Научная статья на тему 'Госпитальный сектор'

Госпитальный сектор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ЛС / ЖНВЛП / ВИЧ/СПИД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

В настоящее время аудит госпитального сектора IMS Health включает закупки больниц, ведомственных ЛПУ, закупки в рамках национального календаря прививок и государственной программы лечения социально значимых заболеваний, закупки для поликлиник, санаториев и т. д. Согласно данным IMS Health, в 2014 г. общий объем госпитального сектора составил 724,8 млн упак. на сумму 159,42 млрд руб., или 4,05 млрд долл. (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Госпитальный сектор»

Госпитальный сектор

В настоящее время аудит госпитального сектора IMS Health включает закупки больниц, ведомственных ЛПУ, закупки в рамках национального календаря прививок и государственной программы лечения социально значимых заболеваний, закупки для поликлиник, санаториев и т. д. Согласно данным IMS Health, в 2014 г. общий объем госпитального сектора составил 724,8 млн упак. на сумму 159,42 млрд руб., или 4,05 млрд долл. (рис. 1).

По сравнению с предыдущим годом наблюдался значительный рост. Особенно высокие темы роста закупок по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года были характерны для III квартала, когда и в натуральном, и в стоимостном выражении продажи увеличились на 38% (рис. 2). В стоимостных показателях они также на 33% увеличились в IV квартале, причем ускоренная динамика по сравнению с продажами в упаковках (+15%) свидетельствует о преимущественной закупке в конце года относительно дорогих зарубежных препаратов. Всего на второе полугодие пришлось 62,5% всего объема закупок в стоимостном выражении, что на 4 п. п. больше, чем в предыдущем году. Значительное увеличение госпитального сектора обусловлено целым рядом причин. Прежде всего оно объясняется

девальвацией рубля, ожиданиями роста цен и, соответственно, закупками, которые проводились в расчете на более длительный, чем прежде, период времени. Помимо этого, более 20% всего прироста (также 30% прироста ЖНВЛП) было обеспечено за счет пневмококковой конъюгированной вакцины (Пре-венар 13, Pfizer), которая в 2014 г. впервые вошла в национальный календарь прививок. Увеличение объемов госпитального сектора объясняется также изменением порядка проводимых закупок по ряду направлений, часть из которых не учитывалась в базе данных по госпитальному аудиту предыдущих лет. Т. е. причины высокой динамики в определенной мере носят также «технический» характер.

Всего продажи лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛП, в 2014 г. увеличились на 22,7% в национальной

валюте и на 13,6% в упаковках (рис. 3). В то же время рост продаж препаратов, не входящих в перечень, оказался еще выше (+34,7 и +23,4% соответственно). В результате доля ЖНВЛП в структуре госпитального сектора уменьшилась и составила в стоимостных показателях 75,8%, в натуральных — 85,5% (рис. 4). В сегменте ЖНВЛП определенный вклад в стоимостную динамику, помимо увеличения натуральных объемов, был сделан также ростом цен на препараты отечественного производства (в пределах, установленных ценовым регулированием). В сегменте не-ЖНВЛП такое же влияние, что и рост цен, оказали также изменения в структуре продаж в пользу более дорогостоящих лекарств. В сегменте препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП, структура закупок изменилась в пользу относительно более дешевой продукции. Продажи препаратов российского производства (без учета локализованной продукции) в 2014 г. росли опережающими темпами по сравнению с динамикой продаж зарубежной продукции (рис. 5). Закупки отечественных лекарств в национальной валюте увели-

рисунок^Ф Динамика госпитальных закупок ЛС, 2012—2014 гг.

2

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

□ — 2012 □— 2013 □— 2014

рисунок^Ф Квартальная динамика госпитальных закупок, 2014 г.

5

4

3

1

Динамика

рисунок 3 Динамика госпитальных закупок ЖНВЛП, 2014/2013

3,5

3,0

R 2,5 s

St Ü 2,0 1= s

aj

15

\о ' о

1,0 0,5 0

Оптовые цены, долл.

