Научная статья на тему 'Господь дал нам глаза, чтобы видеть красоту'

Господь дал нам глаза, чтобы видеть красоту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДХОД / APPROACH / ШКОЛА / SCHOOL / ИНТЕРЕС / INTEREST / ИСКУССТВО / ARTS / НАВЫКИ / SKILLS / МЕТОД / METHOD / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнхуэй Се

Проблема развития творческих способностей студентов и креативного отношения к процессу обучения в области изобразительного искусства является на данный момент одной из важнейших для большинства педагогов. В соответствии с современными требованиями к качеству образования в процессе реализации задач обучения изобразительному искусству необходимо учитывать некоторые психологические аспекты обучения. Данная статья посвящена описанию опыта развития творческих способностей учащихся в процессе занятий изобразительным искусством. Кроме того, здесь приводятся примеры активизации креативного, творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAY GOD GIVE YOU EYES, SO YOU CAN SEE THE BEAUTY

Students creative abilities development and their innovative attitude to the process of education in the field of visual art teaching is currently one of the most important problems for the majority of pedagogues. According to the actual requirements to education quality in the process of implementation of art education tasks, teachers should take into account some psychological aspects of education. This paper is devoted to describing students creative abilities in the process of art education. Besides, the examples of creative thinking activation are given in this article.

Текст научной работы на тему «Господь дал нам глаза, чтобы видеть красоту»

Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940. URL: http: //dic. acade mic.ru/dic.nsf/ushakov/1083810 (дата обращения: 8.07.2013).

12. Погребняк Е. Словарь бизнес-сленга [Электронный ресурс]. 2003-2006. URL: http://business_ slang.academic.ru/593/художество (дата обращения: 8.07.2013).

13. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998. URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/kuznetsov/11446/граффити (дата обращения: 11.07.2013).

14. Ronald Soetaert Jeroen Bourgonjon, Een retorische analyse van videogames, Faculteit Psychologie en Pedagogische Wetenschappen universiteit Gent, 2007-2008 [Electronic resource] / URL: http://lib. ugent.be/fulltxt/RUG01/001/292/037/RUG01-00

1292037_2010_0001_AC.pdf (accessed: 9.07.2013).

15. HP\De Tijd, 8 februari 1999 [Electronic resource] / URL: http://www.maxpam.nl/archief/interview s/westerik.html (accessed: 11.07.2013).

16. Миронов С. А. Нидерландско-русский словарь / под рук. проф. С. А. Миронова. М.: Рус. яз., 1987. 920 с.

17. Etymologisch woordenboek van Dale [Electronic resource] / Antwerpen gegevens komen van Koninklijke Bibliotheek, Den Haag. Utrecht: Van Dale Lexicografie, 1989. 893 р. URL: http:// library.rijksmuseum.nl/cgi-bin/koha/opac-detail. pl?biblionumber=44059 (accessed: 11.07.2013).

18. Philippa М. e.a. Etymologisch Woordenboek van het Nederlands [Electronic resource]. 2003-2009. URL: http://www.etymologiebank.nl/trefwoord/ schilderij (accessed: 11.07.2013).

УДК 372.87 ББК 74.268.51

ГОСПОДЬ ДАЛ НАМ ГЛАЗА, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ КРАСОТУ

MAY GOD GIVE YOU EYES, SO YOU CAN SEE THE BEAUTY

Се Юнхуэй

Проблема развития творческих способностей студентов и креативного отношения к процессу обучения в области изобразительного искусства является на данный момент одной из важнейших для большинства педагогов. В соответствии с современными требованиями к качеству образования в процессе реализации задач обучения изобразительному искусству необходимо учитывать некоторые психологические аспекты обучения. Данная статья посвящена описанию опыта развития творческих способностей учащихся в процессе занятий изобразительным искусством. Кроме того, здесь приводятся примеры активизации креативного, творческого мышления.

Ключевые слова: подход, школа, интерес, искусство, навыки, метод, обучение.

Xie Yong Hui

Students' creative abilities development and their innovative attitude to the process of education in the field of visual art teaching is currently one of the most important problems for the majority of pedagogues. According to the actual requirements to education quality in the process of implementation of art education tasks, teachers should take into account some psychological aspects of education. This paper is devoted to describing students' creative abilities in the process of art education. Besides, the examples of creative thinking activation are given in this article.

Keywords: approach, school, interest, arts, skills, method, education.

Прежде чем приступить к описанию конкретных примеров активизации процесса обучения учащихся основам изобразительной грамоты, с целью активизации творческих способностей следует указать некоторые принципиальные условия организации учебного процесса, способствующие этому. Во-первых, занятия изобразительным искусством, в отличие от многих других видов обучения, отличаются повышенными требованиям к самостоятельности обучающихся. Поэтому сама организация учебного процесса должна быть край-

не динамичной, основанной на важнейших принципах дидактики, таких как принцип научности, связи теории с практикой, наглядности и т. д. И, конечно, осознанного восприятия учащимися всего процесса обучения. Рассмотрим реализацию этих направлений более подробно.

