиного двора в Ейске полностью соответствовали его функциональному назначению: каждый из торговых рядов был разделён на одинаковые помещения - лавки, имевшие выходы на галерею; под лавками располагались подвалы со складами, входы в которые вели с внутренней Базарной площади. В помещениях второго этажа находились склады и конторы. Галереи и примыкавшие к ним части улиц были замощены брусчаткой.

В целом архитектурное решение гостиного двора в Ейске имело в основе общие для русской архитектуры эпохи классицизма «типовые» приемы, применявшиеся в строительстве гостиных дворов и торговых рядов. И хотя полных архитектурных аналогов ейский гостиный двор не имеет, схожих зданий достаточно: аркады в оформлении галерей (рядов) были применены в решении одноэтажных гостиных дворов в Верхнеудинске (ныне Улан-Уде) [17, с. 161-164]

и Таганроге, [16, с. 60-61], и двухэтажных - во Пскове [18, с. 263-265], Санкт-Петербурге (Большой гостиный двор) [5] и московского Старого гостиного двора [7, с. 39]. Расположение по периметру квартала роднит ейский гостиный двор с упомянутыми петербургским, псковским и верхнеудинским (последний не был достроен) [8; 19, с. 144].

Исходя из сохранившихся изображений объекта можно утверждать, что в дореволюционное время, несмотря на то, что помещения в торговых рядах принадлежали разным владельцам, характер продававшихся товаров и, соответственно, условия торговли различались, стилистика экстерьера гостиного двора сохранялась единой. Лишь в первой четверти XX столетия (скорее всего, в годы НЭПа) облик сооружения стал меняться: арки галереи были застеклены, сама галерея была частично перегорожена внутри поперечными стенками в промежутках между арками, образуя замкнутые помещения, со стороны внутренней площади были возведены пристройки - склады и подсобные помещения [12].

Зв время существования гостиного двора постепенно менялось его архитектурное окружение - от одно- и двухэтажных частновладельческих домов с фасадами, оформленными по «образцовым» проектам архитектора И. Жуковского [2] до строчной застройки кварталов зданиями, решёнными в стилистике эклектики, в частности её «кирпичного» направления, и модерна. В их числе - сохранившиеся, ныне имеющие статус памятников архитектуры здания Общественного собрания 1888-1894 годов постройки на углу улиц Победы, 105 и им.

Ленина, 55 и Русского для внешней торговли банка (1916) на углу улиц К. Либкнехта, 50 и Свердлова, 106; жилые дома купца И.Ф. Струцкого по ул. Свердлова, 98-100 (1913), дом по улице Свердлова, 104, (начала XX века); дом с торговыми помещениями по улице Свердлова 102/2 (постройки начала XX века), принадлежавший Ф.И. Киченко [4].

В послевоенное время была нарушена пространственная целостность здания гостиного двора: снесена его часть по улице Победы. Здесь по типовым проектам были возведены здания универмага и издательства «Приазовские степи». В 1960-х годах была снесена центральная часть ряда по улице Победы и на этом месте построено четырёхэтажное здание ЦУМа (центрального универмага) [2] - очевидно дисгармоничное по отношению к окружающей застройке и, главное, значительно изменившее облик и нарушившее масштаб гостиного двора и тяготеющего к нему пространства.

По данным Паспорта памятника истории и культуры, составленного 20 февраля 1997 года архитектором Т.А. Филипповой, комплекс зданий гостиного двора в городе Ейске поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры местного значения решением Краснодарского крайисполкома № 63 от 29 января 1975 г. В паспорте объект обозначен как «Двор гостиный (ряды торговые)» (1848-1854), местоположение указано по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Ленина, 57-59 [3].

В «Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края», изданный в 1986 году [15], объект по непонятным причинам включён не был.