И — ЖНВЛП

□_I

Упаковки

□ — не-ЖНВЛП

рисунок Динамика доли ЖНВЛП в структуре госпитальных закупок, 2012—2014 гг.

таблицаТоп-10 корпораций по объему госпитальных закупок, 2014 г.

Место в рейтинге Производитель Показатели продаж, руб., опт.

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 12 Pfizer 5,0% 1,9% 286,2%

2 1 Sanofi-Aventis 4,2% 5,4% -5,1%

3 2 Roche 4,0% 4,8% 5,9%

4 4 AbbVie 3,6% 3,9% 14,1%

5 3 Merck Sharp & Dohme 3,6% 4,4% 0,9%

6 5 Johnson & Johnson 3,5% 3,5% 23,5%

7 6 GlaxoSmithKline 3,4% 3,5% 18,6%

8 7 Novartis (incl. Sandoz) 2,8% 3,2% 11,0%

9 8 Nycomed/Takeda 2,5% 2,6% 19,9%

10 9 AstraZeneca 2,1% 2,5% 5,8%

Итого 34,8% 36,1%

Примечание. Нераспознанные по производителям позиции составили 3,7% всех закупок. В расчетах долей производителей эти данные не учитываются.

чились на 32,2%, зарубежной — на 23,3%. В то же время в долларовом эквиваленте позитивная динамика была характерна только для российских лекарств (+8,8%). В противоположность тенденциям предыдущего года доля российской продукции в структуре госпитального сектора выросла не только в натуральном, но и в стоимостном выражении, составив соответственно 72 и 24,5% (рис. 6).

В целом по госпитальному сектору рост средневзвешенной цены за упаковку составил 9,1% (рис. 7). Средневзвешенная цена в сегменте ЖНВЛП за счет сдвига в структуре продаж в пользу более дешевых российских лекарств выросла только на 2,6%, в то время как в сегменте не-ЖНВЛП она увеличилась почти на четверть. Опережающий рост средневзвешенных цен на не-ЖНВЛП наблюдался на протяжении всех последних лет. В абсолютном выражении уровень средневзвешенной цены за упаковку для не-ЖНВЛП по отношению к ЖНВЛП в госпитальном секторе отличается в 2,2 раза (в аптечном коммерческом сегменте — в 1,4 раза) — 416,9 руб. и 185,4 руб. соответственно. Динамика средневзвешенных цен на препараты российского и зарубежного производства в 2014 г. отличалась незначительно (+13,4 и +11,1%). В абсо-

лютном выражении цена за упаковку составила 73,7 руб. и 595,3 руб. соответственно, т. е. 1:8 (в аптечном сегменте - 1:4).

Рейтинг компаний-производителей в госпитальном секторе в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом претерпел заметные изменения (табл. 1). Они были связаны с тем, что на первое место в рейтинге вышла компания Pfizer, локализовавшая в сотрудничестве с НПО «Петровакс Фарм» производство 13-валентной пневмококковой вакцины Превенар 13. В результате доля

Pfizer в структуре госпитального сектора выросла с 1,9 до 5%. Все представители топ-10, помимо Pfizer, продемонстрировали темпы роста ниже, чем в целом по госпитальному рынку, и их доли в той или иной мере уменьшились. В основном все компании спустились на ступень вниз. Без учета централизованных закупок вакцины Превенар 13 темпы роста госпитального сектора в 2014 г. составили 20%. Более высокая динамика была продемонстрирована только компанией Johnson & Johnson (+23,5%), которая,

рисунок Динамика госпитальных закупок отечественных/импортных препаратов, 2014/2013

3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0

Оптовые цены, долл.

Динамика к предыдущему году

Упаковки

| |— отечественные Q — зарубежные

рисунок Динамика доли отечественных/импортных препаратов в структуре госпитальных закупок, 2012—2014 гг.

таблица Топ-10 торговых наименований по объему госпитальных закупок, 2014 г.

Место в рейтинге ТН Показатели продаж, долл., опт.

