Научная статья на тему 'Гуманистические тенденции развития гимназического образования'

Гуманистические тенденции развития гимназического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазаева Муминат Багомедовна

В данной статье представлены условия организации работы гимназии на основе духовно-нравственных ценностей, принципов гуманно-личностной педагогики и соуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистические тенденции развития гимназического образования»

3. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. Мухиной. Методические материалы ВИИИТЭ, 1990, - 100 с.

4. Рябинова, С. В. Декоративность в живописи [Текст]: Методическое пособие

/ С. В. Рябинова. — Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 27 с. '

5. Сурина, М. О. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». [Текст] / М. О. Сурина, А, А. Сурин. - Москва: ЙКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 352 с.

УДК 34.09

М. Б. Муртазаееа

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследования, посвященные поиску причин благополучия и высокого уровня жизнитраждан в различных государствах мира, приводят к выводу о том, что они зависят от высокого уровня и качества образования. В связи с этим ведутся поиски более совершенных и качественных форм образования, одной из которых является гимназия.

Как известно, основной целью гимназического образования как классического было воспитание ума и воли молодежи независимо от того, какую область знаний изучает и к какой профессии готовит. Целью гимназического образования в России было «приготовление юношества к университетским наукам, которые по склонности оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает совершенствовать себя в университете» [1, с. 125].

Соответственно гимназическое образование России получило элитный характер, ориентированность на подготовку более способной молодежи к продолжению университетского образования, общекультурный и развивающий характер содержания и методов. Анализ источников досоветского периода позволяет выделить ряд традиционных факторов становления и развития гимназического образования в России:

- запросы и интересы наиболее обеспеченной части граждан-страны и передовой части педагогического сообщества;

- статус наиболее приемлемой формы закрепления и передачи образцового социокультурного мирового опыта;

- возможность обеспечения более высокого уровня образования и развития способностей молодежи;

I . '

■ М. Б. Муртазйева

- соответствие классического характера содержания образования политическим интересам государства;

- потребность развивающейся экономики в квалифицированных специалистах и государственных служащих.

Можно было ожидать, что возрождение гимназического образования в России в 1990-е годы связано с социальными факторами, аналогичными периоду возникновения старых гимназий, Но анализ причин и последствий инновационного педагогического движения в новых условиях показывает, что возникло оно не из государственных и общественных потребностей, а как следствие инициативы творчески настроенных педагогов, учителей-новаторов в ходе поиска новых форм, методов и средств обучения и воспитания, позволяющих максимально раскрывать и свободно развивать способности молодежи. Соответственно приоритеты в новых типах учебных заведений с классических традиций перешли к требованиям постнекласси-ческого и гуманистического подходов к гимназическому образованию.

Известно, что классическое образование ориентировано на известные научные и культурные ценности, усвоение знаний, развитие приемов умственных действий через методы науки, направление способностей человека на узкую область культуры для профессиональной подготовки, на сохранение традиционной национальной культуры и ментальности.

Постнеклассический подход к образованию, не отрицая значимость указанных факторов, переориентирует образование на актуализацию внутренних потенциальных сил человека, открытость познания, использование разных способов понимания мира, предоставление ученику свободы выбора, развитие общей культуры человека, создание в образовании пространства личностных смыслов для лучшего понимания учащимися ценностей культуры. Для постнеклассического подхода более значимыми являются причастность обучающихся к изучаемым знаниям и известному опыту, степень их совершенствования под влиянием образования, выход на возможность поиска новых знаний и способов их добывания и развития.

Такой подход к образованию в последние годы называют гуманно-личностным. В гимназическом как инновационном образовании постепенно начинают превалировать указанные выше признаки постнеклассического, гуманно-личностного подхода. Но при этом сохраняется явное противоречие между гуманно-личностным характером процесса обучения, его форм, методов, условий и сохраняющимся классическим характером содержания учебного материала почти во всех дисциплинах.

