Научная статья на тему 'Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества'

Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3109
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ГОРОДА / КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ДОСТУПНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ / ПРОЦЕССЫ САМОРАЗВИТИЯ ГОРОДОВ / SPECIFIC CITY / CULTURAL SYSTEM / WAY OF LIFE / THE LEVEL OF DEMAND AND THE AVAILABILITY OF CULTURAL SERVICES / THE PROCESSES OF SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скрипачёва Ирина Александровна

В статье рассмотрены особенности культурных практик городского образа жизни во взаимосвязи с ценностями, нормами поведения и образом жизни общества. Изучение особенностей образа жизни современного города помогает определить способы организации людей в городской среде, определить уровень потребностей и динамику содержательных характеристик культурной системы современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE FORMS AS PART OF THE CULTURAL SYSTEM OF THE MODERN CITY

The article deals with one of the «central» components of the cultural system of the modern city the content and features of lifestyle. We consider the concentration of cultural needs and their availability, in relation to the values, norms of behavior and way of life. It is concluded that the peculiarities of the lifestyle as a central component of the cultural system of the modern city, helps people identify ways to organize these features in the future to determine the level of needs and the dynamics of high-quality, content characteristics of the cultural system of the modern city.

Текст научной работы на тему «Городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества»

УДК 304 ББК 87.6

городской образ жизни как составляющая часть культурной системы общества

Скрипачёва Ирина Александровна,

доктор культурологии, профессор кафедры гуманитарных наук, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, ул. 5-я Магистральная, д. 5, г. Москва, Россия, 123007,

e-mail: skripka1958@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены особенности культурных практик городского образа жизни во взаимосвязи с ценностями, нормами поведения и образом жизни общества. Изучение особенностей образа жизни современного города помогает определить способы организации людей в городской среде, определить уровень потребностей и динамику содержательных характеристик культурной системы современного города.

Ключевые слова

Специфика города, культурная система, образ жизни, уровень потребностей, доступность культурных услуг, процессы саморазвития городов.

За последние десятилетия вектор глобальных антропологических исследований был направлен на изучение урбанистической антропологии. В связи с этим изучение пространственно-географического распределения культурных тенденций в границах городов стало ориентироваться на выявление социокультурных проблем больших социальных систем — городов.

В современном употреблении термин «урбанизация» не ограничивается лишь указанием на рост численности городского населения, площадей городских территорий, количество самих городов. Скорее речь идёт о специфике социальных структур и культурных форм, позволяющих отдавать предпочтение исследованию городов — прежде всего крупных — нежели другим типам поселений. Особенности крупных городов — в разделении труда, социокультурном расслоении, характере организации пространственной среды, специфике социальной коммуникации и др. 1

1 Ахиезер А., Коган Л., Яницкий О. Урбанизация. Общество и научно-техническая революция // Вопросы фи-

В культурологических исследованиях подчёркивается, что в социальный организм города входят различные производственные и бытовые секторы, образующие определённую систему.

Система (от греч. Systema — целое) — объединение некоторого разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующее им места 2.

Сторонники концепции «культурной системы» — Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие — говорили об обществе как о структурированном целом, а о культуре — как о содержательном наполнении этой структуры 3.

Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порождённых и поддерживаемых реализацией совокупности функций, необходимых для совместной

лософии. 1969. № 2. С. 44; Коган Л., Покшишевский В. Урбанизация // БСЭ. Т. 27; Коган Л. Социально-культурные функции города и пространственная среда. М., 1982. С. 9.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 2005.

3 Орлова Э. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. С. 29.

71

жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. А. Радклифф-Браун подчёркивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытаться обнаружить общие законы функционирования человеческого общества как целого 4.

Это был шаг в сторону объяснения существующих устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функ-ционалистскими теоретическими построениями, в которых культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, а через интегрирующие её нормы или институты 5.

Во втором случае сравниваются не только количество элементов, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных исследований 6.

Определяя город как особую культурную систему необходимо доказать, что он обладает такими характеристиками, как определённые состояния объекта; присущие ему формы приспособления и обмен с соседствующими системами; их устойчивая статусная организация; характерные для них нормы и ценности.

Существование любой системы (в том числе и общества) характеризуется динамическим состоянием 7. Существование и развитие социальных систем — городов неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, осуществляемой через коллективную сознательную деятельность общественного человека, постольку социальные флуктуации (отклонения социума) реализуются, в конечном итоге, также через человеческую деятельность, через отклоняющееся поведение.