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 321 Превенар 3,4% 0,1% 8568,2%

2 1 Натрия хлорид 2,9% 3,0% 21,7%

3 2 Калетра 2,5% 2,7% 9,3%

4 3 Презиста 1,4% 1,5% 11,3%

5 6 Герцептин 1,1% 1,0% 39,5%

6 4 Клексан 1,1% 1,4% -6,7%

7 14 Кивекса 1,0% 0,7% 80,2%

8 5 Реатаз 1,0% 1,0% 18,4%

9 8 Исентресс 0,9% 0,9% 18,6%

10 27 Цефтриаксон 0,9% 0,5% 113,4%

Итого 16,1% 14,2%

однако, также переместилась с 5-е на 6-е место в рейтинге. В соответствии со средним уровнем (без учета Превена-ра) выросли продажи компании Nycomed/Takeda (+19,9%), спустившейся на 9-е место. Относительно высокие темпы роста продаж показала также компания GSK (+18,6%), занявшая 7-ю позицию.

Два ранее лидировавших производителя — Sanofi и Roche заняли соответственно 2-е и 3-е места. Причем для Sanofi была характерна отрицательная динамика продаж (-5,1%), и ее доля со-

кратилась с 5,4 до 4,2%. Roche показал небольшую позитивную динамику (+5,9%), составив 4% всех закупок. При более высоких темпах роста продаж, AbbVie (+14,1%) удалось сохранить за собой 4-е место в рейтинге, опередив MSD, чьи продажи почти не изменились (+0,9%, 5-е место). Novartis (вкл. Sandoz) (+11%), и AstraZeneca (+5,8%), как и большинство других компаний, спустились на ступень вниз и заняли соответственно 8-е и 10-е места. Общая доля топ-10 сократилась на 1,3 п. п. и составила 34,8%.

В 2014 г. по сравнению с прошлым годом в топ-10 не вошел российский иммунобиологический холдинг «Микро-ген», который в связи с сокращением поставок переместился с 10-го на 18-е место в рейтинге. Вместе с этим холдингом в состав топ-25 госпитального рынка из числа российских компаний вошло 9 производителей (в 2013 г. их было 5). При этом все они, кроме «Микрогена», показали высокую динамику, значительно превышающую темпы роста всех госпитальных закупок. С 17-го на 12-е место в рейтинге переместился холдинг «Фарм-Центр», составивший, согласно данным аудита, 1,7% всех госпитальных закупок. В связи с состоявшимися тендерами по аллергену туберкулезному Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток занял 15-е место (1,5%). Значительно улучшив свой рейтинг, в состав топ-25 вошли также такие российские компании, как «Верофарм», «БИОТЭК», «Гематек», «Медполимер», «Фармстандарт», «Крас-фарма».

В рейтинге торговых наименований госпитального сектора в 2014 г. первое место заняла вакцина Превенар (Pfizer) (рис. 2). Соответственно, растворы Натрия хлорида (+21,7%) оказались на 2-м месте. Другие лидеры этого рейтинга прошлого года — Калетра (Lopinavir +

таблица Топ-10 МНН/группировочных наименований по объему госпитальных закупок, 2014 г.

Место в рейтинге МНН Показатели продаж, руб., опт.

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост к 2013 г.

