Научная статья на тему 'Госпитальный сегмент'

Госпитальный сегмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IMS HEALTH / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА / ЖНВЛП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Согласно данным IMS Health, госпитальный сегмент рынка в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом в упаковках и рублевом эквиваленте не изменился, а в долларах увеличился на 4,1%. В результате стоимостные объемы рынка в 2010 г. составили 54,65 млрд. руб., или 1,8 млрд. долл. (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госпитальный сегмент»

РшШиим ИТОГИ 65

Госпитальный сегмент

Согласно данным IMS Health, госпитальный сегмент рынка в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом в упаковках и рублевом эквиваленте не изменился, а в долларах увеличился на 4,1%. В результате стоимостные объемы рынка в 2010 г. составили 54,65 млрд. руб., или 1,8 млрд. долл. (рис. 1).

Впервой половине 2010 г. по отношению к аналогичному периоду предшествующего года наблюдалось сокращение закупок в рублях, а во второй половине — рост (рис. 2). Всего на первое полугодие пришлось примерно 47% всех продаж, на второе — 53%.

Подавляющая часть всех госпитальных закупок была обеспечена за счет препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП (85% натуральных объемов и 76% — стоимостных) (рис. 3). Рост продаж ЖНВЛП в упаковках (+2,8%) компенсировал сокращение продаж препаратов, не относящихся к ЖНВЛП (-11,1%) (рис. 4). В то же время заметное увеличение стоимостных объемов последних (+9,1%) нивелировало уменьшение продаж ЖНВЛП (-2,4%). Ситуация характеризовалась значительным ростом цен на лекарства, не входящие в перечень, при сокращении цен на ЖНВЛП почти на 3%.

В целом по всему госпитальному сегменту цены как таковые выросли, а структура продаж изменилась в пользу относительно более дешевых препаратов. В результате средневзвешенные цены для всего сегмента, зависящие и от того, и от другого фактора, практически не изменились и составили 106,4 руб. (3,5 долл.) (рис. 5). Соответственно, средние цены на ЖНВЛП сократились на 5,1%, а на прочие препараты — выросли на 22,8%, при этом уровень цен на ЖНВЛП был примерно в 2 раза ниже, чем на препараты, не относящиеся к приоритетному перечню (94,7 руб. против 173,5 руб.).

Отечественная продукция превалирует в структуре госпитального сегмента в натуральном выражении (72,8%) и значительно уступает импортным препаратам в стоимостном (27,2%) (рис. 6). В 2010 г. доля отечественной продукции расширилась, поскольку ее закупки выросли (на 4,5% в упаковках и на 12,3% — в руб-

лях), в то время как закупки зарубежной продукции сократились (соответственно, на 8,7 и 3,4%) (рис. 7). Значительное увеличение объемов продаж российских препаратов было связано, прежде всего, с ростом цен, которого в отношении импортной продукции не наблюдалось. В результате средневзвешенная цена на отечественные препараты выросла на 13,9% (рис. 8). Значительно увеличился также уровень средних цен на импортную продукцию (+11,8%), однако обусловлено это было небольшими сдвигами в структуре продаж в сторону более дорогих препаратов, а также сокращением натуральных объемов. Несмотря на наблюдаемый рост цен на отечественную продукцию, средняя цена на нее на порядок отличается от средней цены на зарубежную (49,6 руб. против 388 руб.), и приращение цены на отечественные препараты в абсолютном выражении выглядит незначительным. По итогам 2010 г. лидером среди производителей, как и ранее, стала компа-

«УНОкф^ Динамика госпитальных закупок ЛС, 2009—2010

2000 г

1500

1000

+0,1% (руб.) +4,1% (долл.)

Оптовые цены, долл.

□ — 2009

Динамика к предыдущему году

Упаковки

□ — 2010

рисунок Квартальная динамика госпитальных закупок, 2010

66 РШШццм

анализ российского фармрынка

рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре госпитальных закупок, 2009—2010

% 100

80

й

Ü 60

1=

о; ^

о cS

40

20

0

Д — ЖНВЛП □— Не ЖНВЛП

2009 2010 2009 2010

Упаковки Оптовые цены

^Динамика госпитальных

рисунок

закупок ЖНВЛП, 2010/2009

1,5

1,2

2 0,9

к

0,6

0,3

0,0

-2,4% (руб.) +1,5% (долл.)

+9,1% (руб.) +13,4% (долл.)

