УДК 008.001.14 ББК 71.4
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ГОРОДА СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТОЛЬЯТТИ)
Скрипачёва Ирина Александровна
доктор культурологии, профессор, ректор МБОУВО «Тольяттинская консерватория», ул. Победы, д. 46, г. Тольятти, Россия, 445022.
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы существующей городской культурной среды г. Тольятти, ее функционирование как реальной культурной целостности. Представлены материалы, анализирующие влияние строительных и планировочных структур современного промышленного города на эстетический образ города и качество жизни, предпочтения горожан.
Ключевые слова
Город, городская среда, технический прогресс, образ жизни, культурный код, эстетика восприятия, состояние культуры.
Современное общество сталкивается с глубокими изменениями, происходящими в разных областях жизни больших городов, на которые активно влияет целый ряд факторов. В связи с этим понятия: «город» и «городская среда» могут быть трактованы как исторически сложившийся способ существования социальной общности людей, со специфической формой ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности. Проблемы формирования композиции, эстетического осмысления городской среды стали особо актуальными в последние годы в связи с ростом городов, увеличением темпов строительства и плотности городской застройки. Таким образом, обеспечение композиционной и визуальной целостности городов становится актуальной проблемой современной теории и практики градостроительства.
Эстетический аспект восприятия городской среды может быть приравнен к своего рода особой деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии города, как архитектурного произведения, как эстетической ценности, сопровождающейся эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие имеет открытый характер, включающий жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Избирательность и глубина такого восприятия обусловлены состоянием культуры общества и общекультурным потенциалом самой личности.
Эстетике свойственно нести особые знания, влияя на эстетическое сознание человека, переживать прекрасное и трагическое, вводить людей в мир красоты; она решает задачи гармонического всестороннего развития личности, ей принадлежит заслуга открытия многообра-
зия гармонических отношений человека с миром. Гармония при этом выступает неотъемлемой характеристикой эстетического идеала общественного развития. «Нет красоты ни в чем без гармонии», - говорил Платон, формулируя принципы эстетики.
«Польза, прочность и красота» - классическая формула, выдвинутая Витрувием, которая лежит в основе многих теоретических работ по архитектуре, актуальная до сих пор. Архитектура как искусство появляется там, где возникает нечто такое, чего нет ни в конструкции, ни в строительном материале, ни в самом здании. Важно, чтобы утилитарная польза превратилась в духовную. Именно это делает архитектуру искусством.
Человеку свойственно стремление к лучшему. Благоустроенность и красота города создают особую привлекательность, наполняя его новыми смыслами и значениями, не только для гостей, но и для самих жителей города.
Изучению городской среды посвящено много исследований, в частности, исследование американского ученого К. Линча, который приходит к выводу, что восприятие образа городской среды есть результат двустороннего процесса между зрителем и его окружением. В 70-х и 80-х годах ХХ в. особое значение стали придавать комплексному восприятию и выявлению средовых методов организации городского пространства.
В конце 20-х годов ХХ в., в условиях начавшегося массового индустриального строительства городов и поселков городского типа, архитекторов отстранили от обсуждения проблем и программ эстетики
Эстетика внешнего вида городов претерпела значительные изменения уже в период расширения возможностей индустриального строительства в 60-е-70-е годы ХХ в. Характерное для этого времени типовое проектирование вытеснило архитектуру как искусство и трансформировало ее в сугубо технологическую деятельность. В крупных городах значительные территории стали застраиваться не просто типовыми зданиями, но типовыми микрорайонами. Одинаковые, жестко распланированные,
они вытеснили слободские поселения, кольца огороднических зон, окружающих крупные города. Более того, они активно проникали в исторически сложившиеся части поселений, разрушая привычные их образы и исторические планировки. Конечно, ни о каком эстетическом соотношении старых кварталов и новостроек речь не шла.