1 197 Vaccine, pneumococcal conjugate 3,4% 0,1% 8331,6%

2 1 Sodium 2,9% 3,0% 23,1%

3 2 Lopinavir + ritonavir 2,5% 2,7% 9,3%

4 31 Tuberculin test 1,7% 0,6% 271,0%

5 3 Ceftriaxone 1,6% 2,0% -2,9%

6 4 Darunavir 1,4% 1,5% 11,3%

7 5 Enoxaparin sodium 1,3% 1,5% 4,0%

8 6 Immunoglobulin base 1,2% 1,4% 6,9%

9 13 Aminosalicylic acid 1,2% 0,9% 63,2%

10 7 Meropenem 1,2% 1,2% 17,6%

Итого 18,3% 16,4%

Ritonavir) AbbVie и Презиста (Darunavir) Johnson & Johnson также спустились на ступень вниз (3-е и 4-е место соответственно). Закупки этих препаратов по сравнению с прошлым годом выросли соответственно на 9,3 и 11,3%. Более высокая динамика была продемонстрирована другими препаратами для лечения ВИЧ/СПИД — Реа-таз (Atazanavir) BMS (+18,4%) и Исент-ресс (Raltegravir) MSD (+18,6%), занявших 8-ю и 9-ю позиции в рейтинге. Впервые в топ-10 вошел еще один анти-ретровирусный препарат — Кивекса (Abacavir + Lamivudine) GSK, чьи закупки выросли на 80%, и он поднялся с 14-го на 7-е место в рейтинге. Более высокие, чем в среднем по госпитальному сектору, темпы роста продаж (+39,5%) были продемонстрированы также препаратом Герцептин (Trastuzumab) Roche (+39,5%), который переместился с 6-го на 5-е место. В то же время другой противоопухолевый препарат на основе моноклональных антител компании Roche — Авастин (Bevacizumab) при относительно невысокой динамике (+8,5%) переместился с 10-го на 16-е место. Из состава топ-10 выбыли также Куросурф (Poractant alfa) Chiesi Pharm и Пегасис (Peginterferon alfa-2a) Roche, чьи продажи в первом случае выросли только на 5%, а во вто-

ром — сократились на 19%. Отрицательная динамика (-6,7%) коснулась также низкомолекулярного гепарина Клексан (Enoxaparine Sodium) Sanofi, который, однако, остался в числе лидеров, заняв 6-е место. В отличие от всех прочих названных брендов, Клексан вышел из-под патентной защиты и испытывает конкуренцию со стороны дженериков.

Характерно также, что при более, чем двукратном росте продаж, в топ-10 вошли также препараты под дженерико-вым наименованием Цефтриаксон. По-

мимо Цефтриаксона и Натрия хлорида, все остальные представители топ-10 являются зарубежными препаратами, причем большинство из них (за исключением Клексана) находится под патентной защитой. Важно также отметить, что завершающие стадии производства всех брендов, за исключением Клексана, локализованы на производственных площадках российских компаний (Превенар 13 — ООО «НПО «Пет-ровакс Фарм»»; Калетра, Герцептин, Реа-таз, Исентресс — ООО «Ортат»/«Р-Фарм», Презиста — ОАО «Фармстан-

таблица фф Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, 2014 г.

Место Показатели продаж, руб., опт. (доли

в рейтинге ATC2 Торговое наименование АТС-групп от всего рынка, доли тор-

говых наименований от АТС-группы)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014 г. 2013 г.

2014 г. 2013 г. Прирост 2014 г. к 2013 г.