При этом представители официального образования и нормативной педагогики считают, что в гимназиях предусмотрена дополнительная подготовка по отдельным учебным дисциплинам и индивидуальные программы в целях гуманизации учебно-воспитательного процесса [2, с. 52]. Получается так, что основное классическое содержание дополняется более сложными воп-

росами этого же классического содержания для гуманизации, то есть очеловечивания, этого же содержания. Только остается догадываться о том, что же здесь понимается под гуманизацией. В научных же исследованиях явно замечен уклон в сторону гуманизации отношений в педагогической среде. Так, гимназическое образование считается «ориентированным на достижение духовных универсалий, обеспечение гармонии человеческих отношений, воспитания подлинного человека-творца свободной жизни и мысли, достижения обращения человека к своей сущности и потенциалу возможностей [3, с. 17]. Как видно, в этой позиции даже не упоминается характер содержания образования, на основе которого можно реализовать ожидаемые исследователем изменения в характере и отношениях учащихся.

Элитарный характер инновационных учебных заведений стали определять через сложность программ изучаемых предметов, отбор более квалифицированных учителей и создание высококультурной образовательной среды.

В противовес строгому классическому содержанию, ориентированности на средства «гимнастики ума» и нормативным организационным порядкам, традиционно присущим гимназическому образованию, в новых гимназиях провозглашен приоритет гуманно-личностного подхода к развитию каждого ученика.

Поскольку гимназическое образование направлено на максимальное раскрытие возможностей наиболее способной, самостоятельной, инициативной и творчески настроенной молодежи, то более совершенные его формы должны быть ориентированы на следующие положения гуманистической психологии:

- относительная автономность и поддержка спонтанной активности любого ученика (Э. Фромм);

- самоактулизация, как механизм автономии и процесса развития лич-

ности через предельные переживания и трудности, соразмерные потенциалу личности (А. Маслоу); ■

- автономия, способность раскрывать свои мысли, чувствовать и понимать другого человека как потенциальные возможности жизни (К. Роджерс) [4];

- возможность противоречия между элитностью, высокими притяза-

ниями, уникальностью личности, стремлением возвышения над другими и общей духовно-нравственной культурой человечества (В. В. Соловьев, А. Н. Бердяев) [5]. ■

Анализ работы советской школы со своим обязательным и строгим характером функционирования показывает, что даже в рамках жесткой регламентации самоактуализирующиеся педагоги (Ш. А. Амонашвили, Б. Н, Ильин,

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) смогли найти пути оптимального взаимодействия личностно-гуманного подхода и нормированного образо-

вания для развития личности и очеловечивания самого образования. При этом их идеи и опыт составляют единое целое пространство личностногуманного подхода, взаимно дополняя друг друга. Так, А. С. Макаренко сочетал доверие и достоинство ребенка с высокими требованиями к нему,

В. А. Сухомлинский придерживался оптимизма в воспитании гражданина через благотворное и гуманное влияние педагогической и социальной среды, Е. Н. Ильин все усилия предлагал сосредоточить на побуждение и поддержку энергетических и познавательных сил ребенка, приводящих к его самоактуализации. Великий гуманист в современной российской педагогике Ш. А. Амонашвили настаивает на взаимодействии внутренних позитивных сил детей, приобщения их к человеческой культуре и очеловечивания педагогической среды влияния на детей младшего школьного возраста [б].

В последнее время возникли концепции воспитания молодежи на основе духовно-нравственных ценностей, в которых предлагаются пути эффективной реализации данной концепции в образовательных учреждениях [7].

Анализ различных позиций по отношению к гуманизации образования показывает, что пока сохраняется ряд проблем, связанных со взаимодействием научного содержания учебных предметов, обеспечивающих элитарность гимназического образования, и духовно-нравственными ценностями, направленными на развитие общей культуры гимназистов, и гуманно-личностным подходом к организации педагогического процесса, способствующим самоактуализации личности гимназистов.

Приняв предметом исследования поиск условий обеспечения такого взаимодействия в повышении качества гимназического образования, мы решили ряд задач:

1. Выявление духовно-нравственного потенциала содержания гимназического образования.

2. Разработка концепции взаимодействия нормативного содержания,

опыта социальной практики, .

3. Выявление и экспериментальное обоснование условий этого взаимо-

действия при гуманно-личностном подходе к организации педагогического процесса в гимназии. .