Справедливо суждение в исследованиях П.Е. Суворовой о том, что, например, «Тольятти еще в поиске своего культурного кода, который стремится позиционировать себя правопреемником истории Ставрополя-на-Волге и в то же время активно осваивает традиции европейского культурного бытия, способствующие формированию самоощущения горожан как обитателей уникального пространства. Тольятти - «город - вспышка», стремительно выросший за несколько десятилетий, а потому «торопится и не успевает освоить те ценности, которые традиционно манифестируют принадлежность определённого локуса к большому мифологическому пространству».
Период строительства Ставрополя-Тольятти пришелся на время борьбы с «архитектурными излишествами», и потому архитектура его крайне проста: все выстроено по линейке, вписано в прямоугольную сетку, расчерчено на квадраты. Там, где кончается лес (который окружает город и разделяет его районы), начинаются ровные и однообразные кварталы жилых домов и не слишком затейливых общественных зданий.
Пестрая мозаика, которую представляют собой объекты и явления культуры Тольятти не составляет единой, законченной картины. По-видимому, она и не может образоваться сама по себе, без специальных целенаправленных усилий, не может обрести необходимую цельность и уравновешенность всех составляющих ее элементов. Это обстоятельство послужило одним из основных мотивов данного научного исследования.
Длительное преобладание плановой, централизованной экономики привело к отчуждению производства от реальных нужд потребителей и нивелировало роль эстетического
фактора в материальной культуре. Такое положение способствовало постепенному вытеснению эстетических эталонов предметной среды, игравших значительную роль в истории российского города, как объектов, символизирующих духовные ценности.
Современный город Тольятти исторически объединен тремя территориально разобщенными районами - Комсомольским, Центральным и Автозаводским, возникновение которых связано с тремя этапами становления производственной базы города.
Одной из характерных проблем формирования культурной среды Тольятти - как и многих других молодых промышленных городов страны - является отставание развития объектов социально-досуговой сферы от темпов роста самого города. По этой причине появилась диспропорция между размерами города и уровнем развития социокультурной инфраструктуры. Это выражается не только в отсутствии ряда организаций и учреждений, необходимых для культурного развития города подобных масштабов, но и в высокой контрастности ресурсного обеспечения учреждений культуры по районам и типам учреждений культуры. К примеру, в Автозаводском районе ведомственная инфраструктура рекреативно-развлекательной и досуговой сфер развита существенно лучше, чем в других двух районах. Это и большее скопление населения (419 тыс. человек), и более высокий уровень развития инфраструктуры, по сравнению с другими районами города, а также уровень благосостояния рабочих и служащих автозавода. Это же касается и посещаемости учреждений культуры. В типологическом плане наиболее обеспеченными оказываются концер-тно-зрелищные учреждения, а наименее обеспеченными - учреждения музейно-выставочного комплекса.
Вполне очевидно, что проблема эстетизации городской среды в итоге ставит задачу создания комфортности архитектурной среды. Особенную актуальность она приобретает в настоящее время - время технических инноваций и многочисленных архитектурных достижений. Их успешная реализация всегда находилась в
прямой связи с творческой личностью архитектора, дизайнера, с их идеологией и пониманием всех современных достижений в области градостроительства и дизайна архитектурной среды. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Владычиной Е.Г., под романтическим названием «Город мечты и реальный город». В нем рассмотрены проблемы создания полноценной городской среды для человека, приближение этой среды к людям. По мнению автора, эту сложную задачу должен был решать дизайнер. Но, к сожалению, в течение двух десятилетий развития Тольятти рядом с архитектором его не было, хотя вполне очевидно, что «дизайнер должен работать не после, а вместе с архитектором».