1 1 J05 [AntiviraLs for systemic use] 11,7% 12,4% 18,8%

1 1 Калетра 20,2% 21,9% 9,3%

2 2 Презиста 11,5% 12,2% 11,3%

3 5 Кивекса 8,6% 5,7% 80,2%

4 3 Реатаз 8,4% 8,5% 18,4%

5 4 Исентресс 7,5% 7,5% 18,6%

2 2 J01 [AntibacteriaLs for syst use] 10,7% 11,8% 13,1%

1 2 Цефтриаксон 8,2% 4,3% 113,4%

2 3 Меропенем 6,9% 3,8% 105,3%

3 5 Цефотаксим 5,0% 2,3% 151,0%

4 4 Левофлоксацин 3,3% 2,3% 61,8%

5 1 Меронем 3,2% 5,6% -34,9%

3 3 L01 [Antineoplastic agents] 9,7% 9,8% 24,6%

1 1 Герцептин 11,5% 10,3% 39,5%

2 2 Авастин 7,4% 8,6% 8,5%

3 3 Таксотер 5,0% 6,9% -9,1%

4 4 Мабтера 3,9% 4,5% 7,0%

5 5 Паклитаксел 3,3% 3,8% 6,1%

4 4 B05 [BLood substitute & perf soLs] 7,3% 8,6% 5,5%

1 1 Натрия хлорид 39,4% 34,2% 21,7%

2 2 Глюкоза 9,5% 8,5% 18,6%

3 3 Альбумин 8,0% 6,4% 30,9%

4 5 Раствор Рингера 2,4% 2,1% 23,9%

5 4 Гелофузин 2,1% 2,3% -5,5%

5 6 J07 [Vaccines] 7,4% 3,9% 142,5%

1 5 Превенар 56,9% 1,6% 8568,2%

Вакцина клещевого энце-

2 1 фалита культуральная очищенная концентрированная инактивированная сухая 4,5% 8,4% 28,4%

3 3 Гардасил 2,9% 4,8% 46,0%

4 4 Вакцина гепатита В

рекомбинантная (рДНК) 3,1% 2,7% 177,2%

5 2 Вакцина паротитно-коревая

культуральная живая сухая 2,5% 5,6% 9,0%

6 5 B01 [Antithrombotic agents] 5,0% 5,4% 14,5%

1 1 Клексан 21,2% 26,0% -6,7%

2 2 Фраксипарин 12,7% 12,3% 17,7%

3 3 Гепарин 12,2% 11,5% 21,7%

4 4 Актилизе 11,8% 11,0% 22,7%

5 5 Метализе 9,2% 9,6% 8,8%

7 7 V08 [Contrast media] 2,6% 2,7% 20,9%

1 1 Ультравист 30,5% 28,2% 30,5%

2 2 Омнипак 15,9% 18,6% 3,5%

3 3 Оптирей 9,0% 13,8% -20,8%

4 4 Визипак 7,7% 5,7% 62,9%

таблица (окончание) Топ-10 АТС2-групп по объему госпитальных закупок, Место

АТС2 Торговое наименование

2014 г.

в рейтинге

2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г. Прирост 2014 г. к 2013 г.

5 5 Йопамиро 6,3% 4,9% 56,2%

8 13 J04 [Antimycobacterials] 2,6% 2,0% 65,9%

1 3 Капреомицин 14,0% 7,4% 215,3%

2 2 Паск 13,3% 14,2% 55,3%

3 5 Натрия пара-аминосалицилат 13,1% 4,7% 362,4%

4 4 Циклосерин 7,6% 6,5% 93,5%

5 1 Аминосалициловая кислота 6,0% 18,7% -46,7%

9 12 L04 [Immunosuppressants] 2,2% 2,0% 41,6%

1 3 Солирис 17,9% 10,6% 139,1%

2 1 Ремикейд 12,9% 18,2% 0,3%

3 2 Ревлимид 12,9% 11,0% 66,8%

4 5 Хумира 10,5% 7,8% 92,7%

5 4 Афинитор 8,4% 10,4% 14,4%

10 10 N05 [Psycholeptics] 2,1% 2,4% 11,4%

1 2 Сероквель Пролонг 7,5% 7,0% 19,9%

2 1 Ксеплион 5,5% 7,2% -15,2%

3 3 Рисполепт Конста 4,8% 5,1% 4,0%

4 4 Аминазин 4,4% 4,0% 23,3%

5 5 Феназепам 4,2% 3,4% 38,4%

Показатели продаж, руб., опт. (доли АТС-групп от всего рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)

дарт-УфаВита»; Кивекса — ЗАО «Бинно-фарм»).