Исходя из диалектических позиций, мы изучили исходное состояние предмета исследования и отношений учителей и гимназистов к его влиянию на их свободное развитие. При этом были выделены области гимназического образования: знания, образовательные средства, культурная среда гимназии, взаимоотношения и позитивные изменения в себе как результат.. Всего было протестировано более 300 учащихся в гимназиях и пилотных школах Республики Дагестан.

Результаты показали, что 46,8% пока предпочитают знания в их классической форме, их значимость для профессиональной подготовки отметили 30,9% гимназистов и только 22,3% указали на гуманный характер отноше-

ний в гимназиях. На то, что гимназия помогает их свободному развитию, указали всего 30,6% учащихся по всей выборке.

Получается, что в инновационных учебных заведениях пока и учителя, и учащиеся ориентируются на качественное усвоение известных знаний для поступления на избранный факультет вуза. Развитие общей кулыуры и самоактуализация, помогающая максимальному раскрытию и реализации способностей, остаются пока без должного внимания.

Продолжая дальнейшие поиски, мы предположили, что для приведения учащихся к гуманным взаимоотношениям с другими людьми и понимания значимости самоактуализации, необходима практика испытания свободой, что потребовало разработки новой концепции гимназического образования.

В новой концепции выделены следующие специфические компоненты:

- цель, направленная на формирование общей культуры, самоактуализацию и готовность гимназистов к продолжению учебы в избранной области образования;

- выделение в учебном плане блока дисциплин социальной практики (технологии, народоведения, ОБЖ, риторики и художественной культуры), формирующих духовно-нравственные ценности личности;

— выделение в остальных учебных предметах их духовно-нравственного потенциала;

— разработка содержательных связей в учебных предметах нормативных знаний и духовно-нравственных ценностей и средств их реализации;

-разработка типов учебных занятий и иных форм деятельности на основе духовно-нравственных ценностей;

- создание условий применения в педагогическом процессе методик гуманно-личностного подхода: изучение общечеловеческих ценностей, аналогии ситуаций социальной практики и духовно-нравственных ценностей и формирования обобщенных умений учебного познания.

— выделение в качестве оценки результатов: наличие у выпускников базовой народной культуры, ориентированности на межкультурный диалог, развитости общеучебных умений и самоактуализации в области профессии, адекватной своим способностям.

В нашей концепции установлено иерархическое соответствие сфер развития личности, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и учебных областей содержания образования. Так, с физическим развитием связаны ОБЖ, труд и физкультура, которыеприводят к воспитанию праведности — правильному поведению и отношениям с другими людьми. Развитию эмоциональной сферы личности способствуют музыка, чтение, ИЗО, которые приводят к миролюбию, спокойствию души. Развитию механизмов психики служат тренинги желаний и выбора, -помогающих регулировать

силу желаний для умеренной жизнедеятельности. Развитие интеллектуальной деятельности через естественно-математические дисциплины способствует формированию мировоззрения, оценки истины, пониманию добра и зла в жизни человека. Духовно-нравственная сфера через понимание справедливости формируется в социальной практике. Справедливость является качеством, регулирующим все сферы деятельности и намерений человека.

В ходе реализации концепции духовно-нравственного воспитания в условиях гуманно-личностного подхода выделилась тенденция развития трехступенчатого гимназического образования. На первой (базовой) ступени (1-6 классы) приоритеты определяются содержанием и методами, опирающимися на опыт учащихся в социальной практике, социо-культурной и семейной жизни. На этом этапе лучше формируется сознание самоидентификации детей со своим народом, условиями и требованиями национального характера, языка, народной культуры.

Исходя из этого разрабатывались и испытывались типы уроков с преимущественной направленностью на:

- воспитание духовно-нравственного качества «справедливости»;

- воспитание эмоционально-психических качеств «миролюбие», «милосердие», «великодушие»;

- воспитание эмоционально-психического качества «любви и нормирования силы желания»;

- воспитание физического качества «праведности, правильного поведения».

При разработке и проведении уроков на этой ступени гимназического образования использовали комплекс методик: 1) Обучение общечеловеческим ценностям, включающее сидение в тишине, обсуждение изречений, групповое пение, обсуждение рассказов, историй и ролевые игры; 2) Выращивание письменно-речевой деятельности, расширенной особенностями межязыковой интерференции произношений народных языках; 3) Обучение духовно-нравственным истинам посредством символов социокультурной практики, расширенной элементами мудрых мыслей и традиций самобытной жизни горских народов.

