Научная статья на тему 'Городская творческая мастерская Ш. А. Амонашвили'

Городская творческая мастерская Ш. А. Амонашвили Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядрышникова Галина Андреевна

В статье обсуждается проблема методики воспитания современного ребенка. За основу ее берется гуманно-личностная концепция Ш. А. Амонашвили, включающая основы семейного воспитания. Свою концепцию Амонашвили назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителей вверх. В статье приведены некоторые результаты деятельности учителей начальных классов по этой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Городская творческая мастерская Ш. А. Амонашвили»

нии. Предложили ряд рекомендаций по организации питания ребенка. Ежедневно рекомендуем состав домашних ужинов и меню в выходные дни. Периодически консультируем по технологии приготовления блюд.

Подводя итоги восьмилетнего труда коллектива детского сада, можно сделать следующие выводы.

Одним из основных показателей, отражающих состояние здоровья детей и эффективность физически-оздоровительной работы, является заболеваемость. Так вот - до 1994 г. пропуски по болезни составляли до 22 дней на одного ребенка, а в последние годы не превышают 13 дней.

У большинства детей наметилась тенденция к активизации и повышению объема физических сил и возможностей.

Устанавливаются доверительные отношения между семьей и детским садом.

Но вместе с этим, детский сад переживает трудности с оснащением детской мебелью, компьютерной техникой, с созданием микроклиматических условий. Существенно осложняет организацию здоровьесберегающей системы ДОУ отсутствие в типовом штатном расписании врача, инструктора ЛФК, массажиста. Необходима новая нормативно-методическая документация, обеспечивающая гарантии качественного образования и медицинского обслуживания с учетом видового разнообразия ДОУ.

Мы считаем, что наш подход к укреплению здоровья детей отличается профилактической эффективностью, не требует дорогостоящей аппаратуры, способствует значительному улучшению состояния здоровья, не превращая при этом образовательное учреждение в лечебный санаторий.

УДК 37.018.58 ББК Ч421.0

ГОРОДСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Ш. А. АМОНАШВИЛИ

Г. А. Ядрышникова

Ключевые слова: развитие и воспитание младших школьников, гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили.

Резюме: В статье обсуждается проблема методики воспитания современного ребенка. За основу ее берется гуманно-личностная концепция Ш. А. Амонашвили, включающая основы семейного воспитания. Свою концепцию Амонашвили назвал ступенькой гуманной педагогики, ведущей учителей вверх. В статье приведены некоторые результаты деятельности учителей начальных классов по этой концепции.

Мы вступили в XXI в. с надеждой, что он принесет новое миропонимание. Какой должна быть школа будущего, какие идеи станут фундаментом воспитания нового человека, человека духовного, творческого, осознающего свою «миссию»?

Сегодня все большее число работников образования считают, что это будут идеи гуманно-личностной педагогики. Гимназия № 12, школы № 62, 70 г. Тюмени стали опорными площадками «Школы жизни» Ш. А. Амонашвили, работая в данном режиме уже 8 лет. Сейчас к ним присоединилась школа-сад № 85.

Для построения новой модели школы нужен ряд специальных педагогических условий, но главное из них - учитель, принимающий гуманно-личностную концепцию, философский подход к ребенку, понимающий свое предназначение. Как помочь учителю состояться?

С этой целью в нашем городе с 1995 г. работает городская творческая мастерская Ш. А. Амонашвили, объединяющая последователей гуманной педагогики - учителей начальных классов. Одной из задач этого творческого объединения было: создать в педагогических коллективах духовную общность, объединяя учителей на основе нового духовного сознания, строить гуманноличностное образовательное пространство, отдавая приоритет духовному воспитанию. Воспитание духовности - это основа гуманной педагогики. Главное условие жизни детей в образовательных учреждениях № 12, 62, 70, 85 - это принятие педагогом ребенка и ребенком педагога. Дети открываются тем, кого характеризуют доброта, внимание, отзывчивость, умение самому стать ребенком.