Топ-10 МНН/группировочных наименований госпитального рынка возглавила группа Vaccine Pneumococcal Conjugate, составившая 3,4% всех поставок (табл. 3). В десятку лидеров вошли еще две группы МНН, которым соответствуют патентованные бренды: это Lopinavir + Ritonavir (Калетра) и Daru-navir (Презиста), занявшие соответственно 3-е и 6-е места в рейтинге. Группы МНН, которым соответствуют три других антиретровирусных патентованных препарата из топ-10 торговых наименований (Abacavir + Lamivudine, Atazanavir и Raltegravir), заняли в рейтинге МНН только 12-е, 13-е и 15-е места соответственно. Не попал в первую десятку также МНН Trastuzumab (11 место) противоопухолевого препарата Герцептин, входящего в топ-10. В числе первых десяти лидирующих групп представлены также МНН, в сегментах которых оригинальные зару-

бежные препараты продолжают лидировать, но при этом испытывают конкуренцию со стороны воспроизведенной продукции. В частности, это касается группы МНН Enoxaparine Sodium (8-е место), в которой препарат Клек-сан по итогам 2014 г. сократил свои позиции по сравнению с предыдущим годом на 10 п.п. и составил 86% всех продаж, испытывая давление со стороны российских дженериков Анфибра («Ве-рофарм») и Эниксум («Сотекс»). Конкуренция дженериковых версий с оригинальным препаратом характерна также для сегмента онкологического средства Docetaxel (+10%), который в 2014 г. не попал в топ-10 МНН (14-е место). На рынке данного МНН доля оригинального бренда Таксотер Sanofi (вторичная упаковка перенесена на российскую площадку «Санофи-Авентис Восток») по сравнению с 2013 г. сократилась с 66 до 54%, при этом доля российского дженерика Таутакс «Верофарм» выросла до 22,5%.

В отличие от названных препаратов, на рынке МНН Meropenem (10-е место) оригинальный препарат Меронем AstraZeneca по итогам 2014 г. занял только 30%, в то время как еще два года назад на его долю приходилось 3/4 всех поставок. Выраженная конкуренция наблюдается также в группе Immunoglobuline base (8-е место), где представлено большое число отдельных препаратов, но лидирующие позиции остаются за брендами Пентаглобин немецкой компании Biotest Pharma (41%) и Окта-гам швейцарской Octapharma (30%) («Микроген» занимает примерно 13%). Помимо названных групп в топ-10 госпитального рынка входят также МНН, представленные воспроизведенными препаратами. Это группы Sodium (ООО «Гематек» — 34%), Ceftriaxone и Aminosalicylic Acid, занявшие соответственно 2-е, 5-е и 9-е места в рейтинге. В структуре продаж Ceftriaxone помимо препаратов под дженериковым наименованием выделяются лидеры этого

рынка — Цефограм индийской Orchid Healthcare (14%), Цефтриабол российской компании «Аболмед» (9%), Цефсон турецкой Mustafa Nevzat (4,7%). На рынке МНН Aminosalicylic Acid лидирует продукция компаний «Фармасинтез» (Иркутск) (17°%) и «Озон» (15,6%). Сугубо отечественной продукцией представлена группа Tuberculin test, занявшая 4-е место в рейтинге. Доминирующие позиции в ней по итогам закупок в 2014 г. занял Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток (90%). Общая доля ведущих десяти групп МНН по сравнению с предыдущим годом выросла на 1,9 п. п. и составила 18,3%. В целом можно сказать, что темпы роста продаж в ряде лидирующих групп МНН определялись спецификой проведения закупок в 2014 г. в рамках программ вак-цинопрофилактики и лечения социально значимых заболеваний — туберкулеза, ВИЧ/СПИД, вирусного гепатита В и С. То же самое можно сказать и по поводу топ-10 АТС-групп второго уровня классификации (табл. 4), где наиболее высокие темпы роста закупок были продемонстрированы группами J07 [Вакцины] (+142,5%) и J04 [Препараты, активные в отношении микобактерий] (+65,9%), которые переместились соответственно с 6-го на 5-е место в рейтинге и с 13-го на 8-е. Помимо J04 обновление топ-10 по сравнению с предыдущим годом произошло также за счет группы L04 [Имму-нодепрессанты]. В остальном состав топ-10 АТС-групп не изменился, причем большинство групп сохранили свои рейтинговые позиции. Наиболее значительный вклад в общий рост госпитальных закупок в 2014 г., составивший примерно 22%1, был сделан J07 [Вакцины] — в основном за счет Превенара 13. Примерно по 9% прироста были обеспечены группами J05 [Противовирусные средства для системного применения] и L01 [Антинео-пластические средства], которые занимают верхнюю часть рейтинга (1-е и 3-е места соответственно) и продемонстрировали относительно высокую динамику (+18,8 и +24,6% соответственно), приближающуюся к общему для госпитальных закупок уровню.