Чтобы представить более ярко инновационный характер этих методик и их возможности влияния на формирование духовно-нравственных взглядов, отношений и поведение учащихся, приведем описание типичного урока.

Тема: Великодушие.

Девиз: Кто делает добро, тот обретает счастье.

Цели и задачи урока: 1. Осознание детьми простой истины: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни.

Развитие способности находить в поступках персонажей причины, побуждающие их поступать так, а не иначе.

Воспитывать в детях великодушие, милосердие, толерантность.

Призывы: Поговорки:

«Спешите делать добрые дела» «Себя не знающий - людей не знает»

«Учись отдавать и прощать» «Враг камнем ударит, а ты его хлебом бей» «Не позволяй душе лениться» «Около золота и железо блестит»

Ход урока

1. Приветствие. Настрой на урок.

Здравствуйте дети. Закройте глазки. К сегодняшнему уроку я готовилась долго. Хочу предложить вам одну истину: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни.

Пусть в ваших сердечках найдется место великодушию, милосердию, взаи-мотерпимости. Скажите себе: Я великодушный, у меня самое доброе сердце. Откройте глазки. В ваших сердцах лежит прекрасный бутон, и он раскрывается, лепесток за лепестком.

2. Сюрпризы детей.

Давайте повторно прочитаем рассказ «Белый носовой платок». Читаю рассказ не до конца. Кто является главными героями? Что выдумаете о сыне? Какая ценность этого рассказа? Как бы продолжили рассказ вы?

Ученики читают сочиненное продолжение рассказа, опираясь на пословицу «Любовь живет, давая и прощая. Эгоизм живет, получая и забывая» (4-5 уч.) Сопоставление с концом рассказа у писателя.

Выборы редколлегии для издания рукописного журнала рассказов учащихся о милосердии.

3. Сюрприз учителя.

Беседа по теме «Великодушие»

Как вы понимаете слово «великодушие»? (ответы уч-ся)

Великодушие — велик + душа.

Великодушным называют человека, обладающего высокими душевными качествами, готового бескорыстно жертвовать своими интересами для других. Как вы заметили, великодушие - высшее качество человеческой личности. Примером великодушия является жизненный путь матери Терезы. Рассказ учителя.

О великодушии говорится в Коране и в Библии.

Объясните пословицы и изречения о великодушии.

1. Спеши творить добро, не ожидая взамен благодарности.

2. Делай хорошее не за что - то, а просто так.

3. Встретив путника на узкой тропинке, уступи ему дорогу.

4. Кто скоро помог, тот дважды помог.

5. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

6. Добро существует там, где его постоянно творят.

Рассказы-этюды: Кого и почему вы называете великодушным?

Выборы редколлегии для издания рукописного журнала «Великодушие»

Я подготовила для вас рассказ Бориса Александровича Ганаго «Попугайчик». Послушайте его. .

4. Рассуждения учащихся.

- Каков а идея р ассказ а? ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Кто делает добро, тот обретает счастье. Только отдавая, мы получаем)

- Что побудило главного героя, Петю, поступить так, а не иначе?

- Как понимаете слова мамы: «Вот и ты человеком становишься .„, у тебя проснулась душа»?

Найдите этот момент в рассказе и перечитайте его.

Как бы вы ответили на вопрос Пети, «Что такое душа»?

(Способность любить) .

Какими качествами души должен обладать хороший человек?

Подберите прилагательные, характеризующие Петю (Записываем предложения детей)

Петя ...

добрый

внимательный

щедрый

заботливый

чуткий

отзывчивый

Итак, наш рассказ заканчивается словами: «Я не берусь описывать,... что было дальше. Представь это сам ...»

5. Творчество учащихся.

Мы - соавторы.

Закройте глазки, приложите руку к сердцу, т. к. сердце - самый лучший друг и советчик.

Прислушайтесь к тому, что оно вам говорит. Станьте соавторами. Отправьте в полет свои мысли, продолжите рассказ о Пете.

Дети дописывают рассказы-этюды.

Чтение 4-5 рассказов и выбор ответственного за альбом «Рассказы-этюды о великодушии».

Положительная оценка работы учащихся на уроке.