Основываясь на опыте преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах и студиях, можно выделить некоторые условия организации процесса обучения изобразительному искусству, способные активизировать творческие способности учащихся.

1. Соединение знаний и наслаждения творческим процессом.

Приобретение опыта анализа произведения искусства очень важно для учащихся. Во-первых, это дает им возможность соприкоснуться с достижениями мировой художественной культуры, в полной мере оценить ее богатства и получить наслаждение от созерцания выдающихся произведений. С другой стороны, это умение необходимо им при выполнении практической работы, так как учащиеся анализируют различные приемы и художественные средства выразительности, позволяющие реализовать замысел мастера. При этом средства художественной выразительности возможно рассматривать с точки зрения основных понятий изобразительной грамоты, таких, например, как цвет, композиция и т. д.

Поэтому мы решили разработать занятия, на которых учащиеся, имеющие различную степень подготовки, могли бы, основываясь на свои знания в области теории изобразительной грамоты, проанализировать произведения известных мастеров. Как показал опыт проведения подобных занятий, это помогает студентам систематизировать свои знания в области изобразительного искусства, а также дает мощный стимул к самостоятельному творчеству, стимулирует их познавательную активность.

Для одного из таких занятий мы подготовили программу обсуждения и анализа одного из выдающихся произведений мирового изобразительного искусства -«Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи. На примере этой работы учащиеся при помощи преподавателя обсуждают и анализируют изобразительные средства, которые способствовали передаче идей автора. Так, например, темные тона, преобладающие в колорите работы, способствуют передаче напряженной психологической атмосферы и в то же время ощущению таинственности. Манера письма очень тонкая и полна изящества. Автор тонко передает эмоции участников таинственного действа. Тут и напряжение, и тревога, испуг, возмущение, гнев подозреваемых, печаль и грусть, и одновременно надежда, которая олицетворяется спокойствием на лице Христа. В то же время фигура Христа как бы обособлена от фигур учеников, подчеркивая этим некоторую его беспомощность и одиночество. Благодаря демонстрации поочередно динамичных и статичных движений читается сам характер сцены. Иисус словно говорит: «Этот человек предал меня».

Такому восприятию картины способствует ее композиция, которая организована посредством рационального распределения контрастов, за счет чего создается как бы последовательное прочтение сюжета, что также соответствует реализации замысла художника.

На серии подобных занятий у учащихся постепенно формируются знания по основам теории изобразительного искусства, развиваются навыки оценки и анализа, углубляется понимания основных принципов организации изображения, развивается эстетическое восприятие художественных произведений. Такой подход также способствует синтезу знаний, получаемых при изучении таких смежных дисциплин, как история изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

2. Создание творческой атмосферы, содействие личной познавательной активности у учеников.

В процессе преподавания изобразительного искусства мы стремились через двустороннюю деятельность преподавателя и студента мобилизовать энтузиазм учащихся, стимулировать у них любопытство и дух исследования, а также их творческую активность. Роль учителя в этом очень велика, так как, чтобы максимизировать потенциал каждого из учащихся, необходимо позволить последним активно участвовать в учебном процессе, идущем по заранее запланированному учителем плану, согласно целям и задачам обучения. Это позволяет достичь в процессе обучения самостоятельности учащихся и раскрыть их собственный потенциал, а также индивидуальность.

Этого довольно часто можно достичь благодаря последовательному и тщательно продуманному применению принципов проблемного обучения. Данная методика давно зарекомендовала себя в области обучения изобразительному искусству. Так, например, при изучении изменения светлотности предметов в зависимости от положения источника и яркости освещения можно ставить вопрос о том, как писать белый цвет, который находится на свету или в контражуре. Так, при решении этой проблемной ситуации учащиеся на опыте узнают о том, что при различных условиях освещения тональность белого по цвету предмета может меняться в довольно значительном диапазоне.

Кроме использования принципов проблемного обучения для активизации процесса изучения изобразительного искусства учитель должен создавать демократическую, либеральную, гармоничную атмосферу в классе. Учащиеся в художественном классе должны смело высказывать свою точку зрения, демонстрировать личностные качества при рисовании и создании собственных художественных произведений. Так, не следует стремиться к тому, чтобы учащиеся точно копировали манеру преподавателя, а также чтобы четко воспроизводили ту или иную технику, например технику китайской живописи. Желательно ориентировать студентов на собственный поиск новых средств художественного выражения.

