Научная статья на тему 'Элементы гуманной педагогики в творчестве Л. Е. Улицкой'

Элементы гуманной педагогики в творчестве Л. Е. Улицкой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманная педагогика / Шалва Александрович Амонашвили / цикл рассказов «Девочки» Л. Улицкой / сестры-близнецы Гаяне и Виктория Оганесян / human pedagogy / Shalva Aleksandrovich Amonashvili / cycle of stories “Girls” by L. Ulitskaya / twin sisters Gayane and Victoria Oganesyan

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Исраилова Камилла Исмаиловна

в данной статье рассматривается проблема гуманной педагогики в творчестве Л. Улицкой. В статье раскрывается содержание понятия «гуманная педагогика» и проанализированы концепция такого ученого как Шалва Александрович Амонашвили. Л. Улицкая пишет не просто произведения, затрагивающие вечные проблемы жизни, но и выступает в качестве гуманного педагога для своих читателей, призывая через призму своих произведений улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. В творчестве Л. Улицкой дети встречаются практических во всех произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF HUMAN PEDAGOGY IN THE CREATIVITY OF L.E. ULITSKAYA

this article deals with the problem of human pedagogy in the works of L. Ulitskaya. The article reveals the content of the concept of “human pedagogy” and analyzes the concept of such a scientist as Shalva Aleksandrovich Amonashvili. L.Ulitskaya writes not only works affecting the eternal problems of life, but also acts as a human teacher for his readers, showing through the prism of his works to improve something in his life, and not to adapt to the already established conditions. In the works of L.Ulitskaya children are found practical in all works

Текст научной работы на тему «Элементы гуманной педагогики в творчестве Л. Е. Улицкой»

ELEMENTS OF HUMAN PEDAGOGY IN THE CREATIVITY

OF L.E. ULITSKAYA Israilova K.I. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]

Israilova Kamilla Ismailovna - Master Student, FACULTY PEDAGOGY, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article deals with the problem of human pedagogy in the works of L. Ulitskaya. The article reveals the content of the concept of "human pedagogy" and analyzes the concept of such a scientist as Shalva Aleksandrovich Amonashvili. L.Ulitskaya writes not only works affecting the eternal problems of life, but also acts as a human teacher for his readers, showing through the prism of his works to improve something in his life, and not to adapt to the already established conditions. In the works of L. Ulitskaya children are found practical in all works. Keywords: human pedagogy, Shalva Aleksandrovich Amonashvili, cycle of stories "Girls" by L. Ulitskaya, twin sisters Gayane and Victoria Oganesyan.

ЭЛЕМЕНТЫ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ

Л.Е. УЛИЦКОЙ Исраилова К.И. (Республика Узбекистан)

Исраилова Камилла Исмаиловна - магистрант, факультет педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема гуманной педагогики в творчестве Л. Улицкой. В статье раскрывается содержание понятия «гуманная педагогика» и проанализированы концепция такого ученого как Шалва Александрович Амонашвили. Л. Улицкая пишет не просто произведения, затрагивающие вечные проблемы жизни, но и выступает в качестве гуманного педагога для своих читателей, призывая через призму своих произведений улучшать что -то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. В творчестве Л. Улицкой дети встречаются практических во всех произведениях.

Ключевые слова: гуманная педагогика, Шалва Александрович Амонашвили, цикл рассказов «Девочки» Л. Улицкой, сестры-близнецы Гаяне и Виктория Оганесян.

В переводе с латинского языка слово «гуманизм» означает «человечный» [4]. Гуманизм основан на идеях приоритета человеческих интересов и ценностей в обществе и в мире в целом. Это движение общественной мысли признает человека мерой всех вещей и направляет развитие человеческого сознания и по пути создания комфорта жизни, благоустройства, а главное - благополучия и достижения счастья. Гуманизм является проповедником идей добра, любви и уважения людей между собой. В этом смысле гуманизм лег в основу новой гуманистической педагогики.

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности. А особое внимание она уделяет детям, так как многие педагоги считают, что фундаментальные духовные качества личности формируются с детства.

Гуманная педагогика опирается на идеи таких великих педагогов, как Ян Амос Коменский, Песталлоци, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, которые стремились к формированию личности каждого ребенка и раскрытию ее талантов.