6. Подведение итогов урока.

Что такое великодушие? (Лучшее человеческое душевное качество) Какими качествами должен обладать великодушный человек? Учащиеся называют: сердечность, сострадание, отзывчивость, милосердие, чуткость, сочувствие, доброта, заботливость, человечность. На доске составляется «цветок души».

На второй ступени (7—9 классы) гимназического образования выделяются основные духовно-нравственные ценности в интеграции с содержанием учебных дисциплин, происходит конкретизация выбора профиля дальнейшего обучения, а усилия остальных дисциплин способствуют развитию общеучебных умений учащихся.

На этом этапе оправдывают себя методики «изучения общечеловеческих ценностей» и «развития обобщенных умений и приемов учебного познания».

На третьей (профильной) ступени (10-11 классы) наблюдается интеграция в учебном процессе постнеклассического содержания, общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей с гуманно-личностным характером взаимоотношений в культурной среде гимназии. На этом этапе приоритетом становится самоактуализация личности гимназистов и утверждается профессиональное самоопределение. .

Более эффективными методиками на этом этапе становятся самопрезен-тации, индивидуальные траектории образования и творчества, творческие конкурсы, индивидуальные научные и социальные проекты.

Традиционными становятся индивидуальные оригинальные проекты типа: «Размышления о некоторых аспектах... мировоззрения», «Прошлое, настоящее и будущее...», «Правовое, нравственное и народное...», «Фразеология - мудрость народной мысли и лингвистический анализ...», «Религия, нравы и политика...», «Семья в демографической программе...», «Духовная, массовая и народная культура...», «Экономика, разум и технологии в сегодняшней жизни...». .

Именно в таких индивидуальных и групповых (профильных) проектах формируется прогностическая мысль творческие способности более развитой молодежи в гимназиях как передовых формах развития образования. В таких условиях гимназии становятся инкубаторами передовых технологий и тенденций развития человека в новых социальных условиях.

Спецификой дополнительного гимназического образования в нашей концепции является структурное и содержательное интеграционное поле культуры. В каждой образовательной области в начале мы знакомимся, анализируем и оцениваем ценности народной, традиционно присущей социальной практике культуре, после переходили к аналогичным ценностям иных культур и заканчиваем свои оценки сравнением, организацией межкультурных диалогов и оценкой их на основе полученного опыта учащихся.

Для более наглядного представления этого процесса предлагаем примерную структуру учебных программ, испытанных в эксперименте.

Так, в обществознании нами выделены следующие содержательные элементы: ■ -

- назначение и цели программы;

- характеристика содержательного потенциала духовно-нравственных ценностей;

- аналогии заданных ценностей в социальной практике и жизни самих детей;

- возможности гуманистического влияния духовно-нравственных ценностей на учащихся; .

- виды связей с дисциплинами цикла;

- способы и формы работы; '

- ожидаемые результаты и критерии их оценки.

В программе «Язык и жизнь народа» основной целью поставлен показ истории развития народа в языке и художественном творчестве. Содержательными линиями выделены:

а) создание представления о языке как хранилище культурных ценностей народа;

б) принятие художественного творчества народа за источник культуры и языка народа;

в) самоидентификация детей к языку и культуре народа;

г) углубление в лингвистических проблемах устного разговорного и грамматического языка.

В программе «Сценическое искусство» ■ представлена следующая композиция:

Цель: облагораживание души ребенка и развитие личностных качеств.

Условия реализации программы:

- наличие средств народной культуры;

- наличие педагога, увлеченного искусством и верящего в творческий потенциал самоактуализации детей.

Формы занятий: рассказ, пересказ прочитанного, чтение-импровизация, анализ образов и ситуаций, дискуссия, просмотр образцов-ролей, конкурсный отбор ролей, поисковая деятельность, свобода культуры досуга.

В авторской программе «Технология (дизайн)» представлены направления:

- народная кукла и символы;

- коллекционная кукла;

- костюмы народов мира; .

- свадебное платье и аксессуары; .

- художественная вышивка;

- дагестанский орнамент одежды. ■

В авторской программе «Риторика» для учащихся начальной школы предложены: «Красноречие-сладкоречие», «Учимся прислушиваться», «Как говорим», «Как говорить», «Что, где, когда», «Свой светлячок», «Большие мысли в малом слове».