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

Д — ЖНВЛП

□ — Не ЖНВЛП

таблицаТоп-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2010

Место в рейтинге Корпорации Показатели продаж, долл. опт

2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

1 1 Sanofi-aventis 6,9% 6,7% 8,4%

2 3 Nycomed 3,9% 3,9% 4,0%

3 2 AstraZeneca 3,7% 4,2% -9,0%

4 5 Merck Sharp Dohme 3,5% 3,1% 20,3%

5 4 Sandoz group 2,5% 3,1% -15,5%

6 8 Roche 2,3% 2,6% -9,0%

7 6 Gedeon Richter 2,3% 2,9% -18,5%

8 17 Pfizer 2,1% 1,6% 36,1%

9 9 GlaxoSmithKline 2,1% 2,1% 0,3%

10 13 Pharm-Center 2,0% 1,8% 11,4%

Итого 31,3% 33,3%

ния Sanofi-aventis, чьи продажи увеличились на 8,4% в долларовом эквиваленте, а доля в структуре закупок выросла с 6,7 до 6,9% (табл. 1). Компания Nycomed (+4%) поменялась местами с AstraZeneca (-9,0%) и переместилась на 2-е место с 3-го. Уменьшение госпитальных поставок коснулось также Sandoz (-15,5%), Gedeon Richter (-18,5%) и Roche (-9,0%), при этом если рейтинг первых двух компаний ухудшился, то последней улучшился, но лишь потому, что у других компаний дела обстояли еще хуже. Teva на фоне уменьшения продаж на 18% покинула десятку лидеров.

Наиболее значительная позитивная динамика была характерна для компании Pfizer, чьи продажи выросли на 36,1%, что позволило ей войти в состав Топ-10 и занять 8-е место. Высокие темпы роста продемонстрировала также корпорация MSD (+20,3%), которая поднялась на ступень вверх и заняла 4-ю позицию. По результатам 2010 г. в состав Топ-10 вошел один российский производитель — «Фарм-Центр», который на фоне позитивной динамики (+11,4%) занял 10-е место. Компания «Биотэк» (-26,6%), напротив, вышла из состава лидеров и переместилась с 7-й на 11-ю позицию. В Топ-20 помимо названных российских производителей

вошли также «Микроген», «Аболмед», «Эском НПК» и «Верофарм», занявшие, соответственно, 13-е, 14-е, 17-е и 18-е места. В целом по итогам 2010 г. доля Топ-10 сократилась с 33,3 до 31,3%, а Топ-20 — с 50,7 до 49,0%, что свидетельствует об определенном «размывании» позиций ведущих компаний. Верхняя часть рейтинга торговых наименований в 2010 г. оставалась стабильной (табл. 2). Не претерпели изменений первые четыре позиции, хотя объем продаж Меронема ^й^епеса), располагающегося на 2 месте, в результате

конкуренции со стороны дженериков сократился на 13,3%. В то же время продажи Тиенама (MSD), находящегося в аналогичной ситуации, напротив, выросли на 12,5%, в результате чего этот препарат переместился с 6-й на 5-ю позицию, опередив Актовегин (Nycomed) (-4,8%). Особенно высокая стоимостная динамика была характерна для Ак-тилизе (Boehringer Ingelheim GmbH) (+36,2%), который значительно улучшил свой рейтинг и занял 8-ю позицию. В 2010 г. в число лидеров попал Таваник (Sanofi-aventis) (+2,1%), который под-

госпитальным сегмент

PfMElTlJUM 20О1ГИ 67

рисунокф^Динамика средневзвешенных оптовых цен, 2010/2009

400 350 300 250 200 150 100 50 0

Все ЛС Отечест- Импорт- ЖНВЛП венные ные

Не ЖНВЛП

□ — 2009

15

12

□ — 2010

30

25

20

15

10

Все ЛС Отечест- Импорт- ЖНВЛП Не венные ные ЖНВЛП

| | — Динамика цен

таблица Топ-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2010

Место в рейтинге

2010 2009 ТН 2010 2009 Прирост к 2009

1 1 Natrium chloridum 4,1% 3,8% 10,7%

2 2 Meronem 1,7% 2,0% -13,3%

3 3 Clexan 1,6% 1,6% 7,0%

4 4 Glucose 1,5% 1,5% 5,3%

5 б Tienam 1,3% 1,2% 12,5%

б 5 Actovegin 1,2% 1,3% -4,8%

7 7 Heparin 1,2% 1,0% 24,4%

8 14 Actilyse 1,0% 0,8% 3б,2%

9 12 Cefotaxim 0,9% 0,8% 25,б%

10 11 Tavanic 0,8% 0,8% 2,1%

Итого 15,3% 15,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели продаж, долл. опт

%

9

6

3

0

нялся на ступень вверх и занял 10-е место. В Топ-10 торговых наименований представлено достаточно много препаратов, которые выпускаются российскими производителями. Прежде всего, это инфузионные растворы Натрия хлорида (+10,7%) и Глюкозы (+5,3%), стабильно занимающие 1-е и 4-е места. На 7-м месте в рейтинге, как и ранее, находится Гепарин, с 12-го на 9-е место переместился Цефотаксим, причем оба препарата в 2010 г. продемонстрировали увеличение продаж примерно на 1/4.