Шалва Александрович Амонашвили, грузинский и российский педагог, создатель гуманной педагогики, пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона» [3].

«Детство, детский возраст - период жизни человека от рождения до отрочества». _В

этот период ребенок проходит величайший путь в своем развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких, сверстников [5:96].

В творчестве Л. Улицкой дети встречаются практически во всех произведениях. Но эти рассказы о детях нельзя назвать детскими, так как все герои Л.Улицкой (в том числе и дети) с самого рождения живут в страшном мире и ощущают его враждебность физически, а сама писательница в своих произведениях выступает в качестве педагога, проявляющего свои действия через героев старшего возраста.

Сама Л. Улицкая тему детства в своих произведениях специально не выделяла. Это и не удивительно. В ее творчестве практически нет произведений, в которых все внимание концентрируется на изображении мира детства (за исключением, наверное, цикла рассказов «Девочки»). Чаще всего данная тема затрагивается, когда автор обращается к прошлому своих героев. Такой прием позволяет проследить связи прошлого и настоящего, увидеть истоки тех или иных поступков и действий персонажей, ведь всем известно, что мысль порождает поступок, поступок - привычку, привычка - характер, характер - судьбу, поэтому важно не допускать образования идеологического вакуума в мыслях детей. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Глубже всего мир детства раскрывается в цикле «Девочки». Главными героинями цикла становятся сестры-близнецы Гаяне и Виктория Оганесян. В водоворот их жизни вовлекаются все остальные герои цикла: одноклассницы, Тамара Колыванова, ужасная Бекериха и даже родители девочек. Детский мир стоится по своим законам, в котором родителям нет места, им отведена вспомогательная роль в осуществлении каких-то тайных замыслов детей.

Сама история их рождения и первых месяцев их жизни сама по себе носит отпечаток трагедии. В результате простого стечения обстоятельств и недопонимания отец девочек Серго уверен, что Гаяне и Виктория для него не родные дочери. Узнав об этом его предположении, Маргарита сходит с ума. В такой обстановке взрослеют девочки: «Они росли, смотрелись друг в друга, как в зеркало, быстро перенимая все навыки одна от другой, вечно обезьянничая» [6].

Именно через отношения двух сестер Л. Улицкая раскрывает основные черты мира детства в своих произведениях. Их нерасторжимая связь и способность чувствовать друг друга на расстоянии имеет и свою оборотную сторону. Необъяснимая зависть и ревность Виктории к Гаяне вскрывают безграничную жестокость мира детей. Первые ростки этой жестокости проявляются еще в младенческом возрасте, но «лет до трех посягательства Виктории ограничивались сугубо материальной сферой: она отнимала у сестры игрушки, конфеты, носочки и платочки» [7]. Постепенно это стремления задеть сестру в Виктории усиливается. Незначительная на первый взгляд кража имени у Гаяне перерастает в кражу родителей. Невинная шалость чуть не обернулась трагедией. «Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!» - считает Ш. А. Амонашвили [1].

«Грубость унижает человека. Следует всеми силами искоренять жестокость и грубость. Дети не жестоки, пока не столкнутся с первой жестокостью по отношению к себе. Лишь немногие готовы сами противостоять потоку темного хаоса» [2]. В то же время Л. Улицкая подчеркивает, что в детском мире жестокость гипертрофирована. Если гордую Бекериху взрослые дворовые люди невзлюбили, то для детей она становится олицетворением всего ужасного, что существует в человеке и в природе (не случайно именно ее Виктория выбирает в качестве «родной матери» для Гаяне, именно она становится главной героиней страшных рассказов девочки).

Людмила Улицкая пишет не просто произведения, затрагивающие вечные проблемы жизни, но и выступает в качестве гуманного педагога для своих читателей, призывая через призму своих произведений улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

Список литературы /References

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. М., 1983.

2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни. Изд.: Амрита-Русь, 2004.

3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.

4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. 5-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. С. 6.

6. Улицкая Л. Сонечка: Повести. Рассказы. С. 319.

7. Улицкая Л. Сонечка: Повести. Рассказы. С. 325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.