Каждая из этих программ предусматривает выполнение учащимися творческих работ, создания фонда таких работ и ученических лабораторий их изучения и собственной школы творчества учителя.

Воспитание на основе духовно-нравственных ценностей в гимназиях отличается от обычной практики образования тем, что акценты от исполнительности переходят на ответственность, инициативу, достоинство и праведное поведение каждого участника педагогического процесса: руководителя, педагогов, учащихся и родителей.

Наше исследование убедительно показало, что в условиях решения задач по подготовке специалиста, культурного человека актуальным становится заинтересованность руководителей в привлечении всех работников к разработке и реализации управленческих решений. Такой стиль управления можно назвать соуправлением. Соуправление в нашей концепции опирается на ряд принципов:

- создание условий для самоактуализации максимального раскрытия

способностей учителей в области своей компетенции; .

- конкурс мастерства учителей в направлении воспитания по пяти общечеловеческим ценностям;

- конкурс мастерства учителей по трем методикам организации уроков на основе гуманно-личностного подхода;

- выделение лидеров компетентности на трех этапах гимназического образования;

- создание групп поиска вокруг лидеров для реализации эффективных условий воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся.

Реализация этих принципов позволила нам выделить следующие направления соуправляющих групп и механизмы их функционирования в системе управления гимназии.

1. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

2. Реализация гуманно-личностного подхода в смыслоречевой деятельности учащихся в начальных классах.

3. Воспитание духовно-нравственных ценностей учащихся через социальную практику.

4. Духовность человека в художественном творчестве и народном

фольклоре. . •

5. Гуманный потенциал общественных наук и социальной практики.

6. Гуманный характер человека в природе и самоорганизации.

7. Математика как основа разумной и умеренной жизни человека.

8. Здоровый и праведный образ жизни человека.

Тем самым мы изменили существующую систему предметных комиссий и методических объединений, которые в обычной практике создавались формально. Перечисленные направления соуправления возникли в ходе экспе-

римента по инициативе и компетентности их лидеров, сумевших утвердить себе и собрать вокруг себя увлеченных и понимающих друг друга коллег.

При этом тактическое управление происходит на уровне работы этих групп и не требует руководящих указаний. Взаимодействие их с директором и заместителями происходит на стратегическом уровне постановки целей, в совместном принятии управленческих решений и на этапе контроля и оценки результатов. .

Анализ механизмов соуправления гимназией с позиций гуманно-личностного подхода позволяет выделить некоторые преимущества, которыми могут пользоваться руководители и учителя других инновационных образовательных учреждений.

1. Руководитель, ориентированный на общечеловеческие духовно-нравственные ценности старается собрать в коллектив или выращивать из тех, кто в коллективе специалистов, свободно мыслящих, инициативных, способных взять на себя ответственность за тот участок работы, где максимально раскрываются их способности и возможности,

2. Благие помыслы и человеколюбие сами по себе не приводят к успеху в управлении, а требуют усиленного изучения закономерностей управления и владения умениями их вариативного использования в своей работе.

3. Доброжелательное и доверчивое отношение к работникам вызывает понимание и ответственность с их стороны в трудном деле воспитания человека, которого общими усилиями можно самого вызвать в союзники.

4. Ориентированность управления на общечеловеческие ценности: справедливость, праведность, миролюбие и истина и любовь позволяет:

— учитывать характер и потенциал учителей и учащихся;

— в случае неудачи, сохранять лицо, опираясь на добрые намерения;

— замечать и поощрять инициативу и достижения каждого;

— с уверенностью поручать компетентным, перспективным учителям учащимся ответственные дела;

— обращаться открыто к работникам за помощью и поддержкой в неопределенных ситуациях и трудностях.

5. Превосходством руководителя, идущего на соуправление, является то, что он может выступать генератором идей, направлять действия лидеров, выращивать в коллективе управленцев и организаторов самореализации и самовоспитания учащихся.

6. Уверенный в себе руководитель, допуская ошибки или испытывая трудности, не делает из них трагедии и совместно с коллективом ищет причины и пути их устранения.