Рис. 2. Вид на гостиный двор и Таганрогскую (ныне Свердлова) улицу в городе Ейске. Почтовая карточка начала XX века

На настоящий момент в «Списке объектов культурного наследия, расположенных на территории города Ейска» значится объект культурного наследия региональной категории историко-культурного значения «Здание гостиного двора, 1848 г.»; местонахождение его обозначено как «корпус рынка, квартал в границах ул. Ленина, 57-59, ул. Победы, 76, ул. Свердлова, К. Либкнехта» [4].

В 1990 году на основании постановления коллегии Министерства культуры РСФСР № 12 от 19 февраля 1990 г., коллегии Госстроя РСФСР № 3 от 28 февраля 1990 г. и Президиума Центрального Совета ВООПИК № 12 от 16 февраля 1990 г. город Ейск приобрёл статус исторического поселения. При этом внешний облик одного из наиболее ценных его памятников - комплекса зданий Гостиного двора - подвергся в последующие годы значительным изменениям.

Тогда же, в 1990 году, была проведена «реконструкция» здания памятника. Она состояла в достройке башен над въездами во внутренний двор, устройстве высокой «теремной» черепичной (вместо железной) крыши с карнизом, поддерживаемым деревянными кронштейнами, изменении фактуры (отделке камневидной штукатуркой «под шубу») и цветовой гаммы стен. В результате памятник архитектуры эпохи классицизма превратился в сооружение с внешними, не связанными с объёмно-пространственной структурой декоративными элементами псевдорусского стиля. Какой-либо проектной документации, имеющей отношение к названным изменениям объекта, обнаружить не удалось. Очевидно, эти работы проводились по инициативе городских властей без согласования с государственным органом охраны культурного наследия. Тогда же, в 1990-е годы, происходила и бесконтрольная застройка внутреннего двора, относящегося к территории памятника.

Предпринятые в 1998 году работы по проектированию зон охраны здания-памятника лишь зафиксировали коренные изменения облика объекта и частично предотвратили дальнейшие утраты [2]. Последовавшие в 2000-х годах внутренние перепланировки, согласованные государственным органом охраны культурного наследия - управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края - вреда объекту не нанесли, поскольку большую часть своих художественно-ценных качеств он утратил в 1990-х годах.

На сегодняшний день подлинными элементами комплекса зданий ейского гостиного двора остаются лишь уличные фасады: сохранилась ритмика существовавшей некогда аркады и отчасти - пластические элементы. Остекление арок разнородно, колористические решения фасадов также разнятся. При этом сохраняется масштаб фасадов и взаимная сопод-чинённость их с окружающей застройкой, что обеспечивает их высокие аттрактивные качества и перспективы частичного воссоздания исторического облика. К фасаду объекта по улице Победы сказанное может быть отнесено ввиду утраты целостности лишь отчасти.

Прилегающие к зданию-памятнику отрезки улиц Ленина и Свердлова - пешеходные, на участках улиц К. Либкнехта и Победы, примыкающих к объекту, имеются проезжая часть и тротуары. Функциональное наполнение помещений объекта составляют некрупные торговые заведения, склады, кафе и рестораны, внутреннего двора - городской рынок и магазины в пристроенных к основному объёму помещениях.

Объект имеет множество выраженных точек панорамного и линейного визуального восприятия фасадов по улицам Ленина, Свердлова и К. Либкнехта. На улице Победы целостное восприятие уличного фасада затруднено современными пристройками. Изначальный облик дворовых фасадов сооружения, за исключением незначительных участков, изменён пристройками второй половины XX - начала XXI века.

При всех обозначенных трансформациях облика и утратах ейский гостиный двор сохраняет значение исторического ядра города, акцентного элемента в его пространственно-планировочной структуре и имеет очевидные перспективы частичного воссоздания первоначального облика.

Литература

1. Трансформация крепостей в городах Донской и Кубанской областей в XVШ-XIX вв. Инженерные элементы в составе инфраструктуры городов и станиц / Ю.В. Артюхин, Н.Б. Родионова, С.П. Шананин, Л.В. Маркова // Большой Ромбит: сб.статей по истории и исторической географии Восточного Приазовья. Вып. 2. - Ейск, 2015.