В своей методике обучения основам китайской живописи мы стремимся хвалить и всячески поощрять за личный поиск учеником новых возможностей техники. Благоприятная среда обучения, хорошее настроение, тактичное обращение способствуют активному творческому процессу, выражению собственных мыслей учащихся, эмоций, а также реализации художественных замыслов. Все это обеспечивает не только активную реализацию целей и задач обучения, но и способствует развитию творческих способностей учащихся, креативности мышления.

3. Соединение навыков и практики искусства для повышения уровня эстетического восприятия учащимися художественного творчества.

Художественная практика является лучшим способом для того, чтобы развивать и проверять теоретические основы и художественные навыки учащихся в процессе обучения основам изобразительной грамоты в средней школе. Мы должны стремиться к вершинам практики искусства. Во-первых, мы можем проводить мероприятия, позволяющие студентам оце-

нить первоначальный уровень их знаний, прежде чем пытаться двигаться дальше. Такие мероприятия позволяют студентам обрести уверенность в собственных силах, увидеть уровень преподавателя, с точки зрения профессионального искусства глубоко ощутить смысл художественного творчества, того или иного вида изобразительной деятельности.

Во-вторых, мы можем проводить в рамках классных занятий обсуждения произведений искусства, чтобы выбирать наиболее выдающиеся примеры, иллюстрирующие те или иные понятия изобразительной грамоты. Произведения выдающихся авторов позволяют проанализировать их опыт и способствуют дальнейшему укреплению навыков изобразительной деятельности у учащихся, углублению уровня понимания предмета.

4. Расширение кругозора в свободное время, развитие навыков видения учениками особенностей натуры.

В рамках обучения изобразительному искусству в средней школе большое значение имеет рисование с натуры. Это здание является основой обучения как в классе, так и в рамках домашнего задания, особенно в младшей школе, в которой учащиеся только постигают азы изобразительной грамоты и изучают основные изобразительные техники. Именно рисование с натуры позволяет развивать у учащихся такие качества, как наблюдательность, умение анализировать форму, ощущать пространство и различные условия освещения.

Например, при обучении технике гравюры в классе следует обращать внимание учащихся на малейшие детали в произведениях, чтобы развивать их творческий потенциал и воображение. Так, например, обычный мел, который учащиеся часто видят на занятиях, может послужить источником вдохновения. Если понять и проанализировать форму и цвет мела, можно сделать интересное произведение декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, учащемуся вовсе не обязательно ждать, когда он будет обладать довольно серьезными на-

выками работы, чтобы начать делать сравнительно сложные вещи. Возможно создание произведений очень простых, но дающих возможность достичь хороших результатов. При выполнении таких работ учащиеся не только приобретают опыт реализации собственных идей, но и развивают целенаправленное профессиональное мышление.

Для этого необходимо уметь наблюдать и анализировать натуру с точки зрения ее визуальных характеристик. Это умение позволяется вычленить в облике отличительные черты предмета, которые в дальнейшем могут лечь в основу художественного образа. Эта способность видеть, анализировать и обобщать основные визуальные характеристики способствует развитию профессиональных навыков мышления, отвечающих за опыт в определенном виде деятельности, в данному случае изобразительном.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что обучение искусству в школе должно быть инновационным как с точки зрения средств обучения, так и методов. Обучение изобразительному искусству дает возможность развивать у студентов способность к креативному мышлению, что давно признано специалистами в области педагогики во всем мире. Поэтому мы должны не терять времени и не жалеть терпения в процессе модернизации системы обучения изобразительному искусству. Когда учащиеся в процессе творчества ощущают радость от проделанной работы, получают опыт успеха, это позволяет формировать целостную личность и открыть ей перспективы для реализации в современном мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е Сяомин. Обзор живописи. Образование, 2008.

2. У. Тинюй, Ху Лин. Образование искусства рисование. Пекин: Народное, 2011.

3. Го Шенцзянь. Рассуждение о художественном образовании. Шанхайское образование, 1999.

УДК 378.147.88 ББК 74.480.276.4

СТУДЕНТЫ-ХУДОЖНИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В 5-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ART STUDENTS DOING THEIR TEACHING PRACTICE IN THE MIDDLE SCHOOL, FORMS 5-7

А. А. Голуб

В статье рассматриваются вопросы совершенствования практической и методической подготовки студентов-художников во время прохождения педагогической практики на основе сравнения индивидуального стиля преподавания изобразительного искусства в школе.

Ключевые слова: педагогическая практика, методическая подготовка, индивидуальный стиль.

A. A. Golub

The article is dedicated to the questions of improvement of practical and methodological training of art students during their teaching practice by comparing individual styles of teaching fine arts at school.

Keywords: teaching practice, methodological preparation, individual style.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.