Дважды в год в наши школы приезжает Шалва Александрович и каждый раз с новыми идеями и заданиями для участников мастерской. Ш. А. Амонаш-вили не только декларирует свои идеи, он показывает учителям их реализацию на практике, проводя мастер-классы. На уроках Шалвы Александровича всегда что-то удивляет, дети испытывают радость открытия. Педагог тонко понимает душу каждого ребенка, старается заглянуть в его духовный мир.

Многие высказывания Амонашвили стали для нас аксиомой, например: «Благородный воспитывает благородного, добрый - доброго», «Учитель - художник жизни», «Учитель - герой духа». «Утверждающий - богат, отрицающий - беден», - это его первые слова, произнесенные для нас, чтобы мы начали думать, размышлять, ведь ответственность за воспитание сотен, а то и тысяч детей обязывает учителя познавать суть учений, на которых основано нравственное благополучие мира.

В гимназии № 12 и школах № 62, 70, 85 введены уроки духовности, человечности, общения. Педагоги стараются воспитать в детях такие личностные качества, как вежливость, отзывчивость, чуткость, стремление прийти на по-

мощь, умение общаться. На этих занятиях дети постигают, чувствуют важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определяют свою моральную позицию, упражняются в нравственно-этических поступках. Упражнения в добрых поступках каждый раз мотивируются, анализируются, совершенствуются.

Через газету «Встреча поколений» мы пригласили к разговору под рубрикой «Доброта начинается с детства» педагогов, родителей и детей. Ребятам было предложено написать сочинение на тему: «Какой бывает добрая душа?» Для родителей - педагогический практикум. По поводу высказывания украинского просветителя-гуманиста Григория Сковороды «Любить человечество легче, чем сделать добро соседу» мы предложили родителям ответить на следующие вопросы: «Согласны ли Вы с этим высказыванием?», «Умеют ли Ваши дети делать добро людям и всегда ли они нравственно к этому готовы?». К педагогам обратились с просьбой проанализировать жизнь своего класса за последнее время и подумать, какие в нем произошли изменения. Постараться определить, под влиянием кого или чего они произошли. Что можно пожелать своему коллективу на будущее?

Откликнулись как взрослые, так и дети. На вопрос: «Какой бывает душа?» дети отвечали по-разному.

Оля Чанышева, четвертый класс гимназии № 12: «Добрая душа всегда мягкая, отзывчивая, благородная. Такой человек не предаст, не скажет плохого слова даже своему недругу. Он не любит нахальства, не вступит в конфликт, защитит слабого.

Почему это так происходит? Просто человека так воспитали окружающие, близкие люди. Став взрослым, он не сделает ничего плохого никому.

Очень хорошо, если у человека добрая душа. Люди, пожалуйста, слушайте свое сердце, и у вас будет добрая душа».

Таня Яковлева, третий класс средней школы № 62: «У моей бабушки добрые-предобрые глаза с веселыми искринками, а руки теплые, ласковые и нежные, как лучики солнца. Моя бабушка очень добра ко всем. Рядом с ней всегда тепло и спокойно. И никакие беды мне не страшны, если рядом со мною бабушка - добрая душа».

А вот что сказали родители по поводу слов Григория Сковороды.

Лусинэ Сергеевна Какоян: «Слова “сосед” и “ближний” - это одно и то же. Любить ближнего как самого себя мы не умеем, поэтому с каждым днем таких несчастных людей становится все больше. Хочу сделать добро, смотрю на голодающих людей, на беженцев и думаю: “С чего начать? Сначала отмыть или накормить?” Я пишу о том, что вижу. И все мы видим это, но молчим, по-

тому что мало любим своего ближнего. Мы только любим своих детей, себя и своих родных. Любовь нужно доказывать делом, а не словами».