2. Архив управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Научно-проектная документация. Проект зон охраны памятника архитектуры «Гостиный двор», г. Ейск Краснодарского края. Т. 1. Краткая историческая справка. - М., 1998.

3. Архив управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Паспорт памятника истории и культуры СССР № 2570 «Двор гостиный (торговые ряды), 1848-1854 гг.». Краснодарский край, г. Ейск, ул. Ленина, 57-59, ул. Победы, 76, ул. Свердлова, Либкнехта. Составлен 20.02.1997 г.

4. Архив управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. Список объектов культурного наследия, расположенных на территории города Ейска. По состоянию на 26 ноября 2012 г.

5. Богданов, И.А. Большой Гостиный двор в Петербурге / И.А. Богданов. - СПб, 2001.

6. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 638. Оп. 1. Д. 372.

7. Гостиный двор // Москва: энциклопедия / Гл. ред. А.Л. Нарочницкий. - М., 1980.

8. Гурьянов, В.К. История градостроительства Верхнеу-динска: XVII - первая половина XIX вв.: автореф. дис. канд. ист. наук: 07.00.02. - Улан-Удэ, 2001.

9. Ейск глазами современников (XIX - начало XX вв.) / Сост. А.Ф. Иванов, И.А. Найденова, М.Г. Сидоренко. - Ейск, 2009.

10. Ейский историко-краеведческий музей (ЕИКМ). Фонды. ЕМ 9907. Генеральный план портового города Ейска. 1849 г.

11. Ейский историко-краеведческий музей (ЕИКМ). Фонды. ЕМ 10204/1. Фото Гостиного двора в г. Ейске. Начало XX в.

12. Ейский историко-краеведческий музей (ЕИКМ). Фонды. НВ 1058. Фото Гостиного двора в г. Ейске. 1920-1930-е гг.

13. Ейский историко-краеведческий музей (ЕИКМ). Фонды. НВ 5081. План города Ейска. 1913 г.

14. Иванов, А.Ф. Портрет старого Ейска. Ейск в начале XX века / А.Ф. Иванов, М.Г. Сидоренко. - Краснодар, 2013.

15. Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края. - Краснодар, 1986.

16. Кукушин, В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону, 1996.

17. Минерт, Л.К. Архитектура Улан-Удэ / Л.К. Минерт. -Улан-Удэ, 1983.

18. Новикова, Н.Н. Архитектура губернского Пскова / Н.Н. Новикова // Псков через века. Памятники Пскова сегодня. - СПб, 1994.

19. Оглы, Б.И. Формирование планировки и застройки городов Сибири в конце XVIII - первой половине XIX вв. / Б.И. Оглы // Города Сибири. - Новосибирск, 1978.

20. Родионова, Н.Б. История города Ейска (1848-1914 гг.) / Н.Б. Родионова. - Ейск, 2000.

21. Смолицкая, Т.А. Городской культурный ландшафт: традиции и современные тенденции развития / Т.А. Смолицкая, Т.О. Король, Е.И Голубева; под ред. Т.А. Смолицкой. - М, 2014.

22. Тюников, К.В. Ейск. История. Архитектура. Курорт / К.В. Тюников. - СПб, 1992.

Literatura

1. Transformatsiya krepostej v gorodax Donskoj i Kubanskoj oblastej v XVIII-XIX vv. Inzhenernye elementy v sostave infrastruktury gorodov i stanits / Yu.V. Artyuhin, N.B. Rodionova, S.P. Shananin, L.V. Markova // Bol'shoj Rombit:sb.statej po istorii i istoricheskoj geografii Vostochnogo Priazov'ya. Vyp. 2. - Ejsk, 2015.

2. Arhiv upravleniya gosudarstvennoj ohrany ob"ektov kul'turnogo naslediya Krasnodarskogo kraya. Nauchno-proektnaya dokumentatsiya. Proekt zon ohrany pamyatnika arhitektury «Gostinyj dvor», g. Ejsk Krasnodarskogo kraya. T. 1. Kratkaya istoricheskaya spravka. - M., 1998.