Когда город и культура рассматриваются как единая система, тогда перед исследователем возникают специфичные познавательные 72 задачи. Во-первых, поскольку, по определению,

4 Radcliffe-Broun A. (1929). Further note on Ambrym. Man, 29(35), 53.

5 Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986. С. 17.

6 Орлова Э. Культурная (социальная) антропология.

С. 43.

7 Пригожин И. От существующего к возникающему.

М., 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Но-

вый диалог человека с природой. М., 1986. С. 34.

фундаментальным свойством системы является взаимозависимость частей, или переменных, необходимо определить характер их взаимозависимости. Во-вторых, если система является целостным устойчивым образованием, возникает проблема сохранения или создания механизмов её поддержания. В-третьих, поскольку системы имеют внутреннюю и внешнюю подвижность, проблемой становится их изменение, то есть пути внутренней динамики, структурных модификаций.

Одним из важнейших свойств системы является то, что она обладает поведением. Сложные системы — организмы, личности и общества — обладают способностью накапливать и передавать информацию, в них возникают процессы управления и самоорганизации. Такая система, подвергнувшись разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) и явилось для Т. Пар-сонса наиболее важной чертой социальной системы, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов» 8. Здесь важно найти ответ на вопрос: как город, являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств? Как возникают силы, которые устраняют нежелательные результаты и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению?

Теоретически рассуждая, можно провести аналогию между деятельностью организованных культурных моделей и другими компонентами живых систем. Организованные культурные модели, как и все другие компоненты живых систем, возникали, несомненно, благодаря эволюции 9.

Главные параметры культурной системы изменяются только на протяжении многих поколений, и они всегда являются общими для сравнительно небольших групп. Они никогда не бывают специфичными для одного или нескольких индивидов 10.

Политика, образование, наука, искусство возникают и развиваются в городской среде. Её отличительной особенностью является наличие

8 Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 307.

9 Там же. С. 788.

10 Там же. С. 789.

общего настроения, общих духовных потребностей, объединяющих всех в одно целое.

Формирование в культурной системе города таких явлений, как «городской образ жизни», «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность» и т.п., может рассматриваться в качестве оценочных характеристик этой системы. В этом случае город как культурная система рассматривается в динамике, и акцент делается на механизмах, действие которых обусловливает изменение значений при этих переменных. Когда система рассматривается в одном из возможных гармоничных состояний, то предметом изучения становятся механизмы поддержания этого состояния.

Предметно-бытовое окружение и восприятие окружающего пространства — это отдельные аспекты повседневности в культуре города. Они становятся более очевидными при сравнении городского и сельского образов жизни, и культур повседневности.

Сельский и городской человек — два разных существа. Но в начальный период они ещё незримо связаны между собой, а затем их связи постепенно «иссыхают» в толще городов 11.

Урбанистическому типу культуры свойственны определённые субстанциональные черты, обеспечивающие ускоренное, по сравнению с селом, движение социокультурной жизни. Причин здесь несколько.

Во-первых, особая подвижность населения больших городов: миграционные процессы, широкие межкультурные контакты, активная горизонтальная и вертикальная мобильность. Во-вторых, концентрация той части производительных сил — интеллектуальной,— которая обеспечивает потенциал обновления технологий. В-третьих, наличие организационных единиц для профессионального продуцирования социально значимого знания (право, наука, религия, искусство), обеспечивающего постоянный контроль людей над своим окружением через компоненты мировидения. В-четвёртых, особая социокультурная структура — средства массовой информации, система образования, учреждения культуры и т.п.,— обеспечивающая упорядоченную трансляцию этих элементов социально значимого знания в общекультурный контекст. В-пятых, особая социальная структу-

11 Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М.-СПб., 2005. С 164-167.

ра городского населения, где деятельность относительно немногочисленного, но особенно активного слоя инноваторов уравновешивается менее активным, но более многочисленным «срединным» слоем тех, кто осуществляет выбор из предлагаемых инноваций, приспосабливает их к нуждам повседневной жизни. Наличие этих двух сил определяет социальное поведение других социальных слоёв городского населения 12.

Городу, в отличие от села, принадлежит главенствующая роль динамического импульса, обуславливающего сдвиги экономического, социального, культурного аспектов сельской жизни.

На примере крупнейших исторических городов ярко проявляются «центральные» характеристики городской культуры: развитая и сложная система разделения труда, интенсивное взаимодействие между различными сферами деятельности, разнообразие социальных групп и субкультур, концентрация культурных ценностей, образцов поведения и стилей жизни.

Такой исследовательский подход предполагает особый уровень рассмотрения особенностей образа жизни на уровне города, при котором в сфере исследовательского внимания оказываются не только результаты общественной практики, но и процессы их создания и распространения.