В 2010 г. состав Топ-10 МНН госпитального рынка по сравнению с предшествующим годом не изменился, однако внутри рейтинга произошел ряд перестановок (табл. 3). В частности, улучшились позиции (с 6-й до 4-й) МНН enoxaparine sodium (+8,7%), которое до 2010 г. было представлено только препаратом Клексан (Sanofi-aventis) (3-е место в рейтинге торговых наименований, +3%). Усиление позиций (перемещение с 10-го на 7-е место) было характерно также для группы cilastatin+Imipenem (+16,4%),

представленной в основном Тиена-мом. Уменьшение закупок на 23,8% и перемещение с 4-й на 9-ю позицию продемонстрировал immunoglobulin base. В то же время ceftriaxone на фоне выраженной отрицательной динамики (-17%) сохранил за собой 2-е место. Сокращение продаж было характерно еще для одного цефалоспорина — cefotaxime (-4,8%), который также остался на ранее занятом им 5-м месте. В целом доля Топ-10 МНН в общем объеме закупок сократилась по сравнению с прошлым годом с 19,9 до 18,9%, в то время как аналогичный показатель для торговых наименований практически не изменился.

В Топ-10 АТС-групп второго уровня классификации первые шесть позиций оказались стабильными, при этом большинство групп продемонстрировали небольшую отрицательную динамику в долларовом эквиваленте (табл. 4). Исключение составили B05 [Кровезаменители и перфузионные препараты] и В01 [Антитромботические средства], продажи которых выросли, соответственно, на 9,0 и 13,6%. Значительный рывок вперед (с 15-го на 7-е место) при удвоении продаж совершила группа J07[ Вакцины]. В то же время группа B02 [Гемостатики] (+5,7%) переместилась с 7-го на 9-е место, пропус-

68 20Т0 ршшиим

анализ российского фармрынка

■кунокф^ Динамика доли отечественных/ импортных препаратов в структуре госпитальных закупок, 2009—2010

рисунок Динамика госпитальных закупок отечественных/ импортных препаратов, 2010/2009

1500

1200

900

600

300

-3,4% (руб.) +0,5% (долл.)

+12,3% (руб.) +16,5% (долл.)

1340

Динамика к предыдущему году

+4,4%

140

Оптовые цены, долл.

Упаковки

| | — Отечественные

| |— Импортные

тив вперед не только J07 [Вакцины], но и V08 [Контрастные вещества] (+12,5%). Ухудшение рейтинга коснулось также группы N06 [Психоаналеп-тиков], которая на фоне отрицательной динамики продаж (-7,7%) переместилась с 9-го на 10-е место в рейтинге. Выбыла из состава Топ-10 группа J06 [Иммунная сыворотка и иммуноглобулины] (-13,8%). Таким образом, как и на розничном рынке, в сегменте госпитальных закупок в результате введения

дящие в Перечень ЖНВЛП, и увеличение их закупок в натуральном выражении. Одновременно цены на прочие лекарственные средства значительно выросли, а объем их закупок в натуральном выражении заметно сократился (на 11%). В целом весь госпитальный сегмент в отличие от розничного не изменился ни в натуральном выражении, ни в рублях (в долларах за

счет укрепления национальной валюты наблюдался рост в размере 4%). Структура потребления госпитальных лекарств в разрезе фармакотерапевти-ческих групп и лидирующих групп МНН оставалась в основном традиционной, однако наблюдалось усиление конкуренции между компаниями, причем в пользу российских производителей.

таблица ф^Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2010

Место в рейтинге МНН Показатели продаж, долл. опт

2010 2009 2010 2009 Прирост к 2009

1 1 Sodium 4,1% 3,9% 9,8%

2 2 Ceftriaxone 2,8% 3,6% -17,0%

3 3 Meropenem 2,1% 2,1% 1,6%

4 б Enoxaparin sodium 1,6% 1,6% 8,7%

5 5 Cefotaxime 1,6% 1,7% -4,8%

6 7 Glucose 1,5% 1,5% 3,1%

7 10 CiLastatin + imipenem 1,3% 1,2% 16,4%

8 8 Blood 1,3% 1,4% -0,6%

9 4 Immunoglobulin base 1,3% 1,8% -23,8%

10 9 Cefazolin 1,2% 1,2% 3,1%

Итого 18,9% 19,9%

госпитальный сегмент

РЕМШииМ ИТОГИ 69

таблицаф^Топ-10 АТС2 групп по объему госпитальных закупок, 2010

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2010 2009

2010 2009 Прирост 2010 к 2009

1 1 J01 [AntibacteriaLs for syst use] / J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 20,0% 20,9% -0,4%