3. Arhiv upravleniya gosudarstvennoj ohrany ob"ektov kul'turnogo naslediya Krasnodarskogo kraya. Pasport pamyatnika istorii i kul'tury SSSR № 2570 «Dvor gostinyj (torgovye ryady),

1848-1854 gg.». Krasnodarskij kraj, g. Ejsk, ul. Lenina, 57-59, ul. Pobedy, 76, ul. Sverdlova, Libknehta. Sostavlen 20.02.1997 g.

4. Arhiv upravleniya gosudarstvennoj ohrany ob"ektov kul'turnogo naslediya Krasnodarskogo kraya. Spisok ob"ektov kul'turnogo naslediya, raspolozhennyh na territorii goroda Ejska. Po sostoyaniyu na 26 noyabrya 2012 g.

5. BogdanovI.A. Bol'shoj Gostinyj dvor v Peterburge / I.A. Bogdanov. - SPb, 2001.

6. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo kraya. F. 638. Op. 1. D. 372.

7. Gostinyj dvor // Moskva: entsiklopediya / Gl. red. A.L. Narochnitskij. - M., 1980.

8. Gur'yanov V.K. Istoriya gradostroitel'stva Verhneudinska: XVII - pervaya polovina XIX vv.: avtoref. dis. kand. ist. nauk: 07.00.02. - Ulan-Ude, 2001.

9. Ejsk glazami sovremennikov (XIX - nachalo XX vv.) / Sost A.F. Ivanov, I.A. Najdenova, M.G. Sidorenko. - Ejsk, 2009.

10. Ejskij istoriko-kraevedcheskij muzej (EIKM). Fondy. EM 9907. General'nyj plan portovogo goroda Ejska. 1849 g.

11. Ejskij istoriko-kraevedcheskij muzej (EIKM). Fondy. EM 10204/1. Foto Gostinogo dvora v g. Ejske. Nachalo XX v.

12. Ejskij istoriko-kraevedcheskij muzej (EIKM). Fondy. NV 1058. Foto Gostinogo dvora v g. Ejske. 1920-1930-e gg.

13. Ejskij istoriko-kraevedcheskij muzej (EIKM). Fondy. NV 5081. Plan goroda Ejska. 1913 g.

14. Ivanov A.F. Portret starogo Ejska. Ejsk v nachale XX veka / A.F. Ivanov, M.G. Sidorenko. - Krasnodar, 2013.

15. Katalog pamyatnikov istorii i kul'tury Krasnodarskogo kraya. - Krasnodar, 1986.

16. Kukushin V.5. Istoriya arhitektury nizhnego Dona i Priazov'ya / V.S. Kukushin. - Rostov-na-Donu, 1996.

17. Minert L.K. Arhitektura Ulan-Ude / L.K. Minert - Ulan-Ude, 1983.

18. Novikova N.N. Arhitektura gubernskogo Pskova / N.N. Novikova // Pskov cherez veka. Pamyatniki Pskova segodnya. - SPb, 1994.

19. Ogly B.I. Formirovanie planirovki i zastrojki gorodov Sibiri v kontse XVIII - pervoj polovine XIX vv. / B.I. Ogly // Goroda Sibiri. - Novosibirsk, 1978.

20. Rodionova N.B. Istoriya goroda Ejska (1848-1914 gg.) / N.B. Rodionova. - Ejsk, 2000.

21. Smolitskaya T.A. Gorodskoj kul'turnyj landshaft: traditsii i sovremennye tendentsii razvitiya / T.A. Smolitskaya, T.O. Korol', E.I Golubeva; pod red. T.A. Smolitskoj. - M, 2014.

22. Tyunikov K.V. Ejsk. Istoriya. Arhitektura. Kurort / K.V. Tyunikov. - SPb, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.