Качество жизни связано с местом — как в смысле ландшафта и окружающей среды, так и в более личностном, субъективном ощущении «своего» места. Привязанность к конкретному месту играет важнейшую роль в чувственной системе ценностей. В гораздо большей мере, чем просто среда, она формирует жизненные смыслы. Эта привязанность является одной из важнейших потребностей человека, и значение её растёт, когда люди принимают живое участие в развитии места, в котором они живут.

С точки зрения городской среды, её доступность является средством поощрения участия в её развитии, поскольку центры активности легко достижимы — на общественном транспорте или пешком. «Связность» города выражается в правильных физических отношениях между городским центром и центрами отдельных

12 Орлова Э. Влияние распределения культурного по-

тенциала на процессы модернизации в обществе // Теоретические основания культурной политики. М., 1993.

С. 125-127.

73

районов, стимулирующих их взаимодействие и циркуляцию людей между ними.

Культурное разнообразие города можно трактовать как специфичные вариации разных «тем», проявляющихся в различиях конфигураций потребностей и способов их удовлетворения. В отечественной науке об обществе и культуре в целях изучения среды обитания и её специфики успешно используется подход, связанный с категорией «образ жизни», предметом исследования которой являются повседневная деятельность, поведение, взаимодействие людей в той или иной среде.

Образ жизни — это, прежде всего, «культура потребления», характеризующаяся выраженной спецификой различных социальных благ у разных народов и разных социальных страт. Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности 13.

Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования. «Концепция образа жизни связывает личностные характеристики, элементы природного, социального, культурного окружения индивида, а также процессы и формы повседневной жизни в единую динамическую аналитическую модель» 14.

Но если образ жизни — социальное целое, система, то необходимо наличие компонентов системы, систематизирующего фактора, внутренних закономерностей развития системы. Типология по системообразующему принципу выделяет основное, определяющее суть жизнедеятельности. В образе жизни — это, прежде всего, человеческая активность, взаимосвязан-74 ная с характером, содержанием жизнедеятельности, отношением к ней. Именно через активность проявляется самовыражение человека. И именно в этом выражении своего «Я» через

13 Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб., 1998. Т. 2. С. 102-103.

14 Дридзе Т., Орлова Э. Основы социокультурного проектирования. М., 1995. С. 145.

деятельность раскрывается суть человеческой природы, заложенных в ней возможностей и задатков, сущностных сил человека.

По мнению А. Я. Флиера, «Целеориентиро-ванная активность (преследующая осознаваемые человеком цели) называется деятельностью. В конечном счёте, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удовлетворение» 15.

В работах Е. А. Ануфриева, посвящённых образу жизни 16, есть ценнейшее наблюдение. Он, в частности, обратил внимание на значение понятия образа жизни в немецком языке, где оно означает «жизневыражение». Для понимания дефиниции и уяснения её смысла крайне важно, понять, как человек выражает себя в деятельности. Как — значит, каким способом. Рассмотрение образа жизни как способа жизнедеятельности можно найти и в разных исследованиях.

Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирова-ние (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботу о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.) 17.

Таким образом, понятие «образ жизни» объединяет в себе общесоциальные, групповые и индивидуальные черты жизнедеятельности, а также аккумулирует преимущества городского образа жизни в накоплении специализированной культурной информации, в удобствах искусственной среды, многообразии благ цивилизации, социальной активности и подвижности населения.

В отличие от города, в сельской местности ценности связаны с естественными, природными процессами, традициями человеческого общения и народного творчества. Такие крестьянские качества, как чувство хозяина, уважение к сельскохозяйственному труду, ориентирован-

15 Флиер А. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 25.

16 Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М., 1980.

17 Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность,

проблемы. М., 1975. С. 45.

ность на прямые межличностные контакты, являются отличительными особенностями сельского образа жизни. В городе эти отличия могут быть лишь частично компенсированы интенсификацией контактов с природой и дружескими связями в свободное время.

Следовательно, городской образ жизни отличается от сельской среды иной иерархией ценностей и системой социальной престижности, мотивацией социальной активности и уровнем культурных запросов.

Социокультурная специфика города имеет отношение не к характеру потребностей как таковых, а к их распределению по значимости и способам удовлетворения в определённом сообществе. Такая трактовка прослеживается в работах Б. Малиновского 18, который строил объяснения на выделении базовых потребностей человека в сопоставлении с наиболее характерными для изучаемой культуры условиями. В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обуславливает формирование своеобразных побуждений, так называемых, вторичных потребностей.