1 1 Meronem 8,5% 9,8% -13,3%

2 2 Tienam б,3% 5,б% 12,5%

3 5 Cefotaxim 4,7% 3,7% 25,б%

4 4 Tavanic 4,0% 3,9% 2,1%

5 3 Amoksiklav 4,0% 4,0% -0,9%

2 2 B05 [BLood substitute & perf soLs] / B05 [Плазмазамещающие и перфузионные растворы] 11,0% 10,5% 9,0%

1 1 Natrium chloridum 3б,8% 3б,2% 10,9%

2 2 Glucose 13,3% 13,8% 5,3%

3 3 Albumin б,9% 8,2% -7,б%

4 4 Rheopolyglukin 3,5% 3,3% 13,б%

5 5 Voluven 2,4% 1,9% 39,9%

3 3 L01 [Antineoplastic agents] / L01 [Противоопухолевые препараты] б,8% 7,2% -1,9%

1 1 Taxotere 8,б% 10,5% -19,8%

2 5 Eloxatin 4,7% 2,4% 95,3%

3 3 Gemzar 4,5% 5,б% -20,5%

4 4 Oxatera 4,3% 3,0% 42,б%

5 2 Avastin 3,9% б,б% -42,0%

4 4 B01 [Antithrombotic agents] / B01 [Антикоагулянты] 5,9% 5,4% 13,б%

1 1 Clexan 27,б% 29,3% 7,0%

2 2 Heparin 19,9% 17,7% 27,4%

3 3 Actilyse 1б,8% 14,0% 3б,2%

4 4 Fraxiparine 10,4% 11,8% 0,б%

5 5 Fragmin 4,7% 2,7% 99,3%

5 5 N01 [Anesthetics] / N01 [Анестетики] 3,2% 3,4% -1,1%

1 1 Sevoran 20,8% 21,7% -5,0%

2 2 Naropin 12,0% 14,1% -1б,4%

3 3 Diprivan 11,9% 13,7% -13,8%

4 4 Novocain б,8% б,б% 2,б%

5 5 Nitrogen oxydulate б,2% 4,3% 41,4%

б б N05 [PsychoLeptics] / N05 [Психотропные препараты] 3,0% 3,2% -1,7%

1 2 Aminazin б,7% б,4% 4,1%

2 1 Seroquel б,4% 8,1% -21,4%

3 4 Serdolect 5,7% 5,3% б,б%

4 3 Zyprexa 5,5% 5,3% 1,б%

5 5 Abilify 5,2% 4,2% 23,1%

7 15 J07 [Vaccines] / J07 [Вакцины] 3,0% 1,б% 95,5%

1 4 Imovax 20,7% б,5% 523,б%

2 2 Vacc Grippol 18,б% 10,0% 2б1,0%

3 1 Vacc Grippol Plus 15,5% 12,2% 147,4%

4 3 Regevac B 8,4% б,8% 143,0%

5 5 Vacc parotit measl 4,б% 3,8% 141,0%

70 ИТОГИР€МШииМ

анализ российского фармрынка

таблица (про длолжение) Топ-10 АТС2 групп по объ >ему госпитальных за1 {упок, 2010

Место в рейтинге АТС2 Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

2010 2009

2010 2009 Прирост 2010 к 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 8 V08 [Contrast media] / V08 [Контрастные вещества] 2,8% 2,5% 12,5%

1 1 Omnipaque 21,8% 27,9% -12,3%

2 2 ULtravist 21,0% 24,2% -2,3%

3 3 Optiray 15,0% 13,6% 24,5%

4 4 Urografin 9,3% 11,2% -6,5%

5 5 Visipaque 8,3% 4,8% 94,7%

9 7 B02 [Antihemorrhagics] / B02 [Гемостатики] 2,7% 2,6% 5,7%

1 1 Gordox 18,2% 19,4% -1,0%

2 3 Novoseven 12,8% 13,1% 2,7%

3 4 Feiba 10,2% 7,4% 45,5%

4 2 ContrykaL 7,7% 14,5% -44,3%

5 5 ViLate 7,4% 5,3% 47,9%

10 9 N06 [PsychoanaLeptics] / N06 [Психоаналептики] 2,0% 2,3% -7,7%

1 1 CerebroLysin 26,1% 21,4% 12,6%

2 2 Cavinton 10,8% 14,0% -28,8%

3 3 Piracetam 8,1% 7,6% -0,9%

4 5 Cortexin 7,1% 5,5% 19,0%

5 4 CipraLex 3,4% 6,0% -48,1% / ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.