Вклад в общее увеличение закупок в объеме 6 и 5% был сделан группами J01 [Антибактериальные средства для системного применения] (+13,1%, 2-е место) и J04 [Препараты, активные в отношении микобактерий] (8-е место). Значительное влияние (вклад 3,7%) оказала также группа ^4 Диагностические препараты, занявшая только 30-е место в рейтинге АТС групп, но при этом продемонстрировавшая увеличение закупок по сравнению с предыдущим годом в 14 раз. Более чем по 3% вклад в общие продажи был сделан также группами L04 [Иммунодепрессанты] (+41,6%, 9-е место) и В01 [Антитромботические средства] (+15,4%, 6-е место). В целом можно сказать, что динамика закупок обеспечивалась в значительной степени за счет тех групп, которые представлены прежде всего зарубежными и дорогостоящими препаратами.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в 2014 г. на российском фармацевтическом рынке наблюдался значительный рост госпитальных закупок, что помимо чисто «технической» корректировки базы данных было обусловлено, с одной стороны, расширением номенклатуры закупаемых вакцин в рамках национального календаря прививок, с другой — ожиданиями роста цен, прежде всего на зарубежные препараты, и осуществлением закупок ближе к концу года в расчете на более, чем обычно, продолжительный период времени. В 2014 г. опережающими темпами по сравнению с ЖНВЛП проводились закупки препаратов, не включенных в перечень, что соответствует тенденции, демонстрируемой в предыдущие годы. Рост закупок в стоимостном выражении и в том, и в другом сегменте был получен прежде всего в результате увеличения натуральных объемов продаж. В сегменте ЖНВЛП наблюдался сдвиг в структуре закупок в сторону более дешевой продукции (в основном отечественной), в сегменте не-ЖНВЛП — наоборот, в сторону более дорогой. Рост

1 Доля от общего прироста объема закупок в стоимостном выражении.

цен как таковых и там, и там был примерно одинаковым (в сегменте ЖНВЛП — за счет роста цен на российские препараты, что в отличие от более ранних лет наблюдалось также в 2013 г.). В соответствии с установившейся тенденцией, динамика средневзвешенных цен за упаковку на не-ЖНВЛП носила выраженный характер (+24%), в то время как на ЖНВЛП — она составила только 2,6% (в 2013 г. наблюдалось снижение средневзвешенной цены за упаковку ЖНВЛП на 1,4%).

В 2013 г., вопреки тенденции 2011— 2012 гг., доля зарубежных лекарств в составе госзакупок в стоимостных показателях увеличилась (в упаковках — продолжилось сокращение), что вполне согласовывалось с активизацией процессов локализации завершающих стадий производства продукции иностранных производителей на территории России (поскольку в данных аудита такая продукция относится к зарубежной). В 2014 г. процессы локализации продолжились, однако одновременно наблюдался опережающий по отношению к зарубежным препаратам рост продаж препаратов сугубо отечественного производства. Несмотря на то что лидирующие зарубежные корпорации продолжили занимать верхние позиции в рейтинге компаний-производителей, многие из них показали низкие темпы роста. В то же время значительная часть российских производителей, демонстрируя высокие показатели динамики, составили значительную часть «второго эшелона» компаний-производителей (вошли в состав топ-25).

В целом по итогам 2014 г., даже на фоне закупок впрок дорогостоящих зарубежных препаратов, продукция отечественного производства показала усиление позиций в структуре госпитальных закупок. Особенно это касалось сегмента ЖНВЛП, где доля российских препаратов по сравнению с предыдущим годом в натуральном выражении выросла с 74 до 76%, а в стоимостном — с 25 до 27,5%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.