7. В саморазвивающемся коллективе учителей, учащихся необходимо всегда ожидать «возмутителей спокойствия», если их нет, надо стимулировать их на новые оригинальные идеи, уважать таких людей и стараться

объективно воспринимать, оценивать и учитывать объективную критику для развития указанных направлений работы.

8. Немало усилий требуется от руководителей, лидеров групп, учащихся-организаторов в процессе убеждения коллектива в перспективности, продуктивности и реальности своих новаторских инициатив, идей, доводя их до проектов, мастер-классов, аналогий с известным опытом.

9. Саморазвитие и стремление к постоянному совершенству педагогов и учащихся руководитель может сохранять, постоянно испытывая работников в новых делах, где они должны прилагать максимум усилий, способствующих как успеху дела, так и их самореализации.

Обобщая результаты исследования по организации работы гимназии на основе духовно-нравственных ценностей, можно выделить тенденции его развития по следующим сензитивным приоритетам гуманно-личностной педагогики:

1. Повышение требований к элитарному характеру гимназического образования, способного удовлетворять и развивать высокие способности и природный потенциал учащихся-гимназистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основной целью гимназии определить максимальное раскрытие природной одаренности детей для подготовки высококвалифицированных и мобильных специалистов для развивающейся экономики.

3. Расширение общекультурного гуманитарного потенциала образовательного пространства гимназии через интеграцию нормативного содержания и духовно-нравственных ценностей и разнообразных форм межкуль-турной коммуникации.

4. Утверждение статуса прогимназии как центра развития базовой народной культуры и формирования самоидентификации учащихся с ментальностью, национальным характером и культурой своего народа.

5. Переход содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на постнеклассический характер познания, социальный подход отношений и идей самоактуализации в самоопределении личности.

6. При формировании профильного самоопределения гимназистов в одном цикле учебных дисциплин усилия остальных учебных дисциплин общего среднего образования сосредоточить на формировании обобщенных учебных умений и утверждении ценностей базовой культуры личности.

7. Создание пространства духовной общности гимназистов и педагогов на основе принципов гуманно-личностной педагогики.

8. Перевод механизмов управления гимназией на принципы и методы соуправления, позволяющего максимально мобилизовать инициативу и творческий потенциал педагогов и учащихся.

Выявление и оценка, гуманистических тенденций развития гимназического образования значимы в современном обществе в связи с требованиями рыночных отношений в экономике и производстве к мобильному и творчес-

кому характеру труда специалистов и необходимы для остановки процессов духовного обнищания молодежи под влиянием провозглашенной свободы нравов в обществе.

Библиографический список

1. Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804) // История педагогики в России [Текст]: хрестоматия / Сост. С. Ф. Егоров - М.: Академия, 1999. - 400 с.

2. Гимназии // ПЭС. - М. : БРЭ, 2003. - 528 с.

3. Фирсова, М. М. Элитарность современного гимназического образования: история,, мифы и реальность. [Текст] / М. М. Фирсова. // Вестник образования России, - 2008, - № 22. - С. 54 -59

4. Хьелл, Л. Зиглер, Д. Теория личности. - 3-е изд. [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер, 2004 - 607 с.

5. Таинственнее чем мир [Текст] / Сост. В. М. Кларин, В. М. Петров. - М.: Знание, 1991 — 80 с,

6. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст] / Ш. А. Амонашвили. -М.: Нздат. дом Ш. Амонашвили, 2000. - 144 с.

7. Маллаев, Д. М. Духовно-нравственное возрождение России на основе общечеловеческих ценностей [Текст] / Д. М. Маллаев // Поиск истины — Дагестан, — 2003.-№9-10.-С. 46-50

УДК 31

Н. Н. Ефимова

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОЙ УЧЕБНОЙ НАГЛЯДНОСТИ

Исследования в области возрастной и педагогической психологии убеждают в том, что младший школьный возраст содержит богатые возможности для развития творческого мышления. Однако для реализации этой возможности необходимо создать соответствующую образовательную среду. Формирование творческой направленности мыслительной деятельности младшего школьника в значительной мере определяется соотношением репродуктивных и продуктивных действий в структуре учебно-познавательной деятельности, а также взаимосвязанностью соответствующих когнитивных и личностных компонентов в процессе становления системы «творческое мышление» [5; 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.