Предполагалось, что факт потребления предметов в большом количестве и лучшего качества должен обеспечить человеку более счастливую жизнь, и потребление в этом случае было средством для достижения сущностных (базовых) жизненных целей человека.

Однако со временем потребление превратилось в самоцель, которая противоречит здравому смыслу. Потребление возвысилось над человеком. Человек попал в зависимость от потребляемых вещей, они стали мерой его достоинства 19.

Несмотря на критическую оценку городской действительности, в жизни городского жителя многое изменилось к лучшему. Вырос жизненный стандарт, повысились уровни благосо-

18 Malinowski B. The Dynamics of Culture Change. New Haven, 1945; Malinowski B. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. N.Y., 1960.

19 Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 6-12.

стояния и комфорта. Создано новое жизненное пространство. Но, вместе с тем, отмечает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, современная масса избалована, ей всё дозволено и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия. Это ощущение составляет внутренний, душевный склад индивида, подсказывая формулу жизни: Жить — это полагаться на себя: всё практически дозволено, ничто не грозит расплатой, и вообще никто никому не обязан 20.

Имея дело со значениями образования, культуры, досуга и информации, следует отметить, что указанные аспекты являются подсистемами культурной системы и представляют части целого. Как и все прочие категории человеческой культуры, «они являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения этих интересов» 21.

Таким образом, доступность обеспечивает удовлетворение потребностей человека не только в культурном отдыхе, развлечениях, игровой деятельности, но и в его саморазвитии, самообразовании и просвещении.

Среди факторов, специфичных для городской культуры, необходимо отметить социальную престижность, являющуюся одним из основных мотиваторов социальной активности горожан и их стремления к социальной конкурентоспособности.

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых можно рассматривать способы организации и формирования людьми особенностей городского образа жизни и определять уровень потребностей и динамику качественных, содержательных характеристик культурной системы современного города.

20 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гас-сет Х. Избранные труды. М., 1997. С. 45.

21 Ананьев Б. Г. Ощущение и потребности // Уч. зап. ЛГУ 1957. № 244.

список литературы

1. Ахиезер А., Коган Л., Яницкий О. Урбанизация. Общество и научно-техническая революция // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 44

2. Ананьев Б. Г. Ощущение и потребности // Уч. зап. ЛГУ. 1957. № 244.

75

3. Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М, 1980.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 6-12.

5. Бродель Ф. Структуры повседневности. М., 1986. С. 17.

6. Дридзе Т., Орлова Э. Основы социокультурного проектирования. М., 1995. С. 145.

7. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998. С. 67.

8. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. М.-СПб., 2005. С 164-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Коган Л., Покшишевский В. Урбанизация // БСЭ. Т. 27.

10. Коган Л. Социально-культурные функции города и пространственная среда. М., 1982. С. 9.

11. Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2-х т. СПб., 1998. Т. 2. С. 102-103.

12. Лэндри Ч. Креативный город. М., 2005. С. 340-345.

13. Мясищев В. Психология отношений. М.— Воронеж, 1995. С. 8-17.

14. Орлова Э. Влияние распределения культурного потенциала на процессы модернизации в обществе // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С.125-127.

15. Орлова Э. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994. С. 45.

16. Орлова Э. Культурная (социальная) антропология. М., 2004. С. 29.

17. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. С. 45.

18. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 307.

19. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985

20. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986, С. 34.

21. Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975. С. 45.

22. Философский энциклопедический словарь. М., 2005.

23. Флиер А. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 25.

24. Malinowski B. A Scientific Theory of Culture, and Other Essays. N.Y., 1960.

25. Malinowski B. The Dynamics of Culture Change. New Haven; L., 1946.

26. Radcltffe-Broun, A. (1929). Further note on Ambrym. Man, 29(35), 53.

76

LIFESTYLE FORMS AS PART OF THE CULTURAL SYSTEM

OF THE MODERN CITY

Skripacheva Irina Alexandrovna,

DSc in Culturology, Professor of the Department of Humanities, Academy of Retraining Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: skripka1958@yandex.ru

Abstract

The article deals with one of the «central» components of the cultural system of the modern city — the content and features of lifestyle. We consider the concentration of cultural needs and their availability, in relation to the values, norms of behavior and way of life. It is concluded that the peculiarities of the lifestyle as a central component of the cultural system of the modern city, helps people identify ways to organize these features in the future to determine the level of needs and the dynamics of high-quality, content characteristics of the cultural system of the modern city.

Keywords

Specific city, cultural system, a way of life, the level of demand and the availability of cultural services, the processes of self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.