В дополнение к сказанному может быть приведено содержание беседы с главным художником, дизайнером Н.Н. Александровым, который рассказал о том, что дизайнеры из группы главного художника города в свое время создали концепцию дизайн-проекта городского пространства применительно именно к Тольятти, городу без длительной истории и традиций. Предполагалось, по такому примеру будет осуществляться в будущем строительство новых городов, подобных Тольятти. По его словам, к данному эксперименту был применен комплексный подход, где принимали участие люди разных профессий — дизайнеры, архитекторы, социологи, историки, благодаря чему проект включил в себя не просто отдельные кусочки или элементы среды, но предусматривал комплексное решение как культурологических, эстетических, так и социальных аспектов. Эта программа, названная «Дом-250», была призвана компенсировать градостроительные недостатки и придать широкую сферу деятельности новой организации, целью которой являлось всестороннее развитие личности, включающее восемь направлений: эстетическое, педагогическое, экологическое, научное, спортивное, медицинское и т. д., интегрировать, координировать всю работу был призван дизайн. Но, к сожалению, это так и осталось блестящей концептуальной идеей для «города мечты». Изолированность между районами, различная исто-
рия возникновения и развития их не только привели к образованию огромных, ничем не заполненных пространств, но сократили и без того куцые возможности для культурного развития и досуга.
Интересно, что мнения патриотов родного города и потенциальных мигрантов практически не различаются при выделении критериев урбанистической престижности. Представители обеих групп чаще всего выделяют уровень жизни горожан, развитую производственную сферу, чистоту, благоустройство. Примерно в два раза реже представители подрастающего поколения отмечают критерии городской среды, связанные с развитием духовной культуры. Следовательно, мнения молодежи разделяются на основании представлений об уровне реализации критериев престижности в условиях конкретной городской среды. Молодежь, которая остается в Тольятти, считает, что данные показатели получили воплощение в родном городе, а потенциальные мигранты, вероятно, придерживаются противоположного мнения и поэтому стремятся в другие регионы. Таким образом, на сегодняшний день условия жизни в Тольятти соответствуют потребностям примерно половины молодежи, вступающей во взрослую жизнь, материальные и духовные запросы которой сравнительно невысоки.
Для сравнения приведем данные исследований Финансового университета при правительстве РФ, опубликовавшего рейтинг российских городов по качеству жизни за 2015 г. В предыдущем исследовании Тольятти обрел славу «самого бедного города России». В этом году все еще хуже — теперь Тольятти - просто один из самых плохих крупнейших российских городов. В предыдущем исследовании университета участвовали города России с населением более 500 тыс. человек (в Тольятти более 700 тыс.), всего их было 37 городов. В этом году принцип сохранился, но в рейтинг включили ещё и Грозный (284 тыс. человек), который сходу вошёл в пятёрку, несмотря на низкие показатели по критериям: «доходы населения», «качество медицинского обслуживания» и «образование».
Для того, чтобы определить лучший в России город по качеству жизни, составители рейтинга использовали три подхода. Первый учитывает доходы населения, качество медицины и доступ к хорошему образованию. Второй состоит из таких критериев, как качество жилья, работа служб ЖКХ, состояние дорог и уровень благоустройства. Третий подход изучает миграционные процессы: авторы рейтинга справедливо решили, что население «голосует ногами», то есть люди переезжают туда, где больше возможностей. Проще говоря, этот показатель позволяет узнать, хотят люди жить в конкретном городе или нет. Рассмотрим Тольятти по первому подходу: доступность образования (второй с конца), качество медицины (четвертый с конца), доходы населения расположились в середине списка, а Москва и Петербург держат марку лучших городов. Второй подход явно обнадеживает своими данными, хотя Тольятти расположился во второй части рейтинга, существенно ниже середины. Итоговый рейтинг качества жизни определил Тольятти пятым с конца. Это еще раз доказывает крайне негативную ситуацию в городе, которая требует незамедлительных действий.
В условиях сложившихся мировых тенденций, с одной стороны, Тольятти имеет возможность ставить амбициозные стратегические цели развития на основе использования вновь открывающихся возможностей, с другой - находится в процессе решения острейших экономических и социальных проблем.
По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях, учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки, 87 % опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга.