Мама семиклассника Миши Аксенова: «Да, я согласна с высказыванием Г. Сковороды, потому что любить что-то далекое, абстрактное легче, чем ежедневно заботиться о ком-то близком. Ведь это стоит определенных усилий.

Мы считаем, что наш сын - отзывчивый, добрый мальчик. Он старается по мере своих сил помогать тем, кто его окружает, искренне сопереживает и радуется успехам других. Мы считаем, что очень многое для воспитания таких качеств у Миши сделали его школьные учителя. Спасибо им за это».

Создавая единое образовательное пространство, учителя гимназии № 12 в основу положили стремление к максимально полному раскрытию потенциала развивающейся личности на каждом возрастном этапе. Образовательное пространство гимназии включает подготовительные курсы для детей 6 лет, начальную школу, среднюю и старшую ступени, дополнительные образовательные услуги, предметы по выбору, спецкурсы, кружки, факультативы, клубную и студийную работу.

В образовательный процесс классов «Школы жизни» введены новые учебные курсы: уроки письменно-речевой деятельности, уроки игры в шахматы, театральная деятельность, в мире музыки и танца. Ведут их грамотные, талантливые педагоги, ими разработаны авторские программы. Составлено четкое расписание групповых занятий с таким учетом, чтобы дети могли посещать не один, а два и более кружков по их желанию. Ведь чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого ученика, опираться на нее с учетом выявленных интересов, склонностей. «Ребенок и сам стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а мы помогаем ему, предоставляя соответствующие условия», - говорит В. А. Христель, заместитель директора гимназии № 12.

Педагоги делают все, чтобы в группе продленного дня дети занимались музыкой, танцами, рисованием, спортом, нашли занятие по душе, чтобы они научились самовыражению. Каждому ребенку хочется бывать на всех занятиях, участвовать во всех делах. И школьные дни являются для них смыслом жизни.

Учителям одним не справиться с решением проблемы: подарить детям жизнерадостный продленный день. Они нуждаются в помощи родителей, которые ведут часть кружков: тематика занятий зависит от их способностей, увлеченности, желания.

«Все, что говорят о гуманистическом образовании детей, очень интересно. Но реально ли это?» - часто задают этот вопрос родители и даже некоторые учителя. Как же нам вселить в них веру в идею гуманистического воспитания?

Может быть, они будут убеждаться в этом по мере того, как их дети будут меняться и развиваться?

Творчески использовать опыт учителей образовательных учреждений № 12, 62, 70 можно в любой школе при условии, что учитель любит детей. Подчеркиваю: любит!

Наш опыт не является еще совершенным, но педагоги, на мой взгляд, на верном пути. Они в постоянном творческом поиске.

В городе есть опыт воспитания духовности и культуры средствами учебных предметов в ряде других образовательных учреждений. Опыт коллектива учителей начальных классов школы № 17 изучен, обобщен и представлен на городском семинаре, который состоялся в январе 2003 г. Учителя используют воспитательный потенциал не только уроков федерального компонента, но регионального и школьного, что требует творческого подхода к отбору содержания и средств обучения. Ими ведутся новые курсы: «Этика», «Основы духовнонравственной культуры».

Творческий коллектив учителей начальных классов школы № 89 разработал программу по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни». Содержание программы изучено методистами ГИМЦ и рекомендовано к апробации.

Эффективность развития духовно-нравственной культуры младшего школьника зависит от взаимопонимания и взаимодействия учителя и семьи.

Занятия, встречи прошли на базе образовательных учреждений № 76, 70, 57, 56, 84, 85, 66, 27, 12, 62, 22. Эти учреждения практикуют разные формы взаимодействия с семьей по воспитанию духовности и культуры детей: родительские собрания с участием детей; родительский всеобуч; психологические тренинги; дискуссионный клуб и другие.

Все встречи с родителями (их содержание, атмосфера, в которой они проходят; настроение родителей; отношение к школе и т. д.) дают повод к размышлению, к самооценке своей профессиональной деятельности и необходимости совершенствования своего педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.