Стоит отметить еще и тот факт, что молодежь в значительной степени ориентирована на «центры», в связи с чем возрастает ее мобильность и готовность осваивать новую территориальную, профессиональную и культурную
среду такого «центра». И это особенно важно в условиях наступившего экономического кризиса. Но способность к адаптации развивается в ущерб культурной преемственности, способность к усвоению «отраслевых» знаний - в ущерб усвоению долговременных социокультурных норм и ценностей, умение ориентироваться в производственно-экономической среде - в ущерб культурной интеграции.
Взрослое самодеятельное население Тольятти также не является в достаточной степени интегрированным в культурно-досуговую среду. Большая часть времени и сил взрослого населения посвящена производству - той самой системе, которая автономна по отношению к территории проживания. Таким образом, житель территории не выступает устроителем своей среды: и профессиональная, и досуговая этика предполагают особую мобильность личности, ее устремленность к специализированной информации и деятельности вне территориального происхождения.
Что касается представителей третьей группы - пенсионеров, то в рамках системы жизне-устроения им принадлежит особое место. Эта
категория горожан активно посещает различные мероприятия, больше других озабочена экономическим, культурным качеством местной среды.
Обобщая сказанное, следует еще раз подчеркнуть, что крупный город сегодня - это весьма сложное пространственное и культурное образование, которое нельзя представить как единое целое, поскольку оно слишком велико и неоднородно. Важно также понять, что в активную практическую деятельность по формированию, благоустройству, поддержанию высокого эстетического качества жизненной среды с необходимостью должны включиться - и как можно шире - сами горожане.
Совершенствование духовной жизни города немыслимо без наличия в сознании людей неких духовных ориентиров, влияющих на мотивацию их деятельности, на выбор ими тех или иных жизненных позиций. В жизни человека необходимо присутствие идеалов, которые должны динамично воплощаться в его образе жизни: в поведении, мировоззрении, в процессе взаимодействия с другими людьми в различных сферах общественной практики.
Список литературы
1. Борисовский Г. Б. Красота и польза в архитектуре / Институт истории искусств. М., 1975. С.29.
2. Владычина Е.Г. Город мечты и реальный город/ Техническая эстетика. 1987. № 11. С. 6-9.
3. Карпенко А.Г., Потокина Т. М. Эстетика искусства как одна из составляющих архитектуры // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: Сб. ст. XVI Международной науч.-практич. конф. Пенза, 2010. С.45.
4. Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городов и сельских поселений, муниципальных районов. М., 2006.
5. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 2002. С.183.
6. Скрипачева И.А. Город как культурная система. Тольятти, 2009. С.156.
7.Суворова П.Е. Ставрополь-Тольятти: сотворение мифа и формирование социокультурной среды / П. Е. Суворова // Наука - промышленности и сервису: Сб. статей 4-й Междун. науч.-практ. конф.; Поволжский гос. ун-т сервиса. Тольятти, 2010. С. 400-404.
8. Цветкова И.В. Престиж города в глазах молодых тольяттинцев / Социс. 2010. №3. С.106-111 9. Размещено на http://www.allbest.ru/ дата обращения 24.01.2016
SOCIAL REALITY OF TOWN THROUGH THE PRISM OF CULTURAL PROCESSES (ON AN EXAMPLE OF TOLIATTI)
Skripacheva Irina Aleksandrovna,
DSc in Culturology, professor, chancellor MBOU In «Toglyatti conservatory»,
street of Victory, g. 46, Toglyatti, Russia, 445022, e-mail: [email protected]
Abstract
In the article the modern comprehe nsion of municipalcultural environment and consideration of her functioning areoffered as to the real cultural integrity. Materials analysing aplan structure of modern industrial city on the different stagesof municipal development, influence of her, are presented oncharacter and quality of life of townspeople, where term "quality" appears as a complex of technological and consumer properties of elements of municipal environment, including their aesthetic level.
Keywords
City, municipal environment, technical progress, way of life, cultural code, aesthetics of perception, state of culture.